Главная » 2021 » Январь » 8 » Пещера Рождества, место где родился Иисус Христос
18:29
Пещера Рождества, место где родился Иисус Христос

***

***

***

Пещера Рождества, место где родился Иисус Христос, находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова в Вифлееме.
Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены и в сохранившихся письменных источниках впервые упомянут около 150 г. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

 


***

Пещера Рождества — это одна из главных христианских святынь, находящаяся прямо под Храмом Рождества Христова. Первые упоминания об Пещере Рождества относятся примерно к 150 г., но сведений о том кому она принадлежала не сохранилось. В те времена подобных природных пещер было довольно много. Над ними строили жилые дома, а «пещерный» этаж использовали для содержания животных. Эта традиция существовала в Вифлееме вплоть до середины прошлого века.

 




Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.
В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.


Южная лестница в Пещеру Рождества. Порфированные ступени -VI века, портал -XII века



Южная лестница в Пещеру Рождества.




Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.
Из Храма Рождества Христова в Пещеру Рождества ведут две лестницы, северная и южная. Первая из них принадлежит католикам, вторая — православным и армянам.


Южная лестница в Пещеру Рождества




Обычно паломники спускаются в грот по южной лестнице, а поднимаются по северной.Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Люнет южного входа в пещеру Рождества. XII век, наследие крестоносцев




Стены снаружи и вдоль лестниц задрапированы тканью. Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53. 19 лампад находятся в ведении католиков. Это число неизменно с давних пор. Естественный свет не проникает под своды пещеры , поэтому освещается она лампадами, свечами и, частично, электричеством.

Потолок крипты




Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.

Южный спуск в пещеру Рождества.



Северный спуск, ведущий в пещеру Рождества.




Сама Пещера Рождества небольшая и довольно узкая. В одной ее части находится православный каменный престол, проводить службу у которого могут только православные и армяне. Под престолом и находится место рождения Иисуса Христа, отмеченное серебряной звездой с 14 лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. Она была установлена в 1847 г., взамен похищенной в том же году (неизвестно кем, но скорее всего турками) более древней позолоченной звезды. Нынешняя является точной копией оригинала, вплоть до драгоценных камней и надписи.

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.


Православный престол над местом рождения Спасителя.




Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.
Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.
В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.


Православный престол над местом Рождества в пещере




Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».


Православный престол над местом рождения Спасителя.




Над звездой висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, еще 6 — армянам, а оставшиеся 4 — католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос


 



Звезда



Пещера Рождества, вид на Вифлеемскую звезду. Грот прямоугольный, длина 12,3 метра, ширина 3,15 метра.



Вид от престола над местом рождения Спасителя



Паломник у Звезды




Вся обстановка, кроме бронзовых северных ворот и южного входа в Пещеру, датируемых периодом правления императора Юстиниана, принадлежит к периоду после 1869 года.

Стены помещения




Предел яслей

В южной части пещеры, слева от входа и с другой стороны лестницы, находится Предел Яслей. Это небольшая ниша, где находились ясли, в которые Богородица положила младенца. Здесь же устроен и престол Поклонения Волхвов. Эта часть грота находится в ведении католической церкви.

Придел Яслей в пещере Рождества Христова




Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.
В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.
Собственно Ясли - это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, ее Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.


Ясли Христовы




Напротив Яслей расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока. Их привела Вифлеемская звезда , дабы они принесли дары младенцу Христу.

Икона прямо над яслями



Высеченные в местном известняке ясли, куда Богородица положила младенца Иисуса, со времен крестоносцев облицованы мрамором. До того они были покрыты серебряными пластинами, как об этом свидетельствует Блаженный Иероним: «О, как бы я хотел увидеть ясли, в которых лежал Господь, ныне же изначальные ясли, которые были сделаны из глины, убраны, а вместо них поставлены ясли из серебра. Благоговение же мое всецело принадлежит исконным яслям...».

Ясли Рождества. Согласно евангелию от Луки (2:7) Мария положила младенца в ясли, потому что комнаты для них не нашлось.



Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.
Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.
Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.


Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни




За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Пол престола Поклонения Волхвов на три ступени ниже, также и потолок ее ниже, чем потолок в остальных частях крипты. Потолок поддерживается двенадцатью низкими колоннами, из которых шесть вместе с капителями дошли до нас со времен крестоносцев.


Католический престол Поклонения волхвов в приделе Яслей



Паломник у Яслей Христовых




Из Пещеры Рождества через подземный ход можно попасть в церковь Святой Екатерины, где хранится скульптура младенца. Ее приносят в грот и кладут в каменные ясли во время празднования Рождества.

Западная часть пещеры. Видна дверь, ведущая в другие пещеры, расположенные под церковью.




Чтобы попасть в Пещеру Рождества, иногда приходится отстоять несколько часов в ожидании своей очереди. Это время можно потратить на знакомство с другими местными достопримечательностями.

Базилика Рождества Христова. Ясельная площадь. Вифлеем



Происхождение пещеры


Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных.

В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы.
Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже.
Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь.

Эти пещеры совершенно такие же как грот Рождества, они использовались для содержания животных вплоть до середины XX в.
Возможно в одной из таких пещер и родился Христос.



Первые упоминания о пещере

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том что Христос родился в Вифлееме сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).

Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу.
В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150—155 гг., он утверждает что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема.

Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18-21), написанном, предположительно, около 150 г.
Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 г. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 г., он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.


 

Наши авторы и теги:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

 

 

***

Яндекс.Метрика

***

***

Библия

 

Библия писалась разными авторами на протяжении многих веков, согласно традиционной точке зрения в христианстве — с XV века до н. э. по I век н. э., многие светские исследователи придерживаются мнений о более позднем происхождении книг Ветхого Завета. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения о том, что большинство книг Ветхого Завета и все Евангелия были написаны анонимными авторами. Согласно этой точке зрения, тексты Евангелий существовали в анонимном виде до начала второго века, когда им было приписано авторство.

... Читать дальше »

***

***

Братья Карамазовы. Достоевский Ф.М. 002

 Иллюстрация к роману Достоевского Братья Карамазовы  


  
V. СТАРЦЫ.

   Может быть кто из читателей подумает, что мой молодой человек был болезненная, экстазная, бедно развитая натура, бледный мечтатель, чахлый и испитой человечек. Напротив, Алеша был в то время статный, краснощекий, со светлым взором, пышащий здоровьем девятнадцатилетний подросток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средне-высокого роста, темнорус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темносерыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и повидимому весьма спокойный. Скажут, может быть, что красные щеки не мешают ни фанатизму, ни мист ... Читать дальше »

***

***

Братья Карамазовы. Достоевский Ф.М. 003

...  
КНИГА ВТОРАЯ.
Неуместное собрание

I. ПРИЕХАЛИ В МОНАСТЫРЬ.

   Выдался прекрасный, теплый и ясный день. Был конец августа. Свидание со старцем условлено было сейчас после поздней обедни, примерно к половине двенадцатого. Наши посетители монастыря к обедне однако не пожаловали, а приехали ровно к шапочному разбору. Приехали они в двух экипажах; в первом экипаже, в щегольской коляске, запряженной парой дорогих лошадей, прибыл Петр Александрович Миусов, со своим дальним родственником, очень молодым человеком, лет двадцати, Петром Фомичем Калгановым.  ... Читать дальше »

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Жизнь и творчество Шолохова.  «Родинка» (рассказ)

  Михаил Александрович Шолохов (11 [24] мая 1905, хутор Кружилинский, станица Вёшенская, Донецкий округ, область Войска Донского, Российская Империя — 21 февраля 1984, станица Вёшенская, Вёшенский район, Ростовская область, РСФСР, СССР) — русский советский писатель, журналист и киносценарист. Военный корреспондент (1941—1945). Полковник (1943). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время...         

 

      ...На  столе  гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость,
полевая  карта,  сводка,  уздечка  наборная с душком лошадиного пота, краюха
хлеба.  Все это на столе, а на лавке тесаной, заплесневевшей от сырой стены,
спиной  плотно к подоконнику прижавшись, Николка Кошевой, командир эскадрона
сидит.  Карандаш  в  пальцах  его  иззябших,  недвижимых. Рядом с давнишними
плакатами,   распластанными   на  столе,-  анкета,  наполовину  заполненная.
Шершавый    лист    скупо    рассказывает:    Кошевой    Николай.   Командир
эскадрона.Землероб. Член РКСМ.
     Против графы "возраст" карандаш медленно выводит: 18 лет.
     Плечист  Николка,  не  по  летам выглядит. Старят его глаза в морщинках
лучистых  п  спина, по-стариковски сутулая,- мальчишка ведь, пацаненок, куга
зеленая, говорят шутя в эскадроне,- а подыщи другого, кто бы сумел почти без
урона  ликвидировать  две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не
хуже любого старого командира!
     Стыдится  Николка  своих  восемнадцати годов. Всегда против ненавистной
графы  "возраст"  карандаш  ползет, замедляя бег, а Николкины скулы полыхают
досадным  румянцем.  Казак  Николкин  отец,  а по отцу и он - казак. Помнит,
будто  в  полусне,  когда  ему  было  лет пять-шесть, сажал его отец на коня
своего служивского.
     -  За  гриву  держись,  сынок!  -  кричал  он, а мать из дверей стряпки
улыбалась  Николке, бледнея, и глазами широко раскрытыми глядела на ножонки,
окарачившие острую хребтину коня, и на отца, державшего повод.
     Давно  это  было.  Пропал  в германскую войну Николкин отец, как в воду
канул.  Ни  слуху  о нем, ни духу. Мать померла. От отца Николка унаследовал
любовь  к  лошадям,  неизмеримую  отвагу  и  родинку,  такую же, как у отца,
величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки. До пятнадцати лет
мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через
станицу  красным  полком  ушел на Врангеля. Летом нонешним купался Николка в
Дону  с  военкомом. Тот, заикаясь и кривя контуженную голову, сказал, хлопая
Николку по сутулой и черной от загара спине:
     - Ты того... того...  Ты  счастли...  счастливый!  Ну  да,  счастливый!
Родинка - это, говорят, счастье.
     Николка ощерил зубы кипенные, нырнул и, отфыркиваясь, крикнул из воды:
     - Брешешь ты, чудак! Я  с  мальства  сирота,  в  работниках  всю  жизнь
гибнул, а он - счастье!..
     И поплыл на желтую косу, обнимавшую Дон... 

 

 

 

  ... Читать дальше »

***

К травам, камышам и курганам... Апрель, в походе

Апрель, в походе...  Смотреть полностью на Яндекс.Диске   ... Читать дальше »

  •  

***

***

***

***

***

Шахматы в...

Обучение

О книге

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ 

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 504 | Добавил: iwanserencky | Теги: Пещера Рождества, Пещера, Вифлеем, prajt, из интернета, Ясли Рождества, отражение, место где родился Иисус Христос, Иисус Христос, место где родился, религия, Рождество | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: