***
***
***
***
Брюллов Карл
«Мужская голова. Этюд головы Иоанна Крестителя для росписи центрального купола Исаакиевского собора»
Между 1843-1847
Холст, масло
43,7х41
Государственный Русский музей.
К. Брюллов(1799-1852)
Смерть Инессы де Кастро
1834, холст, масло, 213 х 299.5, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инесса де Кастро - дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода.
Будучи придворной дамой супруги инфанта Дон-Педро, сына короля Альфонса IV Португальского, Инесса де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены (1345 г.) тайно с ней обвенчался.
Советники короля выдали тайну инфанта. Дон-Педро, спрошенный отцом, не рискнул сказать правды, но в то же время не соглашался жениться на другой. Тогда королевский совет решил умертвить Инессу де Кастро.
Однажды, когда Дон-Педро отлучился на охоту, король отправился к Инессе де Кастро, но, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокого намерения.
Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить убийство, и в тот же день Инесса де Кастро была умерщвлена.
После смерти Альфонса IV убийцы Инессы де Кастро бежали в Кастилию, но были выданы обратно в обмен на испанских беглецов и преданы жестокой казни.
Два года спустя король торжественно объявил, что с разрешения папы был обвенчан с Инессой де Кастро, приказал вынуть из могилы ее тело, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести. Потом тело торжественно похоронили в королевской гробнице, над которой воздвигли великолепный памятник из белого мрамора, завершавшийся изображением Инессы де Кастро с короною на голове.
История несчастной Инессы де Кастро неоднократно служила темой для трагедий. Всего известнее трогательный эпизод о Инессе в "Лузиаде" Камоэнса
Карл Брюллов
Нарцисс, смотрящий в воду
1819г, холст, масло. 162 х 209,5(см)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Одна из ранних работ К.Брюллова, написанная во время учёбы в Академии художеств.В 1819 году в классе Андрея Иванова была "поставлена" в качестве задания для живописцев мужская фигура-полулежащий юноша, наклонившийся над водой. В обычае Академии были такие тематические постановки: натурщик, упавший на спину, изображал собою убитого Авеля или разбившегося в падении Икара и тому подобное. Натурщика, вероятно, сам преподаватель предложил трактовать как Нарцисса, смотрящегося в воду.
Но Брюллов не удовлетворился тем, что увидел и смог изобразить в Академии. Решив изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, он пошел в Строгановский сад на Черной речке, и его воображение населило густые заросли сада мифологическими образами, глаза художника заметили множество живых деталей: лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, листок, упавший на поверхность воды и резко обозначивший ее гладь. Академический этюд с натурщика превратился в законченную картину "Нарцисс" . Произведение это уже заключало в себе тему общения человека и природы, тему, ставшую одной из главных в творчестве художника.За эту работу К.Брюллов был награждён второй золотой медалью Академии художеств.
Посмотрите, голова Нарцисса как-то подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным его автопортретам. Автопортрет в образе Нарцисса! Что это - догадка о себе, указание на черту характера, которую он знает за собой, и предостережение себе же: "посеешь характер - пожнешь судьбу"?
***
К. Брюллов(1799-1852)
Портрет княгини Е.П.Салтыковой
1841г,холст,масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображение княгини Е.П.Салтыковой может быть названо портретом-картиной. Новые качества большого полотна Брюллова — задушевность и лиричность в обрисовке внутреннего состояния человека. Они неизбежно должны были разрушить условность и декоративность парадного портрета.
Опустив опахало иа павлиньих перьев, Салтыкова утомленно опустилась в кресло. Обстановка с тропическими растениями и разостланной на полу леопардовой шкурой вводит в необычный, почти сказочный мир. Феерично сверкает палитра художника, построенная на сочетании цветов — голубого (платья), красного (шали), зеленого (кустов).
Но сквозь все эффекты экзотического окружения Брюллов пронес мягкую женственность облика княгини, поэтичность ее чувств, преодолев ту светскую отчужденность, которой обычно веет от парадных портретов.
Безукоризненность рисунка, мастерство композиционного решения, блеск фактуры ставят портрет Салтыковой в первый ряд произведений Брюллова.
К работе над портретом Салтыковой Брюллов пытался привлечь некоторых своих учеников, но профессиональная взыскательность Заставила его отказаться от принятого решения.
- В 7 прислал за мной Брюллов, он хотел Заставить меня начертить перспективу в портрете Салтыковой, — Записал в свой дневник Мокрицкий,
— ...принялся я наконец чертить перспективу, он видел, что я неловко обращался с линейкой и кистью, сердился и выходил ив себя, наконец вспылил так, что бросил на пол свою палитру и кисти и принялся чертить сам-
Из описанного Мокрицким инцидента становится ясным, что к помощи учеников Брюллов прибегал с большой осмотрительностью.
***
К. Брюллов(1799-1852)
Апостол Петр.1843-1844.
Картон для росписи Исаакиевского собора.
Бумага грунтованная, дублированная на холст.
***
К. Брюллов(1799-1852)
Апостол Иоан.1843-1844.
Картон для росписи барабана главного купола Исаакиевского собора.
Бумага грунтованная, дублированная на холст.
***
vik6169
***
***
***
К. Брюллов(1799-1852)
Апостол Андрей.1843-1844.
Картон для росписи Исаакиевского собора.
Бумага грунтованная, дублированная на холст.
Брюллов Карл
«Святой Иероним(?). Маска М.И.Глинки. Голова М.И.Глинки в профиль. Этюды для росписи центрального купола Исаакиевского собора»
Между 1843-1847
Холст, масло
61.5х66
Государственный Русский музей.
Брюллов Карл
«Две мужские головы, левая и правая руки, левая ступня. Этюды для росписи центрального купола Исаакиевского собора»
Между 1843-1847
Холст, масло
62,3х63
Государственный Русский музей
Брюллов Карл
«Голова апостола Петра. Этюд для росписи центрального купола Исаакиевского собора»
Между 1843-1847
Холст, масло
57х50
Государственный Русский музей
Брюллов Карл
«Иоанн Богослов. Этюд для росписи центрального купола Исаакиевского собора»
Между 1843-1847
Холст, масло
53х42
Государственный Русский музей
К. Брюллов
Последний день Помпеи
1827-1833гг, холст, масло, 456,5х 651см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Черный мрак навис над землей, кровавое зарево пылало у горизонта, вздрагивала земля, рушились здания, тьму разрывала ужасная молния, освещая то, как в ослепленных страхом людях проявляется истинная ценность человеческих душ.
Корыстолюбец, умирая, думает о наживе, сыновья выносят на руках старика отца; юноша, забыв об угрозе, оплакивает смерть любимой; вера в милосердного Бога ставит на колени мать и дочь, не помышляющих о бегстве.
Среди испуганной толпы, замерев, стоит художник с этюдником на голове (в нем Брюллов изобразил себя), ловящий все оттенки трагедии. В лицах некоторых фигур узнаются черты современников, а в девушке с кувшином и в матери семейной группы — Юлии Самойловой.
Все фигуры в картине поражают скульптурной объемностью и пластикой, кажется, их можно обойти кругом. Колорит резок, «краски горят и мечутся в глаза, дышат внутренней музыкой». В этой работе художник слил воедино тенденции классицизма, пылкость романтизма и черты новой, только зарождающейся школы реализма. И хотя падающие колонны парят в воздухе, пепел не испачкал ни одежд, ни лиц, не видно увечий и крови, впечатление от картины потрясает.
«Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись», — сказал о своем восприятии А. Иванов.
Увидав картину, восхищенный Пушкин написал стихотворение:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон. Источник :
vik6169
***
***
***
Из лучших произведений живописи...
*** И ещё О....
***
*** Экскурсия по Русскому музею 001
*** Экскурсия по Русскому музею 002
*** Экскурсия по Русскому музею 003
*** Экскурсия по Русскому музею 004
*** Экскурсия по Русскому музею 005
*** Экскурсия по Русскому музею 006
*** Экскурсия по Русскому музею 007
*** Экскурсия по Русскому музею 008
*** Экскурсия по Русскому музею 009
*** Экскурсия по Русскому музею 010
*** Экскурсия по Русскому музею 011
*** Экскурсия по Русскому музею 012
*** Экскурсии по Русскому музею... Картины. Живопись.
***
***
|