Главная » 2018 » Май » 19 » ...Из статьи Ивана Ефремова "Восходящая спираль эволюции" (1972)
00:12
...Из статьи Ивана Ефремова "Восходящая спираль эволюции" (1972)

***

***

***    

***

Вчера взял с полки "Таис Афинскую " Ив. Ефремова, с удовольствием перелистал... На мой взгляд, лучший русский роман об античности. Но поговорить захотелось не об этом.

В любой книге Ефремова больше всего привлекает удивительно цельное и ясное мировоззрение, которое, полагаю, во многом объясняется хронологическими рамками жизни писателя и ученого: 1908-1972 гг. Он многое видел — Победу, успехи страны, но многого не успел увидеть (может быть, к счастью) — как тонкий яд цинизма, зависти, инфантилизма разъел все общественные устои и идеалы. Однако именно это неувиденное, скорее всего, и не позволило зародиться червоточине в его мыслях о жизни, о будущем. Он писал "Туманность Андромеды" как откровение судеб человечества и "Час Быка" как антиутопию. Вышло все наоборот: сегодня будущее Земли видится, скорее, в жуткой судьбе планеты Торманс, а реальность "Туманности Андромеды" туманна как никогда. Добавьте к этому, что о многих болевых точках современности во времена Ефремова просто не догадывались. И уж тем более, никто не мог представить, что исчезнет сам геополитический и социально-экономический фундамент под названием СССР, который позволял мыслить о справедливом устройстве человеческого общества в оптимистическом духе.

Но всё равно, мысли умного человека, ученого, писателя представляют интерес, даже если с ними хочется спорить (а, может, именно в этом случае). Привожу ниже выдержки из статьи Ив. Ефремова "Восходящая спираль эволюции" (1972) — статьи, оказавшейся, увы, для него итоговой. Заголовки — мои.

О причинах популярности фантастики

Неизбежная в наше время концентрация населения в больших городах, особенно в капиталистических странах, ухудшает индивидуальное здоровье, физическую крепость и повышает нервную напряженность жизни. Отсюда множество психологических сдвигов, особенно сильных в странах с высоким уровнем жизни. Прежде всего пьянство и наркомания как попытка дать отдых перегруженной нервной системе, уйти от давления условий жизни, понизить уровень восприятия мира до тупости животного. Затем дикие взрывы хулиганства в результате ослабления тормозящих центров мозга и прежде всего самодисциплины. И, наконец, то, что на Западе зовется эскапизмом — стремление уйти куда попало от жизни непосильной и тревожной. Более тонкий вид эскапизма — мечта о других мирах, с прекрасными принцессами, ожидающими землян в садах немыслимой красоты. Отсюда громадный успех фантастических произведений о космосе.

Воспитание человека будущего

Итак, совершенная форма научного построения общества — это не просто накопление производительных сил, а качественная ступень. Диалектическая взаимозависимость проста: новые общественные отношения без новых людей совершенно так же немыслимы, как новые люди без новой экономики. Таким образом, главная задача общества — воспитание, физическое и духовное развитие человека.

Чтобы хорошо воспитать человека, надо заставлять его работать по четырнадцать часов в сутки, но уж непременно над разными вещами. Школьные занятия сменять катком, танцами, ездой на автомобиле, спортом, музыкой. Никакие дачи, мебели, машины и капиталы ничего не дают, если нет человека, если он не воспитан стойким, любознательным, активным делателем жизни, любви, знания, если он не идет по жизни сам, не создает ее своим трудом.

Нельзя выпускать ребенка в мир невооруженным идейно, необученным основам знания физиологии, наследственности, психологии, исторической диалектики. Только из таких знаний, из серьезной подготовки вырастает устойчивая собственная мораль и убежденность в правоте, которая выдержит любые удары жизни.

