***
***
***
***
Бруни Федор Антонович (1801— 1875)
Медный змий
1841г, холст, масло 565 х 852 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ЗАЛ N15
Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме.
В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Иванов Александр Андреевич
Явление Христа народу
1836 – не позднее 1855, Холст, масло.172 х 247
Государственный Русский музей
ЗАЛ N15
«Человечество на перепутье из физических сил в духовные» – эта мысль Александра Иванова легла в основу его грандиозного полотна, над которым он напряженно работал в течение 20 лет.
Картина была исполнена Ивановым в Риме; привезенная в Петербург, она не оправдала его ожиданий. В Академии художеств восприняли работу с враждебностью, а современники не смогли по достоинству оценить её новаторство.
Александр Иванов умер от холеры в том же году. Уже после его смерти полотно было приобретено императором и отправлено в Румянцевский музей.
Ныне картина находится в Третьяковской галерее в Москве, а в Русском музее представлен тщательно проработанный и весьма близкий к окончательному варианту эскиз меньшего размера и эскизы фигур
Композиция картины включает два плана.
К миру горному, небесному принадлежит одинокая фигура идущего в отдалении Иисуса; мир же земной разделился в своем отношении к его приходу.
В центре — Иоанн Креститель: его лицо пророчески вдохновенно, воздетые руки с верой устремлены к Христу.
За ним, в левой части картины, будущие апостолы: юный, рыжеволосый Иоанн Богослов страстно подался вперед; спокойно и убежденно движется седобородый Андрей, в раздумье наклонил голову Петр.
У правого края картины представлены римские воины на конях и враги Христа — иудейские священники и фарисеи с непроницаемыми лицами.
Между этими двумя полюсами – толпа людей: в их лицах можно встретить и праздное любопытство и подлинное душевное волнение.
В самом центре полотна, в глубине, художник изображает себя одетым в синий плащ и серую шляпу с посохом в руке, глядящим в сторону Христа.
Пост. в 1934 году из Государственной Третьяковской галереи.
Бруни Федор Антонович
Смерть Камиллы, сестры Горация
1824 Холст, масло.350 x 526,5
Государственный Русский музей
ЗАЛ N15
Картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» Ф. А. Бруни написал в Риме. Полотно огромно по размерам — более пяти метров в длину. Художник выставил свое произведение на Капитолийском холме для всеобщего обозрения, и оно прославило двадцатилетнего автора. Знатоки находили много изящного в композиции и рисунке картины.
Сюжет картины Федор Бруни заимствует из легендарного прошлого Рима, когда Рим враждовал с городом Альба-Лонга. Судьба этой многолетней вражды должна была решиться в поединке между тремя братьями Горациями – со стороны Рима, и тремя братьями Куриациями – со стороны Альба-Лонга.
Оставшийся в живых после сражения победитель Гораций по возвращении в Рим встречает сестру Камиллу, оплакивающую своего жениха, одного из Куриациев.
Разгневанный брат поражает её мечом.Поступок героя вызывает у окружающих не уважение, но скорее ужас и сострадание к его жертве. Герой одинок, между ним и согражданами – трагическое непонимание.
Этот момент финальной развязки и запечатлел Бруни на своем полотне.
Полотно, названное Бруни «Триумф Горация», уже современниками было названо иначе: «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Действие этого полотна разворачивается перед нами подобно классическому фризу: тщательно моделирована пластика фигур, расставленных как на сцене, величавы их жесты, благородно ниспадают крупные складки драпировок. Алый плащ и эффектная поза выделяют, помещенного в центре, героя – его указующая рука точно совпадает с диагональю композиции.
Содержание и стиль картины вполне в духе русского классицизма первой половины XIX века. Но в ней уже чувствуется влияние идей романтизма. Композиция построена по традиционной академической схеме. Персонажи выстроены по всем правилам последнего действия в классицистической трагедии. Фигуры строго упорядочены и сгруппированы в красивые и выразительные группы.
В центре и на первом плане — главные сюжетные герои: умирающая неверная Камилла и Гораций, указующий на жертву. Все фигуры, как будто на просцениуме, находятся в неглубоком условном пространстве.
Действующие лица стилизованы под псевдоисторическую эпоху Древнего Рима. Одетые в античные одежды, они своими позами и жестами вызывают в памяти эллинистические статуи. Выражения их лиц, на которых отражается переживание трагических событий, демонстрируют общую идею произведения.
Красиво сочетание ярких красочных тонов с объемными цветопереходами. Главный персонаж Гораций выделен не только композиционно, но и цветом: живописец неслучайно выбрал для него плащ ярко-красных тонов.
В своей произведении Бруни стремился к психологической достоверности, к созданию напряженности при восприятии картины зрителем. За это полотно он в 1834 году получил звание академика.
В 1897 году «Смерть Камиллы, сестры Горация» была передана из Императорской Академии художеств в Русский музей Александра III. Впоследствии Александр Бенуа напишет, что Бруни создал вещь «поистине мастерскую, но глубоко фальшивую, как финал какой-нибудь ложно-классической трагедии» (Бенуа )
А.А.Иванов
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
1835г, холст, масло. 242 x 321 см
Государственный Русский музей
ЗАЛ N15
1830 году на средства Общества поощрения художников А.А. Иванов едет в Италию в качестве пенсионера, посещает Австрию и Германию. В 1831-1858 годах он постоянно жил в Италии.
С самого начала пребывания за границей Иванов стремился найти значительную тему. Мысль о художественном воплощении евангельской легенды, повествующей о пришествии Мессии, возникла у него уже в начале 1830-х годов. Но он не сразу счел себя подготовленным к реализации этого замысла и в качестве приближения к теме приступил к двухфигурной композиции "Явление Христа Марии Магдалине".
Благородная простота композиции, скульптурная пластика фигур, фронтально развернутых на темном фоне – перед нами произведение строго следующее канонам классицизма.
Несмотря на классицистическую условность, художнику удалось создать жизненный образ Магдалины, передать сложность и искренность ее чувств.
Образ Иисуса в картине наделен идеальной красотой: его лицо и фигура напоминают статую Христа работы Торвальдсена, а одеяния – складки покрывала «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В сравнении с ним образ Марии Магдалины отличается большей живостью. Художник сумел передать сложное чувство: радость, горе, волнение одновременно изображены на лице Марии. Золотые волосы, мягко льющиеся на плечи, теплота тициановского колорита говорят о влиянии на художника веницианской живописи. Известно, что Иванов в ходе работы над картиной совершил поездку на север Италии – с тем, чтобы «изучить характер всех школ».
По евангельскому мифу, Мария Магдалина Происходила из галилейского города Магдалы в колене Иссахаровом, близ Капернаума.
Мария Магдалина — блудница, которая, раскаявшись, стала последовательницей Христа.
В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах:
Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2)
Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк.15:40-41, Лк.8:3)
Потом присутствовала на Голгофе при кончине Господа (Мф.27:56 и др.)
После чего была свидетельницей его погребения (Мф.27:61 и др.)
А также стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мк.16:1-8)
Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться.
В 20-й главе Евангелия
от Иоанна рассказывается о явлении воскресшего Христа Марии Магдалине. Иисус говорит ей: «Мария!» Она, обратившись, говорит: «Равви!» — что значит: «Учитель!». Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему…».
Христос не разрешил ей это (Noli me tangere), но зато поручил возвестить апостолам о своем воскрешении (Ин.20:11-18). Этот эпизод А.А.Иванов изобразил на картине.
Картина была отправлена в Петербург, имела большой успех и доставила художнику звание академика (1836).
Матвеев Федор Михайлович
Вид в окрестностях Рима
1812г, Холст, масло.36,5 х 46
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 16
Воспевание итальянской природы как идеальной красоты было совершенно естественно для молодого художника, ориентирующегося всей системой академического образования на ценности классицизма. Возвышенная и героическая трактовка пейзажной темы органично сочеталась с восприятием Матвеевым природы Италии, которая подтверждала и делала естественными те классицистические представления о пейзаже, которые в далекой России могли казаться надуманными. Художник создает традиционный для классицизма пейзаж, воспевающий мощь и "вечную" красоту природы.
Матвеев Фёдор
«Вид озера Неми близ Рима»
1821
Холст, масло
76х98
Государственный Русский музей.
Воробьев Максим
«Закат солнца в окрестностях Петербурга»
1832
Холст, масло
40,5х65
Государственный Русский музей. *** Источник:
vik6169
***
***
Воробьев Максим
«Набережная Невы у Академии Художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами»
1835
Холст, масло
75х111
Государственный Русский музей.
Изображена набережная перед зданием Академии художеств, сооруженная по проекту архитектора К. А. Тона. Хорошо видны фигуры египетских сфинксов с лицами фараона Аменхотепа III (XIII век до н. э.). Воробьев, вся жизнь которого была связана с Академией художеств, изображал набережную со сфинксами в разное время суток, при разном освещении.
***
А.Иванов Итальянский дворик в Соренто. 1856 г.
Иванов А И [1818—1863]
Вид на Капитолий в Риме
1848
Холст, масло
36 х 49
Государственный Русский музей.
Волосков А.Я Вид в Павловском парке. 1845.
Павловский парк – один и самых живописных парков в окрестностях Петербурга. Его не раз изображали художники на своих полотнах. В картине А. Я. Волоскова, ученика М. Н. Воробьева, запечатлен вид на Большой дворец со стороны реки Славянки и парка Мариенталь. Справа на холме среди деревьев виден обелиск основанию Павловска (проект Ч. Камерона, 1782); на втором плане – Павильон трех граций (проект Ч. Камерона, 1801) с расположенной в центре него мраморной скульптурой „Три грации" Паоло Трискорни. Слева над деревьями виден купол Большого дворца (архитекторы Ч. Камерон, В. Ф. Бренна, А. Н. Воронихин; 1782–1804). Ранее картина приписывалась М. И. Лебедеву, но в 2007 авторство А. Я. Волоскова подтверждено на основании стилистического и технологического исследования, в ходе которых были обнаружены подпись и дата художника на холсте.
Иванов А. И.
«Венеция. Большой канал»
1846 (?)
Холст, масло. 58 х 85.
***
Лебедев Михаил Иванович
Аричча близ Рима
1836, xолст, масло, 54 х 44 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ЗАЛ N16
Итальянские пейзажи Лебедева отличаются плотностью глубоких по цвету красок. Листва и стволы деревьев занимают почти все живописное поле, и только наверху виднеется небольшой фрагмент неба. Художник включает в пейзаж архитектуру и фигурки людей, но они еще, скорее, являются оживляющим стаффажем и не приобретают особого значения, ярким цветом платьев обогащая колорит картины.
Пейзаж строится на контрастном сопоставлении света и тени, густых лесных зарослей и пятен света на земле. Лебедева интересовало в Италии все — и ее яркая природа, и прекрасная архитектура, и простой народ в непривычных для русского глаза ярких одеждах.
Аричча — небольшой городок близ озера Альбано, стоящий на месте античного селения Ариция. На втором плане изображена церковь Санта Мария делл Ассунцьоне, построенная по проекту Л. Бернини.
***
О.А.Кипренский
Портрет лейб-гусарского полковника
Евграфа Владимировича Давыдова
1809г, холст, масло, 162 x 116 cм
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 13
Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова. На большом холсте, почти в рост, так называемом парадном портрете, на фоне героического предгрозового пейзажа изображен молодой полковник с умным отважным лицом. Воин, испытавший «упоение в бою», рыцарь долга и чести и задумчивыймечтатель. Необыкновенно эффектные красочные сочетания усиливают романтическую приподнятость этой, по выражению автора, «почти картины». Портрет написан в пору войн с Наполеоном, в преддверии освободительной эпопеи 1812 года. В нем отразился во всей поэтической мощи культ героической личности, храброго и сильного воина. Фигура лейб-гусарского офицера, стоящего в небрежной картинной позе, полна мужественной грации. Цветовой ряд портрета, построенный на сочетании звучных пятен красного, белого, темно-коричневого цветов, активен и мажорен.
В образе Давыдова нет той бьющей через край энергии, «бранной» отваги, которые так отличают военные портреты французских живописцев А.Гро и Т.Жерико. Русского мастера увлекает не внешняя патетика, а раскрытие личности, ее неповторимою обаяния. Главное внимание он уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость.
С портретом связана целая эпопея поисков. Около 130 лет считалось, что на портрете изображен известный герой-партизан Денис Давыдов, «поэт, рубака, весельчак».
Но, вот уже более четырех десятков лет, время от времени возникает вопрос: «Кто же в действительности изображен на этом знаменитом портрете О. А. Кипренского?» Источник:
vik6169
***
***
Из лучших произведений живописи...
*** И + ещё...
***
***
Шедевры живописи Государственного Эрмитажа
*** Плюс фото ...
***
*** Экскурсия по Русскому музею 001
*** Экскурсия по Русскому музею 002
*** Экскурсия по Русскому музею 003
*** Экскурсия по Русскому музею 004
*** Экскурсия по Русскому музею 005
*** Экскурсия по Русскому музею 006
*** Экскурсия по Русскому музею 007
*** Экскурсия по Русскому музею 008
*** Экскурсия по Русскому музею 009
*** Экскурсия по Русскому музею 010
*** Экскурсия по Русскому музею 011
*** Экскурсия по Русскому музею 012
*** Экскурсии по Русскому музею... Картины. Живопись.
***
|