Главная » 2021 » Май » 20 » Мозг, и его предназначение...
Мозг, и его предназначение...

Не в интеллекте дело. Ученые обнаружили неожиданное предназначение мозга

Работа мозга. Архив - РИА Новости, 1920, 19.05.2021

© Фото : Fotolia/ Andrea Danti

Читать ria.ru в

МОСКВА, 19 мая — РИА Новости, Альфия Еникеева. За последние два миллиона лет человеческий мозг увеличился примерно в три раза. Та же картина — у слонов и дельфинов. Правда, как выяснила на днях международная группа ученых, причины тому другие. Для чего животным большой мозг и коррелируют ли его размеры с интеллектом — в материале РИА Новости.

У каждого свое решение

Биологи, эволюционные статистики и антропологи из семи стран пришли к выводу, что у каждого вида объем мозга — точнее, его отношение к размерам тела — изменялся по-разному. И не всегда это приводило к увеличению или снижению когнитивных способностей.

Ученые сравнили массу мозга 1400 видов млекопитающих, в том числе и вымерших. Для этого изучили у 107 окаменелостей эндокраны — рельефы на внутренней стороне черепной коробки, отражающие рисунок крупных борозд и извилин.

Выяснилось, что параметры мозга и тела в целом у млекопитающих резко изменились после двух катастрофических событий в истории Земли — массового вымирания и изменения климата 66 и 23-33 миллиона лет назад соответственно.

Дельфины. Архивное фото - РИА Новости, 1920, 19.10.2017

Ученые объяснили, почему дельфины не догонят людей в развитии

После исчезновения огромного количества видов в конце мелового периода у грызунов, летучих мышей и хищников увеличились размеры мозга и туловища. Причина здесь в том, что они поспешили занять пустые ниши, оставленные вымершими динозаврами. Затем похолодание в позднем палеогене привело к похожим процессам у отдельных видов млекопитающих — тюленей, слонов, медведей, китов и приматов.

У слонов, дельфинов и людей относительные размеры мозга самые большие. Но если мозг слонов увеличивался быстрее, чем тело, дельфины, наоборот, со временем становились миниатюрнее, пропорционально изменялся у них и мозг. У ранних гоминин, от которых впоследствии произошли люди, тело уменьшалось, а мозг рос по сравнению с другими человекообразными обезьянами.

Сравнение размеров мозга слона, дельфина и человека - РИА Новости, 1920, 18.05.2021

© Иллюстрация РИА Новости

Слоны, дельфины и человек считаются животными с самой большой относительной массой мозга. При этом у слонов и дельфинов абсолютный размер этого органа больше, чем у людей

Исследователи отметили: не всегда отношение объема мозга к размерам туловища коррелирует с уровнем интеллекта. Так, у калифорнийского морского льва мозг довольно небольшой, а умственные способности — выдающиеся. Это результат естественного отбора по размеру тела в нише полуводных видов.

Встроенный обогреватель

Немногие виды могут позволить себе большой мозг. Нейроны потребляют огромное количество энергии, и их рост должен иметь эволюционные преимущества.

Как выяснили южноафриканские, японские и американские исследователи, мозг китов, дельфинов и морских свиней генерирует тепло и таким образом поддерживает постоянную собственную температуру.

За это отвечают митохондрии в клетках. В них исследователи обнаружили особые белки — термогенины, которые обеспечивают превращение энергии, полученной при окислении органических элементов, непосредственно в тепло. Особенно много клеток с такими белками в сером веществе коры головного мозга.

Эволюция размеров мозга у млекопитающих - РИА Новости, 1920, 29.04.2021

Ученые выяснили, почему у млекопитающих большой мозг

Кроме того, в ней выявили повышенное количество норадренергических синапсов. Известно, что именно под действием норадреналина выделяется тепло в бурой жировой ткани животных, обитающих в холодных регионах. Термогенинов в ней тоже много.

Основываясь на этих данных, ученые предполагают: такой крупный мозг развился не для того, чтобы решать сложные задачи, а чтобы обогревать тело. Это своеобразная адаптация для жизни в холодной воде.

Тем более что размеры мозга у китообразных стали резко увеличиваться около 34–30 миллионов лет назад. Как раз в это время на Земле началось значительное похолодание, температуры вод мирового океана понизились. Антарктида, а затем и Арктика покрылись льдами. Площадь поверхности мозга у древних китов археоцетов выросла с 50 квадратных сантиметров до 1500 и даже 14000 квадратных сантиметров у современных видов.

Срез мозжечка с 40-кратным увеличением, полученный с помощью электронной микроскопии (слева) и часть космологической модели Вселенной (справа) - РИА Новости, 1920, 17.11.2020

Ученые обнаружили удивительное сходство между строением мозга и Вселенной

Жизнь заставила

Человек — единственный вид, у которого относительная масса мозга больше, чем у китов и дельфинов. И увеличение мозга — примерно в три раза за последние два миллиона лет — скорее всего, связано с уровнем интеллекта, считают ученые. Правда, благодаря чему этот орган получился таким большим и умным, специалисты спорят до сих пор.

По мнению британских исследователей, причин тут две: необходимость более эффективно добывать пищу и желание активнее сотрудничать с соплеменниками.

Такой вывод специалисты сделали после небольшого виртуального эксперимента. Они разработали компьютерную модель "колыбели человечества" и населили ее обезьянолюдьми. Каждая особь обладала уникальным набором характеристик, в числе которых — масса тела и мозга, определенные способности и энергетические потребности.

Объемы мозга - РИА Новости, 1920, 18.05.2021

© 2017 van Ginneken V/Integr Mol Med

График показывает увеличение размеров мозга у приматов — от древней человекообразной обезьяны до Homo sapiens. Сейчас существует три основных гипотезы, почему он начал расти. Первая предполагает, что этот процесс стал результатом сложностей с добыванием пищи. Вторая ставит во главу угла социальные факторы — конкуренцию за самок и необходимость общаться с сородичами. Защитники третьей гипотезы, создавшие модель "колыбели человечества", указывают, что увеличение мозга произошло благодаря комбинации всех этих факторов

Затем их разделили на три группы, и каждая жила по собственным законам. Первая должна была подтвердить или опровергнуть теорию о том, что размер человеческого мозга вырос из-за того, что нашим предкам сложнее доставалась пища. Вторая группа обезьянолюдей воплощала гипотезу о социальном происхождении мозга. Ее защитники считают, что он увеличился благодаря конкуренции за внимание самок и необходимости совместно добывать еду.

Оставшиеся обезьянолюди жили в смешанной виртуальной реальности — для них социальные и экологические факторы играли одинаковую роль. Несколько дней ученые следили за компьютерными "эволюциями" и сравнивали их между собой. Оказалось, что увеличение мозга человека нельзя объяснить чем-то одним. Необходимо сочетание как минимум нескольких факторов. Так, выдавливание наших предков в саванну и необходимость добывать пищу в непривычных условиях ответственны примерно за 60 процентов роста мозга. Нужда в общении с сородичами спровоцировала его увеличение на 30 процентов. А еще десять связаны с конкуренцией между племенами древних людей.

Все это, как отмечают исследователи, хорошо объясняет, почему другие виды приматов так и не обрели разум. В их эволюции социальные связи и жизнь в обществе себе подобных имели куда большее значение.

Источник :  https://ria.ru/20210519/mozg-1732855142.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr

Что такое апофения

Апофения — это склонность видеть взаимосвязи в случайной или бессмысленной информации. Само слово происходит от древнегреческого «высказываю суждение, делаю явным», дословный его перевод — «из представления».

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

Изначально термин использовали по отношению к ранним стадиям шизофрении. Впервые его употребил немецкий невролог и психиатр Клаус Конрад в 1958 году. Апофенией он называл ситуацию, когда пациент с психическим расстройством обнаруживает ничем не мотивированные взаимосвязи и придаёт им несоответствующую важность. Это можно сравнить с ощущением, будто человек попал в фильм или спектакль, в котором всё вращается вокруг него.

Конрад описывал случай военнослужащего, страдающего шизофренией, который полагал, что все вокруг: сослуживцы, начальство, близкие — следят за ним по приказу откуда‑то «сверху» и заранее знают, что он намерен делать. Позже пациенту стало казаться, что его движения контролирует некий волновой аппарат.

Сегодня термин «апофения» применяется не только к тем, кто страдает от психических расстройств, но и ко всем остальным людям и обозначает тенденцию искать взаимосвязи в любых данных, даже когда этих связей в действительности не существует.

Какие формы может принимать апофения

Швейцарский невролог Питер Брюггер приводит такие примеры апофении. Один психоаналитик считал доказательством теории Фрейда о зависти женщин к пенису тот факт, что после теста они реже мужчин возвращали выданные им карандаши. А другой его коллега посвятил девять страниц описанию того, что стремление людей не наступать на трещины в асфальте связано с тем, что они напоминают влагалище.

Ещё одной иллюстрацией апофении может служить теория , согласно которой выпущенный в 1973 году альбом The Dark Side of the Moon британской группы Pink Floyd был написан в качестве саундтрека для голливудского фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года. Фанаты обнаружили, что звуковая дорожка пластинки отлично вписывается в хронометраж картины, а тексты и музыка перекликаются с сюжетом. Сами музыканты эту теорию опровергли.

Но чаще всего встречается парейдолия — тип апофении, который связан со зрительными иллюзиями, например, когда неясный силуэт в темноте кажется человеком, а какой‑нибудь предмет напоминает лицо.

В 2002 году около 20 тысяч верующих посетили индийский город Бангалор, чтобы поклониться «лику Христа», проявившемуся на чапати — пшеничной лепёшке.

А фото холма на Марсе, похожего на человеческое лицо, породило теории о его искусственном происхождении. Хотя на самом деле «портрет» оказался всего лишь игрой света и тени.

«Лица» на поверхности Марса — пример апофении

«Лицо» на Марсе, запечатлённое космическим аппаратом Viking 1 в 1976 году, и фотография того же места, сделанная в рамках миссии Mars Global Surveyor. Фото: Viking 1 / NASA / JPL / Malin Space Science Systems / Wikimedia Commons

Увидеть призрака в «доме с привидениями», животное в облаке, фигуру человека в скале или буквы в трещинах коры на дереве, обнаружить тайный умысел в храпе или чихании, проявления высшего разума в совпадениях и знаки судьбы в сигналах светофора — всё это проявления апофении. И, как видно из примеров выше, подвержены ей абсолютно разные люди.

Как возникает апофения

С точки зрения статистики апофению можно описать как ошибку первого рода, то есть ситуацию, когда изначально правильное предположение отвергается как неверное.

Дело в том, что человеческому разуму, по сути, чужда сама идея случайности. Например, эксперименты показывают , что последовательность из цифр «00110» мы воспринимаем как более случайную, чем «01111» или «00001». Мы не верим, что «идеальные» комбинации цифр, подобные последним двум, могут быть случайными. Кроме того, в большом массиве данных закономерности найдутся в любом случае, так как абсолютный хаос невозможен даже математически.

Американский философ Дэниел Деннет в своей книге «Разрушение заклятия: религия как естественный феномен» пишет, что стремление найти порядок в хаосе объясняется эволюционной природой человека, так как оно помогало нашим предкам выжить.

Он предлагает представить такую картину. Вы идёте по тёмному лесу и держитесь осторожно, потому что знаете: здесь уже бывали случаи нападений и грабежей. Впереди вы видите силуэт, и в первую очередь он напомнит вам бандита. Если вы примете тень за опасного преступника, ничего страшного не произойдёт — вы отделаетесь лёгким испугом и посмеётесь потом над своей боязливостью. Но если вы проигнорируете свой страх, а силуэт окажется реальным бандитом, ваша жизнь будет в опасности. Поэтому такая осторожность и мнительность эффективны с точки зрения эволюции.

Причина, почему мы наделяем большим значением одни события и игнорируем другие, лежит , возможно, в колебаниях уровня гормона дофамина. Чрезмерное насыщение им нервной системы приводит к тому, что человек придаёт излишнюю важность своему опыту, в том числе и бредовым идеям. Препараты, вызывающие выработку этого гормона, способны усиливать ощущение неочевидных связей в окружающем мире.

Также апофения может быть связана с особенностями ассоциативного мышления человека. Суть в том, что наш мозг предпочитает опосредованные, а не прямые ассоциации.

Как апофения влияет на нашу жизнь

Апофенией часто объясняется вера в мистические силы, теории заговоров, суеверия, счастливые и несчастливые числа, выигрышные стратегии в азартных играх.

На необычных взаимосвязях основано немало спорных концепций: от «кода Дрознина», согласно которому в Библии содержится предсказание трагедии 11 сентября, до идеи, что при обратном воспроизведении песни Stairway to Heaven группы Led Zeppelin можно услышать слова «Мой милый Сатана» (My sweet Satan).

Из‑за апофении мы заблуждаемся и формируем ложные причинно‑следственные связи. Например, приписываем болезням психосоматические причины. Такими необоснованными диагнозами могут быть боль в горле «от невысказанной обиды» или кариес «от накопленной злости». В общем, откровенное шарлатанство.

Также апофения может быть одной из причин ошибочного первого впечатления. Всё тот же Клаус Конрад писал , что пациенты могут отождествлять внешность с качествами характера. Например, считать грубым человека со шрамом на лице или кривыми зубами. По мнению психиатра, пациент, скорее всего, когда‑то встречал грубияна с подобными чертами, поэтому неосознанно проводит параллель между внешними и внутренними признаками.

Однако апофения несёт не только негативные последствия. Например, невролог Питер Брюггер считает , что без способности замечать неочевидные связи невозможен творческий процесс.

Известен даже случай, когда из‑за отказа поверить в обнаруженную закономерность не состоялось научное открытие. Совпадение береговых линий американского и африканского континентов фламандский картограф Авраам Ортелий обнаружил ещё в 1596 году. Но признание гипотезы о том, что Южная Америка и Африка раньше были частями единого материка, произошло лишь в XX веке, когда была подтверждена теория движения тектонических плит.

Так что апофения — это особенность не только паранормального и бредового, но и творческого мышления. В конце концов, даже наука — это попытка найти закономерности и упорядочить окружающий человека хаос, то есть в некотором роде… апофения.

***   Источник :  https://lifehacker.ru/apofeniya/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr