---
---
===
***
===
Глава 5
Князь вызвал меня к себе неожиданно — впрочем, оформлено это было как вежливая просьба по возможности посетить его в четыре часа пополудни. Разумеется, посчитать это именно просьбой мог бы только беспредельно наивный человек — это был именно вызов, не подразумевающий отказа. Просто такой формой князь давал мне понять, что настроен дружелюбно, никакой выволочки не предполагается, а он просто хочет о чём-то меня попросить.
— Здравствуйте, господин Далимир, — с улыбкой поздоровался я с секретарём князя.
— Здравствуйте, господин Кеннер, — улыбнулся он в ответ. — Проходите в кабинет, князь вас ждёт.
Секретарь князя всегда старался держаться незаметно, однако люди знающие считали, что определённое влияние на князя у него есть. Собственно, у любого секретаря есть влияние на шефа, но у некоторых оно ограничивается лишь возможностью подложить или придержать нужную бумагу, а вот мнением Далимира по тому или иному вопросу князь нередко интересовался — во всяком случае, многие в это верили. Я не верил, а знал точно — Драгана как-то мельком об этом проговорилась, а значит, так оно и было. Правда, я ещё и знал, что князь спрашивает мнения у многих — нередко даже у меня, — а вот решает всегда сам и на чужое мнение не оглядывается. Тем не менее к Далимиру князь действительно прислушивался, и как мне временами кажется, хорошее отношение ко мне князя не в последнюю очередь обязано хорошему отношению его секретаря.
Я с признательностью кивнул ему и привычно потянул на себя дверь так знакомого мне княжеского кабинета. Князь стоял у окна, заложив руки за спину, и задумчиво рассматривал что-то снаружи.
— Княже, — поклонился я.
— А, Кеннер, — оглянулся князь. — Подойди-ка сюда и скажи, что ты видишь.
Я подошёл к окну, из которого открывался вид на маленький внутренний садик. Поначалу я хотел сказать, что вижу садик, но тут же себя одёрнул. Князь вряд ли стал бы задавать дурацкий вопрос, и определённо не ждал от меня дурацкого ответа. Я посмотрел повнимательнее и заметил двух молодых парней, лежащих в тени дерева и о чём-то лениво беседующих. Одежда выдавала в них дворцовых работников, а рядом с ними валялись какие-то то ли вилы, то ли грабли — словом, сельскохозяйственные орудия.
— Вижу, что садовник куда-то надолго ушёл, а его помощники что-то обсуждают в тенёчке, — ответил я, по-прежнему не понимая, что он хочет от меня услышать. — Я мог бы предположить, что они обсуждают план работ, но я не настолько верю в людей. Что приводит меня к предположению, что твой садовник не умеет обеспечить достаточную мотивацию своим сотрудникам.
— А твои сотрудники достаточно мотивированы? — он остро посмотрел на меня.
— У нас те же самые люди трудятся, что и везде, — пожал плечами я. — Так что по-всякому бывает. Но в целом наши люди, пожалуй, вполне мотивированы. Во всяком случае, мотивировать кого-то палкой приходится достаточно редко.
— Отсюда можно сделать вывод, что если человек что-то делает, то у него обязательно есть мотив поступать именно так, а не иначе. А если не делает, значит, и мотива нет, так?
— Разве это не очевидно, княже? — слегка озадаченно спросил я.
— Не всегда, Кеннер, не всегда, — задумчиво сказал он, отходя от окна. — Вот бывает так, что делает человек что-то, а мотива никакого не просматривается. Или наоборот — мотив вроде есть, а не делает.
— Значит, мы просто не видим мотива, — убеждённо сказал я. — Но он обязательно есть. А если мотив есть, а не делает, значит, это на самом деле не мотив.
— Вот и я так же думаю, — вздохнул он, оставив меня в полном недоумении. — Ладно, садись. Расскажи, как у тебя дела.
— Нормально дела у меня, княже, — осторожно ответил я, усаживаясь в уже привычное мне кресло. — Пока что проблем не видно.
— Пока? — усмехнулся он. — Как там твои вольники? Без происшествий?
— Едут по Германии, княже, скоро должны быть на месте. Происшествий не было. Поляки, правда, попытались денег с них снять за проезд, но Лазович убедил их так пропустить.
— Убедил, говоришь? — хохотнул князь. — Скорее поверю, что он им пушку под нос сунул, которая побольше.
— Не знаю, подробного донесения ещё не было. Но скорее всего, угроза в какой-то форме была, вряд ли он смог бы их убедить одним добрым словом.
— А вообще ты об этом деле думал? — он пристально посмотрел на меня.
— Думал, княже, — я резко помрачнел. — Мутят что-то попы, а вот что — никак понять не могу.
— Подробнее расскажи, — приказал он.
— Я не понимаю, почему Оттон Баварский не напал на Трир, хотя у него была полная возможность сделать это, пока город был незащищён. Столько разговоров, что вот-вот, и совершенно никаких действий.
— Возможно, что у него просто недостаточная мотивация, — усмехнулся князь, с намёком кивнув на окно.
— А возможно, что он ждёт именно мою дружину.
— И такое возможно, — согласился князь.
— Но если так, то всё равно непонятно, что он хочет — действительно устроить большую битву, или же просто что-то изобразить? Победу? Поражение?
— Вот и я никак не пойму, Кеннер, — задумчиво покивал князь, — Что там происходит и зачем они всё это затеяли? Идёт какое-то бурление на глубине, а во что это выльется — непонятно. Может, что-то прояснится, когда мы поймём, зачем они твою дружину вытащили. Ведь не просто так вот это всё?
— Да ясно, что не просто так, княже, — с досадой сказал я. — Но что за кашу они там варят — полная загадка.
— Мало информации у тебя, — согласился князь. — И у меня её тоже мало, вот что неприятно. Есть у меня там кое-какие люди, конечно, но никого, кто сидел бы достаточно высоко и имел хоть какой-то доступ к решениям. Так что тебе, пожалуй, вскоре придётся опять туда съездить, осмотреться, поговорить. У тебя это неплохо получается.
Я только печально вздохнул.
— Ладно, посмотрим. Может и не понадобится, — сжалился надо мной князь. — Прямо сейчас есть дела поважнее. Ты на свадьбу Милославы Езгера пригласил?
— Посла каганата? — я с трудом вспомнил мельком встреченного на одном из приёмов спутника Алины.
— Его, — кивнул князь. — Отправь ему приглашение.
Я с удивлением на него посмотрел — вообще-то, это моя мать выходит замуж, а не его. Тот правильно понял мой взгляд и поморщился:
— Это моя просьба, Кеннер. Государственная необходимость, понимаешь? Надо кое с какими людьми незаметно переговорить в неформальной обстановке, а кроме свадьбы Милославы никаких подходящих поводов встретиться не будет.
— Приглашу, — согласился я. В общем-то, человеком больше, человеком меньше — разницы никакой. Да собственно, даже сотня человек мало что изменит. Свадьба матери как-то незаметно оказалась чуть ли не государственным мероприятием, и число приглашённых уже давно перевалило далеко за тысячу.
— В Киеве кого знаешь?
Подразумевается, конечно же, из значительных людей. Хозяйка приютного дома «Усталый паровоз» князя вряд ли интересует.
— Со Славяной Лановой разок встречался.
— Пригласи её тоже.
— Её, скорее всего, мать уже пригласила, она приглашением Высших занимается. Но я спрошу — если она ей приглашение не отправляла, то приглашу.
— А из христиан кого-нибудь позвал?
— Как-то даже не думал о них, — озадачился я. — А ведь сюзерена-то, наверное, надо пригласить.
— Да, фон Херварта тебе положено позвать, — согласно кивнул князь. — Кардинала Скорцезе ещё обязательно пригласи. А чтобы его приглашение не выглядело слишком подозрительным, позови также архиепископа и магистра. Это по протоколу необязательно, но так-то нормально будет выглядеть. Да и тебе самому это пригодится для хороших отношений.
Вообще-то, князь прав — хотя по протоколу архиепископа с магистром приглашать необязательно, но могут ведь и затаить обиду. Жизнь, она не по протоколу идёт. А заодно надо бы и соседей баронства позвать — с одной стороны, они меня не особенно волнуют, но с другой — им очень полезно своими глазами увидеть силу и влияние нашего семейства. Меньше будет желания при случае создать нам проблемы.
— Тогда и Ройтера надо звать, — вспомнил я. — А то как-то неприлично получится, что дерптского епископа позвали, а новгородского пропустили.
— Ройтер меня не интересует, — махнул рукой князь, — но зови, конечно. Из империи у тебя кто будет?
— Только родственники.
— Неплохо было бы кронпринца пригласить, — намекнул князь.
— Ты думаешь, княже, что он приедет? — изумился я.
— Думаю, что нет, — вздохнул князь. — Но вдруг. А кстати, нашим-то князьям приглашения разослал?
— Да с чего бы, княже? — я уже перестал что-то понимать. — Где мы, а где князья?
— Не глупи, Кеннер, — поморщился он. — К Милославе и князю приехать незазорно, так что шли приглашения, а то потом обид не оберёшься. Приехать кто-то, может, и не приедет, но приглашением обойти нельзя.
Мамина свадьба как-то плавно превращается в государственное мероприятие мирового масштаба. Маму подобным, конечно, не смутить, а вот Эрика мне искренне жалко. Я представил, как его поздравляют все русские князья по очереди, и только покрутил головой в лёгкой оторопи от этой безумной картины.
— Киевскому тоже слать?
— Киевскому не надо, — пренебрежительно отмахнулся князь. — В общем, я тебе пришлю список, кого надо обязательно пригласить.
— Гм, — сказал я многозначительно.
— Не надо такое вот лицо делать, Кеннер, — нахмурился князь. — Сказал же — государственная необходимость. Ты вообще знаешь, что в мире происходит?
— Судя по твоему тону, княже, не знаю.
— Верно понимаешь, ничего ты не знаешь. Вот ты знаешь, например, что кагана начинает войска понемногу стягивать к границе с Киевским княжеством?
— Она воевать с Киевом собралась, что ли? — поразился я.
— Вот и нам всем интересно, что она затевает. А ты слышал, что Нашми Великого наложница отравила?
— Нет, — признался я. — Драгана как-то упоминала в разговоре, что есть такой султан, а что его отравили, не слышал.
— Ты, как я слышал, на «превосходно» учишься, а даже правителей мировых держав не знаешь, — укоризненно покачал головой князь. — Что-то сильно неладно у нас с образованием. Отравили Нашми, это точно. Там сейчас все муслимы зашевелились — и Фатих Второй, и этот, иранский, как его там. Константинополь тоже волнуется, и в империи непонятно что творится. Как-то разом всё везде забурлило. Может такое быть, что всё это как-то связано?
— Может, их бог решил опять религиозную войну устроить?
— Их бог? — непонимающе переспросил князь.
— Ну, у них всех вроде ведь один и тот же бог, — пояснил я. — Во всяком случае, священная книга у них одна.
— Священная книга не показатель, что бог тот же, — возразил князь. — Могли ведь просто позаимствовать. И у хазар не один бог, там кроме Тенгри ещё целая толпа.
— Это у чёрных хазар Тенгри с толпой, — напомнил я ему. — Но решают там всё белые, а они иудейскому богу молятся.
— Я как-то больше привык с людьми дело иметь, а не с богами, — задумался князь. — Но тут ты прав, такой поворот тоже нельзя исключить. Знаешь что — поговори-ка ты с Максаковой на эту тему. Может быть, она сможет что-нибудь полезное сказать.
— Анна, скорее всего, про это ничего не знает, — заметил я. — Лучше я поговорю с Миланой Бобровской, она как раз на таких вещах специализируется.
* * *
К Милане я, разумеется, сразу же не пошёл. Срочности особой нет, да и зачем мне просить об одолжении ради информации, которая нужна князю, а не мне? Я подождал до следующего занятия — одно дело, когда я специально прихожу к ней для консультации, и совсем другое, когда студент просто задаёт вопрос на занятии.
Поскольку я был единственным студентом, да и отношения у нас с Миланой были достаточно неформальными, занятия у нас проходили в преподавательской комнате под чай с плюшками. Плюшки обычно приносил я, а чай был на Милане.
— Прочитали литературу, что я на прошлом занятии задавала? — поинтересовалась Милана, заливая кипяток в пузатый заварничек.
— Я всегда делаю домашние задания, — с лёгкой обидой в голосе отозвался я. — Прочитал и заданную, и дополнительную.
— Вопросы есть по ней?
— Даже не знаю, Милана, — задумался я, вспоминая прочитанное. — Как-то сложно задавать вопросы по народным сказкам. Их вообще сложно воспринимать серьёзно.
— Вот такая у нас учебная литература, — засмеялась она. — Сказки, предания, легенды. А вы чего ожидали? Периодическую таблицу богов и сущностей, как у алхимиков?
— Было бы неплохо, — улыбнулся в ответ я.
— Да, было бы неплохо, — согласилась Милана. — К сожалению, те, кто действительно что-то знает, уже слишком далеко отошли от человечества, и никак не расположены делиться своими знаниями. Так что приходится добывать знания вот так, по крохам из легенд и сказаний.
— Ну, можно ведь порасспрашивать ту же Морену, например.
— Знаете, Кеннер, это только у вас хватает здоровой наглости задавать высшим сущностям личные вопросы. Я не задаю Морене вопросов, темы наших бесед всегда выбирает она. А вот вы, наверное, и Госпожу Рассвета не постеснялись бы вопросами доставать. Хотя самое удивительное — это то, что вам действительно отвечают.
— Госпожа Рассвета — вы имеете в виду Сияние? Не думаю, что мы с Госпожой способны друг друга понять.
— Я тоже так не думаю, — усмехнулась Милана. — Кстати, как вы видите Сияние?
— Я бы не сказал, что вот прямо его вижу. Так, лёгкое свечение на краю восприятия. Хотя последнее время иногда замечаю какие-то нити.
— Интересно будет узнать, во что вы сможете сложить эти нити.
— Сложить нити? — не понял я.
— Не берите в голову, — махнула рукой Милана. — Со временем это придёт само собой. Но мы с вами отвлеклись — так что вам непонятно в прочитанном?
— Я правильно понял, что зверобоги каким-то образом получились из животных?
— Не старайтесь упрощать, Кеннер, — укоризненно покачала головой Милана. — Никакой периодической таблицы богов вы не построите, это тупиковый путь. Невозможно классифицировать то, что классификации не поддаётся. Для начала надо бы дать какое-то ясное определение того, что такое бог, а это вряд ли получится. Мы могли бы сказать, что это сущность, которую обожествляли люди, но люди обожествляли столько разных вещей, порой совершенно идиотских, что в таком определении нет никакого смысла. Давайте вспомним, что классификация не делается просто ради классификации — мы объединяем объекты по каким-то признакам для того, чтобы иметь возможность предсказывать свойства похожих объектов. И где эти признаки?
— Возможно, что классифицировать всё-таки получится, — возразил я, — если мы сможем получить больше информации об объектах классификации.
— Возможно, — неожиданно согласилась со мной Милана. — Вот только эти объекты совершенно не жаждут дать нам какую-то достоверную информацию о себе, а строить периодическую таблицу высших сущностей на основе сказок и легенд — это пустой труд, как мне кажется.
— Вы правы в том, что для каких-то обобщений у нас недостаточно информации, — неохотно согласился я. — Но что в таком случае вы можете сказать по нашей последней теме? В чём я ошибаюсь, говоря, что зверобоги произошли от животных?
— Во-первых, само название «зверобоги» слишком уводит в сторону. Давайте вспомним, как происходило образование подобных сущностей. Благодаря мутации в поле естественного источника животное могло постепенно развиться в достаточно могущественную сущность. Интересный момент здесь состоит в том, что такие сущности далеко не всегда обретали разум. Мне точно известно, что довольно часто они так и оставались полуразумными. По сути, они являются просто хищниками более высоких планов. Подобную сущность вряд ли можно отнести к богам.
— Вряд ли, — не мог не согласиться я.
— Идём дальше. Довольно много подобных сущностей получилось из разнообразных ящеров, живших до Великого вымирания, случившегося семьдесят миллионов лет назад. Их, кстати, было очень много, потому что тогда Гея полностью спала, и источников Сияния хватало. Сейчас она, конечно, забрала все, или почти все, но к счастью, у нас появилась Сила.
— То есть сейчас Гея проснулась? — перебил я её.
— Нет, конечно, насчёт этого мы можем быть спокойны. Она будет спать ещё десятки или, скорее, сотни миллионов лет. Однако она понемногу обретает себя, и когда она окончательно проснётся, разумным существам, да и неразумным тоже, лучше быть от неё где-нибудь подальше. Но я продолжу с вашего разрешения. Возвысившиеся ящеры за эти семьдесят миллионов лет большей частью, конечно, погибли, но некоторые сумели выжить. Они очень далеко ушли по пути возвышения за это время, и нами совершенно не интересуются. Можно ли назвать их зверобогами?
— Не думаю, что это слово будет здесь правильным, — признал я.
— За сотни миллионов лет огромное количество существ сумело в той или иной форме возвыситься, но с людьми контактировало лишь считанное число. Мы, пожалуй, могли бы назвать зверобогами их, но у нас кроме «во-первых» есть ещё и «во-вторых». Дело в том, что большая часть тех, кого называют зверобогами, произошла вовсе не от животных. Это были просто некие сущности, по каким-то соображениям принявшие именно такую форму. Причём некоторые из них произошли даже от людей, но отличить их от истинных зверобогов довольно сложно. Теперь вы понимаете, почему я говорю, что попытки классификации практически не имеют смысла?
— Исчерпывающее объяснение, спасибо, Милана, — поблагодарил я. — С вашего разрешения, есть ещё один небольшой вопрос, который возник у меня в недавнем разговоре с князем. Вы, возможно, заметили, что совсем недавно в окрестных землях вдруг возникла некая напряжённость, причём у всех одновременно — от империи до Хазарии.
— Нет, не заметила, — она покачала головой. — Я мало интересуюсь миром людей.
— Так вот, напряжённость возникла. И такое интересное совпадение — у всех затронутых стран один и тот же бог, или, по крайней мере, одна и та же священная книга.
— Бог христиан всё-таки Христос, а не Саваоф, — заметила Милана. — Впрочем, с некоторой натяжкой можно действительно сказать, что бог у них один. Но что из этого следует?
— У меня возник вопрос: не пытается ли их бог развязать религиозную войну?
— А зачем ему это? — с недоумением переспросила она.
— Ну, если представить, что последователи умирают во имя своего бога, то это же, по сути, будет добровольной жертвой, разве нет?
— Ах, вот что вы имеете в виду!
Милана надолго задумалась, забыв о своей чашке с чаем, и я терпеливо ждал результата её раздумий.
— Слишком много неизвестных, — наконец, сказала она. — Не надо преувеличивать значение подобной жертвы. Добровольная жертва на освящённом алтаре в церкви — то есть там, где сильно присутствие бога, — могло бы дать богу очень много, но просто гибель верующего где-то на поле боя вряд ли так уж для него ценна. Да и можно ли это назвать добровольной жертвой? Не думаю, что воин в пылу схватки особо думает о боге. Но главное состоит в том, что вы исходите из предположения, будто бог у них один и тот же, а это может быть не так — Саваоф иудеев совсем необязательно то же самое, что Аллах или христианский бог-отец. Одна и та же священная книга всё-таки недостаточное основание для такого вывода. К тому же, как я уже отметила, бог христиан — это Христос. Получит ли Саваоф хоть что-нибудь от жертвы Христу?
— Да, вопросов здесь хватает, — признал я.
— Заметьте, я не говорю, что это не так. Просто очень уж много у вас здесь допущений.
— А если попробовать спросить у Морены?
— А ей-то откуда это знать? — изумилась Милана.
— Ну… она ведь тоже богиня.
— Если так рассуждать, то её и спрашивать не надо, — с иронией сказала она. — У вас наверняка есть самая полная информация из дворов владык, вы ведь тоже человек, как и они.
— То есть у богов тоже вот так дело обстоит, как и у нас? — в замешательстве спросил я.
— Ну разумеется, — ответила она с интонацией родителя, отвечающего на глупый вопрос ребёнка. — С чего бы у них было иначе? Если в нашей Вселенной кто-то и обладает всезнанием, то разве что Сияние, но честно сказать, я так не думаю.
Читать дальше ...
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Источники :
http://samlib.ru/s/stoew_a/zaposlednimporogom10.shtml
http://samlib.ru/img/s/stoew_a/zaposlednimporogom18pix/index.shtml
https://author.today/u/astoeff1/works
https://www.rulit.me/books/vetry-zapada-kniga-2-si-read-840033-1.html
https://searchfloor.org/
https://author.today/work/288299
https://www.litlib.net/bk/215906/read
https://kenner.fandom.com/ru
https://knigi.ebooker.online/book_vetry-zapada.-kniga-2_41276172
***
***
Слушать - все книги серии
---
***
***
---
***
Иллюстрации к произведению За последним порогом
---
***
---
***
---
ПОДЕЛИТЬСЯ
---
---
---
---
---
Фотоистория в папках № 1
002 ВРЕМЕНА ГОДА
003 Шахматы
004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ
005 ПРИРОДА
006 ЖИВОПИСЬ
007 ТЕКСТЫ. КНИГИ
008 Фото из ИНТЕРНЕТА
009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года
010 ТУРИЗМ
011 ПОХОДЫ
012 Точки на карте
014 ВЕЛОТУРИЗМ
015 НА ЯХТЕ
017 На ЯСЕНСКОЙ косе
018 ГОРНЫЕ походы
Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001
---
---
---
Дюна. Пол
---
---
Курс русской истории. В.О. Ключевский
---
---
Антон Чехов. Остров Сахалин
...
... ... Читать дальше »
---
---
Чудесное предсказание. Между кругами. О. Генри
... ... Читать дальше »
---
---
---
---
Ордер на убийство
Холодная кровь
Туманность
Солярис
Хижина.
А. П. Чехов. Месть.
Дюна 460
Обитаемый остров
О книге -
На празднике
Поэт Зайцев
Художник Тилькиев
Солдатская песнь
Шахматы в...
Обучение
Планета Земля...
Разные разности
Новости
Из ... новостей
***
***
|