09:58 Выстрел. Анатолий Рыбаков. 002 | |
– У вас знакомые в оркестре? – спросил Валентин Валентинович. – Мальчик из нашего дома, Славка Эльдаров. Очень талантливый. – Не без дарования, – снисходительно согласился Юра. – Нет, очень талантливый! – возразила Люда. – Но у них дома неприятности, родители разошлись, и он вынужден играть в ресторане. – Это пойдет ему на пользу, – сказал Валентин Валентинович. – Да? Почему? – спросила Люда. – Трудно объяснить… На ум приходят банальные слова: невзгоды закаляют, характер вырабатывается в горниле испытаний и тому подобное. Но в этих стертых выражениях заложены никогда не стареющие истины. – Итак, да здравствуют сложности! – провозгласил Юра. – А если их нет? – Их не может не быть, – ответил Валентин Валентинович. – Почему вы не танцуете? – спросила Люда. – Не умею. – Фокстрот – это очень просто. – Мне поздно учиться. – Вам? Вы себя считаете стариком? Валентин Валентинович улыбнулся: – Скажите лучше, как вам работается на фабрике? – Стою с хронометром, очень стараюсь, тем более что я дочь инженера, но работницы на меня косятся: я им, по видимому, не нравлюсь. – Всюду рабочие не любят хронометражистов, – сказал Валентин Валентинович, – а то, что вы дочь инженера… Разве вашего отца на фабрике не уважают? Ведь он крупный специалист. – Вот именно специалист, – подхватил Юра, – буржуазный спец, учился в Англии, служил на фабрике еще до революции, у хозяев капиталистов, и, значит, сам капиталист. А Люда – дочь буржуазного спеца. У нас обожают наклеивать ярлыки: интеллигент, спец… Я, например, упадочник, у меня, видите ли, упадочные настроения. Почему, отчего – никто не знает, и что значит упадочные, тоже никто толком не знает. Представляю, что бы творилось, если бы узнали, что мы сидим в ресторане, да еще танцуем фокстрот и чарльстон. Нас бы объявили белогвардейцами. – Вот видишь, – засмеялся Валентин Валентинович, – а ты говоришь, что у тебя нет сложностей. *** === 6 Юра оказался позади Валентина Валентиновича. Впрочем, у него все всегда получалось естественно, а значит, и достойно. – Молодой человек, – холодно произнес Валентин Валентинович, – будьте добры посторониться. – Места вам мало? – Витька продолжал загораживать калитку широкими плечами. – Витя, перестань! – поморщилась Люда. Она не боялась Витьки. – Или вы посторонитесь, или я помогу вам это сделать, – сказал Валентин Валентинович. Витька лениво подвинулся. – Чешите, не вы мне сейчас нужны. – Так будет, пожалуй, разумнее, – оставил за собой последнее слово Валентин Валентинович. Во дворе, на скамейке, виднелась еще одна фигура – Шаринец. – Мне сюда, спокойной ночи! – Юра вошел в свой подъезд, оставив Валентина Валентиновича один на один с Витькой и Шаринцом. Прощаясь с Навроцким, Люда сказала: – Витька опять к вам привяжется. – Переживу как нибудь, – улыбнулся Валентин Валентинович. – Вы довольны сегодняшним вечером? – Очень. – Я рад, что Юра нас познакомил, – сказал Валентин Валентинович. – Да, спасибо ему. – Ваши уже, наверно, спят. – У меня свои ключи. Навроцкий скользнул взглядом по ключам, которые она вынула из сумочки. – Ну что ж, спокойной ночи, привет вашей очаровательной матушке. Люда поднялась по лестнице, осторожно повернула ключ в замке, открыла, потом тихо закрыла дверь, сняла туфли, в одних чулках прошла по темному коридору, вошла в свою комнату… Послышались шаги, и вслед за ней в комнату вошел Николай Львович. – Ты не спишь, папочка? – Ты тоже не спишь. – Сказать тебе, где я была? – Пожалуйста. – В ресторане… Да, да представь себе… И мне там понравилось: музыка, танцы… Но если ты не хочешь, то больше не пойду, обещаю. – Ничего страшного в ресторанах нет… Но мне кажется, туда ходят одни спекулянты. И, может быть, тебе еще несколько рановато… Впрочем, если ты захочешь ходить, никто тебя не удержит… – Нет, папочка, я тебе сказала: если ты не хочешь этого, я больше ни разу не пойду. – Но ведь ты пошла, захотела и пошла, и нам ничего не сказала… Конечно, потом призналась, так сказать, постфактум, и на том спасибо, не стала ничего выдумывать и придумывать, это очень хорошо… Но ведь мы не знали, где ты. – Ты не ложился из за меня? И мама? – Ты спрашиваешь об этом? – Я думала, что вы… Я понимала, что огорчу вас… Но если бы я знала, что вы не спите из за меня… Вошла Ольга Дмитриевна. – Доченька, господи, как я волновалась, чего я не передумала! Ну, слава богу, ты дома! Я уже одевалась, чтобы пойти тебя искать! В халате, розовая, румяная, Ольга Дмитриевна выглядела свежо, моложаво, казалась не матерью, а старшей сестрой Люды – такое же нежное лицо, такие же каштановые кудряшки, такие же тонкие стрелочки бровей и зеленоватые глаза. – Ну, мама, – только вздохнула Люда, – я не понимаю, чего ты боялась? Ольга Дмитриевна смешалась при этом вопросе, Люда поняла ее смущение и, выручая мать, сказала: – Я ведь не маленькая, и я никого не боюсь – ни бандитов, ни жуликов. – А я боюсь, – подхватила Ольга Дмитриевна, – боюсь нашего двора, боюсь Витьку Бурова. Он бандит. – Мы, кстати, как раз его встретили, он вел себя, как паинька. – Ну да, потому, что его проучили… Но не в нем дело… Где ты была? – Мамочка, я уже сказала папе… – Да, я информирован, – заметил Николай Львович. – Но обещай мне, – продолжала Люда, – что не будешь сердиться и ругать меня. Обещаешь? Ну, так вот, я была в ресторане, была с Юрой и с его приятелем Валентином Валентиновичем, ты его знаешь – это тот молодой человек, который тогда во дворе вступился за Андрея и за Мишу Полякова, помнишь? Ольга Дмитриевна бросила быстрый, тревожный взгляд на мужа, ее нежное лицо порозовело. В их семье не было ссор и скандалов, но сейчас ей показалось, что Николай Львович недоволен, разочарован, огорчен. Решив, что она должна все сделать сама, сказала суховато: – О Юре мне нечего сказать, его мы знаем десять лет, и от этого он не становится лучше, но этот молодой человек… Валентин Валентинович… Конечно, он вел себя тогда, с Андреем, вполне достойно, но этого слишком мало, чтобы судить о нем… – А что, собственно говоря, надо судить? – спросила Люда. – Я хочу сказать, что мы его совершенно не знаем. – Но пойми, мамочка, я ведь не могу знакомиться только с твоими или с папиными друзьями. – Это верно, – согласилась Ольга Дмитриевна, – но ты только познакомилась с ним и сразу приняла приглашение пойти в ресторан. Ведь с кем попало не ходят в ресторан, правда? Это к чему то обязывает. Пойти в ресторан с почти незнакомым человеком… – Я пошла не с ним, а с Юрой, – сказала Люда, признавая в душе некоторую правоту матери. – Речь, по видимому, идет о молодом человеке, получающем мануфактуру на нашей фабрике, – сказал Николай Львович. – Да… – Мне он не нравится, – сказал Николай Львович. – Ты знаешь, я редко так определенно говорю о людях, о нем я говорю определенно: не нравится. Люда посмотрела на отца, свела тонкие брови, опустила голову: – Странно… Впрочем, если ты не хочешь, чтобы я с ним встречалась… – Встречаться или нет – дело твое; я просто высказал свое мнение. Люда продолжала: – Мне совершенно неважен и безразличен Валентин Валентинович… Но я не понимаю, что происходит, почему этому придается такое значение… Честное слово, нет ничего особенного… Но когда запрещают – это ужасно… – Я не запрещаю, – запротестовал Николай Львович, – я сказал: мне он не нравится, учти это, приглядись к нему внимательнее… Она засмеялась: – Но чтобы приглядеться, надо встречаться… Папочка, мамуля, милые, все это такая ерунда, ей богу! Не беспокойтесь ни о чем… Ну, сходила в ресторан, посмотрела, потанцевала с Юрой, попробовала их еду… – Ну и как? – спросила Ольга Дмитриевна. – Вкусно… Очень… Но твои блинчики вкуснее, – добавила она великодушно. Люда долго не могла заснуть, перебирала в памяти этот вечер, возвращение, сцену во дворе и приход домой. За ресторан она себя не ругала. Ей хотелось там побывать, это правда. Она пошла туда с Юрой, которого знает сто пятьдесят лет. Юру беспокоит, что будут говорить о них в школе, а ей наплевать, она ничего такого антиобщественного не сделала и не делает, даже наоборот, хочет быть как все, но у нее ничего не получается, ее считают за чужую, а почему? Одевается не так, дочь инженера. Ну, и она не набивается, не вешать же ей на груди плакат: «Хочу быть как все!» И Юра тоже не такой уж плохой, как его школьная репутация; никакой он не упадочник; его беда – хочет выделяться, а выделяться ему, между прочим, нечем. И если говорить честно, то Юра – трус. Это главное. Из за этого она испытывает к нему презрение, из за этого он ей никогда не нравился. Напрасно девчонки чего то там намекали – это все смешно. Единственный, кто ей по настоящему нравился, вернее, мог бы понравиться, если бы и она ему нравилась, – это Миша Поляков. Он прямая противоположность Юре, но он на нее ноль внимания, фунт презрения. И этот фунт презрения совершенно незаслуженный. Просто у Миши такой характер, он никого в отдельности не замечает, они для него масса. Но она не масса. Во всяком случае, не для него… Теперь насчет Валентина Валентиновича. У него довольно красивое лицо, в рассуждениях что то значительное, даже загадочно значительное. Но он носит лаковые ботинки, и это о многом говорит. И то, что у него такие деньги, он их так небрежно тратит в ресторане – тоже не в его пользу; у них в семье и у их знакомых таких денег нет, хотя люди вполне достойные. Но может быть, это он позволяет себе не так часто, и угощал он их от души, это ему было приятно. Немного старомодно, правда, этакое гусарство: мол, прогуливаю последнее… И он смелый по настоящему, не притворяется; Витьку Бурова не испугался ни в этот раз, ни в тот, и это тоже очко в его пользу… Нет, родители неправы. Конечно, понять их можно. Боятся, что случится то самое. Но напрасно боятся; то самое может случиться, но только с любимым человеком, а она никого не любит, могла бы, может быть, полюбить Мишу Полякова. Мама – потрясающая трусиха, даже очаровательна, потому что никогда не притворяется. Иногда Люде кажется, что не она ее дочка, а мама ее дочка… Она всего боится, это у нее с тех времен: боялась домкома, боялась, что их уплотнят, отберут комнату, боялась за папу, боялась, что нечем будет накормить семью, а потом, когда появилась мука и все появилось, мама стала перекармливать их, особенно Андрюшку, стала жарить блинчики. И все же с родителями ей повезло, она понимает и ценит это. Просто она стала видеть больше, чем видит мама, и саму маму видит и папу, как он, например, старается не уронить свой авторитет в семье, напускает на себя хмурый, недоступный вид, прячет свою доброту потрясающую; мама это, наверно, понимает; папа на пьедестале, власть законодательная, а мама власть исполнительная. И сегодня разыгрывала эту роль… Ах, как она их любит… И не будет огорчать, хотя и видит, что вступила с ними сегодня в неразрешимое противоречие… Подумать только, они пытаются решить, с кем ей встречаться, с кем нет, – они, такие неисправимые, доверчивые романтики… Родители Люды тоже не спали. Это был не первый случай, когда Люда поздно приходила домой, но она всегда предупреждала, они знали, где она. В этот раз она как то незаметно ушла из дома, ничего не сказала, не хотела лгать, но и правды не хотела говорить. Уж одно это их встревожило… И не случайно. Ресторан… Франт в лакированных штиблетах… Впрочем, как познакомились они сами? На даче, в Лианозове, тоже случайно, на любительском спектакле… – Уверяю тебя, – говорила Ольга Дмитриевна, – она взрослая дочь, мы уже ничего не можем ей запретить. Надо воспользоваться тем, что мы пока еще вправе что то ей разрешать. – Это логично, – согласился Николай Львович, – надо спасать то, что еще можно спасти. – Нечего спасать, милый, уверяю тебя, это все такое молодое, детское!.. Я только против ресторанов. Молодой человек должен приходить в дом, бывать в доме. Только так мы можем как то влиять на Люду, на ее отношения, мы можем видеть, с кем она имеет дело. Кроме того, если человек у нас бывает, я чисто по женски постараюсь открыть ей глаза на него, на его недостатки, потом можно будет пошутить, посмеяться… – Все это верно, – сказал Николай Львович, – но, понимаешь, этот молодой человек не внушает мне доверия. И я, откровенно говоря, в некоторой растерянности: по служебным соображениям мне не хотелось бы, чтобы он бывал у нас дома. Но с другой стороны, запретить Люде общаться с человеком, который мне неудобен по службе, это, в сущности, то же самое, что советовать ей встречаться с человеком, который по службе мне удобен. Исходная позиция в обоих случаях фальшивая, дурная. Ольга Дмитриевна с удовольствием слушала мужа, это было именно то, что она так ценила и любила в нем. Конечно, он не только не вынуждает Люду встречаться с нужными людьми, но и сам никогда с ними не встречается, и ход рассуждения был удивительно характерен для него. – Ты сильно преувеличиваешь, мой милый, – сказала она, – ты действительно ничего ей не запрещал, ты всего лишь высказал свое мнение о человеке, которого ты знаешь больше, чем она. И Люда это правильно поняла. Я думаю даже, что в данном случае она разумнее нас. В самом деле, что произошло? Ничего, в сущности. Задержалась на танцульках, а мы когда то не задерживались? Только тогда танцевали в саду, сейчас танцуют в ресторанах, вот и все. – Да, – согласился Николай Львович, – ты права и, главное, сама не волнуйся. Николай Львович успокоил жену, но сам не успокоился: что то тревожило его в этой истории. 7 Славка рассказывал об оркестре. Среди музыкантов есть люди одаренные, даже талантливые, например, контрабасист, человек с консерваторским образованием, но не смог найти места в настоящем оркестре, их считанное количество, и вот вынужден играть в ресторане, где прилично платят и где кое что перепадает от гостей, заказывающих музыку. Своим бесстрастным рассказом Славка как бы подчеркивал примитивность своих нынешних интересов, отделял себя от возвышенного мира, в котором живет Миша, жил когда то и он, Славка. Был пионером, комсомолец – и вот пожалуйста: пианист в ресторане «Эрмитаж», играет фокстроты для нэпманов, аферистов и растратчиков, веселит их, ублажает, зато у хозяина бесплатный ужин – правда, не такой, как гостям, а что остается от гостей. – Не надо делать из этого трагедию, – сказал Миша, – эпизод в биографии артиста. Напрасно тебя это так сильно угнетает. – Человек не может двадцать четыре часа в сутки визжать от восторга, – возразил Славка. – Временный, случайный заработок, – продолжил Миша. – Поступишь в консерваторию, получишь стипендию – все переменится. Кстати, завтра в фабричном клубе выступает наша живая газета. Может быть, проведешь? Как, бывало, раньше. – Не знаю… В котором часу? – В шесть. Тебе в ресторан к девяти, можешь не оставаться на диспут, проведешь выступление и уедешь. – О чем диспут? – Влияние нэпа на молодежь. – И как с этим бороться? – не без насмешки добавил Славка. – Да, и как с этим бороться. – Не знаю… Если не будет сыгровки… – Не приедешь – проведет Яшка Полонский, – заключил Миша, – а приедешь, я лично буду рад и буду ждать тебя. Постарайся, пожалуйста. Они подошли к дому. В воротах стоял Витька Буров. – Привет! – Привет! – ответил Славка. – Здорово! – сказал Миша. Витька повернулся к Славке. – Иди домой, Славка, ложись спать. – Ты меня отправляешь спать? Может быть, еще в постельку уложишь? – По хорошему говорю: уходи! Нам с ним, – Витька кивнул на Мишу, – поговорить надо. Миша усмехнулся: – Славка нам не мешает. Славка, скажи, не будешь мешать? Очень тебя прошу. Не вмешивайся в наш интимный разговор. Что, Витя, ты мне хочешь сказать? – Еще раз полезешь не в свое дело – схлопочешь! Арцы – и в воду концы! – И этот грубиян носит имя великого писателя! – Миша насмешливо покачал головой, – кстати, Витька, почему тебя зовут Альфонсом Доде? Ты его читал когда нибудь? Витька поднял кулак: – Это видел? Славка попытался встать между ними. – Бросьте, ребята, прекратите! – Отойди! А то и тебе вмажу! – закричал Витька. – Ты ведь обещал не вмешиваться. – Миша отодвинул Славку. – Дай нам спокойно поговорить. Так вот, Витенька, к твоему сведению: Альфонс Доде был великий французский писатель. А французы, между прочим, отличаются вежливостью. Витька поднес к его носу кулак: – Я тебе покажу вежливость! Миша был комсомольский активист, но он был арбатский, вырос в этом доме, знал законы и повадки улицы. Он схватил Витькину руку и вывернул ее. Витька выдернул руку и бросился на Мишу. Ответом ему были подножка и вполне квалифицированный удар в подбородок. Витька упал. – Опять получишь! Витька не внял этому предупреждению, поднялся, снова бросился на Мишу, но между ними уже стоял Славка. – Ребята, прекратите сейчас же! Вмешательство Славки вряд ли подействовало на Витьку. Но из за угла появился Валентин Валентинович Навроцкий. – Добрый вечер! На скамейке по прежнему темнела фигура Шаринца. – У вас опять серьезный разговор! – улыбнулся Навроцкий. – Ничего особенного, – сухо ответил Миша. – Пошли, Славка! – Спокойной ночи! – сказал Навроцкий. – Пока, – ответил Миша, не оборачиваясь. Обернулся вежливый Славка: – До свидания! Навроцкий проводил их задумчивым взглядом, потом спросил Витьку: – По прежнему не ладите. – А тебе какое дело?! – Как грубо, как грубо, – поморщился Навроцкий. – Так вот, слушай, Витюня: будешь так разговаривать со мной, я из тебя сделаю беф строганов, понял? Это говорил не лощеный делец, а какой то совсем другой человек… Его слышал и Шаринец. Валентин Валентинович Навроцкий произнес свою угрозу достаточно громко. 8 Занавес раздвинулся. Яша Полонский заиграл на рояле марш живой газеты – причудливую смесь революционных песен, вальсов, старинных романсов и опереточных мелодий. Под звуки этой своеобразной, но достаточно громкой музыки строй живой газеты – мальчики и девочки (рубашки и кофточки белые, брюки и юбки черные) – промаршировал по сцене, декламируя вступление: Мы, сотрудники газеты, Не артисты, не поэты, С мира занавес сдерем, Всем покажем и споем. Что в Марокко? Все морока! Что у вас сейчас под боком, Как во Франции дела, Как экскурсия прошла, На Арбате что у нас, Как в Италии сейчас, Что в деревне. И короче: Обо всем ином и прочем![1] Хор смолк, шеренга застыла, из нее выступила девочка, загримированная под Люду Зимину, сплела пальцы, вытянула руки и, поводя плечами, запела: Я жеманство, тру ля ля, И скажу вам смело: Люблю глазками стрелять, Не люблю лишь дела. Как приятно день деньской Шевелить глазами, И влюбляться с головой, И не спать ночами. Завела я дневничок, В нем пишу стихи я: Мопассан и Поль де Кок Вот моя стихия. Девочка отошла в сторону. Из строя шагнул мальчик, одетый, как Юра: бархатная толстовка с белым бантом. Только станет лишь темно, Страстно ждет меня кино, Мэри Пикфорд, Гарри Пиль Вскочат вдруг в автомобиль. И, сверкая, как алмаз, Прыгнет к ним Фербенкс Дуглас. Ах, держите вы меня, Сколько жизни и огня! Что мне школа, забыл давно, Дайте мне кино! Мальчик стал рядом с девочкой. Из строя вышел увалень, похожий на Витьку Бурова, и басом, подражая Витьке, запел: Эй, берегись! Посторонись! Я очень гордый, с поднятой мордой. Я разгильдяйство! Я друг лентяйства! Я чемпионов всех сильнее. Я весь проныра и пролаза. Стекла бью я до отказа. Мне каждый враг, кто не со мной. И всех зову с собой на бой! Появился мальчик, загримированный под Мишиного приятеля Генку – вылинявшая солдатская гимнастерка и латаные штаны, заправленные в стоптанные сапоги. В руках у него была громадная метла. Я чемпион, я чемпион, Нас легион, нас легион. Эти паразиты здесь и там Не дают работать нам. Всех их с собой требую на бой! С шеи долой Сбросим метлой! Чемпион бьет метлой барышню, пижона и хулигана – они падают под его ударами; строй, маршируя, удаляется за сцену. За ним, охая и стеная, плетутся пижон, барышня и хулиган. На сцену поднялся Миша. – Живая газета показала персонажи, на которых мы видим тлетворное влияние нэпа: хулиган, пижон и барышня. Нэп принес с собой и другие отрицательные явления. Как с ними бороться – вот предмет сегодняшнего диспута. Кто хочет выступить? Встал Генка, одетый так, как его только что изобразили – вылинявшая солдатская гимнастерка и латаные штаны, заправленные в стоптанные сапоги. – Пошлость и мещанство – вот главный враг. Носят банты, галстуки, ажурные чулки, воняют духами. К чему эти декорации? – Чем тебе мешает галстук? – спросил Яша Полонский. – Надо открывать шею солнцу, а не ходить, как собачка, в ошейнике. – А ажурные чулки? – Для чего они? – воскликнул Генка. – Чтобы какой нибудь гнилокровный буржуазный выродок любовался «изящной дамской ножкой» на танцульках? – Ты против танцев? – Их вред доказан наукой. – Где ты это вычитал? – Могу и тебе дать почитать. А некоторые элементы еще продолжают вертеть ногами. Танцы насаждают мелкобуржуазные нравы. Обращаются на «вы», говорят: «извините», «простите», «пардон» – все это гнилая интеллигентщина. Я сам видел, как один комсомолец подавал комсомолке пальто. Зачем? Чтобы подчеркнуть ее неравноправность? Ведь она ему пальто не подала. – Хочешь, чтобы тебе подавали? – А если у них любовь? – Разве любовь в том, чтобы подавать пальто? Я не отрицаю любовь… – Спасибо, благодетель! – …Но только на основе общей идеи… Молодой звонкий голос из зала пропел частушку: Ох, по дороге колокольцы, Сердце словно прыгает. Ох, не влюбляйтесь в комсомольца, Скукою измызгает. – Генка, про тебя! На сцену поднялась Зина Круглова в форме юнгштурма – защитного цвета гимнастерка и юбка, широкий ремень, портупея через плечо. – Мужчина называется мужчиной потому, что он мужественный. – Вода называется водой потому, что она водянистая, – вставил Яша Полонский. – Поэтому, – продолжала Зина, – если парень подаст девушке пальто, в этом нет ничего унизительного, простая вежливость. – Женщина называется женщиной потому, что она женственная, – не унимался Яша. – Именно! Почему обязательно ходить в сапогах, я предпочитаю туфли… – Танцевать удобнее? – Хотя бы! Мы будем танцевать независимо от того, разрешает это Генка или нет. На сцене появился Юра. – Я признателен Яше Полонскому за то, что послужил ему прообразом, дал пищу его богатой фантазии, его блестящей музе, горжусь этим. Но еще больше благодарен Генке: он поставил все точки над «i». Чего он хочет? Стандарта! Всех подогнать под один тип: одинаково одевайтесь, одинаково развлекайтесь, одинаково думайте! А я, например, не хочу. Хочу быть самим собой. И буду носить бант. Привет! – Мы не хотим стандарта, – возразил Миша, – но нельзя думать только о себе – о своей внешности, карьере, благополучии. Не в том дело, что ты носишь бант, а в том, что бант заменил тебе все. – Он забантовался! – крикнул Яша. Руку поднял Саша Панкратов. – Я хочу сказать насчет хулиганов. Некоторые размахивают финками. – Это ты про меня, что ли? – ухмыльнулся Витька Буров. – Да, про тебя. Ты выражаешься. Слова нецензурные говоришь. «Молодец, смелый парнишка», – подумал Миша о Саше Панкратове. – А ты слышал? Слышал, как я ругался? – спросил Витька. – Слышал, – решительно ответил Саша. – Как? Повтори! – Сам знаешь как. Я тебе потом повторю. – И я слышал… И я! – закричали ребята в зале. – А вы не слушайте! – огрызнулся Витька. Зина Круглова сказала: – Мало того, что Буров хулиганит сам, он вовлекает в хулиганство малолетних. – Судить показательным судом! – сурово объявил Генка. – А право имеешь? – с вызовом спросил Витька. – Имеем. Школа отвечает за наш дом. – Ой, испугался, – ухмыльнулся Витька, довольный тем, что оказался в центре внимания. – Когда судить то будете? – Сообщим, не забудем, – пообещал Миша, – не беспокойся, как нибудь справимся с тобой. Запомни на всякий случай. Итак, предложения?! – Повести решительную борьбу с мещанством, пошлостью и обывательщиной, – предложил Генка. – Общо. Давай конкретнее! – возразил Миша. – Запретить галстуки, банты, ажурные чулки, духи. – А одеколон? – спросил Яша. – Тоже. – Одеколон не роскошь, а гигиена, – выкрикнул кто то из зала. – Этот лозунг выдумали частники парикмахеры, – отпарировал Генка. – Кто за предложение Генки? – спросил Миша. Руку поднял один Генка. – Какие еще предложения? – Запретить танцульки! – объявил Генка. – У меня другое предложение, – сказала Зина Круглова. – Танцы разрешить, кроме фокстрота и чарльстона. – Это почему? – В фокстроте прижимаются. – А ты не прижимайся. – Это буржуазный танец, – настаивала Зина, – и никто не умеет его по настоящему танцевать, получается одно кривляние и вихляние. Тот же молодой, звонкий девичий голос из зала выкрикнул: – А барыню сударыню можно? – А трепака? – Лично я предпочитаю лезгинку, – сказал Миша, – кабардинскую и наурскую, но в перерывах между ними иногда задумываюсь: для чего я живу и работаю? *** 9 В своей обычной расслабленной позе Витька сидел во дворе, на пустом деревянном ящике позади первого корпуса, в узком проходе между стеной дома и забором. Рядом на асфальте сидели Шныра, Фургон и Белка. У угла, на стреме, стоял Паштет. Было утро, не самое раннее, часов десять. Воскресенье. Паштет махнул рукой – все в порядке. Витька лениво привстал, потянулся, даже зевнул, поднял Белку, она встала ему на плечи и проскользнула в форточку. Витька опустился на ящик, принял прежнюю позу, Шныра и Фургон не сделали ни одного движения, Паштет был на посту. Все совершилось молниеносно, никто не заметил – задний тупик двора, по нему не ходят, задняя стена дома – ни дверей, ни подъездов, впереди – глухая кирпичная стена. Белка очутилась в пустом фойе кинотеатра «Арбатский Арс». На стенах висели афиши, рекламы, фотографии из кинофильмов. У стены возвышалась буфетная стойка под круглым стеклом. Белка отодвинула дверцу. Скрип не смутил ее: кинотеатр заперт снаружи. Проверено. Она сняла с прилавка пять бутылок лимонада, пирожные, конфеты, бутерброды, сложила в мешок, вернулась к окну, поскребла о стекло. Витька снова так же неторопливо поднялся, протянул руку, взял мешок, помог Белке вылезти из окна. Белка схватила мешок и скрылась с ним в подъезде черного хода. Ребята обогнули корпус, очутились на переднем дворе, где играли детишки, и подошли к пожарной лестнице. Узкая металлическая лестница начиналась от второго этажа и, прикрепленная к стене металлическими прутьями, достигла крыши восьмиэтажного корпуса. У крыши прутья были оторваны, верх лестницы раскачивался. Витька уселся на нижней ступени лестницы. – Куда забрался, места тебе другого нет? – недовольно заметила дворничиха. – Сидеть нельзя? – Нельзя, слазь! Витька потянул носом воздух: – Мне кислород нужен, кислороду не хватает. – Он поднялся еще на две ступеньки, снова потянул носом. – Хороший кислород, первый сорт. – Доиграешься, Витька! Дворничиха ушла со своей метлой. Витька ухмыльнулся: цель достигнута, все видели, что он на лестнице и, следовательно, к буфету отношения иметь не может. Ему было нужно алиби, слово, которого он не знал, но представление о нем имел. Шныра, Паштет и Фургон, задрав головы, смотрели, как Витька поднимается по лестнице. Достигнув четвертого этажа, Витька свесился и заглянул в открытое окно. Перед зеркалом сидела Ольга Дмитриевна в халате и с полотенцем на голове. Ухмыляясь, Витька смотрел на нее. Она оглянулась, вскрикнула в испуге. Витька скорчил страшную рожу. Ольга Дмитриевна вскочила с пуфика, закрыла окно, задернула занавеску. Довольный своей проделкой, Витька посмотрел вниз, желая увидеть, какой эффект она произвела, как вдруг заметил проходящего по двору Шаринца. – Где Белка? – спросил Шаринец Шныру. – Не знаю. Витька спустился вниз, спрыгнул с лестницы. – Тебе чего? – А тебе чего? – Ну и мотай отсюда! – Ты, Витька, один, а я не один. – Плевал я на твоих, ты моих не трогай. – Дождешься! – пригрозил Шаринец и пошел со двора. *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** Источник : https://4italka.su/priklucheniya/detskie_priklyucheniya/47237/fulltext.htm *** *** А. Рыбаков. Выстрел *** Последнее лето детства HD 1974 Все серии СССР Приключения *** *** --- ПОДЕЛИТЬСЯ ---
--- --- --- --- --- Кортик. Рыбаков А.Н. 001. Часть первая. Ревск Кортик. Рыбаков А.Н. 004. Часть вторая. Двор на Арбате Кортик. Рыбаков А.Н. 007. Часть третья Новые знакомства Кортик. Рыбаков А.Н. 009. Часть четвертая Отряд № 17 Кортик. Рыбаков А.Н. 011. Часть пятая Седьмая группа «Б» Кортик. Рыбаков А.Н. 013. Часть шестая Домик в Пушкине --- --- Кортик. Фильм по повести Анатолия Рыбакова (1973) --- А. РЫБАКОВ «КОРТИК». Аудиокнига. Читает Всеволод Кузнецов --- --- "А. РЫБАКОВ «БРОНЗОВАЯ ПТИЦА». Аудиокнига. Читает Всеволод Кузнецов" --- --- --- Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 001 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 002 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 003 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 004 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 005 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 006 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 007 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 008 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 009 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 010 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 011 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 012 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 013 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 014 === --- --- --- --- --- Словарь Батлерианского джихада --- ПРИЛОЖЕНИЕ - Крестовый поход... --- --- 009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001 --- *** *** *** --- АудиокнигиНовость 2Семашхо*** *** Прикрепления: Картинка 1 | |
|
Всего комментариев: 0 | |