***
***
***
***
Ф.А. Васильев(1850-1873)
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867
Холст, масло. 43 x 67 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Семирадский Г. И. (1843-1902)
Фрина на празднике Посейдона в Элевсине
1889г, холст, масло 390 х 763,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени …» - c таким подъемом начинал в конце 1886 года Генрих Семирадский новую картину «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине».
Через века до нас дошла легенда о прекрасной героине этого произведения. По свидетельству греческого писателя Афинея Навкратийского, в IV веке до н. э. в древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина (греч. - «белокожая»), своей красотой напоминающая богиню. Гетера Фрина отличалась непривычной стыдливостью, и обнаженной её увидеть было практически невозможно: общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте.
Скульптор Пракситель - ее возлюбленный - изваял с нее Афродиту Книдскую (по названию древнего города Книда, где изваяние было поставлено в храме Афродиты), а живописец Апеллес написал Афродиту Анадиомену (лат. - «выходящая из воды»). Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты - Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».
Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты - Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».
Художника, однако, не интересовали гражданские страсти и психологические характеристики участников тех давних событий. Он стремился воплотить в красках образ идеальной красоты. Подобно Пигмалиону, он влюбился в свою Галатею - Фрину, оставив все назидательные сравнения за рамой огромного полотна.
Сцена, запечатленная Семирадским, разворачивается на фоне напоенной солнцем южной природы. Пейзаж в картине - один из лучших в творчестве художника. Работая над ним, он специально ездил в Грецию, в древний Элевсин, где много веков назад устраивались знаменитые мистерии. Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.
Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины - один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.
Флавицкий К.Д
Христианские мученики в Колизее
1862г, холст , масло, 385х539 см , Государственный Русский музей
ФЛАВИЦКИЙ
Константин Дмитриевич
13 сентября 1830, Москва — 3 сентября 1866, Санкт-Петербург
Живописец. Исторический живописец, автор картин на религиозные темы.
Учился в Академии художеств (1850-1855) у Ф.А. Бруни. С 1856 по 1862 г. жил в Риме. Работал как исторический живописец. В целом его творчество развивалось в академическом русле ("Христианские мученики в Колизее", 1862, ГРМ). Однако его лучшая и наиболее известная картина - "Княжна Тараканова" (1864, ГТГ) явилась вкладом в русское реалистическое искусство. После успеха картины Ф. сделал несколько ее копий. Работы Ф. имеются также Киевском музее русского искусства, музеях Екатеринбурга, Казани, Калуги, Великого Новгорода, Пензы, Перми, Рыбинска, Полтавы, Ташкента и других.
Смирнов В.С.
Смерть Нерона.
1888
Холст, масло. 177,5 х 400
Полотно „Смерть Нерона" — лучшее и самое известное произведение Василия Смирнова, талант которого, ввиду его ранней смерти, не успел вполне раскрыться.
В 1887 году художник, находясь в Риме в качестве пенсионера петербургской Академии художеств, сделал первый эскиз картины, посвященной драматическим событиям древнеримской истории: император Нерон, спасаясь от мятежных войск на вилле своего вольноотпущенника Фаонта, кончает жизнь самоубийством.
От поругания тело полубезумного властителя спасают его бывшая наложница Актея и кормилицы Эклога и Александрия: они сжигают труп и хоронят пепел в старой гробнице. Работая над произведением, Смирнов следовал описанию смерти Нерона у Светония. Художественное решение картины проникнуто драматизмом. При внешней строгости и статичности ее композиции чувствуется необыкновенное внутреннее напряжение, передаваемое, в том числе, с помощью цвета. Доминанта красного, данного в многообразии оттенков, усиливает настроение тревоги и придает произведению торжественное звучание. Художник прекрасно решает сложную колористическую задачу, изображая красную драпировку на плече Актеи на фоне красной стены. (П. К.)
***
Риццони Александр Антонович.
«Совещание кардиналов» 1900
Холст, масло. 61 x 44 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург.
Риццони Александр Антонович. 23 января 1836, Рига — 16 апреля 1902, Рим.
Живописец, работал в технике акварели. Жанрист, автор миниатюрных портретов, женских "головок", пейзажист.
Брат П.А. Риццони. Родился в Риге в семье ремесленника-итальянца. Учился в Академии художеств (1852-1857) у Б.П. Виллевальде. С 1866 г. - академик, с 1868 г. - профессор. После 1868 г. жил в Риме. Автор жанровых картин из итальянского народного быта, еврейских жанровых сцен ("В синагоге", 1867, ГТГ). Покончил с собой после резко отрицательной рецензии о его творчестве в журнале "Мир искусства". Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Козьмодемьянском художественно-историческом музее.
Бакалович Степан Владиславович.
Моление Кхонсу. 1905
Холст, масло. 50 x 100 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
БАКАЛОВИЧ
Степан (Стефан-Александр) Владиславович
10 октября 1857, Варшава — 1947, Рим
Живописец, работал также в технике офорта. Автор жанровых произведений преимущественно на античные сюжеты, портретист, пейзажист.
Учился в Варшавской рисовальной школе, с 1876 г. - в Академии художеств. С 1886 г. - академик исторической живописи. Жил в Париже, Риме. Автор камерных картин на античные темы ("В приемной у Мецената", 1887, ГТГ). Исполнял офорты. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, в музеях Владикавказа, Иванова, Краснодара, Н. Новгорода, Омска, Саранска, Саратова, Твери, Ярославля, Харькова и других.
***
Гун Карл Федорович.
Канун Варфоломеевской ночи. 1868
Холст, масло. 115 x 89 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Гун Карл Федорович.
19 декабря 1830, Зиссегале Лифляндской губ. — 28 января 1877, Давос, Швейцария
Латышский живописец, акварелист, рисовальщик, занимался офортом. Жанрист, исторический живописец, пейзажист, портретист, работал также в области религиозной и монументальной живописи.
Учился в качестве вольноприходящего ученика в Академии художеств (1852-1861) у П.В. Васина, затем там же преподавал (с 1870 - профессор). Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1873 г. Автор портретов и картин на исторические и бытовые темы ("Сцена из Варфоломеевской ночи", 1870, ГТГ). Один из основоположников латышского реалистического искусства. Работал также как литограф. Его произведения имеются также в Государственном Русском музее, музеях Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Омска, Саратова, Твери, Хабаровска, Еревана, Риги и других. Источник:
vik6169
***
***
СОЛОМАТКИН Леонид Иванович.
Ряженые. 1873
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
СОЛОМАТКИН
Леонид Иванович
1837, г.Суджа Курской губ. — 1883, Санкт-Петербург
Живописец. Жанрист.
Сирота, был слугой у торговца. Пешком пришел из Николаева, чтобы учиться в Московском училище живописи и ваяния (1855-1860). Его учителями были А.Н. Мокрицкий и А.Е. Зарянко. Спасаясь от рекрутчины, перевелся в Академию художеств (1861- 1866). На его творчество оказал влияние В. Г. Перов. Автор картин о бедных и обездоленных ("Именины дьячка", 1862; "Питейный дом", 1870-е гг., "Славильщики-городовые", 1872; "Странствующие музыканты", 1872, все - в ГТГ), в которых сочетается жизненная наблюдательность с лубочным гротеском. Не имея своего угла, С. порой писал у товарищей на чужих холстах и чужими красками. Умер от отравления алкоголем. Его работы хранятся также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Государственном литературном музее, музеях Барнаула, Екатеринбурга, Иркутска, Костромы, Краснодара, Перми, Севастополя, Тамбова, Тулы, Ульяновска, Челябинска, Ярославля, Минска.
***
РАЧКОВ Николай Ефимович.
Накануне праздника. 1868.
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
РАЧКОВ
Николай Ефимович
1825 (?), Нижний Новгород — 12 апреля 1895, Москва
Живописец, рисовальщик. Жанрист, портретист, автор многочисленных головок.
Родился в Нижегородской губернии в семье учителя рисования. С 1838 г. учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина. С 1846 г. был преподавателем школы. Работал в бытовом и портретном жанрах ("Накануне праздника", 1868, ГРМ; "У калитки", 1871; "Портрет художника Д. Э. Гагена", 1876, обе - в ГТГ). Часто и с большой любовью изображал детей (рисунок "Бежин луг" по рассказу И.С. Тургенева, ГТГ). В 1859-1864 гг. выступал как карикатурист и иллюстратор в журналах "Искра", "Гусляр" и других. С 1860 -х гг. активно участвовал в создании и работе Московского общества любителей художеств. Картины и рисунки Р. имеются также в Киевском музее русского искусства, Государственном литературном музее, музеях Воронежа, Козьмодемьянска, Н. Новгорода, Ставрополя, Сыктывкара, Чебоксар, Сум и других.
Соломаткин Леонид Иванович.
Славильщики-городовые. 1867
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
СОЛОМАТКИН
Леонид Иванович
1837, г.Суджа Курской губ. — 1883, Санкт-Петербург
Живописец. Жанрист.
Сирота, был слугой у торговца. Пешком пришел из Николаева, чтобы учиться в Московском училище живописи и ваяния (1855-1860). Его учителями были А.Н. Мокрицкий и А.Е. Зарянко. Спасаясь от рекрутчины, перевелся в Академию художеств (1861- 1866). На его творчество оказал влияние В. Г. Перов. Автор картин о бедных и обездоленных ("Именины дьячка", 1862; "Питейный дом", 1870-е гг., "Славильщики-городовые", 1872; "Странствующие музыканты", 1872, все - в ГТГ), в которых сочетается жизненная наблюдательность с лубочным гротеском. Не имея своего угла, С. порой писал у товарищей на чужих холстах и чужими красками. Умер от отравления алкоголем. Его работы хранятся также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Государственном литературном музее, музеях Барнаула, Екатеринбурга, Иркутска, Костромы, Краснодара, Перми, Севастополя, Тамбова, Тулы, Ульяновска, Челябинска, Ярославля, Минска.
Соломаткин Леонид Иванович.
Славильщицы. 1868
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Соломаткин Леонид Иванович.
Пора обедать(Инвалиды у столовой). 1878.
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
ПЕРОВ Василий Григорьевич.
Охотники на привале. 1871
Холст, масло. 119х183
Государственный Русский музей, С.-Петербург
В творчестве Перова есть период, когда мастер избегает острых социальных сцен. Он обращается к жизни простой, обычной, знакомой. В ряду этих работ самой знакомой является именно картина "Охотники на привале".
В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по своему интересен и содержателен. Внимание двоих слушателей привлек страстный и увлекательный рассказ старшего, опытного охотника. В его позе, мимике, глазах святая вера в "истинность" истории, которую он решил поведать своим товарищам. Слушатели же относятся к рассказу по-разному. Молодой охотник жадно впитывает каждое слово своего опытного товарища, третий участник - мужчина средних лет - настроен скептически, каждое слово рассказчика он подвергает сомнению.
Если внимательно рассмотреть предложенную автором композицию, то идея становится ясной. Художник показал некий жизненный цикл: молодость, жадно познающая мир, впитывающая его с верой в чудо; затем наступает зрелость и опыт, когда ничего уже на веру не принимается и подвергается сомнению; зрелость сменяется старостью, живущую воспоминаниями, постоянно впадающую в идеализацию прошлого.
За простой и ясной работой глубокое содержание, философское, непростое. Критики отмечали убогость и напряжение, которые отличают окружающий пейзаж. Тревожное небо, летящие птицы, блеклая трава - все говорит об осени, засыпании, предчувствии зимы. Почему же художник выбрал столь мрачный пейзаж для обрамления своей картины? Скорее всего, для автора было важно сконцентрировать внимание зрителя на центральных фигурах картины, фон не должен отвлекать от главного в работе.
Герои картины - реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Как известно, и сам автор любил охоту. Поэтому каждая деталь картины написана со знанием дела. В левом нижнем углу картины мы видим восхитительный охотничий натюрморт, который, с одной стороны органично вписывается в общую композицию, с другой стороны, вполне может быть выделен в отдельную работу, написанную с недюжинным мастерством и реалистичностью.
Свет в картине концентрируется на лицах и руках героев. Этот старый прием, времен эпохи Возрождения, позволяет художнику полнее раскрыть внутренний мир своих моделей. Все охотники явно довольны результатами охоты, чему свидетельствуют трофеи, изображенные тут же. Художник изобразил людей разного социального происхождения, но всех их объединила охота, заставила забыть о жизненных реалиях и полностью отдаться древнейшему промыслу.
Интересно, что художник снова обратился к этому сюжету и создал еще одну картину для Русского музея. Вторая версия сюжета схематичнее, проще, цветовая гамма проще.
Известно, что некоторые критики обвиняли художника в том, что изображенные им герои выражают излишне наигранные эмоции. Однако, разгадав замысел автора, можно считать это вполне оправданным. Подобный прием позволяет ярче обрисовать характер и внутренний мир героев, раскрыть символическую составляющую картины.
ЯКОБИ Валерий Иванович.
Светлый праздник нищего. 1860.
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
ЯКОБИ (Якобий)
Валерий Иванович
4 мая 1833, д. Кудрявцево Казанской губ. — 30 апреля 1902, Ницца
Живописец, рисовальщик, офортист. Жанрист, исторический живописец, писал портреты и пейзажи.
Учился в Академии художеств (1856-1861) у A.T. Маркова. В 1862-1868 гг. - пенсионер Академии художеств в Германии, Швейцарии, Франции и Италии. С 1869 г. - академик. Начинал в русле критического реализма ("Светлый праздник нищего", 1860, ГРМ; "Привал арестантов", 1861, ГТГ). Был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (1870), в 1872 г. исключен из Товарищества. В дальнейшем создавал картины на исторические темы, в том числе салонно-академические полотна из эпохи правления Анны Иоанновны ("Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны", 1872, ГТГ; "Ледяной дом", 1878, ГРМ). Преподавал в Академии художеств, с 1871 г. - профессор. Его работы имеются также в музеях Кисловодска, Рыбинска, Севастополя, Хабаровска. Источник:
vik6169
***
***
Из лучших произведений живописи...
*** + фото О...
***
***
Картины старых мастеров
*** ещё ... О!
***
*** Экскурсия по Русскому музею 001
*** Экскурсия по Русскому музею 002
*** Экскурсия по Русскому музею 003
*** Экскурсия по Русскому музею 004
*** Экскурсия по Русскому музею 005
*** Экскурсия по Русскому музею 006
*** Экскурсия по Русскому музею 007
*** Экскурсия по Русскому музею 008
*** Экскурсия по Русскому музею 009
*** Экскурсия по Русскому музею 010
*** Экскурсия по Русскому музею 011
*** Экскурсия по Русскому музею 012
*** Экскурсии по Русскому музею... Картины. Живопись.
***
***
|