Главная » 2022»Июнь»21 » По ту сторону добра и зла. Фридрих Ницше. 019
14:40
По ту сторону добра и зла. Фридрих Ницше. 019
***
===
С ВЫСОКИХ ГОР
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЬ
О полдень жизни! Дивная пора!
Пора расцвета!
Тревожным счастием душа моя согрета:
Я жду друзей с утра и до утра,
Где ж вы, друзья? Придите! уж пора!
О, не для вас ли нынче глетчер мой
Оделся в розы?
Вас ждёт ручей. Забывши бури, грозы,
Стремятся тучи к выси голубой,
Чтоб вас приветствовать воздушною толпой.
Здесь пир готовлю я друзьям своим:
Кто к далям звёздным
Живёт так близко, - к этим страшным безднам?
Где царство, равное владениям моим?
А мёд мой, - кто же наслаждался им?..
- Вот вы, друзья! - Но, горе! вижу я,
Что не ко мне вы...
Вы смущены, о, лучше б волю гневу
Вы дали вашему! Так изменился я?
И чем я стал, то чуждо вам, друзья?
Я стал иным? И чуждым сам себе?
Я превратился
В бойца, который сам с собою бился?
На самого себя наперекор судьбе
Восстал и изнемог с самим собой в борьбе?
Искал я, где суровый край ветров?
Я шёл в пустыни
Полярных стран, безлюдные доныне,
Забыл людей, хулы, мольбы, богов?
Стал призраком, блуждающим средь льдов?
- Друзья былые! Ужас вас сковал,
Немые глыбы
Вам страшны! Нет! Здесь жить вы не могли бы:
Ловцом, который серну бы догнал,
Здесь надо быть, средь этих льдов и скал.
Стал злым ловцом я! Лук натянут мой
Крутой дугою!
Кто обладает силою такою? - -
Но он грозит опасною стрелой, -
Бегите же скорей от смерти злой!..
Они ушли?.. О сердце, соверши
Судьбы веленье
И новым дверь друзьям открой! Без сожаленья
Воспоминание о старых заглуши!
Здесь новой юностью ты расцвело в тиши!
Одной надеждой с ними жило ты,
Но бледно стало,
Что некогда любовь в неё вписала.
Кто вас прочтёт, истлевшие листы
Письмен, хранивших юные мечты?
Уж не друзья - лишь призраки их вы,
Друзья-виденья!
Они мои смущают сновиденья
И говорят: "всё ж были мы?" Увы!
Слова увядшие, - как розы, пахли вы!
Влеченье юности, не понятое мной!
Кого желал я,
Кого себе подобными считал я.
Те старостью своей разлучены со мной:
Лишь кто меняется, тот родствен мне душой.
О полдень жизни! Новой юности пора!
Пора расцвета!
Тревожным счастием душа моя согрета!
Я новых жду друзей с утра и до утра, -
Придите же, друзья! придите, уж пора!
Я кончил песнь, и замер сладкий стон
В моей гортани.
То совершил герой моих мечтаний,
Полдневный друг, - зачем вам знать, кто он -
Один в двоих был в полдень превращён...
И праздник праздников настал для нас,
Час славы бранной:
Пришёл друг Заратустра, гость желанный!
Смеётся мир, завеса порвалась,
В объятьях брачных с светом тьма слилась...
Перелом в мировоззрении и со всём строе мыслей Ницше, наступивший после
написания "Заратустры", обязывал его к новым задачам, и, прежде всего, к
ревизии уже написанного. Ex post facto "Заратустры" возник проект переделки
или нового написания прежних книг; итогом этого химерического замысла стали
великолепные предисловия почти ко всем старым работам.
Книга "По ту сторону добра и зла", носящая характерный подзаголовок:
"Прелюдия к философии будущего", прелюдировала не только к будущему вообще,
но и будущему самого автора.
Рукопись была завершена зимою 1885/86 г. После неудачной попытки
устроить её в лейпцигском издательстве Г. Креднера, Ницше обратился в
берлинское издательство Карла Дункера. Последовавший и на этот раз отказ
привёл к решению издать книгу за собственный счёт; такою она и вышла в свет
в августе 1886 г. в лейпцигском издательстве К. Г. Наумана. Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 2, издательство "Мысль", Москва 1990.
Перевод - Н. Полилова.
***
***
***
***
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предположив, что истина есть женщина, - как? разве мы не вправе
подозревать, что все философы, поскольку они были догматиками, плохо
понимали женщин? что ужасающая серьезность, неуклюжая назойливость, с
которой они до сих пор относились к истине, были непригодным и непристойным
средством для того, чтобы расположить к себе именно женщину. Да она и не
поддалась соблазну - и всякого рода догматика стоит нынче с унылым и
печальным видом. Если только она вообще еще стоит! Ибо есть насмешники,
утверждающие, что она пала, что вся догматика повержена, даже более того, -
что она находится при последнем издыхании. Говоря серьезно, есть довольно
прочные основания для надежды, что всякое догматизирование в философии,
какой бы торжественный вид оно ни принимало, как бы ни старалось казаться
последним словом, было только благородным ребячеством и начинанием; и быть
может, недалеко то время, когда снова поймут, чего, собственно, было уже
достаточно для того, чтобы служить краеугольным камнем таких величественных
и безусловных философских построек, какие возводились до сих пор
догматиками, - какое-нибудь народное суеверие из незапамятных времен (как,
например, суеверие души, еще и доныне не переставшее бесчинствовать под
видом суеверных понятий "субъект" и Я), быть может, какая-нибудь игра слов,
какой-нибудь грамматический соблазн или смелое обобщение очень узких, очень
личных, человеческих, слишком человеческих фактов. Будем надеяться, что
философия догматиков была только обетованием на тысячелетия вперед, подобно
тому как еще ранее того астрология, на которую было затрачено, быть может,
больше труда, денег, остроумия, терпения, чем на какую-нибудь действительную
науку, - ей и ее "сверхземным" притязаниям обязаны Азия и Египет высоким
стилем в архитектуре. Кажется, что все великое в мире должно появляться
сначала в форме чудовищной, ужасающей карикатуры, чтобы навеки запечатлеться
в сердце человеческом: такой карикатурой была догматическая философия,
например учение Веданты в Азии и платонизм в Европе. Не будем же
неблагодарны по отношению к ней, хотя мы и должны вместе с тем признать, что
самым худшим, самым томительным и самым опасным из всех заблуждений было до
сих пор заблуждение догматиков, именно, выдумка Платона о чистом духе и о
добре самом по себе. Но теперь, когда оно побеждено, когда Европа
освободилась от этого кошмара и по крайней мере может наслаждаться более
здоровым... сном, мы, чью задачу составляет само бдение, являемся
наследниками всей той силы, которую взрастила борьба с этим заблуждением.
Говорить так о духе и добре, как говорил Платон, - это значит, без сомнения,
ставить истину вверх ногами и отрицать саму перспективность, т. е. основное
условие всяческой жизни; можно даже спросить, подобно врачу: "откуда такая
болезнь у этого прекраснейшего отпрыска древности, у Платона? уж не испортил
ли его злой Сократ? уж не был ли Сократ губителем юношества? и не заслужил
ли он своей цикуты?" - Но борьба с Платоном, или, говоря понятнее и для
"народа", борьба с христианско-церковным гнетом тысячелетий - ибо
христианство есть платонизм для "народа", - породила в Европе роскошное
напряжение духа, какого еще не было на земле: из такого туго натянутого лука
можно стрелять теперь по самым далеким целям. Конечно, европеец ощущает это
напряжение как состояние тягостное; и уже дважды делались великие попытки
ослабить тетиву, раз посредством иезуитизма, другой посредством
демократического просвещения - последнее при помощи свободы прессы и чтения
газет в самом деле может достигнуть того, что дух перестанет быть "в
тягость" самому себе! (Немцы изобрели порох - с чем их поздравляю! но они
снова расквитались за это - они изобрели прессу.) Мы же, не будучи ни
иезуитами, ни демократами, ни даже в достаточной степени немцами, мы, добрые
европейцы и свободные, очень свободные умы, - мы ощущаем еще и всю тягость
духа и все напряжение его лука! а может быть, и стрелу, задачу, кто знает?
цель...
Сильс-Мария, Верхний Энгадин,
июнь 1885
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
По ту сторону добра и зла Фридрих Ницше
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/quote/220097-po-tu-storonu-dobra-i-zla-fridrih-nitsshe
Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.
Allerwelts-Bücher sind immer übelriechende Bücher: der Kleine-Leute-Geruch klebt daran. Wo das Volk isst und trinkt, selbst wo es verehrt, da pflegt es zu stinken. Man soll nicht in Kirchen gehn, wenn man reine Luft athmen will.
---
Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.
---
Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.
---
Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.
Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдныйскоморох или научный сатир. Бывают даже случаи, когда при этом к отвращению примешивается очарование: именно, когда с таким козлом и обезьяной по прихоти природы соединяется гений, как у аббата Галиани, самого глубокого, самого проницательного и, может быть, самого грязного из людей своего века; он был гораздо глубже Вольтера, а также в значительной мере молчаливее его. [5]:262
---
Человек «современных идей», эта гордаяобезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал». [5]:343
---
Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.
---
Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.
---
Вариант перевода: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.
---
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.
О томъ, почему монаховъ избѣгаютъ добрые люди и почему у нѣкоторыхъ носъ длиннѣе, чѣмъ у другихъ.
-- Какъ добрый христіанинъ,-- сказалъ Евдемонъ,-- я дивлюсь тому, какъ этотъ монахъ прилично себя держитъ. Да и всѣхъ насъ онъ поражаетъ. И почему же въ такомъ случаѣ монаховъ изгоняютъ изъ честной компаніи, считая ихъ помѣхой, подобно тому, какъ пчелы прогоняютъ трутней отъ ульевъ? Ignavum fucos pecos, сказалъ Маро, а praesepibus arcent {Трутней, безполезный народъ, онѣ удаляютъ отъ ульевъ.}.
На это Гаргантюа отвѣчалъ:
-- Совершенно вѣрно, что ряса и клобукъ навлекаютъ на себя брань, ругательства и проклятія всего міра, подобно тому какъ вѣтеръ, по словамъ Цеція, привлекаетъ облака. Главная причина этому та, что они питаются грязью міра, то-есть его грѣхами, а потому ихъ и загоняютъ въ ихъ убѣжища, то-есть, монастыри и аббатства, которые отводятся въ сторону отъ людскихъ глазъ. Но если вы понимаете, почему надъ обезьяной въ домѣ всегда смѣются и дразнятъ ее, то поймете, почему отъ монаховъ всѣ бѣгаютъ, какъ молодые, такъ и старые. Обезьяна не стережетъ дома, какъ собака; она не ходитъ въ ярмѣ, какъ волъ; не даетъ ни молока, ни шерсти, какъ овца, и не возитъ тяжестей, какъ лошадь. Она только гадитъ и портитъ все, и за это надъ нею смѣются и бьютъ ее. Точно такъ и монахъ (я говорю про тунеядцевъ-монаховъ) не пашетъ, какъ крестьянинъ, не охраняетъ край, какъ военный человѣкъ, не лѣчитъ больныхъ, какъ врачъ, не проповѣдуетъ міру и не учитъ его, какъ добрый христіанскій пастырь и педагогъ; не доставляетъ странѣ нужныхъ и полезныхъ товаровъ, какъ купецъ. Вотъ причина, почему всѣ ихъ поднимаютъ на смѣхъ и ненавидятъ.
-- Такъ; но вѣдь за то они молятъ Бога за насъ,-- замѣтилъ Грангузье.
-- Ничуть,-- отвѣчалъ Гаргантюа,-- вѣрно то, что они надоѣдаютъ всѣмъ сосѣдямъ своимъ колокольнымъ звономъ.
-- А какъ же,-- сказалъ монахъ,-- обѣдня, заутреня и вечерня наполовину отслужены, когда оттрезвонятъ.
-- Они бормочутъ себѣ подъ носъ легенды и псалмы, въ которыхъ ровно ничего не понимаютъ. Читаютъ безъ конца Pater noster вперемежку съ Ave Maria, тоже безъ толку и понятія. И это я называю не молиться Богу, а глумиться надъ Богомъ. И помогай имъ Боже, если они молятся за насъ, а не изъ боязни лишиться сладкой и жирной ѣды. Всѣ истинные христіане, всѣхъ состояній, во всѣхъ мѣстахъ и во всѣ времена молятся Богу, и Духъ Святой молится и предстательствуетъ за нихъ, и Богъ осѣняетъ ихъ своей благодатью. Вотъ таковъ и нашъ добрый братъ Жанъ. И потому каждый радъ его обществу. Онъ не ханжа, онъ не оборвышъ, онъ вѣжливъ, веселъ, рѣшителенъ, добрый товарищъ. Онъ работаетъ, трудится, защищаетъ угнетенныхъ, утѣшаетъ скорбящихъ, помогаетъ нуждающимся и охраняетъ виноградникъ своего аббатства.
-- Я и кромѣ этого тружусь,-- сказалъ монахъ,-- прислуживая на клиросѣ за заутреней и панихидой; я изготовляю тетивы для лука, чищу лукъ и вяжу сѣти для поимки кроликовъ Я никогда не бываю празднымъ. Подавайте-ка мнѣ пить, пить! Принесите плодовъ. Ахъ, вотъ каштаны изъ Эстонскаго лѣса! Вмѣстѣ съ молодымъ виномъ они производятъ вѣтры. А вы еще не развеселились, друзья. Ей-богу, я пью изъ всякаго броду, точно лошадь фискала.
Гимнастъ сказалъ ему:
-- Братъ Жанъ, оботрите каплю, которая виситъ у васъ на носу.
-- Ага!-- отвѣчалъ монахъ,-- ужли же мнѣ грозитъ опасность утонуть, такъ какъ я по самый носъ нахожусь въ водѣ? Нѣтъ, нѣтъ! Qu are? Quia:
Elle en sort bien, mais point n'y entre,
Car il est bien antidotй de pampre 1).
1) Она выходитъ вонъ, но не входитъ внутрь, потому что виноградная вѣтвь служитъ вмѣсто противоядія.