Главная » 2022 » Январь » 24 » Михаил Лермонтов - жизнь, творчество, судьба... 02
13:31
Михаил Лермонтов - жизнь, творчество, судьба... 02

М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки. 1838 год

***

***

16 (28) февраля 1840 года Лермонтов был на балу у графини Лаваль, где поссорился с сыном французского посла Эрнестом Барантом, после чего последний вызвал поэта на дуэль. Она состоялась 18 февраля (1 марта) на Парголовской дороге недалеко от Чёрной речки. Дуэлянты бились на шпагах, однако у Лермонтова при выпаде переломился клинок, и они перешли на пистолеты. Первым стрелял Барант, но промахнулся. Лермонтов в свою очередь разрядил пистолет, выстрелив в сторону, после чего участники разъехались.

Однозначной версии причины ссоры нет. Согласно показаниям Лермонтова при аресте, Барант был оскорблён тем, что Лермонтов говорил о нём «невыгодные вещи» в разговоре с «известной особой». Светская молва этой особой считала княгиню Марию Щербатову и приписывала к ней любовный интерес будущих дуэлянтов. Также есть мнение, выраженное ещё современниками, что вина лежит на жене секретаря русского консульства в Гамбурге Терезе Бахерахт. Якобы Барант увлекался как ей, так и Щербатовой, из-за чего Бахерахт, пытаясь отвести внимание Эрнеста от соперницы, случайно поссорила его с Лермонтовым.

Предпосылка к ссоре в доме у Лаваль могла крыться также в натянутых русско-французских отношениях из-за политической обстановки тех лет. Стоит учесть и антифранцузское настроение самого Лермонтова из-за убийства Пушкина французом Жоржем Дантесом. Пользуясь этим, недоброжелатели Лермонтова ещё в 1839 году сообщали Эрнесту Баранту и его отцу, что в «Смерти поэта» есть строки, якобы задевающие национальную гордость французов. Однако такая попытка подстрекательства не удалась, а Лермонтов был даже приглашён на новогодний посольский бал для личного знакомства, но настороженное отношение к поэту у Эрнеста осталось. Таким образом, основой для ссоры могло послужить всё вкупе: как предвзятое отношение друг к другу Баранта и Лермонтова, так и интриги с участием Щербатовой и Бахерахт.

За «недонесение о дуэли» 11 (23) марта Лермонтов был арестован; дело рассматривал военный суд. Барант же, по воле Николая I, привлечён к суду не был. Узнав о показаниях Лермонтова, Эрнест обиделся и утверждал в свете, что поэт стрелял вовсе не в сторону, а целился в противника, но промахнулся. В ответ на это Лермонтов пригласил Баранта на тайную встречу, которая состоялась 22 марта (3 апреля) на Арсенальной гауптвахте, где на тот момент находился поэт. Согласно показаниям Лермонтова, он среди прочего выразил намерение заново стреляться, если Барант того пожелает. Суд обвинил поэта в попытке устроить дуэль повторно. Шеф жандармов граф А. Х. Бенкендорф лично потребовал от поэта принести письменные извинения Баранту за клеветнические показания в суде. Подобные извинения могли навсегда подорвать репутацию Лермонтова и, в поисках защиты, он обратился к великому князю Михаилу Павловичу, передав ему через А. И. Философова письмо, в котором, помимо прочего, утверждал:

Граф Бенкендорф предлагал мне написать письмо к Баранту, в котором бы я просил извиненья в том, что несправедливо показал в суде, что выстрелил на воздух. Я не мог на то согласиться, ибо это было бы против моей совести … Могла быть ошибка или недоразумение в словах моих или моего секунданта, личного объяснения у меня при суде с господином Барантом не было, но никогда я не унижался до обмана и лжи
— Письмо М. Ю. Лермонтова к великому князю Михаилу Павловичу
Михаил Павлович, бывший главнокомандующим всеми гвардейскими корпусами и хорошо знавший Лермонтова, передал письмо Николаю I, в результате чего Бенкендорф отозвал свою просьбу.

По решению суда, принятого 13 (25) апреля, Лермонтов был переведён обратно на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, фактически на передовую Кавказской войны, куда поэт выехал в первые числа мая. Такой приговор он получил не столько за дуэль, сколько за свои показания, правдивость которых отрицал Барант. Лермонтовская версия дуэли выставляла сына посла в дурном свете, а слухи о ней дошли до французского посольства в Берлине и до Парижа. Свою роль сыграла и личная неприязнь Николая I к поэту, сохранившаяся ещё после первого суда над Лермонтовым. Фактически суд был вынужден по указу сверху вынести суровое решение: послать Лермонтова в одно из самых опасных мест войны. При этом император не принял во внимание ходатайство командира Гвардейского резервного кавалерийского корпуса генерал-адъютанта В. Г. Кнорринга принять во внимание патриотизм Лермонтова, его приверженность идеалам чести и большие боевые заслуги на Кавказе. Секундант Лермонтова отставной офицер А. А. Столыпин ограничился строгим внушением «что в его звании и летах полезно служить, а не быть праздным» (после чего немедленно вернулся на военную службу) 

=== Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.

Легендарный Ермолов к тому времени был уже давно отозван с Кавказа, но всеми русскими войсками к северу от Большого Кавказского хребта управлял его ближайший соратник и друг, генерал Алексей Александрович Вельяминов. На Кавказе в действующей армии в то время находилось много ссыльных благородного происхождения, в том числе, декабристов и участников Польского восстания. Часть из них были разжалованы в солдаты; другие, как Лермонтов, продолжали служить на офицерских должностях.

Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер (прототип: доктор Николай Васильевич Майер), по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.

Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость.

Первое издание произведения было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихов и две поэмы — «Мцыри» и «Песню про <…> купца Калашникова».

===              

=== Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечения литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. По пути на Кавказ Лермонтов свернул на Землянск. Он встретил бывшего однополчанина А. Г. Реми, с которым был давно знаком — ему подарил как-то свой портсигар с изображением охотничьей собаки (ныне этот экспонат находится в музее-заповеднике «Тарханы»). Вместе с Реми, получившим назначение в Новочеркасск, Лермонтов заехал в гости к офицеру лейб-гвардии Гусарского полка А. Л. Потапову, в его воронежское имение Семидубравное — 50 км от Воронежа и 10 км к юго-западу от Землянска.

Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями — сначала в Ставрополь, где стоял Тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправлявшийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна — сестра Мартынова.

=== Как писал в своих «Записках декабриста» Н. И. Лорер:

Мартынов служил в кавалергардах, перешёл на Кавказ, в линейный казачий полк и только что оставил службу. Он был очень хорош собой и с блестящим светским образованием. Нося по удобству и привычке черкесский костюм, он утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика. Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит.

Из показаний Н. С. Мартынова, данных 17 июля 1841 года на следствии по делу о дуэли (орфография оригинала сохранена):

С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, всё чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее. На вечере в одном частном доме, за два дня до дуели, он вызвал меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец. При выходе из этого дома, я удержал его за руку чтобы он шёл рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут, я сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он ещё раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: — что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то что он хочет, и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь». В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего Секунданта, — и возвратился к себе. Раздеваясь, я велел человеку, попросить ко мне Глебова, когда он приедет домой. Через четверть часа вошёл ко мне в комнату Глебов я объяснил ему в чём дело; просил его быть моим Секундантом и по получении от него согласия, сказал ему чтобы он на другой же день с рассветом, отправился к Лермонтову. Глебов, попробовал было меня уговаривать, но я решительно объявил ему, что он из слов самого же Лермонтова увидит, что в сущности, не я вызываю, но меня вызывают, — и что потому, мне не возможно сделать первому, шаг к примирению.

=== Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов — прямо в грудь поэту. Было составлено «Представление о убитом на дуэли поручике Лермонтове, Магором Мартыновым».

Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий, присутствовавший на дуэли в качестве секунданта, рассказал историю дуэли.

Основная мысль автора:

в Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых.

=== Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей. Официальное известие о его смерти гласило: «15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения (дело происходило после воскресной литургии), объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 год на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить: полковник С. Д. Безобразов был представителем от Нижегородского драгунского полка, Н. И. Лорер — от Тенгинского пехотного, Александр Францевич Тиран — от Лейб-гусарского и А. И. Арнольди — от Гродненского гусарского.

Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. 21 января 1842 года Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. Получив Высочайшее позволение, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу в семейный склеп села Тарханы.

=== В пасхальную неделю 21 апреля (3 мая) 1842 скорбный кортеж прибыл в Тарханы. Доставленный из Пятигорска гроб с телом Лермонтова был установлен на двое суток для последнего прощания в церкви Михаила Архистратига. 23 апреля (5 мая) 1842 в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение, рядом с могилами матери и деда.

Адреса в Санкт-Петербурге


август 1832 — доходный дом Н. В. Арсеньева — Торговая улица, 10А;
1835 — май 1836 — доходный дом Н. В. Арсеньева — Торговая улица, 10А;
май 1836 — март 1837 — квартира Е. А. Арсеньевой в доходном доме Шаховской — Садовая улица, 61;
февраль 1838 — апрель 1839 — дом Венецкой — набережная реки Фонтанки, 14;
апрель 1839 — апрель 1841 — квартира Е. А. Арсеньевой в доходном доме Хвостовой — Сергиевская улица, 18.

Библиография


Хронология издания важнейших произведений


В периодике

«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);
«Бородино (стихотворение)» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Беглец» (около 1838 г.; опубликовано в сб. «Вчера и сегодня» в 1846 г.)[65];
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), (там же, т. II, № 2, отд III);
«Бэла» (там же, т. II);
«Русалка» (там же, т. III, № 4, отд. III);
«Не верь себе…» (там же);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Еврейская мелодия» (Из Байрона), (там же, т. IV, № 6, отд. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Узник» («Одесский альманах на 1840 год», Одесса);
«Ангел», (там же);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«И скучно, и грустно» («Литер. газ.», № 6, 20 янв.);
«Казачья колыбельная песня» (там же);
«Валерик» (1840)
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Родина» («Отечественные записки», 1841, том XV, № 4);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:

«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«Смерть поэта» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год; «Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещён по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).
Когда в 1892 году истекло право на собственность сочинений Лермонтова, принадлежавшее книготорговцу И. И. Глазунову, одновременно появился ряд изданий, из которых имеют научный интерес проверенные по рукописям издания под редакцией П. А. Висковатова, А. И. Введенского и И. М. Болдакова.

Тогда же вышло иллюстрированное издание со статьёю И. И. Иванова (М.); большое количество дешёвых изданий отдельных произведений.

Переводы
На иностранные языки были переведены:

«Герой нашего времени»
на немецкий — неизвестным (1845), Больтцем (1852), Редигером (1855);
на английский — Пульским (1854) и неизвестным (1854);
на французский — Б. Констан, Э Сенанкур, А. Мюссе (все —1843), А. А. Столыпиным (Монго) — в том же году;
на финский — М. Вуори (1882);
на польский — Кёном (1844), В. Буковиньським (1896);
на шведский — неизвестными (1844 и 1856);
на датский — неизвестным (1855) и Торсоном (1856);
на украинский — Алексей Кундзич (1951);
на норвежский — Х. Крогом (1959);
на словацкий — Б. Шкультетой (1892);
на датский —В. дон Герстенбергом (1897).
Стихотворения
на немецкий — Будбергом (1843), Боденштедтом (1852), Ф. Ф. Фидлером (1894; образцовый перевод по близости к подлиннику);
на французский — Шопеном (1853), Д’Анжером (1866);
на норвежский — Г. Блумом (1873), А. Йунге (1899);
на польский — Ф. Яловецким (1842);
на чешский —К. Гавличек-Боровским (1845), В. Ч. Бендлом (1854);
на словацкий —С. Бодицким (1881);
на шведский — О. А. Д. Мёрманом (1844), К. Е. Патерсоном (1888).
Поэмы
«Демон»
на немецкий — Сенкером (1864);
на французский — Д’Анжером, П. Пелан (1858) и Акосовой (1860);
на сербский — неизвестным (1862);
на польский — Коровай_Метелецким (1889);
на чешский — Э. Ваврой (1863)
на турецкий — Ольгой Лебедевой (псевдоним : Гюльнар де Лебедеф) (1890);
на словацкий — П. Гвездославом (1912)
«Мцыри»
на немецкий — Будбергом (1858);
на польский — Сырокомлею (1844; 2 изд. 1848);
на французский — И. С. Тургеневым, прозаический перевод (1864);
на чешский — Коржинеком (1853)
«Боярин Орша»:
на польский — Г. Ц. (1858)
Собрания сочинений
Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова : в 2 томах : с портретом Лермонтова, его биографией и 41 отдельными картинами художника В. А. Полякова / под редакцией В. В. Чуйко. — С.-Петербург ; Москва : издание Товарищества М. О. Вольф, [190—?]. — 27 см. — (Великие русские писатели)
Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 4 томах. — М.; Л.: ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, 1948
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 6 т. / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); [ред. Н. Ф.. Бельчиков] — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 т. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957—1958, 430 000 экз.
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 т. — 1958, 1961
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); [ред. Б. В. Томашевский] — М.; Л.: Изд-во АН СССР [Ленингр. отд-ние], 1961—1962
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 т. — М.: Правда, 1969 (серия Библиотека «Огонёк»)
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); ред. коллегия: В. А. Мануйлов (отв. ред.), В. Э. Вацуро, Т. П. Голованова, Л. Н. Назарова, И. С. Чистова — Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1979—1981.
Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2 томах / Сост. и комм. И. С. Чистовой; вступ. ст. И. Л. Андроникова. — М.: «Правда», 1988—1990, 14 000 000 экз.:
Том 1. Стихотворения, поэмы;
Том 2. Драмы, проза
Примечание: это самое массовое (крупнотиражное подписное) в мире издание Лермонтова: его тираж печатался минимум 58-ю заводами в различных городах и республиках СССР.

Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 томах / Сост., подг. текста и примеч. Э. Э. Найдича. — Л.: Советский писатель, 1989 (Библиотека поэта. Большая серия. Издание 3-е)
Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 10 т. — М.: Воскресенье, 2000—2002, ~13 000 экз.
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 т. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014, 300 экз.

===  Многие поэты-современники Лермонтова посвятили ему стихи, как то:

«К М. Ю. Лермонтову», В. Н. Анненкова (на смерть поэта);
«К Лермонтову», К. Д. Бальмонт;
«Машук и Бештау (В день 15 июля 1841 года») и «Ответ Лермонтову», П. А. Гвоздёв;
«На смерть Лермонтова», А. Н. Майков;
«Мадригал», И. П. Мятлев;
«На смерть Лермонтова», Н. П. Огарёв;
«На дорогу!», Е. П. Ростопчина;
«Поэту-судии — Лермонтову», Н. М. Сатин;
«На смерть поэта», С. П. Шевырёв.
Анненкова, кроме того, в 1837 году закончила шуточную балладу Лермонтова «Югельский барон» — пародию на балладу Жуковского «Смальгольмский барон».

Памятники


В 1862 году в Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории запечатлён М. Ю. Лермонтов.
В 1889 году по всероссийской подписке по проекту скульптора Опекушина поэту воздвигнут памятник в Пятигорске.
В 1892 году благодаря усилиям образовавшегося в том же году Лермонтовского общества, в связи с 50-летием со дня смерти Лермонтова в городе Пензе в сквере имени М. Ю. Лермонтова был установлен бронзовый бюст поэта на четырёхгранном гранитном пьедестале.
Памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища (по адресу Лермонтовский проспект, 54)
В 1896 году перед Адмиралтейством (Санкт-Петербург) был установлен памятник М. Ю. Лермонтову скульптора Вильгельма Фердинанда Крейтана (Кретана).
На месте дуэли М. Ю. Лермонтова в 1915 году в Пятигорске установлен памятник, выполненный Б. М. Микешиным.
В XX веке открыты государственные музеи-заповедники М. Ю. Лермонтова в Пензенской области и в Пятигорске.
В 1916 году перед зданием Николаевского кавалерийского училища (Лермонтовский проспект, 54) был установлен памятник поэту.
В июле 1941 года в Тамбове установили бюст М. Ю. Лермонтова (скульптор — М. Д. Рындзюнская), реконструирован в 1993 году; в 1948 году — в Кисловодске, на Лермонтовской площадке (скульптор — Г. В. Курегян)' в 1980 году — в Волгодонске (скульптор — В. П. Поляков).
В августе 1978 года рядом с областной библиотекой (Пенза) был открыт памятник поэту скульптора В. Г. Стамова.
26 июля 1981 года с г. Лермонтове Ставропольского края установлен памятник М. Ю. Лермонтову (скульптор Н. А. Ковальчук).
В середине 1980 года в Будёновске в парке, названном именем Лермонтова торжественно открыт памятник поэту.
В 1994 году в Москве установлен бюст в сквере на Новом Арбате (скульптор — А. Н. Бурганов).
В 2007 году в Ростове-на-Дону в Лермонтовском сквере на Ворошиловском проспекте открыт бюст М. Ю. Лермонтова (скульпторы В. и Э. Можаевы).
Разное
Город Лермонтов в Ставропольском крае.
Населённые пункты — Лермонтово, Лермонтовка.
Лермонтовюрт — до 1990-х годов название села Хамби-Ирзе Ачхой-Мартановского района Чечни.
Имя Лермонтова носят 1700 улиц в населённых пунктах России, а также много улиц в других стран мира, например, Лермонтовские улица, площадь и проспект — в Москве, проспект — в Санкт-Петербурге, улицы в Пензе, Спасске-Дальнем, Баку, Риге, Угличе, Петрозаводске, Йошкар-Оле, Праге и других населённых пунктах.
Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном и памятник поэту около театра.
В 1981 году в Москве на Малой Молчановке, 2, где поэт проживал с 1829 по 1832 год, был открыт дом-музей Лермонтова.
В 2006 году в селе Парабоч Шелковского района Чечни, куда в детстве приезжал поэт, открыт литературный музей М. Ю. Лермонтова.
Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова в Алма-Ате.
Ставропольский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова.
Хакасский областной драматический театр имени М. Ю. Лермонтова.
Петербургская школа № 280 носит имя М. Ю. Лермонтова.
В Одессе имя М. Ю. Лермонтова носит библиотека № 16. В городе среди школьников проводится Литературно-интеллектуальная игра, посвящённая творчеству поэта
Имя М. Ю. Лермонтова носит клинический санаторий в Одессе — «Лермонтовский»[73]
Малая планета (2222) Лермонтов.
Кратер на Меркурии.

=== В нумизматике

В 1989 году (год 175-летия со дня рождения) Государственный Банк СССР выпустил монету (1 рубль, медно-никелевый сплав, пруф), посвященную М. Ю. Лермонтову.
В 2014 году (год 200-летия со дня рождения) Банк России выпустил памятные монеты исторической серии «200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова»: 3 рубля, серебро, тираж 3000 шт.; 25 рублей, серебро, тираж 1000 шт.; 50 рублей, золото, тираж 1500 штук.


Произведения Лермонтова в других видах искусства


Экранизации и фильмы по мотивам произведений


1909 — «Песнь про купца Калашникова», режиссёр Василий Гончаров (Российская Империя)
1909 — «Боярин Орша», режиссёр Пётр Чардынин (Российская Империя)
1910 — «Вадим», режиссёр Пётр Чардынин (Российская Империя)
1911 — «Демон» / Il demone, режиссёр Джованни Витротти (Италия)
1913 — «Бэла», режиссёр Андрей Громов (Российская Империя)
1914 — «Беглец» («Гарун бежал быстрее лани…»), режиссёр Александр Волков (Российская Империя)
1926 — «Княжна Мэри» / Tavadis asuli Meri, режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 — «Бэла», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 — «Максим Максимыч», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1930 — «Кавказский пленник», режиссёр Александр Ивановский (СССР), не сохранился
1941 — «Маскарад», режиссёр Сергей Герасимов (СССР)
1955 — «Княжна Мери», режиссёр Исидор Анненский (СССР)
1963 — «Маскарад», режиссёр Иржи Белька (Чешское телевидение)
1965 — «Герой нашего времени», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 — «Бэла», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 — «Максим Максимыч», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1968 — «Маскарад», режиссёр Владимир Лаптев (СССР, ТВ)
1973 — «День гнева» («Il giorno del furore»), экранизация незаконченного романа «Вадим», режиссёр Антонио Календа (Италия, Великобритания)
1975 — «Страницы журнала Печорина», режиссёр Анатолий Эфрос (СССР, ТВ, фильм-спектакль)
1985 — «Сцены из драмы „Маскарад“», режиссёр Михаил Козаков (СССР, ТВ, телеспектакль)
1985 — «Герой нашего времени», режиссёр Майкл Альмерейда (США)
1988 — «Ашик-Кериб», режиссёр Сергей Параджанов (СССР)
2006 — «Герой нашего времени», режиссёр Александр Котт (Россия)
2011 — «Печорин», режиссёр Роман Хрущ (Россия)
Музыкальный театр
1852 — «Месть» (опера), композитор А. Рубинштейн (утеряна)
1871 — «Демон» (опера), композитор А. Рубинштейн
1871 — «Тамара» (опера), композитор Б. А. Фитингоф-Шель
1879 — «Купец Калашников» (опера), композитор А. Рубинштейн
1882 — «Тамара» (балет М. М. Фокина на музыку симфонической поэмы М. Балакирева)
1937 — «Казначейша» (опера), композитор Б. Асафьев (РГАЛИ, Ф. 2658. Оп. 1, ед. хр. 84)
1938 — «Печорин» (опера), композитор А. Мелик-Пашаев
1939 — «Пугачёвцы» (опера), композитор С. В. Аксюк (по роману «Вадим»)
1939 — «Бэла» (опера), композитор А. Александров
1940 — «Ашик-Кериб» (балет), композитор Б. Асафьев (Ленинград, Малый оперный театр)
1940 — «Песня про купца Калашникова» (опера), композитор С. В. Аксюк
1941 — «Бэла» (балет), композитор В. М. Дешевов
1943 — «Беглец» (опера), композитор Б. К. Аветисов (поставлена в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили 3 июля 1943 года)
1944 — «Маскарад» (опера), композитор Р. Бунин
1952 — «В грозный год» (опера), композитор Г. Г. Крейтнер (в 1954 году поставлена на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского)
1955 — «Бэла» (балет), композитор Б. Мошков
1956 — «Маскарад» (балет), композитор Л. Лапутин
1957 — «Маскарад» (опера), композитор А. Артамонов
1957 — «Маскарад» (опера), композиторы Д. Толстой и Б. Зейдман
1961 — «Демон» (балет), композитор С. Цинцадзе
1964 — «Мцыри» (балет), композитор А. М. Баланчивадзе
1987 — «Маскарад» (опера), композитор Ю. Мацкевич
2011 — «Три романса на стихи М. Ю. Лермонтова» (цикл романсов для альта, меццо-сопрано и фортепиано), композитор О. Ларионов.


Образ Лермонтова


В игровом кино


1943 — «Лермонтов» (Алексей Консовский)
1953 — «Белинский» (Николай Афанасьев)
1986 — «Лермонтов» (Николай Бурляев, Иван Бурляев (в детстве), Владимир Файбышев (в детстве))
1990 — «После дуэли» (фильм-спектакль по пьесе М. Рощина, реж. С. Сатыренко)
2006 — «Пушкин. Последняя дуэль» (Евгений Стычкин)
2008 — «Из пламя и света» (другое название — «Мишель Лермонтов»)(Юрий Чурсин)
2012 — «Посол зари» (Олег Амирбеков)
2014 — «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ» (Геннадий Яковлев)


Документальные фильмы

=== 1959 — «Загадка Н. Ф. И.» (историко-познавательный фильм, соавтор сценария и голос рассказчика — Ираклий Андроников, Ленфильм)
2004 — «М. Лермонтов. Молитва странника» (Россия, режиссёр — Вагран Галстян, автор сценария — Виктор Филиппов)
2005 — «Тайна дуэли Лермонтова» (киностудия «Кинематографист», автор сценария и режиссёр Владимир Карев)
2014 — «Лермонтов» («Star Media», режиссёр: Максим Беспалый, сценарий: Елена Сибирцева)
2014 — «Неизвестный Лермонтов» (фильм к 200-летию со дня рождения поэта, режиссёр — Андрей Данилин, автор сценария — Марина Никитенко) 

 Читать с начала ... 

***

=== Источник:    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87  

***

***

***

Лермонтов Источник:   http://svistuno-sergej.narod.ru/news/2015-05-02  02 Мая 2015 - Персональный сайт М.Ю. Лермонтов.jpg

---

---

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения

---

Все стихи. Михаил Лермонтов

***

***

***

***

***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

Яндекс.Метрика 

***

***

ПРЕДИСЛОВИЕ. Герой нашего времени.  Михаил Лермонтов.  001

БЭЛА. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 002

БЭЛА. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 003 

МАКСИМ МАКСИМЫЧ. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 004 

Предисловие. ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 005

ТАМАНЬ. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 006

КНЯЖНА МЕРИ. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 007

КНЯЖНА МЕРИ. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 008

КНЯЖНА МЕРИ. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 009

КНЯЖНА МЕРИ. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 010 

ФАТАЛИСТ. Герой нашего времени. Михаил Лермонтов. 011

***

***

---

---

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

013 Турклуб "ВЕРТИКАЛЬ"

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

019 На лодке, с вёслами

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

Радиостанция Джаз, лаунж и прочее фоновое..."..."

---

О книге - 

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев 

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 189 | Добавил: iwanserencky | Теги: история, 19 век, судьба, Михаил Лермонтов, Михаил Юрьевич Лермонтов, поэт, жизнь, человек, писатель, из интернета, Википедия, творчество | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: