Главная » 2024 » Октябрь » 8 » Одежды 013
01:33
Одежды 013

***

***

***

===

    Сеть имела форму ромба. Слева появилось красное пятно и распростра-
нилось вдоль линий соединений. Достигнув середины сети, красный цвет начал
блекнуть, а правая четверть ромба осталась белой - цвета социологической
нормальности по принятому коду. Амара постучала по белой части графика
указкой, чтобы подчеркнуть свои выводы.
    Потом она с триумфом повернулась к собравшимся:
    - Но вместо того, чтобы увидеть, как возвращаются к норме культур-
ные традиции, мы находим, что культ одеяния процветает, даже в большей сте-
пени, в нем зарождаются новые, непредвиденные черты. Только одно обстоя-
тельство может послужить объяснением. Наше первоначальное гипотетическое
представление о Кайане верно лишь наполовину. Влияние, идущее со стороны
Совьи, поддерживается влиянием из другого источника, с противоположной
стороны. Используя ту же систему культурно-социологической картографии,
мы только что приблизительно определили источник второй струи воздействия.
    Рука Амары снова коснулась терминала. Справа появилось зеленое пят-
но, расплывающееся до тех пор, пока не встретилось с красной зоной. Красные
и зеленый цвета смешались, образовав спектр, от ярко-оранжевого до тускло-
коричневого.
    - Имеется и возможный кандидат - Селена, последняя планета Рукава
Цист, самая удаленная от Зиода. Вот она где. На полной скорости мы направ-
ляемся к Селене.
    Те, кто не участвовал в создании этой диаграммы, помогая Амаре, те-
перь удивленно рассматривали экран. В здравости рассуждений Амаре отка-
зать было трудно. Гипотеза отвечала фактам, какой бы удивительной ни каза-
лась.
    - А что мы найдем на этой планете, как ты думаешь? - спросил Эстру.-
Наверняка ведь, не вторую Совью. Это было бы уж чересчур, верно?
    - Нет,- серьезно сказала Амара.- Я думаю, что они - оба источника -
происходят из Совьи. Произошло вот что, как я это представляю. Совья дала
два поселения - одно ближе к самой Совьи, другое - на Селене или ныне поки-
нутой планете возле Селены. Но не имея контактов между собой, обе планеты
развивались независимо, каждая своим путем. Мы знаем, что могут быть тыся-
чи причин для отклонений в развитии общества. Возможно, они вышли из раз-
ных течений в кайанской культуре, а возможно, влияли климатические условия.
Когда они наконец встретились, образовалось общество со взаимно поддержи-
вающими и усиливающими культурными импульсами.
    Поднялся Бланко:
    - Все это очень интересно. Но вот что касается экспедиции к Селене. Не
слишком ли мы и без того задержались здесь? Мы уже успели установить самый
важный факт - Кайан не представляет военной угрозы для Зиода. Не стоит ли
нам повернуть домой и сообщить эту важную новость?
    Среди собравшихся прокатился ропот.
    - Капитан Уилс того же мнения,- сказал Эстру, вопросительно припод-
няв брови.
    Амара поняла, что они на грани той ссоры, которая сделает совместную
работу группы невозможной. Она облизнула губы.
    - Я прекрасно сознаю, что на борту корабля существуют разные мне-
ния,- сказала она со стальными нотками в голосе.- Но исходя из полномочий,
данных мне Директоратом, я возражаю против немедленного возвращения до-
мой. Мы не возвратимся домой, пока не закончим до самого конца наши иссле-
дования. И никаких других решений, касающихся этого предмета, не будет.
    "Теперь они заткнутся, я думаю",- решила она про себя.
    Эстру старался припомнить, пробовала ли Амара заглянуть в компью-
теризованное зеркало. Хотелось бы знать, что она увидит там.
    "Да,- подумал он,- свет мой зеркальце, скажи, кто на свете всех милее?"

*** 

===

Глава 13

    Единственный человек, еще не имевший четкого мнения относительно
желательности возвращения в Зиод, был Маст. Во время мучительного разгово-
ра Амара вытащила из Маста всю его историю о побеге с Ледлайда, об удиви-
тельных свойствах костюма Педера Форбарта. Она слушала с явным недовери-
ем, презрительно усмехаясь. Совершенно очевидно, что половине она не пове-
рила, не снизойдя даже до какого-нибудь замечания или комментария.
    С тех пор он кокетливо старался установить с Амарой приятельские от-
ношения, чтобы она замолвила словечко в его пользу по возвращении в сферу
власти Директората. Он был уверен, что она может выхлопотать ему прощение.
Амара откровенно потворствовала этим надеждам, но великодушия не прояв-
ляла, когда доходила очередь до подведения итогов.
    - Но ты не так уж много полезного сделал для экспедиции, не так ли? -
строго сказала она, когда корабль готовился совершить посадку на Селене.
    - Ну, а помните, я вам помог в работе на Курдоке,- напомнил с надеж-
дой Маст.- Когда ваши переводчики не могли разобраться с идиомой?
    - Гм... Едва ли этого достаточно, чтобы простить двадцать лет на Лед-
лайде.
    - Не напоминайте мне больше об этой дикости,- жалобно сказал он.-
Сравните мой срок и то нарушение закона, которое было довольно ничтожным
в сравнении с наказанием.
    - Степень виновности уже установил суд. Я не собираюсь об этом спо-
рить. Ты ведь хочешь выторговать прощение, а не пересмотр дела.
    "Сука,- выругался про себя Маст.- Я бы ее..." Мысли его в этом месте
утеряли четкость - он не смог вообразить что-либо достаточно ужасное, чтобы
сквитаться с владычицей, матриархом корабля "Каллан".
    Отправив по видеосвязи разрешение на "полностью свободное" пере-
движение, подтвержденное Министерством Гармонических Отношений, "Кал-
лан" опустился на космодром города Иомондо. В течение часа люди Амары го-
товились к вылазке в город. Маст уныло слонялся неподалеку от трюма-шлюза,
стараясь найти подходящий случай, чтобы доказать свою полезность.
    Никто не обращал на него внимания. Как только отворились двери,
Маст отправился осматривать Иомондо самостоятельно. Как везде на Кайане,
никаких формальностей или представителей власти в порту не было. Дорога ве-
ла прямо в город.
    Если Селена когда-то и представляла климатическую или геологиче-
скую проблему, то ее уже давно, видимо, решили. Воздух был свежий, теплый,
целебный. Но было что-то двойственное в ощущении этого места, какой-то ис-
кусственный покой, что-то тревожащее, неуместное, выпадающее из ритма.
Воздух был пропитан розовым светом тихого заката. Легкие дуновения ветерка
доносили запах лаванды. Непривычные чирикающие звуки доносились со всех
сторон, эхом отдаваясь от головокружительных, искривленных, воздушных
плоскостей, составлявших основу архитектурного стиля города.
    Маст поискал в небе солнце Селены. Его, вернее, их, он нашел довольно
низко над горизонтом на юге. Одна из компонент двойной звезды была темно-
красной и побольше, другая - бело-голубая и поменьше, обе имели несколько
размытые очертания. Это означало, что времена года на Селене должны тя-
нуться столетиями. Обитаемые планеты двойных звезд обычно имели орбиты с
большим радиусом.
    Какое сейчас было время года? Весна? Лето? Осень? Вероятно, зима, ре-
шил Маст.
    За чертой города начинался лес. Если это действительно был лес. Маст
видел оливковое зеленье, волнующиеся бахромы, словно темное море, на фоне
которых поднимались закручивающиеся башни. Птицы с роскошными плюма-
жами лилового и серебристого цвета взлетали из глубин леса, совершая петли и
круги над всем Иомондо. Создавалось впечатление огромного открытого
птичьего зоопарка. Птицы были всех размеров. Некоторые - очень большие.
Маст прищурился всматриваясь - может, это были люди в костюмах птиц?
Имелись и крошечные пичужки, метавшиеся туда-сюда. У них были длинные
блестящие тонкие клювы, специально, чтобы доставать нектар из орхидей. Ка-
залось, эти длинные клювы указывают на неизвестные загадки.
    Нижний, поверхностный уровень Иомондо был белого цвета. Над этой
белой поверхностью поднимались закручивающиеся башни, воздушные плоско-
сти, мучительно повисшие без видимой поддержки воздушные коридоры, созда-
вая открытую раму-сеть.
    Самая подходящая аналогия, которую подыскал Маст - огромная де-
тская площадка с каруселями, горками и прочими головокружительными атт-
ракционами и представлениями на открытых площадках. Зрелище было совер-
шенно ошеломляющее и неожиданное для глаз. Он не мог разобраться в смысле
множества происходящих, внешне не связанных сцен вокруг. Это что? Карна-
вал? Праздник? Или вся эта фантастика - нормальный деловой день?
    Из-за угла здания показался местный житель - индивид с идиотской ух-
мылкой на широком курносом лице. Облачение его состояло из сапог со сталь-
ными носками, розовых широчайших штанов, на широких голубых подтяжках,
видных из-под свободной куртки, беспрепятственно хлопавшей вокруг его мо-
гучего торса. Картину деревенского хулигана завершала старая соломенная
шляпа. Он шагал широко, наклонив торс вперед, сунув большие пальцы рук за
подтяжки. Завидев Маста, он преградил ему путь.
    - А! Стиляга! - заухмылялся хулиган.- А ну! Покажи мне стиль! - Он
принялся месить грудь Маста кулачищами, наполовину в шутку, наполовину
всерьез.
    Маст сделал шаг назад, заслоняя руками лицо.
    Но внезапно хулиган оставил его в покое. Его внимание привлек новый
объект слева от Маста. Маст тоже обратил взор в ту сторону. Женщина шла по
белому тротуару, направляясь к закручивающейся башне неподалеку. Длинное
грациозное платье придавало ее движениям гибкость и плавность, словно она
была ивовой веткой на ветру. Ветерок относил в сторону от лица, погруженно-
го в романтические мечтания, в грезы, газовую вуаль.
    Хулиган спрятал в задний карман соломенную шляпу, заменив ее совер-
шенно другим головным убором. Это был тканевый шлем-гало со скромным па-
нашем и декоративной золотой окантовкой. Хулиган надел его и аккуратно по-
правил. При этом он претерпел поразительную трансформацию. Исчезла воин-
ственная грубость. В глазах появился свет ума. Спина распрямилась, черты ли-
ца преобразились в своеобразную маску. Это был теперь совсем другой человек.
    Одновременно он преобразовал свою куртку-шемиз в иной тип одежды.
Исчезли аляповатые подтяжки и оскорбительная неприличная пряжка ремня...
Теперь на нем был полосатый гелиотроп в серебряных и кобальтовых тонах.
Эти цвета придали розовым штанам более благородный, темный оттенок, а их
покрой теперь казался вполне элегантным.
    Преобразовавшись в саму элегантность, недавний сельский забияка на-
правился на приступ нового предмета своего внимания, представившись со всей
полагавшейся галантностью. Маста он, кажется, совершенно позабыл.
    Маст двинулся дальше, смешавшись с разнообразно одетыми пешехода-
ми. Возле открытой платформы он задержался, чтобы посмотреть, что там про-
исходило. Под ритмичную пульсирующую музыку молодые люди исполняли
почти ритуальный дергающийся танец. Их плотно облегающие одежды в стиле
барокко сверкали кругами, арабесками из золотого и серебряного шитья, светя-
щимися синтетическими драгоценностями. Внезапно они все одновременно за-
мерли, хлопнув в ладоши поднятыми над головами руками. Платформа - на са-
мом деле летающая коробка - быстро поднялась и, набирая скорость, унеслась
вверх. Только сейчас Маст заметил, сколько было в Иомондо таких летающих
решетчатых коробок, управляемых силовыми лучами, планирующих между
сюрреалистически закручивающихся башен, создавая внешне случайный, не
имеющий смысла узор. В каждой воздушной коробке происходило нечто таин-
ственное, какая-то сцена, не похожая на сцену в другой подобной коробке.
    Стоявшая неподалеку от Маста женщина в золотом и пурпурном наря-
де тропической птицы с красивым пушистым плюмажем вдруг радостно
вскрикнула и поднялась в воздух, потащив за собой огненный шлейф. Маст
проследил взглядом ее траекторию, когда она, как ракета, пронеслась над всем
городом, исчезнув где-то над дальним краем. Маст надеялся, что она приземли-
лась благополучно.
    В центре Иомондо была большая открытая площадь. Маст оказался
там как раз во время, чтобы стать свидетелем необычного массового феномена.
Все присутствующие вдруг начали собираться в толпу, повернув лица в одном
направлении. Все лица, мужские и женские, мгновенно стали одним коллектив-
ным лицом. Ритуальный танец: все вместе шаг назад, все вместе шаг вперед,
шаг назад...
    Потом так же необъяснимо, как и началось, массовое помешательство
исчезло. Каждый пошел своей дорогой или занялся непонятной деятельностью
в одной из множества небольших группок.
    Маст пришел к выводу: здесь в большей степени, чем в других кайан-
ских мирах, развитие эволюции человека пошло по непредсказуемому необра-
тимому пути. В зиодском смысле люди здесь уже не были людьми. Это было
скопище актеров, играющих роли в странных развлечениях и пьесах, наугад,
случайно, не имеющие больше никаких видимых сознательных направлений в
своей повседневной жизни.
    "Одежные роботы",- подумал он. Хотелось бы знать, что скажет об
этом Амара.


    Педер не мог полностью проникнуть в психологический замысел Фра-
шонарда, в соответствии с которым сарториал создал пять своих костюмов.
Эта система не соответствовала той, по которой обычный психолог разделил
бы пять типов качеств человеческой расы: было ясно, что именно такая схема
легла в основу того множества, которое составляли пять костюмов.
    Учтивая вежливость Педера, стальная воля Отиса Велда, сухость и иро-
ния Фамаксера, атлетическая ловкость Ци Амороза Карендора и несколько от-
страненная невозмутимость Полона Там Трайса - но это были лишь только
внешние, бьющие в глаза характеристики. Полный спектр характера каждого
костюма был бездонным, бесконечным, как и набор оттенков человеческих ка-
честв. Но выбраны они были в соответствии с концепцией, чуждой общеприня-
тому понятию о человеке, плюс в разной степени необычное понимание челове-
ческих возможностей.
    В комнате с цветными окнами, сквозь которые проникал лиловый свет,
пятеро стояли друг против друга, как вершины пентаграммы. Педер ощущал их
единство, словно они были разными органами одного человека.
    - Осталось одно, последнее путешествие,- сказал Трайс.
    - И начнется эра новой, дивной вселенной.
    - Как мы туда отправимся?
    - Я познакомился со сборщиком урожая,- сказал Отис Велд.- Он нас
доставит на место. Он знает координаты.
    - Эти люди занимаются своим ремеслом крайне скрытно. Их никогда
не заставишь взять пассажира,- заметил Педер.
    - Нам он отказать не может. Я знаю, где он прячет корабль. И он нас
возьмет.
    - Тогда зачем ждать? - легким тоном спросил Карендор.- Отправимся
сейчас.
    Все согласились с ним.- Да. Отправимся сейчас.
    Они покинули здание. Впереди шагал Отис Велд.


    Реалто Маст остановился перекусить и освежить горло. Именно в этот
момент он заметил Педера в группе людей, где было еще четыре человека, оде-
тых, насколько он мог судить, в точно такие же костюмы.
    Маст остановился у киоска, где купил себе порцию сладкого золотого
хлеба и стакан сока из черной смородины. Прдавец киоска был облачен в кос-
тюм пирата с кожаной заплатой на глазу. Он говорил на архаичном диалекте,
подтверждая свои слова помахиванием игрушечного силового пистолета. Но
Маст расплатился без всяких споров.
    Педер как раз уходил под величественную решетчатую аркаду. Маст,
проглотив последний кусочек пирожного, помчался за ним, удивленно выкри-
кивая имя бывшего компаньона:
    - Педер, что ты здесь делаешь?
    Педер остановился, бросив искоса взгляд на удаляющиеся спины спут-
ников. Казалось, он совсем не удивился, встретив Маста.
    - Рад за тебя, Реалто. Ты расширяешь свой кругозор, путешествуя,-
сказал он.- Но теперь тебе нужно прилично одеться.
    - Что? Но ведь этот фрок ты сам для меня сделал, Педер. И трюом, твоя
работа.- Маст уперся руки в бока, чтобы продемонстрировать эту работу.
    - Жалкие тряпки. Ты заслужил лучшего. Ты должен одеваться как Фра-
шонард. И ты будешь так одеваться, Реалто. Мне нужно идти сейчас. У нас есть
одно важное дело. Когда вернусь, то я дам тебе кое-что получше, чем это
рванье.
    - У тебя здесь дела, Педер? Куда ты собрался? - Он пытался найти ка-
кую-нибудь тему для разговора, чтобы задержать Педера.- Амара Корл счита-
ет, что эта планета - источник культуры Кайана.
    Педер улыбнулся:
    - Это не так, Реалто. Источник далеко отсюда. Это святое тайное мес-
то.
    - О? - Маст широко раскрыв глаза, в изумлении смотрел на Педера.-
Расскажи еще что-нибудь об этом.
    Но Педер уже ушел, не обращая внимания на остальные вопросы Мас-
та.
    Маст стоял изумленный и ошарашенный. Этот странный чирикающий
и щебечущий город с лиловой хрустальной атмосферой, массовым психозом...
Что-то здесь происходило. Но что?
    Осторожно, стараясь не выдать себя, он двинулся вслед за групой сарто-
риалов.


    - Ты в этом уверен? - нахмурилась Амара, подозрительно глядя на Ма-
ста.
    Но сейчас она уже сама могла убедиться на основе первых рапортов
своих "зондов", что Иомондо был безумным городом.
    - Я передал вам слова Форбарта,- сказал Маст.- Они отлично согла-
совываются с вашей теорией. И кроме того, что здесь делает Форбарт? Что он
задумал? И я уже говорил, у него костюм необычный. Почему старались кайан-
цы достать его обратно с Кира? Я совершенно уверен, что они вернулись туда
именно за этим костюмом. А тут их стало сразу пять, целая шайка.
    Он все еще не мог отдышаться - так быстро пришлось ему бежать, в
спешке вернуться на "Каллан". Он проследовал за Педером и его группой за
пределы города. В лесу, в тайном месте, они вошли в старый космический гру-
зовоз, спрятанный под листьями гигантских папоротников. Рядом Маст обна-
ружил замаскированный склад, полный странного, жесткого, растительного во-
локна. По его мнению, все это составляло части одной картины. Он был опре-
деленно уверен, что Педер был обречен на загадочную одиссею с того самого
момента, когда в первый раз надел костюм.
    - Это возможно,- проговорила тихо Амара.- Другие культуры тоже
имеют святые места: рощи, здания, города, даже континенты. Их местоположе-
ние держат в секрете и никогда не позволяют посещать их чужакам. Почему бы
не быть секретной планете?
    - Педер что-то еще странное сказал.
    - Что же это было?
    - Он сказал, что когда вернется, то оденет меня, как Фрашонард. Фра-
шонард - историческая личность. Самый великий кайанский сарториал.
    - Костюм, очевидно, что-то вроде тотема,- сказал Эстру.- Наверное,
надев его, получаешь право войти в священную рощу.
    Амара кивнула:
    - Быть может, костюм - часть какого-то квазирелигиозного ритуала,
который совершается на тайной планете. Эх, мы были так близко и упустили
шанс.- Амара постаралась вспомнить ее короткую встречу с Форбартом на
Берраже - не заметила ли она чего-то необычного в его костюме. Нет, насколь-
ко она могла припомнить, костюм выглядел совершенно ординарно.
    - Во всяком случае, вы могли бы по крайней мере локализовать источ-
ник проссима,- сказал Маст.- И если вы вообще собираетесь что-нибудь обна-
ружить, то не теряйте сейчас времени. Я чуть не задохнулся, так спешил обрат-
но. Еще немного промедлите и уже никогда не засечете корабль.


    Кроме них, шестерых, на борту больше никого не было. Комбайн-сбор-
щик лежал в пустом грузовом брюхе трюма. Но команда, обычно управлявшая
им при сборке, сейчас осталась на Селене. Капитан даже не знал, почему эти
люди хотели посетить источник благополучия их гильдии. Во всяком случае, он
не боялся, что они хотят попользоваться этим богатством - зачем им, одетым в
само совершенство, иметь что-то еще? Когда о его предательстве узнают - а
это было неизбежно,- он будет наказан, он уже сейчас мог считать себя мертве-
цом. Но он почему-то не мог найти в себе силы противиться их воле, хотя это
означало измену самой глубинной тайне Гильдии Сборщиков.
    Грузовоз проскользнул сквозь облачное скопление рубиновых солнц. За
облаком скрывался пыльный пустой район, где лишь местами искрились одино-
кие солнца с планетами, представлявшими собой в основном лишь аморфные
кучи камня. Район был слишком захолустный, бедный, чтобы привлечь чье-то
внимание. Но именно здесь, как и во многих других неподходящих местах, все-
ленная решила удивить. Корабль-сборщик устремился к небольшой одинокой
планете, крутившейся у тусклой мелкой звездочки. Планетные системы рангом
повыше вполне могли бы использовать эту планету как одну из своих лун: воды
на ней было мало, атмосфера спокойная, рельеф плоский. Но за миллионы и
миллионы лет одинокого существования силы эволюции не оставили эту пла-
нетку на произвол судьбы. Во время случайной встречи с Реалто Мастом Педер
в мгновение ока уловил через сознание Маста информацию об открытиях и те-
ориях Амары Корл. Встреча дала ему понять, что уникальная кайанская куль-
тура произошла от необычной культуры планеты Совья. Он так же узнал о тео-
рии второго импульса, встречного воздействия, дополняющего первое. Он
улыбнулся - эта женщина весьма умна. Она очень близко подошла к истине.
Кайан действительно был как магнитное поле, растянувшееся между двумя по-
люсами: Совьей - древним прототипом, домом косможителей и мрачным кро-
шечным миром, к скудной поверхности которого они сейчас приближались. Но
в одном важном вопросе Амара допустила ошибку. Никогда эта планета не
имела никаких контактов с Совьей. Просто, она была источником удивитель-
ной ткани, проссима.
    Грузовоз, работающий на ретроактивном режиме двигателей, плавно
опустился в пропитанную тусклым мягким светом атмосферу планеты. Педер,
стоявший внутри смотрового пузыря, видел пространство проссимовых зарос-
лей, протянувшихся на мили и мили, как гигантский упругий моховой ковер ту-
скло-зеленого цвета, местами продырявленный насквозь выступами голой ска-
лы.
    Глядя на непритязательные зеленые коврики проссима, трудно было по-
верить, что эти растения разумны.
    Странная форма разума. Неразумная в общепринятом смысле, и все-та-
ки обладающая разумом.
    Природа, как правило, разводит свои творения по противоположным
полюсам: положительный и отрицательный заряды, север и юг, вещество и ан-
тивещество, силы притяжения и отталкивания, мужской пол и женский.
    И разум она создала двух типов: активный и пассивный.
    Человеческое сознание было активным типом разума. Человек думает,
планирует, воображает, действует. Само восприятие в мозгу человека - уже
акт. Воспринять - значит набросить на видимый объект сетку понимания этого
объекта. Можно простить человеку заблуждение, что его тип сознания единст-
венный в природе. Животная нервная система, обладающая притягательной ло-
гикой, и разум, не имеющий этой силы мысли и действия, - это может пока-
заться несоответствием в терминах. Какие качества могут компенсировать та-
кой убийственный недостаток? Человек, скорее всего, не распознает пассивный
разум, если столкнется с ним, как, фактически, не смог он распознать в расте-
нии, из которого прялся проссим, носителя такого пассивного сознания.
    Проссим не обладал энергией действия или способностью создавать
концепции. Его волокнистая растительная структура-носитель воспринимала
реальность не с помощью акта опознания, но путем совершенно иного типа хи-
мической и ментальной реакции, природа которой позволяла лишь пассивный
тип принятия поступающих данных, неселективно и немодифицировано. Прос-
сим не размышлял над тем, что воспринимал, он просто воспринимал вселен-
ную как таковую, без дальнейшего конструктивного процесса.
    Будучи таким "подслушивающим" приемником падающих со всех сто-
рон излучений, проссимовая поросль в течение миллионов лет купалась в пото-
ке информации извне; поросль эта отмечала движения небесных тел, бурную ха-
отическую энергию солнц, слабо доносящееся эхо использующих радио цивили-
заций, танцующий полет космических частиц, невидимых человеческому глазу,
но на ином уровне восприятия вносящих особую жизнь во все мироздание.
Проссим воспринимал весь электромагнитный спектр, космические лучи, реля-
тивистские электроны, нейтринные и тахионные потоки, а также другие, неиз-
вестные человеку типы излучений, носителями которых были частицы почти
ментальной природы.
    Проссим почти ничего не знал о других биологических формах, не счи-
тая родственных и живущих вместе с ним бактерий и флоры родной планеты.
Проссим за миллионы лет не сформировал ни одной мысли. Но у него была па-
мять, внутри которой существовал своего рода селективный порядок, однако
принципом упорядочения были сами впечатления. Воспринимающее сознание,
как всегда, имело негативную полярность. Оно не могло совершить решающего
прорыва к концепциям воображения. И еще в меньшей степени могло прийти
оно к идее осознанного действия.
    Однако эта идея, благодаря редчайшей случайности, пришла.
    Это был тот "один из миллиардов" шанс, который мог больше никогда
не повториться в истории творения. Началось все с посадки кайанских исследователей на проссимовую планету. Кайанцы с их ориентированным на одеяния
мышлением быстро распознали сарториальный потенциал проссима. Через не-
сколько лет проссимовая ткань была уже использована в миллионах экземплярах одежды, ее носили по всему обитаемому Рукаву Цист.
    Наверное, ни что другое, кроме использования его для одежды этой
культуры одежного фетишизма, не могло принудить проссимовое растение
осознать присутствие во вселенной активного разума. Хотя личности проссим
иметь не мог - личностное сознание является уникальной принадлежностью ак-
тивного разума,- микроскопические фибры, из которых состоял проссим, ока-
зались отличными ментальными проводниками. Даже после сборки урожая и
перевозки за сотни световых лет они сохраняли способность к восприятию. Об-
работанные, вплетенные в другие ткани они исполняли функции молчаливых
зеркал для нервной системы носителей одежды, оставаясь в связи с родитель-
ской массой на планете, спрятавшейся за экраном края Рукава Цист багровым
скоплением в пылевой зоне.
    Чем больше становилось одежды из проссима, тем сильнее проссимовый
лес втягивался в дела людей. Волей-неволей, но он воспринимал природу "по-
ступка", "мысли", "стремления", пусть даже и на расстоянии. Смутно, но он на-
чинал понимать, что эволюция провела его вокруг пальца.
    В восприятии проссимового леса произошел микроскопический, но ка-
чественный скачок.
    Лес сформировал план.
    Новый мир активного разума магнетически манил его. Автоматически
проссим воспринял и главную цель кайанской философии: открыть все возможные пути развития сознания. Не было ничего для проссимового типа существо-
вания, что не было бы открыто для материального восприятия, недифференцированным восприятием всего, что случайно попадало в воспринимающее поле проссима. Проссим задался целью проникнуть во все углы и закоулки удивительно новой вселенной, которая была теперь ему открыта.
    Но достигнуть этого проссим мог лишь косвенным, опосредованным
путем, деля новое сознание с человеческими существами, одевая людей и, в конечном итоге, контролируя их поведение. К этому выводу в первую очередь
проссим пришел также опосредованно, используя мыслительные способности
человека. Проссим решил, что нужно создать двойственное сознание, пассивное
и активное одновременно. Человечество и проссим образуют противоположные
полюсы совместной системы, в которой очень скоро проссим станет ~доминирующим~ партнером.
    Чтобы добиться этого, проссим должен был стать одеждой всего человечества. Но простая одежда - этого было недостаточно. Необходим был целый
~костюм~, сделанный так искусно, чтобы он охватывал ~всего~ человека.
Проссим решил, что ~пять~ таких костюмов создадут гамету человеческого по-
тенциала для всего вида.
    Требовалось лишь одно предварительное условие: костюмы должны бы-
ли "созреть", врасти в носителей, зафиксировать качества, которые потом сле-
довало передать растительной основе проссима. Костюмы должны пожить в
обществе людей, впитать тысячи разнообразных взаимодействий, после чего,
как следует "пропитанные", они вернулись бы к источнику.
    Такова была стратегия, претворенная в жизнь с помощью гения сарто-
риального искусства, несравненного Фрашонарда.
    Самая необычная судьба, когда-либо угрожавшая разумному виду, бы-
ла близка к кульминационной развязке своего начала. Корабль опускался все
ниже, и картина эта становилась все яснее для Педера, передаваемая электро-
магнитным полем ментального воздействия, окружавшим проссимовые джунг-
ли. Роль передатчика-приемника играл костюм Фрашонарда.
    Грузовоз опустился на зеленый ковер проссима, слегка поскрипывая, пе-
редавая вес корпуса упругим зеленым коврикам. Потом была долгая пауза, по-
ка Педер не услышал жужжание и звон снизу, означающие, что двери трюма от-
крываются.
    Внутренний люк обзорного пузыря раздвинул свои створки-диафрагмы.
Остальные уже стояли в галерее, ожидая его: Велд, Фамаксер, Амороза Каре-
ндор, Полон Там Трайс. Педер даже заметил удивленное багровое лицо капита-
на, которому не терпелось увидеть, что произойдет дальше, хотя он единствен-
ный практически не имел понятия о том, что происходило.
    - Мы должны выйти из корабля,- сказал Педеру Отис Велд.
    - Конечно.
    Вместе с остальными Педер прошел по коридору галереи, спустился по
железным ступенькам в грузовой трюм.
    Двери люка опустились в виде лесенки прямо на зеленую раститель-
ность. Пятеро прошли мимо стоявших в стороне комбайнов, приостановились
на пороге люка. Местность была залита тусклым, но странно мягким прозрач-
ным светом. До самого горизонта уходили подобные папоротнику заросли
проссима. Грунт был практически плоским. Равнина была плоская, но казалась
короткой - горизонт планеты был близок. Плоская, ровная и капустно-зеленая
растительность. Педер поднял взор к небу, фиолетовому, с блестками звезд. Вы-
тянутое звездное скопление, отрезавшее этот район от Кайана, тоже было хоро-
шо видно - оно серебристым облачком светилось в центре небосвода.
    Пятеро элеганторов покинули корабль. Капитан остался на пороге лю-
ка, глядя им вслед. Корни проссимовых ковриков уходили глубоко в камени-
стую почву, сами коврики были иногда до нескольких ярдов толщиной, упруго
пружинили под ногами. Педер смотрел под ноги, облаченные в изящные лаван-
дового цвета туфли из проссимовой искусственной кожи. Ему казалось, что он с
огромной высоты смотрит на гигантский лес. Шелестящие узорчатые листья
были гигантскими кронами, стебли папоротникоподобного проссима с крошеч-
ными цветками скрывали мириады крошечных стран, в которых тоже были зе-
леные лесные глубины.
    Они молча шли несколько минут, отойдя на некоторое расстояние от
корабля. Потом одновременно остановились. Словно во сне, они медленно опу-
стились на ковроподобную зеленую массу. На мгновение у Педера возникло
ощущение, что он лежит на травке, на лугу, в солнечный летний денек.
    Потом проссимовая поросль словно открылась, принимая его. Он по-
гружался в проссим, хотя, скорее всего, лишь благодаря собственному весу, по-
скольку проссим, Педер это знал, не способен был на самостоятельные физиче-
ские акции.
    Он повернул голову, обнаружил, что небо над ним затеняет огромный
папоротниковый лист проссима. Вблизи его зелень приобрела маслянистый от-
тенок, переходя у стебля в жемчужный цвет, а крошечные цветки горели, как
иголочные драгоценности. Он теперь видел, что растение, непримечательное с
расстояния в несколько шагов, на самом деле содержало поразительное количе-
ство структур. Имелись бесчисленные крошечные семенные коробочки, из со-
держимого которых делалась собственно проссимовая пряжа. Были грибооб-
разные маленькие спороносицы, разбрасывающие семена-споры. И каждый
ажурный листок был сделан из бесчисленного множества остроконечных и лис-
точкообразных структур, поразительного разнообразия очень тонких, изящ-
ных, антеннообразных, спиральных, вихреообразных, веерообразных.
    "Антенны. Это и есть они", подумал Педер. Но мысли теперь очень мед-
ленно приходили к нему. Он раздевался, двигаясь не по собственной воле, рыв-
ками, поспешно, избавляясь от костюма и от белья, словно под воздействием
нервного припадка.
    Обнаженный, он высвободился из объятий миниатюрного проссимового леса. Поднялся на ноги. В нескольких ярдах друг от друга поднимались из зелени остальные четыре элегантора, тоже теперь нагие. Они медленно поворачивали головы, смотря по сторонам, как удивленные младенцы, с жутким ужасом
на лицах глядя на собственные обнаженные тела.

  Читать  дальше  ...    

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Источники :

https://www.rulit.me/books/odezhdy-kajana-read-59463-1.html?ysclid=m1wtfx59j370173700

https://iknigi.net/avtor-barrington-beyli/236832-odezhdy-kayana-barrington-beyli/read/page-1.html

https://readli.net/chitat-online/?b=5000&pg=1

https://bookscafe.net/read/beyli_barrington-odezhdy_kayana-54461.html?ysclid=m1wtbqv767479768832

https://litmir.club/br/?b=2821

https://4italka.site/fantastika/nauchnaya_fantastika/5652/fulltext.htm?ysclid=m1wt8mxltl139520918

https://fantlab.ru/work47134?ysclid=m1wt5bn1nh739014886

https://en.wikipedia.org/wiki/Barrington_J._Bayley

Баррингтон Дж. Бейли (9 апреля 1937 – 14 октября 2008) был английским писателем-фантастом

Баррингтон Бейли (Barrington John Bayley) — британский писатель-фантаст, представитель «новой волны» в британской фантастике.

Родился 9 апреля 1937 года в Бирмингеме. В 1955–1957 годах служил в Королевских ВВС. В 1969 году женился на Джоан Кларк.

Бейли писал в основном космические оперы, перемежающиеся с путешествиями во времени. Лучшим романом писателя критики считают «Падение Хронополиса», в котором повествуется об автократической империи, чьи летающие крепости передвигаются во времени и подавляют недовольных.

Умер 14 октября 2008 года в Шрусбери.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

***

 

***

***

***

***

***

---

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

---

 

Яндекс.Метрика

---

---

---

***

***

***

 

***

Словарь Батлерианского джихада

 Дюна - ПРИЛОЖЕНИЯ

Дюна - ГЛОССАРИЙ

Аудиокниги. Дюна

Книги «Дюны».   

 ПРИЛОЖЕНИЕ - Крестовый поход... 

ПОСЛЕСЛОВИЕДом Атрейдесов. 

Краткая хронология «Дюны» 

***

***

***

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

***

***

ПИР ВО ВРЕМЯ  ЧУМЫ. А.С. Пушкин

***

***

...

Председатель.
Он выбыл первый
Из круга нашего. Пускай в молчаньи
Мы выпьем в честь его.

Молодой человек.
Да будет так!

(Все пьют молча.)

Председатель.
Твой голос, милая, выводит звуки
Родимых песен с диким совершенством;
Спой, Мери, нам, уныло и протяжно,
Чтоб мы потом к веселью обратились
Безумнее, как тот, кто от земли
Был отлучен каким-нибудь виденьем.

Мери   (поет).

Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все - одно кладбище
Не пустеет, не молчит -

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их.
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Если ранняя могила
Суждена моей весне -
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, -
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей;
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.

И потом оставь селенье.
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах! 

Председатель.
Благодарим, задумчивая Мери,
Благодарим за жалобную песню!
В дни прежние чума такая ж видно
Холмы и долы ваши посетила,
И раздавались жалкие стенанья
По берегам потоков и ручьев,
Бегущих ныне весело и мирно
Сквозь дикий рай твоей земли родной;
И мрачный год, в который пало столько
Отважных, добрых и прекрасных жертв,
Едва оставил память о себе
В какой-нибудь простой пастушьей песне
Унылой и приятной.... нет! ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!

...

 Читать дальше »

 

***

***

***

***  

***

 

***

***

***       

***

                         

               

***

***

***

***

***

***

 

Ордер на убийство

Холодная кровь

Туманность

Солярис

Хижина.

А. П. Чехов.  Месть. 

Дюна 460 

Обитаемый остров

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Новости

Из свежих новостей

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Просмотров: 37 | Добавил: iwanserencky | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: