Главная » 2021 » Февраль » 1 » Именины. Чехов, Антон Павлович. 002
15:02
Именины. Чехов, Антон Павлович. 002

***

 Начало - Именины. Чехов, Антон Павлович. 001 

***

3

     Через полчаса все гости уже толпились на берегу около  свай,  где  были
привязаны лодки. Все много говорили, смеялись и от излишней суеты  никак  не
могли усесться в лодки. Три лодки были уже битком набиты пассажирами, а  две
стояли пустые. От этих двух пропали куда-то ключи,  и  от  реки  то  и  дело
бегали во двор  посланные  поискать  ключей.  Одни  говорили,  что  ключи  у
Григория, другие - что они у приказчика, третьи советовали призвать  кузнеца
и отбить замки. И все говорили разом, перебивая и заглушая друг друга.  Петр
Дмитрич нетерпеливо шагал по берегу и кричал:
     - Это черт знает что такое! Ключи должны всегда лежать  в  передней  на
окне! Кто смел взять их оттуда? Приказчик может, если  ему  угодно,  завести
себе свою лодку!
     Наконец ключи нашлись. Тогда оказалось,  что  не  хватает  двух  весел.
Снова поднялась суматоха. Петр Дмитрич, которому наскучило шагать, прыгнул в
узкий и длинный челн, выдолбленный из тополя, и, покачнувшись, едва не  упав
в воду, отчалил от берега. За ним одна за другою, при громком смехе и  визге
барышень, поплыли и другие лодки.
     Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыш и лодки  с  людьми  и  с
веслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, далеко в  глубине,  в
бездонной пропасти тоже было небо и летали птицы.  Один  берег,  на  котором
стояла усадьба, был высок, крут и весь покрыт деревьями; на другом, отлогом,
зеленели широкие заливные луга и блестели  звезды.  Проплыли  лодки  саженей
пятьдесят, и из-за печально склонившихся верб на отлогом  берегу  показались
избы, стадо коров; стали слышаться песни, пьяные крики и звуки гармоники.
     Там и сям по реке шныряли челны рыболовов, плывших ставить на ночь свои
переметы. В одном челноке сидели подгулявшие музыканты-любители и играли  на
самоделковых скрипках и виолончели.
     Ольга Михайловна сидела  у  руля.  Она  приветливо  улыбалась  и  много
говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса поглядывала на мужа. Он плыл на
своем челне впереди всех, стоя и работая  одним  веслом.  Легкий  остроносый
челнок, который все гости звали душегубкой, а  сам  Петр  Дмитрич  почему-то
Пендераклией, бежал быстро; он имел живое,  хитрое  выражение  и,  казалось,
ненавидел тяжелого Петра Дмитрича и ждал удобной минуты, чтобы  выскользнуть
из-под его ног. Ольга Михайловна посматривала на мужа, и  ей  были  противны
его  красота,  которая  нравилась  всем,  затылок,  его  поза,   фамильярное
обращение с  женщинами;  она  ненавидела  всех  женщин,  сидевших  в  лодке,
ревновала и в то же время в  каждую  минуту  вздрагивала  и  боялась,  чтобы
валкий челнок не опрокинулся и не наделал бед.
     - Тише, Петр! - кричала она, и сердце ее замирало от страха. - Садись в
лодку! Мы и так верим, что ты смел!
     Беспокоили ее и те люди, которые сидели с нею в  лодке.  Все  это  были
обыкновенные,  недурные  люди,  каких  много,  но  теперь  каждый   из   них
представлялся ей необыкновенным и дурным. В каждом она  видела  одну  только
неправду. "Вот, - думала она, - работает  веслом  молодой  шатен  в  золотых
очках и  с  красивою  бородкой,  это  богатый,  сытый  и  всегда  счастливый
маменькин сынок, которого все считают  честным,  свободомыслящим,  передовым
человеком. Еще года нет, как он кончил в университете и приехал на  житье  в
уезд, но уж говорит про себя: "Мы земские деятели". Но пройдет  год,  и  он,
как многие другие, соскучится, уедет в Петербург  и,  чтобы  оправдать  свое
бегство, будет всюду говорить, что  земство  никуда  не  годится  и  что  он
обманут. А с другой лодки, не отрывая глаз, глядит на него  молодая  жена  и
верит, что он "земский деятель", как через год  поверит  тому,  что  земство
никуда не годится. А вот полный, тщательно  выбриты  господин  в  соломенной
шляпе с широкою лентой и с дорогою сигарой в  зубах.  Этот  любит  говорить:
"Пора нам бросить фантазии и приняться за дело!" У него йоркширские  свиньи,
бутлеровские ульи, рапс, ананасы, маслобойня, сыроварня, итальянская двойная
бухгалтерия. Но каждое лето, чтобы осенью жить  с  любовницей  в  Крыму,  он
продает на сруб свой лес и  закладывает  по  частям  землю.  А  вот  дядюшка
Николай Николаич, который сердит на Петра Дмитрича и все-таки  почему-то  не
уезжает домой!"
     Ольга Михайловна поглядывала на другие лодки, и там  она  видела  одних
только неинтересных чудаков, актеров  или  недалеких  людей.  Вспомнила  она
всех, кого только знала в уезде, и никак не могла вспомнить ни одного такого
человека, о котором могла бы сказать или подумать хоть  что-нибудь  хорошее.
Все, казалось ей, бездарны, бледны, недалеки, узки,  фальшивы,  бессердечны,
все говорили не то, что думали, и делали не то, что хотели. Скука и отчаяние
душили ее; ей хотелось вдруг перестать улыбаться, вскочить и  крикнуть:  "Вы
мне надоели!" - и потом прыгнуть из лодки и поплыть к берегу.
     - Господа, возьмем Петра Дмитрича на буксир! - крикнул кто-то.
     - На буксир! На буксир! - подхватили  остальные.  -  Ольга  Михайловна,
берите на буксир вашего мужа.
     Чтобы взять на буксир, Ольга Михайловна, сидевшая у руля,  должна  была
не пропустить момента и ловко схватить Пендераклию у носа за цепь. Когда она
нагибалась за цепью, Петр Дмитрич поморщился и испуганно посмотрел на нее.
     - Как бы ты не простудилась тут! - сказал он.
     "Если ты боишься за меня и за ребенка, то зачем же ты меня  мучишь?"  -
подумала Ольга Михайловна.
     Петр Дмитрич признал себя побежденным и, не  желая  плыть  на  буксире,
прыгнул с Пендераклии в лодку, и без того уж  набитую  пассажирами,  прыгнул
так неаккуратно, что лодка сильно накренилась, и все вскрикнули от ужаса.
     "Это он прыгнул, чтобы нравиться женщинам, - подумала Ольга Михайловна.
- Он знает, что это красиво..."
     У нее, как думала она, от скуки, досады, от  напряженной  улыбки  и  от
неудобства, какое чувствовалось во всем  теле,  началась  дрожь  в  руках  и
ногах. И чтобы скрыть от гостей эту дрожь, она  старалась  громче  говорить,
смеяться, двигаться...
     "В случае, если я вдруг заплачу, - думала она, - то скажу, что  у  меня
болят зубы..."
     Но вот наконец лодки пристали к острову "Доброй Надежды". Так назывался
полуостров, образовавшийся вследствие загиба реки под острым углом, покрытый
старою рощей из березы, дуба, вербы  и  тополя.  Под  деревьями  уже  стояли
столы, дымили самовары, и около посуды уже хлопотали Василий и  Григорий,  в
своих фраках и в белых вязаных перчатках. На другом берегу,  против  "Доброй
Надежды", стояли экипажи, приехавшие с провизией. С экипажей корзины и  узлы
с  провизией  переправлялись  на  остров  в  челноке,   очень   похожем   на
Пендераклию. У лакеев, кучеров и даже у мужика,  который  сидел  в  челноке,
выражение лиц было торжественное, именинное, какое бывает только у  детей  и
прислуги.
     Пока Ольга Михайловна заваривала чай и наливала первые  стаканы,  гости
занимались наливкой и сладостями. Потом же  началась  суматоха,  обычная  на
пикниках во время
     чаепития, очень скучная и утомительная  для  хозяек.  Едва  Григорий  и
Василий успели разнести, как  к  Ольге  Михайловне  уже  потянулись  руки  с
пустыми стаканами. Один просил без  сахару,  другой  -  покрепче,  третий  -
пожиже, четвертый благодарил. И все это Ольга Михайловна должна была помнить
и потом кричать: "Иван Петрович, это вам без  сахару?"  или:  "Господа,  кто
просил пожиже?" Но тот, кто просил пожиже и без сахару, уж не  помнил  этого
и, увлекшись приятными разговорами, брал первый попавшийся стакан. В стороне
от стола бродили, как тени, унылые фигуры и делали вид,  что  ищут  в  траве
грибов или читают  этикеты  на  коробках,  -  это  те,  которым  не  хватило
стаканов. "Вы пили чай?" - спрашивала Ольга Михайловна, и  тот,  к  которому
относился этот вопрос, просил не беспокоиться и говорил: "Я подожду", - хотя
для хозяйки было удобнее, чтобы гости не ждали, а торопились.
     Одни, занятые разговорами, пили чай медленно, задерживая у себя стаканы
по получасу, другие же, в особенности кто много пил за обедом,  не  отходили
от стола и выпивали стакан  за  стаканом,  так  что  Ольга  Михайловна  едва
успевала наливать. Один молодой шутник пил чай вприкуску и все приговаривал:
"Люблю, грешный человек, побаловать  себя  китайскою  травкой".  То  и  дело
просил он с глубоким вздохом:  "Позвольте  еще  одну  черепушечку!"  Пил  он
много, сахар кусал громко и думал, что все это смешно и оригинально и что он
отлично подражает  купцам.  Никто  не  понимал,  что  все  эти  мелочи  были
мучительны для хозяйки, да и трудно было понять, так  как  Ольга  Михайловна
все время приветливо улыбалась и болтала вздор.
     А она чувствовала себя нехорошо... Ее  раздражали  многолюдство,  смех,
вопросы, шутник, ошеломленные и сбившиеся с  ног  лакеи,  дети,  вертевшиеся
около стола; ее раздражало, что Вата похожа на Нату, Коля на Митю, и что  не
разберешь, кто из них пил уже чай, а кто еще нет. Она  чувствовала,  что  ее
напряженная улыбка переходит в злое выражение, и ей каждую минуту  казалось,
что она сейчас заплачет.
     - Господа, дождь! - крикнул кто-то.
     Все посмотрели на небо.
     - Да, в самом деле дождь... - подтвердил Петр Дмитрич и вытер щеку.
     Небо уронило только несколько капель, настоящего дождя еще не было,  но
гости побросали чай и заторопились. Сначала все хотели ехать в экипажах,  но
раздумали и направились к лодкам. Ольга Михайловна, под  предлогом,  что  ей
нужно поскорее распорядиться насчет ужина, попросила позволения  отстать  от
общества и ехать домой в экипаже.
     Сидя в коляске, она прежде всего дала отдохнуть своему лицу от  улыбки.
С злым лицом она ехала через деревню и с  злым  лицом  отвечала  на  поклоны
встречных мужиков. Приехав домой, она прошла черным ходом к себе в спальню и
прилегла на постель мужа.
     - Господи боже мой, - шептала она, - к чему  эта  каторжная  работа?  К
чему эти люди толкутся здесь и делают вид, что им весело? К чему я  улыбаюсь
и лгу? Не понимаю, не понимаю!
     Послышались шаги и голоса. Это вернулись гости.
     "Пусть, - подумала Ольга Михайловна. - Я еще полежу".
     Но в спальню вошла горничная и сказала:
     - Барыня, Марья Григорьевна уезжает!
     Ольга Михайловна вскочила, поправила прическу и поспешила из спальни. -
Марья Григорьевна, что же это такое? - начала  она  обиженным  голосом,  идя
навстречу Марье Григорьевне. - Куда вы это торопитесь?
     - Нельзя, голубчик, нельзя! Я и так  уже  засиделась.  Меня  дома  дети
ждут.
     - Не добрая вы! Отчего же вы детей с собой не взяли?
     - Милая, если позволите, я привезу их к вам  как-нибудь  в  будень,  но
сегодня...
     - Ах, пожалуйста, - перебила Ольга Михайловна, -  я  буду  очень  рада!
Дети у вас такие милые! Поцелуйте их всех... Но  право,  вы  меня  обижаете!
Зачем торопиться, не понимаю!
     - Нельзя, нельзя... Прощайте, милая. Берегите себя.  Вы  ведь  в  таком
теперь положении...
     И обе поцеловались. Проводив гостью до экипажа, Ольга Михайловна  пошла
в гостиную к дамам. Там уж огни были зажжены, и мужчины усаживались играть в
карты.

4

     Гости стали разъезжаться после  ужина,  в  четверть  первого.  Провожая
гостей, Ольга Михайловна стояла на крыльце и говорила:
     - Право, вы бы взяли шаль!  Становится  немножко  свежо.  Не  дай  бог,
простудитесь!
     - Не беспокойтесь, Ольга Михайловна! - отвечали  гости,  усаживаясь.  -
Ну, прощайте! Смотрите же, мы ждем вас! Не обманите!
     - Тпррр! - сдерживал кучер лошадей.
     - Трогай, Денис! Прощайте, Ольга Михайловна!
     - Детей поцелуйте!
     Коляска трогалась с места и тотчас же исчезала в  потемках.  В  красном
круге, бросаемом лампою  на  дорогу,  показывалась  новая  пара  или  тройка
нетерпеливых лошадей и силуэт кучера  с  протянутыми  вперед  руками.  Опять
начинались поцелуи, упреки и просьбы приехать еще раз или взять  шаль.  Петр
Дмитрич выбегал из передней и помогал дамам сесть в коляску.
     - Ты поезжай теперь на Ефремовщину, - учил он кучера. - Через  Манькино
ближе,  да  там  дорога  хуже.  Чего  доброго  опрокинешь...  Прощайте,  моя
прелесть! Mille compliments вашему художнику!
     -  Прощайте,  душечка  Ольга  Михайловна!  Уходите  в  комнаты,  а   то
простудитесь! Сыро!
     - Тпррр! Балуешься!
     - Это какие же у вас лошади? - спрашивал Петр Дмитрич.
     - В великом посту у  Хайдарова  купили,  -  отвечал  кучер.  -  Славные
конячки...
     И Петр Дмитрич хлопал пристяжную по крупу.
     - Ну, трогай! Дай бог час добрый!
     Наконец уехал последний гость. Красный  круг  на  дороге  закачался,  -
поплыл в сторону, сузился и погас - это Василий  унес  с  крыльца  лампу.  В
прошлые разы обыкновенно, проводив гостей, Петр Дмитрич и  Ольга  Михайловна
начинали прыгать в зале друг перед другом, хлопать в ладоши и петь: "Уехали!
уехали! уехали!" Теперь же Ольге Михайловне было не до  того.  Она  пошла  в
спальню, разделась и легла в постель.
     Ей казалось, что она уснет тотчас же и будет спать крепко. Ноги и плечи
ее  болезненно  ныли,  голова  отяжелела  от  разговоров,  и  во  всем  теле
по-прежнему чувствовалось какое-то  неудобство.  Укрывшись  с  головой,  она
полежала минуты три, потом взглянула из-под одеяла на лампадку, прислушалась
к тишине и улыбнулась.
     - Хорошо, хорошо... - зашептала она, подгибая ноги,  которые,  казалось
ей, оттого что она много ходила, стали длиннее. - Спать, спать...
     Ноги не укладывались, всему телу было неудобно, и  она  повернулась  на
другой бок. По спальне с жужжанием летала большая муха и беспокойно билась о
потолок. Слышно было также, как в зале Григорий и Василий, осторожно ступая,
убирали столы; Ольге Михайловне стало казаться, что она  уснет  и  ей  будет
удобно только тогда, когда  утихнут  эти  звуки.  И  она  опять  нетерпеливо
повернулась на другой бок.
     Послышался из гостиной голос  мужа.  Должно  быть,  кто-нибудь  остался
ночевать, потому что Петр Дмитрич к кому-то обращался и громко говорил:
     - Я не скажу, чтобы граф Алексей Петрович был фальшивый человек. Но  он
поневоле кажется таким, потому что все вы, господа, стараетесь видеть в  нем
не то, что он есть на самом деле. В его юродивости видят оригинальный ум,  в
фамильярном обращении -  добродушие,  в  полном  отсутствии  взглядов  видят
консерватизм. Допустим даже, что он в  самом  деле  консерватор  восемьдесят
четвертой пробы. Но что это такое, в сущности, консерватизм?
     Петр Дмитрич, сердитый и на графа Алексея Петрович, и на гостей,  и  на
самого себя, отводил теперь душу. Он бранил и графа и гостей и с  досады  на
самого себя готов был высказывать  и  проповедовать,  что  угодно.  Проводив
гостя, он походил из угла в угол  по  гостиной,  прошелся  по  столовой,  по
коридору, по кабинету, потом опять по гостиной, и  вошел  в  спальню.  Ольга
Михайловна лежала на спине, укрытая одеялом только по пояс (ей уже  казалось
жарко) и со злым лицом следила за мухой, которая стучала по потолку.
     - Разве кто остался ночевать? - спросила она.
     - Егоров.
     Петр Дмитрич разделся и лег на свою постель. Он молча закурил  папиросу
и тоже стал следить за мухой. Взгляд его был суров и беспокоен. Молча  минут
пять  Ольга  Михайловна  глядела  на  его  красивый  профиль.  Ей   казалось
почему-то, что если бы муж вдруг повернулся к ней лицом и сказал: "Оля,  мне
тяжело", - то она заплакала бы или засмеялась, и  ей  стало  бы  легко.  Она
думала, что ноги ноют и всему ее телу неудобно оттого, что у  нее  напряжена
душа.
     - Петр, о чем ты думаешь? - спросила она.
     - Так, ни о чем... - ответил муж.
     - У тебя в  последнее  время  завелись  от  меня  какие-то  тайны.  Это
нехорошо.
     - Почему же нехорошо? - ответил Петр Дмитрич  сухо  и  не  сразу.  -  У
каждого из нас есть своя личная жизнь, должны быть и свои тайны поэтому.
     - Личная жизнь, свои  тайны...  все  это  слова!  Пойми,  что  ты  меня
оскорбляешь! - сказала Ольга Михайловна, поднимаясь и садясь на  постели.  -
Если у тебя тяжело на душе, то почему ты скрываешь это от меня? И почему  ты
находишь более удобным откровенничать с чужими женщинами, а не  с  женой?  Я
ведь слышала, как ты сегодня на пасеке изливался перед Любочкой.
     - Ну, и поздравляю. Очень рад, что слышала.
     Это значило: оставь меня в покое, не мешай мне думать! Ольга Михайловна
возмутилась. Досада, ненависть и гнев, которые накоплялись у нее  в  течение
дня, вдруг точно запенились; ей хотелось сейчас же, не откладывая до завтра,
высказать мужу все, оскорбить его,  отомстить...  Делая  над  собой  усилия,
чтобы не кричать, она сказала:
     - Так знай же, что все это гадко, гадко и гадко! Сегодня  я  ненавидела
тебя весь день - вот что ты наделал!
     Петр Дмитрич тоже поднялся и сел.
     - Гадко, гадко, гадко! - продолжала Ольга Михайловна,  начиная  дрожать
всем телом. - Меня нечего поздравлять! Поздравь ты лучше самого себя!  Срам,
срам! Долгался до такой степени, что стыдишься оставаться с  женой  в  одной
комнате! Фальшивый ты человек! Я вижу тебя насквозь и  понимаю  каждый  твой
шаг!
     - Оля, когда ты бываешь не в духе, то, пожалуйста,  предупреждай  меня.
Тогда я буду спать в кабинете.
     Сказавши это, Петр Дмитрич взял  подушку  и  вышел  из  спальни.  Ольга
Михайловна не предвидела этого. Несколько минут она молча, с открытым ртом и
дрожа всем телом, глядела на дверь, за  которою  скрылся  муж,  и  старалась
понять, что значит это. Есть ли это один из тех приемов, которые употребляют
в спорах фальшивые люди, когда  бывают  неправы,  или  же  это  оскорбление,
обдуманно нанесенное ее самолюбию? Как понять? Ольге Михайловне  припомнился
ее  двоюродный  брат,  офицер,  веселый  малый,  который  часто  со   смехом
рассказывал ей, что когда ночью "супружница  начинает  пилить"  его,  то  он
обыкновенно берет подушку и, посвистывая, уходит к себе в  кабинет,  а  жена
остается в глупом  и  смешном  положении.  Этот  офицер  женат  на  богатой,
капризной и глупой женщине, которую он не уважает и только терпит.
     Ольга Михайловна вскочила с постели. По ее мнению, теперь ей оставалось
только одно: поскорее одеться и навсегда уехать из этого дома.  Дом  был  ее
собственный, но тем хуже для Петра Дмитрича. Не  рассуждая,  нужно  это  или
нет, она быстро пошла в кабинет, чтобы сообщить мужу о своем решении ("Бабья
логика!" - мелькнуло  у  нее  в  мыслях)  и  сказать  ему  на  прощанье  еще
что-нибудь оскорбительное, едкое...
     Петр Дмитрич лежал на диване и делал вид, то читает газету. Возле  него
на стуле горела свеча. Из-за газеты не было видно его лица.
     - Потрудитесь мне объяснить, что это значит? Я вас спрашиваю!
     - Вас... - передразнил Петр Дмитрич,  не  показывая  лица.  -  Надоело,
Ольга! Честное слово, я утомлен, и мне теперь не до  этого...  Завтра  будем
браниться.
     - Нет, я тебя отлично понимаю! - продолжала Ольга Михайловна. - Ты меня
ненавидишь! Да, да! Ты меня ненавидишь за то, что я богаче тебя! Ты  никогда
не простишь мне этого и всегда будешь лгать мне! ("Бабья  логика!"  -  опять
мелькнуло в ее мыслях.) Сейчас, я знаю, ты  смеешься  надо  мной...  Я  даже
уверена, что ты и женился на мне только  затем,  чтобы  иметь  ценз  и  этих
подлых лошадей... О, я несчастная!
     Петр Дмитрич  уронил  газету  и  приподнялся.  Неожиданное  оскорбление
ошеломило его. Он детски-беспомощно улыбнулся, растерянно поглядел  на  жену
и, точно защищая себя от ударов, протянул к ней руки и сказал умоляюще:
     - Оля!
     И, ожидая, что она скажет еще что-нибудь ужасное, он прижался к  спинке
дивана, и вся его большая фигура стала казаться такою же беспомощно-детской,
как и улыбка.
     - Оля, как ты могла это сказать? - прошептал он.
     Ольга Михайловна опомнилась.  Она  вдруг  почувствовала  свою  безумную
любовь к этому человеку, вспомнила что он ее муж, Петр Дмитрич, без которого
она не может прожить ни одного дня и который  ее  любит  тоже  безумно.  Она
зарыдала громко, не своим голосом, схватила себя за голову и побежала  назад
в спальню.
     Она упала в постель, и мелкие, истеричные рыдания, мешающие дышать,  от
которых сводит руки и ноги, огласили спальню. Вспомнив, что через три-четыре
комнаты ночует гость, она  спрятала  голову  под  подушку,  чтобы  заглушить
рыдания, но подушка свалилась на пол,  и  сама  она  едва  не  упала,  когда
нагнулась за ней; потянула она  к  лицу  одеяло,  но  руки  не  слушались  и
судорожно рвали все, за что она хваталась.
     Ей казалось, что все уже пропало, что неправда, которую она сказала для
того, чтобы оскорбить мужа, разбила вдребезги всю ее жизнь. Муж  не  простит
ее. Оскорбление, которое она нанесла ему, такого сорта, что его не  сгладишь
никакими ласками, ни клятвами... Как она убедит мужа,  что  сама  не  верила
тому, что говорила?
     - Кончено, кончено! -  кричала  она,  не  замечая,  что  подушка  опять
свалилась на пол. - Ради бога, ради бога!
     Должно быть, разбуженные ее криками, уже проснулись гость  и  прислуга;
завтра весь уезд будет знать, что с нею была истерика, и все обвинят в  этом
Петра Дмитрича. Она делал усилия, чтобы сдержать себя, но рыдания  с  каждою
минутой становились все громче и громче.
     - Ради бога! - кричала она не своим голосом и  не  понимала,  для  чего
кричит это. - Ради бога!
     Ей показалось, что под нею провалилась кровать и ноги завязли в одеяле.
Вошел в спальню Петр Дмитрич в халате и со свечой в руках.
     - Оля, полно! - сказал он.
     Она  поднялась  и,  стоя  в  постели  на  коленях,  жмурясь  от  свечи,
выговорила сквозь рыдания:
     - Пойми... пойми...
     Ей хотелось сказать, что ее замучили гости, его ложь, ее  ложь,  что  у
нее накипело, но она могла только выговорить:
     - Пойми... пойми!
     - На, выпей! - сказал он, подавая ей стакан воды.
     Она послушно взяла  стакан  и  стала  пить,  но  вода  расплескалась  и
полилась ей  на  руки,  грудь,  колени...  "Должно  быть,  я  теперь  ужасно
безобразна!" - подумала она. Петр Дмитрич молча уложил ее в постель и  укрыл
одеялом, потом взял свечу и вышел.
     - Ради бога! - крикнула опять Ольга Михайловна. - Петр,  пойми,  пойми!
Вдруг что-то сдавило ее внизу живота и спины с  такою  силой,  что  плач  ее
оборвался, и она от боли укусила подушку. Но боль тотчас же отпустила ее,  и
она опять зарыдала.
     Вошла горничная и, поправляя на ней одеяло, спросила встревоженно:
     - Барыня, голубушка, что с вами?
     - Убирайтесь отсюда! - строго сказал Петр Дмитрич, подходя к постели. -
Пойми, пойми... - начала Ольга Михайловна.
     - Оля, прошу тебя, успокойся! - сказал он. - Я не хотел тебя обидеть. Я
не ушел бы из спальни, если бы знал, что это на тебя  так  подействует.  Мне
просто было тяжело. Говорю тебе как честный человек...
     - Пойми... Ты лгал, я лгала...
     - Я понимаю... Ну, ну, будет!  Я  понимаю...  -  говорил  Петр  Дмитрич
нежно, садясь на ее постель. - То сказала  ты  сгоряча,  понятно...  Клянусь
богом, я люблю тебя больше всего на свете и, когда женился на тебе, ни  разу
не вспомнил, что ты богата. Я бесконечно любил - и  только...  Уверяю  тебя.
Никогда я не нуждался и не знал цены деньгам, а потому не  умею  чувствовать
разницы между твоим состоянием и моим. Мне всегда казалось, что мы одинаково
богаты. Я что я в мелочах фальшивил, то это... конечно, правда. Жизнь у меня
до сих пор была устроена так несерьезно,  что  как-то  нельзя  обойтись  без
мелкой лжи! Мне теперь самому тяжело. Оставим этот разговор, бога ради!...
     Ольга Михайловна опять почувствовала сильную боль и  схватила  мужа  за
рукав.
     - Больно, больно, больно... - сказала она быстро. - Ах, больно!
     - Черт бы взял этих гостей! - пробормотал Петр Дмитрич,  поднимаясь.  -
Ты не должна была ездить сегодня на остров! - крикнул он. -  И  как  это  я,
дурак, не остановил тебя? Господи боже мой!
     Он досадливо почесал себе голову, махнул  рукой  и  вышел  из  спальни.
Потом он несколько раз входил, садился к ней на кровать и говорил много,  то
сердито, но она плохо слышала это. Рыдания чередовались  у  нее  с  страшною
болью, и каждая новая боль была сильнее и продолжительнее. Сначала во  время
боли она задерживала дыхание  и  кусала  подушку,  но  потом  стала  кричать
неприличным,  раздирающим  голосом.  Раз,  увидев  около  себя   мужа,   она
вспомнила, что оскорбила его, и, не рассуждая, бред ли  это,  или  настоящий
Петр Дмитрич, схватила обеими руками его руку и стала целовать ее.
     - Ты лгал, я лгала... - начала она  оправдываться.  -  Пойми,  пойми...
Меня замучили, вывели из терпенья...
     - Оля, мы тут не одни! - сказал Петр Дмитрич.
     Ольга Михайловна приподняла голову и увидела Варвару, которая стояла на
коленях около комода  и  выдвигала  нижний  ящик.  Верхние  ящики  были  уже
выдвинуты. Кончив с комодом, Варвара поднялась и, красная от  напряжения,  с
холодным, торжественным лицом принялась отпирать шкатулку.
     - Марья, не отопру! - сказала она шепотом. - Отопри, что ли.
     Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить  новую
свечу; она подошла к Варваре и помогла ей отпереть шкатулку.
     - Чтоб ничего запертого не было... - шептала Варвара.  -  Отопри,  мать
моя, и этот коробок. Барин, - обратилась она  к  Петру  Дмитричу,  -  вы  бы
послали к отцу Михаилу, чтоб царские врата отпер! Надо!
     - Делайте: что хотите,  -  сказал  Петр  Дмитрич,  прерывисто  дыша,  -
только, ради бога, скорей доктора или акушерку! Поехал  Василий?  Пошли  еще
кого-нибудь. Пошли своего мужа!
     "Я рожу", - сообразила Ольга Михайловна. - Варвара, - простонала она, -
но ведь он родится не живой!
     - Ничего, ничего, барыня... - зашептала  Варвара.  -  Бог  даст,  живой
бундить (так она выговаривала слово "будет")! Бундить живой.
     Когда Ольга Михайловна в другой раз очнулась от боли, то уж не рыдала и
не металась, а только стонала. От стонов она не могла удержаться даже  в  те
промежутки, когда не было боли.  Свечи  еще  горели,  но  уже  сквозь  шторы
пробивался утренний свет. Было, вероятно, около пяти часов утра.  В  спальне
за круглым столиком сидела какая-то незнакомая женщина в белом фартуке  и  с
очень скромною физиономией. По выражению ее фигуры видно было, что она давно
уже сидит. Ольга Михайловна догадалась, что это акушерка.
     - Скоро кончится? - спросила она и в  своем  голосе  услышала  какую-то
особую, незнакомую ноту, какой раньше у нее никогда не было. "Должно быть, я
умираю от родов", - подумала она.
     В спальню осторожно вошел Петр Дмитрич, одетый,  как  днем,  и  стал  у
окна, спиной к жене. Он приподнял штору и поглядел в окно.
     - Какой дождь! - сказал он.
     - А который час? - спросила Ольга Михайловна, чтобы еще раз услышать  в
своем голосе незнакомую нотку.
     - Без четверти шесть, - отвечала акушерка.
     "А что, если я в самом деле умираю? - подумала Ольга Михайловна,  глядя
на голову мужа и на оконные стекла, по которым стучал дождь. -  Как  он  без
меня будет жить? С кем он будет чай пить, обедать, разговаривать по вечерам,
спать?"
     И  он  показался  ей  маленьким,  осиротевшим;  ей  стало  жаль  его  и
захотелось сказать ему  что-нибудь  приятное,  ласковое,  утешительное.  Она
вспомнила, как он весною собирался купить себе  гончих  и  как  она,  находя
охоту жестокой и опасной, помешала ему сделать это.
     - Петр, купи себе гончих! - простонала она.
     Он опустил штору и подошел к постели, хотел что-то сказать,  но  в  это
время  Ольга  Михайловна  почувствовала  боль  и   вскрикнула   неприличным,
раздирающим голосом.
     От боли, частых криков и  стонов  она  отупела.  Она  слышала,  видела,
иногда говорила, но плохо понимала и  сознавала  только,  что  ей  больно  и
сейчас будет больно. Ей казалось,  что  именины  были  уже  давно-давно,  не
вчера, а как будто год назад, и что  ее  новая  болевая  жизнь  продолжается
дольше, чем ее детство, ученье  в  институте,  курсы,  замужество,  и  будет
продолжаться еще долго-долго, без конца. Она видела, как  акушерке  принесли
чай, как позвали ее в полдень завтракать, а потом обедать; видела, как  Петр
Дмитрич привык входить, стоять подолгу  у  окна  и  выходить,  как  привыкли
входить какие-то  чужие  мужчины,  горничная,  Варвара...  Варвара  говорила
только "бундить, бундить" и сердилась, когда  кто-нибудь  задвигал  ящики  в
комоде. Ольга Михайловна видела, как в комнате и в окнах менялся свет: то он
был сумеречный, то мутный, как туман, то ясный, дневной, какой был вчера  за
обедом, то опять сумеречный... И каждая из этих перемен продолжалась так  же
долго, как детство, ученье в институте, курсы...
     Вечером два доктора - один костлявый, лысый, с широкою  рыжею  бородою,
другой с еврейским лицом, черномазый  и  в  дешевых  очках  -  делали  Ольге
Михайловне какую-то операцию. К тому, что чужие мужчины  касались  ее  тела,
она относилась совершенно равнодушно. У нее уже не было ни стыда, ни воли, и
каждый мог делать с нею, что хотел. Если бы в это время кто-нибудь  бросился
на нее с ножом, или оскорбил Петра Дмитрича, или отнял бы  у  нее  права  на
маленького человечка, то она не сказала бы ни одного слова.
     Во время операции ей дали хлороформу. Когда она потом проснулась,  боли
все еще продолжались и  были  невыносимы.  Была  ночь.  И  Ольга  Михайловна
вспомнила, что точно такая же ночь с  тишиною,  с  лампадкой,  с  акушеркой,
неподвижно сидящей  у  постели,  с  выдвинутыми  ящиками  комода,  с  Петром
Дмитричем, стоящим у окна, была уже, но когда-то очень, очень давно...

5

     "Я не  умерла..."  -  подумала  Ольга  Михайловна,  когда  опять  стала
понимать окружающее и когда болей уже не было.
     В два настежь открытые окна спальни глядел ясный летний день; в саду за
окнами, не умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
     Ящики в комоде были уже заперты,  постель  мужа  прибрана.  Не  было  в
спальне ни акушерки, ни Варвары, ни  горничной;  один  только  Петр  Дмитрич
по-прежнему стоял неподвижно у окна и глядел в сад. Не слышно было  детского
плача, никто не поздравлял и не  радовался,  очевидно,  маленький  человечек
родился не живой.
     - Петр! - окликнула Ольга Михайловна мужа.
     Петр  Дмитрич  оглянулся.  Должно  быть,  с  того  времени,  как  уехал
последний гость и Ольга Михайловна оскорбила своего мужа, прошло очень много
времени, так как Петр Дмитрич заметно осунулся и похудел.
     - Что тебе? - спросил он, подойдя  к  постели.  Он  глядел  в  сторону,
шевелил губами и улыбался детски-беспомощно.
     - Все уже кончилось? - спросила Ольга Михайловна.
     Петр Дмитрич хотел что-то  ответить,  но  губы  его  задрожали,  и  рот
покривился старчески, как у беззубого дяди Николая Николаича.
     - Оля! - сказал он, ломая руки, и из глаз его  вдруг  брызнули  крупные
слезы. - Оля! Не нужно мне ни твоего ценза, ни съездов (он всхлипнул)...  ни
особых мнений, ни этих гостей, ни твоего приданого... ничего мне  не  нужно!
Зачем мы не уберегли нашего ребенка? Ах, да что говорить!
     Он махнул рукой и вышел из спальни.
     А для Ольги Михайловны было уже решительно все равно. В  голове  у  нее
стоял туман от хлороформа, на душе  было  пусто...  То  тупое  равнодушие  к
жизни, какое было у нее, когда два доктора делали ей операцию,  все  еще  не
покидало ее.         
    Читать  дальше  ...  

     Идея, компиляция, дизайн, разметка,
     форматирование и отдельное сканирование
     (c) Русские Тексты, 1996 - 2000
     Все тексты и изображения являются
     собственностью их владельцев

     Idea, compilation, design, layout,
     formatting and occasional OCR
     (c) Russian Texts, 1996 - 2000
     All texts and images (c) their respective owners

 

***

ru.wikipedia.org›Именины (рассказ)

«Именины» — рассказ Антона Павловича Чехова. Написан в 1888 году, впервые опубликован в 1888 году в журнале «Северный вестник» № 11 с подписью «Антон Чехов»

 Начало - Именины. Чехов, Антон Павлович. 001 

***

***

 Источник :  https://ilibrary.ru/author/chekhov/l.all/index.html

***

  Читать  дальше  ...  

***

***

***

***

***

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

                

 

***

Яндекс.Метрика

***

***

***

  День рождения Антона Павловича... и его рассказы 

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 002 

  Антон Павлович Чехов. Рассказы.003

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 004

  Антон Павлович Чехов. Рассказы.005

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 006 

  Антон Павлович Чехов. Рассказы. 007

   Поцелуй. Антон Павлович Чехов. 

***

***

***

Шахматы в...

Обучение

О книге

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ 

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 417 | Добавил: iwanserencky | Теги: День рождения Чехова, рассказ, Именины, Антон Павлович, день рождения, из интернета, литература, 29 января, рассказы, рассказы Чехова, Чехов, Антон Павлович Чехов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: