02:42 АМАЛЬГАМА 006 | |
*** *** Сергей с Иваном о таком фильме слышали, но не смотрели. Они отрицательно покачали головами. – Рудольф Михайлович, ты же видишь, они молодые еще совсем, – подал голос Александр Валентинович. – Да вижу, – раздраженно махнул рукой Четвериков и тут же забормотал о чем-то своем, очевидно, давно его волнующем. – Дорогие товарищи, да что же это такое делается? Нет, я не то чтоб против молодости, но это же ужасно! Никто не хочет работать! Дело не в молодежи. Просто нигде нет профессионалов! А вы спрашиваете, почему никто ничего не знает. Так никому ничего не надо! И органы наши, если честно, совсем работать разучились. Вот в Венеции-то когда-то были хранители… – Кто был в Венеции? – переспросил Иван. – Хранители. Он вам разве не рассказывал? – Четвериков удивленно посмотрел на Александра Валентиновича. Тот повернулся к друзьям: – Вы же помните, как я рассказывал вам про Совет Десяти и про то, как при этом всесильном органе была образована настоящая закрытая секта из идеальных шпионов и убийц? Сергей с Иваном кивнули. – Ну, так вот, это и есть Хранители. На них лежала ответственность за хранение главного венецианского секрета. Это были действительно стальные люди. Они могли абсолютно все, японские ниндзя или буддистские монахи по сравнению с ними – просто расшалившиеся школьники младших классов. – Эти отряды очень интересно формировались, – продолжил рассказ Александра Валентиновича Четвериков. – Отбирались дети-сироты из разных стран, мальчики и девочки. Их отправляли в тайную школу, располагавшуюся на одном из островов Венецианской лагуны. Там из поколения в поколение изучались навыки рукопашного боя, маскировки, тренировалась выносливость и выдержка. Интересно, что любой турист сейчас может увидеть портрет самого первого, скажем так, директора этой спецшколы. – Четвериков взял с захламленного стола большую фотографию венецианской «Львиной пасти» и помахал ею перед друзьями. – Это он и есть. Само его лицо нагоняло на венецианцев такой ужас, что было решено его размножить на многочисленных почтовых ящиках для доносов. Впоследствии все руководители этой школы традиционно были из этого благородного рода. «Так вот кого убили у меня на глазах в Венеции!» – что-то ахнуло внутри Ивана. – Но, увы, время Хранителей прошло, – грустно покачал головой Рудольф Михайлович, – поэтому никак и не можем разобраться во всей этой чертовщине. Но ваш документ может очень нам помочь продвинуться во всем этом нелегком деле. Ну, если, конечно, он действительно подлинный. – Рудольф Михайлович, а что, не получилось проверить его на подлинность? – тихо спросил Александр Валентинович. – Ну, Саша, что ты хочешь, ты мне его только вчера дал! – возмутился Четвериков. – Тут по большому счету неделя нужна. Но я попробую за пару дней подробную экспертизу сделать. Это же не шутки! Вы представляете, какой переполох может начаться, если документ – настоящий? Нужен радиоуглеродный анализ состава пергамента. А потом еще спектроскопия, химический и многопараметрический механический анализы. Поверьте, работы много. Но послезавтра, обещаю, уже будет более-менее точный ответ. Александр Валентинович вопросительно посмотрел на Сергея с Иваном. – Что делать будем, орлы? Оставим ученому на растерзание вашу реликвию? Надо же нам все-таки выяснить, настоящая она или нет. Сергей уже давно понимал, что пергамент, безусловно, настоящий. Не стали бы убивать главу таинственных Хранителей темной венецианской ночью за фальшивку. Но Александр Валентинович с профессором Четвериковым были так убедительны, да тут еще Александр Валентинович, заговорщицки подмигнув, спросил: «Ну, как погуляли?», ненавязчиво напомнив про десятку «зелени»… Сергей предварительно посмотрел на друга. Иван, не особенно размышляя, пожал плечами и сделал такую хмыкающую гримасу, мол, пусть берут. «Ну да. Пусть Рудольф Михайлович, за следующие два дня повнимательнее манускрипт изучит», – решил Сергей и согласился с предложением оставить реликвию еще на несколько дней у профессора Четверикова. Они простились с Александром Валентиновичем, который захотел остаться еще о чем-то потолковать с профессором и по-хозяйски расположился у него в лаборатории. Рудольф Михайлович, как и обещал, довел наших друзей хитрыми университетскими переходами до большого, облицованного мрамором фойе, где они и простились, договорившись встретиться на факультете послезавтра, во вторник, тоже в полдень. Огромная деревянная дверь со звездами и золотистыми шишечками закрылась за нашими героями, выпуская их на красивую лестницу химического факультета, по которой когда-то так молодцевато бегал герой Ланового в фильме «Офицеры». Внизу лестницы стояли два огромных черных джипа и большое количество каких-то очень несимпатичных людей. Сергей даже не понял, а скорее почувствовал, что это – за ними и что надо бы как-то скрыться, потеряться, исчезнуть. Но было уже поздно. *** === Глава XIV История для великого литератора. Нижний Новгород, август 1858 года Пожалуй, нигде не принимали путешествующего по России Александра Дюма с такой помпой, как в Нижнем Новгороде. Встречающий его на пристани военный губернатор Нижнего – бывший ссыльный декабрист, а ныне генерал-майор Александр Николаевич Муравьев, ожидая встречи со знаменитым французом, облачился в парадный военный мундир, на котором гордо поблескивали многочисленные ордена – как российские, так и иностранные, причем последних было гораздо больше. Великий писатель не считал, сколько раз ему довелось поставить автограф на своих книгах в первый же день своего пребывания в этом старинном купеческом городе, но правая его рука к вечеру изрядно устала. Впрочем, это была приятная усталость. Не удержавшись – любопытство у него было в крови, – Дюма чуть погодя, на званом ужине, устроенном губернатором в честь именитого французского романиста, полюбопытствовал, какая из наград за что получена. Казалось, Муравьев только и ждал этого, принявшись охотно пояснять, что первым и самым дорогим его сердцу изо всех орденов – Святой Анны 4-й степени – он был удостоен за Бородинское сражение. Далее, ежели в порядке строгой очередности, был не орден, а золотая шпага, врученная ему за храбрость при взятии Вязьмы, ну а остальными – прусским орденом «За заслуги», Кульмским крестом, баварским орденом Максимилиана и австрийским – Леопольда, его удостоили за участие в заграничных походах русской армии… Правда, на иные вопросы писателя – об участии в декабрьском восстании – генерал-майор рассказывал неохотно, ссылаясь на забывчивость и всякий раз норовя перескочить на излюбленную тему фронтовой молодости. Впрочем, вопросы в основном задавали Александру Дюма; весь цвет нижегородского дворянства и купечества толпился в залах губернаторского дома и жужжал, как один большой встревоженный улей. На скромную персону спутника великого литератора, художника Жана-Пьера Муанэ, сопровождавшего в течение всей поездки Дюма, никто не обращал ни малейшего внимания, на что тот, собственно, ничуть не обижался. Спустя час Муанэ и вовсе, воспользовавшись благовидным предлогом, незамеченно покинул губернаторскую резиденцию, дабы полюбоваться и запечатлеть дивный вид с волжского откоса. Зато именитый писатель едва успевал отвечать, снисходительно даря добродушные улыбки окружающим, восхищенно взирающим на него. Комфортная атмосфера всеобщего почитания вполне его устраивала. А под конец он и вовсе вызвал всеобщий восторг, заявив, что путешествие по России стало одним из лучших за всю его жизнь и он непременно напишет об этом в своих путевых заметках, кои собирается опубликовать сразу по возвращении в Париж. Дюма не погрешил душой – он и впрямь пребывал в восторге от радушного приема. А кроме того, совершенно не было необходимости пытаться изъясняться на русском языке, поскольку большинство присутствующих весьма сносно говорили по-французски, а сам губернатор, правда, позже, оставшись наедине с литератором и плотно прикрыв двери в комнату, где они находились, позволил себе даже негромко напеть первый куплет «Марсельезы». Довольно улыбаясь, Дюма незамедлительно подхватил, и припев они исполняли уже дуэтом. А на следующий день был назначен бал, на который местная знать явилась во всем своем великолепии. Распорядитель не поскупился: зал дворянского собрания был залит светом. Одно плохо – августовский вечер и без того выдался теплым, а от обилия свечей было еще жарче. Распахнутые настежь окна не помогали – из-за прошедшего днем дождя от земли парило, и присутствующие на балу то и дело вытирали пот со лба надушенными платочками. Состоялся и сюрприз, обещанный губернатором французскому писателю. Зрачки ярких голубых глаз знаменитого литератора удивленно расширились, когда Муравьев подвел к нему пожилую чету и, загадочно улыбаясь, представил их: – Вот-с, как и обещано, извольте лицезреть воочию героев своего романа «Учитель фехтования», коим, наряду с прочими вашими произведениями, зачитывалась вся Россия. Итак, честь имею представить: граф Иван Александрович Анненков с супругой. Правда, она уже давным-давно не Аннет Девалье, а Полина Егоровна Анненкова. – Не может быть, – изумленно прошептал Дюма, потрясенно уставившись на пожилую чету. – Как, каким образом?! Неужели… государь специально отпустил вас из Сибири, чтобы вы могли повидаться со мной? Губернатор сконфуженно крякнул, а граф, криво ухмыльнувшись, пояснил: – Все объясняется гораздо проще – я отбыл срок ссылки и переехал сюда, ибо проживание в Москве и Санкт-Петербурге мне запрещено. Оживленная беседа господина Дюма с героями своего романа длилась довольно-таки долго. Точнее, с одним из героев – Иваном Николаевичем, говорившим с ленцой, изрядно растягивая слова и поминутно оглядываясь на остальных – смотрят ли, восхищаются ли и как сильно. Полина Егоровна встряла лишь раз, когда знаменитый литератор принялся выпытывать, насколько верно он отобразил все ее мытарства в дороге. Смущенно потупившись, она и тут поначалу не желала отвечать, но Дюма оказался настойчив, и она решилась сделать замечание: – Вы в своем романе, сударь, сказывали, будто меня всю дорогу сопровождала целая стая волков, но на самом деле я во все время моего пути в Сибирь видела только одного волка. Да и тот удалился, поджавши хвост, когда ямщики начали кричать и хлопать кнутами. К концу вечера Муравьев с заговорщицким видом усадил дорогого гостя в карету и что-то сказал кучеру. Карета направилась в сторону кремля, к Благовещенской площади. Французский романист, удивившись, что едут они отнюдь не в направлении дома, где он остановился, вопросительно посмотрел на губернатора, и тот охотно пояснил: – Не извольте беспокоиться, господин Дюма. Вы тут давеча жаловались, что зачастую заняты поиском любопытных тем для своего творчества, так я решил вам поспособствовать. Поверьте, прелюбопытнейшая история. А в качестве подтверждения продемонстрирую вам некую вещицу, которая случайно попала мне в руки во время моего пребывания в Париже и ныне находится у меня в покоях. Писатель машинально кивнул, изобразив на лице любопытство, хотя мысли его были далеко. Он продолжал размышлять, не надо ли в переиздании своей книги «Учитель фехтования» вкратце добавить рассказ о злоключениях молодой четы в страшно далекой Сибири с ее ужасными морозами, мрачными каторжными рудниками и сырыми каменными тюрьмами. Он даже, не удержавшись, принялся расспрашивать губернатора о тех тяготах и лишениях, кои довелось испытать на каторге ему самому, кавалергарду Ивану Анненкову да и прочим борцам за свободу. Муравьев вздохнул, снисходительно глядя на великого писателя, и, в свою очередь, призадумался, не зная, что ответить. Лгать не хотелось, а если рассказать правду о том, как они жили в Сибири, ореол страдальцев за народную свободу неминуемо рассыпался бы в прах. – Это ведь было ужасно! Каторжный труд, полное отсутствие женщин, скверное питание, лютые морозы… – перечислял Дюма. Муравьев хмыкнул, но спохватился и согласно кивнул, подтвердив: – Да, да. С морозами вы, батюшка, в самую точку угодили-с, имело место. Да и с дамами тоже скверно дела обстояли – все верно. И ему припомнилось, как, будучи в самой ссылке, в Чите, кое-кто из мятежников в связи с отсутствием женщин (сидели-то в Петровском каземате) принялся совращать мальчишек к противоестественной связи. Более того, штабс-капитан Дмитрий Щепин-Ростовский, обвиненный помимо заговора в нанесении тяжких ран генералам Шеншину и Фридрихсу, полковнику Хвощинскому и еще двоим, совратил своего сокамерника бывшего поручика лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Панова. Мало того, из ревности, дабы его возлюбленным никто не смог попользоваться, он самолично запирал на ночь его камеру, чего не делали даже тюремщики. Ну не рассказывать же французу, как их здорово выручила его соотечественница, ныне почтенная матрона Полина Егоровна Анненкова. Хитрая француженка, уже обвенчавшись и воссоединившись со своим супругом, искренне желая помочь остальным декабристам, договорилась с водовозом и караульным солдатом, после чего усадила в бочку гулящую девку, которую тайно ввезли на территорию и провели к каторжанам. Да и после Полина не раз организовывала аналогичный трюк, радея о тридцати здоровых изголодавшихся страдальцах. Впрочем, вскоре вышли указы с послаблениями, а те, кто воссоединился с женами, и вовсе построили себе отдельные дома, нанимали кухарок и слуг. Помнится, у братьев Бестужевых даже было заведено обширное хозяйство – парники, конюшни, мастерские. Одних овец разводили до тысячи. Но рассказать обо всем этом означало отнять нимб у страдальцев, в том числе и его собственный, а потому Муравьев, смущенно кашлянув в кулак, счел нужным подтвердить еще раз: «Да уж, морозы там и впрямь с тутошними не сравнить…» – и торопливо сменил тему, перейдя на рассказ о своем приключении. Поначалу Дюма, по-прежнему занятый собственными мыслями, слушал историю губернатора вполуха, особенно когда выяснилось, что произошла она с молодым штабс-капитаном Александром Муравьевым не где-то в России, и уж тем более не в Сибири, а в надоевшем Париже. А началось все с визита штабс-капитана, прикомандированного к Генеральному штабу, во дворец Мальмезон, к бывшей супруге свергнутого Наполеона Жозефине Богарне. Разумеется, отправился он туда не один, а в числе свиты, сопровождающей императора Александра I. Кстати, именно тогда, прогуливаясь вместе с русским государем по аллее обширного парка, окружавшего со всех сторон ее дворец, она и простудилась, заработав ангину, которая и стала причиной ее скоропостижной смерти. Дворец бывшей жены Наполеона был битком набит всякой всячиной, а долги у покойной оказались на баснословную сумму. И потому, желая как-то помочь наследникам расплатиться с ними, а заодно и внести свою лепту в коллекцию Эрмитажа, император договорился с Жозефиной о приобретении четырех десятков картин и ряде работ знаменитого скульптора Кановы. Муравьев оказался среди тех, кому было доверено проконтролировать бережную упаковку и последующую отправку отобранного в Санкт-Петербург. За день управиться нечего было и думать, а потому все они вынуждены были заночевать во дворце, чтобы не мотаться по двадцать верст до Парижа и обратно. Тогда-то и произошло с будущим губернатором удивительное приключение. Оставшись в одной из комнат, штабс-капитан долго не мог уснуть – сказывалось возбуждение, вызванное излишней дозой горячительных напитков, принятой накануне с остальными офицерами. Да и диван, на котором Муравьев улегся, располагался весьма неудобно – огромная луна светила прямо в лицо. Полежав с десяток минут и поняв, что заснуть не получится, Александр Николаевич встал и принялся расхаживать по комнате, прикидывая, а не пойти ли ему прогуляться по парку и подышать ночной прохладой – авось поможет. Он пошел по длинной полутемной галерее и вдруг обратил внимание на одну из картин, кою поначалу, после длительного раздумья, выбрал император. На ней был изображен какой-то купец из Брюгге со своей беременной супругой. Эта картина, конечно, не шла ни в какое сравнение с выбранным государем ранее «Снятием с креста» Рубенса. Да и имя художника Ван Эйка тоже было несравнимо с Рубенсом, Рембрандтом, Андреа дель Сарто или Хальсом. Правда, чуть погодя, после того как выяснилось, что картину Жозефине подарил брат Наполеона Жозеф, который, будучи королем Испании, весьма бесцеремонно обращался с полотнами, висевшими в палаццио Нуэво, раздавая их направо и налево, Александр I отказался от мысли купить ее, равно как и от остальных полотен, привезенных из Мадрида. Но, глядя на нее, штабс-капитан внезапно кое-что вспомнил и оглянулся. Так и есть – догадка оказалась верной. На стене напротив висело точно такое же зеркало, которое было изображено на картине. Муравьев подошел к зеркалу вплотную, машинально провел рукой по стеклу и вздрогнул, испуганно отдернув руку и отшатнувшись – поверхность зеркала была горячей. Более того, зеркало ощутимо пульсировала под его пальцами. «Перепил или прихворнул, вот и мерещится», – нашел он объяснение необычному явлению и потер виски – голова буквально раскалывалась, да и знобило. Вторично трогать зеркало он не стал, вновь обратив свое внимание на картину и пытаясь найти отличия между зеркалом, изображенным на ней, и тем, что висело на стене, но отыскать их так и не сумел. Даже рама была одинаковая, с десятком миниатюр, на которых были отображены Страсти Христовы. Притом, что любопытно, на полотне все миниатюры со стороны мужчины были связаны с живыми людьми, а со стороны женщины – с мертвецами. А кроме того, в зеркале на картине отчетливо были видны какие-то люди, коих на самой картине не имелось. Случайно вошедшие в момент позирования в комнату? Но тогда зачем понадобилось их изображать, да и как художник ухитрился за столь короткий миг не просто разглядеть их, но и запечатлеть на холсте? И для чего? Еще одна загадка. Вообще, что-то непонятное и зловещее таилось в этом зеркале, но трогать зеркало еще раз штабс-капитан не решился. – Мысли в голове бродили, прямо скажем, нехорошие, кои и днем могут вызвать у особо нервических натур нечто вроде припадка, но сон меня сразил на удивление внезапно, а поутру я даже сконфузился: взбредет же эдакая чертовщина в голову, – продолжал губернатор. – Однако самое скверное началось следующей ночью. Менять комнату для ночлега я поначалу не хотел из врожденного упрямства, но, признаться, чуть погодя немало о том пожалел. Помнится, такого рода выпуклые зеркала по-французски отчего-то именуются «колдуньями». Не знаю, как иные прочие, а то, что висело в Мальмезоне, и впрямь можно было назвать колдовским, поскольку… Дюма к тому времени слушал куда внимательнее, чувствуя, что история и впрямь небезынтересна и, судя по всему, вполне заслуживает нового романа, который можно так и назвать: «Зеркало дворца Мальмезон». «Нет, лучше замка, – внес он поправку в заголовок. – Замок звучит куда интригующе». Однако последующий рассказ Муравьева оказался из рук вон плох – мертвецы из рамы не вылезали, бравого штабс-капитана никто не пытался схватить, чтобы куда-нибудь уволочь, да и вообще в его дальнейшем повествовании ничего сверхъестественного не происходило. Разве что непонятного происхождения туман, которым плотно заволокло как само зеркало, так и часть стены, где оно висело, но это такая мелочь, на которую придира-читатель навряд ли обратит свое внимание, оставшись разочарованным в своих ожиданиях. Разочарованным даже с учетом того, что туман, как ни странно, искрился. Искорки были хаотичные, яркие, весело вспыхивали и тут же гасли. «А впрочем, все в моих руках, – напомнил сам себе писатель. – Если как следует продумать сюжет, да вдобавок увязать его с этим полотном фламандского художника, на котором было изображено такое же зеркало…» Вечером следующего дня штабс-капитан выпивал прекрасное французское вино с Евгением Богарне – сыном Жозефины. Офицеры очень подружились, что было неудивительно – они были одного возраста, одного круга и, как выяснилось, у них были даже общие знакомые барышни и Париже, и Петербурге. Зашел разговор и про странное зеркало. Богарне удивился рассказу своего нового друга про вчерашнее ночное приключение и предложил пройти к зеркалу и проверить, что с ним происходит прямо в данный момент. Весело, подтрунивая друг над другом, они пришли в нужную галерею дворца и увидели там то, что и должны были увидеть, – совершенно обыкновенное зеркало, вовсе не горячее, никакого тумана или искр. Богарне долго смеялся, а потом снял зеркало со стены и протянул Муравьеву: «Забирайте, мой друг! Это будет мой вам подарок. На память!» Карета въехала в кремль и остановилась у губернаторского дома. Муравьев вместе с Дюма поднялся по широкой лестнице на второй этаж, открыл дверь кабинета, и писатель сразу увидел зеркало, о котором только что слышал рассказ. Чувствовалось в этом зеркале что-то особенное. Внимательно разглядев миниатюры на раме, Дюма уже смекнул, что именно и как он распишет в своем новом произведении. На следующий день он попросил художника Жана-Пьера Муанэ, сопровождавшего его в путешествии, нарисовать это зеркало, а рисунок отдать ему. Словом, отплывал литератор из Нижнего Новгорода в великолепном настроении. Дюма сердечно поблагодарил губернатора за радушный прием и интересный сюжет и вскоре отплыл далее вниз по Волге. Пожалуй, если бы не продолжившееся путешествие, кое закончилось на Кавказе, знаменитый литератор непременно осуществил бы свою задумку, и читатели вскоре увидели бы новый роман «Зеркало замка Мальмезон». Но француз уехал из России только в следующем году, а кроме того, по возвращении во Францию писателю было не до того – он спешно строчил свое семитомное «Впечатление о путешествии в Россию», публикуя его по мере написания в собственном еженедельнике «Монте-Кристо». А как же иначе, ведь он еще до отъезда обещал своим подписчикам описать Петербург с его белыми ночами, Москву с колоколом в 330 тысяч фунтов, Нижний Новгород с купцами из Персии, Индии, Китая, торгующими малахитом и ляпис-лазурью, рассказать о Волге, этой «царице европейских рек». Промчавшись по безграничным калмыцким и ногайским степям, он сулил читателю подвести их «к скале, к которой был прикован Прометей», и вместе с ними «посетить стан Шамиля, этого нового Титана, который в своих горах борется против русских царей». Словом, красноречие генерал-майора Муравьева и его вдохновенное повествование пропали даром – бывший декабрист так и не дождался выхода в свет увлекательного романа о колдовском зеркале бывшей жены Наполеона. А само зеркало продолжало висеть на стене в одной из комнат губернаторского дворца. Но когда спустя три года его владелец по высочайшему монаршему повелению был отставлен от должности нижегородского военного губернатора и назначен сенатором с переводом в Москву, зеркало так и осталось висеть на стене, ибо управляющему, который руководил сборами имущества, показалось негоже везти его в Первопрестольную. Еще подумают, чего доброго, что у господина генерал-лейтенанта, коим Муравьев к тому времени стал, нет средств, дабы купить новое зеркало, прямое, не столь тусклое и в гораздо лучшей раме. Преемник же Александра Николаевича, въехав в его резиденцию, также отнесся к зеркалу без малейшего пиетета. Более того, ничегошеньки о нем не ведая, в том числе и кому оно принадлежало ранее, до Муравьева, он отправил зеркало в ссылку, в большущий подвал, расположенный под губернаторским дворцом, где постепенно скапливались отжившие свой век вещи, выкинуть которые рука не поднималась, так как было жалко, но и для комнат они уже не годились. Единственный шанс вынырнуть на свет появился у зеркала на заре советской власти, когда в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР «Об учете и регистрации предметов искусства и старины» содержимое подвала губернаторского дворца было подвергнуто тщательной инвентаризации. Однако и тут произошла осечка. Дюжий матрос, входивший в комиссию по оценке будущих экспонатов (мало ли что взбредет в голову этим прихвостням буржуазии, к коим моряк причислял всех «недорезанных тилигентов»), поначалу не возражал против зеркала. Однако чуть погодя он, прищурившись, разглядел на раме миниатюры, сюжеты коих пришлись ему решительно не по нраву. Рявкнув, что оные картинки все как одна опиум для народа, мать их туды за ногу вместях с церквой и попами, он, в подтверждение справедливости своих слов, с высоты своего гренадерского роста сильно шарахнул кулаком по еще одному отобранному экспонату – столику с затейливой инкрустацией. Робкие возражения специалистов, что все художники писали полотна на божественные темы и картины эти оставлены более высокими комиссиями в Москве и Петрограде, матрос отмел мгновенно, ехидно заявив: – Так то – картинки, а тут – простое зеркало – понимать надо! К тому ж порченое: эвон неровное какое-то, вспучившееся, да и тусклое вдобавок. – И он, поправив бескозырку с гордой и в то же время весьма многозначительной надписью на ленточке «Стерегущий», подвел итог: – Опиум на свалку. Опасаясь за сохранность столика – вдруг снова шарахнет по нему кулаком, – перечить ему не посмели. Тем не менее взяли на себя смелость зеркало не выкидывать, а втайне от «гордости революции» оставить его в запаснике, ибо матросы приходят и уходят (была у «недобитых тилигентов» такая наивная надежда), а произведения искусства вечны. Но матросы оные, как известно, пришли всерьез и надолго, хотя, по счастью, и не навсегда, а потому зеркало так и продолжало храниться в запаснике, позабытое всеми. Так и лежало оно долгие годы, пока однажды в 1980 году вдруг не разлился по комнате старинного подвала густой фиолетовый туман и не завспыхивали те самые искорки, рассказом про которые когда-то так удивлялся Евгений Богарне в далеком Мальмезонском дворце. И оказался вдруг в захламленном подвале бывшего губернаторского дома, а ныне исторического музея города Горького совершенно обезумевший подполковник КГБ СССР Николай Сиротин. Растерянный, всклокоченный, с сумасшедшим взглядом и в нелепом средневековом одеянии. А патрульные милиционеры, привлеченные странной иллюминацией и заглянувшие в старинный подвал, были, собственно, удивлены не меньше Сиротина. *** === Глава XV Плен и пытки. Московская область, 2014 год Два огромных черных джипа стояли у парадного подъезда химфака МГУ, видимо, достаточно давно, потому что пассажиры успели разбрестись в разные стороны, всем своим отрешенным видом не желая демонстрировать и при этом активно демонстрируя, что они явно кого-то ждут. Пассажирами джипов были три чем-то неуловимо похожих друг на друга здоровенных парня, как бывают похожи друг на друга спортсмены из одной команды, например футболисты. Правды, эти крупные парни были больше похожи на штангистов. Их однообразный, одетый в одинаковые черные кожаные куртки коллектив разбавляли худосочный мужчина в клетчатой кепке и старомодном кашемировом пальто и страшный косматый тип с изуродованным глазом, такой огромный, что даже трое здоровенных парней-«штангистов» рядом с ним казались детьми. Этого косматого все называли Гошей и осторожно подкалывали, но не взаправду, а понарошку, чтобы Гоша этот вдруг не обиделся. Гоша лениво отзывался и, в общем, говорил мало. – Гоша, слышь, ты одной рукой можешь колесо у джипа оторвать? – спрашивал один из «штангистов», закуривая. – Гош, правда? Или только двумя руками получается? – подхватывал мужик в кепке, имевший говорящую кличку Мутный и бывший в этой компании, видимо, главным. Все беззлобно смеялись. Вдруг массивная дверь факультета распахнулась, и на морозной улице показались два молодых человека. Один – долговязый, нескладный и кучерявый, другой – среднего роста, юркий и явно быстро соображающий. Этот быстро соображающий попытался сделать какое-то движение назад к двери факультета и потащил туда же за собой своего долговязого спутника. Но было поздно. Позади наших героев, а это были именно они, вдруг оказался огромный Гоша. Он обнял обоих друзей (ему для этого хватило одной руки) и, горячо обдав их лица вонью из гнилого рта, тихо произнес: – Быстро в машину! Сергей попытался вырваться из неожиданно крепких объятий. Но рядом с ним уже стоял мужик в кепке, который злобно прошипел: – Только дернись! Живо порешу. Трое парней-«штангистов» схватили Ивана, а Гоша с мужиком – Сергея и быстро втолкнули их в машины. Сергея – в первую, Ивана – во вторую. И втолкнули их в машины не абы как, а очень профессионально – на заднее сиденье, а сами сели тоже на заднее сиденье, но очень организованно – справа и слева от жертвы. В машинах, оказывается, находились водители, которые заставили автомобили буквально рвануть с места и просто вылететь на Университетский проспект. Сергей вопросительно посмотрел направо на сидевшего рядом Гошу, а в это время мужик в кепке, сидевший слева, вытащил из-за пазухи шприц и деловито вонзил его юноше в шею. В глазах Сергея стали рябить какие-то черные точки, а уши заложило. Он попробовал что-то крикнуть, но голос получился глухой и очень похожий на шепот, черных точек стало совсем много, а гул настолько заложил уши, что еще через мгновение сознание его покинуло. Он перестал что-либо соображать и безжизненно завалился бы на бок, но Гоша уверенно держал его своей огромной ручищей, второй шаря в его карманах в поисках мобильного телефона. Черные внедорожники быстро проскочили МКАД и помчались по Киевскому шоссе в область. Наверное, здорово быть героем из приключенческого фильма. Смеяться над потугами врагов, которые собрались тебя, несгибаемого, пытать, самозабвенно плевать на опасности. Ведь всегда случается что-то, что позволяет герою в самый последний момент чудесным образом спастись. Какая-нибудь милая случайность, какая-то нелепица вроде прибежавшей собачки или случайно сохранившейся заколки из прекрасных волос героини, которая потом обязательно будет целоваться с героем в финале фильма, а сейчас поможет избавиться от наручников. Героям хорошо. Ничего с ними никогда не случится, а если и случится, то только для того, чтобы лишний раз подтвердить их несгибаемость, неуязвимость, ловкость и необыкновенную везучесть. Злодеев эти герои всегда побеждают, их враги срываются в пропасть со страшными криками, а героиня в конце фильма садится с героем на лошадь, ну или, например, на мотоцикл, и они радостно мчатся в какое-нибудь красивое место, где потом всю оставшуюся жизнь будут жить душа в душу и тратить только что обретенное сокровище. Увы, жизнь – не кино. Поэтому в ней все бывает гораздо жестче, менее сладостно и совсем-совсем не героически. Прошло какое-то время, прежде чем Сергей открыл глаза. Первое, что он увидел, – это был мужик в кепке, нависший прямо над его головой. – Значит, так, – мужик в кепке был деловит и явно очень доволен удачно получившимся похищением, – жить вам осталось один день. Обоим. Давить будем вас, тварей. Сергей попытался что-то сказать, но у него ничего не получилось. Губы пересохли, горло почему-то очень болело, слова просто как-то не складывались, а в легких как будто не было воздуха. Рябящие черные точки продолжали кружить в глазах, но их количество уменьшилось. Начал пропадать и гул в ушах, так что можно было расслышать, что говорил мужик в кепке. Сергей лежал неподалеку от Ивана на грязном дощатом полу. Друзья вид имели жалкий. Еще когда их везли в машинах, руки им прикрутили к ногам широкой липкой лентой, и теперь пленники могли только ползать или ковылять, согнувшись. Сергей начал что-то вспоминать: да-да, именно так, согнувшись в три погибели, он брел по крыльцу этого загородного дома, а потом по комнате, на полу которой он сейчас лежал… Сюда его гнали пинками, и здесь он упал, опять теряя сознание. Сейчас, скрюченный, он лежал на этом заплеванном полу и все тело болело. Их, кажется, били, чтобы привести в чувство. И, как бы подтверждая его догадку, откуда-то сверху слева раздался топот крепких ботинок, и один из трех «штангистов» красиво, по-футбольному замахнувшись, ударил Ивана по почкам. Иван завыл и тяжело перевернулся другим боком. Опять раздался топот, только теперь откуда-то справа, и вдруг страшная боль пронзила живот Сергея, разорвала его напополам. Это его ударил ногой второй парень-«штангист». Голос человека в кепке зазвучал отчетливее: – Я что-то не понял, вы разговаривать будете или продолжим заниматься физкультурой? Сергей попытался прокричать: «Да!!!» (уж очень больно били ногами эти крепкие, подготовленные ребята), но у него опять ничего не получилось. Однако мужик в кепке неожиданно услышал это «да» и продолжил: – Вот и хорошо. Тогда вопрос первый, для разминки. Где то, что вы привезли из Венеции? Вдруг наступила тишина, в которой так хотелось забыться и тихонечко лежать не шевелясь… Но тут жалобно скрипнули половицы, и в комнате начал движение какой-то очень большой и тяжелый персонаж. Ни Иван, ни Сергей уже не открывали глаз, но сомнений не было: к ним сейчас подходил самый страшный из похитителей, огромный, косматый и одноглазый. Гоша ударил без театральных замахов и без эффектных разбегов. Просто подошел и тюкнул Ивана ботинком в лицо. Но тюкнул настолько сильно, что скрюченного Ивана несколько раз крутануло по полу и кровавый след из его рта прочертил правильный круг. – Мутный, давай одного грохнем прямо сейчас, – прорычал Гоша и вопросительно уставился на мужика в кепке. Тот покачал головой: – Гоша, нам сначала с мальчиками поговорить надо. Мальчики, не доводите до греха, где ЭТО находится? Гоша схватил Сергея за волосы и приподнял голову. От боли потемнело в глазах. Чтобы как-то остановить эту боль, Сергей отчаянно закричал: – Я не знаю! Честно! У нас забрали!!! – Крик получился хриплым шепотом. Мужик в кепке присел на корточки и внимательно посмотрел на Сергея: – Кто? – Мы на кафедре его оставили. У профессора. – Сергей понимал, что, наверное, делает что-то нехорошее и вряд ли Рудольф Михайлович Четвериков будет рад встрече с этими ребятами. Но тем-то кино и отличается от жизни, что в кино бывает как в кино. А в жизни – как в жизни. – У этого? – Мутный вынул из кармана лист бумаги, на котором была распечатана страничка со справкой из Википедии. На фотографии Сергей Михайлович был в бабочке, лет на двадцать моложе и выглядел эдаким франтом, которые каким-то невообразимым образом находили средства к существованию в лихие девяностые годы, продолжая при этом заниматься научными исследованиями, бродя по полупустым лабораториям плохо отапливаемого здания МГУ и читая лекции одному-двум студентам, не нашедшим себя в стремительности новой российской жизни. Бородка клинышком тоже присутствовала, но менее седая, а из нагрудного кармана пиджака щегольски торчал шелковый платок. Сергей закрыл глаза. – Хорошо. Молодец. – Мужик в кепке приподнялся с колен. А Гоша, наоборот, как-то неожиданно присел и двинул Сергея коленом под скулу. Клацнули зубы, в глазах потемнело, и Сергей в ту же секунду одновременно с болью почувствовал радость, что погружается в спасительный обморок, и даже обрадовался уже знакомому гулу и черным точкам. *** === Глава XVI Лихие времена. Россия, 1993–1997 годы Кельнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю, после того как он угодил в Россию конца XX века, крупно повезло. И не раз, а как минимум трижды. Первый – это по времени. Попади он в суровые 30-е или 40-е, и ему вполне хватило бы пары фраз, произнесенных на немецком, чтобы бдительный НКВД сцапал его в свои сети, а далее подлый немецкий шпион был бы мгновенно приставлен к выщербленной от многочисленных выстрелов кирпичной стенке. Впрочем, во времена СССР его в любом случае ждала незавидная участь. Но в 90-х годах прошлого столетия великая держава рухнула. Беспорядки на улицах, очереди за любым товаром, бандитские группировки и полная растерянность ошалевшего населения – все это позволило сподвижнику Барбароссы в первые дни своего пребывания в будущем раствориться в хаосе перестроечных будней. Но все равно Райнальду фон Дасселю пришлось нелегко. Уже на третий день он, ошарашенный и усталый, падая в голодный обморок, толкнул плечом какого-то крепкого парня в кожаной курке. Это был бригадир уралмашевских по кличке Саша-Сало. Саша потребовал от наглеца извинений, но гордый архиепископ молчал. Вот тогда и ухнули гордеца сзади по голове тяжелым обломком трубы подельники Саши-Сало. Вывезли потомка германского знатного рода на городскую свалку, и там ему, окровавленному, находящемуся без сознания, отрезали огромным широким ножом язык и бросили подыхать в какой-то ров. И это было второе везение фон Дасселя, потому что в России чаще лучше молчать, чем говорить, а в том положении, в котором оказался архиепископ Кельна, – и подавно. Рыцарь чудом выжил и даже какое-то время лежал в захолустной районной больнице, изумленно оглядываясь по сторонам, вслушиваясь в странную гортанную северную речь и разглядывая удивительных представителей неведомой ему страны. Потом он бежал из больницы, чтобы опять оказаться в городе, а там вдруг встретить на одной из улиц Сашу-Сало, который куда-то спешил по своим важным бандитским делам вместе со стайкой таких же крепких круглоголовых мужичков, как и он. Райнальд фон Дассель больше никогда не раздумывал ни секунды – еще в больнице он четко понял, что в этой странной холодной стране с сумасшедшим населением всегда нужно бить первым и никогда не жалеть о содеянном. Фон Дассель быстро подошел к своему старому знакомому и коротким быстрым движением воткнул свой палец глубоко в глаз бандитскому бригадиру. Саша-Сало громко заорал и закрутился волчком, прижимая ладони к тому месту, где еще недавно у него был глаз. А дальше фон Дассель начал делать то, что однажды ему уже удалось сотворить в далекой Венеции на улице Merceria. Он крутился на месте, встречаясь все с новыми и новыми бойцами банды Саши-Сало, и его жестокость, смешанная с пугающим хладнокровием были заложниками его побед в каждой из схваток. Двое качков из бригады Саши-Сало скончались на месте, а третий отдал богу душу (а скорее, судя по своим поганым делам, черту) по пути в больницу. Увечья средней тяжести и мелкие травмы и вовсе исчислялись двузначным числом. Архиепископ, конечно, не знал, что в момент драки ему свезло вторично, ибо ствол был только у одного из пятерых – у бригадира, которого Райнальд уложил на землю первым, попутно отняв пистолет. Стрелять архиепископ не мог, ибо понятия не имел, как это делается, но оказалось, что рукоять Макарова сама по себе является весьма смертоносным оружием, и три проломленных черепа стали надежным тому доказательством. За учиненное побоище и смертоубийство средневековый архиепископ фон Дассель был скручен подоспевшим нарядом патрульно-постовой службы и водворен в обезьянник районного отделения милиции. Милиционеры достаточно быстро выяснили, что задержанный – немой и, скорее всего, бомж, поэтому взять с него было нечего. Представ перед следователем, фон Дассель продолжал хранить гордое молчание, и единственное, что тот смог вписать в протокол допроса, – это слово «Немой» и большую латинскую букву Z, решительно перечеркивающую, собственно, весь бланк допроса. Но даже такой протокол задержанный подписывать наотрез отказался. Когда Райнальд вошел в камеру, все ее обитатели дружно сморщились – уж очень от него разило, – а архиепископ, не обращая ни на кого ни малейшего внимания, молча прошел на свободное место и уселся на панцирную сетку койки. – Совсем вертухаи нюх потеряли, – сердито проворчал старший камеры вор в законе Кудрявый, прозванный так за свою раннюю лысину, и велел Сынку: – Разберись. Тот, пройдя к двери, принялся неистово дубасить кулаком по железу. Квадратное окошко со скрипом отворилось. – На хрена нам вторая параша! – заорал Сынок. – Что, помыть мужика было трудно?! – А он сам отказался, – отрезал вертухай. – А чего ты нам, честным бродягам, фуфлыжника такого подсунул? Ты на лепень его погляди – лохмотья сплошные. На какой помойке его взяли? – Это не фуфлыжник, – возразил вертухай. – Он трех парней у Саши-Сало наповал уложил, а его самого с пушкой повязали. – Подумаешь, – протянул Кудрявый. – С пушкой можно и десяток положить. – Можно, – согласился словоохотливый вертухай, – только он волыну у одного из парней отнял и ни одного выстрела не сделал, так их завалил, голыми руками. А пистолет исключительно как ударный инструмент использовал. Да еще прошлой ночью побоище в изоляторе устроил. Там к нему тоже трое подвалили, права качать стали. – Ну и что? – А он ухитрился доску от нар отодрать и давай их гонять. Еле угомонили. В больничке они сейчас все, вот тебе и что. Его и сюда-то везти – еле-еле в автозак засунули. Так что гляди, Кудрявый, поосторожнее, когда прописывать станете. – И с лязгом захлопнул окошко. – Во как, – удивленно присвистнул старый вор и недоуменно уставился на новичка, гадая, что за ком с бугра угодил к ним в хату. Положить троих голыми руками…. Такое дорогого стоит. Да и доску отодрать от нар – это ж какую силищу иметь надо. А с виду и не скажешь – бичара бичарой, причем, судя по запаху, весьма опустившийся. Вот, кстати, еще одна загадка: с виду явно не абрек, не чурка, а почему ж тогда не стал мыться? Загадка. А ларчик просто открывался. Заведенный в моечный зал архиепископ вначале недоумевал, зачем его сюда привели, а когда понял (уж очень часто вертухай повторял слово «мойся», выразительно показывая на душевую кабину), то отказался наотрез. Помнится, совсем недавно, не далее как в начале прошлого года, он уже мылся разок, так куда больше? Что ж теперь, ему каждый месяц, что ли, мыться? – Такого и прописывать впадлу, – презрительно заметил Музыкант. – Раз по понятиям положено, значит, придется, – возразил Кудрявый и, глядя на горделиво вскинутую голову Райнальда, уточнил: – Но не сразу. Прыткий уж очень. Может, и не новичок вовсе. – Как же не новичок, когда не поздоровался, когда в хату вошел, – встрял Сынок. – Так-то оно так, только… – Кудрявый задумался, решая, как поступить. Опять же и набор статей тоже вызывал невольное почтение. Судя по нему, этому лохматнику корячилось как минимум Три Петра, так бывалые зэки называли срок в пятнадцать лет. Но здесь такой срок получался только при большой удаче, а скорее всего, странному пассажиру светила вышка, стало быть, терять ему, если что, уже было нечего. Поэтому Кудрявый и пришел к благоразумному выводу: не торопиться и для начала подойти к странному новичку с особым бубновым заходом. Однако успеха подсевший поближе к новичку Музыкант не имел – мужик продолжал сопеть и угрюмо отмалчиваться. Тогда решили завлечь его в карточную игру, благо опытный картежный шулер Американец был подлинным мастером своего дела. Но и тут получилась осечка. Как он ни заманивал Райнальда сыграть кон-другой, но архиепископ, внимательно повертев в руках пару карт, иронично хмыкнул и наотрез отказался играть, решительно помотав головой. – Не принялся лох, – пожаловался Американец Кудрявому. – Не иначе, как засек что колода кованая, – добавил Сынок, помогавший Американцу в завлекаловке, и сделал недоуменный вывод: – Выходит, он только прикидывается валенком, а на самом деле косяка гонит. И вообще, не нравится он мне. Надо бы на правилку его поставить. Кудрявый с ироничной улыбкой посмотрел на Сынка, который вот уже третьи сутки вертелся вьюном, пытаясь всячески угодить старому вору в надежде, что тот впоследствии, если что, замолвит за него в дальнейшем словечко. – Главное, чтоб он мне понравился, – осадил он Сынка. – Так ты из него решил армянскую королеву сделать? – оскалился тот. Для опущенных в тюрьме существовало много разнообразных прозвищ, но то, что Сынок выбрал именно это, почему-то не понравилось Кудрявому: «Уж больно прыток молодой, не по чину лахает, надо бы его приструнить»… – Хайло заткни! – негромко, но увесисто проворчал старый вор в законе. – Я тебе что, беспредельщик? – И протянул со вздохом: – Ну и народец пошел. Даже прикупить лошка толком не умеют, все самому приходится делать. – И он, кряхтя, встал со своей койки и поплелся из королевского угла к Райнальду. Вот тут-то фон Дасселю повезло в третий раз. Поначалу он продолжал молчать, мрачно взирая на подсевшего к нему Кудрявого, но чуть погодя, когда вор уже начал терять терпение, впервые за все время пребывания в России, улыбнулся. И улыбка эта оказалась столь искренней и простодушно-радостной, что даже у матерого Кудрявого, имевшего за плечами шесть ходок и проведшего в зонах больше половины сознательной жизни, в груди что-то приятно екнуло. А дело было в том, что безрукавка на Кудрявом на миг распахнулась и архиепископ углядел на волосатой груди вора татуировку, изображавшую руки, закованные в кандалы и сжимающие распятие. В общем-то стандартное клеймо для уголовников, обозначающее верность воровским законам. Плохо разбираясь в особенностях церковных учений, колымский художник, сработавший ее лет двадцать назад, для простоты рисунка изобразил крест четырехконечным. Потому-то фон Дассель, днями ранее решивший, что его не иначе как забросили за грехи в диковинный ад-мир, где победило ненавистное ему православие, а кругом можно было увидеть только византийские восьмиконечные кресты, заметив татуировку, посчитал, что перед ним единоверец-католик. Да и как иначе, если чуть ниже рисунка была вытатуирована надпись на латыни: «Audaces fortuna juvat», что означало «Удача сопутствует смелым». – Ну вот, – добродушно протянул Кудрявый и, самодовольно ухмыльнувшись, повернул голову к сокамерникам, давая понять, что процесс пошел. – А скажи-ка, паря, как на духу, честным сидельцам-бродягам… Договорить он не успел, ибо в это время надрывно заскрежетал замок и через несколько секунд массивная железная дверь широко распахнулась и вертухай вызвал «с вещами на выход» вначале Американца, затем Музыканта, а чуть погодя еще пятерых – всех из пристяжи Кудрявого. В конечном итоге в камере остались лишь Кудрявый, Сынок, фон Дассель и еще двое забитых мужичков, оказавшихся в СИЗО впервые, да и то с мелочовкой – драка по пьянке, хотя и с причинением тяжких телесных одному из пострадавших. Почуяв неладное, Кудрявый сурово распорядился: – Ну-ка, Сынок, зашли маляву в Индию, а то мне вся эта чистка что-то не нравится. Не иначе как мусора очередную пакость затеяли. Ты сам-то, ежели что, подпишешься за меня? – Нашел о чем спрашивать! – горячо возмутился тот. – Да я…. «Индией» уголовники называли камеру, где находились самые авторитетные воры, которые могли ответить на любой вопрос и знавшие все тайные и скрытые механизмы сложной тюремной жизни. – Ладно, ладно, остынь, верю, – кивнул Кудрявый, хотя успел по достоинству оценить и бегающие глаза Сынка, и его трусовато подрагивающий голос. Ответа из Индии вор получить не успел: замок в двери зловеще заскрежетал и через несколько секунд камера заполнилась – вошло сразу семеро. С минуту они потоптались на пороге, спокойно ожидая, пока дверь за ними закроется и утихнут шаги надзирателя, после чего стоящий первым неспешно направился к Кудрявому и, усевшись без приглашения на соседнюю койку, лениво произнес: – Трясун я. Привет тебе принес от Паши, которого ты неделю назад обидел не по понятиям, прижмотив кой-что. Сам по-доброму взятое отдашь или как? Остальные шестеро как-то лениво и очень медленно вытащили руки из карманов, раскрыли ладони и выяснилось, что у каждого из них есть какое-то оружие: так, например, у самого ближнего к Кудрявому из раскрытой ладони вывалился железный крюк на крепкой цепочке, у длинного худого парня в руках оказалась складная дубинка, а у самого маленького – деревянные нунчаки. *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** Источники : https://fb2.top/amalygama-434220 https://fantlab.ru/work766329 https://litmir.club/br/?b=277138 https://4italka.site/priklucheniya/istoricheskie_priklyucheniya/434220/fulltext.htm https://knizhnik.org/vladimir-a-torin/amalgama https://vk.com/amalgama_book https://onlinelit.net/book/amalgama *** *** *** *** *** --- --- --- --- *** *** *** *** - 009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001 --- *** НА УГЛУ МАЛЕНЬКОЙ ПЛОЩАДИ... А.С. Пушкин *** *** *** *** *** ***
*** *** *** *** *** --- ---
АудиокнигиНовость 2Семашхо*** *** | |
|
Всего комментариев: 0 | |