Главная » 2018 » Ноябрь » 19 » Почему?... У Булгакова и Маяковского ...
18:43
Почему?... У Булгакова и Маяковского ...

***

***   

***

 

Сложно представить себе двух более разных авторов, чем Булгаков и Маяковский. Они кардинально отличались и в литературном плане, и в идеологическом. Неудивительно, что напряженные отношения у них возникли еще заочно, до того, как творцы встретились лицом к лицу.

Противоположности не сходятся

 

Пылкий Маяковский, восхваляющий «красных» звонкими строками, не мог и не хотел спокойно воспринимать сдержанного, глубокого Булгакова с сомнительными политическими взглядами, за которые, считал Владимир Владимирович, его вообще следовало посадить. Когда пьеса Булгакова «Дни Турбиных», написанная по роману «Белая гвардия», была разрешена к постановке, с Маяковским едва не случился удар.

Он на чем свет стоит ругал ее, хотя, по свидетельствам современников, на первых порах точно ее не читал и не видел на сцене. И тем не менее, призывал пролетариев не ходить на спектакли и, вероятно, приложил руку к разгромным рецензиям. Однако, это не помешало «Дням Турбиных» получить любовь зрителей – люди на спектакль валом валили.

Булгакову же был совершенно чужд футуристичный Маяковский. Образованному Михаилу Афанасьевичу, успевшему послужить врачом и побывать под пулями, «дворовый» поэт был мало понятен и уж точно не близок, поэтому он не упускал случая поиронизировать над ним. Но, в отличие от Маяковского, он вел себя довольно сдержанно, хотя и прекрасно знал, что Владимир Владимирович горячится на его счет.

Разгар сражения

 

Булгаков смолчал, даже когда Маяковский беззастенчиво опустил его в своей сатирической пьесе «Клоп», и это когда Михаил Афанасьевич переживал по-настоящему тяжелые времена: его произведения запрещали, разгоралась травля. А персонаж Маяковского ехидно выдавал со сцены, что Булгаков – одно из «умерших слов».

Тот не выступал так открыто, особенно после того, как впал в опалу, но все же не стеснялся поминать Маяковского в своих публикациях. Правда, действовал он более изящно. В «Записках на манжетах» Михаил Афанасьевич вволю поиронизировал над поэтом, стихи которого сыпались, что называется, из каждого утюга. Он представил его в виде комичного персонажа, который живет в большой, богатой квартире и увлекается смешными стихами.

А еще вполне вероятно, что Булгаков запечатлел образ своего врага в "Мастере и Маргарите": «Кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария [...] Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил». Сложно не заметить здесь ядовитую отсылку к Маяковскому.

Лицом к лицу

 

Творцы впервые встретились в середине двадцатых годов. Они столкнулись в редакции одного из сатирических журналов. Его редактор Валентин Катаев вспоминал, что Булгаков и Маяковский присмотрелись друг к другу с некоторым вызовом, и обменялись колкостями – впрочем, беззлобно.

Как талантливые сатирики, они умели ценить меткое слово, и некоторый восторг талантом оппонента сводил неприязнь на нет. Ну или, во всяком случае, заставлял вести себя в рамках приличия. Для баталий были печать и театр, а так они могли и мирно побеседовать, и даже в бильярд сыграть.

Не обошлось и без чисто мужской борьбы – за женщину. У Булгакова и Маяковского была общая подруга, Марика Чимишкян. Так случилось, что сперва она познакомилась с Маяковским. Дело было в столице Грузии. Марика показала поэту город, а потом там же встретила Булгаковых – и им тоже устроила прогулку. Когда она нагрянула в Москву, ее встретили и Булгаков, и Маяковский.

Марику едва не разорвали на части. Булгаков успел схватить и уволочь ее чемодан, зато Маяковский конфисковал у нее билет, чтобы она ненароком не уехала до того, как погуляет и с ним тоже. Но Марика плотно сдружилась с Булгаковыми и их знакомыми, и Маяковский провожал ее в глубоком унынии. Понятно, что любви к Михаилу Афанасьевичу у него после этого не прибавилось.

Противник выбыл

 

Жизнь – штука непредсказуемая. К тридцатому году Булгаков оказался в крайне тяжелом материальном положении. Его произведения не печатали, пьесы запрещались к постановке. Неудивительно, что писателя начали посещать мысли о самоубийстве.

А что Маяковский? У него тоже дела шли не лучшим образом – его выставку, посвященную юбилею, демонстративно проигнорировали, сатиру поэта начали принимать в штыки. Но если бы современники знали, что самоубийственный выстрел непременно раздастся, первым кандидатом стал бы Булгаков, уже который год раздираемый критиками. И что же? 14 апреля застрелился Маяковский...

Его смерть произвела на Булгакова тяжелейшее впечатление. Некоторые исследователи считают, что именно она остановила писателя от рокового шага. Он писал о Маяковском их общей подруге Марике, удивленный и расстроенный. Булгаков задавался вопросами, что стало причиной самоубийства и – разумеется, не прямым текстом, – было ли это вообще самоубийство, что могло привести к столь трагическому финалу.

Отреагировал бы Маяковский схожим образом, если бы за пистолет взялся Булгаков? Вряд ли. Но и своему злорадству, надо думать, воли не дал бы. Пусть они и ненавидели друг друга, но такого конца противнику уж точно не желали...

***

Ваш Book24        Источник :    https://zen.yandex.ru/media/book24/zakliatye-vragi-pochemu-maiakovskii-i-bulgakov-nenavideli-drug-druga--5bed0e1b0d576b00a9fd078f?&from=feed    

Заклятые враги: почему Маяковский и Булгаков ненавидели друг друга | Book24

Как Маяковский травил Булгакова, чем отвечал Булгаков и почему смерть одного стала спасением для другого.

***

М.А.Булгаков, Мастер и Маргарита, Прощание и вечный приют

Сергей Анатольевич написал
15 апреля 2012 года, 17:12
М.А.Булгаков, Мастер и Маргарита, Прощание и вечный приют
Прощание и вечный приют
М. А. Булгаков.   Мастер и Маргарита.   Часть вторая

Глава 32 
Прощание и вечный приют

 

 

 

… Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.
Всадники остановили своих коней.
— Ваш роман прочитали, — заговорил ... Читать дальше »         
М. Булгаков в 1937 году

М. Булгаков в 1937 году

     ***           

Будьте добры... Отойдите

***Фото, связанное с жизнью Маяковского... и (3).jpg


Этот вечер решал —
не в любовники выйти ль нам?—
темно,
никто не увидит нас.
Я наклонился действительно,
и действительно
я,
наклонясь,
сказал ей,
как добрый родитель:
«Страсти крут обрыв —
будьте добры,
отойдите.
Отойдите,
будьте добры».                                                ... Читать дальше »

 

***

***

*** ПОДЕЛИТЬСЯ

 

***         

    

***   

***  

***

***   

***  

***

М.Е. Салтыков-Щедрин. ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА ЖИТИЕ НИКАНОРА ЗАТРАПЕЗНОГО, ПОШЕХОНСКОГО ДВОРЯНИНА ... 

***   

***

***    

                     Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой. Это может показаться странным, но я и теперь еще сознаю, что крепостное право играло громадную роль в моей жизни и что, только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному, сознательному и страстному отрицанию его.
   Заболотье, напротив, представлялось в моих глазах чем-то вроде скучной пустыни, в которой и пищи для детской любознательности нельзя было отыскать.
   В будни и небазарные дни село словно замирало; люди скрывались по домам, - только изредка проходил кто-нибудь мимо палисадника в контору по делу, да на противоположном крае площади, в какой-нибудь из редких открытых лавок, можно было видеть сидельцев, играющих в шашки. День проходил в несносной праздности, которая под конец переходила даже в утомление. К несчастию, и с Агашей я редко мог перемолвить слово, потому что она постоянно обязана была сидеть возле матушкиной комнаты и ожидать приказаний. Очень часто заходил к ней и я, но не смел говорить громко, чтоб не помешать матушке.
   Скажу больше: даже в зрелых летах, изредка наезжая в Заболотье, я не мог свыкнуться с его бесхозяйственною жизнью.
   Вот все, что я имел сказать о Заболотье. Если написанная картина вышла суха и недостаточно образна, - прошу извинить. Мне кажется, впрочем, что все-таки она не будет лишнею для возможно полной характеристики "пошехонской старины".
   Итак, матушка чувствовала как бы инстинктивную потребность сдерживать себя в новокупленном гнезде более, нежели в Малиновце. Но заболотское дело настолько было ей по душе, что она смотрела тут и веселее и бодрее.
   Обычным ее собеседником был приказный местного уездного суда, Петр Дормидонтович Могильцев.
   Еще накануне приезда матушки за ним посылали в город пароконную подводу, которая на другой день и привозила его. Могильцев был сын дьячка и родился в селе, отстоявшем от Заболотья в семи верстах. Приход был настолько бедный, что отец не в состоянии был содержать сына в семинарии; поэтому Петр, еще мальчиком, прямо из уездного училища определился в уездный суд писцом. Четырнадцать лет он тянул лямку, прежде нежели стяжал вожделенный чин коллежского регистратора, но и после того продолжал числиться тем же писцом, питая лишь смутную надежду на должность столоначальника, хотя, с точки зрения кляузы, способности его не оставляли желать ничего лучшего. В описываемое время ему было уже под тридцать, но он не унывал, сказав себе заранее, что министром ему не бывать. Службой в суде он дорожил не ради получаемого нищенского жалованья, а ради того, что она давала ему известное общественное положение и ставила его в сношения с клиентами. Главный источник жизненных средств он почерпал не на службе, а в частных занятиях, которые сыпались на него со всех сторон. Все помещики, не только своего уезда, но и соседних, знали его как затейливого борзописца и доверяли ему ходатайство по делам, так что квартира его представляла собой нечто вроде канцелярии, в которой, под его эгидою, работало двое писцов.... Читать дальше и полностью... »

***

***

***

***

***

***

***

***   

***

***

***

***

***

***

Селижаровский тракт. 02. Повесть. Книга... Сороковые. Вячеслав Кондратьев. 004

***

***

*** ... Читать дальше »

***

***

***

***

***   

Художник-иллюстратор Денис ГОРДЕЕВ

***

*   

 

***

***

***  

***   

***   

***

***

***    

    Денис Гордеев.      ***< ... Читать дальше »

 

***

***

***

***

С. Макашин. О "ПОШЕХОНСКОЙ СТАРИНЕ" САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. 02

  

***
    Салтыков много говорит о гибельном воздействии крепостного права на "господ". Он показывает, что психология и практика крепостного рабовладельчества не могли не уродовать в людях их природные качества и задатки. Но признание исторической и социальной обусловленности (детерминизма) в поведении и поступках крепостных помещиков не освобождает последних от критики и обличения.
   "Пошехонской стариной" закончилась салтыковская летопись распада российского дворянства. Начатая еще в "Губернских очерках", первой книге писателя, она прошла в том или ином виде через все его произведения, вплоть до предсмертного. Эта глубоко критическая летопись - художественная и публицистическая - заполнила пробел о русском дворянстве в нашей литературе, которые оставили Тургенев и Толстой и который не был (не мог быть) устранен впоследствии и Буниным, несмотря на его "Суходол".
   Еще большее впечатление, чем "галерея господ", производит "галерея рабов" - серия "портретов" рембрандтовской глубины и силы. Люди крепостной массы, "люди ярма", показаны сурово-реалистически, такими, какими они были, - не просветленными и не очищенными "от тех посрамлений, которые наслоили на них века подъяремной неволи...". Тут и придавленные до потери человеческого образа дворовые слуги, чья жизнь, не освещенная лучом сознания, "представляла собой как бы непрерывное и притом бессвязное сновидение" (лакей Конон); и "рабы по убеждению", исповедовавшие особую доктрину, согласно которой крепостная неволя есть временное испытание, предоставленное лишь избранникам, которых за это ждет "вечное блаженство" в будущем (Аннушка); и религиозные мечтатели, пытающиеся найти утешение от ига рабства в своеобразном христианско-аскетическом мистицизме (Сатир-скиталец); и жертвы "неистовых случайностей", которыми до краев было переполнено крепостное право ("бессчастная Матренка"); и дворовые балагуры и весельчаки, пробовавшие внести в мрак и безнадежность крепостной повседневности свет улыбки, пытавшиеся хотя на миг "отшутиться" от тяготевшего над ними ига, но получавшие и за такую форму протеста красную шапку солдатчины (Ванька-Каин).
   Над всем этим миром "господ" и "рабов" поднимается грозный "порядок вещей" - целый огромный строй жизни, которому подчинено все. Не выдержавшая помещичьего надругательства и покончившая с собой "бессчастная Матренка", засеченная насмерть Улита, истязуемая Анфисой Порфирьевной дворовая девочка не единичные примеры какой-то исключительной помещичьей жестокости. Это привычный быт крепостного времени, картины его "повседневного ужаса".  ... 
Читать дальше »

***

***

***

***          Конрад Лоренц. Агрессия. 015 

***   

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 221 | Добавил: iwanserencky | Теги: У Булгакова и Маяковского ..., Почему?..., Почему, Маяковский, противоположности, люди, Булгаков, творцы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: