Главная » 2021 » Январь » 24 » Завоевание природы. Андреев Борис. 007
10:14
Завоевание природы. Андреев Борис. 007

***

***

4. Электричество в сельском хозяйстве.

Тяжел труд крестьянина, особенно в летнюю "страдную" пору. Приходится напряженно работать с раннего утра и до позднего вечера, чтобы получить от земли то, что нужно для годового пропитания семьи и поддержания хозяйства? Скудно вознаграждается этот тяжелый труд! Но почему?

Потому что крестьянин до сих пор еще работает с самыми несовершенными орудиями, потому что эти орудия требуют огромной затраты силы как с его стороны, так и со стороны его верного друга — "сивки". Но как бы крестьянин ни старался и как бы ни тянулась из последних сил его сивка, больше чем они могут дать — они не дадут. А потому, несмотря на напряженную работу, земля все-таки вспахана и проборонована плохо, посев произведен неэкономно, при жатве, обмолоте и так далее потеряно много зерна… А сколько сил и труда теряется на такие работы, как, например, пилка дров, сбивание масла, различные мелкие кустарные промыслы! Во всех этих работах большой подмогой могло бы быть электричество.

Современная техника уже разработала ряд машин и аппаратов для сельского хозяйства, работающих с помощью электричества. В передовых хозяйствах культурных стран они начинают находить все большее и большее применение. Электричество может облегчить труд крестьянина и увеличить его производительность при самых различных работах.

Для вспашки земли можно применять электрические плуги. Самодвижущийся электрический плуг приводится в движение находящимся на нем электродвигателем мощностью от 3 до 20 лошадиных сил и свободно управляется одним человеком. За рабочий день он вспахивает 2 — 5 десятин, на что при пользовании конным плугом понадобится от четырех до десяти дней. Само собой разумеется, что и вспашка при электрическом плуге будет лучше, ровнее и глубже. Кроме того электродвигатель плуга может быть приспособлен и для других работ в сельском хозяйстве.

Для вспашки больших участков земли применяют электрические тележки. Две таких тележки с электродвигателями устанавливаются на противоположных сторонах поля. Между тележками ходит плуг, который прикреплен к ним стальными канатами. Каждая тележка попеременно тянет плуг в свою сторону, который, таким образом, ходит поперек поля и вспахивает его. Для пахоты требуется всего 3 — 4 рабочих. Один управляет плугом, двое — электродвигателями на тележках и, в случае нужды, работает еще один вспомогательный. За рабочий день при таком оборудовании можно вспахать около 10 десятин, т.-е. в 20 раз больше, чем при конной тяге.

Электрический мотор можно также приспособить и для молотьбы. Для этой цели имеются маленькие переносные моторы, укрепленные на салазках или двухколесной тележке, а также и более солидные. Мотор в 3-4 лошадиных силы обмолачивает около 160 килограммов (10 пудов) зерна в час. Этот же мотор можно применить для очистки зерна, пилки дров и других работ.

Совсем небольшие моторы, примерно в 0,2  лошадиной силы, применяются для отделения сливок от молока. Для этого молоко наливается в сепаратор. При вращении этого прибора с помощью мотора сыворотка располагается ближе к стенкам, а сливки — к середине. В соответствующих местах устроены трубки, по которым сыворотка и сливки сливаются в отдельные сосуды. С помощью того же прибора полученные сливки сбиваются в маслобойке на масло. На рисунке 37 изображены сепаратор и маслобойка, работающие с помощью электродвигателя.


При самых разнообразных работах электричество может быть ценным помощником крестьянина. Его можно приспособить для мельницы, водоснабжения, осушения болот и так далее, вплоть до доения коров и… высиживания цыплят. На рис. 38 изображена "электрическая наседка", которая высиживает куда больше цыплят, чем какая-нибудь хохлатка. Достаточно положить в аппарат свежие яйца и пустить по проводам электрический ток, чтобы через положенный срок получить штук сто цыплят. Электричество поддерживает в нем все время как раз ту температуру, которая нужна для правильного развития из яйца цыпленка.


Многое мог бы сделать электродвигатель в деревне. Он облегчил бы каторжный труд крестьянина в страдную пору, он позволил бы организовать кооперативную обработку на месте сырых продуктов (например молока, льна, конопли и подсолнуха, кожи и т. и.), что было бы для него гораздо выгоднее; электричество залило бы крестьянскую избу ярким светом… В Америке, Германии, Франции и целом ряде других стран электродвигатель завоевывает себе почетное место в деревне. Начинает проникать он уже и в наши деревни. Надо надеяться, что недалеко то время, когда наш крестьянин также привыкнет к пользованию услугами электричества, как и житель большого города.

5. Электричество в домашнем быту.

Есть еще одна область нашей повседневной жизни, в которой электричество могло бы иметь очень большое значение. Мы говорим о работе домашней хозяйки.

Сколько различных работ приходится выполнять хозяйке даже в небольшой семье. Надо приготовить обед и ужин, постирать и погладить белье, кое-что пошить и починить и так далее. Вся эта малозаметная на первый взгляд работа отнимает, однако, у хозяйки целый день и часто не оставляет ей свободного времени для того, чтобы пойти на собрание, в клуб, в театр, почитать что– нибудь… Домашние заботы и хлопоты до сих пор еще не позволяют у нас большинству женщин, особенно в деревне, принимать сколько-нибудь заметное участие в строительстве новой светлой жизни на социалистических началах.


Конечно, полностью освободиться от тяжелого ярма домашнего хозяйства женщина сможет только тогда, когда ее семья будет иметь возможность получить вкусный обед в общественной столовой, расположенной где– нибудь недалеко от дома, когда белье постирают в общественной прачечной, и притом так, что оно не будет расползаться после нескольких стирок, когда она сможет получить для детей готовое белье и платье, а не шить их дома… Все это будет возможно только при коммунистическом строе. Но пока этого у пас еще нет, да и вряд ли удастся полностью наладить дело в особенно близком будущем. Пока, в силу целого ряда условий, многим домашним хозяйкам приходится еще готовить обед, стирать белье и заниматься мелкой пошивкой дома. Вот тут-то и могло бы сослужить большую службу электричество.


На кухне приходится рубить мясо, чистить картофель, резать, размешивать, растирать разные припасы, чистить, мыть и полоскать посуду… Для всех этих операций существуют уже теперь различные приборы, вроде мясорубки, машины для чистки ножей, машины для мытья посуды… Но все эти приборы приводятся обычно в движение руками, что требует затраты больших усилий и времени. А между тем можно было бы легко приспособить на кухне маленький электрический моторчик, который приводил бы в движение ту или другую из этих машин, смотря но надобности. Пара проводов, проведенных от него в комнату, позволила бы приладить к нему и швейную машину.

   Сколько приходится возиться с кухонной плитой: надо наколоть дров, растопить; от плиты пышет, нередко идет дым и чад, масса тепла пропадает даром. А как удобен электрический очаг (рис. 39 и 40). Внутри него находится ряд палочек из такого материала, который плохо проводит электричество. К концам их подходят провода. Когда через прибор пропускается электрический ток, то палочки нагреваются, нагревают плиту, а через последнюю и поставленную на нее посуду. Степень нагревания можно регулировать помещенным впереди переключателем. Чисто, удобно, нет ни чада, ни копоти.   Бывают и целые электрические кухни (рис. 41), у которых иногда имеются электрические часы. Если нужно, положим, чтобы кушанье варилось только 20 минут,


надо только соответствующим образом установить эти часы. По прошествии положенного времени они сами собой остановят ток, и варка окончится.

Как неприятна часто возня с самоваром или утюгом! Да не только неприятна, а иногда и опасна для здоровья, так как плохо прогоревшие угли могут дать в комнате угар. Ничего подобного не может быть при пользовании электрическим чайником, утюгом или кастрюлей. Соединил их шнуры со штепселем от электрического тока — и через короткое время можно пить чай или гладить. Устройство таких приборов понятно из рисунка 42, изображающего электрическую кастрюлю, как бы разрезанную пополам. Из него видно, что в дне такой кастрюли имеется лента из плохо проводящего электричество материала, к концам которой подходят провода. При пропускании тока дно нагревается и передает свое тепло находящейся в кастрюле жидкости.


Электричество можно применить и для варки пищи, и для кипячения воды, и для обогревания помещения, и для глажения белья, и для шитья… Все это существенно облегчило бы работу домашней хозяйки и на много сократило бы ее продолжительность. Но почему же оно так мало применяется у нас для этих целей даже там, где электрическая проводка существует давно и к пользованию электрическим освещением привыкли уже как к чему-то обыденному? Да просто потому, что описанные выше электрические приборы у нас еще дороги, да и электрическая энергия обходится не очень дешево. Это мешает широкому пользованию электричеством в домашнем быту. Но совсем иначе обстоит дело на этот счет в таких странах, где электрическая энергия обходится дешево. В Норвегии, в Швейцарии, Германии, Англии и особенно в Америке все большая и большая часть работы домашней хозяйки перекладывается на электричество. Электричество оказывается там самой аккуратной, добросовестной и надежной домашней прислугой, на которую вполне можно положиться. Но и у нас дело со временем изменится.

У нас в СССР по завету Владимира Ильича Ленина еще при его жизни предпринят целый ряд работ, которые идут и в настоящее время. Эти работы имеют целью "электрификацию" нашей страны, которая среди ряда других важных достижений принесет и желанное облегчение домашней хозяйке.

6. Электрификация.

Многим из читателей этой книжки приходилось, вероятно, хотя одним ухом слышать об электрификации. После всего сказанного здесь об электричестве нам легче будет разобраться в том, для чего необходима в СССР электрификация.

Раньше мы рассмотрели целый ряд природных источников энергии — черный уголь, белый уголь, синий уголь и другие. Как их удобнее и выгоднее всего использовать?

Большие запасы хорошего каменного угля находятся у нас, например, в Донецком бассейне или в Кузнецком бассейне (в Сибири). А большинство наших фабрик и заводов, работающих на каменном угле, расположены в Московском, Ленинградском, Иваново-Вознесенском районах. Каменный уголь приходится, значит, подвозить к ним издалека. Перевозка загружает транспорт, стоит недешево, не мало угля при этом теряется. А между тем, например, в Московском районе имеется тоже каменный уголь, но только плохого качества, перевозка которого на далекие расстояния совсем не окупается. В этом же районе, да и в других есть большие залежи торфа. Этот сорт топлива для перевозки почти непригоден, а потому и находил себе очень ограниченное применение. На местах добывания хороших сортов каменного угля остается много угольной мелочи, которая пропадает даром.

Мы видим таким образом, что из различных сортов черного угля использовались только самые лучшие и ценные сорта. Если вспомнить, что запасов угля не так уж много, то станет ясной вся расточительность подобного использования. Надо во что бы то ни стало научиться извлекать пользу и из малоценных сортов. Вот тут-то на помощь и приходит электричество.

В настоящее время научились передавать электричество с выгодой на расстояния до 300—400 и более километров. Вместо того, чтобы везти на такое расстояние топливо, выгоднее построить на месте добычи топлива электрическую станцию и вырабатываемый ее динамо– машинами электрический ток подавать по проводам в любую сторону, где в нем есть нужда. Туг с пользой пойдут в дело и бурый уголь, и торф, и угольная мелочь.

Мало того. Предположим, что вокруг района добычи хорошего угля в расстоянии до нескольких сот километров разбросан в разных местах ряд предприятий, работающих на угле. Предположим, что и перевозка угля до предприятий обходится совсем недорого. И оказывается, однако, что если построить в центре общую для всех предприятий электрическую станцию, то будет тратиться топлива при той же работе в три и даже в четыре раза меньше, чем при отдельных двигателях в каждом предприятии. Большую экономию дает электричество и при добывании нефти. При старых способах добычи на каждые 100 килограмм надо было затратить 25—30 кг на сжигание в котлах и мелких двигателях, приводящих в движение машины. При электрификации добывания на каждые 100 кг добытой нефти нужно израсходовать только уже 8 кг нефти. Значит, электричество во всех случаях позволяет очень выгодно и экономно использовать труд "черного слуги". Но и не только его.

Возьмем для примера энергию движущейся воды. Таких мест, где использовать эту энергию можно сравнительно удобно, немного. Нельзя же в самом деле перетащить целый ряд самых разнородных предприятий к водопаду или к реке! Совсем другое дело, если превратить энергию движущейся воды в электричество: тогда можно обслужить целый район на несколько сот километров в окружности.

В электричество очень удобно превращать самые различные виды энергии, а затем и "транспортировать" их в таком виде на далекие расстояния. По прибытии на место потребления электричество опять может быть превращено, смотря по надобности, в тепло, в свет, в движение… А кроме того обращение с ним представляет целый ряд других удобств, о которых нам уже пришлось упомянуть: оно тратится только во время работы, послушно легкому движению руки управляющего им человека, не требует громоздких приспособлений, на много повышает производительность труда… Ясно поэтому, насколько важно электрифицировать наше народное хозяйство— нашу промышленность, сельское хозяйство, транспорт, домашний быт. Это даст нам огромную экономию в использовании природных запасов энергии, во много раз повысит производительность нашего труда, значительно облегчит его, позволит создать целый ряд богатств, которые удовлетворят все наши потребности. Электрификация позволит производить в деревне первоначальную обработку сельскохозяйственного сырья и тем самым займет избыточные рабочие руки, которым наша городская промышленность не может еще предоставить работы.

Огромное значение электрификации в деле нашего строительства полностью учтено Советской властью. Без электрификации нам нельзя строить жизнь на новых коммунистических началах. Владимир Ильич Ленин это очень хорошо выразил такими словами:

"Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны".

Что же удалось сделать в этом отношении до настоящего времени в СССР и как предполагается вести работы в будущем?

В 1920 году правительством был разработан план электрификации страны, который был утвержден VIII Съездом Советов. По этому плану было предположено в течение 10 — 15 ближайших лет построить в разных местах 30 новых районных электрических станций, общей мощностью около 2 миллионов лошадиных сил. План начал приводиться в исполнение. Мощность станций, построенных в 1922 году, составляла около 13 тысяч лош. сил, в 1923 г.— 16 тысяч лот. сил., в 1924 г.— 21 тыс. лош. сил, в 1925 г.— 80 тыс. лош. сил. Текущий 1926 год даст станции общей мощностью в 190 тысяч лошадиных сил, а 1927 г.— 370 тысяч лошадиных сил. Всего, значит, за первые шесть лет строительства страна получит станции общей мощностью около 700 тысяч лошадиных сил. Как видно из приведенных цифр, из года в год это строительство расширяется. Если рост его будет таким же порядком развиваться и дальше, то намеченная первоочередная программа в 2 милл. лош. сил будет выполнена к 1932 году, то-есть в течение десяти лет.

Посмотрим, как организуется работа некоторых из построенных и строящихся станций.

В 130 километрах от Москвы на Шатурском торфяном болоте построена Шатурская электрическая станция. Работает она на торфе. Мощность—около 60 тысяч лошадиных сил. Большая часть электрической энергии передается в Москву, часть же идет для обслуживания расположенных в окрестностях фабрик, сел и деревень. Залежи торфа в окрестностях станции определяются примерно в 70 миллионов тонн, которых будет достаточно для работы станции в продолжение 100 лет.

На правом берегу реки Оки в 120 километрах от Москвы построена Каширская станция, работающая на малоценном подмосковном угле. Мощность ее пока около 15 тысяч лошадиных сил, но в дальнейшем ее предположено довести до 40 тысяч. Обслуживает она главным образом Москву. Кроме того энергия будет подана в города Серпухов, Коломну, по дороге электричеством снабжается также большой сельскохозяйственный район с 4 деревнями.

На берегу реки Невы построена станция "Красный Октябрь", которая снабжает энергией Ленинград и прилегающие к нему промышленные районы. Работает эта станция на местном торфе; мощность ее предположено довести до 55 тысяч лошадиных сил.

В Донецком каменноугольном бассейне строится Штеровская станция мощностью около 25 тысяч лошадиных сил. Работать она будет на угольной мелочи и служить для снабжения электрической энергией мест разработки антрацита — лучшего сорта каменного угля.

Примером электрических станций, работающих силой движущейся воды, может служить Волховская станция. Она расположена на реке Волхове, вытекающей из озера Ильменя. На расстоянии около 200 километров от ее истоков на реке находятся Петропавловские пороги, за которыми сейчас же и построена станция, Падающая вода приводит в движение водяные турбины (8 турбин, мощностью каждая в 10 000 лош. сил), которые передают его машинам, вырабатывающим электрический ток. Мощность станции — 80 тысяч лошадиных сил. Энергия передается в Ленинград, находящийся от станции в 120 километрах.

На знаменитых Днепровских порогах около города Александровска предположена к постройке станция, которая будет величайшей в Европе. Ее мощность будет доходить до 650 тысяч лошадиных сил. Предназначается она для обслуживания южного горнопромышленного и металлургического района.

Кроме таких крупных районных станций у нас строится и целый ряд мелких станций местного назначения. Общая мощность таких станций, пущенных вход в 1925 г., достигает 50 тысяч лошадиных сил, а в 1926 году их построено и предположено построить на 225 тысяч лошадиных сил.

Принимаются меры у нас и для электрификации транспорта. Те участки железных дорог, которые, с одной стороны, находятся далеко от источников угля и нефти, а с другой — сильно нагружены в смысле перевозок, выгодно перевести на электрическую тягу. При электрификации таких участков существенно понижаются расходы на перевозку по ним. Ведь электровоз не должен таскать с собой топливо и воду, он не потребляет бесполезно энергию во время стоянок и имеет целый ряд других преимуществ. В ближайшие годы предположено электрифицировать пригородные участки Казанской, Нижегородской. Белорусской, Курской и Северных дорог Московского узла, некоторые участки Ленинградского узла, Минераловодскую линию Северо-Кавказских дорог и перевальный участок Закавказских дорог.

В деле электрификации мы еще на много отстали от других более развитых в промышленном отношении стран. Так, например, в Америке мощность электрических станций общего пользования в 1925 году доходила уже до 18 миллионов лошадиных сил. А мощность мелких фабрично-заводских станций составляла больше 12 милл. лошадиных сил (у нас мощность последних несколько больше миллиона лошадиных сил). Там, в связи с тяжелыми последствиями мировой войны, была проделана большая техническая работа в смысле использования энергии движущейся воды и малоценных сортов топлива с помощью электрификации. Но все-таки мы уже сделали первые успешные шаги, и шаги не так чтобы уж очень маленькие. Можно надеяться, что при дальнейшем укреплении нашего народного хозяйства работы по электрификации развернутся еще шире, захватят большие районы и тем самым позволят поднять промышленность и сельское хозяйство на небывалую еще у нас высоту.

Хозяевами нашей страны являются сами трудящиеся. Это даст нам возможность заставить служить себе с помощью физики силы природы гораздо лучше, чем это можно сделать в капиталистических странах. Но и там цветные слуги во что бы то ни стало должны перейти в распоряжение трудящихся. Почему, — об этом мы поговорим в следующей главе.

 

VI. В ЧЬЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЦВЕТНЫЕ СЛУГИ.

1. Как лучше использовать цветных слуг.

По мере развитии техники производственный труд человека все более и более механизируется. Работа человека и животных заменяется работой машины. И вместе с тем в высокой степени увеличивается производительность труда человека.

Чем больше будет работать машин, тем более облегчится физический труд человека, тем меньше будет он отнимать у человека времени. Но для того, чтобы работало много машин, надо много энергии. Получить ее можно от тех цветных слуг, с работой которых мы раньше познакомились.

Мы уже видели, что в настоящее время больше всего работы дает уголь в разных его видах — каменный уголь, дрова, торф, нефть и т. д. Количество лесов на земле все время уменьшается. Правда, растет и новый лес, но этого прироста слишком мало. А что касается каменного угля и нефти, то они образовались в давно прошедшие времена, а теперь уже не образуются. Запасы их ограничены и рано или поздно будут истрачены целиком. Поэтому уже и теперь приходится думать о возможно более широком использовании работы слуг другого цвета — движущейся воды, ветра, солнечного

тепла, внутренней теплоты земного шара… Но до тех пор, пока мы не научимся заставлять этих слуг работать на нас как следует, надо возможно бережливее относиться к черному слуге. Надо извлекать из него как можно больше полезной работы, надо использовать малоценные сорта и разные отбросы, вроде угольной мелочи. Ничто не должно пропадать зря.

Значит, первое условие правильного использования работы нашего главного слуги, угля — бережное с ним обращение. Нужно заранее учесть его запасы, надо рассчитать, где и как его лучше использовать, сколько куда доставить, где ценные сорта можно, заменить малоценными, а где нельзя. Нужно все предусмотреть по– хозяйски и расходовать уголь с толком, без расточительности. Другими словами, наше производство, наше хозяйство надо вести по заранее намеченному и хорошо продуманному плану.

Возьмем слуг другого цвета, хотя бы, например, "белый уголь". Далеко не везде есть водопады и другие удобные места для использования энергии движущейся воды. Надо все эти места тщательно изучить, а затем и прикинуть, какое из них раньше надо прибирать к рукам, где выгоднее в первую очередь сделать большие затраты на постройку станции, чтобы снабдить от нее энергией именно тот район, какой для нас является важным и в этой энергии больше других нуждается. Здесь, значит, тоже нужен предварительный хозяйский расчет и продуманный план.

Современная техника использует громадные источники энергии. Какая-нибудь центральная электрическая станция обслуживает целый район с самыми разнообразными производствами. Каждая отдельная фабрика или завод работают при этих условиях не сами но себе, а они уже связаны друг с другом общим энергетическим хозяйством. Здесь опять-таки, значит, нужен предварительный расчет и плановость.

Всякого рода энергию, как мы видели, выгоднее переводить в энергию электрическую и в таком виде распределять и использовать. И, конечно, гораздо выгоднее электрифицировать не каждое отдельное предприятие само по себе,— в этом часто и толку мало, а иногда это и просто невозможно. Электрифицировать надо целые районы, план электрификации надо проводить в масштабе целой страны. Для этого требуется точный предварительный учет потребностей и возможностей, и выработка плана, рассчитанного на продолжительное время вперед.

Таким образом, как мы ни подходим к вопросу о наилучшем использовании работы цветных слуг, мы неизменно наталкиваемся на одно и то же решение. Для этого нужно наладить плановое хозяйство, основанное на точном предварительном учете потребностей. Только в этом случае можно будет использовать природные запасы энергии наиболее полно, но в то же время толково и экономно.

2. Справятся ли с планами капиталисты.

Выло время, когда в деревне каждая отдельная семья делала для себя чуть ли не все, что ей было нужно: одежду, обувь, всякую домашнюю утварь… Тогда деревня мало нуждалась в городе. Не то теперь. Как город не может обойтись без продуктов труда деревни — хлеба, льна, молока, масла и прочего, так и деревня, в свою очередь, не может обойтись без города. Город дает ей ситец, керосин, спички, гвозди, обувь, сельскохозяйственные орудия… Хозяйство деревни тесно связано с хозяйством города, и наоборот. Но и в целой стране отдельные ее части находятся в тесной хозяйственной связи между собой. Скажем, Московский район нуждается в туркестанском хлопке, украинском хлебе, кавказской нефти, донецком угле, уральском железе, сибирском масле, каспийской сельди… В свою очередь и Туркестан, и Кавказ, и Сибирь—все они нуждаются в продуктах промышленности Московского района. Неурожай хлопка в Туркестане сейчас же отзывается на работе текстильных фабрик центра, и наоборот: заминка в работе текстильных фабрик центра оставляет без ситца и население окраин. Невидимыми, но крепкими нитями тесно связаны между собой все отрасли хозяйства страны. Каждый из нас работает на всех, но в то же время и все работают на каждого.

Это, однако, еще не все. Одно целое представляет собой не только хозяйство каждой отдельной страны, но и между хозяйствами разных стран есть также связь. В одних странах не хватает своего хлеба, в других леса, в третьих угля, в четвертых —разных промышленных изделий, и так далее. Каждая страна вывозит в другие избытки своих продуктов и ввозит к себе то, чего в ней недостает. Перед империалистической войной 1914—1918 гг. такая связь между хозяйствами разных стран с каждым годом все более и более усиливалась, потому-то так тяжело отразилась эта война даже и на странах, не воевавших. Хозяйство человечества становится все более и более хозяйством мировым.

Мы видели, что для наилучшего использования работы цветных слуг в отдельной стране нужно организовать плановое хозяйство. Но раз хозяйства разных стран все более и более тесно связываются между собой, то ясно, что в конце концов нужно организовать и плановое мировое хозяйство. Возможно ли организовать плановое мировое хозяйство при условии существования капиталистического строя, то-есть такого строя, при котором фабрики, заводы, машины, земля и все другие средства производства находятся в руках у частных собственников? Думается, что на разборе этого вопроса здесь и останавливаться не стоит. Последняя война служит достаточно ярким доказательством того, что хищнические группировки капиталистов разных стран способны только к разбоям и дракам между собой, а отнюдь не к выработке и проведению какого-нибудь общего планового хозяйства.

Но если капиталисты разных стран не могут договориться между собой, то, может быть, капиталисты каждой отдельной страны в состоянии организовать плановое хозяйство хотя бы своей страны? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, как работает капиталист.

Чего добивается каждый хозяин фабрики или завода? Он хочет прибыли, прибыли во что бы то ни стало. Считается ли он в погоне за прибылью хотя бы с интересами других своих собратьев-капиталистов, не говоря уже о рабочих? Не только не считается, но наоборот— конкурирует с ними, старается разорить их, чтобы самому завладеть рынком. Каждый капиталист работает на свой страх и риск, без всякого согласования с другими. Дело мало меняется и тогда, когда отдельные группы капиталистов объединяются в тресты и синдикаты. Капиталистические тресты и синдикаты стремятся только захватить исключительно для себя рынок и использовать это исключительное положение для выколачивания большей прибыли. Между собой они жестоко конкурируют, плановость их производства имеет целью только все ту же прибыль. Таким образом и о плановости хозяйства в каждой отдельной капиталистической стране говорить не приходится.

Само собой разумеется, что к вопросу о непригодности капиталистического строя нужно подходить не только с той точки зрения, с которой мы подходим к нему в этой книжке. Капиталистический строй в настоящее время в высшей степени обострил противоречия между его двумя главными классами — пролетариатом и буржуазией. Буржуазия является теперь тормозом для дальнейшего развития. Массы вынуждены взять в свои руки средства производства буквально для сохранения своей жизни. Но мы здесь на этой, весьма существенной стороне дела останавливаться не будем. Мы хотим только показать, что при капиталистическом строе невозможно полностью использовать силы природы, что современная техника переросла уже капиталистический строй. И это лучше всего можно видеть хотя бы на примере электрификации.

В некоторых капиталистических странах электрификация проводится. Благодаря более высокой технике она пока что проведена успешнее, чем у нас. Но делается ли это из сознания необходимости ведения планового хозяйства? Нет. Одной из главных причин, побуждающей капиталистов электрифицировать свое хозяйство, является боязнь рабочих. Чем меньше рабочих, тем легче иметь с ними дело капиталисту. Вполне понятно поэтому, что капиталисты стремятся с помощью электричества заменить рабочих природными источниками энергии. Правда, небольшое сравнительно число центральных станций, питающих целый ряд производств, делает возможным легко остановить эти производства в случае забастовки; но капиталисту волей-неволей приходится уж итти на этот риск.

Электрификация в капиталистических странах наталкивается на целый ряд трудностей. Устройство большой электрической центральной станции требует согласования интересов целого ряда собственников отдельных предприятий и разных обществ; согласовать их нс так-то легко. Кроме того все выгоды электрификации достаются при этом почти исключительно на долю собственников. Что толку, если электрификация позволяет, например, использовать малоценные сорта топлива. Собственник этого топлива именно потому-то сейчас же и набавит на него цену, так что потребителям электрической энергии последняя обойдется не так уж дешево. А собственник участка, на котором выгодно поставить станцию для использования силы движущейся воды, может заломить за энергию такую цену, что потребителям "даровая" сила воды влетит в копеечку. Может он на этом участке и поставить станцию только такой мощности, которая обслуживала бы энергией только его предприятия, оставив большую часть энергии воды неиспользованной. Может и вовсе не пойти на предварительные затраты, необходимые для электрификации. Вот немногие примеры, показывающие, насколько трудна плановая электрификация при капиталистических условиях производства, и насколько она приспособлена там главным образом для обслуживания интересов капиталистов.

Плановое хозяйство при капиталистическом строе невозможно. Невозможно согласовать противоречащие друг другу интересы отдельных собственников и невозможно подчинить их общим интересам всего населения страны. А значит, и невозможно при таком строе как следует использовать на общую пользу и работу цветных слуг. Капиталисты с ними не справятся.                                                   Читать   дальше   ...   

***

***

     Источник  :  http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/andreev-boris/zavoevanie-prirodi#sec_2     ***

***

***

  Завоевание природы. Андреев Борис. 001 

  Завоевание природы. Андреев Борис. 002 

  Завоевание природы. Андреев Борис. 003 

  Завоевание природы. Андреев Борис. 004

  Завоевание природы. Андреев Борис. 005 

  Завоевание природы. Андреев Борис. 006 

  Завоевание природы. Андреев Борис. 007

  Завоевание природы. Андреев Борис. 008 

***

***

***

***

***

Андреев Борис - Завоевание природы

 

 

Автор: Андреев Борис
Название: Завоевание природы
Жанр: Технические науки
Издательский дом: Тип. Госиздата ."Красный Пролетарий". Москва, Пименозская, 16.
Год издания: 1927
Аннотация:
Как известно товарищ Сталин читал много до 500 страниц машинописного текста в день. Его библиотека была богата своим разнообразием. Одну из своих книг «Завоевание природы» Б. Андреева — Сталин не только прочел, но и подарил своему сыну Якову к его 20-летию с просьбой обязательно эту книгу прочесть.

 Источник : https://royallib.com/book/andreev_boris/zavoevanie_prirodi.html


***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

                

 

***

Яндекс.Метрика

***

***

***

***

Баренцево море... у маяка Выевнаволок

 Альбом ДМБ - 78 001 (140).jpg     Альбом ДМБ - 78 001 (107).jpg

 

***

***

Великие путешественники. Спик Джон Хэннинг

исследовал Сомали и открыл озеро Танганьика, в 1858 году открыл озеро Виктория и установил (в 1860-1863 годах вместе с Дж. О. Грантом), что река Виктория-Нил вытекает из него.

 ... Читать дальше »

***

***

Вечер, третье сентября, 2020 год... С велосипедом в Краснодаре

 

DSC07677 01.JPG  

Улица Красная, по мнению Герасима, была великолепна, но несколько утомительна обилием светофоров ... Читать дальше »

***

***

Возвращение в тот день... Дорога к морю... Четвёртое сентября

 

DSC07720 - ....JPG 

 

***

Фото из велопутешествия 04.09.2020... Курс - на Ахтари ...

 

DSC07720.JPG

***

***

Что мы знаем и чего не знаем о себе. А.В.Петровский.

 

   

 Артур Владимирович Петровский (14 мая 1924 - 2 декабря 2006) - советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности.
...Не больше ли мы знаем об окружающем нас мире, чем о себе самих? Наша память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для нас зачастую остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, выборе жизненного пути. Психология может ответить на многие волнующие старшеклассника вопросы в его стремлении понять себя.

Что мы знаем и чего не знаем о себе...А.В.Петровский 001.jpg
 


***


***
























 

 

О книге

 

***

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ 

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Просмотров: 433 | Добавил: iwanserencky | Теги: слово, Борис Андреев, фото из интернета, текст, популяризатор науки, Технические науки, книги, популяризация, Завоевание природы. Андреев Борис, популяризатор, Завоевание природы, книги Сталина, из интернета, Андреев Борис, книга | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: