***
Читать - Арсеньев
***
***
***
07:00 Путешествие. Вокруг света. Китай. Тайвань. | |
*** *** *** ****** Чтобы совершить экономический скачок, государству нужно быть сильным и решительным, как тигр. На заре пандемии «Вокруг света» побывал на Тайване и увидел другое чудо: страну-вундеркинда. Хорошо воспитанного, по-стариковски мудрого, по-взрослому рационального, но с неистребимым радужно-детским восприятием мира.
Вход через Дракона, выход через Тигра. В небе за воротами Дракона плавает дым курильниц, а на фоне льющейся откуда-то музыки и мерного звона колокольчика то и дело рассыпается стук. Это падают на каменные плиты двора тайбэйского храма Луншань красные «печеньки». Когда я впервые увидела полную чашу деревянных полумесяцев, покрытых красной краской, они напомнили мне формой печенье шакер-пури из советского детства. Одна сторона плоская, другая выпуклая. — Это цзяобэй, «лунные блоки» для гадания. Нужно взять две штуки в ладони, представиться, назвать дату своего рождения, адрес, а потом сформулировать вопрос или желание. Так, чтобы ответ мог быть только «да» или «нет», — Лили складывает руки с «печеньками» в молитвенном жесте у губ, закрывает глаза, долго шепчет что-то, потом широко раскрывает ладони, и цзяобэй летят на землю. — Yes!!! Видите? Одна фишка упала выпуклой стороной вверх — инь, другая плоской — ян. То есть боги ответили «да». Хотите знать, что я загадала? Я сказала, что сопровождаю журналистов из Москвы в поездке по Тайваню, и спросила, пройдет ли наше путешествие безопасно. Ответ положительный! Если бы оба цзяобэй упали выпуклой стороной вверх, значит, боги недовольны, ответ отрицательный. Если плоской — боги смеются, вопрос задан некорректно. Можно попробовать его переформулировать. Божественный ответЛунные «печеньки» в Луншане изрядно пооблупились. Еще бы: сколько бросков и падений им приходится пережить за день. Большинство посетителей посещают храм именно за этим. Стучат деревяшки по каменным плитам, рассыпается смех богов. По-хорошему, для гарантии результата надо, чтобы цзяобэй три раза подряд упали правильно. Божественная теория вероятностей, разумеется, всячески этому препятствует. Но упорные в своей моральной ответственности тайваньцы, приходящие испытать судьбу в Луншань и другие храмы, кидают столько, сколько нужно, и корректируют свои запросы, пока боги не устанут и не скажут большое «ДА».
Несмотря на то что в целом Луншань посвящен милосердной буддийской Гуаньинь, здесь поклоняются сонму даосских богов, у каждого из которых своя сфера ответственности и своя ниша в храме. У одного просят совета и помощи в любви, у другого — в финансах, у третьего — в карьере. Кто-то дает детей, а кто-то — здоровье. В заднем зале храма справа живет Вэньчан, бог литературы и учености, к нему приходят студенты за помощью в сдаче экзаменов. Слева — краснолицый бог войны Гуань Юй, покровитель гангстеров и полиции. А центральная часть зала посвящена любимой богине тайваньцев Мацзу, защитнице рыбаков и мореплавателей. Там, за ограждением, спиной к посетителям за столом сидят три монаха и сосредоточенно перебирают бумаги. Монахи больше похожи на делопроизводителей или участников симпозиума по вопросам борьбы с COVID-19. — Они молятся о том, чтобы мы преодолели ситуацию с коронавирусом, — поясняет Лили. Лили вообще-то атеистка со стажем, в отличие от большинства жителей Тайваня: в 2005 году было зарегистрировано более 80% верующих, причем даосы и буддисты распределились примерно поровну — 33 и 35%. Но, похоже, в реальности половина населения, включая официальных атеистов, безотчетно исповедует так называемую народную китайскую религию — синкретический сплав всех верований, пустивших в разное время корни на этой плодородной земле. И полагается на рациональный порядок вещей, на который могут влиять и боги, и люди. С одной стороны, есть судьба как данность и ограниченное ею богатство индивидуального выбора. С другой — роковые совпадения, удачи и неудачи, воздействующие на судьбу. Вместе они порождают в человеке ответственность перед собой и другими, которую можно выразить простыми словами: «Делай что должно, и будь что будет». Или «На бога надейся, да сам не плошай». Вероятно, именно такой подход к жизни помог «драконам» Тайваня сделать страну азиатским Тигром. Все по-взрослому, но когда смотришь на зрелых людей, сосредоточенно, как дети, играющих в красные «печеньки», это не укладывается в голове.
Я выхожу через ворота Тигра, миновав левое крыло храма, где на длинных каменных скамьях и складных стульчиках сидят погруженные в молитвы старики с масками на лицах. Превентивный ударПоследняя неделя февраля 2020 года. Загадочный и страшный коронавирус набирает силу. Материковый Китай в огне. На Тайване количество заболевших подобралось к 30. Прирост в среднем по одному человеку в день. Здесь я надела первую маску. — Каждый понимает, как важно предотвратить распространение вируса. Мы принимаем меры и уважаем правила. Думаем не только о собственном здоровье, но и о тех, кто вокруг, — говорит Лили. Тайвань закрыл авиасообщение с материковым Китаем еще 26 января, когда на острове было выявлено всего четыре случая заболевания. За два дня до этого правительство запретило экспорт масок, чтобы их хватило самим тайваньцам, а продажу строго нормировало. В апреле ограничения для граждан были сняты.
Фактически еще до объявления пандемии мудрое тайваньское правительство предприняло комплекс из 124 превентивных мер, а граждане, как послушные дети, отнеслись к ним с пониманием. И это позволило стране пережить тяжелый для всего мира год с минимальными потерями. Вот немного занимательной статистики: по состоянию на октябрь 2020 года было зафиксировано только семь смертей за время пандемии, а общее количество заболевших достигло 550 человек. В Москве умерло в 12 раз больше, чем заболело на Тайване. Чтобы оценить масштаб, достаточно понять, что площадь Тайваня меньше, чем у Подмосковья, а жителей больше, чем в Москве и области, вместе взятых: в начале года это Древо светаТакое ощущение, что эти самые 23,59 миллиона тайваньцев собрались на закрытии Фестиваля фонарей в Тайчжуне, и почти все они в масках. На самом деле в лесопарке Хоули среди сверкающих огнями шаров, цветов, животных и растений бродит лишь 700 тысяч человек, но все остальные символическим образом присутствуют в главном объекте «Страж леса — древо света» высотой 15 метров. Лили объясняет: — Ствол образуют 22 светящиеся ленты, они символизируют 22 округа и города Тайваня. Дерево как бы собирает корнями энергию земли и широко раскидывает крону: 368 фонарей-бутонов соответствуют количеству поселков и районов, а 2359 зеленых листьев-сердечек представляют 23,59 миллиона тайваньцев. Это наши семьи, дома, которые молятся за единство, гармонию и процветание. Я вижу: внутри ствола, как восходящее солнце, постепенно поднимается большой светящийся шар.
Перемещаясь вместе с праздничными толпами взрослых и детей, я ощущаю не только единство и процветание тайваньцев, но и собственную неловкость. Будто меня засосало в чужое детство, и вот я плыву в людском потоке по туннелям из огней... Фестиваль фонарей традиционно начинается в 15-й день первого месяца по лунному календарю. С 1990 года он стал на Тайване государственным мероприятием и превратился в торжество высоких технологий. Тем не менее простые круглые китайские фонарики из бумаги, натянутой на проволочный или бамбуковый каркас, по-прежнему украшают дома и храмы. Больше всего таких фонариков, пожалуй, я видела в Лугане. Компактный городок на западном побережье чудесным образом сохранил историческую застройку с узенькими улицами и двумя сотнями храмов. Яркие, с небесными драконами на изогнутых крышах и филигранной резьбой по дереву, они стоят в центре города через каждые 100–200 метров. Храм Мацзу, один из самых первых и самый популярный на острове из всех, посвященных морской богине, утопает в желтых и красных фонариках. Он был основан в 1591 году, но позже неоднократно перестраивался. Каждый раз, когда спрашиваешь Лили о возрасте того или иного храма, она вздыхает. Это мы трепещем перед античными развалинами и жемчужинами Средневековья, которым возраст добавляет ценности, а у китайцев другой менталитет. — Для нас древний — значит старый. Яркий, красивый, богатый — другое дело. Неважно, когда был построен храм, важно, что он построен по фэншуй, радует глаз и в нем живут божества. Храм Мацзу в Лугане очень радует глаз, и кажется, что там, под гирляндами фонариков проходит детский утренник. Стремясь попасть на фабрику, где делают традиционные фонарики, мы оказываемся в мастерской—магазине, где каждому выдают шарообразную заготовку из бумаги на каркасе, набор для смешивания красок, кисточки и объемные банки с гуашью. Как и другие журналисты, приехавшие на Тайвань в поисках серьезного материала, я начинаю роптать: да что же это опять за детский сад! Но не проходит и четверти часа, как увлекаюсь не на шутку, а еще через полчаса мой желтый фонарик превращается в древесную крону со множеством зеленых листьев. И я даже не сразу осознаю, что изобразила «Древо света». Но понимаю, что, возможно, на этом детском кружке рисования я кое-что узнала о тайваньской душе и практика иногда не менее важна, чем теория.
Тайваньцы очень любят что-то мастерить. И еще — постигать руками мастерство других. И в этом много мудрости и артистизма. В разных городах я видела арт-деревни, созданные на месте старых кварталов, общежитий, складов. В Лугане тоже есть такая — Osmanthus Alley Art Village. В домах, построенных во время японской оккупации под общежитие для чиновников, сейчас творят художники. А над аллеей под музыку на теплом ветру кучно колышутся гирлянды фонариков всех цветов радуги. Цвет радугиМежду Тайчжуном и Луганом прячется одно из самых удивительных мест на Тайване, созданных руками человека. Это деревня Радуги. История Rainbow village началась еще в 1949 году, когда на Тайвань из континентального Китая сбежало около двух миллионов сторонников Чан Кайши. Солдаты с семьями расселились по всему острову, построив множество деревень. В одной из них лет 40 назад обосновался и Хуан Юн-Фу, тоже бывший солдат. Жизнь менялась, и деревни эти стали приходить в упадок. Люди бросали старые дома и переезжали в другие места. А Хуан Юн-Фу не захотел. В итоге остался в деревне один. В 2009 году его уведомили, что деревню будут сносить. И 85-летний дед от безысходности вспомнил свое детское увлечение — рисование. Накупил красок и начал расписывать дома. Вставал до рассвета, часами работал каждый день, не зная усталости. Мультяшно-наивные люди и животные, сюрреалистические создания и прочие диковинные изображения потихоньку заполнили стены 11 домов в деревне. Узнав про это, студенты и профессора местного университета затеяли кампанию по спасению культурного объекта. И у них получилось. Теперь Радужная деревня — топовая достопримечательность провинции, а наивный художник-аутсайдер стал известен как Rainbow Grandpa — Деда Радуга.
85-летний дед вспомнил свое детское увлечение — рисование. Накупил красок и начал расписывать дома... Я блуждаю по этому разноцветному чуду, среди человечков, котов, зайцев, рыб и прочих персонажей неведомой сказки, по закоулкам и домикам. Нет ни одного пустого места: все вокруг, кроме неба, покрыто сочными красками. В центре этого детского праздника, в уголке сувенирной лавки, сидит 96-летний Деда Радуга в маске до самых глаз. Ему, конечно, трудно сейчас работать кистью, но он поддерживает деревню иначе: продает репродукции своих рисунков и позволяет покупателям с ним сфотографироваться. В первый момент скептический мозг рождает мысль, что дед подставной и «у них этих дедов полдюжины на смену». Но возможность сфотографироваться с живой легендой стоит всего 50 тайваньских долларов (тогда это было 100 рублей). Я покупаю зайца, и художник позирует со мной, смеясь хитрыми глазами. Потом, изучая документы и снимки из газет на стене «Стори-хауса», я корю себя за неверие в сказку: дед тот самый, не фальшивый. Радужный дед, превратившийся из солдата в художника и философа, — прекрасный пример соединения двух противоположностей — войны и мира, храм Вэнь-Ву в человеческом теле.
Знание — силаВэнь и ву — две части гармоничного государственного устройства, как ян и инь. Вэнь — гражданское дело, ву — военное. Вэнь — культура и ученость, ву — грубая сила и боевые искусства. Вэнь — умственный труд, ву — физический. Гражданскими культурными делами, как правило, ведают бог литературы Вэньчан и Конфуций, а военными — Гуань Юй. Я стою на верхней смотровой площадке храма Вэнь-Ву на озере Солнца и Луны, над каскадом изогнутых крыш из оранжевой черепицы. Зеленые горы по сторонам — как два крыла храма, обнимающие небо. И это небо, с его солнцем и луной, отражается в самом большом природном водоеме Тайваня, который все же отчасти является рукотворным. Во время японской оккупации, сто лет назад, здесь начали строить гидроэлектростанции, и уровень воды существенно поднялся. Лили показывает карту: — Смотрите, если через остров Лалу провести воображаемую линию, то она разделит озеро на две части: на западе — полумесяц, на востоке — солнышко. Инь и ян. Похоже на детский рисунок, правда? Озеро лежит перед храмом, как парадный двор. Храм каскадами поднимается в гору. Он идеально вписан в природу. Все по фэншуй. Вход через Дракона, выход через Тигра. А по бокам за главными воротами — два красных льва шестиметровой высоты, самых больших на Тайване. Местная гордость. На мой взгляд, они похожи на гигантские игрушки.
Храм был построен на этом месте в 1938 году, потом перестроен полностью в 1969-м, а затем еще раз после землетрясения 1999-го. «Новодел», — фыркаю я себе под нос, но тут же осекаюсь. Ибо возраста не существует. Все сверкает красотой и свежестью. Рабочий, вооружившись пожарным шлангом и забравшись на внушительную стремянку, поливает мощной струей льва-переростка слева. — Традиционно вэнь — это привилегия высшего сословия. Ву — воинственная сила, ей знания не присущи, — рассказывает Лили, пока мы плывем на катере через синие воды озера Солнца и Луны. — Правительству всегда были нужны мыслители, которые знают, как управлять, много учились, сдавали экзамены. На Тайване до недавнего времени не уважали физический труд. Родители говорили своим детям: будешь плохо учиться — придется пачкать руки. Но теперь ситуация изменилась. Мы поощряем студентов работать руками. Прежде чем заняться профессионально каким-то делом, которое ты изучил в теории, нужно узнать, как эти знания применяются на практике. Только тогда они становятся силой. Конфуций считал, что каждый человек в чем-то талантлив. Я вот хорошо учила английский, а в домашнем хозяйстве — полный ноль. Тигры югаКак остров Лалу делит озеро на Солнце и Луну, так само озеро делит остров Тайвань на север и юг, ян и инь. И не только географически. Гоминьдановское правительство, бежавшее в 1949 году на Тайвань, инвестировало большую часть ресурсов в Тайбэй и его города-спутники. Благосостояние северного Тайваня стало стремительно расти. А исторически аграрный юг с центром в Гаосюне, который еще японцы сделали форпостом тяжелой и легкой промышленности, начал отставать. По правде говоря, стать «азиатским Тигром» Тайваню удалось во многом благодаря тяжелой промышленности юга, но плоды экономического чуда стекались на север, к «небесным Драконам», как начали называть южане «зазнавшихся» жителей Тайбэя. Так и повелось: в столице расцветали высокие технологии, финансы, культура, а один из крупнейших портов мира Гаосюн оставался с «черными руками». Но в 2000 году к власти в Китайской Республике пришли демократы, и Гаосюн решили спасать: развивать туризм и культуру, которая все-таки в городе присутствовала, но в камерном виде. До сих пор пруд лотосов, созданный в начале 1950-х в старом районе Цзоин, — главная достопримечательность.
Я стою на седьмом ярусе пагоды Дракона. Рядом — аналогичная пагода Тигра. Перед глазами типично китайский благодатный фэншуй. На берегах покрытого лотосами водоема — новые и обновленные старые храмы и дворцы, цветистые павильоны и статуи. Огромные Дракон и Тигр подо мной того гляди сплетутся хвостами. Я наблюдаю, как туристы нарезают зигзаги по девятиугольному мосту, ведущему к пагодам от берега, и завороженно, как кролики, исчезают в пасти Дракона. Потом, совершив подъем по винтовой лестнице и наделав селфи на каждом из семи ярусов, спускаются и, пройдя через тело Тигра, обильно иллюстрированного изнутри традиционными сюжетами, благополучно выскакивают из его пасти. Все это очень похоже на аттракцион в парке развлечений. Зато наглядно. *** Итак, городу явно не хватало свежей креативной волны. И она нахлынула на крупнейший порт Тайваня в начале 2000-х, когда был создан арт-центр Pier-2, огромная экспериментальная художественная площадка, знаменующая торжество творческих идей над грубой силой. Десятки старых портовых складов превратили в музеи, выставочные залы, магазины феерических вещей и вещиц ручной работы. На месте старой ветки железной дороги проложили рельсы, по которым бегают разные модели поездов игрушечного размера, и верхом на них можно прокатиться по окрестностям. Из груд промышленного металлолома в арт-парке создали удивительные скульптуры. И все они будто «разговаривают» с тобой доступным языком о смысле жизни, об избавлении от хлама и рождении нового. Гигантский чемодан на колесах — тяжесть изменений и стремление к движению вперед. Четырехметровая труба-рупор, лежащая на траве, — голос земли Гаосюна. Огромный «Снежный ком» из деформированного железа — символ беспокойства из-за непрерывного прогресса и его непредсказуемых последствий для природы и людей. Внушительная метла из стальных бутылок и скрученных пластин с детскими воздушными шарами на спиральной ручке — призыв поддерживать чистоту. Бесконечная жизньЕще 25 лет назад Тайвань называли мусорным островом. Он задыхался от свалок. Но люди сотворили чудо, и теперь страна лидирует по уровню ресайклинга мусора. Если в целом в мире перерабатывается 13%, то на Тайване — 55%. На улицах городов трудно найти мусорный контейнер, но при этом ни соринки.
Лили с упоением рассказывает о раздельном сборе мусора, пока мы мчимся на скоростном поезде из Гаосюна в Тайбэй. Есть мешки разного цвета, есть 13 категорий вторсырья. Желтые мусоровозы разъезжают под багатель Бетховена «К Элизе», чтобы жители знали об их приближении и несли свое добро, которое потом отправляется в одну из 1600 мусороперерабатывающих компаний страны. — Но вообще-то идея ресайклинга уже старомодна, — неожиданно заявляет Лили. — Она требует много денег и энергозатрат. Новая тенденция — заранее думать о том, из каких материалов делать вещи, чтобы минимизировать отходы. Наши дети должны жить в чистом мире. * * * Тайбэй. Дракон и Тигр в одной связке. Он так велик, что не помещается в этот опус. Напоследок о малом. Есть символ города и символ экономического процветания Тайваня — небоскреб Тайбэй 101 высотой 509 метров. В 2004 году, когда его построили, он стал не только самым высоким, но и первым «зеленым» зданием планеты. Так его назвали за экологичность и энергоэффективность. Внутри небоскреба, между 87-м и 90-м этажами, подвешен ветровой шар-маятник весом в 660 тонн, который компенсирует колебания здания и делает его суперустойчивым к порывам ветра и землетрясениям. Шар напомнил мне огненное солнце внутри «Древа света» на Фестивале фонарей. Но куда больше меня впечатлил объект у подножия небоскреба — монументальная скульптура в форме человеческого зародыша, скрученная из устаревшего стального троса высокоскоростного лифта, который доставляет посетителей на 89-й этаж. Трос могли выбросить, но вместо этого превратили в художественное произведение. Общая длина кабеля — 500 километров, что равно длине береговой линии Тайваня с севера на юг. Скульптура называется «Бесконечная жизнь». ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ Площадь Тайваня 36197 км² (134-е место в мире) ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ храм Луншань, небоскреб Тайбэй 101, мемориал Чан Кайши в Тайбэе; арт-центр Pier-2, пагоды Тигра и Дракона в Гаосюне; озеро Солнца и Луны. РАССТОЯНИЕ от Москвы до Тайбэя ~ 7360 км (от 13 часов в полете без учета пересадок) Фото: HEMIS (X4) / LEGION-MEDIA, AGE FOTOSTOCK (X2) / LEGION-MEDIA, ALAMY (X4) / LEGION-MEDIA, CТЕЛЛА МОРОТСКАЯ (X2), GETTY IMAGES (X2) Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, декабрь 2020 Ключевые слова: большое путешествие, тайвань, китайская республика, тигр, дракон, COVID-19, фестиваль фонарей, фонари, тайваньцы, цзяобэй # ПУТЕШЕСТВИЯ Стелла Моротская 23 декабря 2020 Источник : http://www.vokrugsveta.ru/article/344615/ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ШАГАЮЩИЙ ТИГР, ИГРАЮЩИЙ ДРАКОН ПУТЕШЕСТВИЯ Стелла Моротская 23 декабря 2020 года, 09:06 *** Тайвань*** *** *** *** *** *** *** *** *** ПОДЕЛИТЬСЯ
*** *** *** Владимир Куницын родился в 1955 году... В шахматную организацию Приморска-Ахтарска был принят в конце 2018 года. Показал себя опытным знатоком шахматной игры. Занимал призовые места. Обучал детей, и всех, кто обращался к нему, как азам, так и тонкостям шахматных баталий. Также хорошо играл в настольный теннис и составил приличную конкуренцию теннисистам района... Имел много книг о шахматах, которые завещал шахматистам шахматного клуба Ахтарей... *** ... Читать дальше »
*** *** *** *** *** ***
Шахматная история в фотографиях История шахматной короны в таблицах Шахматная запись. Интересные позиции, игры, шахматы Великие путешественники 020. Санников Яков *** *** *** *** Великие путешественники 001. Геродот. Чжан Цянь. Страбон Великие путешественники 002. Фа Сянь. Ахмед ибн Фадлан. Ал-Гарнати Абу Хамид. Тудельский Великие путешественники 003. Карпини Джиованни дель Плано.Рубрук Гильоме (Вильям) Великие путешественники 004. Поло Марко. Одорико Матиуш Великие путешественники 005. Ибн Батута Абу Абдаллах Мухаммед Великие путешественники 006. Вартема Лодовико ди. Аль-Хасан ибн Мохаммед аль-Вазан (Лев Африканец) Великие путешественники 007. Никитин Афанасий Великие путешественники 008. Бальбоа Васко Нуньес де. Писарро Франсиско Великие путешественники 009. Кортес Эрнан Великие путешественники 010. Коронадо Франсиско Васкес де. Сото Эрнандо де. Орельяна Франсиско де Великие путешественники 011. Кесада Гонсало Хименес де Великие путешественники 012. Ермак Тимофеевич Великие путешественники Сюй Ся-кэ. Шамплен Самюэль. Ла Саль Рене Робер Кавелье де ***
*** ***
*** Из живописи фантастической 006. MICHAEL WHELAN
*** *** *** *** *** *** *** *** Шахматы в Приморско-Ахтарске... 11 мая 2010 АудиокнигиНовость 2Семашхо*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** | |
|
Всего комментариев: 0 | |