Красота и нравственность

Развитие эмоциональной стороны человека — важнейший долг искусства. Только оно владеет силой настройки человеческой психики, ее подготовки к восприятию самых сложных впечатлений. Кто не знает волшебной легкости понимания, дающейся предварительной настройкой — музыкой, красками, формой? И как замыкается человеческая душа, если ломиться в нее грубо и принудительно. Широчайшее распространение искусства приведет к тому, что практически каждый человек овладеет каким-либо его видом, сменяемым в различные периоды жизни.

Прекрасное служит опорой души народа. Если сломить, разбить, разметать красоту, то ломаются устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизнь. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, люди обращаются в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо.

Поэтому важнее всего для судьбы людей и государства — нравственность народа, воспитание его в достоинстве и уважении к предкам, труду и красоте. Все рушится, когда этого нет.

Психологическое совершенствование

Психологическое совершенствование представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости. Чем больше мы познаем всю величайшую сложность нашего организма, тем яснее становятся громаднейшие резервы и самые неожиданные возможности, в нем заложенные. Человек, как организм, биологическая машина приспособлен к тому, чтобы время от времени переносить громадные напряжения всех сил. На это рассчитана и психика, и потому такие мгновения приносят ни с чем не сравнимую радость. Они неизбежно редки, не могут быть долгими, да и обстановка, их вызывающая, всегда чрезвычайна и во многих случаях заканчивается смертью. Помните прекрасный рассказ Г. Уэллса«Зеленая дверь» — туда нельзя заглядывать часто потому, что можно не вернуться. Высшее счастье человека всегда на краю его сил.

Диалектический парадокс заключается в том, что для построения коммунистического общества необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма каждого человека. Пусть будет место для духовных конфликтов, вечной неудовлетворенности, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира. Однако между «я» и обществом должна оставаться грань. Если она сотрется, то получится толпа, адаптированная масса, отстающая от прогресса тем сильнее, чем больше ее адаптация.

Необходимость романтики

Одно из непременных условий возникновения нового общества — романтическое видение мира. Романтика — роскошь природы, но она совершенно необходима в хорошо устроенном обществе. От избытка телесных и душевных сил в каждом человеке быстрее возрождается жажда нового, частых перемен.

В моем представлении для внутреннего мира человека будущего будет характерно равновесие и умение быстро восстанавливать в себе покой, что возможно лишь при избытке психологической крепости и воли. Беспечная веселость как сознание собственной силы и неослабной заботы всего человечества. Простота и искренность, основанные на глубочайшем сознании ответственности за каждый поступок, на тонкой гармонии индивидуальности, приведенной в соответствие с обществом и природой. Чуткая внимательность ко всему. Быстрота движения и мыслей, сочетающаяся с уверенностью и внутренней гармонией.

Экология и инфраструктура будущего

Объединение всех народов нашей планеты в коммунистическом обществе исключит расхождение между насущными потребностями человека и ходом развития науки и техники. Возникнет естественная возможность решать грандиозные задачи по преобразованию природы, не нарушая экологического равновесия.

В своих произведениях я высказал несколько предположений, о которых имеет смысл упомянуть. Очевидно, будут перераспределены жилые и промышленные зоны планеты. Искусственные «солнца» над полюсами сильно изменят климат... Расширится субтропический пояс планеты. В цветущие сады превратятся жаркие пустыни. Будут обводнены высокие азиатские плоскогорья. Ослабнут кольца пассатных ветров. Прекратятся ураганные ветры и разрушительные наводнения. Благодаря огромным каналам и рассечению горных хребтов уравновесится циркуляция водных и воздушных масс Земли. Мудрая и осмотрительная осторожность наших потомков при решении этих задач, конечно, исключит нарушение интересов людей.

Колоссальные массивы деревьев — хлебных, ягодных, ореховых, с тысячами сортов богатых белками плодов — охватят планету двумя поясами в сотни миллионов гектаров. На гигантских металлических плотах в океанах будут плавать рыболовные, белковые и солевые заводы. Будут созданы автоматические предприятия для производства искусственного мяса, молока, масла, икры, сахара, растительного желтка. Автоматы заменят человека и при добыче полезных ископаемых. Все материки и страны будут не просто связаны, но объединены Спиральной дорогой.

Дальнейшая эволюция человека

Облик человека, единственного на Земле существа с мыслящим мозгом, конечно, не случаен. Он отвечает требованию наибольшей разносторонности, возможности нести громадную нагрузку и соответствует чрезвычайно активной нервной системе.

Человек еще на ранних стадиях своего формирования развился как универсальный организм, приспособленный к разнообразным условиям. Переход к общественной жизни определил еще большую многогранность. Красота человека — это, кроме совершенства, еще и универсальность назначения, усиленная и отточенная умственной деятельностью, духовным воспитанием.

Мыслящее существо из другого мира, если оно достигло космоса, также высокосовершенно, универсально, то есть прекрасно! Никаких мыслящих рогатых и хвостатых чудовищ, человекогрибов, людей-осьминогов не должно быть.

Мышление следует законам мироздания, которые едины повсюду, и не может быть никаких «иных», совсем непохожих мышлений, так как не может быть человека вне общества и природы. И на высшей ступени развития никакого непонимания между мыслящими существами быть не может.

Поэтому я не допускаю, что так называемые «инопланетяне» могут в настоящее время инкогнито находиться на Земле среди людей. Их появление подразумевает более высокую цивилизацию, благодаря которой они могут переноситься в пространстве и приспосабливаться к земной жизни. Обладая таким могуществом, они не могли бы не вмешиваться в нашу плохо устроенную, полную страданий жизнь с тем, чтобы помочь человечеству найти путь к совершенству. А мы не замечали этого ни при каких обстоятельствах, даже при чудовищных зверствах фашизма.

Вопрос вмешательства — невмешательства, обсуждавшийся в нашей фантастике с таким излишним пылом, не может стоять перед высокоморальным и высокоцивилизованным человеком и человечеством. Другое дело — вопрос о форме этого вмешательства. Вот это чрезвычайно интересная тема для фантастики.

Источник: журнал "Техника — молодежи", 1978, № 10, с. 48—51.                        

*** Источник:  Размышления фантаста | забытые истории    https://zen.yandex.ru/media/sergeytsvetkov.livejournal.com/razmyshleniia-fantasta-5afbbdbf55876bb6e6cae8ab      

***   

 

 

 

***

Таис поджигает Персеполь. Картина Джошуа Рейнольдса, 1781 г..jpg

***   

...Птолемей следил за её бесшумными движениями. В прозрачном серебрящемся хитоне эолийского покроя из тончайшей ткани, которую ввозили из Персии, среди комнаты, затененной зелеными занавесями, Таис казалась облитой лунным светом, подобно самой Артемиде. Она распустила волосы, как пирейская девчонка, подхватив их у затылка простым шнурком, и была воплощение веселой юности, дерзкой и неутомимой. Это удивительно сочеталось с уверенной мудростью женщины, сознающей свою красоту, умеющей бороться с ловушками судьбы, – то, что было в ней от знаменитой гетеры самого великолепного города Эллады. Контраст губительно неотразимый, и

Птолемей, вонзив ногти в ладони, едва не застонал. Разлука не могла быть короткой. Скорее всего он терял Таис навсегда, ибо как могла Афродита не дать новой женской службы такой дивной её помощнице? Покоряясь неодолимой силе Эроса, он улучил мгновение и, поймав Таис, притянул её к себе.

– Я не могу не уехать. У царевича плохие дела – новая ссора с отцом. Он вместе с матерью бежал в Эпир. Боюсь, жизнь его под угрозой. Александр не покинет мать, которая рвется к власти,- опасная вещь для бывшей жены…

– Разве я упрекаю тебя?

– Нет, но это и плохо,- Птолемей улыбнулся, неуверенно и печально. Таис стало жать этого молодого и закаленного воина. Она подсела к нему, лаская, по обыкновению, его жесткие вьющиеся волосы, по-военному коротко остриженные. Птолемей вытянул шею, чтобы поцеловать Таис в узкую ложбинку между грудей, и заметил новое ожерелье. Тонкая цепочка из темного золота причудливой вязи соединялась в центре двумя сверкающими звёздами из ярко-желтого электрона.

– Это новое? Подарок Филопатра? – ревниво спросил македонец. Короткий негромкий смешок, отличавший Таис, был ему самым искренним ответом.

– Филопатр и любой должен заслужить право подарить мне ещё одну звёздочку.

– Не уразумел. Какое право? Каждый дарит что хочет или что может.

– Не в этом случае. Посмотри внимательнее.- Таис сняла цепочку и подала Птолемею.

Каждая звезда в один дактил поперечником имела по 10 узких ребристых лучей, а в середине букву каппа, тоже означавшую цифру «10» Птолемей вернул ожерелье, пожав плечами в знак непонимания.

– Прости, я забыла, что ты из Македонии и можешь не знать обычаев гетер, хотя твоя мать Арсиноя…

– Погоди, припоминаю! Это вроде как отличие?

– В любви. И дарит его тот, кто достиг этого с нею, но только тогда, когда заставил и её достигнуть наравне. Успех зависит от обоих…

– И каппа?

– Не только цифра, также имя богини Котитто. Та, что почитается во Фракии и Коринфе и на южных берегах Эвксинекого Понта.

– Значит, двое с тобой достигли… мне кажется, я…

– Ты можешь прибавить сюда третью звезду.

– Афродита Мигонитида! Я не знал – и не успею подарить её тебе.

– Я сделаю это сама.

– Нет. Я пришлю из Пеллы, если боги будут милостивы к Александру и ко мне – наши с ним судьбы сплелись. Выйдем ли мы на простор ойкумены или сойдем под землю, но вместе.

– Я поверила в Александра. Цель его неизвестна, но у него есть сила, не даваемая обычным людям.

– А у меня нет?

– Такой нет, и я довольна этим. Ты мой сильный, умный, смелый воин и можешь быть даже царем, а я – твоей царицей.

– Клянусь Белой Собакой Геракла, ты будешь ею, когда…

– Когда-нибудь. Я готова.- Таис приникла к Птолемею, и оба перестали заглядывать вперёд в неизвестную судьбу. Из безмерной дали будущего время текло на них медлительным потоком, неизбежно и неумолимо уходя в невозвратимое прошлое. Прошла и их встреча. И вот уже Таис стояла на пороге, а Птолемей, не в силах оторваться от подруги, топтался, подгоняемый необходимостью спешить в Гидафиней, к Неарху, куда должны были привести лошадей. Он не знал, что точный, исполнительный критянин сам ещё только пробирался с опущенной головой по переулкам Керамика после прощания с Эгесихорой.

– Ты не сказал мне, что будет, если Александр останется жив и сделается царем после отца? – спросила Таис.

– Будет долгий путь, война и снова путь, помоги нам Афина Келевтия, богиня дорог. Он мечтает дойти до пределов мира, обиталища богов там, где восходит солнце. И Стагирит Аристотель всячески разжигает в нем стремление к этому подвигу.

– И ты пойдешь с ним?

– До конца. А ты пошла бы со мной? Не как с воином, а с военачальником.

– Я всегда мечтала о далеких странах, но пути недоступны нам, женщинам, иначе как в колесницах победителей. Будь победителем, и если я останусь мила тебе… – Таис умолкла, крепко, рывком поцеловала Птолемея, шепнув ему «гелиайне» – пожелание здоровья при прощании.

Она долго смотрела вслед, когда Птолемей уже давно скрылся за дальним домом, пока её не вывело из задумчивости прикосновение рабыни, приготовившей воду для купания.

А Птолемей, одолевая в себе власть любви, шел скорым шагом и не позволял себе бросить прощальный взгляд на Таис – оглядываться уходя было плохой приметой – или даже на её мраморное воплощение – одну из девушек на балюстраде храма Нике Бескрылой. Там одна из «Ник» – в тонком древнем пеплосе, с откинутой назад головой, как бы собирающаяся взлететь или броситься вперёд в безудержном порыве,- живо напоминала ему его возлюбленную. Македонец, дивясь сам себе, всегда подходил к храму, чтобы бросить взгляд на барельеф.       Читать дальше... 

***   Таис Афинская 001 

***   Таис Афинская 002 

***    Таис Афинская 003

***   Таис Афинская 004 

***    Таис Афинская 005 

***     Таис Афинская 006

***     Таис Афинская 007 

***       Таис Афинская 008

***   Таис Афинская 009

***    Таис Афинская 010

***    Таис Афинская 011

***      Таис Афинская 012

***      Таис Афинская 013

***     Таис Афинская 014  

***     Таис Афинская 015

***     Таис Афинская 016   

***     Таис Афинская 017

***     Таис Афинская 018 

***    Таис Афинская 019 

***    Таис Афинская 020 

***     Таис Афинская 021

***    Таис Афинская 022 

***     Таис Афинская 023

***    Таис Афинская 024 

***    Таис Афинская 025

***     Таис Афинская 026 

***     Таис Афинская 027

***   Таис Афинская 028

***          Таис Афинская 029 

***   Таис Афинская 030

***    Таис Афинская 031

***     Таис Афинская 032

***          Таис Афинская 033 

***   Таис Афинская 034  

***    Таис Афинская 035 

***    Про Таис... 

***

 афинская гетераИван ЕфремовТаис АфинскаяПро Таис...писательдревняя ГрецияРоманфото из интернеталитератураПерсеполис

***

***

 

Час Быка. Ефремов. 017

 Родис выключила СДФ и уселась  на  диван,  чувствуя  приближение
чужого человека.
      В дверь постучали. Появился высокий и худой старый "змееносец".
      - Великий  председатель  приглашает  владычицу  землян  провести
вечер в его покоях.  Он ждет вас через...- Сановник  поднял  глаза  на
стену, где на больших часах осциллировали круговые светящиеся полоски,
и увидел картину Фай Родис.  Старик  сбился  с  торжественной  речи  и
поспешно закончил: - Через два кольца времени.
      Поблагодарив, Родис отпустила посланного.  "Опять нечто новое",-
подумала  она,  подходя  к  зеркалу и критически оглядев свое скромное
одеяние.
... Читать дальше »

 

Час Быка. Ефремов. 016

 

 Чойо Чагас по-иному понял мелькнувшее в лице Родис отвращение  и
самодовольно усмехнулся.  Родис стало ясно, что угроза Таэлю миновала.
Она опустила глаза,  чтобы скрыть малейший  оттенок  своих  эмоций  от
зорко следившего за ней Чойо Чагаса.
      - Ответьте прямо, могли бы вы меня убить? - спросил вдруг он.
      Родис уже не удивлялась внезапным скачкам мыслей Чагаса.
      - Зачем? - спокойно спросила она.
      - Чтобы устранить меня и ослабить власть.
      - Устранить вас!  На вашем месте мгновенно окажется другой,  еще
хуже. Вы-то хоть умны...
      - Хоть! - с гневом вскричал владыка.
      - Ваша  общественная  система  не  обеспе ... Читать дальше »

 

 

Час Быка. Ефремов. 015

ГЛАВА IX. СКОВАННАЯ ВЕРА


      Вир Норин и Эвиза Танет, прилетевшие в Кин-Нан-Тэ, застали целое
войско "лиловых".  Гора обломков рухнувшей башни была  уже  разобрана,
трупы "оскорбителей" убраны, оставшиеся в живых исчезли.
      Тела трех землян лежали на кладбище в беседке из красного камня.
Тивиса и Тор так и не разомкнули объятий.  Уцелевшие лица их сохранили
отражение предсмертного порыва безграничной нежности. Гэн Атала смогли
узнать лишь по скафандру.
      Эвиза и  Вир  освободили  их   от   защитной   одежды,   которую
исследователям  так  и   ... Читать дальше »

​​​​​​​

​​​​​​​

Час Быка. Ефремов. 014

 

***                                                           


      Восьмигранные, многоэтажные,  чуть  суживающиеся  кверху башни с
пышными  орнаментами,  выступами  и   балконами   сверкали   пестротой
облицовки  с  повторяющимися  изображениями  пугающе  искривленных лиц
между  извилинами  все  тех  же  змей  или  стилизованных  розеток  из
дисковидных &n ... Читать дальше »

Прикрепления: Картинка 1

​​​​​​​

 

Час Быка. Ефремов. 012

 

 Вне стен  садов  Цоам  на  втором уступе предгорий рос небольшой
лесок,  деревья  в  нем  до  такой  степени  были  похожи  на   земные
криптомерии,  что  даже издалека они вызывали у Родис приливы тоски по
родной планете.  Криптомерии росли  вокруг  ее  школы  первого  цикла.
Первый  цикл  был  самым  трудным  в  детской  жизни.  После свободы и
беспечности нулевого цикла наступала пора строгой  ответственности  за
свои поступки. Маленькая Фай часто убегала в тень криптомериевой рощи,
чтобы выплакаться.
      И сейчас,   оказавшись   за  пределами  дворца,  на  прогулке  с
инженером Таэлем,  Родис бросила ... Читать дальше »

​​​​​​​

 

Час Быка. Ефремов. 011

 

ГЛАВА VII. ГЛАЗА ЗЕМЛИ


      "Темное Пламя"  стоял  как  дикий  утес  на  сухой  и  пустынной
приморской степи. Ветер уже навеял ребристый слой тонкого песка и пыли
на  площадку  спекшейся  вокруг звездолета почвы.  Ничей живой след не
пересекал гребешков ряби.  Иногда  сквозь  звукопроницаемые  воздушные
фильтры   до   землян   доносились   похожие   на   выкрики  разговоры
патрулировавших кругом охранников и громкий шум  моторов  транспортных
машин.
      Звездолетчики понимали,  что охрана стоит здесь для того,  чтобы
воспрепятствовать  контакту  с  тормансианами,  а  вовсе не для защиты
гостей от мифических ... Читать дальше »

*** 

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Час Быка
Иван Антонович Ефремов   
 

Ученый-палеонтолог, мыслитель, путешественник Иван Антонович Ефремов в литературу вошел стремительно и сразу стал заметной фигурой в отечественной научной фантастике. Социально-философский роман «Час Быка» – самое значительное произведение писателя, ставшее потрясением для поклонников его творчества. Этот роман – своеобразная антиутопия, предупреждающая мир об опасностях, таящихся в стремительном прогрессе бездуховной цивилизации. Обесчеловеченный разум рождает чудовищ – так возникает мир инферно – непрерывного и бесконечного, безысходного страдания.

***

*** Источник : http://booksonline.com.ua/view.php?book=16347&page=83  ***  Читать с начала. Час Быка. Иван Ефремов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

 

***

***

***

***

***   

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

   Антиутопия Джордж Оруэлл. 1984.  018 

***

  

Антиутопия 001. Джордж Оруэлл. 1984    

***  ... О других произведениях литературы 

***  

​​​​​​​***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 451 | Добавил: iwanserencky | Теги: размышления, воспитание человека, общество, Чойо Чагас, необходимость романтики, Писатель о будущем, древняя Греция, будущее, литература, Таис Афинская, Иван Ефремов, Роман, слово, Туманность Андромеды, писатель, проза, из интернета, Час Быка, Фай Родис, фантастика, текст | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: