Главная » 2020 » Апрель » 29 » О Владимире Ильиче... Кино и...
23:51
О Владимире Ильиче... Кино и...

***

***

«Когда-то нас Лениным перекармливали. Теперь другая крайность»

Режиссер Владимир Хотиненко — о вреде забвения, жизни революционеров в эмиграции и парадоксальном пути России

***

Народ постарался забыть о Ленине, но делать этого ни в коем случае нельзя, убежден режиссер сериала «Демон революции» и один из главных мистиков отечественного кино Владимир Хотиненко. Человек, который перевернул мир, достоин того, чтобы попытаться его понять. Об этом народный артист России рассказал «Известиям» накануне 150-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата.

— Помните ли вы, какой фильм о Ленине посмотрели первым?

Читайте также

«Вспоминайте горе снова»: как умирал и воскресал вождь мирового пролетариата    Фото: РИА Новости   /   Петр Оцуп

— То есть — в детстве? Тут трудно вспомнить, картин о Ленине было много. Наверное, первым Лениным в моей жизни был Борис Щукин из фильмов Михаила Ромма. Однако вот важный нюанс. Я, конечно, вполне искренне был октябренком и пионером, но пиетета перед таким кино у меня не существовало. Волновало, интересно или нет. Иначе говоря, «Седьмое путешествие Синдбада» я смотрел с большим удовольствием, чем любой фильм о Ленине.

— А потом, когда фильмы о Ленине стали глубже? В 1960–1980-е годы?

 «Шестое июля» Юлия Карасика. Вот это уже было серьезно. Совсем другой Ленин. Юрию Каюрову удалось, не выходя за рамки общеизвестных фактов, создать принципиально новый образ. Казалось бы, пустячная деталь: Ленин достает из ящика стола браунинг. А как он уничижительно извиняется после убийства посла, и как правильно, на идеальном немецком языке! Да и сам фильм был отличным.

Читайте также

    По шедеврам Ильича: как изображали Ленина его современники   Репродукция картины «Портрет В.И. Ленина».   Художник Кузьма Петров-Водкин  Фото: РИА Новости  /  Игнатович

— После просмотра вашего «Демона революции» писали, что Ленин у вас вдохновлен образом Смоктуновского в фильме «На одной планете» Ильи Ольшвангера (1965). Это так?

— Всякий человек имеет право на свою точку зрения. У нас никаких референсов не было, мы просто отсмотрели всё, что можно было отсмотреть, прежде всего хронику. Кроме того, на площадке был специалист по пластике. Ясно, что подсознание ведет свою игру, само выуживает что-то — это касается не только режиссера, но и актеров. Для нас главным было не поддаться стереотипам, засекать их вовремя и бороться с ними. Чтобы слово «батенька» не звучало через одно, жесты определенные не педалировались. Чтобы карикатуры не было. Всё это слишком часто использовалось, восприятие стерлось, возникло ощущение перекормленности.

Всё же возьму на себя смелость утверждать, что наш Ленин — другой, не Каюрова и не Смоктуновского. Мне кажется, нам удалось найти свежие нотки.

Фото: РИА Новости

— В чем основная сложность создания образа Ленина, помимо стереотипов? О нем же столько всего известно, множество книг написано.

Читайте также

Снимай, проклятьем заклейменный: на экранах — «Годовщина революции»Фото: предоставлено КАРО.Арт

— Но их мало кто читал из современных людей. В процессе работы я обнаружил как раз неизвестность Ленина. Молодежь о нем практически ничего не знает, в школе его деятельность не изучают. Если когда-то нас Лениным перекармливали, то теперь другая крайность. Он исчез. Лежит в Мавзолее, идут обсуждения, похоронить его или нет, и физически он присутствует в нашей жизни. А метафизически отсутствует. Это проблема. Фактически, документально Ленин — один из величайших людей в истории человечества, я это говорю без всякого придыхания. Он смог перевернуть мир, не только Россию. Имена Чингисхана, Юлия Цезаря, Александра Македонского произносят с ощущением какого-то масштаба. А поле Ленина скукожилось, и я не думаю, что это правильно, тем самым мы скукоживаем целый период нашей истории, психологии. Рассказывать про Ленина сегодня — всё равно что говорить про марсианина. Для режиссера в этом есть свой плюс, можно писать портрет с чистого листа. У нас была скромная задача — обратить внимание на определенный, в какой-то степени ничтожный эпизод его жизни, предложить слегка обновленный взгляд. Вот он едет в санях с красным флажком, что выглядит нелепо, ничтожно, но именно этот человек с флажком изменит мир.

— Обращение к фигуре Ленина сразу выводит вас за пределы «ничтожного». Это и публицистика, и философия, и разговор о прошлом, настоящем и будущем России, ее пути. Как быть с этой ответственностью?

Читайте также

   Наследники Ильича: как музеи Ленина зарабатывают на жизнь  Фото: ИЗВЕСТИЯ  /  Дмитрий Коротаев

— Художник либо берет на себя ответственность, либо плюет на нее, это его выбор. Каждый его по-своему совершает. Но если это историческая фигура, да еще и такого масштаба, то я не могу сказать: дескать, как хочу, так и делаю. Я ведь прожил значительную часть жизни под большим влиянием Ленина, в поле его воздействия, сначала это было детское восприятие, потом взрослое, потом развенчание, разрушение мифа. Получается некий личный конденсат, и я старался его не растрясти. Меня не особенно волновало, будут меня хвалить или ругать, но, с другой стороны, я понимал, что ступаю на минное поле. Пройти его можно только одним способом — не стараться никому угождать. Просто высказать свою точку зрения. И так же думала вся моя группа. Это — портрет, который мы писали вместе. Не икона, не канон. Портретов Пушкина — бесчисленное множество, и ни одного похожего.

Мы старались быть смелыми, но не разнузданными. Можно ведь было снять постельную сцену Ленина с Инессой Арманд, но в этом не было бы смелости. С такими блестящими актерами, как у нас, хотелось добиться куда более сильного эффекта другими способами. Взглядами, например. Далее, у нас где-то две трети сюжета основаны на воспоминаниях. Но даже свидетельства людей, которые ехали с Лениным на одном поезде, разнятся.

Фото: Нон-стоп Продакшн

Читайте также

Ленин, Петр и хакасы: как и зачем они переворачивали календари  Фото: РИА Новости  /  Петр Оцуп

Но, видимо, иначе и быть не могло. Что говорить, если даже описание цвета глаз Ленина в разных источниках неодинаковое. Меня волновало то, что Ленин был и великим человеком, и в то же время некой природной функцией в определенных обстоятельствах. В Октябрьской революции у него оказалась роль, которой никто предвидеть не мог. Чем была эта революция? Мне кажется, наказанием и испытанием для России. Наша страна — явление странное, парадоксальное, невозможное с рациональной точки зрения. Откуда это невероятное пространство, зачем оно ей, почему не отняли его, хотя желающих было много? Ответ может быть только мистическим: оно нужно для чего-то другого, неведомого. И в этом пространстве Ленин был функцией, выполнить ее могла личность определенного масштаба, при этом универсальная. Троцкий был лучшим оратором, Плеханов — лучшим теоретиком: в отдельных вещах многие превосходили Ленина. Но сделал всё именно Ленин. Всё это должно было случиться, революции не могло не быть, и в этой пьесе главная роль была у него.

Меня же заинтересовало то, как он жил в эмиграции. Это большой период с множеством деталей. Дьявол кроется в деталях, и кино — искусство детали, это их роднит.

Читайте также

Фантом на колесах: какой автомобиль «видел» покушение на Ленина Фото: Global Look Press/Mary Evans Picture Library

— Что вас больше всего поразило, когда вы копали материал?

— Довольно многое. Например, часто бывало, что Ленин с компанией катался на велосипедах где-то в горах и вдруг подбивал всю компанию отправиться за бутылочкой токайского километров за 5–10. Причем он был непьющим. Или вот эпизод, который почему-то страшно раздражает историков, он в наш сценарий не попал, к сожалению. Приехал в Женеву один иммигрант, его устроили на вокзал носильщиком с тележкой, чтобы он себе на хлеб мог заработать. Но он не знал языка и города, и Ленин взялся катать тележку вместе с ним, пока тот не выучит маршруты. Представляете картину? Тот стеснялся и переживал, а Ленин твердил: ничего, ничего, потом можете со мной заработком поделиться. А еще я вставил в фильм, как он бегал «стрелять» папиросы для тещи. Причем все эти мелочи прекрасно сочетались с теми проблемами, которые он в тот момент решал. А главным открытием для меня стало то, что Ленин любил Вагнера. Они с Крупской специально ездили его слушать. Правда, после первого отделения обычно уходили: он сильно уставал, музыка там интенсивная очень. Мы в фильме такой эпизод с концертом специально реконструировали. А еще очень важная деталь для меня — как Ленин в полуобморочном состоянии брел за гробом Арманд. Тут объяснять ничего не надо, сразу всё ясно.

— Что в образе Ленина не поддается художественным средствам? Какая-то неразрешимая загадка?

Фото: РИА Новости

— Что-то такое есть во всякой личности, которая мифологизируется. Но для меня главная загадка — и никто никогда ее не разгадает — то, как Ленин умирал. Я много думал об этом.

— Александр Сокуров об этом снял фильм «Телец».

Читайте также

Один и без конвоя: как Ленина лишили почетного караула    Фото: РИА Новости  /  Владимир Федоренко

— Мне он очень нравится, точный фильм, но всё равно мы не знаем про последнее мгновение Ленина. Смог ли он — не покаяться, конечно, — но понять что-то, пожалеть о чем-то из содеянного.

— Когда готовились к съемкам, в Мавзолей ходили? Разрешения попросить или просто что-то ощутить?

— Я никогда не был в Мавзолее. Мне куда интереснее было в Горках. Там случилась совершенно гениальная история, мы с Женей Мироновым ей свидетели. Пришли мы в комнату, где Ленин умирал. И нам служительница музея рассказывает, будто ходят слухи, что призрак Ленина ходит где-то рядом. Конечно же, это полная ерунда, добавляет она, и тут ее окликает другая сотрудница. И эта женщина испуганно вздрагивает, прямо подпрыгивает на месте! То есть ходит тут призрак, не похоронили же по-христиански человека...

— Если к вам завтра подойдет студент и скажет: хочу снимать свой дебют про Ленина, какой практический совет дадите?

— Мы снимали о том, из какого сора растут стихи, про мелочи. А студенту я бы сказал вот что. Пусть изучит психологию восприятия своих сверстников и снимает этот фильм для молодежи. Пусть поищет новый стиль для этого, найдет форму поострее. Может быть, стоит начать с призрака...                Источник :     «Когда-то нас Лениным перекармливали. Теперь другая крайность»            https://yandex.ru/turbo/s/iz.ru/1002484/sergei-sychev/kogda-nas-leninym-perekarmlivali-teper-drugaia-krainost?promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com   Сергей Сычев, 

***

***

В день рождения Владимира Ильича. 001

***

***

Ленин, Владимир Ильич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
***
Рождение    22 апреля 1870
Симбирск, Российская империя
Смерть    21 января 1924 (53 года)
Большие Горки, Сухановская волость[d], Подольский уезд, Московская губерния, РСФСР, СССР
Место погребения    Мавзолей Ленина
Род    Ульяновы
Имя при рождении    Владимир Ильич Ульянов
Отец    Илья Николаевич Ульянов (1831—1886)
Мать    Мария Александровна Ульянова (Бланк) (1835—1916)
Супруга    Надежда Константиновна Крупская ... Читать дальше »

Прикрепления: Картинка 1

***

В день рождения Владимира Ильича. 002

Владимир Ленин -Lenin_CL.jpg

***
С 17 июля по 10 августа 1903 года в Лондоне проходил II съезд РСДРП. Ленин принимал активное участие в подготовке съезда не только своими статьями в «Искре» и «Заре»; ещё с лета 1901 года вместе с Плехановым он работал над проектом программы партии, подготовил проект устава. Программа состояла из двух частей — программы-минимума и программы-максимума; первая предполагала свержение царизма и установление демократической республики, уничтожение остатков крепостничества в деревне, в частности возвращение крестьянам земель, отрезанных у них помещиками при от ... Читать дальше »

***

В день рождения Владимира Ильича. 003

В.И. Ленин. Портрет, выполненный Китаевым в 80-е годы... .jpg

...

Будучи председателем Совнаркома РСФСР, с ноября 1917 года по декабрь 1920 года Ленин провёл 375 заседаний Советского правительства из 406. С декабря 1918 года по февраль 1920 года из 101 заседания Совета рабоче-крестьянской обороны лишь на двух не председательствовал. В 1919 году В. И. Ленин руководил работой 14 пленумов ЦК и 40 заседаний Политбюро, на которых обсуждались военные вопросы. С ноября 1917 года по ноябрь 1920 года В. И. Ленин написал свыше 600 писем и телеграмм по различным вопросам обороны Советского государства, свыше 200 раз выступал на митингах.

В марте 1919 года, после ... Читать дальше »

***

В день рождения Владимира Ильича. 004

***

Общение с тружениками. Страница из книги Жизнь Ленина. Б.Полевой. Н.Жуков.02.JPG

***
Согласно Ленину, всякое государство носит классовый характер. В статье «Мелкобуржуазная позиция в вопросе о разрухе» (Полн. собр. соч., т. 32) В. И. Ленин писал: «В вопросе о государстве отличать в первую голову, какому классу „государство“ служит, какого класса интересы оно проводит» (С. 247). В подготовленной Лениным Программе РКП(б) было записано: «В противоположность буржуазной демократии, скрывавшей классовый характер её государства, Советская вла ... Читать дальше »

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

Яндекс.Метрика

---

***

***

***

***

***

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 002

***
К счастью, я  уже  успел  открыть дверь, иначе от нее остались бы одни  щепки.  Мы  колесом  прокатились  по всему коридору, каким-то образом прихватив по дороге  стул.  Профессорская борода забила мне весь рот, мы стискивали друг друга в объятиях, тела наши тесно переплелись, а ножки этого проклятого  стула  так  и  крутились  над нами. Бдительный  Остин  распахнул  настежь  входную  дверь.  Мы  кувырком скатились вниз по ступенькам. Я видел,  как  братья  Мэк  исполняли  нечто подобное в мюзик-холле, но, должн ... Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 003

 Когда мы подъехали к Зоологическому институту, я  увидел,  что  сверх
моих ожиданий народу на лекцию собирается много. Электрические кареты одна
за другой подвозили к подъезду седовласых профессоров,  а  более  скромная
публика потоком вливалась в сводчатые двери, свидетельствуя о том,  что  в
зале будут присутствовать не только ученые,  но  и  представители  широких
масс. И в самом деле, стоило нам занять места, как мы сразу убедились, что
галерея и задние ряды ведут себя более чем непринужденно. ... 
Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 004

Глава VII. ЗАВТРА МЫ УХОДИМ В НЕВЕДОМОЕ


     Я не стану утруждать тех, до  кого  дойдет  этот  рассказ,  описанием
нашего переезда на комфортабельном океанском пароходе, не буду говорить  о
неделе, проведенной в  Паре  (ограничусь  только  благодарностью  компании
"Перейра-да-Пинта., оказавшей нам помощь при закупке снаряжения),  и  лишь
коротко упомяну о нашем путешествии  вверх  по  широкой,  мутной,  ленивой
Амазонке  -  путешествии,  проделанном  на  судне,  почти  не   уступавшем
размерами тому, на которо ... 
Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 005

   Следующее утро застало нас уже в пути. Характер местности опять начал
меняться. Желтая стена  бамбука  четко,  словно  речное  русло,  виднелась
позади. Перед нами же  расстилалась  открытая  равнина,  поросшая  кое-где
древовидными папоротниками и постепенно поднимавшаяся к  длинному  гребню,
который напоминал очертаниями спину кита. Мы перевалили через  него  около
полудня и увидели за ним долину,  а  дальше  снова  пологий  откос,  мягко
круглившийся на горизонте. Здесь, у первой гряды холмов, и произошло некое
событие, полное, быть может, серьезного значения, но так ли это -  покажет
дальн ...
 Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 006

   Метис яростно погрозил нам кулаком и скрылся. Наступила тишина.
     Если б Гомес утолил свою месть и тем ограничился, все сошло бы ему  с
рук.  Его  погубила  безрассудная  страсть   к   драматическим   эффектам,
свойственная всем людям  латинской  расы,  а  Рокстон,  прослывший  .бичом
божиим, в трех странах Южной Америки, не позволял с  собой  шутить.  Метис
уже спускался по противоположному склону утеса, но ему так  и  не  удалось
ступить на землю. Лорд Джон побежал по краю плато, чтобы не терять его  из
виду. Грянул выстрел, мы услышали пронзительный вопль и  через  се ... 
Читать дальше »

***

 

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 007


Глава XI. Я СТАНОВЛЮСЬ ГЕРОЕМ ДНЯ


     Опасения лорда Джона Рокстона  оправдались:  укусы  напавших  на  нас
чудовищ были ядовитыми. На следующее утро после нашего первого приключения
на плато у  меня  и  у  Саммерли  начались  сильные  боли  и  озноб,  а  у
Челленджера так распухло колено, что он едва мог ступить на больную  ногу.
Поэтому мы провели весь день в лагере, стараясь по мере сил помогать лорду
Джону, который занимался укреплением колючей изгороди - нашей единственной
защиты от врагов. Помню к ... 
Читать дальше »

 

***

***

О романе А. Конан Дойла "Затерянный мир"

Затерянный мир (роман) — Википедия

«Затерянный мир» (англ. The Lost World) —  ... Читать дальше »

***

***

***

***

***

***

 

 

Крутые скалы справа, слева
Дух древности витает здесь
   
Шли люди, находили дело
 
Груз тёмный сбрасывали весь.
---


Дорога в ад - гласит легенда
 
Коснулась нас легонько жуть.
 
...Тень радости взлетит мгновенно!
 
Откроет призрачную суть.

 Дух камня новые даст силы
 
Когда к нему прильнёшь рукой
 
И ты поймёшь - они красивы
   
Из скал, кивают головой
 
На склоны, в лес, влечет тропинка
 
Уходим, путь продолжен в даль
 
Вот показалась Солнца спинка
 
Мы не грустим, но всё же жаль...

  Осталось Дантово ущелье
В укромных тайниках души
Загадкою мелькнут виденья,
В звенящем шепоте тиши... 

 В гостях...у камня 

И.Туристический 

***

***

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Новости

Из свежих новостей

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 459 | Добавил: iwanserencky | Теги: Ленин, Режиссер Владимир Хотиненко, 22 апреля 2016, 22 апреля, из интернета, Жизнь Ленина, фото из интернета, В день рождения Ленина, Исторические личности, апрель, в день рождения, В день рождения Владимира Ильича, О Владимире Ильиче, Кино и.. | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: