18:13 Кортик. Рыбаков А.Н. 013. Часть шестая Домик в Пушкине | |
Часть шестая Домик в Пушкине
«Уважаемый Петр Николаевич, - писал в ней Терентьев, - пишу с вокзала. До поезда тридцать минут, и я, к сожалению, лишен возможности лично засвидетельствовать Вам свое почтение. Задержался в Пушкине, а к месту назначения должен явиться не позднее 15-го сего месяца. Какова бы ни была моя судьба, остаюсь искренне преданный Вам В. Терентьев». - Дело в шляпе, - сказал Генка, - нужно ехать в Питер. - В открытке упоминается еще Пушкино, - заметил Миша. - Чего тут думать, когда у нас точный адрес есть, - возразил Генка. - Нужно ехать. - Письма написаны восемь лет назад, - сказал Слава. - Может быть, там никто из Терентьевых не живет. - Запросим сначала адресный стол, - решил Миша. Мальчики тут же сочинили письмо, вложили его в конверт, но марки у них не оказалось, и они решили отправить письмо завтра утром. Мальчики сидели у Славы. Алла Сергеевна, как обычно, была в театре, Константин Алексеевич еще не пришел с работы. - Да, - мечтательно произнес Генка, поглядывая на лежащий на столе зеленый конверт, - да… Теперь уж клад от нас не уйдет. - Ты все о кладе мечтаешь, - засмеялся Слава. - А что? - Генка упрямо тряхнул головой. - Я все точно узнал. В те времена все боялись Бирона и прятали от него сокровища. Это я точно узнал. - Что ты еще узнал? - насмешливо спросил Миша. - Еще я узнал, - невозмутимо продолжал Генка, - что тому, кто найдет клад, принадлежит двадцать пять процентов. Так что нужно свою долю сразу забрать, а то будешь за ней целый год ходить, - добавил он деловито. Мальчики засмеялись, потом Слава посмотрел на друзей и сказал: - Конечно, я ни в какой клад не верю. Но допустим, там действительно сокровища. Нам достанется какая-то их часть. Что мы будем с ней делать? - Я уж давно решил! - воскликнул Генка. - Что? - Ты первый скажи, тогда и я скажу. - Если там действительно клад, - сказал Слава, - то я бы отдал его на детский дом или санаторий для ребят. - Нет уж, пожалуйста, - замотал головой Генка, - свою долю можешь на это дело отдавать, а моей я сам распоряжусь. Детдомов у нас хватает. И вообще, скоро никаких беспризорных не останется. Если по-серьезному говорить, так нужно, чтобы на эти деньги в Москве, в самом центре, построили большой стадион с катком, футбольным полем и теннисной площадкой. Вот. Для ребят вход бесплатный, а всяких контролеров и билетеров за версту не подпускать. - Все распределили, ничего не забыли? - насмешливо спросил Миша. - Видишь ли, Миша, - улыбаясь, сказал Слава, - это, конечно, не всерьез, но скажи: если там действительно клад, то на какое дело ты его отдашь? - Не знаю, - сказал Миша, - я об этом не думал. И ни в какой клад я не верю. - А я верю, - сказал Генка. - Обязательно стадион построим. А детские дома, санатории… это всё Славкины фантазии. Ты еще придумай какую-нибудь музыкальную школу построить. - А что в этом такого? - обиделся Слава. - Думаешь, стадионы нужней, чем музыкальные школы? - Сравнил! Музыкальные школы! Эх ты… Вообще, Славка, тебе нужно как следует подумать о своем будущем. - То есть? - Чего «то есть»? Если ты хочешь, чтобы тебя приняли в комсомол, то надо серьезно подумать о своем будущем. - Почему? - Будто и не знаешь! - усмехнулся Генка. - Ведь ты музыкантом собираешься стать? - Допустим. Что же из этого? - Как - что? Ведь ты на сборе был? Беседу о задачах комсомола слышал? Что Коля говорил? Он говорил, что задача комсомольцев - строить коммунизм. Так? - Так. Но при чем тут музыка? - Как - при чем? Все будут строить, а ты будешь на рояле тренькать. Этот номер не пройдет. — Ты много построишь! Тоже строитель нашелся! — обиделся Слава. — Конечно, — Генка развеселился, — конечно. Кончу семилетку, поступлю в фабзавуч. Буду металлистом, настоящим рабочим. Меня в комсомол и без кандидатского стажа примут. Мы с Мишей это давно решили. Правда, Мишка? Миша медлил с ответом. На последнем сборе отряда Коля читал речь Ленина на III съезде комсомола. И одно место в этой речи поразило Мишу: «…поколение, которому сейчас пятнадцать лет… увидит коммунистическое общество и само будет строить это общество. И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества». Миша много думал над этими словами. Они относились прямо к нему, к Генке, к Славе. Задача всей их жизни — строить коммунизм. То же самое говорил ему Полевой: «Будешь для народа жить — на большом корабле поплывешь». Это и значит строить коммунизм — жить для народа, а не для себя. А как же Слава? Разве он для себя будет сочинять музыку? Разве песня не нужна народу? А «Интернационал»?.. Миша посмотрел на Славу и сказал: — Не беспокойся, Слава: я думаю, тебя примут в комсомол. === Глава 65. Константин Алексеевич — Папа пришел, — сказал Слава. Продолжая сморкаться в большой носовой платок, Константин Алексеевич вошел в комнату. Всегда красные, его щеки были теперь пунцовыми от мороза. Плохо повязанный галстук обнажил большую медную запонку на смятом воротничке. Маленькие, заплывшие глазки смотрели насмешливо и добродушно. — Ага, пионеры! — приветствовал он мальчиков. — Здравствуйте. — Он поздоровался за руку с каждым, в том числе и со Славой. — Мы ведь сегодня с тобой еще не виделись. Вслед за Константином Алексеевичем вошла домработница Даша и начала накрывать на стол. Константин Алексеевич вымыл руки, повесил полотенце на спинку стула и сел за стол. Слава перевесил полотенце в спальню и вернулся в столовую. — О чем беседовали? — Константин Алексеевич заметил лежащий на столе конверт, взял его в руки, начал рассматривать. — «Петроград, адресный стол…» Кого это вы разыскиваете? — Так, одного человека. — Слава забрал у отца письмо и спрятал в карман. — Ну-ну, дела секретные! — засмеялся Константин Алексеевич, отщипывая и жуя хлеб. — Так о чем беседовали? О чем разговор? — Мы, папа, о разных специальностях говорили. Кто кем будет, — ответил Слава. — Гм! Ну и что же, кто куда? — Мы так… неопределенно… просто разговаривали… — Все же… — Константин Алексеевич посыпал суп перцем, хлебнул. — Все же? — Я музыкантом буду, а они… — Слава показал на ребят, — пусть сами скажут. Вон Генка говорит, что комсомолец не может быть музыкантом. — Я этого не говорил, — запротестовал Генка. — Как не говорил? Вон Миша слыхал. — Значит, вы меня не поняли. Что я сказал? — Генка посмотрел на Константина Алексеевича. — Я сказал, что, кроме музыки, надо иметь еще какую-нибудь специальность, чтобы быть полезным… — Генка слукавил совершенно обдуманно, потому что хорошо знал главный предмет разногласий между Константином Алексеевичем и Славой. — Ай да Генка, — сказал Константин Алексеевич, — молодец! Вот об этом и мы со Славой часто беседуем. Специальность обязательно надо иметь. В жизни нужно на ногах стоять твердо. А там — пожалуйста, хоть канарейкой пой. — Все же я буду музыкантом, — сказал Слава. — Пожалуйста, кто тебе мешает! Бородин тоже был как будто неплохим композитором, а ведь химик… А? Химик… — Константин Алексеевич отодвинул тарелку, вытер салфеткой губы. — Необязательно быть именно химиком. Можно и другую специальность избрать, но чтобы ремесло было настоящее. — Разве музыка, театр, живопись, вообще искусство — это не ремесло? — возразил Слава. — Только ремесло это такое… воздушное. — Константин Алексеевич пошевелил в воздухе пальцами. — Почему же воздушное? — не сдавался Слава. — Разве мало людей искусства прославили Россию: Чайковский, Глинка, Репин, Толстой… — Ну, брат, — протянул Константин Алексеевич, — то ведь гиганты, титаны, не всякому это дано. — Он помолчал, посмотрел на Мишу. — Ну, а что Миша скажет по этому поводу? — Я согласен со Славкой, — сказал Миша. — Если он хочет быть музыкантом, то и должен учиться на музыканта. Вот вы говорите: он должен получить специальность. Значит, он пойдет в вуз, станет инженером, а потом это дело бросит, будет музыкантом. Зачем же он тогда учился, зачем на него государство тратило деньги? На его месте мог бы учиться кто-нибудь другой. У нас ведь не так много вузов. — М-да… — Константин Алексеевич задумчиво крошил хлеб. — Да… Не сговориться, видно, мне с вами… Я ведь человек старой закалки. Он встал, заходил по комнате. — Я ведь и сам не бирюк, понимаю. В молодости в спектаклях участвовал, чуть было актером не стал… Вот и жена у меня актриса. Я понимаю, молодость — она всегда жизнь за горло берет. — Он шумно вздохнул. — Да здесь дело совсем в другом… Он придвинул к столу стул, одернул скатерть, опять прошелся и продолжал: — Ведь и мне когда-то было четырнадцать лет. А кругом жизнь — дремучий лес. И моя мать, помню, все меня жалела: как, мол, ты один пробиваться будешь… «Пробиваться»! Слово-то какое! — Он рассек кулаком воздух. — Пробиваться!!! Биться!!! Вот как… Я молод был, думал: «Ага, вот хорошее место есть, доходное, как бы мне его заполучить», а он, Миша, говорит: «Ты, Слава, зря в вузе места не занимай, на этом месте другой может учиться…» Другой. А кто этот другой? Иванов? Петров? Сидоров? Кто он? Родственник его, приятель? Да нет! Он его и в глаза не видел, он его не знает и знать не хочет… Ему важно, чтобы государство еще одного инженера получило. Вот он о чем печется. — Разве это плохо? — улыбнулся Слава. — Я не говорю, что плохо. — Константин Алексеевич молча прошелся, потом остановился против Генки. — Вот, Генка, разбили они нас… А? — Почему это «нас»? — возразил Генка. — «Вас», а не «нас». — Как это так? — искренне удивился Константин Алексеевич. — Ведь ты только что поддерживал мою точку зрения? — О, — протянул Генка, — это когда было!.. — и отошел в сторону. — Единственного союзника потерял… — развел руками Константин Алексеевич. — Ну, а ты сам кем собираешься быть? — Я пойду во флот служить, — объявил Генка. — У него семь пятниц на неделе, — засмеялся Слава, — полчаса назад он собирался в фабзавуч, а теперь во флот. — Сначала в фабзавуч, а потом во флот, — хладнокровно ответил Генка. — Так, так. Ну, а ты, Миша? — Не знаю. Я еще не решил. — Он тоже в фабзавуч собирается, — крикнул Генка, — я знаю, а потом поступит в Коммунистический университет!.. — Брось ты, Генка! — перебил его Миша. — Да, — покачал головой Константин Алексеевич, — далеко вы прицеливаетесь… А я думал, Миша, ты будешь девятилетку кончать. — Не знаю, — нехотя ответил Миша, — маме трудно… — Его не отпустят, — сказал Слава, — он первый ученик. — Учиться буду вечерами… — сказал Миша. — Очень многие комсомольцы днем работают, а вечером учатся. В общем, там видно будет. Он посмотрел на часы, обрамленные бронзовыми фигурами. Взгляд его поймал мгновенное движение большой стрелки, дернувшейся и застывшей на цифре «девять». Без четверти двенадцать. Мальчики стали собираться домой. — Ну-ну, — весело сказал Константин Алексеевич, пожимая им на прощанье руки, — а на меня не сердитесь. Уж я-то желаю вам настоящей удачи. === Глава 66. Переписка — Поди знай, где и когда родилась эта самая Мария Гавриловна! — сказал Генка. — Нет, надо ехать в Питер. — Успеем в Питер, — сказал Миша, — а этот ответ — чистейший бюрократизм и формализм. Напишем секретарю комсомольской ячейки. Они сочинили такое письмо: «Петроград, адресный стол, секретарю ячейки РКСМ. Дорогой товарищ секретарь! Извините за беспокойство. Дело очень важное. До войны 1914 года в Петрограде, на улице Мойке, дом С. С. Васильевой, проживали гражданин Владимир Владимирович Терентьев, его жена Ксения Сигизмундовна и мать Мария Гавриловна. Пожалуйста, сообщите, живут они там или куда переехали. Не все, конечно, потому что Владимир Владимирович взорвался на линкоре, а мать и жена, наверно, живы. Мы уже запрашивали, но от нас требуют год и место рождения, что является чистейшим бюрократизмом. Вам, как секретарю РКСМ, нужно обратить на это самое серьезное внимание и выжечь каленым железом. С пионерским приветом Поляков, Петров, Эльдаров». Ребята отправили письмо и стали дожидаться ответа. Приближался конец первого полугодия. Ребята много занимались, да и в отряде хватало работы. Не было почти ни одного свободного вечера. Работа в подшефном детском доме, занятия в мастерских Дома пионеров, сбор звена, заседание учкома, комсомольский день (мальчики уже не пропускали ни одного открытого собрания ячейки), кружки занимали всю неделю. А в воскресенье с утра проходил общий сбор отряда. Кроме того, Мишино звено переписывалось с пионерами Хемшица в Германии, пионерами Орехово-Зуевского района и с краснофлотцами. А ведь надо было еще раза два-три в неделю побывать на катке. Ребята приходили на каток вечером, торопливо переодевались на тесных скамейках и, став на коньки, несли свои вещи в гардероб. Коньки деревянно стучали по полу, этот дробный стук речитативом выделялся в общем шуме раздевалки, окутанной клубами белого морозного воздуха, врывающегося с катка через поминутно открываемые двери. Взрослые конькобежцы раздевались в отдельной комнате. Они выходили оттуда затянутые в черные трико. Ребята с почтительным восхищением шептали: «Мельников… Ипполитов… Кушин…» Пятна фонарей освещали снежные полосы на льду. По кругу двигались катающиеся, странные в бесцельности своего движения. Они двигались толпой, но каждый ехал сам по себе, в одиночку, парами, перегоняя друг друга. Новички ехали осторожно, высоко поднимая ноги, неуклюже отталкиваясь и двигаясь по инерции. Все ребята ездили на «снегурочках», «нурмисе», и только один Юра Стоцкий — на «норвежках». Одетый в черный вязаный костюм, он катался только на беговой дорожке, нагнувшись вперед, заложив руки за спину, эффектно удлиняя чрезножку на поворотах. Всем своим видом он показывал полное пренебрежение к другим ребятам. Миша и Слава не обращали внимания на Юру, но Генка никак не мог спокойно переносить Юрино высокомерие и однажды, выехав на круг, попробовал гоняться с Юрой. Генка ездил на коньках очень хорошо, лучше всех в школе, но разве мог он на «снегурочках» угнаться за «норвежками»! Он позорно отстал от Юры на целых полкруга. После этого случая все начали дразнить Генку. Ездили за ним и кричали: — Эй, валенки, даешь рекорд! Генка с досады перестал посещать каток, по улицам на коньках тоже не бегал. Он ходил мрачный и однажды объявил Мише и Славе, что приглашает их прийти к нему в субботу на день рождения. Мальчики удивились: — С собственным угощением? — Угощение мое, подарки ваши. === Глава 67. День рождения Генки — Вот это да! — протянул Миша. — Ай да Генка!.. — Ничего особенного, — небрежно произнес Генка. — Прошу… — Он театральным жестом пригласил их к столу. — Что ты, Геннадий, сразу к столу приглашаешь, — сказала Агриппина Тихоновна, — еще гости должны прийти. — Кто? — спросили мальчики. Генка покраснел: — Мишка Коровин, а больше никто, ей-богу никто. — А это для кого? — Миша показал на шестой прибор. — Это? Ах, это… Это на всякий случай, мало ли… вдруг кто-нибудь придет… — На какие капиталы ты все это оборудовал? — спросил Миша. Генка ухмыльнулся: — Это уж дело хозяйское… — Он повернулся к Агриппине Тихоновне, но не успел остановить ее. — Отец прислал, — сказала Агриппина Тихоновна. — Я говорю: тебе, Геннадий, этих продуктов на месяц хватит, а он и слушать не хочет — давай на стол, и дело с концом. Весь в отца! — добавила она не то с осуждением, не то с восхищением. — Даже конфеты прислал, — сказал Миша. — Нет, — сказала Агриппина Тихоновна, — монпансье Геннадий сам купил: коньки-то он продал… — Тетя! — закричал Генка. — Ведь я вас просил!.. — Чего уж там… — отмахнулась Агриппина Тихоновна. — Оно и лучше: валенок не напасешься. — Если бы я знал, что ты ради фасона продал коньки, — сказал Миша, — то я бы к тебе в гости не пришел. — Я и без коньков проживу, — мотнул головой Генка. — Подумаешь, «снегурочки»! Поступлю в фабзавуч — «норвежки» куплю. Ты ведь тоже свою коллекцию марок продал. А? Зачем? — Нужно было, — уклончиво ответил Миша. — Я знаю, — сказал Генка, — ты на кожаную куртку копишь. Хочешь на настоящего комсомольца походить. — Может быть, — неопределенно ответил Миша. — Славка свои шахматы тоже продал. — Да? — удивился Генка. — Костяные шахматы? Зачем? — Надо было, — тоже уклончиво ответил Слава. Раздалось три звонка. — К нам, — сказала Агриппина Тихоновна и пошла открывать. В комнату вошел Миша Коровин, одетый в форменное пальто и фуражку трудколониста. Он поздоровался с ребятами, разделся, вынул из кармана пачку папирос «Бокс» и закурил. — Как дела? — спросил его Миша. — Движутся помаленьку. Вчера на четвертый разряд сдал. — Сколько ты теперь будешь получать? — Рублей девяносто, — небрежно ответил Коровин, вытащил из кармана часы размером с хороший будильник, приложил их к уху и сказал: — Никак к мастеру не соберусь. Почистить надо. — Покажи! — Генка взял в руки часы и тоже послушал. — Ход что надо. — Ничего ход, — сказал Коровин, — пятнадцать камней. — Он спрятал часы в карман куртки. — Ячейку у нас организовали, комсомола. Я уж заявление подал. Девяносто рублей в месяц и часы ребята с трудом, но выдержали, но это уже было свыше их сил. Они еще пионеры, только мечтают о комсомоле, а Коровин уже заявление подал. — Нас тоже скоро в комсомол передают, — сказал Миша, — прямо из отряда. — При этом он искоса посмотрел на Генку и Славу. Они важно молчали, как будто Миша действительно сказал правду. — Знаете, кого к нам в колонию прислали? — спросил Коровин. — Кого? — Борьку-Жилу. — Ну? — Ага. За ножны-то отец его чуть не убил. Сбежал он тогда. Теперь у нас. — И как он? — Ничего, исправляется. Снова раздалось три звонка. Агриппина Тихоновна пошла открывать. Генка стоял посреди комнаты, смущенный и молчаливый. Открылась дверь. В комнату вошла Зина Круглова… Вот оно что! Миша и Слава многозначительно переглянулись. Генка стоял, не двигаясь, затем, протянув руку к столу, пролепетал: — Прошу… Зина прыснула, все расхохотались. Тогда Генка оправился, стал в торжественную позу и объявил: — Дорогие гости, принимаю поздравления и подарки! Прошу не толкаться и соблюдать очередь. Зина смеялась без передышки. Такая уж она смешливая! Она подарила Генке клоуна, своими взлохмаченными волосами очень похожего на именинника. — Замечательно! — сказал Генка. — Девочки, как всегда, отличаются аккуратностью. Чем порадуют меня мальчики? — Ах да, — спохватился Миша, — чуть не забыл! Он открыл свою сумку и вытащил оттуда пакет. Он с таким серьезным видом разворачивал его, что все молчали и напряженно следили за его руками. Миша разворачивал пакет медленно, не торопясь, и взволнованное молчание присутствующих, казалось, не доходило до него. Когда остался один, последний лист и уже ясно обрисовывались контуры какого-то длинного предмета, Миша остановился и оглядел всех. Генка подался вперед. Миша развернул лист… В его руках блеснуло стальное лезвие конька… «Норвежка»! Генка осторожно взял в руки конек. Сначала он молча его разглядывал, потом провел ногтем по лезвию, приложил к уху, щелкнул и наконец проговорил: — Здорово… А где второй? Миша развел руками: — Только один… второго не достал. У Генки вытянулось лицо. — Ничего, — вздохнул Миша, — поездишь пока на одном, а там видно будет. У Генки было такое жалкое выражение лица, что даже Зина и та не рассмеялась. А уж как смешно было представить себе Генку бегающим по катку на одном коньке! Генка положил конек на табурет, глубоко вздохнул и упавшим голосом произнес: — Ну что ж, прошу к столу. — Погоди, — остановил его Слава, — у меня ведь тоже подарок есть. — Он засунул руку в портфель, долго шарил там и… вытащил второй конек. — Разыграли! — взвизгнул Генка, потом замолчал, внимательно посмотрел на друзей и медленно произнес: — Значит… коллекция, шахматы, кожаная куртка… — Ладно, — перебил его Миша, — обойдем для ясности. === Глава 68. Пушкино «Здравствуйте, ребята! Ваше письмо попало ко мне. По карточкам Терентьевых много, но всё не те. Бывшая домовладелица Васильева, которую я специально посетила, сказала, что Терентьев с женой действительно проживали у нее до войны, а мамаша жила где-то под Москвой. Вот все, что я могла узнать. Насчет бюрократизма вы не правы. В Петрограде проживает несколько тысяч Терентьевых, и без точных данных адрес дать невозможно. С комсомольским приветом Куприянова». — Вот, — сказал Миша. — Учитесь, как пользоваться достижениями науки и техники. — Какая же тут техника? — спросил Генка. — Почтовая связь разве не техника? Вот так действуют рассудительные люди, а безрассудные летят неизвестно куда… Генка в ответ съязвил: — Тебя она тоже здорово поддела с бюрократизмом. Здорово поддела… — Ничего не здорово, — сказал Миша, — но не в этом дело. В воскресенье поедем в Пушкино и с собой возьмем лыжи. — Зачем лыжи? — удивился Слава. — Для конспирации. …В ближайшее воскресенье друзья сошли на станции Пушкино. В руках у каждого были лыжи и палки. Вдоль высокой деревянной платформы с покосившимся павильоном тянулись занесенные снегом ларьки. За ларьками во все стороны расходились широкие улицы в черной кайме палисадников. Они замыкали квадраты дачных участков, где протоптанные в снегу дорожки вели к деревянным домикам с застекленными верандами. Только голубые дымки над трубами оживляли пустынный поселок. — По одной стороне туда, по другой — обратно, — сказал Миша. — Главное — не пропустить ни одной таблички. — Целый год проищем, — сказал Слава. — Лучше в сельсовете спросить. — Нельзя, — возразил Миша, — поселок маленький, это вызовет подозрения. — Кого нам бояться! — сказал Генка. — Старушка сама обрадуется, когда мы клад найдем. — Ты ее в глаза не видел, а рассуждаешь, — сказал Миша. — Поехали. Они проискали целый день, но дома Терентьевой не нашли. — Так ничего не выйдет, — сказал Слава, когда мальчики снова собрались на станции. — Половина домов без табличек. Нужно в сельсовете спросить. — Я тебе уж сказал, что нельзя! — рассердился Миша. — Забыли, что Свиридов говорил? Дело очень щепетильное. В следующее воскресенье опять приедем и будем искать. Мальчики сняли лыжи. Когда они подошли к кассе, их окликнули: «Здравствуйте, ребята!» Мальчики обернулись и увидели Елену и Игоря Буш, акробатов. Лена приветливо улыбалась. Ее белокурые локоны падали из-под меховой шапочки на воротник пальто. Игорь, как всегда, смотрел серьезно и, пожимая ребятам руки, пробасил: — Сколько лет, сколько зим! — На лыжах катались? — спросила Лена. — Почему к нам не заехали? — Мы не знали, что вы здесь живете, — сказал Миша. — Да, мы здесь живем, у нас свой дом. Пойдемте к нам. — Поздно, — сказал Миша, — мы приедем в следующее воскресенье. — Обязательно приедем, — подтвердил Генка и таинственно добавил: — У нас тут дело есть. — Какое дело? — спросила Лена. — Так, ерунда… — Миша свирепо посмотрел на Генку. — Нет, скажите, — настаивала Лена. — Я тетку свою разыскиваю, — сказал вдруг Генка. Лена удивилась: — Она ведь в Москве, твоя тетка? — То одна тетка, а это другая. Разве мне запрещено иметь двух теток? — И вы ее не нашли? — Нет, адрес потеряли. — Как ее фамилия? Мальчики молчали. — Как ее фамилия? Или вы фамилию тоже потеряли? — Ее фамилия Терентьева, а зовут Мария Гавриловна, — неожиданно сказал Миша. — Вы не знаете ее? — Терентьева, Мария Гавриловна? Знаю, — сказала Лена, — она живет рядом с нами. Пойдемте, мы вам покажем… === Глава 69. Никитский — Почему? — Это длинная история. Она думает, что Генка умер, и ее нужно сначала приготовить. Если ей так прямо и бухнуть, то у нее от радости может разрыв сердца случиться. Здоровье у нее очень хрупкое, тем более такой «племянничек», сами видите… — Мы с ней почти незнакомы, — сказала Лена. — Она живет очень замкнуто. — Вообще, — продолжал Миша, — абсолютно никому не говорите. И папе своему не говорите… — Папа умер, — сказала Лена. Миша смутился: — Извини, я не знал. — И, помолчав, спросил: — Как же вы теперь? — Одни живем. Работаем с Игорем «2 БУШ 2, воздушный аттракцион». Они подошли к домику Бушей. — Вот здесь она живет. — Лена показала на соседний дом. Из-за высокого забора виднелась только крыша, покрытая на краях ноздреватой коркой снега. — Как эта улица называется? — спросил Миша. — Ямская слобода, — сказал Игорь. — Наш номер восемнадцать, а Терентьевых — двадцать. — Хорошо ты искал! — Миша с упреком посмотрел на Генку. — Не понимаю, — бормотал Генка, отводя глаза, — как это я пропустил… — На этой стороне даже нет лыжных следов, — заметил Слава. — Как — нет? — бормотал Генка, рассматривая дорожку. — Куда они делись?.. Стерлись! Ну конечно, стерлись. Видите, движение какое! — Он показал на пустынную улицу. — Зайдемте к нам, — предложила Лена. — Мы, правда, три дня дома не были, но сейчас затопим, и будет тепло-тепло. Домик был маленький и тихий. Пушистый иней лежал на окнах. Равномерно тикали на стене часы. Чуть скрипели под ногами половицы. Пестрые дорожки лежали на чисто вымытом полу. Большая керосиновая лампа висела над столом, покрытым цветастой клеенкой. На стене в рамах висели большие портреты мужчины и женщины. У мужчины были густые нафабренные усы, аккуратный пробор на голове, бритый подбородок упирался в накрахмаленный воротничок с отогнутыми углами. «Точно так же, — вдруг подумал Миша, — как на дедушкином портрете там, в Ревске». Лена переоделась в старое пальтишко, обула валенки и повязала голову платком. Она выглядела теперь деревенской девочкой с большими синими глазами и прямым носиком. — Пошли за дровами, — сказала она Игорю. — Мы принесем! — закричали мальчики. — Покажите где. Всей гурьбой вышли во двор. Лена отперла сарай. Миша и Генка начали колоть дрова. Слава и Игорь носили их в дом. Лена, позвякивая ведрами, ушла за водой. Генка вошел в азарт. — Мы их все переколем, — бормотал он, замахиваясь топором. — Зачем вам каждый раз возиться… Полено никак не поддавалось. — Брось ты его, — сказал Миша, — возьми другое. — Нет, — Генка раскраснелся, буденовка его сдвинулась на самую макушку, — полено упрямое, но и я тоже… Вскоре обе печи в доме запылали ярким пламенем. Ребята уселись вокруг печи в маленькой кухне: Лена и Слава на стульях, а остальные — на полу. — Вот так и живем, как видите, — сказала Лена. — Приезжаем сюда только в свободные дни, когда не выступаем. — Нужно переехать в Москву, — пробасил Игорь. — А мне жалко, — сказала Лена, — здесь папа и мама жили… Пламя в трубе протяжно завывало, огненные пятна заплясали на полу. — Мы здесь всю неделю будем, — сказала Лена. — Приезжайте к нам в гости. — Не знаю, — сказал Миша, — на этой неделе мы будем очень заняты. Завтра на сборе отряда решается вопрос о передаче в комсомол. Если нас передадут, то нужно пройти бюро ячейки, ячейку, райком. — Вы уже комсомольцами будете? — удивилась Лена. — Да. — Миша помолчал, потом спросил: — Скажи, у вас есть чердак? — Есть. — Из него виден двор Терентьевых? — Виден. Зачем тебе? — Хочу посмотреть. — Пойдем, покажу. Миша и Лена вышли в холодные сени и по крутой лестнице поднялись на чердак. — Дай руку, — сказала Лена, — а то упадешь. Они перелезли через стропила и подошли к слуховому окну. Поселок лежал большими квадратами кварталов; за ним темнел лес, разрезанный надвое дальней железнодорожной колеей. От домов, сараев, заборов повсюду чернели на снегу длинные тени. Телеграфные провода струились от столба к столбу, фарфоровые ролики комочками ютились на перекладинах. Было светло почти как днем. Лена стояла рядом с Мишей. Лицо ее, освещенное луной, казалось совсем прозрачным, только чернели на нем тонкие брови и длинные, загнутые вверх ресницы. Она держала Мишу за руку, и оба они молчали… Миша посмотрел на соседний терентьевский двор. Он был большой и пустой. Вдоль забора тянулись постройки и лежали сваленные бревна. Завыл где-то гудок паровоза и сразу оборвался. Миша смотрел на терентьевский двор и вдруг увидел, что дверь дома открылась. На заднее крыльцо вышел высокий человек в накинутом на плечи полушубке. Он стоял спиной к Мише и курил. Потом он бросил окурок в снег и медленно повернулся. Миша изо всех сил сжал руку Лены. Это был Никитский… *** *** Источник : https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-i-povesti-rybakova/kortik-rybakov/ === --- *** *** Кортик. Рыбаков А.Н. 001. Часть первая. Ревск Кортик. Рыбаков А.Н. 004. Часть вторая. Двор на Арбате Кортик. Рыбаков А.Н. 007. Часть третья Новые знакомства Кортик. Рыбаков А.Н. 009. Часть четвертая Отряд № 17 Кортик. Рыбаков А.Н. 011. Часть пятая Седьмая группа «Б» Кортик. Рыбаков А.Н. 013. Часть шестая Домик в Пушкине *** *** --- Кортик. Фильм по повести Анатолия Рыбакова (1973) --- А. РЫБАКОВ «КОРТИК». Аудиокнига. Читает Всеволод Кузнецов *** *** --- ПОДЕЛИТЬСЯ ---
--- --- --- --- *** *** "А. РЫБАКОВ «БРОНЗОВАЯ ПТИЦА». Аудиокнига. Читает Всеволод Кузнецов" --- === *** Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 001 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 002 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 003 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 004 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 005 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 006 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 007 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 008 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 009 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 010 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 011 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 012 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 013 Бронзовая птица. Анатолий Рыбаков. 014 *** *** *** *** --- --- --- Словарь Батлерианского джихада --- ПРИЛОЖЕНИЕ - Крестовый поход... --- --- 009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001 --- *** *** *** --- АудиокнигиНовость 2Семашхо*** *** Прикрепления: Картинка 1 | |
|
Всего комментариев: 0 | |