Главная » 2022 » Март » 28 » О Москве, фото-ретро, годы 70-е...
19:05
О Москве, фото-ретро, годы 70-е...

Так добровольцев провожали на стройку. Это уже около Ярославского вокзала, где стоит памятник В.И. Ленину, 1974. С сайта www.pastvu.com.***

---

8 сентября 2021

---

Эпоха "застоя", или же лучшее советское десятилетие? Сегодня предлагаю вам прогуляться по Москве 1970-х годов и вспомнить основные события, которые тогда происходили. Визит Никсона, строительство метро, съёмки любимого кино, а также несколько печальных эпизодов. Начинаем наше путешествие в прошлое!

1970 год: столетие вождя коммунизма

В этот год вождю коммунизма Ленину исполнилось бы 100 лет. Конечно же, по всему Советскому Союзу прошли разные праздничные мероприятия. #москва старалась больше всех. Город решили украсить разноцветными огнями, большими плакатами с изображением Владимира Ильича в разных формах и видах. Некоторые из них дополнили мотивирующими и забористыми надписями. Они гласили, что Ленин, как и его дела, "живее всех живых". Говорить что-либо ещё излишне. Просто посмотрите фотографии ниже.

***

Так украсили фасад здания, где сегодня размещается Музей Войны 1812 года, 1970. Фото отсюда: https://russiainphoto.ru. Автор Валентин Хухлаев.

***

Здание Центрального телеграфа в мае 1970. Надо признать, что выглядит красиво. С сайта www.pastvu.com.

***

Манифестация молодёжи на Красной площади в честь столетия В.И. Ленина, 1970. С сайта www.pastvu.com.

***

Так украсили фасад здания, где сегодня размещается Музей Войны 1812 года, 1970. Фото отсюда: https://russiainphoto.ru. Автор Валентин Хухлаев.

***

1971 год: на перекрёстке двух линий

Для пассажиров открылась первая кросс-платформенная станция #метро в Москве - "Китай-город". Хотя формально её запуск состоялся 31 декабря 1970, но фактически всё заработало уже после Нового года. Сделать платформу именно такой решили, чтобы опробовать удобные способы пересадок. В этом месте должны были встретиться две загруженные линии: Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская (уж простите за современное название). Инженеры подсчитали, что пересадка, устроенная таким образом, займёт у пассажира всего 15 секунд. При условии, что переходит он на другую сторону платформы.

***

Станция Китай-город", 1971. С сайта www.pastvu.com.

***

Станция Китай-город", 1971. С сайта www.pastvu.com.

***

Проектированием занималась группа инженеров и архитекторов во главе с Александром Стрелковым (соавтор "Новослободской" и многих других станций). Платформы декорировали в разном стиле, хотя их конструкция однотипна - колонная глубокого заложения (29 метров). Южный зал (поезда едут в сторону "Котельников" и "Новоясеневской") более светлый. Колонны здесь напоминают призмы. Северный зал (с движением до "Планерной" и "Медведкова") кремово-бежевый. Тут колонны уже похожи на гармошки.

***

Южный зал станции "Китай-город" с колоннами в форме призм, 1971-1974. С сайта www.pastvu.com.

***

Северный зал станции "Китай-город". Здесь уже колонны в форме гармошки, 1971-1979. С сайта www.pastvu.com.

***

Южный зал станции "Китай-город" с колоннами в форме призм, 1971-1974. С сайта www.pastvu.com.

***

На момент открытия станция получила название "Площадь Ногина", в честь революционера. В 1990 году платформа обрела новое имя по исторической местности. Станция стала довольно трудным испытанием не только для туристов, но и для некоторых москвичей. Не всем удаётся с первого раза понять логику расположения путей разных линий и правильно сделать пересадку.

