15:16 Жан Эффель — французский художник-карикатурист. | ||||||||||||||||||||||||||
Жан Эффель
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Жан Эффель (фр. Jean Effel, настоящее имя — Франсуа Лежён (фр. François Lejeune); 12 февраля 1908, Париж — 16 октября 1982, Париж) — французский художник-карикатурист. Псевдоним является производной от его инициалов F. L.
------Франсуа Лежён родился в 1908 году в семье коммерсанта. Он получил разностороннее образование, изучал языки, философию, музыку, рисовал. Родители хотели воспитать из него торговца. Поначалу отправили в Лондон, где Франсуа обнаружил, что продажа тканей, вообще торговые операции, не его призвание [ Ист]. Поссорившись с семьей, он уходит из дома с твердым намерением заняться драматургией. Лежён пишет пьесу, пробует свои силы в области живописи. Неожиданный успех приносят ему карикатуры для газет, с которыми он начинает сотрудничать с 1933 года. Тогда он и стал подписывать свои произведения псевдонимом Жан Эффель. С тридцатых годов Эффель работает преимущественно с коммунистическими газетами. На страницах этих газет появляются злые карикатуры Эффеля на Гитлера, Геринга, Риббентропа, Муссолини, Франко. Под сатирическое перо мастера попадают и французские политики: Лебрен, Бонне, Эррио и другие. Как-то к нему пришел советский писатель Илья Эренбург и предложил сотрудничать с издававшимся с помощью СССР журналом «Лю» и Эффель согласился. Это был острейший период мировой истории. В Испании вспыхнул мятеж Франко, была развязана гражданская война. Гитлер и Муссолини бросили свои силы на помощь франкистам. Это был по существу пролог мировой войны [ Ист]. Во время фашистской оккупации Франции Эффель участвовал в движении Сопротивления. Он работал в подпольном «Полночном издательстве», выпуская вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром антифашистские сатирические листовки. Занявшие Париж фашисты упивались легкими победами. У них нашлось немало пособников, наследников тех, кто давил выступления парижан в годы коммуны. (Эффель в дневниках деда нашел описание издевательств над коммунарами перед расстрелом. Дамы из высшего света и полусвета приходили полюбоваться на связанных бойцов коммуны и зонтиками выкалывали им глаза.) В период нацистской оккупации число доносов гестаповцам на «подозрительных лиц», превысило число жителей столицы, со стыдом замечали позже комментаторы. Позднее, в интервью советскому журналисту, Эффель признался: - Я даже обрадовался, когда Гитлер напал на Советский Союз. Я понял, что теперь-то Сталин сломает ему шею. Иначе Париж мог остаться борделем для эсэсовских офицеров [Ист]. Расцвет творчества художника приходится на послевоенный период. Одно из сильнейших его произведений — книга «Всё ещё в оккупации», где собраны лучшие карикатуры 1947—1955 годов. По меткому замечанию Сергея Юткевича, этот сборник следовало бы назвать «Янки, убирайтесь домой!». Действительно, все рисунки серии объединены общей идеей, о чём вполне определенно сказано в авторском предисловии: «1947 год… Три года, как мы освобождены от немцев. Но не от освободителей. Напротив… Оккупация продолжается». В этих карикатурах обличаются насилие, грубость и невежество американцев, хозяйствующих на французской земле, раскрывается лицо «освободителей» — от солдат, свистящих вслед парижанке, до Трумэна и Эйзенхауэра, посредством «кнута и пряника» направляющих политику французских министров. Крупнейшее произведение — сборник «Сотворение мира» на темы Ветхого Завета, по мотивам которого Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия». Жан Эффель скончался в 1982 году и похоронен в городе-порту Онфлере. Его жена Маргарет умерла в 1996 году в возрасте 92-х лет. Признание и награды
Примечания
Ссылки*** Источник : Википедия*** *** О сотворении мира в картинках...
--- --- Сотворение мира. Люди. ... Жан Эффель. картинки и рисунки=== *** ------После войны рисунки стали публиковаться специальными подборками в коммунистическом еженедельнике «Ле Леттр Франсэз», издававшемся Луи Арагоном. А когда в папках Жана Эффеля набралось больше двух тысяч рисунков с Богом, Чертом, Адамом, Евой, ангелочками и чертенятами, художник стал готовить их к изданию отдельными выпусками. Для этого надо было расположить их в определенном порядке, разделить на части. Наиболее подходящей основой для классификации оказалась, естественно, Библия. Тщательно изучив первую главу Книги Бытия (в первых выпусках в качестве эпиграфов были даже цитаты из Библии), художник расположил в хронологическом и сюжетном порядке все то, что уже имелось в наличии. От общего количества отпали юморески, по сюжету не связанные с первыми днями творения, хотя в них и фигурируют основные персонажи. Они составили отдельную книгу под названием «Черт и чертовщина» (Париж, 1951). Тематически подходящие рисунки легли в основу произведения, но когда общий план был составлен, выяснилось, что одни сюжеты разработаны очень подробно (например, о воспитании, об отношениях в семье, о женском кокетстве и др.), а для некоторых иллюстраций не хватает. Художник приступил к заполнению пробелов. Источник : http://joyreactor.cc/post/2210929 Сотворение Мира. Книга 1.Небо и Земля (часть пятая) *** --- --- *** --- --- ПОДЕЛИТЬСЯ --- ---
| ||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |