Главная » 2022»Июнь»20 » По ту сторону добра и зла. Фридрих Ницше. 007
23:16
По ту сторону добра и зла. Фридрих Ницше. 007
***
===
ОТДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ:
АФОРИЗМЫ И ИНТЕРМЕДИИ
63
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь
принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе.
64
"Самодовлеющее познание" - это последние силки, расставляемые моралью:
при помощи их в ней можно еще раз вполне запутаться.
65
Привлекательность познания была бы ничтожна, если бы на пути к нему не
приходилось преодолевать столько стыда.
65а
Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: он не смеет грешить.
66
Быть может, в склонности позволять унижать себя, обкрадывать,
обманывать, эксплуатировать проявляется стыдливость некоего Бога среди
людей.
67
Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем
остальным. Также и любовь к Богу.
68
"Я это сделал", - говорит моя память. "Я не мог этого сделать", -
говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память
уступает.
69
Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки,
которая щадя - убивает.
70
Если имеешь характер, то имеешь и свои типичные пережитки, которые
постоянно повторяются.
71
Мудрец в роли астронома. - Пока ты еще чувствуешь звезды как нечто "над
тобою", ты еще не обладаешь взором познающего.
72
Не сила, а продолжительность высших ощущений создаёт высших людей.
73
Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.
73а
Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост - и назыает это своей
гордостью.
74
Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней
мере, еще двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.
75
Степень и характер родовитости человека проникает его существо до
последней вершины его духа.
76
В мирной обстановке воинственный человек нападает на самого себя.
77
Своими принципами мы хотим либо тиранизировать наши привычки, либо
оправдать их, либо заплатить им дань уважения, либо выразить порицание, либо
скрыть их; очень вероятно, что двое людей с одинаковыми принципами желают
при этом совершенно различного в основе.
78
Презирающий самого себя все же чтит себя при этом как человека, который
презирает.
79
Душа, чувствующая, что ее любят, но сама не любящая, обнаруживает свои
подонки: самое низкое в ней всплывает наверх.
80
Разъяснившаяся вещь перестаёт интересовать нас. - Что имел в виду тот
бог, который давал совет: "познай самого себя"! Может быть, это значило:
"перестань интересоваться собою, стань объективным"! - А Сократ? - А
"человек науки"? -
81
Ужасно умереть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу
истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?
82
"Сострадание ко всем" было бы суровостью и тиранией по отношению к
тебе, сударь мой, сосед! -
83
Инстинкт. - Когда горит дом, то забывают даже об обеде. - Да - но его
наверстывают на пепелище.
84
Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается
очаровывать.
85
Одинаковые аффекты у мужчины и женщины все-таки различны в темпе -
поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.
86
У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное
презрение - презрение "к женщине".
87
Сковано сердце, свободен ум. - Если крепко заковать свое сердце и
держать его в плену, то можно дать много свободы своему уму, - я говорил это
уже однажды. Но мне не верят в этом, если предположить, что сами уже не
знают этого.
88
Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными.
89
Ужасные переживания жизни дают возможность разгадать, не представляет
ли собою нечто ужасное тот, кто их переживает.
90
Тяжелые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягчает
других, от любви и ненависти, и на время поднимаются к своей поверхности.
91
Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука
содрогается, прикоснувшись к нему! - Именно поэтому его считают раскаленным.
92
Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою
добрую репутацию? -
93
В снисходительности нет и следа человеконенавистничества, но именно
потому-то слишком много презрения к людям.
94
Стать зрелым мужем - это значит снова обрести ту серьезность, которою
обладал в детстве, во время игр.
95
Стыдиться своей безнравственности - это одна из ступеней той лестницы,
на вершине которой стыдятся также своей нравственности.
96
Нужно расставаться с жизнью, как Одиссей с Навсикаей, - более
благословляющим, нежели влюбленным.
97
Как? Великий человек? - Я все еще вижу только актера своего
собственного идеала.
98
Если дрессировать свою совесть, то и кусая она будет целовать нас.
99
Разочарованный говорит: "Я слушал эхо и слышал только похвалу" -
100
Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким
образом мы даем себе отдых от наших ближних.
101
В наше время познающий легко может почувствовать себя животным
превращением божества.
102
Открытие взаимности собственно должно бы было отрезвлять любящего
относительно любимого им существа. "Как? даже любить тебя - это довольно
скромно? Или довольно глупо? Или - или -"
103
Опасность счастья. - "Все служит на благо мне; теперь мила мне всякая
судьба - кому охота быть судьбой моей?"
104
Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним
христианам предавать нас сожжению.
105
Свободомыслящему, "благочестивцу познания", еще более противна pia
fraus (противна его "благочестию"), чем impia fraus. Отсюда его глубокое
непонимание церкви, свойственное типу "свободомыслящих", - как его
несвобода.
106
Музыка является средством для самоуслаждения страстей.
107
Раз принятое решение закрывать уши даже перед основательнейшим
противным доводом - признак сильного характера. Стало быть, случайная воля к
глупости.
108
Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование
феноменов...
109
Бывает довольно часто, что преступнику не по плечу его деяние - он
умаляет его и клевещет на него.
110
Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю
прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника.
111
Труднее всего уязвить наше тщеславие как раз тогда, когда уязвлена наша
гордость.
112
Кто чувствует себя предназначенным для созерцания, а не для веры, для
того все верующие слишком шумливы и назойливы, - он обороняется от них.
113
"Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед
ним -"
114
Огромные ожидания от половой любви и стыд этих ожиданий заранее портят
женщинам все перспективы.
115
Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет
посредственно.
116
Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является
мужество переименовать наше злое в наше лучшее.
117
Воля к победе над одним аффектом в конце концов, однако, есть только
воля другого или множества других аффектов.
118
Есть невинность восхищения: ею обладает тот, кому еще не приходило в
голову, что и им могут когда-нибудь восхищаться.
119
Отвращение к грязи может быть так велико, что будет препятствовать нам
очищаться - "оправдываться".
120
Часто чувственность перегоняет росток любви, так что корень остается
слабым и легко вырывается.
121
Что Бог научился греческому, когда захотел стать писателем, в этом
заключается большая утонченность - как и в том, что он не научился ему
лучше.
122
Иной человек, радующийся похвале, обнаруживает этим только учтивость
сердца - и как раз нечто противоположное тщеславию ума.
123
Даже конкубинат развращен - браком.
124
Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что
не чувствует боли там, где ожидал ее. Притча.
125
Если нам приходится переучиваться по отношению к какому-нибудь
человеку, то мы сурово вымещаем на нем то неудобство, которое он нам этим
причинил.
126
Народ есть окольный путь природы, чтобы прийти к шести-семи великим
людям. - Да, - и чтобы потом обойти их.
127
Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они
чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что еще хуже, под
платье и убор.
128
Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты
должен обольстить ею еще и чувства.
129
У чёрта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и
держится подальше от него - чёрт ведь и есть закадычный друг познания.
130
Что человек собою представляет, это начинает открываться тогда, когда
ослабевает его талант, - когда он перестаёт показывать то, что он может.
Талант - тоже наряд: наряд - тоже способ скрываться.
131
Оба пола обманываются друг в друге - от этого происходит то, что, в
сущности, они чтут и любят только самих себя (или, если угодно, свой
собственный идеал - ). Таким образом, мужчина хочет от женщины миролюбия, -
а между тем женщина по существу своему как раз неуживчива, подобно кошке,
как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой.
132
Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели.
133
Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, тот живёт легкомысленнее и
бесстыднее, нежели человек без идеала.
134
Только из области чувств и истекает всякая достоверность, всякая чистая
совесть, всякая очевидность истины.
135
Фарисейство не есть вырождение доброго человека: напротив, изрядное
количество его является скорее условием всякого благоденствия.
136
Один ищет акушера для своих мыслей, другой - человека, которому он
может помочь разрешиться ими; так возникает добрая беседа.
137
Вращаясь среди ученых и художников, очень легко ошибиться в обратном
направлении: нередко в замечательном ученом мы находим посредственного
человека, а в посредственном художнике очень часто - чрезвычайно
замечательного человека.
138
Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и
сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение, - и сейчас же забываем
об этом.
139
В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина.
140
Совет в форме загадки. - "Если узы не рвутся сами, - попробуй раскусить
их зубами".
141
Брюхо служит причиной того, что человеку не так-то легко возомнить себя
Богом.
142
Вот самые благопристойные слова, которые я слышал: "Dans le veritable
amour c'est l'ame, qui enveloppe le corps".
143
Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего,
считалось самым трудным для нас. К происхождению многих видов морали.
144
Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в её
половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к
известной мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз
"бесплодное животное".
145
Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина
не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы не чувствовала
инстинктивно, что её удел - вторые роли.
146
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при
этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже
смотрит в тебя.
147
Из старых флорентийских новелл, - также из жизни: buona femmina е mala
fernmina vuol bastone. Sacchetti Nov. 86.
148
Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить
этому мнению ближнего, - кто сравнится в этом фокусе с женщинами! -
149
То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный
отзвук того, что некогда считалось добром, - атавизм старейшего идеала.
150
Вокруг героя всё становится трагедией, вокруг полубога всё становится
драмой сатиров, а вокруг Бога всё становится - как? быть может, "миром"?
151
Иметь талант недостаточно: нужно также иметь на это ваше позволение, -
не так ли? друзья мои?
152
"Где древо познания, там всегда рай" - так вещают и старейшие и
новейшие змеи.
153
Всё, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и
зла.
154
Возражение, глупая выходка, веселое недоверие, насмешливость суть
признаки здоровья: все безусловное принадлежит к области патологии.
155
Понимание трагического ослабевает и усиливается вместе с
чувственностью.
156
Безумие единиц - исключение, а безумие целых групп, партий, народов,
времен - правило.
157
Мысль о самоубийстве - сильное утешительное средство: с ней
благополучно переживаются иные мрачные ночи.
158
Нашему сильнейшему инстинкту, тирану в нас, подчиняется не только наш
разум, но и наша совесть.
159
Должно отплачивать за добро и за зло, но почему именно тому лицу,
которое нам сделало добро или зло?
160
Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
161
Поэты бесстыдны по отношению к своим переживаниям: они эксплуатируют
их.
162
"Наш ближний - это не наш сосед, а сосед нашего соседа" - так думает
каждый народ.
163
Любовь обнаруживает высокие и скрытые качества любящего - то, что у
него есть редкостного, исключительного: постольку она легко обманывает
насчёт того, что служит у него правилом.
164
Иисус сказал своим иудеям: "Закон был для рабов - вы же любите Бога,
как люблю его я, сын Божий! Какое дело сынам Божьим до морали!" -
165
По отношению ко всякой партии. - Пастуху нужен всегда баран-передовик,
чтобы самому при случае не становиться бараном.
166
Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки
говорит правду.
167
У суровых людей задушевность является предметом стыда - и есть нечто
ценное.
168
Христианство дало Эроту выпить яду: он, положим, не умер от этого, но
выродился в порок.
169
Много говорить о себе - может также служить средством для того, чтобы
скрывать себя.
170
В хвале больше назойливости, чем в порицании.
171
Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у
циклопа.
172
Из человеколюбия мы иногда обнимаем первого встречного (потому что
нельзя обнять всех): но именно этого и не следует открывать первому
встречному...
173
Мы не ненавидим ещё человека, коль скоро считаем его ниже себя; мы
ненавидим лишь тогда, когда считаем его равным себе или выше себя.
174
И вы, утилитаристы, вы тоже любите все utile как экипаж ваших
склонностей - и вы находите в сущности невыносимым стук его колес?
175
В конце концов мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его.
176
Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно
задевает наше тщеславие.
177
Насчет того, что такое "достоверность", может быть, еще никто не
удостоверился в достаточной степени.
178
Мы не верим в глупости умных людей - какое нарушение человеческих прав!
179
Следствия наших поступков хватают нас за волосы, совершенно не принимая
во внимание того, что мы тем временем "исправились".
180
Бывает невинность во лжи, и она служит признаком сильной веры в
какую-нибудь вещь.
181
Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают.
182
Фамильярность человека сильнейшего раздражает, потому что за нее нельзя
отплатить тою же монетой. -
183
"Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то, что я больше не верю
тебе".
184
Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.
185
"Это не нравится мне". - Почему? - "Я не дорос до этого". - Ответил ли
так когда-нибудь хоть один
человек?
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
По ту сторону добра и зла Фридрих Ницше
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/quote/220097-po-tu-storonu-dobra-i-zla-fridrih-nitsshe
Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.
Allerwelts-Bücher sind immer übelriechende Bücher: der Kleine-Leute-Geruch klebt daran. Wo das Volk isst und trinkt, selbst wo es verehrt, da pflegt es zu stinken. Man soll nicht in Kirchen gehn, wenn man reine Luft athmen will.
---
Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.
---
Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.
---
Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.
Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдныйскоморох или научный сатир. Бывают даже случаи, когда при этом к отвращению примешивается очарование: именно, когда с таким козлом и обезьяной по прихоти природы соединяется гений, как у аббата Галиани, самого глубокого, самого проницательного и, может быть, самого грязного из людей своего века; он был гораздо глубже Вольтера, а также в значительной мере молчаливее его. [5]:262
---
Человек «современных идей», эта гордаяобезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал». [5]:343
---
Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.
---
Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.
---
Вариант перевода: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.
---
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.