1972 год: "лужайка Никсона"

Впервые в истории Советского Союза государство посетил Президент США. Ричард Никсон совершил визит в Москву, который продолжался с 22 по 30 мая. Правда для Никсона это путешествие в столицу #ссср не являлось чем-то новым. Он уже был в Москве в 1959 году, но тогда занимал пост вице-президента. Во время второй поездки северо-американского лидера поселили на территории Кремля, рядом с Оружейной палатой. По итогам переговоров главы двух стран подписали несколько важных документов и обсудили насущные мировые проблемы.

***

Кортеж президента Р. Никсона в Кремле, 1972. С сайта www.pastvu.com.

***

Снос домов около Боровицкой площади, 1972. С сайта www.pastvu.com.

***

До сноса здесь располагались такие дома, 1970-1971. С сайта www.pastvu.com.

***

Кортеж президента Р. Никсона в Кремле, 1972. С сайта www.pastvu.com.

***

Москву тщательно готовили к визиту американского президента. В некоторых частях города действовали решительно. Например, в начале Манежной улицы, там, где она соединяется с Боровицкой площадью, снесли всю старую застройку. Она, по мнению чиновников, недостаточно красиво смотрелась. Место разрушенных домов занял большой зелёный газон. В народе он получил тогда прозвище "лужайка Никсона". Теперь в его центре располагается памятник князю Владимиру.

1973 год: архитектурное преступление на "Лубянке"

Событие, которое случилось 10 августа, можно отнести к архитектурным утратам. После реконструкции открылась станция "Лубянка" ("Дзержинская"). Наверное, многие знают, что изначально платформу создавали по английскому типу, то есть без центрального зала. Почвы были слишком проблемными, а грунтовые воды грозились уничтожить все старания инженеров и архитекторов. Технологий для преодоления таких трудностей в метростроении 1930-х ещё не было.

***

Станция "Лубянка" в старом оформлении, 1935. С сайта www.pastvu.com.

***

Эти части пилонов сохранились. Раньше они вели в аванзал станции, где находятся эскалаторы, 1935. С сайта www.pastvu.com.

***

Такой станция стала после реконструкции 1970-х годов. Фото из Википедии.

***

Станция "Лубянка" в старом оформлении, 1935. С сайта www.pastvu.com.

***

Когда в начале 1970-х строили новые станции фиолетовой линии, то понадобился переход с "Кузнецкого моста" на "Лубянку". Последнюю пришлось перестраивать, чтобы создать центральный зал. Архитектурную группу возглавила Нина Алёшина. Мастер, которая создала множество прекрасных станций для Московского метро. Но этот случай стал исключением. В отличие от "Чистых прудов", где проделывали то же самое, здесь не сохранили исторический облик станции. Она потеряла былую индивидуальность. Единственное напоминание о старой "Лубянке" - это небольшой участок на боковых платформах в южной части современной станции.

1974 год: следующая остановка БАМ

27 апреля с Ярославского вокзала отправили первый Всесоюзный стройотряд молодых москвичей, ленинградцев, а также представителей союзных республик. Они уезжали участвовать в эпохальном событии тех времён - прокладке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Решение о том, что стройка станет ударной комсомольской приняли на 17 съезде ВЛКСМ. Именно в честь него первый отряд и получил своё название.

***

Стройотряд на перроне Ярославского вокзала, 1974. С сайта www.pastvu.com.

***

Так добровольцев провожали на стройку. Это уже около Ярославского вокзала, где стоит памятник В.И. Ленину, 1974. С сайта www.pastvu.com.

***

Стройотряд на перроне Ярославского вокзала, 1974. С сайта www.pastvu.com.

***

Провожала добровольцев ликующая толпа людей с яркими ободряющими плакатами. Условия труда в сибирской тайге были не из лёгких, особенно в начале. Но думается, что в целом для молодых парней и девушек опыт получился довольно интересным. А о своей поездке они вспоминают до сих пор, как о чём-то захватывающем.

1975 год: бесполезная эстакада и жвачка по цене жизни

Появилась одна из частей современного Третьего транспортного кольца - Рижская эстакада. Она прошла над железнодорожными путями трёх вокзалов. Мост связал район станции метро "Рижская" и Рыбинские улицы, которые располагаются недалеко от парка "Сокольники". К сожалению, конструкция вышла совершенно бесполезной на тот момент. Один конец эстакады упирался в проспект Мира (образуя с ним перекрёсток) и дальше переходил в улицу Сущевский вал. Другой и вовсе оканчивался тупиком со стороны Рыбинских улиц. Митьковский тоннель, который связал местность с Русаковской эстакадой появился только в 1984 году.

***

Так заканчивалась Рижская эстакада со стороны проспекта Мира, 1975. С сайта www.pastvu.com.

***

Финальный этап строительства Рижской эстакады, 1975. С сайта www.pastvu.com.

***

Рижская эстакада на карте Москвы 1977 года. С сайта www.retromap.ru.

***

Так заканчивалась Рижская эстакада со стороны проспекта Мира, 1975. С сайта www.pastvu.com.

***

Недалеко от Рыбинских улиц в тот год случилась трагедия. 10 марта в ледовом дворце "Сокольники" проходил товарищеский матч между двумя юношескими командами: советской и канадской "Бэрри Кап". У хоккеистов из провинции Онтарио был контракт с известной фирмой жевательной резинки. Каждому игроку выдавали коробку весом в 15 килограммов. По условиям договора, спортсмены должны были раздать лакомства всем желающим. Чем они и занимались, с удивлением смотря на то, как советские дети готовы буквально драться за иностранную жвачку.

***

Конечно, фотографий трагедии в ледовом дворце нет. Поэтому можете посмотреть на выставку "Связь-75" в парке "Сокольники", 1975. С сайта www.pastvu.com.

***

Конечно, фотографий трагедии в ледовом дворце нет. Поэтому можете посмотреть на выставку "Связь-75" в парке "Сокольники", 1975. С сайта www.pastvu.com.

***

Слухи о том, что канадцы раздают заграничные вкусности быстро облетел округу. На матч 10 марта собралось около 4,5 тысяч человек. В итоге, когда игра завершилась, подростки бросились к выходам, чтобы подбежать к автобусу канадской команды и, возможно, получить ещё жвачки. Возникла давка, а которой погиб 21 человек. Большая часть - это дети младше 16 лет.

1976 год: любимое кино, и первые уходят в прошлое

В 1976 году в Москве снимали один из самых любимых советских фильмов - "Служебный роман". Площадками для кино стали несколько зданий на центральных улицах Москвы. А сцены с дождём, по всей видимости, появились благодаря пожарным гидрантам.

***

Кадр со съёмочной площадки фильма "Служебный роман" на пересечении Кузнецкого моста и Петровки, 1976.

***

Кадр со съёмочной площадки фильма "Служебный роман" на пересечении Кузнецкого моста и Петровки, 1976.

***

Чуть раньше, в январе, в Московском метро перестали ездить последние вагоны серий А и Б. В некоторых источниках указано, что это произошло ещё в 1975. Но в профессиональной литературе фигурирует именно 1976 год. Первая модель (А) обслуживала пассажиров на протяжении сорока лет, то есть с момента открытия метрополитена в мае 1935. Вторую (Б) начали использовать в 1937. Вагоны имели запоминающийся окрас: жёлтый верх и коричневый низ. В принципе, обе модели были очень похожими, а их некоторые технические характеристики были идентичными. Например, максимальная скорость, которая достигала 65 км/ч.

***

Вагон серии А-Б на станции "Красносельская", 1935-1938. С сайта www.pastvu.com.

***

Вагон серии А-Б на станции "Киевская" Филёвской линии, 1940. С сайта www.pastvu.com.

***

Вагон серии А-Б на станции "Красносельская", 1935-1938. С сайта www.pastvu.com.

***

Таким образом, в столичном метро продолжали работать поезда серий "В", "Г", "Д" и "Е". А всего лишь через два года начали использовать так называемые "номерные" составы. На некоторых линиях они перевозят пассажиров до сих пор. Например, на Замоскворецкой. Все указанные модели уже имели привычный многим бирюзово-синий цвет (разных оттенков). Интересно, что в 1977 в метро даже проводили испытания поездов других расцветок. Вагоны могли бы стать жёлтыми и зелёными. Но исследование показало, что синий лучше всего воспринимается пассажирами. Сейчас новый поезда "Москва" выкрашены в бело-сине-красную гамму. А на Кольцевой линии можно встретить такие же составы, но чёрного цвета.

***

Салон вагона серии "Г" или "Д" около станции "Измайловская", 1976. С сайта www.pastvu.com.

***

Вагон типа "Д" на Арбатско-Покровской линии, недалеко от станции "Измайловская", 1976. С сайта www.pastvu.com.

***

Это уже похоже на вагоны серии "Е" на станции "Сходненская", 1976. С сайта www.pastvu.com.

***

Салон вагона серии "Г" или "Д" около станции "Измайловская", 1976. С сайта www.pastvu.com.

***

1977 год: три бомбы за один час

8 января в Москве произошло сразу три взрыва. Первый случился в 17:33 в столичном метро. Устройство сработало в вагоне поезда на перегоне от "Измайловской" до "Первомайской" Арбатско-Покровской линии. Движение по ней остановили. А у людей начали массово проверять документы. Буквально через полчаса активировалась ещё она бомба. На этот раз в торговом зале продуктового магазина на Большой Лубянке (ул. Дзержинского). Через 5 минут очередной взрыв - в магазине на Никольской улице. По городу сразу распространились разные слухи о случившемся. Официальное объявление в газетах появилось только через два дня.

***

Никольская улица, 1977. С сайта www.pastvu.com.

***

Вагон метро после взрыва, 1977. Из книги "Намедни. Наша эра. 1971-1980".

***

Никольская улица, 1977. С сайта www.pastvu.com.

***

Жертвами трагедии стали 7 человек, ещё 37 получили разные травмы. Следственные органы квалифицировали случившееся, как террористический акт. Его исполнителями были признаны три члена группировки армянских националистов. Верховный суд СССР приговорил всех к высшей мере наказания. Были разные оценки этих событий. Особенно среди диссидентов. Они предполагали, что всё это могли устроить советские спецслужбы. Интересно, что после случившегося в 1977 году, терактов до распада Союза в Москве больше не было.

1978 год: феерия Диско

В декабре в Москве произошло неслыханное: впервые для широкой публики дала концерт группа из капиталистической страны. Развлекать советских людей выпала честь коллективу Boney M. Трудно сказать, почему именно артистам из ФРГ доверили столь важную миссию. Версий множество: от желания показать открытость миру перед "Олимпиадой-80" до наличия покровителей у вокалистов в ЦК КПСС. Интересно, что список песен утвердили заблаговременно. Для этого в ФРГ даже полетел представитель Госконцерта, чтобы лично прослушать весь репертуар группы.

***

Группа Boney M на Красной площади, 1978. С сайта www.pastvu.com.

***

Группа Boney M на Васильевском спуске, 1978. С сайта www.pastvu.com.

***

Группа Boney M на Красной площади, 1978. С сайта www.pastvu.com.

***

О приезде Bonney M жителям столицы сообщили заранее. Однако сначала не все поверили в это, приняв новость за шутку. Но, когда в театральных кассах появились билеты, за ними началась безжалостная охота. Стоили пропуска в мир западного диско 4 рубля за штуку. Но даже по такой цене купить их было нереально. В официальную продажу поступило только 10% билетов. Остальные распространялись через профкомы и среди высшего партийного руководства. Говорят, что у спекулянтов можно было купить билеты по 100 и даже 150 рублей. Наверняка существовали фанаты, которые могли выложить такие огромные по тем временам деньги.

***

Программка концерта Boney M в Москве 1978 года. С сайта https://darudar.org

***

Программка концерта Boney M в Москве 1978 года. С сайта https://darudar.org

***

Мероприятие состоялось в Концертном зале гостиницы "Россия". Вообще выступлений было несколько. Некоторые из них являлись закрытыми, для высокопоставленной публики. Кроме того, дважды концерт Boney M показали по советскому телевидению. Те кому удалось побывать на мероприятии вживую, вспоминают, что ажиотаж был невероятный. Многие даже испытали культурный шок.

1979 год: мороз, метро и олимпийские объекты

Как вы заметили, Bonney M на фотографиях были очень тепло одеты. Дело в том, что декабрь в Москве вышел невероятно холодным. А в Новогоднюю ночь жителей столицы и вовсе ждало суровое морозное испытание - минус 38 градусов. Несмотря на то, что здесь я выкладываю только фото, не могу удержаться и не показать вам видео последних декабрьских дней 1978 года. Посмотрите, как тепло одетые люди передвигались по столичным улицам быстрым шагом, который больше напоминал бег.

***

===

=== 

***

 Весь 1979 год в целом можно охарактеризовать одним словосочетанием - "бесконечная стройка". Полностью закончили работу над некоторыми Олимпийскими объектами. Например, велотрека в Крылатском, а также открытой трассы по одноимённым холмам для велосипедистов.

***

Велотрек в Крылатском, 1979. Скорее всего, ещё не до конца законченный. Официальное открытие состоялось только в декабре. С сайта www.pastvu.com.

***

Велосипедная трасса на Крылатских холмах, 1979. С сайта www.pastvu.com.

***

Велотрек в Крылатском, 1979. Скорее всего, ещё не до конца законченный. Официальное открытие состоялось только в декабре. С сайта www.pastvu.com.

***

30 декабря #московское метро обзавелось новой Калининской линией от "Марксистской" до "Новогиреева". Её очень ждали жители тогда ещё Перовского района. Теперь они получили возможность добраться до центра Москвы всего лишь за 15 минут (если считать от "Новогриеева" до "Марксистской"). Удивительно, но все станции отличались оригинальностью. В оформлении каждой присутствовала идея. Будь то марксизм-ленинизм, история революционного движения или даже русский народный фольклор.

***

Пробный поезд на станции "Марксистская", 1979. С сайта www.pastvu.com.

***

Станция "площадь Ильича", 1979. С сайта www.pastvu.com.

***

Станция "Авиамоторная", 1979. С сайта www.pastvu.com.

***

Пробный поезд на станции "Марксистская", 1979. С сайта www.pastvu.com.

***

Таким получилось десятилетие, которое многие до сих пор вспоминают с любовью. В первую очередь, из-за стабильности. Но, как часто бывает, в памяти спустя годы остаётся только хорошее. Плохое забывается. Так уж устроена человеческая природа (это доказано наукой).

Если вам интересная #история Москвы в фотографиях других периодов, то ссылки на вот ссылки на эти материалы:

Необычные фотографии Москвы 1920-х, а также главные события десятилетия

Москва 1930-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1940-х в фотографиях: как жили до, во время и после Великой Отечественной войны

Москва 1950-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1960-х в фотографиях: самое интересное советское десятилетие

Москва 1980-х в фотографиях: ностальгия по былому

Москва 1990-х в фотографиях: вспоминаем самые важные события

Путешествие в Москву 2000-х: парковки в три ряда, вездесущая реклама и печальные события

Источник :  https://zen.yandex.ru/media/omoskveneskuchno/moskva-1970h-v-fotografiiah-liubimoe-desiatiletie-dlia-mnogih-61337f10543eb95b0745870c  ===

О Москве нескучно

***

***

***

***

---

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

Яндекс.Метрика 

---

---

---

Ночная битва. Генри Каттнер. 01

Ночная битва. Генри Каттнер. 02

Ночная битва. Генри Каттнер. 03 

---

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

---

Жил-был Король,
Познал потери боль…

***

***

***

***

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 287 | Добавил: iwanserencky | Теги: из интернета, Москва, годы 70-е, О Москве, история, Фото-ретро | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: