Главная » 2020 » Июль » 6 » Скуки всякие нужны, Скуки всякие важны
14:26
Скуки всякие нужны, Скуки всякие важны

***

*** 

Похвала скуке (когда вкусняшки уже не помогают)

 

ПОХВАЛА СКУКЕ

РЕЧЬ ИОСИФА БРОДСКОГО
ПЕРЕД ВЫПУСКНИКАМИ ДАРМУТСКОГО КОЛЛЕДЖА

Но если ты не сможешь удержать свое царство
И придешь, как до тебя отец, туда,
Где мысль обвиняет и чувство высмеивает,
Верь своей боли...
У.Х. Оден, "Алонсо - Фердинанту"



Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована
скукой. Причина, по которой я хотел бы поговорить с вами об этом в столь
торжественный день, состоит в том, что, как я полагаю, ни один
гуманитарный колледж не готовит вас к такой будущности; и Дармут не
является исключением. Ни точные науки, ни гуманитарные не предлагают вам
курсов скуки. В лучшем случае они могут вас познакомить со скукой, нагоняя
ее. Но что такое случайное соприкосновение по сравнению с неизлечимой
болезнью? Наихудший монотонный бубнеж, исходящий с кафедры, или смежающий
веки велеречивый учебник - ничто по сравнению с психологической Сахарой,
которая начинается прямо в вашей спальне и теснит горизонт.


Известная под несколькими псевдонимами - тоска, томление,
безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость,
сонливость, опустошенность, уныние и т.д., скука - сложное явление и, в
общем и целом, продукт повторения. 
В таком случае, казалось бы, лучшим
лекарством от нее должны быть постоянная изобретательность и
оригинальность. То есть на что вы, юные и дерзкие, и рассчитывали. Увы,
жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике -
как раз повторение.

Можно, конечно, возразить, что постоянное стремление к оригинальности
и изобретательности есть двигатель прогресса и тем самым цивилизации.
Однако - в чем и состоит преимущество ретроспективного взгляда - двигатель
этот не самый ценный. Ибо, если мы поделим историю нашего вида в
соответствии с научными открытиями, не говоря уже об этических концепциях,
результат будет безрадостный. Мы получим, выражаясь конкретнее, века
скуки. Само понятие оригинальности или новшества выдает монотонность
стандартной реальности, жизни, чей главный стих - нет, стиль - есть скука.
Этим она - жизнь - отличается от искусства, злейший враг которого,
как вы, вероятно, знаете, - клише. Поэтому неудивительно, что и искусство
не может научить вас справляться со скукой. На эту тему написано несколько
романов; еще меньше живописных полотен; что касается музыки, она главным
образом несемантична. Единственный способ сделать искусство убежищем от
скуки, от этого экзистенциального эквивалента клише, - самим стать
художниками. Хотя, учитывая вашу многочисленность, эта перспектива столь
же незаманчива, сколь и маловероятна.

Но даже если вы шагнете в полном составе к пишущим машинкам,
мольбертам и Стейнвеям, полностью от скуки вы себя не оградите. Если мать
скуки - повторяемость, то вы, юные и дерзкие, будете быстро удушены
отсутствием признания и низким заработком, ибо и то, и другое хронически
сопутствует искусству. В этом отношении литературный труд, живопись,
сочинение музыки значительно уступают работе в адвокатской конторе, банке
или даже лаборатории.

В этом, конечно, заключается спасительная сила искусства. Не будучи
прибыльным, оно становится жертвой демографии довольно неохотно. Ибо если,
как мы уже сказали, повторение - мать скуки, демография (которой предстоит
сыграть в вашей жизни гораздо большую роль, чем любому из усвоенных вами
здесь предметов) - ее второй родитель. Возможно, это звучит
мизантропически, но я вдвое старше вас и на моих глазах население земного
шара удвоилось. К тому времени, когда вы достигнете моего возраста, оно
увеличится вчетверо, и вовсе не так, как вы ожидаете. Например, к 2000
году произойдет такое культурно-этническое перераспределение, которое
станет испытанием для вашего человеколюбия.

Одно это уменьшит перспективы оригинальности и изобретательности в
качестве противоядий от скуки. Но даже в более монохромном мире другое
осложнение с оригинальностью и изобретательностью состоит в том, что они
буквально окупаются. При условии, что вы способны к тому или другому, вы
разбогатеете довольно быстро. Сколь бы желательно это ни было, большинство
из вас знает по собственному опыту, что никто так не томим скукой, как
богачи, ибо деньги покупают время, а время имеет свойство повторяться.
Допуская, что вы не стремитесь к бедности - иначе вы бы не поступили в
колледж, - можно ожидать, что скука вас настигнет, как только первые
орудия самоудовлетворения станут вам доступны.

Благодаря современной технике эти орудия так же многочисленны, как и
синонимы скуки. Ввиду их назначения - помочь вам позабыть об избыточности
времени - их изобилие красноречиво. Столь же красноречивым является
использование вашей покупательной способности, к вершинам которой вы
зашагаете отсюда под щелканье и жужжание некоторых из этих инструментов,
которые крепко держат в руках ваши родители и родственники. Это
пророческая сцена, леди и джентльмены 1989 года выпуска, ибо вы вступаете
в мир, где запись события умаляет само событие - в мир видео, стерео,
дистанционного управления, тренировочных костюмов и тренажеров,
поддерживающих вас в форме, чтобы снова прожить ваше собственное или
чье-то еще прошлое: консервированного восторга, требующего живой плоти.
Все, что обнаруживает регулярность, чревато скукой. В значительной
степени это относится и к деньгам - как к самим банкнотам, так и к
обладанию ими. Разумеется, я не собираюсь объявлять бедность спасением от
скуки - хотя Св. Франциску, по-видимому, удалось именно это. Но несмотря
на всю окружающую вас нужду, идея создания новых монашеских орденов не
кажется особенно увлекательной в нашу эпоху видеохристианства. К тому же,
юные и дерзкие, вы больше жаждете делать добро в той или иной Южной
Африке, чем по соседству, и охотнее откажетесь от любимого лимонада, чем
вступите в нищий квартал. Поэтому никто не рекомендует вам бедность. Все,
что вам можно предложить, - быть осторожнее с деньгами, ибо нули в ваших
счетах могут превратиться в ваш духовный эквивалент.

Что касается бедности, скука - самая жестокая часть ее несчастий, и
бегство от нее принимает более радикальные формы: бурного восстания или
наркомании. Обе временные, ибо несчастье бедности бесконечно; обе
вследствие этой бесконечности дорогостоящи. Вообще, человек, всаживающий
героин себе в вену, делает это главным образом по той же причине, по
которой вы покупаете видео: чтобы увернуться от избыточности времени.
Разница, однако, в том, что он тратит больше, чем получает, и его средства
спасения становятся такими же избыточными, как то, от чего он спасается,
быстрее, чем ваши. В целом, тактильная разница между иглой шприца и
кнопкой стерео приблизительно соответствует различию между остротой и
тупостью влияния времени на неимущих и имущих. Короче говоря, будь вы
богаты или бедны, рано или поздно вы пострадаете от избыточности времени.
Потенциально имущие, вам наскучит ваша работа, ваши друзья, ваши
супруги, ваши возлюбленные, вид из вашего окна, мебель или обои в вашей
комнате, ваши мысли, вы сами. Соответственно, вы попытаетесь найти пути
спасения. Кроме приносящих удовлетворение вышеупомянутых игрушек, вы
сможете приняться менять места работы, жительства, знакомых, страну,
климат; вы можете предаться промискуитету, алкоголю, путешествиям, урокам
кулинарии, наркотикам, психоанализу.

Впрочем, вы можете заняться всем этим одновременно; и на время это
может помочь. До того дня, разумеется, когда вы проснетесь в своей спальне
среди новой семьи и других обоев, в другом государстве и климате, с кучей
счетов от вашего турагента и психоаналитика, но с тем же несвежим чувством
по отношению к свету дня, льющемуся через окно. Вы натягиваете ваши
кроссовки и обнаруживаете, что у них нет шнурков, за которые бы вы
выдернули себя из того, что вновь приняло столь знакомый облик. В
зависимости от вашего темперамента или возраста вы либо запаникуете, либо
смиритесь с привычностью этого ощущения; либо вы еще раз пройдете через
мороку перемен.

Невроз и депрессия войдут в ваш лексикон; таблетки - в вашу аптечку.
В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы превратить жизнь в постоянный
поиск альтернатив, чехарду работ, супругов, окружений и т.д., при условии,
что вы можете себе позволить алименты и путаницу в воспоминаниях. Это
положение, в сущности, было достаточно воспето на экране и в романтической
поэзии. Загвоздка, однако, в том, что вскоре этот поиск превращается в
основное занятие, и ваша потребность в альтернативе становиться равна
ежедневной дозе наркомана.

Однако, из этого существует еще один выход. Не лучший, возможно, с
вашей точки зрения, и не обязательно безопасный, но прямой и недорогой. Те
из вас, кто читал "Слугу слуг" Роберта Фроста, помнят его строчку: "Лучший
выход - всегда насквозь". И то, что я собираюсь предложить - вариация на
эту тему.

Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Пусть она вас задавит;
погрузитесь, достаньте до дна. Вообще, с неприятностями правило таково:
чем скорее вы коснетесь дна, тем тем быстрее выплывете на поверхность.
Идея здесь, пользуясь словами другого великого англоязычного поэта,
заключается в том, чтобы взглянуть в лицо худшему.
 
.Причина, по которой скука заслуживает такого пристального внимания, в том, что она
представляет чистое, неразведенное время во всем его повторяющемся,
избыточном, монотонном великолепии.

Скука - это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства,
которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит
душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно на бесконечность
времени, то есть на вашу незначительность в нем. Возможно, этим
объясняется боязнь одиноких, оцепенелых вечеров, очарованность, с которой
мы иногда наблюдаем пылинку, кружащуюся в солнечном луче, - и где-то
тикают часы, стоит жара, и сила воли на нуле.

Раз уж это окно открылось, не пытайтесь его захлопнуть; напротив,
широко распахните его. 
Ибо скука говорит на языке времени, и ей предстоит
преподать вам наиболее ценный урок в вашей жизни - урок, которого вы не
получили здесь, на этих зеленых лужайках - урок вашей крайней
незначительности. Он ценен для вас, а также для тех, с кем вы будете
общаться. "Ты конечен", - говорит вам время голосом скуки, - "и что ты ни
делаешь, с моей точки зрения, тщетно". Это, конечно, не прозвучит музыкой
для вашего слуха; однако, ощущение тщетности, ограниченной значимости
ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их
плодотворности и сопутствующее этому самомнение.

Ибо скука - вторжение времени в нашу систему ценностей. Она помещает
ваше существование в его - существования - перспективу, конечный результат
которой - точность и смирение. Первая, следует заметить, порождает второе.
Чем больше вы узнаете о собственной величине, тем смиреннее вы становитесь
и сочувственней к себе подобным, к той пылинке, что кружится в луче солнца
или уже неподвижно лежит на вашем столе. Ах, сколько жизней ушло в эти
пылинки! Не с вашей точки зрения, но с их. Вы для них то же, что время для
нас; поэтому они выглядят столь малыми.

"Помни меня", -
шепчет пыль.

Ничто не могло бы быть дальше от душевного распорядка любого из вас,
юные и дерзкие, чем настроение, выраженное в этом двустишии немецкого
поэта Питера Хухеля, ныне покойного.
Я процитировал его не потому, что хотел заронить в вас влечение к
вещам малым - семенам и растениям, песчинкам или москитам - малым, но
многочисленным. Я привел эти строчки, потому что они мне нравятся, потому
что я узнаю в них себя и, коли на то пошло, любой живой организм, который
будет стерт с наличествующей поверхности. "Помни меня", - говорит пыль. И
слышится здесь намек на то, что, если мы узнаем о самих себе от времени,
вероятно, время, в свою очередь, может узнать что-то от нас. Что бы это
могло быть? Уступая ему по значимости, мы превосходим его в чуткости.
Что означает - быть незначительным. Если требуется парализующая волю
скука, чтобы внушить это, тогда да здравствует скука. Вы незначительны,
потому что вы конечны. Однако, чем вещь конечней, тем больше она заряжена
жизнью, эмоциями, радостью, страхами, состраданием. Ибо бесконечность не
особенно оживлена, не особенно эмоциональна. Ваша скука, по крайне мере,
говорит об этом. Поскольку ваша скука есть скука бесконечности.

Уважайте, в таком случае, ее происхождение - и, по возможности, не
меньше, чем свое собственное. Поскольку именно предчувствие этой бездушной
бесконечности объясняет интенсивность человеческих чувств, часто
приводящих к зачатию новой жизни. Это не значит, что вас зачали от скуки
или что конечное порождает конечное (хотя и то и другое может звучать
правдоподобно). Это скорее наводит на мысль, что страсть есть привилегия
незначительного.

Поэтому старайтесь оставаться страстными, оставьте хладнокровие
созвездиям. Страсть, прежде всего, - лекарство от скуки. И еще, конечно,
боль - физическая больше, чем душевная, обычная спутница страсти; хотя я
не желаю вам ни той, ни другой. Однако, когда вам больно, вы знаете, что,
по крайней мере, не были обмануты (своим телом или своей душой). Кроме
того, что хорошо в скуке, тоске и чувстве бессмысленности вашего
собственного или всех остальных существований - что это не обман.
Вы могли бы также испробовать детективы или боевики - нечто,
отправляющее туда, где вы не бывали вербально / визуально / ментально
прежде - нечто, длящееся хотя бы несколько часов. Избегайте телевидения,
особенно переключения программ: это избыточность во плоти. Однако, если
эти средства не подействуют, впустите ее, "швырните свою душу в
сгущающийся мрак". Раскройте объятия, или дайте себя обнять скуке и тоске,
которые в любом случае больше вас. Несомненно, вам будет душно в этих
объятиях, но попытайтесь вытерпеть их сколько можете и затем еще немного.
Самое главное, не думайте, что вы где-то сплоховали, не пытайтесь
вернуться, чтобы исправить ошибку. Нет, как сказал поэт: "Верь своей
боли". Эти ужасные медвежьи объятия не ошибка. И все, что вас беспокоит, -
тоже. Всегда помните, что в этом мире нет объятий, которые в конце концов
не разомкнутся.
Если вы находите все это мрачным, вы не знаете, что такое мрак. Если
вы находите это несущественным, я надеюсь, что время докажет вашу правоту.
Если же вы сочтете это неуместным для такого торжественного события, я с
вами не соглашусь.


Я не желаю вам ничего, кроме счастья. Однако будет масса темных и,
что еще хуже, унылых часов, рожденных настолько же внешним миром,
насколько и вашими собственными умами. Вы должны будете каким-то образом
против этого укрепиться; в чем я и попытался вам помочь здесь моими малыми
силами, хотя этого очевидно недостаточно.
Ибо то, что предстоит вам, - замечательное, но утомительное
странствие; вы сегодня садитесь, так сказать, на поезд, идущий без
расписания. Никто не может сказать, что вас ожидает, менее всего те, кто
остается позади. Однако, единственное, в чем они могут вас заверить, что
это путешествие в один конец. Поэтому попытайтесь извлечь некоторое
утешение из мысли, что как бы ни была неприятна та или иная станция,
стоянка там не вечна. Поэтому вы никогда не застревайте - даже когда вам
кажется, что вы застряли; это место сегодня становится вашим прошлым.
Отныне оно будет для вас уменьшаться, ибо этот поезд в постоянном
движении. Оно будет для вас уменьшаться, даже когда вам покажется, что вы
застряли... Поэтому посмотрите на него в последний раз, пока оно еще имеет
свои нормальные размеры, пока это еще не фотография. Посмотрите на него со
всей нежностью, на которую вы способны, ибо вы смотрите на свое прошлое.
Взгляните, так сказать, в лицо лучшему. Ибо я сомневаюсь, что вам
когда-либо будет лучше, чем здесь.


Июнь 1989г.


  Источник :   

Похвала скуке (когда вкусняшки уже не помогают)

***

Элла Гор (cherry_20003) написал в otrageniya
  59

Категории:

МЕТКИ: cherryНастроениеПерсонаПо мотивамЧеловек

***

***

sergei_1956

6 июля 2020, 14:09:47

Да... Скуку можно похвалить, иначе как понять что НЕСКУЧНО, но интересно... Да и к тому же - "Всё проходит"... Эффекты Времени, как в сказке
На лица свежие наденут маски
Забот, печали, инсульта и инфаркта,
А там, глядишь, побита Жизни карта
… https://stihi.ru/2010/10/02/6926

***

Как вы понимаете фразу ... Вопросы и ответы

***

 И. К.

  У всего есть предел: в том числе у печали.
 Взгляд застревает в окне, точно лист -- в ограде.
 Можно налить воды. Позвенеть ключами.
 Одиночество есть человек в квадрате.
 Так дромадер нюхает, морщась, рельсы.
 Пустота раздвигается, как портьера.
 Да и что вообще есть пространство, если
 не отсутствие в каждой точке тела?
 Оттого-то Урания старше Клио.
 Днем, и при свете слепых коптилок,
 видишь: она ничего не скрыла,
 и, глядя на глобус, глядишь в затылок.
 Вон они, те леса, где полно черники,
 реки, где ловят рукой белугу,
  ... Читать дальше »

Прикрепления: Картинка 1

***

Иосиф Александрович Бродский

                                         Фото 31.10.1988 года

Бродский, Иосиф Александрович

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

... Читать дальше »

***

Стихотворения, Иосиф Бродский. 01

***        

 

Иосиф Бродский

***

 

--------
На 22-е декабря 1970 года Якову Гордину от Иосифа Бродского


     Сегодня масса разных знаков
     -- и в небесах, и на воде --
     сказали мне, что быть беде:
     что я напьюсь сегодня, Яков.

     Затем, что день прохладный сей
  &nbs ... Читать дальше »

***

Стихотворения, Иосиф Бродский 02

        

 

Иосиф Бродский

***

 


     Однажды во дворе на Моховой
     стоял я, сжав растерзанный букетик,
     сужались этажи над головой,
... Читать дальше »

***

Стихотворения, Иосиф Бродский 03

 

Joseph Brodsky 1988.jpg... Читать дальше »

***

Стихотворения, Иосиф Бродский 04

 

 

Иосиф Бродский

***

... Читать дальше »

***

Стихотворения, Иосиф Бродский 05

 

     Иосиф Бродский             ***         

***

--------
Робинзонада


     Новое небо за тридевятью земель.
     Младенцы визжат, чтоб привлечь вниманье
     аиста. Старики прячут голову под крыло,
     как страусы, упираясь при этом клювом
  ... Читать дальше »

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

 

Бог есть любовь.

Ко дню святых Петра и Февронии ворошу старый архив.

Рисунок Н.А. Богдановой. 2007.

Рисунок Н.А. Богдановой. 2007.

Романс

Рассветный луч рассеял сумрак ночи,
Одев туманом спящие цветы.
Дела оставив, я смежаю очи,
А в мыслях - ты.

 

И в суете безумно безрассудной,
Где часто тонут планы и мечты,
Жизнь пролетает сумрачно и нудно,
Лишь светишь ты.

 

Тревожимый одною думой тайной,
В который раз встречаю я рассвет -
Ужель в миру жестоком и печальном
И счастья нет?

 

Но всё же верю - время потрясений
Когда-нибудь да будет позади,
Лишь об одном прошу, склонив колени :
 - Не уходи!

 

1990

И в дополнение — немного вечной музыки.

Источник : 

***

k_fon_shwahgeim написал в otrageniya

  Запись входит в топ 1000 рейтинга  9

Авторский текст  Архив  Из жизни  Лики любви  Личное   Стихи

***

К вопросам языкознания, разговор по-турецки и "сидябляка"

  • 11 июн, 2020 в 17:55

Das Mittelalter


Чай пили,
В ложки били,

По-турецки говорили:

“Чапи чарапи

Чарапи чапи чапи”


В этом детском стихотворении, родившемся, возможно, из впечатлений о разговоре на турецком языке в мире взрослых, проявилось явление, которое в языкознании получило название “пситтацизм”.


Термин “пситтацизм” произошел от греческого “psittakos” (попугай) и обозначает:

механическое повторение слов без понимания их содержания;

манера употреблять непонятные слова, выражения, особенно иностранные.


Пситтацизм встречается  не только  в бытовом шуточном контексте, но может употребляться  как сознательный прием в художественной литературе, для создания эмоционального фона со своими задачами.


Так, к пситтацизму неоднократно обращается Лев Толстой в романе “Война и мир”, подчеркивая фактор “просто человеческого”, связующего элемента для всех людей, которые в предложенных историей обстоятельствах оказываются врагами.


Qui eut le triple talent,

De boire, de battre,

Et d ‘être un vert galant…


- А ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..


- Кю… - с усилием выговорил Залетаев. – Кьююю – ю… - вытянул он, старательно оттопырив губы, - летриптала, де бу де ба и детравагала, - пропел он…


… Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.


- Тоже люди, - сказал один из них, заворачиваясь в шинели. – И полынь на своем корню растет.


Он (Морель), видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, прерывающимся голосом французскую песню…


- Ну-ка, ну-ка, научи как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.


Vive Henri Quatre,

Vive ce roi vaillant. – пропел Морель, подмигивая глазом.

Ce diable  à quatre…


- Виварика! Виф серувару! Сидябляка… -  повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев…

Л. Толстой, “Война и мир”


В этих приведенных выше диалогах с элементами пситтацизма наблюдаем вдруг проявившуюся симпатию к французу.


Психология войны предполагает “расчеловечивание” врага, но внезапно возникшая симпатия к врагу нарушает эту логику.


И здесь, у Толстого, пситтацизм дает возможность этой симпатии проявиться, в непростой ситуации, насколько это возможно в условиях военного времени и жестко очерченного армейского устава.



Турчанка

Метки:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

 

Простите, простите, простите…

Меня в интернете ищете,

Ищите меня на просторе,

Где плеск виртуального моря.



Пусть волны поспорят здесь с ветром,

Пусть будут малы километры…

Вершины средь облак пусть кружат,

И снег будет мил, даже стужа.



Зверьё нам предстанет красивым,

Поклонимся, Высшим, мы, силам…

Живыми окажутся книги,

Не будем жалеть наши гиги…

Герои романов явятся!

Пусть врАги их злые ярятся…

---

---

Подружимся, милые люди!

Мы все - в чье-то частной посуде…

Узор этой чашки неведом

Вопрос зададим древним ведам.

---

Ещё попрошу я прощенья

За то, что имел прегрешенья…

И есть БЛАГОДАРНОСТЬ за то,

Что создан, что глянул в окно…

Тем, кто ищет... 

Иван Серенький

***

***

***

***

***

***

*** ПОДЕЛИТЬСЯ

 

***

***

 

 Разные разности

 Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

11 мая 2010

Новость 2

Аудиокниги ...

17 мая 2010

Семашхо

 В шести километрах от ...

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 350 | Добавил: iwanserencky | Теги: Похвала скуке, из интернета, отражение, Иосиф Бродский, РЕЧЬ ИОСИФА БРОДСКОГО, Скуки всякие важны, когда вкусняшки уже не помогают, Скуки всякие нужны, речь | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: