Главная » 2018 » Ноябрь » 19 » Почему?... У Булгакова и Маяковского ...
18:43
Почему?... У Булгакова и Маяковского ...

***

***   

***

 

Сложно представить себе двух более разных авторов, чем Булгаков и Маяковский. Они кардинально отличались и в литературном плане, и в идеологическом. Неудивительно, что напряженные отношения у них возникли еще заочно, до того, как творцы встретились лицом к лицу.

Противоположности не сходятся

 

Пылкий Маяковский, восхваляющий «красных» звонкими строками, не мог и не хотел спокойно воспринимать сдержанного, глубокого Булгакова с сомнительными политическими взглядами, за которые, считал Владимир Владимирович, его вообще следовало посадить. Когда пьеса Булгакова «Дни Турбиных», написанная по роману «Белая гвардия», была разрешена к постановке, с Маяковским едва не случился удар.

Он на чем свет стоит ругал ее, хотя, по свидетельствам современников, на первых порах точно ее не читал и не видел на сцене. И тем не менее, призывал пролетариев не ходить на спектакли и, вероятно, приложил руку к разгромным рецензиям. Однако, это не помешало «Дням Турбиных» получить любовь зрителей – люди на спектакль валом валили.

Булгакову же был совершенно чужд футуристичный Маяковский. Образованному Михаилу Афанасьевичу, успевшему послужить врачом и побывать под пулями, «дворовый» поэт был мало понятен и уж точно не близок, поэтому он не упускал случая поиронизировать над ним. Но, в отличие от Маяковского, он вел себя довольно сдержанно, хотя и прекрасно знал, что Владимир Владимирович горячится на его счет.

Разгар сражения

 

Булгаков смолчал, даже когда Маяковский беззастенчиво опустил его в своей сатирической пьесе «Клоп», и это когда Михаил Афанасьевич переживал по-настоящему тяжелые времена: его произведения запрещали, разгоралась травля. А персонаж Маяковского ехидно выдавал со сцены, что Булгаков – одно из «умерших слов».

Тот не выступал так открыто, особенно после того, как впал в опалу, но все же не стеснялся поминать Маяковского в своих публикациях. Правда, действовал он более изящно. В «Записках на манжетах» Михаил Афанасьевич вволю поиронизировал над поэтом, стихи которого сыпались, что называется, из каждого утюга. Он представил его в виде комичного персонажа, который живет в большой, богатой квартире и увлекается смешными стихами.

А еще вполне вероятно, что Булгаков запечатлел образ своего врага в "Мастере и Маргарите": «Кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария [...] Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил». Сложно не заметить здесь ядовитую отсылку к Маяковскому.

Лицом к лицу

 

Творцы впервые встретились в середине двадцатых годов. Они столкнулись в редакции одного из сатирических журналов. Его редактор Валентин Катаев вспоминал, что Булгаков и Маяковский присмотрелись друг к другу с некоторым вызовом, и обменялись колкостями – впрочем, беззлобно.

Как талантливые сатирики, они умели ценить меткое слово, и некоторый восторг талантом оппонента сводил неприязнь на нет. Ну или, во всяком случае, заставлял вести себя в рамках приличия. Для баталий были печать и театр, а так они могли и мирно побеседовать, и даже в бильярд сыграть.

Не обошлось и без чисто мужской борьбы – за женщину. У Булгакова и Маяковского была общая подруга, Марика Чимишкян. Так случилось, что сперва она познакомилась с Маяковским. Дело было в столице Грузии. Марика показала поэту город, а потом там же встретила Булгаковых – и им тоже устроила прогулку. Когда она нагрянула в Москву, ее встретили и Булгаков, и Маяковский.

Марику едва не разорвали на части. Булгаков успел схватить и уволочь ее чемодан, зато Маяковский конфисковал у нее билет, чтобы она ненароком не уехала до того, как погуляет и с ним тоже. Но Марика плотно сдружилась с Булгаковыми и их знакомыми, и Маяковский провожал ее в глубоком унынии. Понятно, что любви к Михаилу Афанасьевичу у него после этого не прибавилось.

Противник выбыл

 

Жизнь – штука непредсказуемая. К тридцатому году Булгаков оказался в крайне тяжелом материальном положении. Его произведения не печатали, пьесы запрещались к постановке. Неудивительно, что писателя начали посещать мысли о самоубийстве.

А что Маяковский? У него тоже дела шли не лучшим образом – его выставку, посвященную юбилею, демонстративно проигнорировали, сатиру поэта начали принимать в штыки. Но если бы современники знали, что самоубийственный выстрел непременно раздастся, первым кандидатом стал бы Булгаков, уже который год раздираемый критиками. И что же? 14 апреля застрелился Маяковский...

Его смерть произвела на Булгакова тяжелейшее впечатление. Некоторые исследователи считают, что именно она остановила писателя от рокового шага. Он писал о Маяковском их общей подруге Марике, удивленный и расстроенный. Булгаков задавался вопросами, что стало причиной самоубийства и – разумеется, не прямым текстом, – было ли это вообще самоубийство, что могло привести к столь трагическому финалу.

Отреагировал бы Маяковский схожим образом, если бы за пистолет взялся Булгаков? Вряд ли. Но и своему злорадству, надо думать, воли не дал бы. Пусть они и ненавидели друг друга, но такого конца противнику уж точно не желали...

***

Ваш Book24        Источник :    https://zen.yandex.ru/media/book24/zakliatye-vragi-pochemu-maiakovskii-i-bulgakov-nenavideli-drug-druga--5bed0e1b0d576b00a9fd078f?&from=feed    

Заклятые враги: почему Маяковский и Булгаков ненавидели друг друга | Book24

***

Как Маяковский травил Булгакова, чем отвечал Булгаков и почему смерть одного стала спасением для другого.

***

***   

***  

***   

***  

***

***

***   

***  

ПОДЕЛИТЬСЯ

 

---

М.А.Булгаков, Мастер и Маргарита, Прощание и вечный приют

Сергей Анатольевич написал
15 апреля 2012 года, 17:12
М.А.Булгаков, Мастер и Маргарита, Прощание и вечный приют
Прощание и вечный приют
М. А. Булгаков.   Мастер и Маргарита.   Часть вторая

Глава 32 
Прощание и вечный приют

 

 

 

… Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.
Всадники остановили своих коней.
— Ваш роман прочитали, — заговорил ... Читать дальше »         
М. Булгаков в 1937 году

М. Булгаков в 1937 году

     ***           

Будьте добры... Отойдите

***Фото, связанное с жизнью Маяковского... и (3).jpg


Этот вечер решал —
не в любовники выйти ль нам?—
темно,
никто не увидит нас.
Я наклонился действительно,
и действительно
я,
наклонясь,
сказал ей,
как добрый родитель:
«Страсти крут обрыв —
будьте добры,
отойдите.
Отойдите,
будьте добры».                                                ... Читать дальше »

 

***

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

Яндекс.Метрика 

---

---

***         

    

***   

***  

---

Три мушкетёра. Александр Дюма. 001.  * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *  I. ТРИ ДАРА Г-НА Д'АРТАНЬЯНА-ОТЦА. 

002. II. ПРИЕМНАЯ Г-НА ДЕ ТРЕВИЛЯ 

003. III. АУДИЕНЦИЯ. IV. ПЛЕЧО АТОСА, ПЕРЕВЯЗЬ ПОРТОСА И ПЛАТОК АРАМИСА

004. V. КОРОЛЕВСКИЕ МУШКЕТЕРЫ И ГВАРДЕЙЦЫ Г-НА КАРДИНАЛА. VI. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЬ ЛЮДОВИК ТРИНАДЦАТЫЙ. 

005. VII. МУШКЕТЕРЫ У СЕБЯ ДОМА. 

 006. VIII. ПРИДВОРНАЯ ИНТРИГА. IX. ХАРАКТЕР Д'АРТАНЬЯНА ВЫРИСОВЫВАЕТСЯ. X. МЫШЕЛОВКА В СЕМНАДЦАТОМ ВЕКЕ. 

007. XI. ИНТРИГА ЗАВЯЗЫВАЕТСЯ. 

008. XII. ДЖОРДЖ ВИЛЛЬЕРС, ГЕРЦОГ БЕКИНГЭМСКИЙ. XIII. ГОСПОДИН БОНАСЬЕ.

 009. XIV. НЕЗНАКОМЕЦ ИЗ МЕНГА. XV. ВОЕННЫЕ И СУДЕЙСКИЕ. 

010. XVI. О ТОМ, КАК КАНЦЛЕР СЕГЬЕ... . XVII. СУПРУГИ БОНАСЬЕ. 

011. XVIII. ЛЮБОВНИК И МУЖ. XIX. ПЛАН КАМПАНИИ. 

012. XX. ПУТЕШЕСТВИЕ. XXI. ГРАФИНЯ ВИНТЕР. 

013. XXII. МЕРЛЕЗОНСКИЙ БАЛЕТ. XXIII. СВИДАНИЕ. 

014. XXIV. ПАВИЛЬОН. XXV. ПОРТОС. 

015. XXVI. ДИССЕРТАЦИЯ АРАМИСА.

 016. XXVII. ЖЕНА АТОСА. 

017. XXVIII. ВОЗВРАЩЕНИЕ. 

018. XXIX. ПОГОНЯ ЗА СНАРЯЖЕНИЕМ. XXX. МИЛЕДИ. 

Три мушкетёра. Александр Дюма. 019. * ЧАСТЬ ВТОРАЯ * I. АНГЛИЧАНЕ И ФРАНЦУЗЫ. II. ОБЕД У ПРОКУРОРА. 

020. III. СУБРЕТКА И ГОСПОЖА. IV. ГДЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ЭКИПИРОВКЕ АРАМИСА И ПОРТОСА.

021. V. НОЧЬЮ ВСЕ КОШКИ СЕРЫ. VI. МЕЧТА О МЩЕНИИ. VII. ТАЙНА МИЛЕДИ.

022. VIII. КАКИМ ОБРАЗОМ АТОС БЕЗ ВСЯКИХ ХЛОПОТ НАШЕЛ СВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ. IX. ВИДЕНИЕ. 

023. X. ГРОЗНЫЙ ПРИЗРАК. XI. ОСАДА ЛА-РОШЕЛИ. 

024. XII. АНЖУЙСКОЕ ВИНО. XIII. ХАРЧЕВНЯ "КРАСНАЯ ГОЛУБЯТНЯ". 

 025. XIV. О ПОЛЬЗЕ ПЕЧНЫХ ТРУБ. XV. СУПРУЖЕСКАЯ СЦЕНА. XVI. БАСТИОН СЕН-ЖЕРВЕ.

026. XVII. СОВЕТ МУШКЕТЕРОВ. XVIII. СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО. 

027. XIX. ЗЛОЙ РОК. 

 028. XX. БЕСЕДА БРАТА С СЕСТРОЙ. XXI. ОФИЦЕР. 

 029. XXII. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. XXIII. ВТОРОЙ ДЕНЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. XXIV. ТРЕТИЙ ДЕНЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

 030. XXV. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. XXVI. ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 

031. XXVII. ИСПЫТАННЫЙ ПРИЕМ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ. 

 032. XXVIII. ПОБЕГ. XXIX. ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОРТСМУТЕ 23 АВГУСТА 1628 ГОДА. 

 033. XXX. ВО ФРАНЦИИ. XXXI. МОНАСТЫРЬ КАРМЕЛИТОК В БЕТЮНЕ.

034. XXXII. ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОНОВ. XXXIII. ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ.

035. XXXIV. ЧЕЛОВЕК В КРАСНОМ ПЛАЩЕ. XXXV. СУД. XXXVI. КАЗНЬ. 

Три мушкетёра. Александр Дюма. 036. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЭПИЛОГ. 

Три мушкетёра. Александр Дюма. Аудиокнига.

---

***

*** Двадцать лет спустя. Александр Дюма. 001

---

***

***

Читать - Виконт де Бражелон. Александр Дюма. 001 - с начала...

------ Слушать аудиокнигу  Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя :    https://akniga.xyz/22782-vikont-de-brazhelon-ili-desjat-let-spustja-djuma-aleksandr.html       ===

***


---

***

***   

***  

***

М.Е. Салтыков-Щедрин. ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА ЖИТИЕ НИКАНОРА ЗАТРАПЕЗНОГО, ПОШЕХОНСКОГО ДВОРЯНИНА ... 

---

--- Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой. Это может показаться странным, но я и теперь еще сознаю, что крепостное право играло громадную роль в моей жизни и что, только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному, сознательному и страстному отрицанию его.

   Заболотье, напротив, представлялось в моих глазах чем-то вроде скучной пустыни, в которой и пищи для детской любознательности нельзя было отыскать.
   В будни и небазарные дни село словно замирало; люди скрывались по домам, - только изредка проходил кто-нибудь мимо палисадника в контору по делу, да на противоположном крае площади, в какой-нибудь из редких открытых лавок, можно было видеть сидельцев, играющих в шашки. День проходил в несносной праздности, которая под конец переходила даже в утомление. К несчастию, и с Агашей я редко мог перемолвить слово, потому что она постоянно обязана была сидеть возле матушкиной комнаты и ожидать приказаний. Очень часто заходил к ней и я, но не смел говорить громко, чтоб не помешать матушке.
   Скажу больше: даже в зрелых летах, изредка наезжая в Заболотье, я не мог свыкнуться с его бесхозяйственною жизнью.
   Вот все, что я имел сказать о Заболотье. Если написанная картина вышла суха и недостаточно образна, - прошу извинить. Мне кажется, впрочем, что все-таки она не будет лишнею для возможно полной характеристики "пошехонской старины".
   Итак, матушка чувствовала как бы инстинктивную потребность сдерживать себя в новокупленном гнезде более, нежели в Малиновце. Но заболотское дело настолько было ей по душе, что она смотрела тут и веселее и бодрее.
   Обычным ее собеседником был приказный местного уездного суда, Петр Дормидонтович Могильцев.
   Еще накануне приезда матушки за ним посылали в город пароконную подводу, которая на другой день и привозила его. Могильцев был сын дьячка и родился в селе, отстоявшем от Заболотья в семи верстах. Приход был настолько бедный, что отец не в состоянии был содержать сына в семинарии; поэтому Петр, еще мальчиком, прямо из уездного училища определился в уездный суд писцом. Четырнадцать лет он тянул лямку, прежде нежели стяжал вожделенный чин коллежского регистратора, но и после того продолжал числиться тем же писцом, питая лишь смутную надежду на должность столоначальника, хотя, с точки зрения кляузы, способности его не оставляли желать ничего лучшего. В описываемое время ему было уже под тридцать, но он не унывал, сказав себе заранее, что министром ему не бывать. Службой в суде он дорожил не ради получаемого нищенского жалованья, а ради того, что она давала ему известное общественное положение и ставила его в сношения с клиентами. Главный источник жизненных средств он почерпал не на службе, а в частных занятиях, которые сыпались на него со всех сторон. Все помещики, не только своего уезда, но и соседних, знали его как затейливого борзописца и доверяли ему ходатайство по делам, так что квартира его представляла собой нечто вроде канцелярии, в которой, под его эгидою, работало двое писцов.... Читать дальше и полностью... »

***

***

***

***

***

***

***

***   

***

***

***

***

***

***

Селижаровский тракт. 02. Повесть. Книга... Сороковые. Вячеслав Кондратьев. 004

---

***

*** ... Читать дальше »

***

***

***

Художник-иллюстратор Денис ГОРДЕЕВ

---

---

***

***    

    Денис Гордеев.      ***< ... Читать дальше »

***

***   

***

***

С. Макашин. О "ПОШЕХОНСКОЙ СТАРИНЕ" САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. 02

  

***
    Салтыков много говорит о гибельном воздействии крепостного права на "господ". Он показывает, что психология и практика крепостного рабовладельчества не могли не уродовать в людях их природные качества и задатки. Но признание исторической и социальной обусловленности (детерминизма) в поведении и поступках крепостных помещиков не освобождает последних от критики и обличения.
   "Пошехонской стариной" закончилась салтыковская летопись распада российского дворянства. Начатая еще в "Губернских очерках", первой книге писателя, она прошла в том или ином виде через все его произведения, вплоть до предсмертного. Эта глубоко критическая летопись - художественная и публицистическая - заполнила пробел о русском дворянстве в нашей литературе, которые оставили Тургенев и Толстой и который не был (не мог быть) устранен впоследствии и Буниным, несмотря на его "Суходол".
   Еще большее впечатление, чем "галерея господ", производит "галерея рабов" - серия "портретов" рембрандтовской глубины и силы. Люди крепостной массы, "люди ярма", показаны сурово-реалистически, такими, какими они были, - не просветленными и не очищенными "от тех посрамлений, которые наслоили на них века подъяремной неволи...". Тут и придавленные до потери человеческого образа дворовые слуги, чья жизнь, не освещенная лучом сознания, "представляла собой как бы непрерывное и притом бессвязное сновидение" (лакей Конон); и "рабы по убеждению", исповедовавшие особую доктрину, согласно которой крепостная неволя есть временное испытание, предоставленное лишь избранникам, которых за это ждет "вечное блаженство" в будущем (Аннушка); и религиозные мечтатели, пытающиеся найти утешение от ига рабства в своеобразном христианско-аскетическом мистицизме (Сатир-скиталец); и жертвы "неистовых случайностей", которыми до краев было переполнено крепостное право ("бессчастная Матренка"); и дворовые балагуры и весельчаки, пробовавшие внести в мрак и безнадежность крепостной повседневности свет улыбки, пытавшиеся хотя на миг "отшутиться" от тяготевшего над ними ига, но получавшие и за такую форму протеста красную шапку солдатчины (Ванька-Каин).
   Над всем этим миром "господ" и "рабов" поднимается грозный "порядок вещей" - целый огромный строй жизни, которому подчинено все. Не выдержавшая помещичьего надругательства и покончившая с собой "бессчастная Матренка", засеченная насмерть Улита, истязуемая Анфисой Порфирьевной дворовая девочка не единичные примеры какой-то исключительной помещичьей жестокости. Это привычный быт крепостного времени, картины его "повседневного ужаса".  ... 
Читать дальше »

***

***

***

***          Конрад Лоренц. Агрессия. 015 

***

***

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

013 Турклуб "ВЕРТИКАЛЬ"

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

019 На лодке, с вёслами

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

---

Жил-был Король,
На шахматной доске.
Познал потери боль,
В ударах по судьбе…

Иван Серенький

***   

---

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 934 | Добавил: iwanserencky | Теги: творцы, общество, взаимоотношения, Маяковский, литература, Булгаков, человек, Почему, Почему?..., из интернета, история, люди, противоположности, У Булгакова и Маяковского ..., точка зрения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: