Главная » 2021 » Ноябрь » 4 » О Святославе 01
12:45
О Святославе 01

***

*** 

О рождении Святослава нам известно только то, что в год казни его отца древлянами в 945 году, ему было три года. Стало быть, родился он в 942 году.

***

***

***

 

Условный портрет князя Святослава Игоревича из Царского титулярника. XVII век.

***

***

***

***

***

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ "СВЯТОСЛАВ"

***

***

 


Что до имени «Святослав», то византийцы производили его от скандинавского имени "Свен" и присоединенного к нему славянского княжеского окончания «слав». То есть считается, что на самом деле имя было Свендослав, а вовсе не Святослав, которое скорее всего,  стало поздним христианским искажением, ибо в те времена далёкие никаких святых еще и в помине не было.  Что же означает скандинавское имя Свен? А на немецком, датском, шведском, исландском и древне-скандинавском оно означает всего лишь «молодой человек», «юноша», «младший».  В принципе трудно представить, чтобы долгожданного первенца назвали простым словом «младший», «молодой», «малой» - ему ж еще страной править до самых седин.

 

*** 

***

 

 

*** 

***

 

Картина К. Васильева "Свентовит"

 

*** 

***

 


Однако, есть еще один вариант, о котором православные историки стараются не говорить. Дело в том, что в языческой мифологии древних славян главным среди всего пантеона богов был бог Свентовит – бог войны и победы, бог плодородия, который противостоял Чернобогу, приносящему несчастья.  Имя этого бога состояло из двух слов «свент» (свет, мир) и «вид» (видеть, зрить), витязь (воин, победитель) или вед (ведать, знать).   К сожалению, мы столько всего знаем про эллинских языческих богов – более того, это часть нашей общеобразовательной и культурной программы с романовских времен и по сей день, но мы, увы, почти ничего не знаем о языческих богах наших собственных предков.

 

*** 

***

 

 

*** 

***

 

Эта тема стараниями церковных деятелей до сих пор если не полностью табуирована, то максимально вымарана из нашей истории.
Однако, вернемся к Святославу. Как думаете, что правдоподобнее – назвать единственного наследника «меньшим», «младшим»  или все же  в честь могущественного, главного славянского бога?  На мой взгляд, ответ очевиден. Но он тянет следом целую цепочку противоречий  и главное из них, как же так, варяги – Ингвар и Хельга – назвали своего единственного сына в честь славянского, а ни разу не скандинаского бога?  Кстати, как таковой, религии у славян не было, т.к. любая религия – это идеология. У древних славян же  была скорее  традиция, включающая в себя и быт, и здраву, и воинское искусство и прочие стороны жизни.   Кстати, может кто-то знает, обнаружены ли вообще на тех территориях, на которые были призваны княжить варяги, хоть какие-то капища или иные признаки поклонения князей их  родным и понятным скандинавским богам – Одину, Тору, Бальдру, Фрейру, Локи и др.? Насколько мне известно, таковых не найдено. Более того, сама скандинавская мифология, в сущности, и сохранилась-то только благодаря  затерянному во льдах и хладных северных водах  острову Исландии. А непосредственно в  самой Скандинавии весь языческий эпос был также вытравлен и предан забвению рьяными  христианскими проповедниками.

 

*** 

***

 

 

*** 

***

 

Так что же нам остается предположить насчет этих варягов? Возможно, они генетически и были скандинавами, но вряд ли они были пришлыми иноземцами на землях восточных славян. Трудно представить, чтобы наши предки призвали бы на свою голову абсолютных чужаков - людей  вне их традиции, нравов,  чуждых их миропониманию и  мировоззрению. Вероятнее всего, это были люди, живущие буквально среди них,  некий уважаемый род, которого попросили помочь объединиться всем остальным родам. И только поздним фальсификаторам из романовского гнезда запонадобилось оправдывать свое собственное чужеродное присутствие на российском престоле легендой о неспособности русских управлять самими собой.

 

***

***

***

***

 

Посольсто славян к варягам. Поход варягов в славянские земли на княжение. ПВЛ.

***

***

***

***

***

***

 


РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ВОКРУГ СВЯТОСЛАВА

***

***

 


Оставшись в трехлетнем возрасте без отца, Святослав де-юре стал править Киевом, но по факту  реальным управлением занялась его авторитарная матушка  княгиня Ольга, снискавшая признание у верхушки знати своей энергичностью  и беспощадностью.  Напомним, что конец Х века в Европе был отмечен целой чередой крещений. В 942 году был крещен датский король, в 966 – польский князь Мешко I, в 976 – норвежский король, в 988 – венгерский герцог. Крупные и могущественные европейские государства уже давно были христианскими. Немецкая династия Оттонов возложила на себя миссию по распространению христианства на всей территории Европы, куда входили и земли восточных славян. Повсюду передвигались разного рода миссионеры и проповедники. Захаживали они и в Киев.  Таким образом, христианская вера не была чем-то неизвестным  на территории Киевской Руси – эту землю давно обрабатывали.

По всей видимости, княгиня Ольга, видя общий политический тренд, также допустила до себя проповедников и прониклась новой популярной верой, которую один за другим принимали все  европейские государи. Вероятно, первыми до нее добрались византийские проповедники, а потому при выборе по какому обряду креститься княгиня выбрала Византию, а не Рим. Да и надо признать, что в то время на фоне мрачной и грязной Европы, Византия блистала роскошью и великолепием.

***

***

 

***

***

 

Княжение княгини Ольги со Святославом в Киеве. ПВЛ.

***

***

 


Поэтому в 955 году княгиня Ольга «отправилась в Греческую землю, в Царьград. И был тогда царь Константин, сын Льва и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила Константину Львовичу: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом».

***

***

 

***

***

 

Крещение Ольги константипольским патриархом в присутствии Императора. ПВЛ.

***

***

 


После крещения Константин Львович Багрянородный, сделал ей предложение руки и сердца, однако Ольга, добившись желаемого (аж самого Императора заполучила в крестные отцы) – от брака отвертелась, сказав, мол, где ж это видано, чтоб отец на дочери женился. У Императора отвисла челюсть от такого финта, но как истинный византиец, он все же оценил  хитромудрость киевской княгини, одарил ее подарками и отпустил  в родной Киев с глаз долой из сердца вон.

***

***

 

 

*** 

***

 

Отказ Ольги от предложения Императора. ПВЛ.

***

***

 


Правда, следом прислал послов за ответными дарами с напоминанием: «Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Но Ольга в Киеве встретила послов холодно, развернула их и отправила в Константинополь ни с чем. Видимо, так и пристало обращаться крестнице со своим крестным отцом. Да и чего стоит услуга, уже оказанная?

***

***

 

***

***

 

Отказ Ольги послам Императора в ответных дарах. ПВЛ.

 

*** 

***

*** 

***

*** 

***

Воссела в Киеве княгиня уже не Ольгой, а Еленой -  еще более хитромудрой, просвещенной, напоенной, аки  губка, новыми идеями и новой, популярной среди государей европейских стран верой.  Трудно представить себе, чтобы такая женщина, как Ольга,  не стала бы пытаться приобщить к новой вере и своего единственного сына и наследника государства – Святослава.  Конечно, пыталась и еще как!  Но то ли красноречия у нее не хватило, то ли знаний церковных, а может, давила слишком сильно на молодого князя, да только  получался у нее исключительно  обратный результат. Ну не желал юный Святослав ни слышать ни о какой  новой вере, ни тем более креститься.

*** 

***

*** 

***

Убеждение Ольгой Святослава принять христианство. ПВЛ.

*** 

***


Он, как и заповедано ему было его именем – воин, победитель – стремился к расширению границ государства, оставленного ему его дедом-варягом  Рюриком и отцом-варягом  Игорем – исповедующих своих природных богов, а вовсе не чужеродного христианского родом из Иудеи.  Видимо, тогда Ольга  решила зайти с другого бока – «Хорошо, сынок,  не нравится тебе вера по греческому образцу, познакомься с латинским образцом. Ну не прилично сейчас государям язычниками оставаться. Где невесту-то тебе искать будем?» Оно и понятно - никто ж из приличных королевских семей  за язычника свою дочерь не отдаст. Вряд ли  мудрая государыня-княгиня Ольга с ее стратегическим мышлением не понимала этого простого факта. И в 959 году, когда Святославу было уже 17 лет, обратилась княгиня Ольга не к кому-нибудь, а к самому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь тяжелую артиллерию - епископа и проповедников для проповеди христианства. В Константинополь-то после обмана Константина Львовича  обращаться было уже как-то неудобно.

*** 

***

*** 

***

Архиепископ Адальберт Магдебургский

*** 

***


И прибыл  в Киев по приказу Оттона I целый архиепископ Магдебургский Адальберт со свитой. Надо сказать, что архиепископ Адальберт  не обрадовался этому решению императора отправить его в какую-то провинциальную глухомань. Однако с императором не поспоришь.  Собственно, предчувствия Адальберга не обманули. Как он ни старался, как ни  пел соловьем, а кроме враждебного отношения с стороны молодого князя Святослава ничего не получил.  Святослав, видя радения матери, официально  не запрещал никому креститься,  но  делал все, чтобы никакого христианства в его землях не было, так как, по его разумению, оно разрушало все мировоззрение, мораль, нравственность, главные устои, традиции славян.  «Ибо для неверующих христианская вера юродство есть». Так и написано в "Повести временных лет"  о князе Святославе. Выражала ли эта фраза, сказанная летописцем, отношение Святослава к христианам? Однозначно, да. Во-первых, сам летописец счел уместным вставить ее в отрывок, описывающий убеждения Святослава. Во-вторых, другие отрывки из того же абзаца подтверждают негативное отношение князя к христианству. Причем не только в вопросах личного крещения, но и в отношении любого другого человека, решившего креститься: "аще кто хотяше волею креститися, не браняху, но ругахуся тому", " Онъ же не послуша матери и творяше норовы поганьскыя".  Молодой князь сам не принимал христианство, следовал языческим обычаям вопреки постоянному давлению матери, и считал уместным ругать христиан.

*** 

***

*** 

***

Беседа Святослава со своими воинами о новом походе. ПВЛ. 

 

 

    Читать продолжение дальше... 

*** 

***

  Источник :  Здесь )

***

***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

                

 

***

Яндекс.Метрика

***

***

Святослав. Скляренко С.Д.

Как только княгиня вошла, сыновья, воеводы и бояре низко ей поклонились.

— Здрава будь, княгиня! — промолвили они.

Княгиня ответила на их приветствие, прошла вперед и остановилась у стола.

Тогда в трапезную вошла пожилая, слегка сгорбленная женщина с седыми волосами — ключница Ярина. Она приблизилась к княгине, поклонилась ей и поцеловала руку.

— Дозволь, княгиня, подавать!

— Начинай, Ярина! — ответила княгиня.

Ярина вышла, вернулась и поставила на стол горнцы с дымящимся жареным мясом, котелок с похлебкой, от которой валил пар, большую миску с сочивом. В светлице запахло лавром, чабрецом, перцем.

Но княгиня не подавала знака садиться за стол. Она обернулась к воеводе Свенельду, кивнула ему головой, и тот взял со стола одну из деревянных мисок, положил в нее понемногу от каждого кушанья, стоявшего на столе: хлеба, мяса, рыбы, сочива, — потом отошел к печи в углу и переложил из миски на огонь утреннюю жертву. Огонь притух, над углями поднялся и быстро пронесся по трапезной дымок, но тут же огненные языки, словно жадные, гибкие пальцы, охватили еду, в жертвеннике громко заревело пламя.

Только тогда все сели за стол и начали есть.

В углу, на почетном месте, села княгиня, по правую руку от нее — сын Святослав, по левую — Улеб, а дальше — воеводы, бояре.

Княгиня Ольга потеплевшими глазами смотрела на своих сыновей.

Вот сидит Святослав! Мускулистый, широкий в плечах, немного неуклюжий, с могучей грудью и сильными руками, он кажется старше своих лет. Русого, с длинными и жесткими волосами, ровно подстриженными надо лбом и спадающими прядями на шею, с серыми глазами, иногда неожиданно темнеющими, с тонким, слегка горбатым носом и жестковатыми губами, Святослава нельзя было назвать красивым. Порой же княгиню Ольгу поражало и то, что Святослав вдруг мог сказать резкое слово, поспешить высказать свои мысли прежде старших, сделать что-либо наперекор, по-своему. 

Совсем не таков был младший сын княгини, Улеб. Белолицый, с румянцем на щеках, с темными волнистыми волосами и такими же темными прямыми бровями с карими ласковыми глазами, младший сын княгини был послушный, услужливый, тихий, и, если бы не мужская одежда, его можно было бы принять за красную девицу.

Она любила обоих сыновей, но сердце ее почему-то больше лежало к младшему сыну, Улебу. Почему? Она не могла бы на это ответить; на самом же деле, должно быть, потому, что старший сын Святослав похож был на отца, мужа княгини Ольги, Игоря, и нравом был в него, а младший сын Улеб напоминал ее, княгиню. А разве может человек не любить себя или хотя бы свое подобие?

Ели молча. Ключница Ярина тоже молча время от времени входила в трапезную, подкладывала еду, принесла, наконец, корчагу с вином.

И тогда случилось то, чего давно не случалось тут, в трапезной, и что очень встревожило княгиню Ольгу, а еще больше ключницу Ярину.

Когда Ярина подняла перед собою корчагу, чтобы сперва налить вина княгине, а потом княжичам, воеводам и боярам, рука ее дрогнула, на лбу выступили густые капли пота. Но она не остановилась, подняла корчагу еще выше, поднесла ее к кубку княгини и стала наливать. Только вино полилось не в кубок, а на скатерть перед княгиней, расплылось кровавым пятном.

— Что ты натворила! — всплеснула руками княгиня.

— Матушка княгиня! — крикнула Ярина. — Я же… я не видела, матушка княгиня…

Она поставила свою корчагу и подняла глаза на княгиню. В эту минуту на старуху было страшно смотреть — седые волосы ее выбились из-под черного платка, на глазах заблестели слезы.

— Матушка княгиня! — молила она. — Прости меня, твою рабу! Век работаю… такого не бывало… Стара я уж стала, немощна! — горевала ключница, пытаясь поймать руку княгини.

У княгини брови гневно сошлись на переносице, глаза сверкали недобрым огнем, но она сдержалась, расправила брови, прищурила глаза.

— Вино пролить… к счастью… А тебе не пора ли уж на покой, Ярина? Вон даже рука дрожит…

Терем киевских князей был выстроен в два яруса. Первый ярус, куда через высокое крыльцо входили прямо со двора, начинался с сеней — большой горницы, в которую сквозь два узких окна с решетками и мелкими стеклами вливался скудный свет. В сенях стояли день и ночь княжьи гридни, сюда ранним утром приходили тиуны, бояре, воеводы, мужи лучшие и нарочитые.

От сеней направо и налево тянулись длинные узкие переходы. Налево — переход в княжью трапезную, направо — еще один переход, по обе стороны которого шли двери множества светлиц: в одной из них ждали своей очереди и дремали по ночам гридни, в другой жил ларник Переног, хранивший княжеские хартии и печать, в самом углу ютился христианский священник Григорий, которого княгиня держала при себе на Горе.

 ... Читать дальше »

***

***

***

Фотоистория в папках № 1

Фотоистория в папках 002 ВРЕМЕНА ГОДА

Фотоистория в папках 003 Шахматы

Фотоистория в папках 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

Фотоистория в папках 005 ПРИРОДА

Фотоистория в папках 006 ЖИВОПИСЬ

Фотоистория в папках 007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

Фотоистория в папках 008 Фото из ИНТЕРНЕТА

Фотоистория в папках 009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

Фотоистория в папках 010 ТУРИЗМ

Фотоистория в папках 011 ПОХОДЫ

Фотоистория в папках 012 Точки на карте

Фотоистория в папках 013 Турклуб "ВЕРТИКАЛЬ"

Фотоистория в папках 014 ВЕЛОТУРИЗМ

Фотоистория в папках 015 НА ЯХТЕ

Фотоистория в папках 016 ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ и его окрестности

Фотоистория в папках 017 На ЯСЕНСКОЙ косе

Фотоистория в папках 018 ГОРНЫЕ походы

Фотоистория в папках 019 На лодке, с вёслами

***

***

 

***

***

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

***

***

О книге - "Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга". (Вольтер)

На празднике

Поэт Александр Зайцев

Художник Тилькиев и поэт Зайцев...

Солдатская песнь современника Пушкина...Па́вел Алекса́ндрович Кате́нин (1792 - 1853)

Шахматы в...

Обучение

 О Земле... 

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

*** 

Просмотров: 277 | Добавил: iwanserencky | Теги: Русь, история, князь Святослав, О Святославе, Святослав | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: