17:04 О Российской империи... 008 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
--- ЭкономикаОсновная статья: Экономика Российской империи Изменение урожайности зерновых в Российской империи в XIX — начале XX века (количество единиц урожая на единицу посева)В начале XX века Российская империя занимала одно из первых положений в мировом сельском хозяйстве. Например, валовый сбор зерна в 1913 году пяти основных культур составил около 85 млн тонн. Большая его часть шла на экспорт. Также Россия занимала 1-е место по производству и экспорту сливочного масла (экспортировано 77576 тонн). Крымская война показала правительству неэффективность гужевого транспорта. Начинается интенсивное строительство железных дорог. Перед началом первой мировой Россия выходит на второе место в мире, однако этого недостаточно: на 100 км² приходится в среднем 1,1 км, кроме того, три четверти российских дорог были одноколейными. Не хватает стратегически важных дорог: на 1914 год железная дорога могла подвозить к границе 211 поездов в сутки, а противник 530. Например, Архангельск был связан с центральными областями устаревшими узкоколейными дорогами, а Мурманск и этого не имел. Доля России в мировой промышленности составляла в 1913 году 5,3 %. В 1910 году потребление угля на душу населения составляло 4 % от потребления в США, а стали 6,25 %. По валовому промышленному производству на 1913 год — 6,521 млрд рублей (5,3 % от общемирового) — Россия занимала пятое место после Франции, Германии, США и Британской империи, совместно обеспечивавших 71,9 % мирового промышленного производства. Вклад Российской империи в мировое промышленное производство (5,3 %) был меньше доли населения Российской империи в населении мира (10,2 %). В то же время Российская империя не относилась к мировым лидерам по размеру ВВП на душу населения. По современному обзорному исследованию, ВВП на душу населения, исчисленный в международных долларах Геари-Хамиса 1990 года, в Российской империи в 1913 году составлял 1488 долларов на человека при среднемировом значении 1524 доллара, что было ниже уровня всех европейских стран, кроме Португалии, и приблизительно соответствовало уровню Японии и среднему уровню Латинской Америки. ВВП на душу населения был в 3,5 раза ниже, чем в США, в 3,3 раза ниже, чем в Англии, в 1,7 раза ниже, чем в Италии. ФинансыОсновная статья: Финансы Российской империи Пётр I основывает регулярную армию и много тратит на строительство флота, что вынуждает его постоянно искать источники обложения. Эксплуатируется госмонополия на чеканку монеты, соль, табак, дёготь, щетину, сало, и т. д. Введены новые сборы: гербовый, драгунский, на постройку судов. В результате роста недоимок поднимается подушный оклад. Общий сбор прямых налогов в итоге увеличился с 1,8 млн руб. до 4,6 млн руб. Наиболее характерными чертами созданной системы было то, что основная тяжесть пришлась на крестьян, а две трети всех расходов были военными. В 1705 году военные расходы поглощают даже 96 % бюджета. Для заведования государственными финансами Пётр учредил, по шведскому образцу, три коллегии — Камер-коллегия ведала доходами, Штатс-контор-коллегия расходами, а Ревизион-коллегия занималась проверками. Вензель Екатерины II на пятаке 1765 г. Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования. В конце её правления курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного), к 1802 году повысился до 80 коп. Начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 коп. металлического, чему особенно содействовала активная борьба с Наполеоном. Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов. Оставшиеся бумажные деньги в 1843 году были девальвированы, и превращены в кредитные билеты. В 1857 году валовой продукт Российской Империи составлял 200 488 079 рублей серебром. Особенностью финансовой системы дореформенной Российской империи была секретность госбюджета (государственной росписи доходов и расходов). Вплоть до 1862 года госбюджет утверждался лично императором, и нигде не публиковался. Характерным было то, что в 1850 году Николай I приказал скрыть бюджетный дефицит в 33,5 млн руб. от Государственного совета, и указал министерству финансов записать в расходах на 38 млн меньше. Таким образом, в 1850 году параллельно существовали два госбюджета — настоящий, и сфальсифицированный. Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы. Финансовая реформа Александра II с 1862 года снимает секретность с госбюджета, c 1864 года вводит государственный контроль («контрольные палаты»), отчёты которого с 1866 года становятся публичными. Вводится единый для всех ведомств госбюджет, с едиными остатками и единой кассой — кассой министерства финансов. Также Александр II предпринимает ряд реформ налогов: отдача на откуп питейного сбора заменяется менее разорительным акцизом, подушная подать для мещан заменяется налогом с недвижимых имуществ, с 1880 года под давлением общества отменяется налог на соль. В 1887 году отменяется подушная подать. По итогам правления Александра II государственный долг увеличился в три раза, причём значительных средств потребовало основание особого железнодорожного фонда, и крестьянская реформа. В последние годы XIX века политика протекционизма и экспорт хлеба вместе с увеличением доходов от государственных железных дорог и окончательным установлением государственной алкогольной (питейной) монополии приводит к заметному увеличению золотого запаса. В империи восстанавливается металлическое обращение с фиксированным курсом 1,5 руб. бумажными ассигнациями = 1 руб. золотом. На 1897 год выплаты по государственному долгу составляют 19,9 % государственных расходов. Русско-японская война и революция 1905 года становятся сильным ударом по государственным финансам. Затраты на войну с Японией планировались в пределах 1 млрд руб., однако в реальности составили 2,3 млрд руб. Эти расходы были практически целиком профинансированы за счёт роста государственного долга с 6,6 до 8,7 млрд Курс государственных ценных бумаг с фиксированной 4 % доходностью упали за 1904—1905 с 94 % номинала до 71 %, в декабре 1905 в правительстве рассматривался вопрос об отмене золотого обращения. Избежать этого удалось благодаря займу во Франции на 843 млн руб. За период 1900—1913 гг. государственный доход увеличивается в два раза (с 1 736 700 000 до 3 431 200 000 руб.) при росте расходов только в 1,8 раз, что позволяет достигнуть устойчивого профицита бюджета. Значительными статьями дохода становятся доходы от казённых железных дорог и от винной монополии; если в 1900 году они обеспечивали 28,2 % обыкновенного бюджета (за вычетом чрезвычайного бюджета), то в 1913 году уже 50,1 %. Высокая доля доходов от винной монополии повлекла за собой обвинения в спаивании народа, и формировании «пьяного бюджета». По состоянию на начало Первой мировой войны (1914) государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире, и оценивается в 1,695 млрд руб. при государственном долге 8,800 млрд руб. Всего с 1894 года золотой запас увеличился в два раза. ТранспортСм. также: Железнодорожный транспорт в Российской империи Пётр I положил начало важнейшим каналам, соединяющим воды Каспийского моря с балтийскими, а также и первым опытам сооружения сухопутных дорог, например «перспективной» дороги от Москвы до Волхова. После смерти Петра I развитие путей сообщения замедлилось до императрицы Екатерины II, открывшей под непосредственным своим наблюдением «комиссию о дорогах в государстве». При Павле I в 1798 г. был образован департамент водяных коммуникаций, что положило начало существованию особого ведомства путей сообщения. В начале XIX века были построены Мариинская водная система и Тихвинская водная система, а также была реконструирована Вышневолоцкая водная система. В 1817 году было начато сооружение шоссейных дорог, постройка которых в особо широких размерах производилась в период времени с 1836 по 1855 годы. В 1813 году появился в России первый пароход, построенный в Петербурге, на заводе Берда, которому в 1817 году была дана привилегия на устройство пароходов в России. В 1843 году было разрешено свободное пароходство по рекам империи, и с этого времени начинается непрерывное развитие пароходства. Карта железных дорог Российской империи В 1837 году была построена первая в России Царскосельская железная дорога. Вторую и важнейшую железную дорогу страны, Петербург — Москва, построили в 1851 году. К 1 января 1899 году общее протяжение железных дорог в России (кроме Финляндии), открытых для общего пользования, составляло 41209 вёрст, из них в Европейской России — 37649 вёрст, в Азиатской — 3553 вёрст. Из них в казённой эксплуатации находились 26613 вёрст дорог, в том числе все дороги в Азиатской России, в эксплуатации частных акционерных обществ — 14589 вёрст. К 1916 году была достроена Транссибирская магистраль, самая длинная железная дорога в мире. Важную роль играл речной транспорт. Главнейшими грузами на водных путях были дрова и лесные строительные материалы, на долю которых к концу XIX века приходилось свыше 56 % всей перевозки. Второе место занимало зерно — около 15 %. Затем шли нефтяные грузы, в количестве около 10 %, и соль в размере свыше 2 % общего грузооборота. Наибольшее количество хлеба, дров и лесных материалов, нефтяных грузов и соли перевозилось в бассейне Волги. Что касается морского транспорта, то как по заграничному, так и каботажному плаванию первое место к концу XIX века занимали Чёрное и Азовское моря, являвшиеся главными путями экспорта: около 70 % по весу и 65 % по ценности всего экспорта проходило через порты этих морей. Балтийское море было основным путём импорта, ввоз иностранных товаров по этому морю составлял около 80 % по весу общего ввоза через российские порты. Каспийское море служило, главным образом, для каботажной перевозки нефтяных продуктов. В Белом море весь грузооборот по внешней и каботажной торговле составлял около 2 % общего грузооборота российских портов. СвязьСм. также: История почты России При Петре I почта разделялась на «немецкую», или «купецкую», заморскую, иностранную и ямскую: первая имела привилегии на иностранные сношения, купеческие посылки и грамотки, вторая — на обыкновенную казенную корреспонденцию и дворянские письма. В 1722 году в ведомстве Иностранной коллегии была учреждена должность генерал-почт-директора, которому были подчинены как немецкая, так и ямская почта. Титульный лист почтовой карты Европейской России 1842 года 17 января 1833 года в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам. В 1824 году была сооружена первая в России линия оптического телеграфа между Петербургом и Шлиссельбургом, по которой передавались сведения о судоходстве на Неве и Ладожском озере. В 1833 году была открыта вторая линия Петербург — Кронштадт, которая шла через Стрельну и Ораниенбаум; к 1835 к этой линии прибавились ещё две: Петербург — Царское Село и Петербург — Гатчина. В 1839 году было начато сооружение последней в России линии Петербург — Варшава (через Псков, Динабург, Вильно). Линия была самой протяжённой в мире, длина её составляла 1200 км. Телеграфная сеть Российской империи в 1853 году Локальные линии электрического телеграфа были впервые проложены в 1841 году и соединили Главный штаб и Зимний дворец в Петербурге, Царское село и Главное управление путей сообщения, станцию «Санкт-Петербург» Николаевской железной дороги и село Александровское. В 1854 году были проложены линии электрического телеграфа между Петербургом, с одной стороны, и Кронштадтом, Варшавою и Москвой — с другой. К концу 1855 года телеграфные линии уже соединили города по всей Центральной России. В 1871 году была установлена телеграфная связь с Владивостоком. В 1879 году состоялся первый телефонный разговор на линии Петербург — Малая Вишера. В 1882 году в России было разрешено пользоваться телефоном частным лицам. В декабре 1898 года была открыта самая длинная в Европе телефонная линия между Москвой и Петербургом. КоррупцияОсновная статья: Коррупция в Российской империи Развитие экономики Российской империи на всех этапах её развития сдерживала коррупция (в терминологии того времени — лихоимство, мздоимство). Есть исторический анекдот о том, что на вопрос бывшего соотечественника о том, что происходит в России, официальный историограф Н. М. Карамзин ответил: «Воруют». В качестве преступлений с середины XIX века рассматривались две формы коррупции — казнокрадство (присвоение бюджетных ассигнований) и взяточничество, которое, в свою очередь, различалось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). Лоббирование частных интересов в ущерб общим (кумовство) и сращение высшего чиновничества с бизнесом не влекли правовых последствий и не всегда даже осознавались как злоупотребления. --- РелигияОсновная статья: Религия в Российской империи См. также: Синодальный период, Церковная реформа Петра I, Святейший правительствующий синод и История евреев в России Спас-на-Крови, 1917 г.
Государственной религией Российской империи было православие, что проистекало из ст. 41-й Свода основных государственных законов Российской империи: «Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной», а также ряда иных. Согласно Основным законам, император имел попечение о сохранении чистоты православного учения и его господства среди существовавших в России исповеданий: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. В сем смысле Император в акте о наследии престола именуется Главою Церкви». Статья 40-я Основных законов гласила: «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания». Российская церковь объединяла около двух третей населения империи. В 1721 году Пётр I реорганизовывал управление Российской церкви, упразднив существовавшее в ней патриаршество. С тех пор Российская церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом, полностью подконтрольным императору, и ставшим фактически одним из министерств; для надзора над деятельностью Синода государство учредило особую должность синодального обер-прокурора. Метрические записи были законодательно закреплены за соответствующим духовенством; института гражданского брака не существовало (с 1874 г. «раскольникам» было разрешено регистрировать браки в полицейских участках). На 1898 год Российская церковь насчитывала 37 000 приходов, 720 соборных церквей, 2000 церквей при общественных учреждениях, 440 мужских и 250 женских монастырей. Педер фон Хавен писал про своё путешествие в 1736—1737 годах: свобода вероисповедания «была всеобщей и распространялась на все конфессии, за исключением лишь евреев и иезуитов… Было опубликовано постановление, согласно которому людям нельзя было спорить о религиозных взглядах…». До 17 (30) апреля 1905 года выход из православия считался уголовным преступлением. Екатерина II приняла решение учредить в 1788 году «Оренбургское магометанское духовное собрание» (ведавшее татарами и башкирами), в дальнейшем после реорганизаций получившие название «Духовное Управление Мусульман» (позднее также появляется Таврическое духовное правление). Таким образом, у мусульман появился свой глава, утверждаемый императором. Империя использовала религию для решения национально-политических задач, например, как ответ на польские восстания 1830 и 1863 годов была проведена кампания принудительного воссоединения греко-католиков с православием. Но зачастую, это было лишь формальностью и потомки, со временем, отпадали в другие религии. Особенностью религиозной политики было деление различных сект по степени их «вредности». Такая классификация была впервые установлена в 1842 году постановлением Особого временного комитета по делам раскольников по согласованию со Святейшим Синодом, и включала деление на «вреднейшие», «вредные», и «менее вредные». Ещё одной ступенью ниже находились «терпимые непризнанные» — в первую очередь старообрядцы (до 1905 года старообрядцы официально именовались «раскольниками»). В самом низу числились «непризнанные нетерпимые», вроде сект скопцов и хлыстов, которых государство считало вредными, и подвергало преследованиям; в целом подобным преследованиям подвергались: молокане, духоборы, хлысты (объявлены правительством «особо вредными»), мормоны, штундисты (запрещены в 1894 году, будучи объявлены «сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях») адвентисты седьмого дня (легализованы в 1906 году), также субботники и прочие иудействующие. «Особо вредными» считались секты духоборов, молокан и скопцов, с 1894 года — штундистов, с 1904 года — хлыстов. Законодательство о вероисповеданиях развивалось в направлении расширения веротерпимости: в XVIII веке отпадение от православия в нехристианское исповедание иногда каралось смертью; в начале XX веке отступивший от православия, согласно ст. 185 «Уложения о наказаниях», отсылался к духовному начальству для вразумления, а его имущество бралось под опеку. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», Манифест 17 октября того же года, закон 14 (27) марта 1906 года о введении в действие нового Уголовного Уложения для преступлений религиозных предоставляли подданным свободу совести и отменяли большинство ограничений и запретов в вероисповедной области, в частности в отношении старообрядцев и сектантов, ламаистов было воспрещено впредь официально называть идолопоклонниками и язычниками. ---
Читать дальше ... --- Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F *** --- ПОДЕЛИТЬСЯ --- --- Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001 --- Жил-был Король,
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |