Главная » 2021 » Январь » 30 » Палата No 6. Чехов, Антон Павлович. 002
02:08
Палата No 6. Чехов, Антон Павлович. 002

***

***

VII

     Проводив приятеля, Андрей Ефимыч  садится  за  стол  и  опять  начинает
читать. Тишина вечера и потом ночи не нарушается ни одним звуком,  и  время,
кажется, останавливается и замирает вместе с доктором над книгой, и кажется,
что ничего не существует, кроме этой  книги  и  лампы  с  зеленым  колпаком.
Грубое, мужицкое лицо  доктора  мало-помалу  озаряется  улыбкой  умиления  и
восторга перед движениями человеческого ума. О, зачем человек не бессмертен?
- думает он. -  Зачем  мозговые  центры  и  извилины,  зачем  зрение,  речь,
самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и в конце  концов
охладеть вместе с земной корой, а потом миллионы лет без смысла и  без  цели
носиться с землей вокруг солнца? Для того, чтобы охладеть и потом  носиться,
совсем не нужно извлекать из небытия человека с его высоким, почти  божеским
умом, и потом, словцо в насмешку, превращать его в глину.
     Обмен  веществ!  Но  какая  трусость  утешать  себя   этим   суррогатом
бессмертия! Бессознательные процессы,  происходящие  в  природе,  ниже  даже
человеческой глупости,. так как в глупости есть все-таки сознание и воля,  в
процессах же ровно ничего. Только  трус,  у  которого  больше  страха  перед
смертью, чем достоинства, может утешать себя тем,  что  тело  его  будет  со
временем жить в траве, в камне, в жабе... Видеть свое  бессмертие  в  обмене
веществ так же странно, как пророчить  блестящую  будущность  футляру  после
того, как разбилась и стала негодной дорогая скрипка.
     Когда  бьют  часы,  Андрей  Ефимыч  откидывается  на  спинку  кресла  и
закрывает глаза, чтобы немножко подумать. И невзначай, под влиянием  хороших
мыслей, вычитанных из книги, он  бросает  взгляд  на  свое  прошедшее  и  на
настоящее. Прошлое противно, лучше не вспоминать о нем. А в настоящем то же,
что в прошлом. Он знает что в то время, когда его  мысли  носятся  имеете  с
охлажденною землей вокруг солнца, рядом с докторской  квартирой,  в  большом
корпусе  томятся  люди  в  болезнях  и  физической  нечистоте;  быть  может,
кто-нибудь не спит и воюет с насекомыми,  кто-нибудь  заражается  рожей  или
стонет от туго положенной повязки; быть может,  больные  играют  в  карты  с
сиделками и пьют водку. В  отчетном  году  было  обмануто  двенадцать  тысяч
человек; все больничное  дело,  как  и  двадцать  лет  назад,  построено  на
воровстве, дрязгах, сплетнях, кумовство, на грубом шарлатанстве, и  больница
по-прежнему представляет из  себя  учреждение  безнравственное  и  в  высшей
степени вредное для здоровья  жителей.  Он  знает,  что  в  палате  N  6  за
решетками Никита колотит больных и что Мойсейка каждый день ходит по  городу
и собирает милостыню.
     С другой же стороны, ему отлично известно, что  за  последние  двадцать
пять лет с  медициной  произошла  сказочная  перемена.  Когда  он  учился  в
университете, ему казалось, что медицину скоро постигнет  участь  алхимия  и
метафизики, теперь же, когда он читает по  ночам,  медицина  трогает  его  и
возбуждает в нем удивление и даже восторг. В самом деле,  какой  неожиданный
блеск, какая революция! Благодаря антисептике делают операции, какие великий
Пирогов считал невозможными даже in spe {в  будущем  (лат.).},  Обыкновенные
земские врачи  решаются  производить  резекцию  коленного  сустава,  на  сто
чревосечений один только смертный случай, а каменная болезнь считается таким
пустяком, что о ней даже не пишут. Радикально излечивается сифилис. А теория
наследственности,  гипнотизм,  открытия   Пастера   и   Коха,   гигиена   со
статистикою, а наша русская земская медицина?  Психиатрия  с  ее  теперешнею
классификацией болезней, методами распознавания и лечения - это в  сравнении
с тем, что было,  целый  Эльборус.  Теперь  помешанным  не  льют  на  голову
холодную  воду  и  не  надевают  на  них  горячечных  рубах;   их   содержат
по-человечески и даже, как пишут в газетах, устраивают для них  спектакли  и
балы. Андрей Ефимыч знает,  что  при  теперешних  взглядах  и  вкусах  такая
мерзость, как палата N б,  возможна  разве  только  в  двухстах  верстах  от
железной  дороги,  в  городке,  где  городской  голова  и  все   гласные   -
полуграмотные мещане, видящие во враче  жреца,  которому  нужно  верить  без
всякой критики, хотя бы он вливал в рот расплавленное  олово;  в  другом  же
месте публика и газеты давно  бы  уже  расхватали  в  клочья  эту  маленькую
Бастилию.
     "Но что же? - спрашивает себя Андрей Ефимыч, открывая глаза. -  Что  же
из этого? И антисептика, и Кох, и на стер,  а  сущность  дела  нисколько  не
изменилась. Болезненность и смертность все  те  же.  Сумасшедшим  устраивают
балы и спектакли, а на волю их все-таки не выпускают. Значит,  все  вздор  и
суета, и разницы между лучшею венскою клиникой и моею больницей, в сущности,
нет никакой".
     Но скорбь и чувство, похожее на зависть, мешают ему  быть  равнодушным.
Это, должно быть, от утомления. Тяжелая голова склоняется к книге, он кладет
под лицо руки, чтобы мягче было, и думает:
     "Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю;
я нечестен. Но ведь сам по себе  я  ничто,  я  только  частица  необходимого
социального зла: все уездные чиновники вредны и даром получают  жалованье...
Значит, в своей нечестности виноват не я, а время... Родись я двумястами лет
позже, я был бы другим".
     Когда бьет три часа, он тушит лампу и уходит в спальню.  Спать  ему  не
хочется.

VIII 

     Года два тому назад земство расщедрилось и постановило выдавать  триста
рублей ежегодно в качестве пособия  на  усиление  медицинского  персонала  в
городской больнице впредь до открытия земской больницы, и на  помощь  Андрею
Ефимычу был приглашен городом уездный врач Евгений Федорыч Хоботов. Это  еще
очень молодой человек - ему нет и тридцати,  -  высокий  брюнет  с  широкими
скулами и маленькими глазками; вероятно, предки его были инородцами. Приехал
он в город без гроша денег, с небольшим чемоданчиком и с молодою  некрасивою
женщиной, которую  он  называет  своею  кухаркой.  У  этой  женщины  грудной
младенец. Ходит Евгений Федорыч в фуражке с козырьком и в высоких сапогах, а
зимой в полушубке. Он близко сошелся с  фельдшером  Сергеем  Сергеичем  и  с
казначеем,  а  остальных  чиновников  называет  почему-то  аристократами   и
сторонится их. Во всей квартире у него есть только одна  книга  -  "Новейшие
рецепты венской клиники за 1881 г.". Идя к больному, он всегда берет с собой
и эту книжку. В клубе по вечерам играет он в  бильярд,  карт  же  не  любит.
Большой  охотник;  потреблять  в  разговоре  такие  слова,   как   канитель,
мантифолия с уксусом, будет тебе тень наводить и т. п.
     В больнице он бывает два раза в неделю, обходит палаты и делает приемку
больных. Совершенное отсутствие антисептики и  кровососные  банки  возмущают
его, но новых порядков он не вводит, боясь оскорбить  этим  Андрея  Ефимыча.
Своего коллегу Андрея Ефимыча он считает старым плутом, подозревает  у  него
большие средства и втйне завидует ему. Он охотно бы занял его место.

IX

     В один из весених вечеров, в конце марта, когда уже на  земле  не  было
снега и в больничном саду пели скворцы,  доктор  вышел  проводить  до  ворот
своего приятеля почтмейстера. Как  раз  в  это  время  во  двор  входил  жид
Мойсейка, возвращавшийся с добычи. Он был без шапки и в  мелких  калошах  на
босую ногу и в руках с держал небольшой мешочек с милостыней.
     - Дай копеечку, - обратился он к доктору, дрожа от холода и улыбаясь.
     Андрей Ефпмыч, который никогда не умел отказывать, подал ему гривенник.
     - Как это нехорошо, - подумал он, глядя на его босые  ноги  с  красными
тощими щиколками. - Ведь мокро".
     И побуждаемый чувством, похожим на жалость и на брезгливость, он  пошел
во флигель вслед за евреем, поглядывая то на его лысину, то на щиколки.  При
входе доктора с кучи хлама вскочил Никита и вытянулся.
     - Здравствуй, Никита, - сказал мягко Андрей  Ефимыч.  -  Как  бы  этому
еврею выдать сапоги, что ли, а то простудится.
     Слушаю, ваши высокоблагородие. Я доложу смотрителю.
     - Пожалуйста. Ты попроси его от моего имени. Скажи, что я просил.
     Дверь из сеней в палату была отворена. Иван Дмитрич лежа на  кровати  и
приподнявшись на локоть, с тревогой прислушивался к чужому  голосу  и  вдруг
узнал доктора. Он весь затрясся от гнева, вскочил и с красным злым лицом,  с
глазами навыкате, выбежал на середину палаты.
     - Доктор пришел! - крикнул  он  и  захохотал.  -  Наконец-то!  Господа,
поздравляю, доктор  удостоивает  нас  своим  визитом!  Проклятая  гадина!  -
взвизгнул он и в исступлении, какого никогда еще не видели в палате,  топнул
ногой. - Убить эту гадину! Нет, мало убить! Утопить в отхожем месте!
     Андрей Ефимыч, слышащий это, выглянул  из  сеней  в  палату  и  спросил
мягко:
     - За что?
     - За что? - крикнул Иван Дмитрия, подходя к нему с угрожающим  видом  и
судорожно запахиваясь в халат, - За что? Вор! - проговорил он с  отвращением
и делая губы так, как будто желая плюнуть. - Шарлатан! Палач!
     - Успокойтесь, - сказал Андрей Ефимыч, виновато улыбаясь. - Уверяю вас,
я  никогда  ничего  не  крал,  в   остальном   же,   вероятно,   вы   сильно
преувеличиваете. Я вижу, что вы на меня  сердиты.  Успокойтесь,  прошу  вас,
если можете, и скажите хладнокровно: за что вы сердиты?
     - А за что вы меня здесь держите?
     - За то, что вы больны.
     - Да, болен. Но ведь десятки,  сотни  сумасшедших  гуляют  на  свободе,
потому что ваше невежество но способно отличить их от здоровых. Почему же  я
и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех,  как  козлы  отпущения?  Вы,
фельдшер, смотритель и вся ваша больничная сволочь в нравственном  отношении
неизмеримо ниже каждого из нас, почему же мы сидим, а вы нет? Где логика?
     - Нравственное отношение и логика  тут  ни  при  чем.  Все  зависит  от
случая. Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все.
В том, что я доктор, а вы душевнобольной, нет ни нравственности, ни  логики,
а одна только пустая случайность.
     - Этой ерунды я не понимаю... - глухо проговорил Иван Дмитрич и сел  на
свою кровать.
     Мойсейка, которого Никита постеснялся обыскивать в присутствии доктора,
разложил у себя на постели кусочки хлеба, бумажки  и  косточки  и,  все  еще
дрожа от холода, что-то быстро и певуче заговорил no-еврейскн. Вероятно,  он
вообразил, что открыл лавочку.
     - Отпустите меня, - сказал Иван Дмитрич, и голос его дрогнул.
     - Не могу.
     - Но почему же? Почему?
     - Потому что это не в моей власти. Посудите, какая польза  вам  оттого,
если я отпущу вас? Идите. Вас задержат горожане или полиция и вернут назад.
     - Да, да, это правда... - проговорил Иван Дмитрич и потер себе  лоб.  -
Это ужасно! Но что же мне делать? Что?
     Голос Ивана Дмитрича и его молодое умное лицо с  гримасами  понравились
Андрею Ефимычу. Ему захотелось приласкать молодого человека и успокоить его.
Он сел рядом с ним на постель, подумал и сказал:
     - Вы спрашиваете, что делать? Самое лучшее в вашем положении  -  бежать
отсюда. Но, к  сожалению,  это  бесполезно.  Вас  задержат.  Когда  общество
ограждает себя от  преступников,  психических  больных  и  вообще  неудобных
людей, то оно непобедимо. Вам остается одно: успокоиться на мысли, что  ваше
пребывание здесь необходимо.
     - Никому оно не нужно.
     - Раз существуют тюрьмы и сумасшедшие дома,  то  должен  же  кто-нибудь
сидеть в них. Не вы - так я, не я - так кто-нибудь третий. Погодите, когда в
далеком будущем закончат свое существование тюрьмы и сумасшедшие дома, то не
будет ни решеток на окнах, пи халатов. Конечно, такое время рано или  поздно
настанет.
     Иван Дмитрич насмешливо улыбнулся.
     - Вы шутите, - сказал он, щуря глаза. - Таким господам, как  вы  и  ваш
помощник Никита, нет никакого дела до  будущего,  но  можете  быть  уверены,
милостивый государь, настанут  лучшие  времена!  Пусть  я  выражаюсь  пошло,
смейтесь, но воссияет заря новой жизни, восторжествует правда,  и  на  нашей
улице будет праздник! Я не дождусь, издохну,  но  зато  чьи-нибудь  правнуки
дождутся. Приветствую их от всей души и радуюсь,  радуюсь  за  них!  Вперед!
Помогай вам бог, друзья!
     Иван Дмитрич с блестящими глазами поднялся и, протягивая руки  к  окну,
продолжал с волнением в голосе:
     - Из-за этих решеток благословляю вас! Да здравствует правда! Радуюсь!
     - Я не нахожу особенной причины радоваться,  -  сказал  Андрей  Ефимыч,
которому движение Ивана Дмитрича показалось театральным  и  в  то  же  время
очень поправилось. - Тюрем и сумасшедших домов не будет, и  правда,  как  вы
изволили выразиться, восторжествует, но ведь сущность  вещей  не  изменится,
законы природы останутся все те же. Люди будут болеть, стариться  и  умирать
так же, как и теперь. Какая бы великолепная заря ни освещала вашу жизнь, все
же в конце концов вас заколотят в гроб и бросят в яму.
     - А бессмертие?
     - Э, полноте!
     - Вы не верите, ну, а я верю. У  Достоевского  или  у  Вольтера  кто-то
говорит, что если бы не было бога, то его выдумали  бы  люди.  А  я  глубоко
верю, что если нет бессмертия, то его  рано  или  поздно  изобретет  великий
человеческий ум.
     - Хорошо сказано, - проговорил Андрей Ефимыч, улыбаясь от удовольствия.
- Это хорошо, что вы веруете. С  такой  верой  можно  жить  припеваючи  даже
замуравленному в стене. Вы изволили где-нибудь получить образование?
     - Да, я был в университете, но не кончил.
     - Вы мыслящий и вдумчивый человек.  При  всякой  обстановке  вы  можете
находить успокоение в самом себе. Свободное  и  глубокое  мышление,  которое
стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира  -  вот
два блага, выше которых никогда не знал человек. И вы можете  обладать  ими,
хотя бы вы жили за тремя решетками.  Диоген  жил  в  бочке,  однако  же  был
счастливее всех царей земных.
     - Ваш Диоген был болван, - угрюмо проговорил Иван Дмитрич. - Что вы мне
говорите про Диогена да про какое-то уразумение? - рассердился  он  вдруг  и
вскочил. - Я люблю  жизнь,  люблю  страстно!  У  меня  мания  преследования,
постоянный мучительный страх, но бывают минуты, когда меня охватывает  жажда
жизни, и тогда я боюсь сойти с ума. Ужасно хочу жить, ужасно!
     Он в волнении прошелся по палате и оказал, понизив голос:
     - Когда я мечтаю, меня посещают призраки. Ко мне ходят какие-то люди, я
слышу голоса, музыку, и кажется мне, что  я  гуляю  по  каким-то  лесам,  по
берегу моря, и мне так страстно хочется суеты, заботы... Скажите мне, ну что
там нового? - спросил Иван Дмитрич. - Что там?
     - Вы про город желаете знать или вообще?
     - Ну, сначала расскажите мне про город, а потом вообще.
     - Что ж? В городе томительно скучно... Не с ком слова  сказать,  некого
послушать. Новых людей нет. Впрочем, приехал недавно молодой врач Хоботов.
     - Он еще при мне приехал. Что, хам?
     - Да, некультурный человек. Странно, знаете  ли...  Судя  по  всему,  в
наших столицах нет умственного застоя, есть движение, - значит, должны  быть
там и настоящие люди, но почему-то всякий раз оттуда присылают к  нам  таких
людей, что не глядел бы. Несчастный город!
     - Да, несчастный город! - вздохнул  Иван  Дмитрич.  и  засмеялся.  -  А
вообще как? Что пишут в газетах и журналах?
     В палате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказывать, что
пишут за границей и в России и какое замечается  теперь  направление  мысли.
Иван Дмитрич внимательно слушал и задавал вопросы, но вдруг  точно  вспомнив
что-то ужасное, схватил себя за голову и лег на постель, спиной к доктору.
     - Что с вами? - спросил Андрей Ефимыч.
     - Вы от меня не услышите больше ни одного  слова!  -  грубо  проговорил
Иван Дмитрич. - Оставьте меня
     - Отчего же?
     - Говорю вам: оставьте! Какого дьявола?
     Андрей Ефимыч пожал плечами, вздохнул и вышел. Проходя через  сени,  он
сказал:
     - Как бы здесь убрать, Никита... Ужасно тяжелым запах!
     - Слушаю, ваше высокоблагородие.
     "Какой приятный молодой человек! - думал Андрей Ефимыч, идя к  себе  на
квартиру. - За все время, пока я тут живу, это, кажется, первый,  с  которым
можно поговорить. Он умеет рассуждать и интересуется именно тем, чем нужно".
     Читая и потом ложась спать, он все время думал  об  Иване  Дмитриче,  а
проснувшись на другой день утром, вспомнил, что вчера познакомился с умным и
интересным человеком, и решил сходить к нему еще раз при первой возможности.

Х

     Иван Дмитрич лежал в такой же позе, как вчера, обхватив голову руками и
поджав ноги. Лица его не было видно.
     - Здравствуйте, мой друг, - сказал Андрей Ефимыч. - Вы не спите?
     - Во-первых, я вам не друг, - проговорил Иван Дмитрич в  подушку,  -  а
во-вторых, вы напрасно хлопочете: вы не добьетесь от меня ни одного слова.
     - Странно... -  пробормотал  Андрей  Ефимыч  в  смущении.  -  Вчера  мы
беседовали так мирно, но вдруг вы почему-то обиделись  и  сразу  оборвали...
Вероятно, я выразился как-нибудь неловко или, быть может, высказал мысль, не
согласную с вашими убеждениями...
     - Да, так я вам и поверю! - сказал Иван Дмитрич, приподнимаясь и  глядя
на доктора насмешливо и с тревогой; глаза у него были красны. - Можете  идти
шпионить и пытать в другое место, а тут  вам  нечего  делать.  Я  еще  вчера
понял, зачем вы приходили.
     - Странная фантазия! - усмехнулся доктор. - Значит, вы полагаете, что я
шпион?
     - Да,  полагаю...  Шпион  или  доктор,  к  которому  положили  меня  на
испытание, - это все равно.
     - Ах, какой вы, право, извините... чудак! Доктор сел на  табурет  возле
постели и укоризненно покачал головой.
     -  Но  допустим,  что  вы  правы,  -  сказал  он.  -  Допустим,  что  я
предательски ловлю вас на слове, чтобы выдать полиции. Вас арестуют и  потом
судят. Но разве в суде и в тюрьме вам будет хуже, чем здесь? А  если  сошлют
на поселение и даже на каторгу,  то  разве  это  хуже,  чем  сидеть  в  этом
флигеле? Полагаю, не хуже... Чего же бояться?
     Видимо, эти слова подействовали на Ивана Дмитрича. Он покойно сел.
     Был пятый час вечера - время, коuда обыкновенно Андрей Ефимыч  ходит  у
себя по комнатам и Дарьюшка спрашивает его, не пора ли  ему  пиво  пить,  на
дворе была тихая, ясная погода.
     - А я после обеда вышел прогуляться, да вот  и  зашел,  как  видите,  -
сказал доктор. - Совсем весна.
     - Теперь какой месяц? Март? - спросил Иван Дмитрич.
     - Да, конец марта.
     - Грязно на дворе?
     - Нет, не очень. В саду уже тропинки.
     - Теперь бы хорошо проехаться в коляске куда-нибудь за город, -  сказал
Иван Дмитрия, потирая свои красные глаза, точно спросонок, - потом вернуться
бы домой в теплый, уютный кабинет и... полечиться у порядочного  доктора  от
головной  боли...  Давно  уже  я  не  жил  по-человечески.  А  здесь  гадко!
Нестерпимо гадко!
     После вчерашнего возбуждения он был утомлен и вял и  говорил  неохотно.
Пальцы у него дрожали, и по лицу  видно  было,  что  у  него  сильно  болела
голова.
     - Между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы,  -
сказал Андрей Ефимыч. - Покой и довольство человека не  вне  его,  а  в  нем
самом.
     - То есть как?
     - Обыкновенный человек ждет хорошего или  дурного  извне,  то  есть  от
коляски и кабинета, а мыслящий от самого себя.
     - Идите проповедуйте  эту  философию  в  Греции,  где  тепло  и  пахнет
померанцем, а здесь она не по климату. С кем это  я  говорил  о  Диогене?  С
вами, что ли?
     - Да, вчера со мной.
     - Диоген не нуждался в кабинете и в теплом помещении; там  и  без  того
жарко. Лежи себе в бочке да кушай апельсины  и  оливки.  А  доведись  ему  в
России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился  бы  в  комнату.
Небось скрючило бы от холода.
     - Нет. Холод, как и вообще всякую  боль,  можно  но  чувствовать.  Марк
Аврелий оказал: "Боль есть живое представление о боли: сделай  усилие  воли,
чтоб изменить это представление, откинь его, перестань  жаловаться,  и  боль
исчезнет". Это справедливо. Мудрец или попросту мыслящий, вдумчивый  человек
отличается именно тем, что презирает страдание; он всегда доволен  и  ничему
не удивляется.
     -  Значит,  я  идиот,  так  как  я  страдаю,  недоволен   и   удивляюсь
человеческой подлости.
     - Это вы напрасно. Если вы почаще будете вдумываться,  то  вы  поймете,
как ничтожно все то внешнее, что волнует нас. Нужно стремиться к  уразумению
жизни, в нем - истинное благо.
     - Уразумение... - поморщился Иван  Дмитрич.  -  Внешнее,  внутреннее...
Извините, я этого не понимаю. Я знаю только, - сказал он, вставая и  сердито
глядя на доктора, - я знаю, что бог создал меня из теплой  крови  и  нервов,
да-с! А органическая ткань, если она жизнеспособна,  должна  реагировать  на
всякое раздражение. И я реагирую! На боль я отвечаю  криком  и  слезами,  на
подлость  -  негодованием,  на  мерзость  -  отвращением.   По-моему,   это,
собственно,  и  называется  жизнью.  Чем  ниже  организм,   тем   он   менее
чувствителен и тем слабее отвечает  на  раздражение,  и  чем  выше,  тем  он
восприимчивее и энергичнее  реагирует  на  действительность.  Как  не  знать
этого? Доктор, а не знает таких пустяков! Чтобы  презирать  страдание,  быть
всегда довольным  и  ничему  не  удивляться,  нужно  дойти  вот  до  этакого
состояния, - и Иван Дмитрич указал на толстого, заплывшего жиром  мужика,  -
или же закалить себя страданиями до такой  степени,  чтобы  потерять  всякую
чувствительность к ним, то есть, другими словами, перестать жить.  Извините,
я не мудрец и не философ, - продолжал Иван  Дмитрич,  с  раздражением,  -  и
ничего я в этом не понимаю. И не и состоянии рассуждать.
     - Напротив, вы прекрасно рассуждаете.
     - Стоики, которых вы пародируете, были замечательные люди, но учение  их
застыло еще две тысячи лет назад и ни капли не подвинулось вперед и не будет
двигаться, так как оно не практично и не жизненно. Оно имело успех только  у
меньшинства, которое проводи! свою жизнь в штудировании и смаковании  всяких
учений, большинство же не понимало его. Учение, проповедующее  равнодушие  к
богатству,  удобствам  жизни,  презрение  к  страданиям  и  смерти,   совсем
непонятно для громадного большинства, так как  это  большинство  никогда  не
знало ни богатства, ни удобств в жизни; а презирать страдания значило бы для
него презирать самую  жизнь,  так  как  все  существо  человека  состоит  из
ощущений голода, холода, обид, потерь и гамлетовского страха перед  смертью.
В этих ощущениях вся жизнь:  ею  можно  тяготиться,  ненавидеть  ее,  но  не
презирать.  Да,  так,  повторяю,  учение  стоиков  никогда  не  может  иметь
будущности, прогрессируют же, как видите, от начала века, и сегодня  борьба,
чуткость к боли, способность отвечать на раздражение...
     Иван Дмитрич вдруг потерял нить мыслей, остановился и  досадливо  потер
лоб.
     - Хотел сказать что-то важное, да сбился, - сказал он. - О чем  я?  Да!
Так вот я и говорю: кто-то из стоиков продал себя  в  рабство  затем,  чтобы
выкупить  своего  ближнего.  Вот  видите,  значит,  и  стоик  реагировал  на
раздражение, так как для такого великодушного  акта,  как  уничтожение  себя
ради ближнего, нужна возмущенная, сострадающая душа. Я забыл  тут  в  тюрьме
все, что учил, а то бы еще что-нибудь  вспомнил.  А  Христа  взять?  Христос
отвечал на действительность тем, что плакал, улыбался, печалился,  гневался,
даже тосковал; он не с  улыбкой  шел  навстречу  страданиям  и  не  презирал
смерть, а молился в саду Гефсиманском, чтобы его миновала чаша сия.
     Иван Дмитрич засмеялся и сел.
     - Положим, покой и довольство человека не вне его, а  в  нем  самом,  -
сказал он. - Положим, нужно презирать страдания, ничему  не  удивляться.  Но
вы-то на каком основании проповедуете это? Вы мудрец? Философ?
     - Нет, я не философ, по проповедовать это должен каждый, потому что это
разумно.
     - Нет,  я  хочу  знать,  почему  вы  в  деле  уразумения,  презрения  к
страданиям  и  прочее  считаете  себя  компетентным?   Разве   вы   страдали
когда-нибудь? Вы имеете понятие  о  страданиях?  Позвольте:  вас  в  детстве
секли?
     - Нет, мои родители питали отвращение к телесным наказаниям.
     - А меня отец порол  жестоко.  Мой  отец  был  крутой,  геморроидальный
чиновник, с длинным носом и желтою шеей. Но будем говорить  о  вас.  Во  всю
вашу жизнь до вас никто не дотронулся пальцем, никто вас  не  запугивал,  не
забивал; здоровы вы, как бык. Росли вы под крылышком отца и учились  на  его
счет, а потом сразу захватили синекуру.  Больше  двадцати  лет  вы  жили  на
бесплатной квартире, с отоплением, с освещением,  с  прислугой  имея  притом
право работать, как и сколько вам угодно, хоть ничего не делать. От  природы
вы человек ленивый, рыхлый и потому старались  складывать  свою  жизнь  так.
чтобы вас ничто но беспокоило и не двигало с места. Дела вы сдали  фельдшеру
и прочей сволочи, а сами сидели в тепле да в тишине, копили  деньги,  книжки
почитывали, услаждали себя размышлениями о разной возвышенной чепухе и (Иван
Дмитрич посмотрел на красный нос доктора) выпивахом. Одним словом, жизни  вы
не видели, не знаете ее совершенно, а  с  действительностью  знакомы  только
теоретически. А презираете вы страдания и ничему  не  удивляетесь  по  очень
простой причине:  суета-сует,  внешнее  и  внутреннее,  презрение  к  жизни,
страданиям и смерти, уразумение, истинное благо - все это  философия,  самая
подходящая для российского лежебока. Видите вы,  например,  как  мужик  бьет
жену. Зачем вступаться? Пускай бьет, все равно оба помрут рано или поздно; и
бьющий к тому же оскорбляет побоями не  того,  кого  бьет,  а  самого  себя.
Пьянствовать глупо, неприлично, но пить - умирать,  и  не  пить  -  умирать.
Приходит баба, зубы болят... Ну, что ж? Боль есть представление о боли  и  к
тому же без болезней не проживешь  на  этом  свете,  все  помрем,  а  потому
ступай, баба, прочь, не мешай мне мыслить  и  водку  пить.  Молодой  человек
просит совета,  что  делать,  как  жить;  прежде  чем  ответить,  другой  бы
задумался, а тут уж готов ответ:  стремись  к  уразумению  или  к  истинному
благу:
     А что такое это фантастическое "истинное благо"? Ответа  нет,  конечно.
Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно  и  разумно,
потому что между  этою  палатой  и  теплым,  уютным  кабинетом  нет  никакой
разницы. Удобная философия: и делать нечего, и  совесть  чиста,  и  мудрецом
себя чувствуешь... Нет, сударь, это не философия,  не  мышление,  не  широта
взгляда, а лень, факирство, сонная одурь... Да!  -  опять  рассердился  Иван
Дмитрич. - Страдание презираете, а небось  прищеми  вам  дверью  палец,  так
заорете во все горло!
     - А может, и не заору, - сказал Андрей Ефимыч, кротко улыбаясь.
     - Да, как  же!  А  нот  если  бы  вас  трахнул  паралич  или,  положим,
какой-нибудь дурак и наглец, пользуясь своим положением  и  чипом,  оскорбил
вас публично и вы знали бы, что это пройдет ему безнаказанно, - ну, тогда бы
вы поняли, как это отсылать других к уразумению и истинному благу.
     - Это оригинально, - сказал Андрей Ефимыч,  смеясь  от  удовольствия  и
потирая руки. - Меня приятно поражает в вас склонность к обобщениям,  а  моя
характеристика, которую вы только что  изволили  сделать,  просто  блестяща.
Признаться, беседа с вами доставляет мне громадное удовольствие. Ну-с, я вас
выслушал, теперь и вы благоволите выслушать меня...

XI

     Этот разговор продолжался еще около часа и,  по-видимому,  произвел  на
Андрея Ефимыча глубокое впечатление. Он стал ходить во флигель каждый  день.
Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его
в беседе с Иваном Дмитричем.  В  первое  время  Иван  Дмитрич  дичился  его,
подозревал в злом умысле и  откровенно  выражал  свою  неприязнь,  потом  же
привык к нему и свое резкое обращение сменил на снисходительно-ироническое.
     Скоро по больнице разнесся слух, что доктор Андрей Ефимыч стал посещать
палату N 6. Никто - ни фельдшер, ни Никита,  ни  сиделки  не  могли  понять,
зачем он ходил туда, зачем просиживал там по целым часам, о чем разговаривал
и почему не прописывал рецептов. Поступки  его  казались  странными.  Михаил
Аверьяныч часто не заставал его дома, чего раньше никогда  не  случалось,  и
Дарьюшка была очень смущена, так как доктор пил пиво уже не  в  определенное
время и иногда даже запаздывал к обеду.
     Однажды, это было уже в конце июня, доктор Хоботов пришел по  какому-то
делу к Андрею Ефимычу; не застав его  дома,  он  отправился  искать  его  по
двору; тут ему сказали, что старый доктор пошел к душевнобольным.  Войдя  во
флигель и остановившись в сенях, Хоботов услышал такой разговор:
     - Мы никогда не споемся, и обратить меня в свою веру вам не удастся,  -
говорил Иван Дмитрич с раздражением. - С действительностью вы совершенно  не
знакомы, и никогда вы не страдали, а только, как  пьявица,  кормились  около
чужих страданий, я же страдал непрерывно со дня рождения до сегодня. Поэтому
говорю откровенно: я считаю себя выше вас и компетентнее во всех отношениях.
Не вам учить меня.
     - Я совсем не имею претензии обращать вас в  свою  веру,  -  проговорил
Андрей Ефимыч тихо и с сожалением, что его не хотят понять. - И  не  в  этом
дело, мой друг. Дело не в том, что вы страдали, а я нет. Страдания и радости
преходящи; оставим их, бог с ними. А дело в том, что мы с  вами  мыслим;  мы
видим друг в друге людей, которые  способны  мыслить  и  рассуждать,  и  это
делает нас солидарными, как бы различны ни были наши  взгляды.  Если  бы  вы
знали, друг мой, как надоели мне всеобщее безумие, бездарность, тупость и  с
какою радостью  я  всякий  раз  беседую  с  вами!  Вы  умный  человек,  и  я
наслаждаюсь вами.
     Хоботов отворил на вершок дверь и взглянул в  палату;  Иван  Дмитрич  в
колпаке  и  доктор  Андрей  Ефимыч  сидели  рядом  на  постели.  Сумасшедший
гримасничал, вздрагивал и судорожно запахивался  в  халат,  а  доктор  сидел
неподвижно, опустив  голову,  и  лицо  у  него  было  красное,  беспомощное,
грустное. Хоботов пожал плечами, усмехнулся и переглянулся с Никитой. Никита
тоже пожал плечами.
     На другой день Хоботов приходил во флигель  вместе  с  фельдшером.  Оба
стояли в сенях и подслушивали.
     - А наш дед, кажется, совсем  сдрефил!  -  сказал  Хоботов,  выходя  из
флигеля.
     - Господи, помилуй нас, грешных! - вздохнул благолепный Сергей Сергеич,
старательно обходя лужицы, чтобы не запачкать своих ярко вычищенных сапогов.
- Признаться, уважаемый Евгений Федорыч, я давно уже ожидал этого!

   Читать  дальше ... 

***

***

***

***

***

***

***

***

***

 Источник :  https://ilibrary.ru/author/chekhov/l.all/index.html

***

***

***

***

***

***

***

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

                

 

***

Яндекс.Метрика

***

***

***

  День рождения Антона Павловича... и его рассказы 

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 002 

  Антон Павлович Чехов. Рассказы.003

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 004

  Антон Павлович Чехов. Рассказы.005

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 006 

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 007

   Поцелуй. Антон Павлович Чехов. 

***

***

***

Шахматы в...

Обучение

О книге

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ 

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 287 | Добавил: iwanserencky | Теги: день рождения, Чехов, рассказы, Антон Павлович, Чехов Антон Павлович, Палата No 6, Антон Павлович Чехов, рассказы Чехова, рассказ, 29 января, литература, День рождения Чехова, из интернета | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: