Книгой академика АПН СССР А.В. Петровского открывается серия для старшеклассников - «Познай себя: Психология - школьнику».
Не больше ли мы знаем об окружающем нас мире, чем о себе самих? Наша память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для нас зачастую остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, выборе жизненного пути. Психология может ответить на многие волнующие старшеклассника вопросы в его стремлении понять себя.
Для школьников старших классов.
***
***
Артур Владимирович Петровский (14 мая 1924 - 2 декабря 2006) - советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент (1968), действительный член (1971) и вице-президент АПН СССР (1976-1979), президент РАО (1992-1997).
Биография Родился в Севастополе. В 1947 году закончил филологический факультет Московского городского педагогического института им. В.П.Потемкина, в 1950 году там же защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую психологическим взглядам А.Н.Радищева, после этого два года преподавал в Вологодском пединституте. Вернувшись на работу в МГПИ, продолжил исследования в области истории психологии и в 1965 году защитил докторскую диссертацию по истории советской психологии. С 1965 по 1971 год заведовал кафедрой психологии МГПИ. С 1972 по 1991 год являлся заведующим лабораторией психологии личности Психологического института РАО.
В 1968 году избран членом-корреспондентом АПН СССР, с 1971 года - действительный член АПН СССР. С 1968 по 1976 год - академик-секретарь Отделения психологии и возрастной психологии, в 1976-1979 годах - вице-президент АПН СССР. В 1991 году был назначен президентом-организатором Российской академии образования, с 1992 по 1997 год являлся её президентом.
Основные идеи А.В.Петровский сформулировал оригинальную концепцию, описывающую динамику развития социальных групп - теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений. Согласно этой теории, отношения, складывающиеся в группе, имеют многослойный характер. Можно выделить поверхностный слой непосредственных отношений, который образуют прежде всего отношения взаимной симпатии и антипатии между членами группы, и более глубинный слой отношений, опосредствованный целями и задачами совместной деятельности. Степень того, насколько опосредованными являются отношения в конкретной группе определяют один вектор группового развития. Второй вектор - степень асоциальности или просоциальности групповой деятельности. Сочетание этих двух параметров определяет тип группы. В рамках данной типологии выделено семь основных типов групп: группа высокого уровня развития типа коллектива и корпоративная группировка, группы среднего уровня развития просоциальная и антисоциальная кооперации, группы низкого уровня развития просоциальная и асоциальная ассоциации, диффузная группа. В рамках данной теории был переосмыслен ряд явлений групповой динамики. Например, конформизм и нонконформизм как формы реакций индивида на давление группы характерны для групп низкого уровня развития (ассоциаций и коопераций), а группам более высокого уровня развития свойствен такой тип поведения как самоопределение личности в группе.
Другим направлением исследований А.В.Петровского является исследование процессов развития личности. По его мнению, развитие личности можно описать как процесс вхождения в социум, как постоянную смену различных общностей, в которые он входит и каждое из таких вхождений является этапом на пути его развития. Вне зависимости от типа и уровня развития таких общностей человек проходит универсальные стадии вхождения в общность, решая при этом встающие перед ним задачи. Выделено три таких универсальных стадии (адаптация/дезадаптация, индивидуализация/деиндивидуализация, интеграция/дезинтеграция), в возрастной периодизации этим стадиям соответствуют детство, отрочество и юность. С позиции этого подхода А.В.Петровский подверг критике принцип ведущей деятельности как основание для построения возрастной периодизации.
Научно-просветительская деятельность А.В.Петровский является автором, соавтором и редактором большого числа учебников по психологии для вузов. Первый учебник был написан им в 1956 году в соавторстве с Г.А.Фортунатовым и выдержал три издания. Широко известны также выходившие под его редакцией учебники общей психологии (первое издание - 1970) и возрастной и педагогической психологии (первое издание - 1973) для педагогических вузов.
А.В.Петровский - автор многочисленных научно-популярных книг и статей по психологии. Являлся консультантом ряда научно-популярных фильмов из которых наиболее известны «Я и другие», «Семь шагов за горизонт», а также художественного фильма «Чучело».
Основные работы Петровский А.В. Личность.Деятельность.Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).
Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. - М.: Педагогика, 1984. - 271 с. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 525 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-86225-812-4
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2002. - 512 с.
Петровский А.В. Психология и время. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с. - (Мастера психологии). - ISBN 978-5-469-01675-5
Источник : http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PETROVSKIY_Artur_Vladimirovich/_Petrovskiy_A.V..html Петровский Артур Владимирович
Я знаю, кто по-щёгольски одет,
Я знаю, весел кто и кто не в духе,
Я знаю тьму кромешную и свет,
Я знаю — у монаха крест на брюхе,
Я знаю, как трезвонят завирухи,
Я знаю, врут они, в трубу трубя,
Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Я знаю летопись далёких лет,
Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
Я знаю, что у принца на обед,
Я знаю — богачи в тепле и в сухе,
Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю — нет им дела до тебя,
Я знаю все затрещины, все плюхи,
Я знаю всё, но только не себя.
"Новогодняя ёлка" — праздники для детей с таким названием стали проводиться по инициативе кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева с 1935 года...
Главной ёлкой в СССР была ёлка, проводимая с 1937 года в Колонном зале Дома Союзов, перенесённая в 1954 году в Кремль: сначала в Большой Кремлёвский дворец, а потом — в новый Кремлёвский дворец съездов. Билеты на эту ёлку распределялись среди отличников школ... Представление с главной ёлки страны транслировались по Центральному телевидению.
Крупные ёлки также проходили при дворцах спорта: Лужники, Олимпийском, Крылья Советов и других. Небольшие ёлки были при домах культуры заводов и фабрик, при школах.
В советское время новогодние ёлки организовывали государство, партийные организации, профсоюзы, предприятия. В зависимости от достатка и влияния организаций, спонсирующих праздник, данное мероприятие имело различный масштаб и различную ценность праздничных наборов, получаемых по пригласительному билету.
*** Первым Дедом Морозом СССР стал М. Н. Гаркави в 1937 году. С 1938 года главным новогодним волшебником стал С. И. Преображенский. В этой роли он проработал около 20 лет. С середины 60-х годов Дедом Морозом становится А. Л. Хвыля. Последним Дедом Морозом в Советском Союзе был Р. С. Филиппов (последний раз в 1992 году)... Источник : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81%D0%BB%D0%BA%D0%B0_(%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5) ***
(1808 - 1890) Географ и геолог, почетный член Петербургской АН (1876). Большую часть жизни провел во Франции. По материалам своих путешествий составил геологическую карту Апеннинского полуострова, дал географическое и геологическое описание Алтая, Северо-Западного Китая (1845), комплексную характеристику Малой Азии (1853-1869).
Шотландский исследователь Африки. Задумав посвятить себя миссионерской деятельности среди африканцев, изучал теологию и медицину. Совершил ряд длительных путешествий по Южной и Центральной Африке (с 1840). Исследовал впадину Калахари, реку Кубанго, бассейн реки Замбези, озеро Ньяса, открыл водопад Виктория, озеро Ширва, Бангвеулу и реку Луалабу; вместе с Г. Стэнли исследовал озеро Танганьика.
Давид Ливингстон родился в деревне Блантайр (англ. Blantyre, графство Ланаркшир) в бедной шотландской семье и в 10 лет начал работать на ткацкой фабрике. Он самостоятельно выучил латинский и греческий языки, а также математику. Это позволило ему отложить средства и поступить в Андерсоновский университет (современный Университет Стратклайда), где на протяжении двух лет Ливингстон изучал медицину, после чего получил степень доктора. Ливингстон также посещал курсы теологии в Университете Глазго.
Был такой замечательный датский карикатурист Херлуф Бидструп (10.9.1912-26.12.1988). Он нарисовал около 5000 рисунков... В 1952 г. он впервые посетил СССР ...Читать дальше »
(1769 - 1859) Немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, иностранный почетный член Петербургской АН (1818). Исследовал природу различных стран Европы, Центральной и Южной Америки ("Путешествие в равноденственные области Нового Света", тт. 1-30,1807-1834), Урала, Сибири. Один из основателей географии растений и учения о жизненных формах. Обосновал идею ...Читать дальше »
«Огонёк» — российский, советский и снова российский общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал. C 1923 года выходит в Москве. В советское ...Читать дальше »
(1766 - 1818) Испанский путешественник. Побывал в Марокко (1804-1805). Путешествовал под именем Али-бея Эль-Аббаси. Определил географическое положение Мекки, описал дорогу от побережья до Мекки и Медины. Установил, что приморский хребет Эр-Риф отделен от Атласских гор долиной реки Себу....Читать дальше »
Он родился в заброшенной деревушке в Корраль-де-Бустос...Он получил премию "Оскар" как художественный руководитель за фильм "Реставрация" Майкла Хоффмана. В 2000 году он опубликовал свою первую коллекцию произведений искусства "Механика".
Самый известный его стиль сочетает в себе механическую замысловатость и чувственность в поразительном заявлении возрожденного ар-деко. Он - человек многих карандашей, и способен на бесчисленное множество других стилей - острый, готический, импрессионистский,...Читать дальше »
Художники современные о прошлой, настоящей, и будущей действительности, в призме фантастического восприятия, выражают рисунком, то, что находится в сфере их мироощущения......Читать дальше »