Главная » 2021 » Март » 1 » Однако... О Сталине
08:39
Однако... О Сталине

Фото о товарище Сталине... 002***

***

  •  

 

Малоизвестные страницы детства и юности Сталина


О противоречивой личности Сталина написано много. Его личность рассматривалась с разных точек зрения. При этом совсем мало уделено внимания её становлению. Как и каким образом формировались его черты характера? Откуда у него жажда к чтению книг? И знания в области естественных наук? Трепетное отношение к литературе и искусству? Жесткость к людям, в том числе и к своим соратникам? Неприятие роскоши и стремление к спартанскому образу жизни?

Откуда у сына сапожника и прачки были знания, намного превышающие его социальный статус? Как выходец из самого низшего социального слоя мог стать во главе государства? И почему лидеры других государств (такие как Черчилль и Рузвельт), отмечавшие у Сталина острый ум и глубокие знания, с большим уважением относились к нему? А соратники и недруги удивлялись его невероятной силой воли, целеустремленностью и его постоянным желанием повышать свой интеллектуальный уровень?

 

Семья и родители


Хорошо известно, что личность человека складывается в детские и юношеские годы. И в связи с этим принципиально важно, в какой среде вырос и воспитывался Сталин.

Существует стереотип, что он родился в беднейшей и безграмотной семье сапожника-пьяницы, не имел никакого серьезного образования и вырос озлобленным и обиженным на весть мир человеком.

Это только часть правды.

Сталин действительно родился в бедной семье. Но получил по меркам того времени достойное образование.

На его характер в значительной степени повлияла мать, простая женщина с твердым и жизнестойким характером и поэтической натурой, многое передавшая своему сыну.

Любые личности и, тем более, деятели исторического масштаба действуют в рамках и пределах, обусловленных объективной социальной средой, а их личные качества накладывают свою печать на их действия.

Объяснение многих действий и поступков Сталина лежит в плоскости преимущественно психологически обусловленных мотиваций. При этом отношения в семье, взаимоотношения со своими сверстниками, реакция на явления тогдашней общественной и личной жизни в немалой степени влияли на фундаментальные черты его личности.

Семья, ранние годы жизни Сталина (или как его все называли Сосо), период обучения в духовном училище и семинарии, а также общественная среда того времени наложили свой отпечаток на его формирование. Именно тогда выработались основные черты его характера и сложились взгляды и убеждения.

Родился Сосо в семье бывших крепостных крестьян. Его отец Виссарион Джугашвили переселился в Тифлис и работал на кожевенной фабрике. Предприниматель Баграмов открыл в Гори сапожную мастерскую и выписал из Тифлиса лучших мастеров, в том числе и Виссариона, ставшего там вскоре известным мастером и открывшим собственную мастерскую. Женился он на Кеке Геладзе, также бывшей крепостной, семья которой переехала в Гори.

По воспоминаниям современников, молодая семья ютилась в одной комнатушке крошечной лачуги, по размерам не более курятника.

Сосо был третьим ребенком в семье. Два его старших брата умерли в младенчестве. И мать питала к нему очень нежные чувства, при этом строго наказывая его за провинности.

Отец Сосо со временем пристрастился к спиртному и стал пьяницей, пропивая практически все заработанное.

Все современники отмечают, что мать была простой, рано овдовевшей религиозной женщиной, вела исключительно скромный, поистине пуританский образ жизни и прожила строгую, тяжелую и честную жизнь.

Характер у нее был строгий и решительный, но с поэтической натурой. Ее твердость, упрямство, строгость к себе, пуританская мораль, суровый и мужественный характер всегда восхищали Сталина. Все теплое, любящее, что он мог помнить с детства, персонифицировалось для него в его матери, которую он по-своему любил и уважал всю жизнь.

Именно мать передала ему черты своего характера – твердость, чувство собственного достоинства, жизненную стойкость.

Такой она оставалась всю жизнь и когда он, будучи на вершине власти, предложил ей переехать в Москву, она отказалась и прожила в одиночестве в Гори.

Мать работала прислугой и прачкой в богатых домах. При пьянстве отца семья жила в страшной бедности.

Иремашвили (друг детства Сосо) рассказывал о грубости и вспыльчивости его отца, жестоких побоях жены и сына, приведших к презрению и ненависти мальчика к своему отцу. От постоянного пьянства тот вскоре растерял своих клиентов и вернулся на кожевенную фабрику в Тифлис, бросив в Гори юную жену и пятилетнего сына. И умер он в Тифлисе, когда Сосо было всего 11 лет.

Социальная и семейная среда, фактор беспросветной бедности, в которой рос Сосо, стали фундаментом критического отношения к устоям общества того времени и выработали у него в раннем возрасте стремление к знаниям.

Мать мечтала вывести сына в люди и хотела, чтобы он стал священником. Это было пределом мечтаний ее социального слоя.

Отец, наоборот, хотел передать сыну свою профессию и сделать его хорошим сапожником.

 

Обучение в духовном училище


Гори по значимости был вторым городом после Тифлиса. Там было несколько духовных училищ и женских гимназий, что было редкостью для того времени.

В духовное училище принимали детей преимущественно из духовного сословия и из обеспеченных семей. В эту категорию Сосо никак не попадал.

Матери оказали определенное содействие люди, у которых она работала, как прачка и уборщица. Одним из них был купец Эгнаташвили, помогавший бедным. Возможно, он и платил за обучение Сосо.

Бедному мальчику определили ежемесячную стипендию в размере 3 рублей. А матери разрешили зарабатывать в месяц до 10 рублей, обслуживая учителей и школу.

Мальчик рос в безграмотной семье, был развит не по годам и проявлял способности к учебе.

По просьбе матери сосед Чарквиани обучил Сосо грузинской азбуке. И мать решила отдать его на обучение в духовное училище.

Училище было четырехклассным, но Сосо обучался в нем шесть лет. Сначала он был принят в подготовительный класс. А потом в процессе учебы отец забирал его в Тифлис на кожевенную фабрику. Там мальчик помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим. Но через некоторое время мать снова забрала его обратно в Гори.

К тому же в детстве с ним случилось два несчастья. На Крещение сорвался фаэтон, врезался в хор мальчиков и сшиб Сосо, повредив ему левую руку, которая до конца жизни полностью не разгибалась. Плюс ко всем несчастьям он переболел оспой, оставившей уродливый след на лице на всю жизнь.

В период обучения в училище Сосо проявлял большие способности и интерес к приобретению знаний. Он обладал исключительной памятью и отлично усваивал объяснения преподавателей. Быстро стал первым учеником в классе и одним из лучших воспитанников училища.

Со временем он начал проявлять интерес к произведениям грузинской литературы. Самое сильное впечатление на него произвел роман «Отцеубийца» Казбеги. Имя главного героя этого произведения, что боролся с несправедливостью, Коба стало партийным псевдонимом Сталина.

Иремашвили вспоминал, что Коба стал для Сосо почти богом и смыслом жизни. Он хотел стать вторым Кобой. И настаивал, чтобы все именовали его только так.

В эти годы Сосо познакомился с классикой русской литературы, с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова. И зачитывался приключенческими романами зарубежных авторов.

Любил сочинять стихи. И часто отвечал экспромтом товарищам стихами. Также научился он и отлично рисовать. Принимал активное участие в концертах, любительских спектаклях и был заводилой церковного хора, обладая идеальным музыкальным слухом. В это время сформировалось его отношению к литературе и искусству, а также художественные вкусы и пристрастия.

Основным занятием Сосо в свободное время было чтение книг. Библиотека училища его не удовлетворяла. И он пропадал в частной библиотека Каланадзе, где перечитал почти все имевшиеся там книги.

В училище обучались в основном дети богатых. И Сосо (несмотря на то, что он был первым учеником) ввиду своего простого происхождения и беспросветной бедности родителей остро чувствовал унизительность своего социального положения, находясь на низших ступенях социальной лестницы.

По всей видимости, именно это стало первой вехой, заложившей базис его мировоззрения, которое уже во время учебы в семинарии и определило его позицию, как человека и политика.

По воспоминаниям его однокашника Глурджидзе, Сосо был очень верующим. Всегда присутствовал на богослужениях и не только сам соблюдал религиозные обряды, но и напоминал товарищам об их значении.

Религиозное воспитание и образование положительно отразилось на выборе его жизненного пути. Поскольку идеи добра и справедливости, заложенные в основе христианства, диктовали необходимость критической оценки реальности.
Фото о товарище Сталине... 003

5 лет в семинарии


Училище он окончил с присвоением первого разряда, дающего право преимущественного поступления в духовную семинарию. Куда он и поступил в пятнадцатилетнем возрасте.

Приемные экзамены он сдал блестяще. И был зачислен в Тифлисскую семинарию в качестве полупансионера. То есть не на полный казенный счет. Его матери, очевидно, пришлось доплачивать какую-то сумму.

Следует отметить, что содержание семинарского образования и объем знаний, получаемых семинаристами, соответствовали гимназическому уровню.

Если образовательный уровень гимназиста и семинариста был примерно одинаков, то по общему развитию семинаристы превосходили гимназистов. Выпускник семинарии после проверочного испытания мог поступить на любой факультет университета.

Срок обучения в семинарии был шесть лет. Преподавали богословские и общеобразовательные дисциплины. Примерно такие же, что и в обычных гимназиях.

В основу общего образования было положено изучение классических языков и математики. За первые четыре года обучения учащиеся проходили гимназический курс, а два последних года посвящались преимущественно освоению богословских дисциплин.

Сосо проучился в Тифлисской семинарии пять лет.

Наряду с богословскими предметами он изучал и общеобразовательные, к которым питал большой интерес – русский язык, литературу, математику, логику, гражданскую историю, греческий и латинский языки.

В первые два года наличие незаурядных природных данных и присущих ему способностей (пытливый ум, блестящая память, целеустремленность, помноженные на любознательность и упорство) позволило ему стать одним из лучших учеников в семинарии.

Он начал интересоваться светской литературой и общественно-экономическими вопросами. Особенно любил гражданскую историю и логику. Рамки семинарской программы его не удовлетворяли. И он увлекался исторической литературой, историей французской революции, Парижской коммуны, историей России, изучал произведения Гюго, Бальзака, Дарвина, Фейербаха и Спинозы.

Сосо учился хорошо и выделялся среди своих одноклассников начитанностью и самостоятельностью мышления. Он активно занимался самообразованием, много читал, концентрируясь не на изучении богословских дисциплин, а с преимущественным креном в область общественных проблем.

Проявлял особый интерес к запрещенным для семинаристов книгам. Это носило постоянный характер. И его не устрашали различные наказания, в том числе и помещение в карцер.

Жизнь в семинарии проходила под строгим надзором. Запрещалось самовольно отлучаться из семинарии, посещать театры, собирать сходки, читать неблагонадежную литературу, под которой подразумевались почти все периодические издания.

По воскресеньям приходилось по 3–4 часа выстаивать церковные богослужения, участвовать в церковном пении и чтении. Посещение театра считалось смертельным грехом.

Запреты приводили к обратному эффекту и порождали энергичный протест. Учащиеся заводили тайную библиотеку, начинали издавать рукописные журналы. Система довольно суровых наказаний не могла устранить недовольство семинаристов.

Бунтарский дух, царивший в семинарии перед поступлением туда Сосо и в период его обучения, не мог не сыграть важную роль в его жизни.

За несколько месяцев до поступления в семинарию там состоялась мощная забастовка учащихся, требовавших увольнения некоторых преподавателей. Недовольство учеников было порождено, прежде всего, режимом, который царил в семинарии. А именно: непрерывной слежкой и издевательствами, которым подвергались учащиеся.

В семинарии он продолжает увлекаться чтением русской литературы, уделяя особое внимание произведениям критического реализма – сочинениям Щедрина и Гоголя.

Покоряют его и произведения грузинских писателей Руставели и Чавчавадзе.

Он пишет стихи. А шесть стихотворений Сталина, которые очень понравились классику грузинской литературы Чавчавадзе, были напечатаны в газете «Иверия» (на самом видном месте первой страницы) под псевдонимом Сосо.

Его стихотворение, посвященное грузинскому писателю Эристави, в 1907 году вошло в сборник лучших образцов грузинской словесности, как образец любви к Грузии. Вот несколько строк из этого произведения:

 

Не зря народ тебя прославил,
Перешагнешь ты грань веков,
И пусть подобных Эристави
Страна моя растит сынов.


В семинарии Сосо из живого и общительного паренька превращается в серьезного, сдержанного и погруженного в себя юношу.

Чтение стало для него главным средством постижения мира, осознания суровой реальности и поиска своего места в нем.

Предметы, входившие в программу семинарии, расширяли его кругозор. Но их было явно недостаточно. И он искал возможности развития своих знаний.

Сосо стал регулярно посещать частную «Дешевую библиотеку», хотя это запрещалось семинарским уставом. И букинистический магазин, где книги были ему не по карману. Он читал их в самом этом магазине и благодаря своей прекрасной памяти многое усваивал.

Он также принимал активное участие в создании всякого рода кружков, где ученики оформляли рукописные журналы, высказывали свои мысли и обменивались мнениями по широкому кругу вопросов, в том числе и по социальным проблемам.

Все это отвечало бунтарской натуре Сосо и содействовало его стремлению обогатить свои знания.

В семинарские годы он знакомится с научными произведениями Дарвина, Фейрбаха, Спинозы, Менделеева. И стремится вооружить себя знанием фундаментальных наук.

Именно благодаря непрерывному процессу самообразования Сосо приобрел обширные познания в самых различных сферах, а также исключительно широкую осведомленность во многих областях знаний. Что позднее поражало многих специалистов, соприкасавшихся с ним.

 

Формирование революционера


Превращению бунтаря Сосо в сознательного революционера способствовало его приобщение к революционной марксистской литературе.

Он знакомится с «Капиталом» и «Манифестом коммунистической партии», а также ранними произведениями Ленина.

Репрессивные меры властей семинарии не только не останавливают Сосо от исследования запрещенной литературы, но он начинает активно вовлекать в этот процесс и своих соучеников. И становится организатором одного из кружков по изучению социалистических идей.

По его предложению была арендована комната, где они собирались два раза в неделю. Во время совместных встреч участники кружка обменивались мнениями о прочитанных книгах, делились своим пониманием тех или иных теоретических проблем.

Сосо создал и редактировал рукописный ученический журнал, передаваемый из рук в руки, где он освещал и разъяснял все спорные вопросы.

У руководства семинарии были свои осведомители среди семинаристов, доносившие о запрещенных действиях учеников. В связи с этим Сосо уже тогда уделял много внимания конспирации и не спешил доверять даже ближайшему кругу.

На этом этапе у него (благодаря его целеустремленности и умению последовательно идти к достижению цели) сложились качества лидера, способного вести за собой других. Помимо большой силы воли, твердости и решительности у него развились такие черты, как скрытность, склонность к конспирации, недоверчивость, осторожность, умение не демонстрировать свои подлинные мысли и чувства.

В его характере уже с юности бросается в глаза чрезвычайная сдержанность, холодный скептицизм, откровенная неприязнь к чисто внешней стороне дела. При этом он легко обижался даже на шутки и бросался на обидчика с кулаками.

Формирование личности Сосо протекало под мощным воздействием семинарии. Именно оттуда он унаследовал определенные каноны, стиль, форму и манеру выражения своих мыслей, а в некоторой степени даже и лексику.

В его статьях и речах позже была видна своеобразная речевая стилистика и манера аргументации, присущая стилю изложения богословских сочинений. Он использовал разные риторические приемы, в том числе, многократное повторение нескольких ключевых словосочетаний.

И всякий раз одерживал победы над своими оппонентами. Даже над бурливым и цветастым красноречием Троцкого. Достаточно вспомнить его знаменитое обращение в июле 1941 года:

 

«Братья и сестры!»


В семинарские годы Сосо осознавал себя частью грузинского народа.

Но в силу многонационального состава населения Гори и Тифлиса национальный фактор не играл столь важную для него роль. Все-таки преобладали элементы интернационализма.

Он видел, что люди скорее разнятся по своему имущественному положению, нежели по национальности. И позже выступал против существующего строя, руководствуясь не грузинскими национальными идеалами, а учением о классовой борьбе.

Знакомство с русской литературой содействовало вызреванию в его сознании чувства уважения к русскому народу. И русский язык стал для него фактически родным, языком выражения его мыслей.

И не просто так Сталин сказал:

 

«Я не грузин, я – русский грузинского происхождения!»


Царившая в семинарии атмосфера далеко не способствовала укреплению у Сосо веры и его религиозных воззрений.

Он заканчивал пятый класс. И ему оставалось проучиться еще один год.

Существует ряд свидетельств, что он сам помышлял о том, чтобы оставить семинарию. Имелись все признаки того, что он внутренне был готов к этому. По всей видимости, гнетущая атмосфера жизни семинариста его тяготила.

Принимая во внимание факты систематического нарушения Сосо порядков, установленных в семинарии, он был исключен.

В качестве мотивов исключения были указаны

 

«неявка на экзамены, грубость, проявление политической неблагонадежности, безбожие, наличие опасных взглядов и неуплата соответствующего взноса за обучение».


Сосо не удалось закончить семинарию.

Судя по всему, он не испытывал из-за своего исключения особого сожаления. Он уже созрел для выбора иного пути. Как отмечал один из его биографов,

 

«он поступил в семинарию в пятнадцатилетием возрасте, намереваясь стать священником, а покинул ее с мировоззрением бунтаря и амбициями революционера».


Как-то в беседе со своей матерью, когда он уже стал руководителем государства, он пытался объяснить ей свою должность. И она никак не могла понять его. Тогда он напомнил ей о царе. И сказал, что он вроде как царь.

Тем не менее, когда Сталин навестил мать незадолго до ее смерти, она сказала ему:

 

«Жаль, что ты так и не стал священником».


Поскольку она искренне считала, что будущее ее сына не в земной славе, а на духовном поприще.

Детство и юность сформировали основные черты характера Сталина. Уже тогда он был незаурядной и талантливой личностью.


Не просто так этот человек стал одним из политических гениев XX века, определявших мироустройство того времени.

Это не был безграмотный сын сапожника и прачки. Это был человек с достойным образованием, выше гимназического. Который благодаря самообразованию достиг высот в познании естественных и общественных наук.

Свои знания и способности он успешно применял в процессе формирования первого социалистического государства, а также для достижении поставленных целей, неся при этом (из-за своего жесткого характера) серьезные издержки и неоправданные жертвы.

Благодаря силе воли Сталина и его целеустремленности в том числе, Россия впервые стала сверхдержавой.

И доказала всему миру возможность альтернативного мироустройства.

Автор:
Использованы фотографии:
avatars.mds.yandex.net    Источник :    https://topwar.ru/178750-maloizvestnye-stranicy-detstva-i-junosti-stalina.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr     Малоизвестные страницы детства и юности Сталина    Военное обозрение   История

Малоизвестные страницы детства и юности Сталина

***

***Фото о товарище Сталине... 005

***

***


...ПОЧТИ два года Сталин пробыл в тюрьме и ссылке. Эти годы были годами — дальнейшего нарастания революционного подъема в стране. За это время состоялся II съезд РСДРП, закрепивший победу марксизма над «экономизмом ». Но на смену старым, разбитым партией оппортунистам, «экономистам»  — выступают новые оппортунисты, меньшевики. После съезда разгорается ожесточенная борьба Ленина, большевиков против меньшевиков, их оппортунистических идей, их раскольнических и дезорганизаторских действий. Начавшаяся русско-японская война и назревание революции еще более обостряют эту борьбу. Выход из создавшегося партийного кризиса Ленин видит в созыве III съезда партии. Борьба за созыв съезда стала центральной задачей всех большевиков.

Верной опорой Ленина в этой борьбе на Кавказе был Сталин, который стоял во главе закавказских большевиков. Работа Сталина в этот период проходит под флагом ожесточенной борьбы с меньшевизмом. Сталин  — член Кавказского союзного комитета РСДРП, вместе с т. Цхакая руководит работой комитета. Сталин неутомим: он систематически объезжает районы Закавказья (Батум, Чиатуры, Кутаис, Тифлис, Баку, крестьянские районы западной Грузии), укрепляет старые и создает новые партийные организации; он участвует в ожесточенных схватках с меньшевиками и другими врагами марксизма на многочисленных дискуссиях, энергично защищая большевистские позиции, разоблачая политиканство и оппортунизм меньшевиков и примиренцев к ним.

Под руководством Сталина и Джапаридзе в декабре 1904 г. проводилась грандиозная стачка бакинских рабочих, которая продолжалась с 13 по 31 декабря и закончилась заключением первого в истории рабочего движения России коллективного договора с нефтепромышленниками.

Бакинская стачка явилась началом революционного подъема в Закавказье.

Бакинская стачка послужила «сигналом славных январско-февральских выступлений по всей России» (Сталин) [Л. Берия. К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, 1941 г., стр. 48.].

Эта стачка, — говорится в «Кратком курсе истории ВКП(б)», — была как бы предгрозовой молнией накануне великой революционной бури в России.

Сталин настойчиво проводит директивы Ленина, развивает и отстаивает большевистские идеи перед массами, организует борьбу за III съезд партии. Между Лениным и Кавказским союзным комитетом постоянно поддерживалась тесная связь. Сталин стоял во главе всей идейно-политической борьбы кавказских большевиков с меньшевиками, эсерами, националистами, анархистами в годы первой русской революции. Сильнейшим оружием большевиков в этой борьбе была партийная литература. Сталин был организатором и инициатором почти всех большевистских изданий на Кавказе. Изданию нелегальных книг, газет, брошюр, прокламаций он придал невиданный в условиях царской России размах.

Замечательно смелым предприятием Кавказского союзного комитета РСДРП и выдающимся образцом большевистской подпольной техники была тайная Авлабарская типография, работавшая в Тифлисе с ноября 1903 года по апрель 1906 года. В ней были напечатаны работы Ленина «Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства», «К деревенской бедноте», брошюры Сталина «Коротко о партийных разногласиях», «Две схватки» и другие, программа и устав партии, десятки листовок, значительная часть которых написана Сталиным. В ней издавались газеты «Пролетариатис Брдзола» («Борьба Пролетариата») и «Пролетариатис Брдзолис Пурцели» («Листок Борьбы Пролетариата»). Книги, брошюры, газеты, листовки печатались на русском, грузинском и армянском языках тиражом по нескольку тысяч экземпляров.

Решающая роль в деле защиты позиций большевизма на Кавказе, в пропаганде и развитии идей Ленина принадлежала выходившему под редакцией Сталина органу Кавказского союза РСДРП — «Пролетариатис Брдзола», достойной преемнице «Брдзолы».

«Пролетариатис Брдзола» после ленинского Центрального Органа партии «Пролетарий» была самой лучшей и самой крупной большевистской газетой. Почти в каждом номере газеты печатались статьи Ленина из «Пролетария». Многие важнейшие статьи написаны Сталиным. В этих статьях Сталин выступает как талантливый полемист, как крупнейшая литературная и теоретическая сила партии, политический вождь пролетариата, верный. последователь Ленина. В своих статьях и брошюрах Сталин разрабатывает ряд теоретических и политических вопросов. Он вскрывает идейную фальшь антибольшевистских течений и фракций, их оппортунизм и предательство. Его удары по врагам метко попадали в цель. Ленин с восхищением отзывался о «Пролетариатис Брдзола», ее марксистской выдержанности, превосходных литературных качествах.

Сталин, наиболее верный и до конца последовательный ученик и сподвижник Ленина, сыграл на Кавказе выдающуюся роль в идейном разгроме меньшевизма и защите идеологических, организационных и тактических основ марксистской партии. Произведения Сталина того периода являются образцом последовательной защиты позиций ленинизма, отличаются теоретической глубиной, непримиримостью к оппортунизму.

В своей замечательной брошюре «Коротко о партийных разногласиях», в двух «Письмах из Кутаиса» и в статье «Ответ «Социал-Демократу» Сталин выступил с решительной защитой идеологических основ марксистской партии.

В «Письмах из Кутаиса» (сентябрь  — октябрь 1904 года) Сталин дает резкую критику статей Плеханова в меньшевистской новой «Искре», направленных против ленинской работы «Что делать?». Последовательно защищая ленинскую постановку вопроса о стихийности и сознательности в рабочем движении, тов. Сталин пишет:

«Заключение (практический вывод) отсюда таково: возвысим пролетариат до сознания истинных классовых интересов, до сознания социалистического идеала, а не то чтобы разменять этот идеал на мелочи или приспособить к стихийному движению. Ленин установил теоретический базис, на котором и строится этот практический вывод. Стоит только принять эту теоретическую предпосылку, и никакой оппортунизм не подступит к тебе близко. В этом значение ленинской идеи. Называю ее ленинской, потому что никто в русской литературе не высказывал ее с такой ясностью, как Ленин» [И. В. Сталин. Сочинения, т. l, стр. 58.].
Брошюра «Коротко о партийных разногласиях» (написана в начале 1905 г., вышла нелегальным изданием в мае 1905 г.) принадлежит к выдающимся произведениям большевистской мысли. Она непосредственно примыкает к историческому произведению Ленина «Что делать?», решительно отстаивает и развивает гениальные ленинские идеи.

Развивая идеи В. И. Ленина, товарищ Сталин доказывает, что социалистическое сознание имеет великое значение для рабочего движения. Одновременно Сталин предупреждает против одностороннего преувеличения роли идей, против забвения условий экономического развития, роли рабочего движения. Можно ли сказать, говорит Сталин, что социализм — все, а рабочее движение  — ничто? «Конечно, нет! Так говорят только идеалисты. Когда-нибудь, через очень долгое время, экономическое развитие неизбежно приведет рабочий класс к социальной революции и, следовательно, заставит его порвать всякую связь с буржуазной идеологией. Дело только в том, что этот путь будет очень долгий и болезненный» [И. В. Сталин, Сочинения, т. l, стр. 105.].

Развертывая в брошюре «Коротко о партийных разногласиях» свою глубокую и разностороннюю аргументацию по вопросу о соотношении стихийного рабочего движения и социалистического сознания, товарищ Сталин следующим образом резюмирует взгляды ленинского крыла социал-демократии на этот счет:

«Что такое научный социализм без рабочего движения? — Компас, который, будучи оставлен без применения, может лишь заржаветь, и тогда пришлось бы его выбросить за борт.

Что такое рабочее движение без социализма?  — Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но, будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше опасностей.

Соедините то и другое вместе, и вы получите прекрасный корабль, который прямо понесется к другому берегу и невредимым достигнет пристани.

Соедините рабочее движение с социализмом, и вы получите социал-демократическое движение, которое прямым путем устремится к „обетованной земле“» [И. В. Сталин. Сочинения, т.I, стр. 102 — 103.].

Вся история борьбы рабочего класса в России блестяще подтвердила этот важный теоретический вывод товарища Сталина. В этой брошюре Сталин дает уничтожающую критику оппортунистической теории стихийности и обосновывает роль и значение революционной партии и революционной теории для рабочего класса.

«Рабочее движение,  — писал Сталин,  — должно быть соединено с социализмом, практическая деятельность и теоретическая мысль должны слиться воедино и тем самым придать стихийному рабочему движению социал-демократический характер... Наша обязанность, обязанность социал-демократии,  — совлечь стихийное движение рабочих с тред-юнионистского пути и поставить его на путь социал-демократический. Наша обязанность — внести в это движение социалистическое сознание [которое выработали Маркс и Энгельс.] и объединить передовые силы рабочего класса в одну централизованную партию. Наша задача — идти всегда во главе движения и неутомимо бороться со всеми — будь то враг или «друг», — кто будет мешать осуществлению этих задач» [И. В. Сталин. Сочинения, т. l, стр. 105, 106.].
Выступление Сталина встретило полное одобрение Ленина. Оценивая статью Сталина «Ответ «Социал-Демократу», напечатанную в «Пролетариата с Брдзола» в августе 1905 года, Ленин в ЦО партии «Пролетарий» (№ 22) отметил «прекрасную постановку вопроса о знаменитом 'внесении сознания извне'».

В ряде статей Сталин обосновывает ленинскую линию на II съезде РСДРП и после съезда. В статье «Класс пролетариев и партия пролетариев» (опубликована 1 января 1905 г. в № 8 «Пролетариатис Брдзола»), посвященной первому параграфу устава партии, Сталин защищал организационные основы партии, всецело стоя на почве учения Ленина о партии, развивая и обосновывая ленинские идеи. Эта статья отстаивает организационные идеи большевизма, изложенные Лениным в его знаменитой книге «Шаг вперед, два шага назад».

«До сегодняшнего дня, — писал Сталин, — наша партия была похожа на гостеприимную патриархальную семью, которая готова принять всех сочувствующих. Но после того, как наша партия превратилась в централизованную организацию, она сбросила с себя патриархальный облик и полностью уподобилась крепости, двери которой открываются лишь для достойных. А это имеет для нас большое значение. В то время как самодержавие старается развратить классовое самосознание пролетариата 'тред-юнионизмом', национализмом, клерикализмом и т. п., когда, с другой стороны, либеральная интеллигенция упорно старается убить политическую самостоятельность пролетариата и добиться опеки над ним, — в это время мы должны быть крайне бдительными и не должны забывать, что наша партия есть крепость, двери которой открываются лишь для проверенных» [И. В. Сталин. Сочинения, т. l, стр. 67.].
Статья «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?» (опубликована в № 7 «Пролетариатис Брдзола» от 1 сентября 1904 г.) — замечательный комментарий к национальной программе РСДРП. Сталин в ней обосновывает и разъясняет теорию и программу партии по национальному вопросу, подвергает сокрушительной критике оппортунистический принцип национального размежевания пролетариата, последовательно отстаивает интернационалистский тип построения пролетарских классовых организаций. В этой статье Сталин выступает как крупный теоретик национального вопроса, мастерски владеющий марксистским диалектическим методом. В ней даны в зародыше идеи, развитые позднее Сталиным в его работе «Марксизм и национальный вопрос»,

Сталин с первых шагов первой русской революции решительно отстаивает и проводит ленинскую стратегию и тактику в революции, ленинскую идею гегемонии пролетариата в революции.

Имея в виду либералов, стремившихся не к революции, а к примирению с царем, Сталин еще накануне 9 января 1905 года говорил: «Да, господа, тщетны ваши старания! Русская революция неизбежна. Она так же неизбежна, как неизбежен восход солнца! Можете ли остановить восходящее солнце? Главной силой этой революции является городской и сельский пролетариат, знаменосцем же ее  — социал-демократическая рабочая партия, а не вы, гг. либералы!» [И. В. Сталин. Сочинения, т. l, стр. 78.].

Так же решительно Сталин отстаивает ленинскую идею вооруженного восстания, как средства свержения самодержавия и завоевания республики. В его работах 1905  — 1907 годов дается всестороннее обоснование идеи вооруженного восстания. «Спасение народа в победоносном восстании самого народа», — говорит тов. Сталин. Он так же, как и Ленин, придавал громадное значение технической подготовке восстания, организации боевых дружин, добыванию оружия и т. п. «Именно техническое руководство и организационная подготовка всероссийского восстания,  — указывал Сталин, — составляют ту новую задачу, которую жизнь поставила перед пролетариатом» [И. В. Сталин. Сочинения, т. l, стр. 133.]. Сталин повседневно руководил деятельностью большевистских организаций Закавказья по подготовке вооруженного восстания.

Сталин обосновывает и развивает идею Ленина о временном революционном правительстве. Создание временного революционного правительства, указывает он, должно явиться естественным результатом победоносного вооруженного восстания народа. Поскольку пролетариат и крестьянство победят в восстании, постольку и временное революционное правительство должно быть выразителем их чаяний и интересов. Это правительство должно быть революционной диктатурой пролетариата и крестьянства. Только диктатура этих революционных классов будет в состоянии обуздать и подавить темные силы реакции, вооружить народ, осуществить программу-минимум РСДРП, закрепить победу революции, довести ее до конца.

«Если вождем революции,  — говорит Сталин,  — является передовой пролетариат и если он должен будет принять активное участие в организации восстания, — то само собой ясно, что мы не можем, умыв руки, отстраниться от временного революционного правительства, мы должны будем вместе с крестьянством завоевать политическую власть и принять участие во временном правительстве [Здесь мы не касаемся принципиальной стороны этого вопроса.]: вождь революционной улицы должен быть также вождем и в правительстве революции» [И. В. Сталин. Сочинения, т. l, стр. 258 — 259.].
В борьбе с многочисленными врагами большевистской партии и рабочего класса Сталин последовательно отстаивает и развивает ленинскую теорию революции, ленинский тактический план. Величайшее достоинство этого плана состояло в том, что он замечательно верно отвечал русской действительности, поднимал на борьбу широкие народные массы, воодушевлял их уверенностью в победе, двигал революцию вперед.

Кавказский союзный комитет неустанно пропагандировал решения III съезда партии, звал рабочих и крестьян к вооруженному восстанию. Сталинские листовки 1905 года — образец пропаганды идей большевизма в массах. В своих статьях «Вооруженное восстание и наша тактика», «Временное революционное правительство и социал-демократия», «Реакция усиливается» и других Сталин подвергает сокрушительной критике меньшевистских лидеров, последовательно отстаивает и пропагандирует необходимость вооруженного восстания.

Октябрьская всеобщая забастовка 1905 года, показавшая силу, мощь пролетарского движения, заставила насмерть перепуганного царя выступить с манифестом 17 октября. Этот манифест, обещавший народу всяческие свободы, был обманом народных масс, царской уловкой, своего рода передышкой, необходимой царю для того, чтобы усыпить легковерных, выиграть время, собраться с силами и потом ударить по революции. Большевики разъясняли массам, что манифест 17 октября — ловушка. «Октябрьский манифест» застает Сталина в Тифлисе в разгаре борьбы за ленинский тактический план, за большевистские лозунги революции. Выступая на рабочем митинге 18 октября, Сталин говорил:

«Что нужно нам, чтобы действительно победить? Для этого нужны три вещи: первое  — вооружение, второе  — вооружение, третье — еще и еще раз вооружение» [«История ВКП(б). Краткий курс», стр. 78.].
Отстаивая мысль о необходимости для победы революции всенародного вооруженного восстания, Сталин в написанной им прокламации Тифлисского комитета Кавказского союза РСДРП «Граждане!» в октябре 1905 года говорил следующее:

«Небывалая, беспримерная по своей грандиозности не только в истории России, но и всего мира, всеобщая политическая стачка, разыгравшаяся теперь, может, пожалуй, закончиться сегодня, не вылившись во всенародное восстание, но это лишь с тем, чтобы завтра снова и с большей силой потрясти страну и вылиться в то грандиозное вооруженное восстание, которое должно разрешить вековую тяжбу русского народа с царским самодержавием и размозжить голову этому гнусному чудовищу... Всенародное вооруженное восстание  — вот та великая задача, которая стоит в настоящее время перед российским пролетариатом и властно требует своего разрешения!» [И. В. Сталин, Сочинения, т. l, стр. 185.].
В это время Сталин проводил огромную революционную работу в Закавказье. Под руководством Сталина IV большевистская конференция Кавказского союза РСДРП (ноябрь 1905 г.) выносит решение об усилении борьбы за подготовку и проведение вооруженного восстания, за бойкот царской Думы, за развертывание и укрепление революционных организаций рабочих и крестьян — Советов рабочих депутатов, стачечных комитетов, революционных крестьянских комитетов. Сталин разоблачал и громил меньшевиков, как противников революции и вооруженного восстания. Он неуклонно готовил рабочих к решительному бою с самодержавием. По всему Закавказью распространилось пламя революционного пожара. Еще III съезд партии в предложенной Лениным резолюции «По поводу событий на Кавказе» особо выделил деятельность большевистских организаций Закавказья, как «наиболее боевых организаций нашей партии», и призвал всю партию к оказанию им всемерной поддержки.

В декабре 1905 года Сталин едет в качестве делегата от закавказских большевиков на первую Всероссийскую большевистскую конференцию в Таммерфорс (Финляндия). На Таммерфорсской конференции впервые лично встретились Ленин и Сталин. На этой конференции товарищ Сталин был избран в политическую комиссию по редактированию резолюций конференции, где работал вместе с Лениным, как один из выдающихся партийных руководителей.

После поражения декабрьского вооруженного восстания начался поворот к постепенному отступлению революции. В партии идет подготовка к IV съезду РСДРП. Борьба между большевиками и меньшевиками разгорается с новой силой. На сцену выплывают анархо-синдикалистские элементы. Они особенно начинают шуметь в Тифлисе. Сталин  — в центре борьбы против всех антипролетарских течений в Закавказье.

Сталин — активный участник IV съезда РСДРП (Стокгольм, апрель 1906 г.), на котором он вместе с Лениным отстаивал против меньшевиков большевистскую линию в революции. Отвечая меньшевикам, Сталин поставил вопрос ребром:

«Или гегемония пролетариата, или гегемония демократической буржуазии — вот как стоит вопрос в партии, вот в чем наши разногласия» [И. В. Сталин. Сочинения, т. l, стр. 240.].
Вскоре после съезда Сталин написал брошюру «Современный момент и объединительный съезд рабочей партии». В этой брошюре Сталин дал анализ уроков декабрьского вооруженного восстания, обосновал большевистскую линию в революции и подвел итог работам IV съезда РСДРП.

После съезда Сталин вновь в Закавказье. Он ведет непримиримую борьбу против меньшевизма и других антипролетарских течений. Он руководит легальными большевистскими газетами, выходившими в Тифлисе на грузинском языке, — «Ахали Цховреба» («Новая Жизнь»), «Ахали Дроеба» («Новое Время»), «Чвени Цховреба» («Наша Жизнь»), «Дро» («Время»).

К этому времени относится серия замечательных статей Сталина  — «Анархизм или социализм?», написанных в связи с активизацией в Закавказье анархистов-кропоткинцев.

В обстановке спада революционной волны и наступившей затем реакции на очередь дня стала, как непосредственная партийная задача, защита теоретических основ большевизма. В 1909 году Ленин выпускает в свет свой гениальный труд «Материализм и эмпириокритицизм», в котором он разоблачил до конца перерожденцев в области теории марксизма и отстоял теоретические основы большевистской партии.

В защиту теоретических основ марксизма выступает и Сталин. В своих статьях «Анархизм или социализм?» Сталин отстаивает и развивает теоретические основы марксистской партии — диалектический и исторический материализм. Эти статьи Сталина были опубликованы в 1906 — 1907 годах в грузинских большевистских газетах. В них в доступной и популярной форме выясняется, что такое материализм и диалектика, что такое исторический материализм. С исключительной глубиной поставлены и решены в этой работе коренные вопросы марксистско-ленинской теории: неизбежность и неотвратимость социалистической революции и диктатуры пролетариата, необходимость боевой пролетарской партии, партии нового типа, отличной от старых, реформистских партий II Интернационала, излагаются основы стратегии и тактики партии. Эти статьи Сталина входят в идейную сокровищницу нашей партии, как серьезный вклад в теорию марксизма-ленинизма. Они являются образцом глубокого освещения вопросов теории марксизма-ленинизма в неразрывной связи с насущными задачами революционной классовой борьбы пролетариата.

В апреле  — мае 1907 года состоялся V (Лондонский) съезд РСДРП, закрепивший победу большевиков над меньшевиками. Сталин — активный участник съезда. Вернувшись со съезда, он опубликовал статью «Лондонский съезд Российской социал-демократической рабочей партии (Записки делегата)», в которой дал оценку решений и итогов съезда, защитил большевистские идейные и тактические позиции, разоблачил либерально-буржуазную линию меньшевиков в революции и их ликвидаторство в отношении партии, показал классовую природу меньшевизма, как мелкобуржуазного политического течения.

   Источник :  СТАЛИН Иосиф Виссарионович, полная биография (1952 г.) - Время СССР                                                          Читать    дальше

***

***

***

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 001

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 002

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 003 

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 004 

 О Сталине... Из биографии 1952-го года... 005 

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 006

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 007 

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 008

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 009 

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 010

О Сталине... Из биографии 1952-го года... 011

 Кто руководит, и... разговор о Вечности

Фото о товарище Сталине... 006
Фото о товарище Сталине... 004

Фото о товарище Сталине... 011

Фото о товарище Сталине... 010
Фото о товарище Сталине... 007

Фото о товарище Сталине... 008

Фото о товарище Сталине...

 

***

***

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

                

 

***

Яндекс.Метрика

***

 

 

  Читать, СМОТРЕТЬ, СОВРЕМЕННУЮ энциклопедию АФОРИЗМОВ на ЯНДЕКС-ДИСКЕ...    

 

***

 

***

Шахматы в...

Обучение

О книге

На празднике

Поэт Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ 

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Просмотров: 136 | Добавил: iwanserencky | Теги: О Сталине..., Военное обозрение, Юрий Апухтин, обучение, личность человека, из интернета, Формирование революционера, в духовном училище, 5 лет в семинарии, Однако... О Сталине, О Сталине, Однако, история, Семья и родители | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: