Главная » 2023 » Май » 24 » Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 014
16:43
Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 014

---

Председатель Иван Васильевич ладонью постучал по столу:

– Гражданы! Довольно пререкаться! Вопрос ясный: быть здесь трудовой коммуне из числа бывших беспризорных товарищей. А то, что некоторые свою шкуру защищают, так это их личное дело. Все трудящееся крестьянство, и которые бедняки и которые середняки, горит способствовать общему делу. А потому просим Бориса Сергеевича доложить, как мыслится работа коммуны. В каком, значит, направлении и какая от нас требуется помощь.

Борис Сергеевич рассказал, чем будут заниматься коммунары, что они будут сеять, какие сады разобьют, какие у них будут мастерские и подсобные предприятия, какую выгоду от этого получит окрестное население. Все молча и внимательно его слушали. Может быть, он и не привлек всех на свою сторону, но большинство чувствовали, что настоящая правда - на его стороне, а не на стороне тех, кто эксплуатировал их. А ребята торжествовали. Речь Бориса Сергеевича казалась им прекрасной. Он нарисовал такую заманчивую картину развития коммуны, что, слушая его, им хотелось тоже стать коммунарами, остаться здесь и создавать на новом месте новое хозяйство, «нового, - как выразился Борис Сергеевич, - коммунистического типа»…

===

Глава 66 Орел-ягнятник
Собрание кончилось. Уже наступила ночь. Дождь прекратился. Небо очистилось от туч, на нем сверкали мириады звезд. И только когда ребята задевали в темноте деревья и кусты, на них сыпались капли дождя, застрявшие на листьях и ветках.

Борис Сергеевич и Миша шли позади всех. Впереди, из темноты, доносились крики и ауканье ребят, громкий смех Зины Кругловой, обиженное бормотанье Кита, негодующий голос Бяшки.

- Скажите, Борис Сергеевич, - спросил Миша, - если бы вдруг появился бывший владелец усадьбы, мог бы он помешать коммуне?

Борис Сергеевич засмеялся:

- Как же он помешает? Усадьба конфискована и принадлежит государству.

- А вы не знаете, где они, бывшие графы?

- Старый граф еще до революции уехал за границу, а молодой неизвестно где. Впрочем, какое это имеет значение?

Мише очень хотелось рассказать, какое это имеет значение, но он удержался. Вот если завтра он убедится, что человек в зеленом и есть граф Карагаев, тогда он и скажет.

- А вы не интересовались их гербом? - спросил Миша. - Вернее, я хотел спросить: какая именно птица изображена на гербе?

- На гербе изображен орел. И если судить по голове, то это орел-ягнятник, он же орел-бородач. Нечто среднее между орлом и грифом, так сказать, переходный вид. Правда, специалисты, к которым я обращался, утверждают, что туловище - обыкновенного орла, но голова определенно орла-ягнятника. Вот, - он вытащил записную книжку, - у меня записаны приметы: «Голова большая, плоская спереди, выпуклая сзади. Покрыта щетинистыми и пухообразными перьями. Клюв большой, длинный, согнутый острым крючком. Основание клюва окружено пучком щетинок, который прикрывает нижнюю половину клюва. Поэтому орел называется как ягнятник, так и бородач».

Миша внимательно слушал Бориса Сергеевича. Но это опять ничего не давало. Ягнятник, бородач… Полуорел, полугриф… Нет, ничего не дает… Вот халзан, курганник, могильник - это о чем-то говорит. А бородач ни о чем не говорит. Неужели они ошиблись и с орлом? Неужели орел изображен просто так и их догадкам та же цена, что и показанному на чертеже маршруту?.. Все же сообщением Бориса Сергеевича Миша решил поделиться с Генкой и Славкой. Когда лагерь затих, он тихонько вызвал их из палатки, отвел в сторону и сказал:

- Так вот, ребята, Борис Сергеевич говорит, что у этой птицы голова орла-бородача, или ягнятника.

- Ну и что? - нетерпеливо возразил Генка. - Я ведь тоже говорил, что голова у птицы особенная, не такая, как у настоящего орла. Возможно, что ягнятника, не возражаю. Но какое это имеет значение? Ведь в целом это орел обыкновенный.

- А чертеж? - настаивал Миша. - Ведь на чертеже голова орла совершенно черная, в отличие от туловища и ног. Значит, голова имеет какое-то особое значение. А голова - ягнятника.

Генка опять нетерпеливо передернул плечами:

- Не знаю, не знаю… При чем здесь ягнятник? У нас в России он почти не водится. Иногда только встречается на Кавказе и у Гималайских гор. Если ты хочешь знать, то ягнятник живет выше всех горных птиц, в области ледников и вечного снега. Откуда здесь, в средней полосе России, может взяться ягнятник? И гнездятся они только на скалах. А какие здесь скалы? Нет ни одной скалы…

- Как же нет? А скала, на которую мы сегодня залезали?

Генка рассмеялся:

- Какая это скала? Ты пойми: они гнездятся на неприступных скалах.

- Это не имеет значения, - решительно объявил Миша, - зато как здорово получается… Орел изображает реку Халзан, его голова - скалу на Халзане, а лапы могильника - могилу на скале. Понимаешь? Халзан - скала - могила.

Славка громко зевнул. Ему очень хотелось спать. И, если говорить правду, он устал от догадок и не верил в них. Один орел, другой, и так до бесконечности… Если бы дело было в орлах, то алмаз давным-давно уже нашли бы. Искали тоже, наверно, не дураки.

- Ведь мы были сегодня на скале и никакой могилы там не видели, - сказал Славка и снова зевнул.

- Да, не видели, - горячо ответил Миша, - но ведь мы ее и не искали. Надо пойти и как следует обшарить всю скалу.

- Когда пойти? - испуганно спросили Генка и Славка.

- Сейчас. Немедленно.

Но мальчики наотрез отказались идти сейчас на скалу. Что они там ночью увидят? Ровным счетом ничего. Бесполезная трата времени. Только не выспятся. А ведь завтра приедет человек в зеленом, и надо быть бодрыми и готовыми ко всему.

- Значит, не пойдете? - грозно спросил Миша.

- Нет! - решительно ответили Генка и Славка.

- А если я прикажу?

- Не имеешь права, - ответил Славка. - Если бы это касалось отряда, то ты имел бы право приказывать. А здесь, в конце концов, частное дело.

Некоторое время они горячо спорили о том, имеет ли право Миша приказывать или не имеет. Каждый остался при своем мнении, но идти на скалу Генка и Славка отказались решительно. Миша взывал к их разуму, укорял в трусости, обещал верный успех, грозился пойти один, доказывал, что завтра, может быть, уже будет поздно, потому что граф опередит их. Все было напрасно. Генка и Славка ни за что не хотели идти на Халзан. Славка вообще уже ни во что не верил, Генка не хотел признавать никакого орла-ягнятника, он просто дрожал от бешенства, когда слышал про грифов. И им обоим хотелось спать. Скрепя сердце Миша уступил. Но он потребовал от друзей обещания, что завтра они обязательно пойдут с ним на скалу. Генка и Славка торжественно обещали пойти.

- Но, - добавил Генка, - учти, что всякие Бяшкины грифы здесь ни при чем.

---

Глава 67 Граф Карагаев
Среда!

Борис Сергеевич, Коровин и колонисты ушли обмеривать землю. Ребята под предводительством Зины отправились в клуб. Миша, Генка и Славка бдительно следили за усадьбой. «Графиня» в город не уехала. Значит, ее встреча с человеком в зеленом костюме должна произойти здесь. Он приедет дневным поездом, то есть в два часа. Миша велел Генке точно к этому времени быть на станции. Приблизительно в половине второго «графиня» вышла из дому. Миша и Славка осторожно двинулись за ней. Миновав парк, «графиня» краем небольшого лесочка вышла к берегу реки, гораздо выше и деревни и усадьбы. Почти одновременно к реке подошел человек в зеленом костюме. Но Генки не было. Значит, человек в зеленом сошел с поезда не на их полустанке, а на следующем. Он был похож на прогуливающегося дачника. На нем был легкий летний костюм зеленого цвета, желтые ботинки «джимми» и большое светлое кепи. В руках он держал букетик полевых цветов. Человек в зеленом костюме поздоровался с «графиней». Разговаривая, они берегом реки пошли в противоположную от усадьбы сторону. Единственное, что оставалось Мише и Славке, это тихо передвигаться по берегу так, чтобы не упустить их из виду. Но слышать, о чем они говорят, мальчики не могли. Той же тропинкой «графиня» и человек в зеленом костюме вернулись обратно и остановились недалеко от мальчиков.

- Когда вы вернетесь? - спросил человек в зеленом костюме.

- Минут через сорок.

«Графиня» пошла к лодочной станции. Человек в зеленом костюме скрылся в прибрежных кустах. Там он разделся и бросился в воду. Было слышно, как он плескался, фыркал и бил ладонями по воде. Мальчики притаились в кустах. Потом незнакомец вышел на берег. За кустами послышалось шелестенье газеты, потом все стихло. Мальчики лежали не шевелясь. Время тянулось томительно долго. Солнце уже начинало склоняться к западу. В траве стрекотал кузнечик. Высоко в небе кувыркался жаворонок. Незнакомец поднялся. Наверно, одевается… Наконец показалась «графиня». Незнакомец, уже одетый, с блестящими мокрыми, тщательно приглаженными волосами, пошел ей навстречу. Они остановились совсем близко от мальчиков. Незнакомец стоял к ним спиной. Лицо «графини» было хорошо видно.

- Он согласен, - сказала «графиня».

- Сколько людей?

- Он и еще двое в лесу.

- Когда смогут быть на месте?

- Через два часа.

Незнакомец задумался, посмотрел на солнце, затем на часы.

- Пусть будут через три.

- Хорошо, передам.

- С ломами и лопатами.

- Хорошо… я им уже послала два мешка инструментов. Только… Алексей… я хотела предупредить: лодочник вас подозревает.

- В чем?

- Ну… в этом… с Кузьминым.

- Откуда он знает, что я - это я?

- Возможно, он этого не знает. Но он сказал: «Кузьмина убил человек, с которым вы встречаетесь в музее».

- Он следил за вами?

- Да. Он был уверен, что я скрываю от него настоящее место. Он очень умный и очень опасный человек.

- Я сам опасный.

- Алексей! С этим крестьянином… Кузьминым… как получилось?

Мальчики напряженно прислушивались, боясь пропустить хотя бы одно слово. Сейчас он скажет самое главное!

Карагаев передернул плечами:

- Мы столкнулись с ним лицом к лицу. Он меня узнал. Мог выдать. Что оставалось делать? Одним мужиком на свете меньше.

- Но Рыбалина освобождают.

- Против него нет улик. Но их нет и против меня. Конечно, надо все быстрее кончать. Сегодня же.

- Вы уверены, что это настоящее место?

- Бесспорно. И подумать: столько лет он нас обманывал! Скотина!

«Графиня» ханжеским голосом проговорила:

– Не говорите так, Алексей! Он мертв, и он ваш отец. Господи, когда я подумаю…

– Ах, оставьте свои причитания! – с досадой проговорил Карагаев. – Лучшие годы я отдал поискам этого камня. Остался в России. Черт возьми! – Он ударил себя по лбу. – И как это я не догадался открыть склеп на скале? Идиот!

Миша бросил быстрый, но очень укоризненный взгляд на Славку. Оказывается, правильно: скала – склеп… Вот тебе и орел-ягнятник…

Славке ничего не оставалось, как только виновато замигать глазами.

– Все же лучше без лодочника и без его людей, – сказала «графиня».

– Склеп завален. Мне одному не справиться. Я уже пробовал.

– Может быть, позвать других?

– Например?

– Ерофеева, еще кого-нибудь.

– Нет! Предпочитаю бандитов. Легче сговориться, дешевле и наверняка не продадут.

– Но они могут вас убить.

– Я вооружен.

Они помолчали.

Потом Карагаев сказал:

– Теперь идите. Предупредите его: через три часа.

===

Глава 68 Склеп
Итак, надо действовать! Действовать немедленно и решительно!

Миша ни в чем не укорял приятелей. О чем теперь говорить? Только когда скрылись из виду и Карагаев и «графиня», он повернулся к Славке:

– Ну как – «частное дело»?

– Нет, не частное, – ответил пристыженный Славка.

То же самое признал и Генка. Он поджидал ребят в лагере. Человека в зеленом Генка на станции не видел, но с поезда сошел следователь. Однако куда он делся, Генка не заметил. Следователь сошел с поезда и исчез.

– Да, – сказал Миша, – жалко, что он не зашел в лагерь. Ведь убийца налицо. Шутить нельзя. Беги, Генка, побыстрее в деревню и узнай, нет ли там следователя.

Генка побежал в деревню. Но следователя там не оказалось.

Мальчики были очень взволнованы. Что им делать? Идти на скалу нет смысла. Теперь они уже не опередят графа. Остается только одно: рассказать все Борису Сергеевичу.

Борис Сергеевич внимательно выслушал мальчиков. Их рассказ звучал необычно. Но Борис Сергеевич ничем не показал, что сомневается в нем. Он поднялся и сказал:

– Надо идти!

На Халзин луг отправились всем отрядом. Даже Кит категорически отказался дежурить на кухне.

По дороге Борис Сергеевич пригласил с собой председателя сельсовета и двух крестьян-понятых.

Но весть о том, что сейчас на Халзином лугу должны найти клад, мгновенно облетела всю деревню.

Отряд еще не дошел до утеса, как их догнала большая толпа крестьян. Среди них шагал даже доктор. Значит, новость уже дошла и до соседнего села.

Вскоре утес был окружен плотной толпой. Совершенно неожиданно для себя Миша увидел в толпе лодочника и обоих парней из леса. Но человека в зеленом костюме не было.

Солнце уходило за горизонт. Последние лучи его освещали одинокий утес и взволнованную толпу людей вокруг него.

Одна сторона скалы была отвесной. Другая, отлогая, была усеяна разной величины камнями. Почти у самой вершины лежало три огромных валуна. Для того чтобы взобраться на верхушку утеса, надо было их обойти. Осмотрев валуны, Борис Сергеевич и Миша увидели под ними свежие следы лопаты или кирки: кто-то пытался сдвинуть камни с места.

Борис Сергеевич подозвал председателя сельсовета и нескольких крестьян. Быстро заработали ломы и лопаты. Валуны были подрыты. Борис Сергеевич велел толпе раздвинуться. Один за другим все три валуна скатились с утеса.

Показалась каменная могильная плита. Она заросла мохом и травой, даже трудно было сразу разобрать, что это плита. Но когда наконец вокруг нее расчистили землю, ее очертания выступили совершенно отчетливо.

– Могилку портют, – вздохнул Ерофеев. – Не по-божески.

Кто-то из крестьян засмеялся:

– Могилка-то не на месте. Ей полагается на кладбище быть, а она эвон куда забралась.

Плиту подрыли, затем поддели ее ломами и приподняли. Открылось небольшое углубление. Толпа прихлынула к яме. Всем хотелось увидеть, что там есть.

– Отойдите, граждане, – сказал председатель, – всем покажем.

И в эту минуту к скале подошли «графиня» и Карагаев. Никто из толпы не обратил на них внимания: все были заняты склепом. Только Миша и лодочник неотступно следили за ними. И Ерофеев, видно, сразу узнал молодого графа и не спускал с него глаз.

В углублении под плитой лежала черная металлическая шкатулка. Борис Сергеевич поднял ее. Она была заперта. Ударом камня Борис Сергеевич сбил замок и открыл шкатулку. Там лежала брошь, усыпанная блестящими камнями. В середине ее сверкал большой бриллиант… Борис Сергеевич высоко поднял брошь и показал ее толпе.

И вдруг, расталкивая толпу, к Борису Сергеевичу подошел Карагаев.

За ним следовала «графиня».

– Эта шкатулка принадлежит мне, – сказала «графиня».

– Возможно, – вежливо ответил Борис Сергеевич, не отдавая шкатулки.

– Дайте ее, – сказала «графиня», протягивая руку.

Но Борис Сергеевич не отдал ей шкатулки.

– Я не могу вам ее отдать. Она будет сдана органам власти, а уж затем вы можете предъявить на нее свои права.

И здесь случилось самое неожиданное: Карагаев выхватил шкатулку из рук Бориса Сергеевича.

Это было так дерзко, что все растерянно и неподвижно стояли на своих местах.

Борис Сергеевич побледнел и шагнул к Карагаеву:

– Что это значит? Верните немедленно!

Карагаев вытащил из кармана пистолет… Толпа шарахнулась в сторону. Карагаев, держа в одной руке пистолет, в другой шкатулку, медленно отступал к подножию скалы… И тут его застиг резкий окрик, прозвучавший, как команда:

– Сдать оружие!

Карагаев оглянулся. Сзади стояли следователь и два красноармейца. И возле красноармейцев стоял Николай Рыбалин. Он посмотрел на Мишу и улыбнулся ему своей приветливой улыбкой.

===

Глава 69 Итоги и недоделки
Каждый день прибывали новые группы трудколонистов. Со станции на подводах доставляли инвентарь. Коммунары ремонтировали дом, строили сараи, навесы, оборудовали мастерские.

А нашему маленькому отряду уже было пора уезжать. Август золотил листья на деревьях, ночи становились длиннее, спать в палатках было уже холодно.

Да и все дела были, в сущности, закончены. Николай Рыбалин оправдан. Тайна бронзовой птицы раскрыта. Усадьба принадлежит трудкоммуне. Обучено грамоте двенадцать человек. Пионерский отряд в деревне создан.

Последние дни ребята деятельно помогали коммунарам. Кит – тот просто не вылезал из кухни. Но все понимали, что пора уезжать.

Коммунары заново планировали сад. Из деликатности они не говорили, что палатки отряда им мешают, но ребята это отлично понимали. Конечно, можно переставить палатки на другое место, но уж если сниматься с обжитого места, то совсем.

А жалко расставаться с усадьбой, с деревней, с коммунарами…

– Вы обязательно к нам на будущий год приезжайте, – улыбаясь, говорил Николай Рыбалин. – Опять будем плотничать. Новый клуб соорудим, теплый, чтобы и зимой им пользоваться.

Ерофеев лицемерно вздыхал:

– Да уж, поработали ребята, спасибо им, помогли обществу. И невинного человека защитили.

Но глазки его смотрели подозрительно и настороженно, и никто не верил ему.

Художник-анархист объявил, что он тоже едет в Москву.

– Больше там простору для талантливого человека, – говорил он, – есть где развернуться. Театры, вывески, фасады. Вам, ребята, если что потребуется в школе оформить, то пожалуйста, с полным удовольствием.

Миша поспешил его заверить, что в их школе уже все давно оформлено.

Ребята уезжали в Москву вечерним поездом. Они уже свернули палатки, скатали одеяла, сложили вещи. Перед отъездом разожгли большой прощальный костер.

На костер пришли коммунары во главе с Борисом Сергеевичем и деревенские ребята.

Миша открыл сбор следующими словами:

– Это наш последний костер. Полагается подвести итог всему, что мы здесь сделали. Но мы будем говорить не о том, что мы сделали, а, наоборот, о том, что мы не успели сделать. Это будет полезно для тех, кто здесь остается. Кто хочет высказаться?

Первым взял слово Славка:

– Мы организовали здесь отряд. Но в него вступило всего тридцать два человека. Мало! Надо, чтобы все ребята в деревне стали пионерами.

– Плохо мы работали по ликвидации неграмотности, – сказала Зина Круглова, – обучили всего двенадцать человек. А надо, чтобы вся деревня стала грамотной.

– В деревне нет больницы, – сказал Бяшка, – приходится ходить в соседнее село. Это несправедливо. Медицина – могучее средство в борьбе с религиозными предрассудками.

– Как-то слаба у нас интернациональная связь, – объявили Игорь и Сева, – всего только два письма послали немецким пионерам. А фашизм подымает голову. Надо обратить на это самое серьезное внимание.

Когда все выступили, Миша сказал:

– Все правильно. И мы надеемся, что коммунары доделают. Лучше, чем мы.

Борис Сергеевич от имени трудкоммуны заверил, что все не доделанное ребятами будет доделано коммунарами.

– Теперь всё, – объявил Миша. – Можем отправляться.

Но Генка вдруг закричал:

– Нет, не всё! Есть еще одно недоделанное дело!

– Какое?

– Помните, Миша читал нам свои стихи. Стихи, в общем, неплохие. Но там не хватало последних двух строчек. Я их сочинил.

– Давай говори, – сказал Миша, – только поскорее.

Ему стало очень стыдно, когда Генка заговорил о стихах. Миша надеялся, что все про них давно забыли.

– Так вот, – Генка отставил назад ногу. – Так вот, последняя строфа Мишиного стихотворения начиналась так:

Борьба лишь начата, и нам передан молот, Цепями все еще опутан шар земной…

И на этом обрывалось. Я предлагаю закончить так:

Но мы сильны, и дух наш молод, Вперед, товарищи, за мной! —

И он выбросил руку вперед, призывая всех идти за собой.

Но такой конец ребятам не понравился.

– Почему именно за тобой? – сказали одни. – Разве ты заслужил, чтобы все шли именно за тобой?

– Смахивает на плагиат, – говорили другие. – Первая строчка содрана из песни «Мы кузнецы…». Там «дух наш молод», и здесь «дух наш молод», и рифма одна: молот – молод…

– Еще хуже, чем у меня, – сказал Миша. – Впрочем, над этими строчками поработаем в Москве. Конечно, у кого будет желание. А сейчас поторопимся, иначе опоздаем к поезду.

Борис Сергеевич предложил подводу, которая довезла бы вещи до станции.

Но ребята отвергли это предложение. Они не маменькины сынки и умеют ходить в полном походном снаряжении.

Ребята погрузили на себя свое незатейливое имущество. Отряд выстроился и зашагал к станции.      

Москва
1955–1956 
===   
  Читать  с начала ...  
---
    Роман «Бронзовая птица» является продолжением романа «Кортик ». События происходят в окрестностях Москвы недалеко от графской усадьбы Карагаевых. Там расположился пионерский отряд под руководством комсомольца Миши Полякова…

Бронзовая птица
  Часть первая Беглецы
  Глава 1 Чрезвычайное происшествие
  Глава 2 Неприятное объяснение
  Глава 3 Усадьба
  Глава 4 Отряд
  Глава 5 Помещичий дом и его обитатели
  Глава 6 Что делать дальше
  Глава 7 Васька Жердяй
  Глава 8 Николай, брат Жердяя
  Глава 9 В деревне
  Глава 10 Загадочное убийство
  Глава 11 «Графиня»
  Глава 12 Новые планы
  Глава 13 Художник-анархист
  Глава 14 Всегда готовы
  Часть вторая Погоня
  Глава 15 Лодочная станция
  Глава 16 На реке
  Глава 17 Лодочник
  Глава 18 В чем дело
  Глава 19 Удивительная встреча
  Глава 20 Неожиданный поворот
  Глава 21 Плот
  Глава 22 Путешествие продолжается
  Глава 23 Беглецы
  Глава 24 В городе у следователя
  Глава 25 Серов
  Глава 26 Борис Сергеевич
  Глава 27 Быт помещика
  Часть третья Голыгинская гать
  Глава 28 Сенька Ерофеев
  Глава 29 Гвоздь
  Глава 30 В больнице
  Глава 31 Сельская живопись
  Глава 32 «Зелень»
  Глава 33 Что такое самохарактеристики?
  Глава 34 Самохарактеристики
  Глава 35 Самохарактеристики (Продолжение)
  Глава 36 Следователь в лагере
  Глава 37 Надо идти в лес
  Глава 38 Славкины розыски
  Глава 39 Костер
  Глава 40 Опасная экспедиция
  Часть четвертая Краеведческий музей
  Глава 41 Ерофеев
  Глава 42 Клуб
  Глава 43 Борьба разгорается
  Глава 44 Борьба продолжается
  Глава 45 Опять у Серова
  Глава 46 Победа
  Глава 47 Опять в музее
  Глава 48 Снова лодочник
  Глава 49 Полезный больной
  Глава 50 Людская
  Глава 51 Ночь в музее
  Глава 52 Вторая ночь в музее
  Глава 53 Незнакомец
  Часть пятая Тайна бронзовой птицы
  Глава 54 Кит объелся
  Глава 55 В таинственном доме
  Глава 56 Чертеж
  Глава 57 Кладоискатели
  Глава 58 Рассказ врача
  Глава 59 Неужели все потеряно?
  Глава 60 Копии
  Глава 61 Орлы
  Глава 62 Халзан
  Глава 63 Халзан – степь – курган
  Глава 64 Коммуна
  Глава 65 Сходка
  Глава 66 Орел-ягнятник
  Глава 67 Граф Карагаев
  Глава 68 Склеп
  Глава 69 Итоги и недоделки   

===
===
 Источник: https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-i-povesti-rybakova/bronzovaja-ptica-rybakov-a-n/   

---

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 001 

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 002

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 003 

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 004

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 005 

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 006

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 007

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 008

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 009

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 010

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 011

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 012

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 013 

Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 014 

---

  Читать  с начала ...  

---

---

О ТВОРЧЕСТВЕ А.Н.РЫБАКОВА

В 1948 году вышла в свет первая книга Анатолия Рыбакова — повесть “Кортик ”. За минувшие десять лет она была издана тридцать пять раз: на четырнадцати языках в нашей стране и на девяти языках за границей. С большим интересом смотрят юные (да и не только юные) зрители кинокартину “Кортик ”. Все это говорит о большом успехе первого произведения писателя.
Через два года был опубликован роман Анатолия Рыбакова “Водители”, удостоенный Сталинской премии. Эта небольшая по объему, но значительная по содержанию и по своим художественным достоинствам книга также завоевала популярность у читателей нашей страны и за рубежом.
В 1955 году Анатолий Рыбаков напечатал роман “Екатерина Воронина”, а через два года на экранах кинотеатров демонстрировалась одноименная кинокартина по его сценарию.
Наконец, в 1956 году вышла новая повесть Рыбакова — “Бронзовая птица”, быстро получившая широкую известность и уже переведенная на другие языки и у нас и за границей.
Чем же объясняется успех книг Анатолия Рыбакова? Прежде всего тем, что писатель умеет в своих книгах глубоко раскрыть характер советского человека, показать его в творческом труде, в быту, в общественной работе и в личной жизни.
Герои произведений писателя — пионеры в “Кортике”, комсомольцы в “Бронзовой птице”, волгари в “Екатерине Ворониной”, шоферы и грузчики в “Водителях” — это живые люди, люди, словно выхваченные из жизни, это образы наших современников.
Писатель хорошо знает нашу советскую действительность. Он многое видел и пережил. Его герои — это люди, с кем вместе он жил и работал.
Анатолий Наумович Рыбаков родился в 1911 году. Окончив в Москве среднюю школу, он пошел на завод, работал грузчиком, затем шофером. В 1934 году окончил автодорожный факультет транспортного института, семь лет работал инженером в автотранспортных предприятиях Уфы, Калинина, Рязани. Затем с 1941 по 1946 год находился в армии. Будучи начальником автослужбы гвардейского стрелкового корпуса, Анатолий Рыбаков участвовал в боях на различных фронтах, награжден орденами и медалями.
Школа, пионерский отряд, комсомольская работа, труд рабочего на заводе, вузовская аудитория, работа инженера, боевой путь воина-фронтовика — вот что дало Анатолию Рыбакову знание жизни, а острый писательский взгляд помог ему обобщить виденное и пережитое и создать ряд интересных произведений.
В ... “Библиотеке приключений” напечатаны две повести Анатолия Рыбакова — “Кортик” и “Бронзовая птица”.   Детству и отрочеству свойственны мечты о героическом подвиге, юношеские мечты овеяны романтикой.
Этим благородным чувствам и посвящены обе повести Книги эти — приключенческие, но приключения здесь основаны на совершенно реальных событиях. Писатель рассказывает о пионерских отрядах, об увлекательной и вместе с тем сложной жизни пионеров и комсомольцев в двадцатых годах, о жизни, полной романтики. Сам участник первых пионерских отрядов, писатель сумел донести до читателя неповторимые черты того уже далекого от нас времени.
Обе повести изобилуют острыми ситуациями, захватывающими приключениями. С первой и до последней страницы повествование держит читателя в напряжении, делает его самого участником событии, связанных с раскрытием тайн.
Но дело, конечно, не только и даже не столько в приключениях героев этих повестей, а в показе их характеров, в раскрытии их мыслей и чувств. Перед нами, как уже говорилось, проходят незабываемые годы первых лет молодой Советской республики, гражданская война, со всеми ее тяготами и трудностями, голод в Поволжье, борьба с беспризорностью — и на этом историческом фоне развертываются дела пионеров и комсомольцев.
Перед читателем проходят живые люди, не похожие один на другого и вместе с тем единые в своей преданности революционному делу, в своем стремлении совершать подвиги во славу Родины. И горячий Миша Поляков, человек, верный своему долгу, но поступающий иногда опрометчиво, и смешной и подчас наивный Вова Баранов — “Бяшка”, как называют его товарищи, и любящий прихвастнуть фантазер Генка Петров, и углубленный в книги Слава — все они хорошо запоминаются и оставляют след в нашем сердце. Об их жизни и приключениях автор рассказывает с хорошим и тонким юмором.
Глубокая социалистическая идея лежит в основе этих повестей — идея коллективизма, товарищества, дружбы, идея любви к народу. Пионерский отряд расположился в деревне, и все, чем живет деревня, не проходит мимо самих пионеров.
Деревенские ребята предоставлены еще самим себе, у них нет никаких развлечений, — пионерский отряд оборудует для них клуб. В деревне много неграмотных — ведь это первые послереволюционные годы, — и пионеры отдают много времени и сил работе в ликбезе. А наряду с этим — ночные пионерские костры, знаменитая картошка, впервые сваренная в котелке самими ребятами, чтение стихов и рассказов, жизнь без нянек и мамаш, полное самообслуживание, обсуждение и непримиримое отношение к ошибкам и недостойным поступкам своих товарищей…
И как бы завещанием и героям обеих повестей и юным читателям звучат слова комиссара Полевого, сказанные им Мише Полякову при отъезде на фронт: “Только помни, помни, Мишка! Жизнь как море. Для себя жить захочешь — будешь,  как одинокий рыбак, все к мелководью жаться, на один и тот же берег смотреть. А для народа будешь жить — на большом корабле поплывешь, на широкий простор выйдешь, и никакие бури не страшны. Весь мир перед тобой, ты — за товарищей, товарищи — за тебя!”
И ребята — герои “Кортика” и “Бронзовой птицы” — живут для народа. Именно поэтому все, что случается с ними, все их приключения воспринимаются естественно, без какой-либо натяжки. Раскрытие тайны кортика и бронзовой птицы не является для ребят самоцелью. Кортик служит средством для разоблачения белогвардейца Никитского. Бронзовая птица помогает оправдать Николая Рыбалина, неправильно обвиненного в убийстве человека. В “Кортике пионеры стремятся раскрыть тайну во имя справедливого возмездия. В “Бронзовой птице” те же ребята, но уже повзрослевшие, ставшие комсомольцами, оказываются свидетелями преступления, в котором заподозрен хороший человек. Комсомольцы расследуют обстоятельства убийства и в процессе этого расследования сталкиваются с тайной бронзовой птицы. Они и раскрывают эту тайну и разоблачают убийцу.
  Юные герои “Кортика” и “Бронзовой птицы непримиримы к несправедливости, к неверности, к неправде. “Жить для народа” — эти слова комиссара Полевого становятся первой жизненной заповедью для каждого из них. Во имя революции и народа помогают они органам ВЧК обезвредить белобандита Никитского, во имя революции и народа разоблачают они и бюрократа Серова. И это стремление к правде, к справедливости, борьбе за народное дело, желание всемерно, всеми своими силами помочь советской власти, готовность служить общему делу — представляют самое главное и самое ценное в этих
двух повестях. Эти книги учат мужеству, честности, благородству, призывают к борьбе за народное благо.
Следует отметить то важное обстоятельство, что и в романах, написанных для взрослых, писатель также утверждает свою основную идею: быть полезным народу — главная цель в жизни человека, и именно этим целям и служат герои его произведений. И, может быть, в какой-то мере не случайно главный герой романа “Водители” Михаил Поляков назван по имени главного героя повестей “Кортика” и “Бронзовой птицы”.
В творческой манере Анатолия Рыбакова покоряют простота и лаконичность повествования, живой язык, умение индивидуализировать речь героев. Диалоги в его книгах скупы и выразительны, в изложении много превосходных деталей, сюжеты построены так, что книги читаются с напряжением.
Когда читаешь произведения Анатолия Рыбакова, погружаешься Когда читаешь произведения Анатолия Рыбакова, погружаешься в мир советской действительности, встречаешься с хорошими советскими людьми: мы постоянно с ними, они рядом с нами. Герои книг Рыбакова - наши друзья, они помогают нам и жить и трудиться. В романах и повестях одаренного писателя мы видим подлинную правду нашей жизни.

С.Иванов

---

---

"А. РЫБАКОВ «БРОНЗОВАЯ ПТИЦА». Аудиокнига. Читает Всеволод Кузнецов"

---

===

  Читать  с начала - Бронзовая птица...  

---

---

«Бронзовая птица».(повесть) Рыбаков Анатолий. Краткое содержание. Материал из Википедии.

 ...

Под Москвой, неподалеку от старинной дворянской усадьбы, расположился пионерский лагерь. Однако ребят привезли сюда не для отдыха, а для обучения крестьян грамоте и привлечения деревенских детей в пионерскую организацию. Вожатым отряда был назначен Михаил Поляков (вместо ушедшего на фронт комсомольца Николая Севостьянова). Пионеры быстро нашли общий язык с местными мальчишками, и особенно теплые дружеские отношения установились с Васей Рыбалиным по прозвищу Жердяй и его братом Николаем.

Вскоре в отряде приключилась беда: двое ребят, подстрекаемые Генкой Петровым, сбежали в Испанию бороться с фашизмом. Виновного отправили в Москву, объясняться с родителями беглецов. Миша узнал, что в деревне пропал плот – скорее всего, ребята на нём отправились в Испанию. Вместе с друзьями – Генкой и Славкой – вожатый бросился на их поиски.

Между тем Николая обвинили в убийстве бывшего графского лесничего Кузьмина, но пионеры не верили в его виновность. Накануне этих событий местный художник Кондратий Степанович рассказал ребятам, что бывшая экономка графа, которую ребята прозвали «графиней», вместе с лодочником принялась разыскивать клад, зарытый старым графом. Миша, проследивший за ними, заподозрил их в убийстве Кузьмина. Вскоре в соседней деревне милиционеры задержали сбежавших пионеров.

Миша рассказал о своих подозрениях следователю, но тот не придал особого значения его словам. Тогда паренёк решил самостоятельно отыскать убийцу лесничего. Он принялся следить за «графиней», и заметил повышенный интерес женщины к уменьшенной копии бронзовой птицы в краеведческом музее. Оригинал скульптуры находился на территории графской усадьбы.

Ребята заметили в музее незнакомца, который положил записку в тайник – так герои узнали секрет бронзовой птицы. Они решили, что аналогичный тайник есть и в птице, находящейся в усадьбе. Однако карта, обнаруженная там, была всем известной фальшивкой.

Друзья стали свидетелями встречи «графини» и незнакомца, который на поверку оказался молодым графом Алексеем Карагаевым. Это он убил лесничего, так как тот его узнал и мог выдать. Ребята рассказали обо всём директору детдома, и тот вызвал председателя сельсовета и следователя. Карагаева удалось поймать с поличным, когда он доставал из тайника в скале отцовское сокровище – драгоценную брошь с огромным бриллиантом. Преступник был пойман, и Николая отпустили на свободу. Перед отъездом ребята организовали прощальный пионерский костёр.

... Читать дальше »

---

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

---

 

Яндекс.Метрика

---

---

---

--- 

Кортик. Рыбаков А.Н. 001. Часть первая. Ревск

Кортик. Рыбаков А.Н. 002

Кортик. Рыбаков А.Н. 003

Кортик. Рыбаков А.Н. 004. Часть вторая. Двор на Арбате 

Кортик. Рыбаков А.Н. 005 

Кортик. Рыбаков А.Н. 006 

Кортик. Рыбаков А.Н. 007. Часть третья Новые знакомства 

Кортик. Рыбаков А.Н. 008 

Кортик. Рыбаков А.Н. 009. Часть четвертая Отряд № 17

Кортик. Рыбаков А.Н. 010

 Кортик. Рыбаков А.Н. 011. Часть пятая Седьмая группа «Б»

Кортик. Рыбаков А.Н. 012 

Кортик. Рыбаков А.Н. 013. Часть шестая Домик в Пушкине 

Кортик. Рыбаков А.Н. 014 

Кортик . Фильм по повести Анатолия Рыбакова (1973)

---

---

---

    Дом Атрейдесов     ...   

---

Словарь Батлерианского джихада

---

 Дюна - ПРИЛОЖЕНИЯ

Дюна - ГЛОССАРИЙ

Аудиокниги. Дюна

Книги «Дюны».   

 ПРИЛОЖЕНИЕ - Крестовый поход... 

---

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

---

---

---

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Новости

Из свежих новостей

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 307 | Добавил: iwanserencky | Теги: Бронзовая птица, классика, Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков, проза, писатель Анатолий Рыбаков, литература, Анатолий Рыбаков, повесть, книга, из интернета, слово, текст | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: