Главная » 2020 » Июль » 29 » Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 003
16:53
Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 003

***

***

 

***

***


Глава пятая

                                  -- А вы сами-то верите в привидения?
                                  -- спросил лектора один из слушателей.
                                  -- Конечно, нет, -- ответил лектор и
                                  медленно растаял в воздухе.

                                                   Правдивая история

     До  самого вечера я старался быть весьма осторожным. Прямо из отделения
я направился домой на Лукоморье и там сразу же залез под машину. Было  очень
жарко.  С  запада  ползла  огромная  черная туча. Пока я лежал под машиной и
обливался маслом, старуха Наина  Киевна,  ставшая  вдруг  очень  ласковой  и
любезной,  дважды  подъезжала  ко мне с тем, чтобы я отвез ее на Лысую Гору.
"Говорят,  батюшка,  машине  вредно  стоять,  --  скрипуче  ворковала   она,
заглядывая  под  передний  бампер.  -- Говорят, ей ездить полезно. А уж я бы
заплатила, не сомневайся..." Ехать на Лысую Гору мне не хотелось. Во-первых,
в  любую  минуту  могли прибыть ребята. Во-вторых, старуха в своей воркующей
модификации  была  мне  еще  неприятнее,  нежели  в  сварливой.  Далее,  как
выяснилось,  до  Лысой  Горы  было девяносто верст в одну сторону, а когда я
спросил бабку насчет качества дороги,  она  радостно  заявила,  чтобы  я  не
беспокоился,  --  дорога  гладкая,  а  в  случае чего она, бабка, будет сама
машину выталкивать. ("Ты не смотри, батюшка, что я старая, я еще очень  даже
крепкая".)  После первой неудачной атаки старуха временно отступилась и ушла
в избу. Тогда ко мне под машину зашел кот Василий. С минуту  он  внимательно
следил  за  моими  руками,  а  потом  произнес вполголоса, но явственно: "Не
советую, гражданин...   мнэ-э...  не  советую.  Съедят",  после  чего  сразу
удалился, подрагивая хвостом. Мне хотелось быть очень осторожным, и поэтому,
когда бабка вторично пошла на приступ, я, чтобы  разом  со  всем  покончить,
запросил  с  нее  пятьдесят  рублей. Она тут же отстала, посмотрев на меня с
уважением.
     Я сделал ЕУ и ТО,  с величайшей осторожностью съездил заправиться к
бензоколонке,  пообедал в столовой э 11 и  еще  раз  подвергся  проверке
документов  со  стороны  бдительного  Ковалева.  Для  очистки  совести я
спросил у него,  какова дорога до Лысой Горы.  Юный сержант посмотрел на
меня  с  большим  недоверием  и  сказал:  "Дорога?  Что это вы говорите,
гражданин?  Какая же там  дорога?  Нет  там  никакой  дороги".  Домой  я
вернулся под проливным дождиком.
     Старуха отбыла.  Кот Василий исчез.  В колодце кто-то  пел  на  два
голоса,  и  это  было  жутко и тоскливо.  Вскоре ливень сменился скучным
мелким дождем. Стало темно.
     Я забрался   в   свою  комнату  и  попытался  экспериментировать  с
книгой-перевертышем.  Однако в ней что-то  застопорило.  Может  быть,  я
делал  что-нибудь  не  так  или  влияла погода,  но она как была,  так и
оставалась "Практическими занятиями по синтаксису и  пунктуации"  Ф.  Ф.
Кузьмина,  сколько  я  ни ухищрялся.  Читать такую книгу было совершенно
невозможно, и я попытал счастья с зеркалом. Но зеркало отражало  все что
угодно и молчало. Тогда я лег на диван и стал лежать.
     От скуки и шума  дождя  я  уже  начал  было  дремать,  когда  вдруг
зазвонил телефон. Я вышел в прихожую и взял трубку.
     -- Алло...
     В трубке молчало и потрескивало.
     -- Алло, -- сказал я и подул в трубку. -- Нажмите кнопку.
     Ответа не было.
     -- Постучите по аппарату,  -- посоветовал я.  Трубка молчала. Я еще
раз подул, подергал шнур и сказал: -- Перезвоните с другого автомата.
     Тогда в трубке грубо осведомились:
     -- Это Александр?
     -- Да. -- Я был удивлен.
     -- Ты почему не отвечаешь?
     -- Я отвечаю. Кто это?
     -- Это Петровский  тебя  беспокоит.  Сходи  в  засольный цех и скажи
мастеру, чтобы мне позвонил.
     -- Какому мастеру?
     -- Ну, кто там у тебя сегодня?
     -- Не знаю...
     -- Что значит -- не знаю? Это Александр?
     -- Слушайте,  гражданин,  --  сказал  я.  --  По  какому  номеру вы
звоните?
     -- По семьдесят второму... Это семьдесят второй?
     Я не знал.
     -- По-видимому, нет, -- сказал я.
     -- Что же вы говорите, что вы Александр?
     -- Я в самом деле Александр!
     -- Тьфу!.. Это комбинат?
     -- Нет, -- сказал я. -- Это музей.
     -- А... Тогда извиняюсь. Мастера, значит, позвать, не можете...
     Я повесил трубку.  Некоторое время я стоял,  оглядывая прихожую.  В
прихожей было пять дверей:  в мою комнату, во двор, в бабкину комнату, в
туалет и еще одна,  обитая железом,  с громадным висячим замком. Скучно,
подумал я.  Одиноко.  И лампочка  тусклая,  пыльная...  Волоча  ноги,  я
вернулся в свою комнату и остановился на пороге.
     Дивана  не  было.
     Все остальное было совершенно по-прежнему: стол, и печь, и зеркало,
и вешалка,  и табуретка.  И книга лежала на подоконнике точно там, где я
ее  оставил.  А  на  полу,  где  раньше был диван,  остался только очень
пыльный,  замусоренный прямоугольник.  Потом я увидел постельное  белье,
аккуратно сложенное под вешалкой.
     -- Только что здесь был диван,  -- вслух сказал  я.  --  Я  на  нем
лежал.
     Что-то изменилось в  доме.  Комната  наполнилась  невнятным  шумом.
Кто-то разговаривал, слышалась музыка, где-то смеялись, кашляли, шаркали
ногами.  Смутная тень  на  мгновение  заслонила  свет  лампочки,  громко
скрипнули  половицы.  Потом вдруг запахло аптекой,  и в лицо мне пахнуло
холодом.  Я попятился.  И тотчас же кто-то резко и отчетливо постучал  в
наружную  дверь.  Шумы  мгновенно утихли.  Оглядываясь на то место,  где
раньше был диван,  я вновь вышел в сени и открыл дверь.  Передо мной под
мелким  дождем стоял невысокий изящный человек в коротком кремовом плаще
идеальной чистоты, с поднятым воротником. Он снял шляпу и с достоинством
произнес:
     -- Прошу прощения,  Александр Иванович.  Не могли бы вы уделить мне
пять минут для разговора?
     -- Конечно, -- сказал я растерянно. -- Заходите...
     Этого человека  я видел впервые в жизни,  и у меня мелькнула мысль,
не связан ли он с местной  милицией.  Незнакомец  шагнул  в  прихожую  и
сделал  движение пройти прямо в мою комнату.  Я заступил ему дорогу.  Не
знаю,  зачем я это сделал,  -- наверное,  потому,  что мне  не  хотелось
расспросов насчет пыли и мусора на полу.
     -- Извините,  -- пролепетал я,  -- может быть, здесь... А то у меня
беспорядок. И сесть негде...
     Незнакомец резко вскинул голову.
     -- Как -- негде? -- сказал он негромко. -- А диван?
     С минуту мы молча смотрели друг другу в глаза.
     -- М-м-м... Что -- диван? -- спросил я почему-то шепотом.
     Незнакомец опустил веки.
     -- Ах,  вот как?  -- медленно произнес он. -- Понимаю. Жаль. Ну что
ж, извините...
     Он вежливо  кивнул,  надел  шляпу  и решительно направился к дверям
туалета.
     -- Куда вы? -- закричал я. -- Вы не туда!
     Незнакомец, не оборачиваясь, пробормотал: "Ах, это безразлично", --
и  скрылся  за  дверью.  Я  машинально зажег ему свет,  постоял немного,
прислушиваясь, затем рванул дверь. В туалете никого не было. Я осторожно
вытащил  сигарету  и  закурил.  Диван,  подумал  я.  Причем здесь диван?
Никогда не слыхал никаких сказок  о  диванах.  Был  ковер-самолет.  Была
скатерть-самобранка.     Были:     шапка-невидимка,    сапоги-скороходы,
гусли-самогуды.  Было чудо-зеркальце.  А чудо-дивана не было. На диванах
сидят  или лежат,  диван -- это нечто прочное,  очень обыкновенное...  В
самом деле, какая фантазия могла бы вдохновиться диваном?..
     Вернувшись в комнату, я сразу увидел маленького человечка. Он сидел
на печке под потолком,  скорчившись в очень неудобной позе.  У него было
сморщенное небритое лицо и серые волосатые уши.
     -- Здравствуйте, -- сказал я утомленно.
     Маленький Человечек страдальчески скривил длинные губы.
     -- Добрый вечер,  -- сказал он.  -- Извините,  пожалуйста,  занесло
меня сюда -- сам не понимаю как... Я насчет дивана.
     -- Насчет дивана вы опоздали, -- сказал я, садясь к столу.
     -- Вижу,   --   тихо   сказал  Человечек  и  неуклюже  заворочался.
Посыпалась известка.
     Я курил,  задумчиво его разглядывая. Маленький Человечек неуверенно
заглядывал вниз.
     -- Вам помочь? -- спросил я, делая движение.
     -- Нет, спасибо, -- сказал Человечек уныло. -- Я лучше сам...
     Пачкаясь в   мелу,   он   подобрался  к  краю  лежанки  и,  неловко
оттолкнувшись,  нырнул головой вниз. У меня екнуло внутри, но он повис в
воздухе  и  стал медленно опускаться,  судорожно растопырив руки и ноги.
Это было не очень эстетично,  но забавно.  Приземлившись на четвереньки,
он сейчас же встал и вытер рукавом мокрое лицо.
     -- Совсем старик стал,  -- сообщил он хрипло. -- Лет сто назад или,
скажем,  при  Гонзасте  за  такой  спуск меня лишили бы диплома,  будьте
уверены, Александр Иванович.
     -- А что вы кончали? -- осведомился я, закуривая вторую сигарету.
     Он не  слушал  меня.  Присев  на  табурет  напротив,  он  продолжал
горестно:
     -- Раньше я левитировал,  как Зекс.  А теперь,  простите,  не  могу
вывести  растительность  на  ушах.  Это  так  неопрятно...  Но  если нет
таланта?  Огромное количество соблазнов  вокруг,  всевозможные  степени,
звания,  а таланта нет! У нас многие обрастают к старости. Корифеев это,
конечно,  не касается. Жиан Жиакомо, Кристобаль Хунта, Джузеппе Бальзамо
или,   скажем,   товарищ   Киврин  Федор  Симеонович...  Никаких  следов
растительности!  -- Он торжествующе посмотрел  на  меня.  --  Ни-ка-ких!
Гладкая кожа, изящество, стройность...
     -- Позвольте, -- сказал я. -- Вы сказали -- Джузеппе Бальзамо... Но
это  то же самое,  что граф Калиостро!  А по Толстому,  граф был жирен и
очень неопрятен на вид...
     Маленький человечек с сожалением посмотрел на меня и снисходительно
улыбнулся.
     -- Вы просто не в курсе дела,  Александр Иванович, -- сказал он. --
Граф Калиостро -- это совсем не  то  же  самое,  что  великий  Бальзамо.
Это...  Как бы вам сказать... Это не очень удачная его копия. Бальзамо в
юности сматрицировал себя.  Он был необычайно,  необычайно талантлив, но
вы  знаете,  как  это  делается в молодости...  Побыстрее,  посмешнее --
тяп-ляп,  и так сойдет...  Да-с...  Никогда не говорите,  что Бальзамо и
Калиостро -- это одно и то же. Может получиться неловко.
     Мне стало неловко.
     -- Да, -- сказал я. -- Я, конечно, не специалист. Но... Простите за
нескромный вопрос, но при чем здесь диван? Кому он понадобился?
     Маленький Человечек вздрогнул.
     -- Непростительная самонадеянность, -- сказал он громко и поднялся.
--  Я  совершил ошибку и готов признаться со всей решительностью.  Когда
такие гиганты ...  А тут еще наглые мальчишки...  -- Он стал  кланяться,
прижимая к сердцу бледные лапки.  -- Прошу прощения, Александр Иванович,
я вас так обеспокоил...  Еще раз решительно извиняюсь и  немедленно  вас
покидаю. -- Он приблизился к печке и боязливо поглядел наверх. -- Старый
я, Александр Иванович, -- сказал он, тяжело вздохнув. -- Старенький...
     -- А может быть,  вам было бы удобнее...  через... э-э... Тут перед
вами приходил один товарищ, так он воспользовался.
     -- И-и,  батенька,  так  это  же  был Кристобаль Хунта!  Что ему --
просочиться через канализацию на десяток лье...  -- Маленький  Человечек
горестно  махнул  рукой.  --  Мы  попроще...  Диван  он с собой взял или
трансгрессировал?
     -- Н-не знаю, -- сказал я. -- Дело-то в том, что он тоже опоздал.
     Маленький Человечек ошеломленно пощипал шерсть на правом ухе.
     -- Опоздал?  Он?  Невероятно...  Впрочем,  разве можем мы с вами об
этом судить? До свидания, Александр Иванович, простите великодушно.
     Он с видимым усилием прошел сквозь стену и исчез. Я бросил окурок в
мусор на полу.  Ай да диван!  Это тебе не говорящая  кошка.  Это  что-то
посолиднее  --  какая-то  драма.  Может  быть,  даже драма идей.  А ведь
пожалуй,  придут еще...  Опоздавшие.  Наверняка придут.  Я посмотрел  на
мусор. Где это я видел веник?
     Веник стоял рядом с кадкой под телефоном. Я принялся подметать пыль
и  мусор,  и  вдруг  что-то  тяжело  зацепило  за  веник и выкатилось на
середину комнаты.  Я взглянул. Это был блестящий продолговатый цилиндрик
величиной  с  указательный  палец.  Я  потрогал  его веником.  Цилиндрик
качнулся,  что-то сухо затрещало,  и в комнате запахло озоном.  Я бросил
веник и поднял цилиндр.  Он был гладкий, отлично отполированный и теплый
на ощупь.  Я пощелкал по нему ногтем,  и он снова затрещал.  Я  повернул
его,  чтобы осмотреть с торца,  и в ту же секунду почувствовал,  что пол
уходит у меня из-под ног.  Все перевернулось перед глазами.  Я пребольно
ударился обо что-то пятками,  потом плечом и макушкой, выронил цилиндр и
упал.  Я был здорово ошарашен и не сразу понял,  что лежу в  узкой  щели
между  печью  и стеной.  Лампочка над головой раскачивалась,  и,  подняв
глаза, я с изумлением обнаружил на потолке рубчатые следы своих ботинок.
Кряхтя, я выбрался из щели и осмотрел подошвы. На подошвах был мел.
     -- Однако,  --  подумал  я  вслух.   --   Не   просочиться   бы   в
канализацию!..
     Я поискал глазами цилиндрик.  Он стоял, касаясь пола краем торца, в
положении,   исключающем  всякую  возможность  равновесия.  Я  осторожно
приблизился  и  опустился  возле  него  на  корточки.   Цилиндрик   тихо
потрескивал и раскачивался.  Я долго смотрел на него, вытянув шею, потом
подул на него.  Цилиндрик качнулся сильнее,  наклонился,  и тут за  моей
спиной  раздался  хриплый  клекот  и пахнуло ветром.  На печке аккуратно
складывал крылья исполинский гриф  с  голой  шеей  и  зловещим  загнутым
клювом.
     -- Здравствуйте, -- сказал я. Я был убежден, что гриф говорящий.
     Гриф, склонив  голову,  посмотрел на меня одним глазом и сразу стал
похож на курицу.  Я приветственно помахал рукой.  Гриф открыл было клюв,
но  разговаривать  не  стал.  Он поднял крыло и стал искаться у себя под
мышкой, щелкая клювом. Цилиндрик все покачивался и трещал. Гриф перестал
искаться, втянул голову в плечи и прикрыл глаза желтой пленкой. Стараясь
не поворачиваться к нему спиной,  я закончил уборку и выбросил  мусор  в
дождливую тьму за дверью. Потом я вернулся в комнату.
     Гриф спал,  пахло озоном.  Я посмотрел на часы: было двадцать минут
первого.  Я  немного  постоял  над  цилиндриком,  размышляя  над законом
сохранения энергии, а заодно и вещества. Вряд ли грифы конденсируются из
ничего.  Если данный гриф возник здесь, в Соловце, значит, какой-то гриф
(не обязательно данный) исчез на Кавказе или  где  они  там  водятся.  Я
прикинул  энергию переноса и опасливо посмотрел на цилиндрик.  Лучше его
не трогать,  подумал я.  Лучше его чем-нибудь прикрыть, и пусть стоит. Я
принес из прихожей ковшик,  старательно прицелился и, не дыша, накрыл им
цилиндрик. Затем я сел на табурет, закурил и стал ждать еще чего-нибудь.
Гриф отчетливо сопел.  В свете лампы его перья отливали медью,  огромные
когти впились в известку. От него медленно распространялся запах гнили.
     -- Напрасно вы это сделали,  Александр Иванович, -- сказал приятный
мужской голос.
     -- Что именно? -- спросил я, оглянувшись на зеркало.
     -- Я имею в виду умклайдет...
     Говорило не зеркало. Говорил кто-то другой.
     -- Не понимаю, о чем речь, -- сказал я. В комнате никого не было, и
я чувствовал раздражение.
     -- Я говорю про умклайдет,  -- произнес  голос.  --  Вы  совершенно
напрасно  накрыли  его  железным  ковшом.  Умклайдет,  или ,  как вы его
называете,  волшебная   палочка,   требует   чрезвычайно   осторожного
обращения.
     -- Потому я и накрыл...  Да вы заходите,  товарищ,  а то так  очень
неудобно разговаривать.
     -- Благодарю вас, -- сказал голос.
     Прямо передо  мной  неторопливо  сконденсировался  бледный,  весьма
корректный  человек  в  превосходно  сидящем  сером  костюме.  Несколько
склонив голову набок, он осведомился с изысканнейшей вежливостью:
     -- Смею ли надеяться, что не слишком обеспокоил вас?
     -- Отнюдь нет,  -- сказал я,  поднимаясь.  -- Прошу вас, садитесь и
будьте как дома. Угодно чайку?
     -- Благодарю вас, -- сказал незнакомец и сел напротив меня, изящным
жестом поддернув штанины.  -- Что  касается  чаю,  то  прошу  извинения,
Александр Иванович, я только что отужинал.
     Некоторое время он,  светски улыбаясь,  глядел мне в глаза.  Я тоже
улыбался.
     -- Вы, вероятно,  насчет дивана?  -- сказал я.  -- Дивана, увы, нет.
Мне очень жаль, и я даже не знаю...
     Незнакомец всплеснул руками.
     -- Какие пустяки!  -- сказал он. -- Как много шума из-за какого-то,
простите,  вздора,  в который никто к тому же по-настоящему не  верит...
Посудите   сами,  Александр  Иванович,  устраивать  склоки,  безобразные
кинопогони,  беспокоить людей из-за мифического  --  я  не  боюсь  этого
слова,  --  именно  мифического  Белого Тезиса...  Каждый трезвомыслящий
человек рассматривает  диван  как  универсальный  транслятор,  несколько
громоздкий,  но  весьма  добротный  и  устойчивый в работе.  И тем более
смешны старые невежды,  болтающие о Белом Тезисе... Нет, я и говорить не
желаю об этом диване...
     -- Как вам будет благоугодно,  -- сказал  я,  сосредоточив  в  этой
фразе всю свою светскость. -- Поговорим о чем-нибудь другом.
     -- Суеверия...  Предрассудки... -- рассеянно проговорил незнакомец.
-- Леность ума и зависть,  зависть,  поросшая волосами зависть...  -- Он
прервал самого себя.  -- Простите, Александр Иванович, но я бы осмелился
все-таки просить вашего разрешения убрать этот ковш. К сожалению, железо
практически не прозрачно  для  гиперполя,  а  возрастание  напряженности
гиперполя в малом объеме...
     -- Ради бога, все, что вам угодно! Убирайте ковшик... Убирайте даже
этот самый... ум... ум... эту волшебную палочку... -- Тут я остановился,
с изумлением обнаружив,  что ковшика больше нет.  Цилиндрик стоял в луже
жидкости, похожей на окрашенную ртуть. Жидкость быстро испарялась.
     -- Так  будет лучше,  уверяю вас,  -- сказал незнакомец.  -- Что же
касается вашего великодушного предложения  убрать  умклайдет,  то  я,  к
сожалению,  не  могу им воспользоваться.  Это уже вопрос морали и этики,
вопрос чести,  если угодно...  Условности так  сильны!  Я  позволю  себе
посоветовать  вам  больше  не  прикасаться  к  умклайдету.  Я  вижу,  вы
ушиблись,  и этот орел...  Я думаю,  вы чувствуете...  э-э...  некоторое
амбре...
     -- Да, -- сказал я с чувством. -- Воняет гадостно.
     Мы посмотрели на орла. Гриф нахохлившись, дремал.
     -- Искусство управлять умклайдетом,  -- сказал незнакомец,  --  это
сложное и тонкое искусство. Вы ни в коем случае не должны огорчаться или
упрекать себя.  Курс управления умклайдетом занимает восемь семестров  и
требует  основательных  знаний  квантовой  алхимии.  Как программист, вы,
вероятно, легко освоили бы умклайдет электронного уровня, так называемый
УЭУ-17...   Но   квантовый   умклайдет...  гиперполя...  трансгрессивные
воплощения...  Обобщенный закон Ломоносова-Лавуазье...  --  Он  виновато
развел руками.
     -- О  чем  разговор!  --  поспешно  сказал  я.  --  Я  ведь  и   не
претендую... Конечно же, я абсолютно не подготовлен.
     Тут я спохватился и предложил ему закурить.
     -- Благодарю  вас,  --  сказал  незнакомец.  --  Не  употребляю,  к
великому моему сожалению.
     Тогда, пошевелив  от  вежливости  пальцами,  я  осведомился  --  не
спросил, а именно осведомился:
     -- Не  позволено  ли  мне  будет узнать,  чему я обязан приятностию
нашей встречи?
     Незнакомец опустил глаза.
     -- Боюсь показаться нескромным,  -- сказал он, -- но, увы, я должен
признаться,  что  уже довольно давно нахожусь здесь.  Мне не хотелось бы
называть имена,  но, я думаю, даже вам, как вы ни далеки от всего этого,
Александр   Иванович,   ясно,   что  вокруг  дивана  возникла  некоторая
нездоровая суета, назревает скандал, атмосфера накаляется, напряженность
растет.  В такой обстановке неизбежны ошибки,  чрезвычайно нежелательные
случайности...  Не будем далеко ходить за примерами.  Некто -- повторяю,
мне  не  хотелось  бы  называть  имена,  тем  более  что  это сотрудник,
достойный всяческого уважения,  а говоря об уважении, я имею в виду если
не  манеры,  то  большой талант и самоотверженность,  -- так вот,  некто,
спеша и  нервничая,  теряет  здесь  умклайдет,  и  умклайдет  становится
центром  сферы  событий,  в  которые  оказывается  вовлеченным  человек,
совершенно к оным не причастный...  -- Он поклонился в мою сторону. -- А
в таких случаях совершенно необходимо воздействие, как-то нейтрализующее
вредные влияния...  -- Он значительно посмотрел на отпечатки ботинок  на
потолке. Затем улыбнулся мне. -- Но я не хотел бы показаться абстрактным
альтруистом.  Конечно,  все  эти  события  меня  весьма  интересуют  как
специалиста и как администратора...  Впрочем,  я не намерен более мешать
вам,  и,  поскольку вы сообщили мне уверенность в  том,  что  больше  не
будете  экспериментировать  с  умклайдетом,  я  попрошу у вас разрешения
откланяться.
     Он поднялся.
     -- Ну что вы!  -- вскричал  я.  --  Не  уходите!  Мне  так  приятно
беседовать с вами, у меня к вам тысяча вопросов!..
     -- Я чрезвычайно ценю вашу деликатность,  Александр Иванович, но вы
утомлены, вам необходимо отдохнуть...
     -- Нисколько! -- горячо возразил я. -- Наоборот!
     -- Александр Иванович,  -- произнес незнакомец,  ласково улыбаясь и
пристально глядя мне в глаза. -- Но ведь вы действительно утомлены. И вы
действительно хотите отдохнуть.
     И тут  я  почувствовал,  что  действительно  засыпаю.   Глаза   мои
слипались.  Говорить  больше  не  хотелось.  Ничего  больше не хотелось.
Страшно хотелось спать.
     -- Было  исключительно  приятно  познакомиться  с  вами,  -- сказал
незнакомец негромко.
     Я видел,  как он начал бледнеть,  бледнеть и медленно растворился в
воздухе,  оставив после себя легкий запах дорогого одеколона.  Я кое-как
расстелил матрас на полу,  ткнулся лицом в подушку и моментально заснул.
Разбудило меня хлопанье крыльев и неприятный  клекот.  В  комнате  стоял
странный  голубоватый  полумрак.  Орел  на  печке шуршал,  гнусно орал и
стучал крыльями по потолку. Я сел и огляделся. На середине комнаты парил
в  воздухе  здоровенный  детина  в  тренировочных  брюках  и в полосатой
гавайке навыпуск.  Он парил над цилиндриком и,  не  прикасаясь  к  нему,
плавно помавал огромными костистыми лапами.
     -- В чем дело? -- спросил я.
     Детина мельком взглянул на меня из-под плеча и отвернулся.
     -- Не слышу ответа,  -- сказал я зло.  Мне все еще  очень  хотелось
спать.
     -- Тихо,  ты, смертный, -- сипло произнес детина. Он прекратил свои
пассы и взял цилиндрик с пола. Голос его показался мне знакомым.
     -- Эй,  приятель!  -- сказал я угрожающе.  -- Положи эту  штуку  на
место и очисти помещение.
     Детина смотрел на меня,  выпячивая челюсть.  Я откинул  простыню  и
встал.
     -- А ну, положи умклайдет! -- сказал я в полный голос.
     Детина опустился на пол и, прочно упершись ногами, принял стойку. В
комнате стало гораздо светлее, хотя лампочка не горела.
     -- Детка, -- сказал детина, -- ночью надо спать. Лучше ляг сам.
     Парень был явно не дурак подраться. Я, впрочем, тоже.
     -- Может,  выйдем  во  двор?  --  деловито предложил я,  подтягивая
трусы.
     Кто-то вдруг произнес с выражением:
     -- "Устремив свои мысли на высшее "Я",  свободный от  вожделения  и
себялюбия, исцелившись от душевной горячки, сражайся, Арджуна!"
     Я вздрогнул. Парень тоже вздрогнул.
     -- "Бхагавад-гита"!   --  сказал  голос.  --  Песнь  третья,  стих
тридцатый.
     -- Это зеркало, -- сказал я машинально.
     -- Сам знаю, -- проворчал детина.
     -- Положи умклайдет, -- потребовал я.
     -- Чего ты орешь,  как больной слон?  -- сказал парень. -- Твой он,
что ли?
     -- А может быть, твой?
     -- Да, мой!
     Тут меня осенило.
     -- Значит, диван тоже ты уволок?
     -- Не суйся не в свои дела, -- посоветовал парень.
     -- Отдай диван, -- сказал я. -- На него расписка написана.
     -- Пошел к черту! -- сказал детина, озираясь.
     И тут  в  комнате  появились  еще  двое:  Тощий  и  Толстый,  оба в
полосатых пижамах, похожие на узников Синг-Синга.
     -- Корнеев! -- завопил Толстый. -- Так это вы воруете диван?! Какое
безобразие!
     -- Идите вы все... -- сказал детина.
     -- Вы грубиян!  -- закричал Толстый.  -- Вас гнать надо!  Я на  вас
докладную подам!
     -- Ну и подавайте,  -- мрачно сказал Корнеев.  -- Займитесь любимым
делом.
     -- Не смейте разговаривать со мной в таком тоне!  Вы мальчишка!  Вы
дерзец! Вы забыли здесь умклайдет! Молодой человек мог пострадать!
     -- Я уже пострадал,  -- вмешался я. -- Дивана нет, сплю как собака,
каждую ночь разговоры... Орел этот вонючий...
     Толстый немедленно повернулся ко мне.
     -- Неслыханное  нарушение  дисциплины,  -- заявил он.  -- Вы должны
жаловаться...  А вам должно  быть  стыдно!  --  Он  снова  повернулся  к
Корнееву.
     Корнеев угрюмо запихивал умклайдет за  щеку.  Тощий  вдруг  спросил
тихо и угрожающе:
     -- Вы сняли Тезис, Корнеев?
     Детина мрачно ухмыльнулся.
     -- Да нет там никакого Тезиса, -- сказал он.
     -- Что вы все сепетите? Не хотите, чтобы мы диван воровали -- дайте
нам другой транслятор...
     -- Вы  читали приказ о неизъятии предметов из запасника?  -- грозно
осведомился Тощий.
     Корнеев сунул руки в карманы и стал смотреть в потолок.
     -- Вам известно постановление Ученого совета? -- осведомился Тощий.
     -- Мне,  товарищ  Демин,  известно,  что  понедельник  начинается в
субботу, -- угрюмо сказал Корнеев.
     -- Не разводите демагогию,  -- сказал Тощий.  -- Немедленно верните
диван и не смейте сюда больше возвращаться.
     -- Не верну я диван,  -- сказал Корнеев. -- Эксперимент закончим --
вернем.
     Толстый устроил безобразную сцену.  "Самоуправство!.. -- визжал он.
-- Хулиганство!.." Гриф опять взволнованно заорал.  Корнеев,  не вынимая
рук  из  карманов,  повернулся  спиной  и  шагнул сквозь стену.  Толстяк
устремился за ним с криком: "Нет, вы вернете диван!" Тощий сказал мне:
     -- Это недоразумение. Мы примем меры, чтобы оно не повторилось.
     Он кивнул и тоже двинулся к стене.
     -- Погодите!  --  вскричал  я.  --  Орла!  Орла заберите!  Вместе с
запахом!
     Тощий, уже  наполовину  войдя  в  стену,  обернулся  и поманил орла
пальцем.  Гриф шумно сорвался с печки и втянулся ему под  ноготь.  Тощий
исчез.   Голубой  свет  медленно  померк,  стало  темно,  в  окно  снова
забарабанил дождь.  Я включил свет и оглядел комнату. В комнате все было
по-прежнему, только на печке зияли глубокие царапины от когтей грифа, да
на потолке дико и нелепо темнели рубчатые следы моих ботинок.
     -- Прозрачное   масло,   находящееся   в  корове,  --  с  идиотским
глубокомыслием произнесло зеркало -- не способствует ее питанию,  но оно
снабжает наилучшим питанием, будучи обработано надлежащим способом.
     Я выключил свет и улегся.  На полу  было  жестко,  тянуло  холодом.
"Будет мне завтра от старухи", подумал я.   
   Читать   дальше  ...     

 Источник:   http://www.eunet.lv/cgi-bin/iso/STRUGACKIE/ponedelx.txt   О книге "Понедельник начинается в субботу." Аркадий и Борис Стругацкие  

***

Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 001 

   Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 002 

   Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 003 

   Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 004 

   Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 005 

   Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 006 

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 007

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 008 

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 009 

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 010

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 011 

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 012

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 013 

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 014

  Понедельник начинается в субботу. Стругацкие. 015 

***

***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

 

 

 

***

***

Заметка Бориса Стругацкого об опасности...

Борис Стругацкий о...
Иван Ефремов и братья Стругацкие - их миры в фантастике

Обитаемый остров. Стругацкие. 020

Обитаемый остров. Стругацкие. 010. ТЕРРОРИСТ

Обитаемый остров. Стругацкие. 001. РОБИНЗОН

 АФОРИЗМЫ (36) Наука. (Стругацкие. Пастер. Тимон)

 Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 002

Быть... Богом, легко ли... Вопросы и ответы Стругацких...

  Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 007

В этот праздничный день, в небесах, в космосе...

  Значения известных фраз и выражений  

Трудно быть...

...фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких . Написана в 1963 году , впервые опубликована в 1964 году в авторском сборнике « Далёкая Радуга ». В 1989 году Аркадий Стругацкий написал по мотивам повести пьесу 


***

***

***

***

 

*** Где то во Временах и пространствах ... .jpg

***   

***


***

***

 На празднике 

 Разные разности

Из НОВОСТЕЙ 

Новости                                     

 Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

11 мая 2010

Новость 2

Аудиокниги 

17 мая 2010

Семашхо

 В шести километрах от...

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 335 | Добавил: iwanserencky | Теги: фантастика, Б. Стругацкий, А. Привалов, проза, текст, НИИЧАВО, литература, Стругацкие, слово, Аркадий и Борис Стругацкие, Понедельник начинается в субботу, А. Стругацкий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: