Главная » 2024 » Сентябрь » 13 » АМАЛЬГАМА 004
00:45
АМАЛЬГАМА 004

***

***

Сергей задумался. Конечно, можно было рассказать Александру Валентиновичу обо всем, что произошло в Венеции. Это как минимум помогло бы как-то легитимизировать историю появления у него столь ценного документа, что, наверное, поможет продать манускрипт гораздо дороже. С другой стороны, если этот документ действительно так ценен, то у Сергея его могут просто отобрать какие-нибудь официальные органы или Италии, или России. Он ведь ничего ни в какую декларацию не заносил, об увиденном убийстве никому не сообщил, да и вообще кто он такой, чтобы с ним считались? Да и стоит ли так раскрывать душу перед первым встречным? Так и не приняв окончательного решения, Сергей ответил:

– Может быть, я вам об этом и расскажу. Но точно не сегодня.

– Вам нужны деньги. Мне – этот документ. Мы с вами должны его оценить, потому что очень сложно понять, сколько он стоит. А стоит он очень дорого.

– А зачем вы нам все это рассказываете? Ну, про зеркала там, про то, как это все круто… Могли бы ведь вообще ничего об этом не говорить, мы бы лоханулись и продали манускрипт, например, за десять штук и все! – сказал Иван.

– Во-первых, я всегда веду бизнес честно, что мне уже неоднократно спасало не только репутацию, но и жизнь. Во-вторых, если этот документ – действительно то, что я думаю, тогда лучше все делать максимально открыто, гласно и при большом количестве свидетелей, что опять-таки исключает любую возможность надувательства. Ну и, в-третьих, может быть, надуть на самом деле пытаюсь не я вас, а вы меня? И такое у нас, знаете ли, бывает. В прошлом году, может быть, слышали, шум в Москве стоял – нашли уникальную работу Кустодиева? Тоже вроде бы совершенно не понимающие значения этой картины и ее ценности люди предлагали ее по дешевке разным известным антикварам. И как гениально они разыгрывали простаков! За неделю цена картины поднялась до миллиона долларов! А начинали, кстати, как и вашем случае, с десяточки…

– Ну и чем все закончилось?

– Один коллега купил у них эту картину за девятьсот тысяч долларов, был счастлив абсолютно. А через полгода выяснилось, что никакой это не Кустодиев, а обычная подделка и все это была гениально провернутая афера.

– Ну, ведь, наверное, какие-то экспертизы перед продажей проводились? – предположил Сергей.

– Ну, конечно проводились! И сделка страховалась, и много еще чего делалось. Не буду вдаваться в подробности. Кинули его. На лимон. Согласитесь, что ваш случай ту историю несколько напоминает.

– И что же вы предлагаете? – спросил Иван.

– В моем рассказе была упомянута фамилия Четвериков. Рудольф Михайлович Четвериков знает про зеркала все. Он работает в МГУ, на химическом факультете. Я предлагаю нам вместе к нему завтра наведаться и показать ему ваш манускрипт.

– Идет. – И Сергея, и Ивана подобный план вполне удовлетворил.

– Но это не все. – Александр Валентинович вынул из кармана пачку долларов и внушительно потряс ею в воздухе. – Здесь десять тысяч долларов. Я их отдам вам, а вы мне – документ. Сергей, подождите возражать! Я у вас его не покупаю, хотя именно эту сумму за него вы назвали, я бы мог у вас купить этот документ прямо там, на Арбате. Я же только что вам рассказал, почему я этого не сделал без всех этих теперешних объяснений и разговоров. И не забудьте, именно я только что вам сообщил, что этот документ стоит значительно дороже. Завтра в одиннадцать ноль-ноль мы встретимся на химфаке МГУ и документ будет со мной. Если один из ведущих экспертов в стране по зеркалам хотя бы предположит, что этот документ подлинный, мы с вами начнем разговаривать про настоящую цену. Если он скажет, что это – подделка, десять тысяч долларов остается у вас, а ваша подделка у меня, как сувенир и память об этой интересной истории.

Сергей внимательно посмотрел на Александра Валентиновича и вдруг решил, что доверять этому человеку можно. Он взглянул на Ивана, которому Александр Валентинович нравился явно меньше, затем решительно встал, прошел в прихожую, достал там из своей сумки файл с пергаментом, вернулся в комнату и молча протянул его гостю.

Александр Валентинович вдруг стал двигаться очень быстро. Он проворно поднялся из кресла, отдал Сергею деньги, раскрыл портфель, положил в него документ и мгновенно очутился в прихожей, где молниеносно обулся, оделся и даже самостоятельно открыл входную дверь.

– Счастливо оставаться, – сказал он, уже выходя из квартиры. – Не забудьте, завтра в одиннадцать, в МГУ. Посмотрите в Интернете, где находится химфак. Это на Воробьевых горах. Я буду ждать вас у входа.

Щелкнул замок закрывающейся входной двери, и гость исчез так же неожиданно, как и появился.

***

===

Глава VIII Встреча с Александром Валентиновичем. Москва, декабрь 2014 года

 

Внезапно раздавшийся дребезжащий звук дверного звонка заставил друзей вздрогнуть. Сергей заглянул в глазок и почему-то совершенно не удивился, обнаружив на лестничной клетке Александра Валентиновича, того самого «чеширского кота» из антикварного магазина, который с таким интересом разглядывал принесенный ими манускрипт. Не прошло и полчаса, как появился! «Интересно, как он нас нашел?» – подумал Сергей и открыл дверь.

Словно отвечая на этот вопрос, Александр Валентинович прямо с порога торжественно продекламировал:

– Вот я вас и нашел, голубчики! Очень, очень неосторожно вы ходите. Очень неосторожно!

– В смысле? – спросил немного уязвленный Иван.

– В том смысле, что прямо от антикварного магазина за вами мог пойти кто угодно, а не я, с целью выследить, где вы живете. А вы даже ни разу не оглянулись!

– А чего нам оглядываться? – резко спросил Сергей, который обиделся на странные выговоры Александра Валентиновича. Но тот нисколько не оскорбился этим резким тоном, каким-то неуловимым движением освободился от остроносых туфель, посмотрел на валяющиеся в прихожей домашние тапочки Сергея, потом на самого Сергея (тот кивнул), надел эти тапочки и прошел в гостиную. Там Александр Валентинович бесшумно бросил свое грузное тело в большое кресло, мгновенно закинул ногу на ногу и принял самое, что ни на есть благодушное положение. Нашим друзьям, последовавшим за ним в гостиную, не оставалось ничего другого, кроме как сесть на стулья напротив и приготовиться слушать. Было очевидно, что Александр Валентинович настроен говорить долго.

– Может, выпить чего-нибудь нальете? – Гость улыбнулся своей чеширской улыбкой, красноречиво окидывая взглядом комнату, в интерьерах которой Иван всю пятницу так старательно занимался релаксацией своего друга. Пушистые усы посетителя весело зашевелились.

– Мы не пьем, – достаточно грубо соврал Иван, но и это Александра Валентиновича нисколько не смутило.

– Молодые люди, я пришел рассказать вам, что вы подвергаете себя и своих близких очень большой опасности. Вы даже не представляете, в какую историю вляпались.

– То есть вы тоже согласны с тем, что этот манускрипт стоит не меньше десяти тысяч долларов? – Иван торжествовал и, выразительно поглядывая на Анциферова, победоносно провозгласил: – А мы его меньше чем за десять тысяч не отдадим!

– Молодой человек! – Александр Валентинович отвечал как будто бы Ивану, однако смотрел в глаза Сергею. – Эта вещь стоит значительно больше, чем десять тысяч долларов. Значительно дороже. Но здесь дело совсем не в деньгах. Поэтому я к вам сейчас и пришел. Вы слышали миф о горгоне Медузе? Или, может быть, знаете, отчего погиб Наполеон?

Сергей с Иваном переглянулись.

– Ну хорошо, не будем про Наполеона. Давайте начнем с простого. Почему существует древняя традиция в доме покойника завешивать все зеркала темной тканью?

Сергей и Иван переглянулись еще раз.

– Так, понял. Придется начать с самого начала. Но только давайте договоримся, что вы слушаете меня и не перебиваете. Все вопросы – потом.

Друзья, заинтригованные столь необычной речью, кивнули.

– Не буду вас спрашивать, что такое зеркало. Ответ на этот вопрос вы знаете и не знаете одновременно. Это поистине гениальное изобретение человечества. А случилось это изобретение в Венеции в XII веке, точнее, на острове Мурано, где тогда венецианцы компактно селили стеклодувов. Тогда и стекло-то было большим дефицитом, но, не умея делать стекло, невозможно было изготовить зеркало. Поэтому, собственно, и венецианцы. Они первые в мире стали делать стекло, ну а потом научились делать зеркала. Как их делали? Деталей я не знаю, но если сам принцип… Короче, на гладком, отполированном куске мрамора раскатывали тонкий слой некоего металлического сплава, основой которого служили олово и серебро. Потом этот тонкий слой металла заливали ртутью. Металл, растворяясь в ртути, образовывал тонкую отражающую пленку. Пленка эта называлась амальгамой.

– Амальгама?! – не удержался от возгласа Сергей, потому что очень хорошо помнил первое слово таинственного манускрипта, разгаданное арбатским антикваром.

– Да, амальгама, – красноречиво кивнул Александр Валентинович и продолжил: – Сверху на эту тонкую пленку-амальгаму накладывали горячее прозрачное стекло, к которому пленка мгновенно прилипала. Так получалось зеркало. Стоили зеркала в те годы целые состояния, и в начале XII века их могли себе позволить только очень-очень богатые и влиятельные люди. Все это мне рассказал один очень интересный человек – Рудольф Михайлович Четвериков, он работает в МГУ, на химическом факультете, и всю жизнь изучает зеркала и сплавы металлов, из которых эти амальгамы получаются.

– Не понимаю, чего их изучать? – на всякий случай сказал Иван, на самом деле чрезвычайно заинтересованный рассказом и ожидая продолжения. Оно последовало незамедлительно, потому что Александр Валентинович вообще не обратил никакого внимания на слова молодого человека.

– То, что я буду дальше вам рассказывать, не вполне научно, но точно интересно. Из каких химических элементов образовывали составы амальгам древние венецианцы, доподлинно неизвестно, но существует легенда, что можно было подобрать такой состав амальгамы, что на человека, который посмотрит в созданное зеркало, можно было определенным образом влиять. Например, погубить или, наоборот, придать жизненных сил. Или, например, сделать безумным, или просто управляемым. Наиболее известна странная история, когда непобедимый немецкий завоеватель Фридрих Барбаросса, готовый стереть Венецию в порошок и уже что-то подобное проделавший с Римом, принял венецианских послов, которые подарили ему красивое зеркало. Император Барбаросса посмотрел в это зеркало и вдруг принял решение окончить боевые действия и уйти вместе с армией из Италии. А через несколько дней вообще приехал в Венецию, в собор Сан-Марко, где упал на колени перед римским папой, которого он, между прочим, из Ватикана до этого выгнал, попросил у него прощения и стал вообще абсолютным пай-мальчиком и больше Венеции никогда не докучал. – Рассказчик торжествующе поглядел на наших героев.

Сергей живо вспомнил место унижения Фридриха Барбароссы перед входом в венецианский собор, ту русскую группу, а вслед за тем память услужливо «включила» тревожные картины зимней полуночной площади Сан-Марко, а потом перекошенное лицо старика из Дворца дожей, уставившееся в холодную и круглую венецианскую луну на темной улице Calle Galeazza. По спине пробежал знакомый холодок, а сердце застучало часто, совсем как тогда. Сергей вздрогнул, а Александр Валентинович между тем продолжал:

– Это – один из первых примеров действия венецианских зеркал на исторических персонажей, но далеко не единственный. Дальше в мировой истории таких случаев было очень много. Например, удивительная история про венецианского вельможу Дандоло, которого избрали дожем в восемьдесят пять лет и абсолютно слепым, что само по себе, согласитесь, было несколько странно. Так вот, он постоянно возил с собой зеркало в золоченой раме и подолгу смотрелся в него. Внимание, ребята, он был абсолютно слеп! Кстати, так, на всякий случай: дожил этот дож до девяносто восьми лет, а всего за год до смерти захватил Константинополь во время одного из Крестовых походов, им же и организованных. Между прочим, по легенде, он, слепой и девяностовосьмилетний, сражался при захвате города в первых рядах! Он красиво зажил в Константинополе, основал новое государство – Латинскую империю, и вдруг слуга случайно разбил это зеркало. И Дандоло, который, несмотря на свой преклонный возраст и слепоту, считался просто вечным, вдруг мгновенно заболел и умер. Его так и похоронили прямо в стене Софийского собора Константинополя. Такая вот история. Если не ошибаюсь, именно это имя мы с вами прочитали в вашей удивительной бумаге? – Александр Валентинович умолк, наслаждаясь растерянным видом друзей.

Иван замер с открытым ртом.

– Я, кажется, начинаю что-то понимать, – заговорил Сергей, нарушая театральную паузу Александра Валентиновича. – Горгона Медуза, если я правильно помню эту сказку…

– Миф, Сергей, древнегреческий миф, – опять по-чеширски улыбнулся Александр Валентинович.

– Да, миф. Там же вроде как все от ее взгляда каменели, так? А этот…

– Персей. – Александр Валентинович уже просто не переставал улыбаться и седые усы его весело топорщились, больше не возвращая лицу прежнего строгого выражения.

– Да, Персей, он на нее не смотрел, а в свой щит, который был отполирован, как зеркало. Так ее и победил.

– Именно. А зеркало это давало такое здоровье, что его хватило, чтобы победить даже вот такую горгону Медузу.

Иван кивнул и продолжил сыпать вопросами:

– А что же Наполеон, отчего он умер?

– Наполеон прекрасно себя чувствовал, когда его отправили в ссылку на остров Святой Елены. Уж я не знаю, в курсе вы или нет, что венецианцы были очень злы на Наполеона, который упразднил их республику, отменил институт избрания дожей, увез огромное количество ценнейших произведений в Париж, включая знаменитых коней на крыше венецианского собора Сан-Марко, кстати, привезенных из Константинополя людьми Дандоло. Благодаря Наполеону Венеция была отдана во власть своих врагов – Габсбургов. Короче говоря, очень не любили в Венеции Наполеона. Так вот, в тот самый день, когда Наполеона везли на остров Святой Елены отбывать вечную ссылку, несколько венецианцев установили в его маленьком домике, где он должен быть доживать свои дни, некие старинные и очень красивые зеркала. Наполеон успел посмотреть в эти зеркала всего несколько раз. И умер.

– Очень красивая легенда. Зеркала воздействуют на людей. Кто-то от них погибает, кто-то, наоборот, становится совершенно здоровым и нереально долго живет, кто-то, посмотревшись в них, совершает безумные поступки. И такой секрет никто никак не мог заметить, а вы взяли и обнаружили! – язвительно сказал Иван.

Александр Валентинович картинно вскинул руки и замахал ими на Ивана:

– Ну что вы, что вы… Я здесь, по большому счету, вообще ни при чем. А узнал я эту историю просто случайно. Два года назад купил одно старинное зеркало на аукционе. А выбрать мне его помог тот самый Рудольф Михайлович из МГУ. Он-то мне и рассказал все то, что сегодня рассказываю вам я, а про то зеркало с аукциона сказал, что его надо покупать – оно дает здоровье. Ну, как когда-то Дандоло, только мощность значительно слабее. Вы знаете, действительно, можете верить, можете нет, но у меня язва зарубцевалась за те два года, что я в это зеркало смотрюсь.

– То есть вы думаете, что документ, который оказался у меня, – это… – Сергей испытывающее посмотрел на Александра Валентиновича.

– Да, именно это я и думаю. На мой взгляд, это уникальный венецианский манускрипт, рассказывающий о каких-то секретах изготовления зеркал. Может быть, даже это секрет изготовления той самой таинственной амальгамы, благодаря которой зеркала, собственно, и обретают свои волшебные свойства. Этот секрет хранился тысячу лет в строжайшей тайне, которую охранял в Венеции специально созданный для этого орган – Совет Десяти, которого боялись все, включая самых могущественных европейских монархов.

– А чем этот Совет Десяти был так страшен? – спросил Иван.

– Они создали специальную закрытую секту Хранителей. Хранители – это совершенные шпионы и убийцы, которые из столетия в столетие передавали свои знания и могли за считаные секунды устранить любого неугодного человека, где бы он ни находился.

– Получается, венецианский дож обладал таким вот совершенным оружием против всех? – Сергей на секунду вспомнил троих решительных парней, которые, даже не сбавляя шага, за доли секунды зарезали старика на темной венецианской улице.

– Ну, не совсем так. Дож сам очень боялся этих людей. История знает случаи, когда Совет Десяти казнил дожа, заподозрив, что он может выдать секрет зеркал кому-то еще. Так, например, был обезглавлен венецианский дож Марино Фальер в 1355 году. Шпионы Совета Десяти узнали о его решении задорого продать Ватикану какую-то информацию о зеркалах. С ним расправились мгновенно. По решению Совета Десяти Марино Фальер был схвачен и казнен прямо во Дворце дожей, на Лестнице гигантов, его имя было стерто из всех официальных книг Венецианской республики, а изображения на картинах закрашены черной краской. – Александр Валентинович махнул рукой перед лицом, как бы показывая, насколько решительно было замазано на картинах лицо неведомого дожа, покусившегося на разглашение страшной тайны.

– Так вроде он как-то хотел власть захватить. – Сергей попытался возразить Александру Валентиновичу, вспомнив, что про этого казненного дожа ему что-то рассказывал в Венеции экскурсовод. Правда, вот ни про какие зеркала экскурсовод тогда не говорил ни слова.

– Ну конечно! А вы что хотели? Чтобы венецианцы всему миру сказали – мы тут казним своего правителя, потому что он хотел раскрыть наш секрет, как мы тут тайно, через зеркала, управляем знатными семьями и королевскими фамилиями всей Европы? Ну, конечно, была придумана история про захват власти. Правда, уж очень она несостоятельная: ну, подумайте сами, как можно захватывать то, что у тебя и так есть? Да еще и в восемьдесят пять лет.

– Они там все какие-то долгожители у вас получаются, – усмехнулся Иван.

– Ну, я же вам рассказывал, – раздосадованно развел руками Александр Валентинович и внимательно посмотрел на Сергея, как бы проверяя, а он-то хоть понимает, о чем идет речь, – специальные зеркала давали здоровье, и человек мог прожить сколь угодно долго. Наиболее мощные зеркала, дающие здоровье, были установлены именно во Дворце дожей. Неужели вы сами не понимаете, что без какого-то антинаучного объяснения не может столетний слепой человек возглавлять Крестовый поход или сражаться на крепостной стене пылающего Константинополя? Так вот и у меня язва зарубцевалась, – улыбнулся Александр Валентинович. – А вы, Сергей, вы же были в Венеции? Вы не обратили внимания на то, что, когда идешь по Дворцу дожей и смотришь в немногие оставшиеся с той поры дзеркала, почему-то очень хорошо себя чувствуешь, ничего не болит и настроение прекрасное? Чего не скажешь о посещении тюрьмы, находящейся в соседнем здании, всего через полчаса?

– Ну, может, просто отпуск, Венеция, хорошая погода – вот все и объясняется? – неуверенно возразил Сергей, отчетливо вспомнив свои ощущения абсолютной эйфории, когда он проходил по залам Дворца дожей. Тогда это ощущение он посчитал следствием удачной командировки и просто неизвестно откуда взявшегося хорошего настроения. Но, действительно, Сергей это отчетливо помнил, уже через полчаса, когда он покинул Дворец дожей, это ощущение какого-то странного подъема прошло и все стало как обычно.

– Уверяю вас, молодой человек, на улице мог идти проливной дождь, а во дворец вас могли привести для того, чтобы вымыть там полы. Настроение было бы точно такое же! – воскликнул Александр Валентинович. – Будете еще раз в Венеции, непременно проверьте!

При последних словах Сергей опять представил себе истекающего кровью старика на улице Calle Galeazza и снова поежился.

– Просто какой-то «Свет мой, зеркальце, скажи», – задумчиво произнес Иван.

– А это – тоже очень интересная история. И совершенно реальная. – Александр Валентинович продолжал сыпать фактами, как театральный фокусник картами на глазах у изумленных зрителей. – Действительно, существовала злая царевна, только не у Пушкина, а давным-давно, в Византии. И звали ее Зоей. Зоя Порфирородная. И у нее действительно было чудо-зеркало из Венеции, в которое она гляделась каждый день, и зеркало это давало ей здоровье и красоту.

– Ну конечно! И она в какие-нибудь шестьдесят лет была красива и соблазнительна, – язвительно сказал Иван.

– Не в шестьдесят, а в семьдесят шесть. – Александр Валентинович победно посмотрел на Ивана. – В семьдесят шесть, молодой человек! Именно в семьдесят шесть лет она в четвертый раз вышла замуж, и именно в этом возрасте под ее предводительством происходили самые откровенные эротические гульбища и кутежи! Все было замечательно, пока о секрете зеркала не узнала родная сестра Зои – Феодора. Тогда Зоя запрятала ее…

– В хрустальный гроб на скале. – Сергея все больше захватывали истории Александра Валентиновича.

– …в монастырь. Но, действительно, расположенный на очень далекой скале, куда ни один простой человек не смог бы добраться и откуда сама Феодора никогда не смогла бы сбежать. Но появился…

– …королевич! – Ивану тоже понравилась эта игра в отгадывание этой такой знакомой и такой незнакомой истории.

– Ну да, пусть так, королевич, – благосклонно согласился Александр Валентинович, – который вернул Феодору спустя десятилетие во дворец, чтобы она правила государством совместно с Зоей. Первое, что сделала Феодора, вернувшись во дворец, – разбила то самое, «волшебное», зеркало. И Зоя умерла. Причем перед этим, по свидетельствам очевидцев, она из цветущей красивой женщины мгновенно превратилась в страшную сгорбленную старуху. Вот вам еще такая история про зеркало из Венеции. Это потом уже история эта стала сказкой, аналог которой есть у всех европейских народов. Так и получается: сказка ложь, да в ней намек…

– Интересно… – Сергей задумался.

– Конечно интересно! И люди, хранившие этот секрет почти тысячу лет, никогда бы не продали его ни за какие деньги ни в какую антикварную лавку, чтобы там мне ни плел какой-нибудь наглый мальчишка, считающий себя умнее всех на свете и наивно думающий обмануть специалиста. – Неожиданное окончание довольно мирной и увлекательной речи Александра Валентиновича было эффектным. Повисла пауза, которую сам же Александр Валентинович и нарушил: – А теперь скажите мне правду. Откуда у вас этот манускрипт?

Сергей задумался. Конечно, можно было рассказать Александру Валентиновичу обо всем, что произошло в Венеции. Это как минимум помогло бы как-то легитимизировать историю появления у него столь ценного документа, что, наверное, поможет продать манускрипт гораздо дороже. С другой стороны, если этот документ действительно так ценен, то у Сергея его могут просто отобрать какие-нибудь официальные органы или Италии, или России. Он ведь ничего ни в какую декларацию не заносил, об увиденном убийстве никому не сообщил, да и вообще кто он такой, чтобы с ним считались? Да и стоит ли так раскрывать душу перед первым встречным? Так и не приняв окончательного решения, Сергей ответил:

– Может быть, я вам об этом и расскажу. Но точно не сегодня.

– Вам нужны деньги. Мне – этот документ. Мы с вами должны его оценить, потому что очень сложно понять, сколько он стоит. А стоит он очень дорого.

– А зачем вы нам все это рассказываете? Ну, про зеркала там, про то, как это все круто… Могли бы ведь вообще ничего об этом не говорить, мы бы лоханулись и продали манускрипт, например, за десять штук и все! – сказал Иван.

– Во-первых, я всегда веду бизнес честно, что мне уже неоднократно спасало не только репутацию, но и жизнь. Во-вторых, если этот документ – действительно то, что я думаю, тогда лучше все делать максимально открыто, гласно и при большом количестве свидетелей, что опять-таки исключает любую возможность надувательства. Ну и, в-третьих, может быть, надуть на самом деле пытаюсь не я вас, а вы меня? И такое у нас, знаете ли, бывает. В прошлом году, может быть, слышали, шум в Москве стоял – нашли уникальную работу Кустодиева? Тоже вроде бы совершенно не понимающие значения этой картины и ее ценности люди предлагали ее по дешевке разным известным антикварам. И как гениально они разыгрывали простаков! За неделю цена картины поднялась до миллиона долларов! А начинали, кстати, как и вашем случае, с десяточки…

– Ну и чем все закончилось?

– Один коллега купил у них эту картину за девятьсот тысяч долларов, был счастлив абсолютно. А через полгода выяснилось, что никакой это не Кустодиев, а обычная подделка и все это была гениально провернутая афера.

– Ну, ведь, наверное, какие-то экспертизы перед продажей проводились? – предположил Сергей.

– Ну, конечно проводились! И сделка страховалась, и много еще чего делалось. Не буду вдаваться в подробности. Кинули его. На лимон. Согласитесь, что ваш случай ту историю несколько напоминает.

– И что же вы предлагаете? – спросил Иван.

– В моем рассказе была упомянута фамилия Четвериков. Рудольф Михайлович Четвериков знает про зеркала все. Он работает в МГУ, на химическом факультете. Я предлагаю нам вместе к нему завтра наведаться и показать ему ваш манускрипт.

– Идет. – И Сергея, и Ивана подобный план вполне удовлетворил.

– Но это не все. – Александр Валентинович вынул из кармана пачку долларов и внушительно потряс ею в воздухе. – Здесь десять тысяч долларов. Я их отдам вам, а вы мне – документ. Сергей, подождите возражать! Я у вас его не покупаю, хотя именно эту сумму за него вы назвали, я бы мог у вас купить этот документ прямо там, на Арбате. Я же только что вам рассказал, почему я этого не сделал без всех этих теперешних объяснений и разговоров. И не забудьте, именно я только что вам сообщил, что этот документ стоит значительно дороже. Завтра в одиннадцать ноль-ноль мы встретимся на химфаке МГУ и документ будет со мной. Если один из ведущих экспертов в стране по зеркалам хотя бы предположит, что этот документ подлинный, мы с вами начнем разговаривать про настоящую цену. Если он скажет, что это – подделка, десять тысяч долларов остается у вас, а ваша подделка у меня, как сувенир и память об этой интересной истории.

Сергей внимательно посмотрел на Александра Валентиновича и вдруг решил, что доверять этому человеку можно. Он взглянул на Ивана, которому Александр Валентинович нравился явно меньше, затем решительно встал, прошел в прихожую, достал там из своей сумки файл с пергаментом, вернулся в комнату и молча протянул его гостю.

Александр Валентинович вдруг стал двигаться очень быстро. Он проворно поднялся из кресла, отдал Сергею деньги, раскрыл портфель, положил в него документ и мгновенно очутился в прихожей, где молниеносно обулся, оделся и даже самостоятельно открыл входную дверь.

– Счастливо оставаться, – сказал он, уже выходя из квартиры. – Не забудьте, завтра в одиннадцать, в МГУ. Посмотрите в Интернете, где находится химфак. Это на Воробьевых горах. Я буду ждать вас у входа.

Щелкнул замок закрывающейся входной двери, и гость исчез так же неожиданно, как и появился.

*** 

===

Глава IX Зеркало для великого императора. Италия, 1 июля 1178 года

 

Вечером следующего дня после встречи с наглым венецианцем Фридрих приказал созвать к себе в шатер самых отважных и достойных рыцарей. Император ходил вокруг укрытого драгоценной тканью вчерашнего подарка и рассуждал:

– Сегодня нам с вами, друзья мои, предстоит разгадать тайну этих венецианских штуковин. А опыты будем ставить над их послом. Тогда-то мы во всем и разберемся.

Рыцари стояли по периметру стен императорского шатра молча. Все знали вспыльчивый характер Фридриха, и лишний раз никто не хотел привлекать к себе внимание Барбароссы своими высказываниями. Но было очевидно, что многие рыцари просто не верили венецианским слухам и снисходительно смотрели на своего взволнованного правителя.

Встревожен был один только Райнальд фон Дассель, архиепископ Кельнский.

За долгие годы мытарств и испытаний этот отважный человек научился слушать свой внутренний голос. Сегодня внутренний голос просто вопил: «Тревога! Опасность!», поэтому осторожный священнослужитель и бесстрашный воин не разделял благодушного настроения усмехавшихся рыцарей. Он опасался древних зеркал не меньше своего правителя и искренне верил в их особенные способности.

Так, прежде, чем отправить из Милана в Кельн знаменитую священную золотую раку с мощами волхвов, Райнальд фон Дассель распорядился вложить в нее одно из старинных венецианских зеркал, которое обладало, по слухам, какими-то уникальными способностями. По его мнению, это должно было многократно увеличить божественную силу чудотворных мощей. Правда, сам архиепископ наотрез отказался посмотреть в это зеркало и потребовал того же от своих слуг, укладывающих зеркало в золотую раку. Ничего на свете не боялся отважный фон Дассель, а вот венецианских зеркал опасался.

Пока рыцари позванивали шпорами, переминались с ноги на ногу, поправляли богатые перевязи и с нетерпением ожидали увлекательного представления, кельнский архиепископ встревоженно оглядывался по сторонам и инстинктивно ждал какой-то неприятности. В шатер вошел слуга, приблизился к императору и что-то зашептал ему на ухо. Фридрих на это спросил:

– Бежать пробовал? – и после того, как слуга отрицательно покачал головой, отдал приказание: – Давай зови.

Слуга поспешно удалился.

Через несколько минут в шатер ввели Энрико Дандоло. В этот раз его слуги стояли очень близко от Дандоло, справа и слева, и как будто даже придерживали венецианского посла. Тот, не мигая, смотрел перед собой и был гораздо бледнее, чем вчера.

– Ну, здравствуй, венецианский посол. – Барбаросса усмехнулся. – Что-то ты бледен сегодня. Ни в чем не хочешь мне признаться?

– О великий император! – Дандоло говорил все тем же низким убедительным грудным голосом. – Сегодня я пришел для того, чтобы подтвердить свои вчерашние слова. Тебе совершенно не стоит опасаться зеркала. Для того чтобы развеять сомнения, я готов первый посмотреть в него и смотреть в него настолько долго, сколько будет угодно вашему величеству.

– Ну и отлично! – Барбароссе не терпелось поскорее начать зрелище. – Эй, вы! – крикнул он слугам Энрико Дандоло. – Открывайте зеркало, черт бы вас всех побрал! Сейчас ваш хозяин будет туда смотреться!

От цепкого взгляда Барбароссы не укрылся тот факт, что слуги, сдергивая покрывало, смотрели в сторону, явно опасаясь глянуть в зеркало, но, конечно, стараясь это не демонстрировать. «Надо будет этих хитрецов тоже обязательно перед зеркалом поставить, – подумал Барбаросса. – А то больно резвые!»

Когда тяжелая дорогая ткань упала на пол шатра, Энрико Дандоло сделал решительный шаг вперед и оказался прямо перед большим, величиной в человеческий рост, зеркалом. Оно было обрамлено искусной деревянной резной оправой и держалось на тяжелой подставке. Рыцари, как бы ни было велико их сомнение в том, что зеркало обладает какой-то силой, тем не менее тихонечко отодвинулись в сторону и сейчас в зеркале отражался только один человек – Дандоло. Воцарилось долгое молчание. Византийский посланник, без всякого сомнения, смотрел прямо в зеркало.

Барбаросса медленно подошел к нему и выглянул из-за плеча венецианца. Ничего особенного действительно не происходило. Фридрих видел перед собой в зеркале открытое красивое лицо Энрико Дандоло, а за ним – себя, огромного, рыжебородого и взлохмаченного. Вообще, странная нелюбовь к зеркалам сыграла с Фридрихом злую шутку. Он вдруг отчетливо увидел, как грязен и некрасив его шатер, как неряшливы и неопрятны его подданные. Все это становилось особенно очевидно, когда рядом находился Дандоло, красивый, величавый, весь какой-то светлый и чистый. Фридриху вдруг стало неудобно за свой ужасный внешний вид, и он смущенно потупился. Странно, как он мог еще недавно иметь какие-то дурные мысли против этого мужественного венецианского посла, да, собственно, и всей Венеции? Барбароссе вдруг захотелось чем-нибудь великодушно наградить Дандоло, но он вдруг с удивлением понял, что не может вообще ничего делать, пока ему не прикажет этот замечательный человек.

– Садись, император, на свой трон, – тихо проговорил Дандоло.

Вот только теперь Фридрих смог сделать несколько шагов на негнущихся ногах и послушно сел на краешек трона.

– Я думаю, теперь всем понятно, что зеркало абсолютно безопасно. – В голосе Дандоло вдруг зазвенели какие-то стальные нотки, которых раньше не было заметно. – Если же у кого-то из присутствующих здесь рыцарей остаются сомнения, они могут подойти и взглянуть в это прекрасное зеркало.

Многие собирались это сделать. Но уж очень странно стал вести себя их император. Он съежился на троне и, казалось, боялся пропустить хоть одно слово, которое произносил Дандоло.

– Я так и думал, – довольно быстро сказал Дандоло. – Мне кажется, все могут быть свободны.

– Да, все могут уходить! – громко объявил Барбаросса, и германские рыцари потянулись к выходу, тихо переговариваясь между собой, одни удивленные внезапной сменой настроения императора, другие – странным немигающим взглядом венецианского посла, устремленным в одну точку.

Последним выходил Райнальд фон Дассель. Еще раз окинув внимательным недобрым взглядом уверенную фигуру венецианца, он окончательно уверился в том, что дело тут нечисто. Он попытался встретиться взглядом с послом, чтобы наглец почувствовал, что не все им тут восхищены так же, как германский император, но Дандоло как-то странно смотрел все время перед собой и взглядом с решительным архиепископом не встречался.

Тогда фон Дассель вопросительно посмотрел на своего императора. Тот неуверенно улыбнулся подданому и одобрительно кивнул: иди, мол. Фон Дассель повернулся и вышел, решив обязательно поговорить завтра с Барбароссой о сегодняшнем странном эксперименте.

– Думаю, что твоя личная охрана, о великий император, сегодня тоже может быть свободна, – сказал посол, даже не глядя на дюжину огромных охранников, дежурящих за троном.

– Да, конечно. – Барбаросса окинул взглядом подобострастные пустые лица охранников, – Вы все можете быть свободны.

Стража невозмутимо вышла из шатра, не сказав ни слова.

Когда в шатре остались лишь император, Дандоло и двое его слуг, венецианец повел себя странно. Он развел руки в стороны, слуги послушно взяли его под руки и подвели к небольшой лавочке, на которую венецианский посол присел и наконец перевел дух.

– Ты поедешь в Венецию, там поклонишься папе, признаешь свои ошибки и больше никогда не будешь воевать ни с Римом, ни с Миланом, ни с Ватиканом, ни тем более с Венецией. – Теперь Дандоло говорил устало, как будто вдалбливая в голову нерадивого ученика плохо усвоенный урок.

На каждом слове Барбаросса утвердительно кивал, вполголоса повторяя все, услышанное от Дандоло.

– …ни тем более с Венецией, – шевелил губами император, с безграничной любовью смотря на венецианского посла. Подумать только, этот святой человек будет помогать ему, Барбароссе, принимать решения в самых сложных жизненных ситуациях, и у него, конечно, есть ответы на все, даже самые трудные, вопросы!

А Серджио, слуга благородного Энрико Дандоло, молодой крепкий парень лет двадцати, смотрел на своего хозяина с еще большим восхищением, чем Барбаросса, но восхищение это было совсем другого рода. Серджио был поражен отвагой Дандоло и его готовностью жертвовать собой ради решения важнейших государственных дел. Только Серджио знал: для того, чтобы сегодня все получилось, минувшей ночью Энрико Дандоло стал слепым. Потому что только слепой мог без последствий для себя взглянуть в это страшное зеркало. И Дандоло принял это решение без колебания.

А многочисленные ученые тысячу лет спустя еще долго будут спорить, где и когда произошло таинственное ослепление будущего великого венецианского дожа, византийского императора и предводителя легендарного Четвертого крестового похода Энрико Дандоло. Версии будут высказываться одна нелепее другой, но правду никто не будет знать, потому что тайну это бережно и надежно на многие века спрятал от потомков таинственный Совет Десяти.

– Вы здесь, у меня в шатре, будете спать? – Барбаросса неловко улыбнулся и склонил голову в ожидании распоряжений, стараясь угадать приказание Дандоло и даже исполнить его раньше, чем оно прозвучит.

===

***

Глава X Рапорт. Горький, июль 1980 года

Председателю КГБ СССР товарищу Ю. В. Андропову от подполковника 1-го управления КГБ СССР Сиротина Н. И.

Уважаемый Юрий Владимирович!

Обращаюсь к Вам в третий раз, так как подозреваю, что заведующий горьковской психиатрической больницей № 2 Снежневский А. В. отслеживает мою почту и всячески препятствует возможности сообщить Вам важнейшие государственные секреты, которыми я обладаю. Вообще, считаю совершенно возмутительным насильственное содержание меня здесь, в сумасшедшем доме, в то время, как нашей стране угрожает смертельная опасность.

Да, действительно, я не могу сообщить подробно, как именно попал в Брюгге 1436 года. Могу лишь предположить, что механизм моей отправки в прошлое каким-то образом связан с зеркалами. Делаю такое заключение в связи с тем, что и мое возвращение было осуществлено тоже с помощью зеркала.

Касаемо утери документов считаю необходимым доложить следующее: они остались в 1436 году, городе Брюгге, в доме купца Арнольфини на набережной Роз (quadi du Rosaire).

В первые дни своего вынужденного пребывания в Брюгге я ошибочно посчитал, что против меня, как советского контрразведчика, была совершена провокация западных спецслужб, предположительно либо английских, так как первоначально я находился в Лондоне, либо американских. В результате этой провокации (как мне тогда казалось) я оказался в специализированном городке, предназначенном исключительно для воздействия на мою психику. Однако после детального изучения обстановки, окружающей меня, я был вынужден прийти к выводу, что мое первичное предположение ошибочно.

Внедряясь в окружающий меня мир, я стремился действовать согласно правилам, полученным мною за период обучения в Краснознаменной академии КГБ. К сожалению, английский язык Средневековья слишком сильно отличается от современного, и хотя в Брюгге он в ходу в силу развитых торговых взаимоотношений Фландрии с Англией, мой период адаптации проходил достаточно сложно.

В первый же день моего пребывания в Брюгге я встретил человека, изображенного на картине художника Ван Эйка «Семейство Арнольфини». Собственно, этот человек и был Арнольфини. Изучить ситуацию вокруг этой картины мне поручило высшее руководство нашего государства (только не Л. И. Брежнев, которого тогда уже не было в живых, а другое, не хочу сейчас этого писать, а то окончательно Вас запутаю).

Так вот, этот человек оказался удивительно похож на моего сокурсника по Академии КГБ Владимира Путина. Но в первый день я от него убежал, выпрыгнув из окна и устроив драку с жителями средневекового Брюгге.

Мне удалось спастись, прыгнув в реку, проплыв по течению несколько километров и таким образом оторвавшись от преследования. Впоследствии я был вынужден месяц скитаться по городу в поисках жилья и пропитания, пока вышеуказанный Арнольфини, не оставлявший моих поисков, не обнаружил меня однажды на рыбном рынке на площади Place de Braamberg.

Установив контакт с данным торговцем, мне удалось выяснить, что он прибыл в Брюгге из СССР 1941 года. Там он был рядовым войск НКВД Петром Спиридоновичем Шеломовым, но так как попал он в этот мир значительно раньше меня, то успел хорошо освоиться в нем. Более того, в силу благоприятного обстоятельства – спасения от смерти тонущего в реке коммерсанта Арнольфини – он даже сумел внедриться в семью коммерсанта, впоследствии став преуспевающим бизнесменом, специализирующимся на торговле сукном. Фамилию он вынужден был сменить, поскольку был отправлен в Брюгге как двоюродный брат купца. Смена имени и отчества состоялась непроизвольно. Сохраняя свое инкогнито, он назвался для конспирации Иваном Николаевичем. Непривычные для итальянцев имя и отчество были вскоре ими изменены, и его стали называть Джованни ди Николао. Так он и стал Джованни ди Николао ди Арриджо Арнольфини.

Вкратце излагаю обстоятельства его попадания в XV век. Находясь на службе по охране Ближней дачи товарища Сталина, расположенной в Кунцеве, он подчинился требованию вождя и протянул руку к пульсирующей поверхности старинного зеркала, в результате чего оказался в Брюгге. Произошло это перемещение, согласно его слов, в ноябре 1941 года.

Что касается схожести с моим сокурсником Путиным, то причину этого мне тоже удалось установить. Оказывается, Путины жили в соседней деревне, и вначале отец моего сокурсника Владимир Путин женился на Марии Шеломовой, а позже сам Иван Шеломов женился на сестре Владимира Анне.

Арнольфини сказал мне, что с венецианскими зеркалами связана какая-то страшная тайна, а его потомок, Владимир Путин, согласно предсказаниям людей, как-то с этими зеркалами связанных, станет руководителем нашего государства. К тому времени Россию ждут кровавые и тяжелые времена. В стране начнутся межнациональные войны. Сначала это будет война между христианами и мусульманами, а потом все будут сражаться со всеми, вне зависимости от веры. Так, например, начнется война между Россией и Украиной. Пограничные конфликты и постоянные финансовые кризисы приведут к тому, что от СССР останется два десятка маленьких, злобных государств, беспрестанно воюющих друг с другом, и национальные элиты, обирающие собственный народ. Над всей территорией бывшего Советского Союза взойдет культ денег, а ложь и беспринципность станут общей религией. Официальная же религия будет существовать, как приложение к культу денег, лжи и беспринципности. Марксистско-ленинское учение будет объявлено лживым, а на Владимира Ильича Ленина даже будут рисовать карикатуры.

Уважаемый Юрий Владимирович! Эту информацию необходимо донести до высшего руководства государства и принять все меры к недопущению развития событий по указанному сценарию. Насколько мне известно, эта информация уже находится в разработке английских и американских спецслужб и любое промедление может привести к гибели советской государственности.

Докладываю, что я вынужден был раскрыться перед Арнольфини, поскольку, как он сообщил, в силу данных ему инструкций от товарища Сталина, он не имеет права ни перед кем раскрывать своих подлинных имени и фамилии. Исключение составляют сам вождь, товарищ Берия и в самом крайнем случае сотрудник госбезопасности НКВД СССР в чине не ниже майора. Учитывая, что мое звание подполковника приравнивается к этому званию, я счел возможным это сделать.

Про задание товарища Сталина наблюдать за всем происходящим Шеломов помнит до сих пор и одно время, вследствие успешной торговли сумев произвести изрядные накопления наличных средств (в его подвалах в момент моего попадания в Брюгге находилось около центнера золотых монет и не менее трех центнеров серебряных), хотел даже ехать на Русь. Но затем, выяснив, что там пока феодализм, отказался от этой мысли.

Видя, что его возвращение задерживается, Шеломов предпринял самостоятельные шаги к возвращению обратно и, используя прежние контакты с семейством Арнольфини, заказал в Венеции зеркало, аналогичное тому, при посредстве которого он попал в Брюгге. Знаю, что получить это зеркало ему помогали члены монаршей фамилии и стоило оно Арнольфини каких-то баснословных денег.

Однако, невзирая на неоднократные попытки как-то активизировать зеркало, у него так ничего и не получалось. Помня про задание товарища Сталина подать какой-либо знак о себе в будущие времена, он пригласил к себе известного художника Ван Эйка якобы для того, чтобы тот нарисовал его и жену в домашней обстановке. Несмотря на то что такого странного портрета знаменитому художнику никто никогда не заказывал, Ван Эйк согласился. Позировал Шеломов таким образом, чтобы в центре картины было расположено венецианское зеркало, а отражение в нем не вполне соответствовало бы происходящему в комнате: там должны были быть нарисованы дополнительные персонажи, символизирующие возможность прохода сквозь зеркало в другие времена.

Это был первый знак. Второй заключался в том, что Шеломов попросил художника написать на самом видном месте картины, что он (Шеломов) там был (в смысле, в зеркале). Тут, правда, получилась неувязка: Шеломов просил указать про него самого, а Ван Эйк не понял заказчика и написал: «Johannes de Eyck fuit hic», что в переводе с латинского означает: «Ян ван Эйк был здесь».

После того как я ему открылся, у нас с Шеломовым возникли самые доверительные отношения. Он выделил мне в своем доме комнату для проживания, неоднократно выделял мне деньги на мелкие расходы и, посчитав, что я, как старший чин НКВД, смогу разобраться с работой зеркала, тоже отдал его мне для дальнейшего изучения.

Поначалу мои попытки активизировать его также оказались безуспешны, и я хотел вернуть зеркало владельцу, но тот отказался его взять, заявив, что его вид является для него причиной апатии и плохого настроения, в силу чего данное зеркало осталось в моей комнате висеть над изголовьем кровати.

Отчего оно вновь заработало спустя почти год, я не знаю, однако это случилось ориентировочно в ноль часов тридцать минут 16 сентября 1436 года. Что именно включилось в зеркале либо в его раме – выяснить не удалось в связи с моей спешкой. Как выглядело работающее зеркало, также сообщить не могу – место на стене, где оно висело, было закрыто густым туманом, в котором визуально наблюдались некие искры. Кроме того, мне все время слышался исходящий от него звук. Последний был негромким, но каким-то манящим (более точное слово подобрать затрудняюсь).

Вначале я хотел бежать за Шеломовым и предупредить его, но затем решил проверить, действительно ли работает именно оно. Я протянул руку, чтобы нащупать зеркало, а все дальнейшее произошло мгновенно. Меня словно втянуло туда, или, если точнее, накрыло неким куполом, и очнулся я уже здесь, в 1980 году, в подвале Горьковского исторического музея, среди музейных запасников.

Признаю, что я действительно сломал несколько ценных экспонатов, но сделал это не специально, а в связи с моими попытками сориентироваться в окружающем меня темном помещении. Готов понести за это заслуженное наказание. То, что от меня разило спиртным, тоже легко объяснимо – мы накануне вместе с Петром Шеломовым выпили несколько бутылок бургундского вина, поминая его усопшую жену Марию, так мастерски изображенную на картине товарищем Ван Эйком.

То, что я оказывал сопротивление прибывшим на вызов работников музея сотрудникам правоохранительных органов, – неправда. Я просто попытался взять обломки того самого зеркала, благодаря которому попал в это время и которое случайно разбил. Считаю, что его необходимо немедленно отправить на экспертизу в один из научно-исследовательских институтов, равно как и раму, в которой, вполне вероятно, и заключен механизм перемещения человека в прошлое и обратно. Возможно, я был излишне возбужден, пытаясь доказать милиционерам всю важность этих обломков, но ни в коем случае не кидался на них с этими обломками, равно как и не угрожал ими, а попросту наглядно демонстрировал их, пытаясь растолковать необходимость их исследования.

  Читать дальше   ...    

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Источники :  

https://fb2.top/amalygama-434220

https://fantlab.ru/work766329

https://litmir.club/br/?b=277138

https://4italka.site/priklucheniya/istoricheskie_priklyucheniya/434220/fulltext.htm

https://knizhnik.org/vladimir-a-torin/amalgama

https://vk.com/amalgama_book

https://onlinelit.net/book/amalgama

***

***

***

***

***

---

---

---

 Из мира в мир...

---

***

***

***

***

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

***

ПИКОВАЯ ДАМА. А.С. Пушкин

НА УГЛУ МАЛЕНЬКОЙ ПЛОЩАДИ... А.С. Пушкин

***

***

***

 

***

***

***       

***

                  

 

***

***

***

***

***

---

---

 

Ордер на убийство

Холодная кровь

Туманность

Солярис

Хижина.

А. П. Чехов.  Месть. 

Дюна 460 

Обитаемый остров

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Новости

Из ... новостей

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Просмотров: 12 | Добавил: iwanserencky | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: