Главная » 2020 » Июль » 24 » Иван Ефремов и братья Стругацкие - их миры в фантастике
15:46
Иван Ефремов и братья Стругацкие - их миры в фантастике

***

***

 

***

"Час быка" Иллюстраци Галина Бойко и Игорь Шалито

"Час быка" Иллюстрация Галина Бойко и Игорь Шалито

 

О том, что мир "Полудня" братьев Стругацких - это тот же мир, что описан в "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова мог догадаться любой внимательный читатель, даже тот, что познакомился с обоими мирами в юном возрасте: приблизительно сходная система управления, похожие системы образования (а значит и цели общества в целом, и социальная структура), тот же самый коммунистический строй, та же направленность в космос, к исследованию Вселенной и общению с иными цивилизациями и так далее и тому подобное. Каждый знаток отечественной фантастики назовет, наверное, десятки черт сходства между мирами "Полудня" и трилогии "Туманность Андромеды", "Сердце змеи" и "Час быка".

Собственно, в девяностые мы получили этой мысли документальное подтверждение, когда появилось одно из высказываний Бориса Стругацкого, сказавшего в интервью: "Мысль написать утопию – с одной стороны вполне в духе Ефремова, но в то же время как бы и в противопоставление геометрически-холодному, совершенному ефремовскому миру, – мысль эта возникла у нас самым естественным путем".

И надо сказать, в самом раннем возрасте мы воспринимали "Полдень" как логичное продолжение "Туманности". Мы провели много десятков часов за этими книгами и автор данной статьи благодарен и братьям Стругацким и Ивану Антоновичу Ефремову за те переживания, за то волнение, которое испытал, следя за приключениями Эрга Ноора и Максима Камерера. Для кого-то эти эмоции остались светлым детским переживанием, для кого-то - предметом размышлений над путями развития человечества, описанными в том числе и в фантастике.

Но с возрастом начинаешь лучше видеть детали, особенно в хорошо знакомых текстах. И даже любимые книги, кроме приятного волнения начинают вызывать вопросы. Например о том, так ли уж сходны эти два мира: Полудня и Туманности? Действительно ли братья Стругацкие унаследовали у Ефремова коммунистическую мечту о человеке-творце и лишь гуманизировали, сделали более эмоциональными обитателей мира будущего? Не потеряно ли чего-то важного продолжателями трудов Человека Эпохи Кольца?

Давайте попробуем посмотреть внимательно.

"Час быка" Иллюстраци Галина Бойко и Игорь Шалито

"Час быка" Иллюстрация Галина Бойко и Игорь Шалито

Философия

В "Туманности Андромеды" Ефремова есть несколько довольно пространных эпизодов, которые принципиально важны для автора (это понятно уже по тому, насколько они пространные), которые мы в детстве, читая книгу частенько пролистывали и поняли их важность только в зрелом возрасте. Это, в первую очередь, лекция Веды Конг об истории человечества, которая пересказывает ефремовское видение будущего Земли, того, как она пришла к тому укладу жизни, к тому строю, что описан на страницах книги. Не обсуждая сейчас жизнеспособность этих событий, их логичность и возможность, отметим, что это, может быть, самый главный эпизод для понимания книги. Не события в далеком космосе, не любовные отношения, не революционные эксперименты - именно то, как человечество может стать сообщество людей-творцов - вот, как мне кажется, главный посыл книги.

Второй важный момент - это симфония, которую слушает Дар Ветер. В размышлениях героя мы видим то, как Ефремов понимает развитие Вселенной в целом, как он объясняет мироздание. Кстати, в "Часе быка", рассказывая о звездолетах прямого луча, о мире и антимире он показывает продолжение этих размышлений - как диалектик он считает, что у нашего мира должна существовать его противоположность и, оставив в стороне то, насколько эти размышления справедливы, отметим, что для автора это важно, поскольку он философ и ему нужен единый принцип, объясняющий как устройство мироздания, так и принципы конструирования вспомогательных аппаратов, например, почему у роботов-спутников СДФ девять ног.

Третий эпизод - передача с Эпсилон Тукана, эпизод о том, насколько важно найти разумным существам собратьев, о тоске по межзвездному общению.

Что-то подобное мы можем найти у Стругацких? Мне трудно назвать что-то, что хотя бы вскользь затрагивало подобные вопросы. В Полудне космос просто есть такой, какой он есть. Ни одной попытки дать свое объяснение, свое видение мироустройства Стругацкие не дают. ВОпросы разума? Ну, изучение инопланетных разумных нужны только для того, чтобы взглянуть со стороны на себя - такое объяснение мы встречаем в "Малыше" и больше эта тема не затрагивается. Вопросы устройства общества? Их скудно дает робот Драмба в "Парне из преисподней" и это все, что должно нам заменить рассказ Веды Конг о том, как управляется человечество. Никакого собственного философского видения Стругацкие нам не предлагают, не пытаются развить идеи Ефремова и даже до их повторения нет, философия как таковая ампутирована в Полудне, при этом нам время от времени намекается, что приключениям тела мы должны предпочитать приключения духа, но приглашение к такому путешествию Стругацкими только декларируется, сами они нам его не предлагают, беготни со стрельбой у них гораздо больше, чем оригинальных мыслей.

"Час быка" Иллюстраци Галина Бойко и Игорь Шалито

"Час быка" Иллюстрация Галина Бойко и Игорь Шалито

Наука

Одно только перечисление научных учреждений, упоминаемых на страницах Туманности заняло бы много времени. Так, пройдемся вскользь: Академии Горя и Радости, Академия Пределов Знания, Академии Психофизиологии Труда, Академией Направленных Излучений, Академию Стохастики и Предсказания Будущего, Институт Южного Неба, Институт астрофизики, Институт Нервных Токов, ну и так далее. А это означает, что таким образом Ефремов задает направления, которые, по его мнению будут важны для науки будущего. Он даже математику свою придумывает - кохлеарное и репагулярное исчисление, которые тоже - не просто так слова, а продолжение философии Ефремова.

Что имеем у Стругацких? Институт Экспериментальной Истории, собственно, единственное академическое учреждение, которое удается припомнить (поправьте меня, если я ошибаюсь). Из общественных организаций - только Мировой совет да два КОМКОНА, большой да малый, но они к к науке имеют косвенное отношение - один это Комиссия по Контактам, второй - Комиссия по контролю за научными исследованиями. А что касается того, как там в мире Полудня все устроено - об этом ни слова, это Стругацких не интересует. Так, вскользь о полуживых машинах, и что-то там про нуль-передатчик. Репликация предметов, нарушающая все законы сохранения, что материи, что энергии - пожалуйста! Звездолеты с радиусом действия в 30 световых лет - нате вам! И ни слова о том, как это возможно. Нас это интересовать не должно, нас должно интересовать то, как герой сдержанно и глубоко переживает.

"Час быка" Иллюстраци Галина Бойко и Игорь Шалито

"Час быка" Иллюстрация Галина Бойко и Игорь Шалито

Эстетика

У Ефремова, который совей литературной деятельностью охватил, пожалуй, все важнейшие разделы философии - этику, эстетику и гносеологию, вопрос красоты вынесен даже в отдельную книгу - "Лезвие бритвы". Но, конечно, вопросы красоты он не обходит ни в одном своем произведении, в том числе и в "Туманности" и в "Часе" и в "Сердце". Красота человека, красота произведений искусства, красота городов и отдельных зданий - это все для Ефремова важно. У него даже приборы сигнализируют о своей работе так, что эти сигналы сливаются в музыку. У него упоминается множество форм творческой деятельности, от рисования до танца и часто говорится о том, почему это важно и насколько это важно.

Что у Стругацких? На краю поля зрения Строгов, "Октопусы", пара других произведений и стилей, но все мельком, все впроброс. Красота словно отсутствует в Полудне. Все, что есть, все, что упоминается - утилитарно. Все, кого мы встречаем на страницах книг полудня живут только сиюминутными переживаниями, работой, отношениями, проблемами - и ничего более того. Максим Камерер когда-то неплохо рисовал, он же любуется одну секунду стилусом. Это всё, что нам доступно знать об эстетике Полудня. Можно сказать, что авторы не навязывали нам своего видения красоты. А оно точно у них было, это свое видение? Потому что следов его обнаружить не удалось.

"Час быка" Иллюстраци Галина Бойко и Игорь Шалито

"Час быка" Иллюстрация Галина Бойко и Игорь Шалито

Любовь

Ну и еще одна вещь: Стругацкие пеняли Ефремову на то, что его мир, его герои "геометрически-холодные". При этом становым хребтом "Туманности Андромеды" является история двух пар: Веды Конг и Дара Ветра, живущих на Земле, и Эрга Ноора и Низы Крит, путешествующих в космосе. Это две пары влюбленных, которые могут разрешить свои истории только в финале, когда 37-я звездная экспедиция с такими сложностями возвращается домой. А все повествование в центре истории - их отношения. И мы видим не только эти две пары, есть в "Туманности" и другие.

Что-то подобное есть у Стругацких? Они, словно подростки, смертельно боятся говорить о любви. Да, можно посмеяться при желании над лирикой у Ефремова, сказать, что она громоздка, старомодна, неуклюжа, но она - есть. Ефремов считает, что без этого невозможно говорить о человеке, живущим полной жизнью. Стругацкие избегают этой темы: дружба (мы по оффлайн-интервью Б. Стругацкого видим, что это мыслилось авторами только как дружба) Мак Сима и Рады Гаал, отношения Абалкина и Майи Глумовой - вот и всё, пожалуй. Удивительно даже, что в мире Полудня дети появляются, настолько эта сторона человеческой жизни не важна для авторов. Стругацике в этом отношении совершенно инфантильны. И не надо говорить о том, что "времена были такие" - в гораздо более суровые времена тот же Ефремов был не то, что лиричен - он вставляет куски на грани эротики, вспомним отдельные эпизоды из "Часа быка". Почему это ему удается? Потому что за этим эротизмом стоит философская идея. А интеллектуальная несостоятельность СТругацких не позволяет им философию облекать в подобные формы - философии нет, в результате получилась бы порнография.

"Час быка" Иллюстраци Галина Бойко и Игорь Шалито

"Час быка" Иллюстрация Галина Бойко и Игорь Шалито

Итог

Я повторю - книги Стругацких были и есть мои любимые книги. Творчество Стругацких имеет определяющее значение для развития отечественной фантастики. Только значение это - скорее пагубное. Потому что, пойдя по пути эмоциональности они ампутировали главную функцию фантастики - будить мысль, заставлять думать, искать пути развития человечества, науки, творчества. И это печально сказалось на всех нас, увы.

Обратите внимание на другие наши публикации по сходным темам:

Вся советская кинофантастика. Часть 1

Противоречия "Туманности Андромеды"

"Факап" Харитонова: деконструкция "Полудня" Стругацких

Мы будем еще не раз возвращаться к гениальному роману Ефремова - насыщенному, сложному, противоречивому и увлекательному, так что не забудьте подписаться на наш канал.

А еще заглядывайте к нам в группу во ВКонтакте - там у нас бывают стримы, где мы смотрим фильмы и обсуждаем актуальные вопросы фантастики.

Источник :     

Стругацкие: неблагодарные наследники Ефремова

3 июня

 

 

фантастика

писатели

философия

наука

литература

***

***

***

***

***

***

***

Комментарии1891

 

serg ss

стругацкие отличные писатели.

Назарян Арташес

Ну, ещё пару отличий. Юмор Стругацких и полное его отсутствие у Ефремова, которое зато с лихвой компенсируется "звериным" пафосом.

Ефремов наверняка был выдающимся гуманитарным мыслителем, но его претензии на некое мессианство делают его прозу схематичной, героев плакатными, которые не говорят, а вещают.

И такие они прямо все гордые, блин, могучие, прямо рабочий и колхозница мухинские, закончившие МГУ и поработавшие в стриптиз баре.

Andrews

В огороде бузина, а в Киеве-дядька. Замудренные умствования на пустом месте. Это разные авторы и разные произведения, разный стиль. Это все равно, что сравнивать А.С.Пушкина с Ф.М.Достоевским и пустопорожне мудрствовать на тему, как у кого показаны законы общества, любовь, ненависть и т.п. человеческие отношения. Почему для сравнения с безусловно талантливым И.Ефремовым не выбран, скажем, Кир Булычев или А.Толстой с его "Аэлитой"? Такое впечатление, что автор, любуясь собой перед зеркалом, хочет всем сказать: "Смотрите, какой я умный, и трепещите, чернь!"В интеллекте автора сомнений нет, только, как представляется, повод для его демонстрации выбран несколько неудачно.

Александр С

Andrews, вы не заметили главного: автор - провокатор. В хорошем, интеллектуальном смысле. Провоцирует спор. Так что, его личные качества не так уж и важны.

семен семенов

Александр С, а в чем тут предмет спора? на что конкретно провоцирует?

Александр С

семен семенов, на дискуссию, конечно, причем грамотно. Я вот, например, тоже считаю Туманность слегка "геометричной" (но не "холодной", страсти там кипят!), а Час Быка преувеличенно идеологизированным.

АРГЕНТАУРУМ

Andrews, а по моему вполне удачно..

Борис Терентьев

Александр С, у Ефремова идеология и философия важнее сюжета и литературной формы. Так что "идеологизированность" это его неотъемлемое свойство...

Фантастика сегодня

автор

АРГЕНТАУРУМ, спасибо. :))

Александр С

Борис, не знаю как изобразить пожимание плечами.

Ну да, вы правы, и что дальше?

Трава зелёная, лимон кислый а Волга впадает в Каспийское море. Некоторые, правда, называют его озером (ибо нет выхода в океан).

И как после этого вообще сравнивать Ефремова со Стругацкими?

Какая из ножек табуретки важнее? Там их, правда, от трёх до четырёх, но суть вы уловили?

Борис Терентьев

Александр С, не сравнивать - это действительно несерьезно - а сопоставлять, как диалектические противоположности. Потому что сравнивание, действительно, носит все же гастрономический оттенок - это слишком остро, это слишком пресно... Речь идет о качестве информации и степень ее проработки авторами. Тогда сопоставление авторов станет уже поводом для более высокого уровня дискуссии, где литература - только повод.

Александр С

Борис, хорошо, тогда так.

Я в юности хотел жить в мире Полдня (и, естественно, участвовать в его строительстве) и не хотел жить в мире Туманности, для меня (математика) слишком математически строгом. Это мнение не изменилось за пятьдесят лет, то есть, оценка вполне эмоциональная.

Перелопачивать первую половину книг Стругацких в поисках их философской концепции (а она была) и сравнивать её с выверенной ефремовской я не собираюсь.

Спорить с Ефремовым тоже,

НАСТОЛЬКО моё ЧСВ не заходит.

Большой брат

отредактировано

Andrews, Почему это нет сомнений ?

Вообще-то есть.

Борис Терентьев

Александр С, ну, ваш выбор вполне естественный). Вряд ли из нас найдется много желающих сразу попасть в другую цивилизацию, столь далекую от нас по всем параметрам. Уподобимся еще участи какого-нибудь Пур Хисса... Что же до Полудня, не менее утопичного, то он нас просто переносит в чуть улучшенное советское общество, вполне нам привычное во многих отношениях. Так что выбор очевиден. Споры о мировоззрении Ефремова и сопостовление со Стругацкими (и т.п.) вдут люди куда умнее и подкованнее меня, так что я тоже не влезаю.

Ирина Тютявина

Andrews, Вы прямо мои мысли озвучили. Безусловно, автор обладает познаниями в литературе, аналитическим умом, высоким интеллектом, а потому его выбор "объектов" для сравнения и критики вызывает недоумение! Нельзя сранивать красное с солёным или холодное с высоким - как-то так!

Простодушный

Andrews, Автор неоднократно повторяет, что любит Стругацких. А статья написана для того, чтобы мы поняли - он любит их снисходительно.

Andrews

Простодушный, а еще к кому он снизошел? К Пушкину с Лермонтовым? Или к Достоевскому с Толстым? Или к А.Беляеву с А.Толстым? Какое великодушие!

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 263 | Добавил: iwanserencky | Теги: Иван Ефремов и братья Стругацкие, Максим Камерер, Эрг Ноор, анализ, братья Стругацкие, миры в фантастике, Иван Ефремов, Миры Полудня, Дар Ветер, литература, сравнение, миры иные, фантастика, Час Быка, Веда Конг, Максим Камеррер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: