Главная » 2022 » Июнь » 13 » Барк «Товарищ». 01
21:44
Барк «Товарищ». 01

***

***

***

***

Последним из выпуска марок СССР 1981 г., посвященной учебным парусным судам, в нашу гавань заходит трехмачтовый барк «Товарищ (II)». На своём сложном жизненном пути корабль сделал много крутых поворотов, но к пенсии, описав полный круг, «Товарищ» вернулся в родную гавань.

***Трех-мачтовый барк "Товарищ"

-

Название:
Трёх-мачтовый барк «Товарищ (II)»
Страна:
СССР
Дата выпуска:
18 сентября 1981
Художник:
А. Аксамит
Перфорация:
comb 12½ x 12
Тираж:
2 200 000
Код по каталогу:
Михель SU 5115
Соловьев 5233

-

А рассказ о корабле по традиции начинается с загадки, ответ на которую можно найти в конце статьи.

Корабли, отжившие свой срок, подлежат утилизации или профилированию под другие нужды. В древности деревянные корабли разбирали на дрова, сейчас — на металл и другие материалы, иногда части кораблей используют для постройки новых, некоторые суда затапливают на потеху дайверов или используют в качестве мишеней на военных учениях, другие становятся экспонатами музеев или плавучими ресторанами. А теперь как говорят в одной известной передаче: «Внимание, вопрос!»

-Как «утилизировали» самый большой во вселенной «парусный корабль» — созвездие Южного полушария «Корабль Арго», названое в честь легендарного корабля аргонавтов и состоящее когда-то из 685 видимых звезд?

-

История создания

История появления на свет парусника весьма необычна. Барк был заказан Имперским флотом Германии, срочно искавшим замену учебному трехмачтовику «Ниоба» (нем. Niobe), который, попав в сильнейший шторм в проливе Фемарн-Бельт, опрокинулся и затонул в июне 1932 года вместе с 70 курсантами и моряками.

В ходе расследования обстоятельств гибели парусника Niobe в его конструкции были выявлены технические просчёты. Они были учтены при проектировании нового учебного барка — более надёжного, манёвренного и устойчивого. В частности, представители флота требовали, чтобы он выдерживал крен в 90 градусов. Одним из обязательных условий было недопущение чрезмерной площади парусов, как это имело место в случае с «Ниобой».

В это время в Германии царил жесточайший экономический кризис, и финансов на постройку нового корабля не было. Деньги собирались «всем миром», Значительная часть стоимости проекта была покрыта целевыми средствами, собранными Флотским союзом немецких женщин и Немецким флотским обществом.

Заказ был размещён на гамбургской верфи «Blom & Foss», и всего через 100 дней после закладки, 3 мая 1933 года, корабль был спущен со стапелей. За спуском корабля на воду в Гамбурге наблюдало более десяти тысяч зрителей. Церемония стала одной из самых массовых и торжественных в довоенный период. Барк назвали «шедевром» фирмы Blohm & Voss, которая сумела воплотить в нём качества как военного корабля, так и торгового судна.

-Парусник Gorch Fock

-Корабль был крещен под именем «Gorch Fock», это псевдоним известного немецкого писателя-мариниста Иоганна Кинау, который погиб в Ютландском сражении, самой крупной морской битве Первой Мировой войны между немецким и английским флотами. Вечером 31 мая 1916 г. крейсер «Висбаден», корабль на котором служил Иоганн Кинау, попал под обстрел английского линейного крейсера «Инвинсибл». Вместе с кораблём погиб и Иоганн Кинау.

-Иоганн Кинау

-Иоганн Кинау

-Барк вышел настолько удачным, что послужил образцом и названием для целой серии судов «Gorch-Fock-Klasse» из шести немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне — «Eagle», береговая охрана США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне «Sagres», ВМС Португалии), «Mircea» (1938, ныне ВМС Румынии), «Herbert Norkus» (не закончен, затоплен союзниками в 1947 г. в Скагерраке), «Горх Фок II» (1958, ВМС Германии), а также для целого ряда латиноамериканских парусных кораблей.

-

Конструктивные особенности и характеристики

«Горх Фок» был спроектирован и построен как барк. Барк — большое парусное судно со смешанным парусным вооружением. На всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты) барки вооружены прямыми парусами. Бизань-мачта несет косые паруса. Число мачт барка — три и более.

Особенностью «Горх Фока» была подводная часть корпуса, выполненная в гладком безсварочном стиле, что значительно улучшало скоростные характеристики корабля.

Технические характеристики:

  • корпус — стальной клёпанный, двухостровного типа с удлинённым баком и ютом и двумя непрерывными палубами
  • водоизмещение — 1727 т
  • грузоподъемность — 1510 т
  • количество палуб — 2
  • длина — 82,1 м
  • ширина — 12 м
  • высота борта — 7,3 м
  • высота грот-мачты — 41,6 м
  • осадка — 4,8 м (5,2 м наибольшая)
  • скорость под парусами — 12 узлов (наибольшая зафиксированная 15,7)
  • двигатели — первоначально 540 л.с. «MAN», дизельный
  • скорость на двигателях — 8 узлов
  • план парусности — 23 паруса всего, в том числе 10 прямоугольных парусов, 13 косых парусов
  • площадь парусов — от 1 862 кв. м
  • экипаж — 60 чел + 180 курсантов

«Горх Фок» (Gorch Fock), 1933-1947 гг.

Начиная с 1934 г. барк использовался для учебных целей. Ежегодно он совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю, и ещё один дальний — через Атлантику. «Корабль мечты» — так его называли не только в Германии, но и за границей. Военно-морские силы Третьего рейха использовали его в рекламных целях, чтобы привлекать курсантов — походами и морской романтикой.

После начала Второй мировой войны корабль служил главным образом плавучей канцелярией и общежитием для моряков в портах Свинемюнде и Киля, и лишь изредка использовался как учебное судно. Затем он был переведён в Штральзунд, где на его борту проходили курсы минёров. Команду с 60 человек сократили до 23. В начале апреля 1944 года была предпринята попытка возобновить морские курсы. Однако, приближение фронта изменило первоначальные планы.

На исходе Второй мировой войны барк был отбуксирован к острову Рюген, где с него частично был снят такелаж. 30 апреля 1945 года, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен. Над водой торчали только его мачты и часть кормы. Около тридцати пробоин зияли в его бортах.

«Товарищ II», 1947- 2003 гг.

По окончании войны барк достался СССР по Договору о репарациях. В 1947 году парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой «B. Staude Schiffsbergung». В том же году на ростокской верфи «Neptun» ему был обновлен корпус, а затем в 1947—1951 годах он был капитально отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре.

В 1949 году на барке повешена рында с именем «Товарищ», а 15 июня 1950 г. барк приняла советская команда. Свое имя судно получило в честь первого учебного парусника в СССР «Товарищ», затопленного фашистами в 1943 году у входа в порт г. Мариуполь.

***Рында "Товарищ"

-

Портом прописки «Товарища» стал Кронштадт. Моряков, знающих парусное дело, были единицы, а курсанты, которые прибыли на практику, нуждались в обучении. Дважды «Товарищ» выходил в Балтийское море, чтобы команда научилась ходить под парусами. Во время второго похода барк чуть не перевернулся — из-за не вовремя убранных парусов судно достигало крена в 48 градусов. После пребывания его на Балтике в 1951 году парусник был передан в Херсонское мореходное училище им. Шмидта. Он стал базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.

Поначалу учебный парусник обживал лишь воды CCCР, так как за пределы страны его не выпускали из-за боязни провокаций. Кто знает, что могло бы случиться, а на судне курсанты — по сути, вчерашние дети. До 1957 г. судно ходило только в Черном море. А в 1957—1958 гг. парусник наконец совершил плавание по Индийскому и Атлантическому океанам.

 Читать  дальше  ...    

***

Источник :   https://sailngstamps.ru/2017/06/tovarishch-2/

***

***

***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

Яндекс.Метрика

---

***

Ко дню рождения Пушкина...

  ---

---

---

Пушкин. Стихотворения.      

СТИХОТВОРЕНИЯ 1813 год . ПУШКИН.   

Пушкин. СТИХОТВОРЕНИЯ 1814 год 

Пушкин. СТИХОТВОРЕНИЯ.1815 год.

 1816 год. Стихотворения. Пушкин

 1817 год Стихотворения. Пушкин.

1819 год. Стихотворения. Пушкин.

СТИХОТВОРЕНИЯ. 1820 год. А.С. ПУШКИН

1822 год. Стихотворения. Пушкин.

1825 год. Стихотворения.

1826 год. Стихотворения. Пушкин.

1827 год. Стихотворения. Пушкин.

1830 год. Стихотворения. Пушкин.

1832 год. Стихотворения. Пушкин.

1835 год. Стихотворения. Пушкин.

1836 год. Стихотворения. Пушкин.

---

  

Арап Петра Великого. Пушкин.

Повести покойного И. П. Белкина. Пушкин.

Дубровский. Пушкин.

  Пушкин. Сцены из рыцарских времём

ЕВГЕНИЙ   ОНЕГИН  
   Скупой рыцарь ... +   

"А в ненастные дни"

Аделе ("Играй, Адель") 

Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной ("Земли достигнув наконец")

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА.

Поэту ("Поэт! не дорожи любовию народной") ПУШКИН

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ. А.С. ПУШКИН.

Сказка о Золотом петушке 

---

---

---

Полтава. Александр Сергеевич Пушкин. 

---

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

 Радиостанция Джаз, лаунж и прочее   фоновое..."..."  

---

---

***

***

***

***

***

---

О книге -

На празднике

Поэт

Художник

Солдатская песнь

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Новости

Из свежих новостей

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Просмотров: 317 | Добавил: iwanserencky | Теги: парусник, «Товарищ», история, Барк, Барк «Товарищ», корабль, флот, КОРАБЛИ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: