Где-то в середине двадцатого века психоаналитики вдруг поняли, что их пациенты - это не только сгусток сексуальной энергии, как завещал великий Фрейд, но это ещё и мышление, и интеллект. Они ещё и думают. Так началось развитие нового фундаментального направления в психологии, которое сейчас называется когнитивно-поведенческой психотерапией. Это второй столп научной психологии, который противостоит психоанализу. Идея заключается в том, что природа психической проблемы тесно связана с неправильной обработкой информации при восприятии действительности. Ведь можно сказать, «хорошая квартира, но на последнем этаже». А можно сказать, «хорошая квартира, и на последнем этаже». Действительность одна и та же - восприятие диаметрально разное.
***
Прошло совсем немного времени, и на свет явилась концепция нейро-лингвистического программирования, которая выглядела как настоящий прорыв в будущее. Будущее наступило, и на сегодняшний день нам предлагают просто огромный ассортимент всевозможных бизнес-программ, тренингов личностного роста, коуч семинаров, курсов мотивации, и все они должны помочь нам сформировать структуру оптимизма на практике. Более того, сами принципы позитивного мышления уже давно взяты на вооружение во множестве областей: педагогике, образовании, социологии, политологии и т. д. Нам объясняют, как не быть нытиком, как правильно гордиться собой, как любить жизнь, как быть счастливым, как просыпаться с улыбкой и сиять радостью. Детей больше нельзя ругать за двойки. В любом рекламном ролике маркетологи уверяют нас, что проблем не существует вообще – существует лишь недостаток веры в себя, но чудо йогурт обязательно поможет вам справиться. Больные раком пишут в сетях прекрасные тексты о том, что хоспис - это лучшее место для наслаждения жизнью, что никто не сдается и я непременно вылечусь, я в это верю! А политики всего мира в полном восторге от трудностей, которым они готовы бросить вызов.
Про успехи позитивного мышления начали трубить во все трубы, и стало казаться, что психология наконец-то нашла тот самый священный Грааль, испив из которого человечество обретёт вечное благоденствие. «Человек рожден для счастья, как птица для полета» воскликнул писатель Короленко, и это стало слоганом нового времени. Подоспели и 13 заповедей позитивного мышления:
Человек — хозяин своей судьбы. Все происходящее с тобой зависит только от тебя.
Все, что тебе нужно, есть внутри тебя, и тебе достаточно сформулировать свои желания своему же подсознанию. Ну или высшим силам, управляющим Вселенной. (Многие эзотерические тренинги вовсю используют принципы позитивного мышления.)
Наслаждайся каждой минутой жизни.
Верь в себя и гордись собой. Ты – лучший. Ты — можешь!
Ошибки — это всего лишь новый опыт, благодари за них судьбу.
Кризис — это время возможностей.
Не бывает окончательных проигрышей, найди в себе силы начать с нуля.
Не бывает такого свинства, от которого нельзя отрезать кусочек ветчины. Учись искать светлые стороны во всем.
Программируй себя на успех. Вслух.
Дружи с людьми: они могут тебе пригодиться.
Демонстрируй успешность, даже когда тебя в болоте доедает крокодил.
Вселенная за тебя болеет! Жми!
Не бойся мечтать. Мечты сбываются!
Но каким же образом мы пришли к этой философии счастья? Ведь не только научно обоснованные принципы позитивного мышления являются для нас абсолютным новаторством, но даже сама идея оптимизма – это весьма свежая для нас идея. Причина кроется, очевидно, в том, что недавним для нас является и представление о прогрессе, о том, что человечество развивается. Религиозные воззрения, за которые мы держались тысячи лет, приравнивали наше бренное бытие почти что к пытке. Жизнь называлась «юдолью скорби», а человек рассматривался как существо, рожденное исключительно с целью основательно пострадать и умереть в мучениях. Мудрецы древности сочиняли трактаты, напоминающие нам, что, как бы хорошо ни было сейчас, скоро всё станет плохо, придет разорение, чума и смерть. Жизнь рассматривалась как бег по кругу, где всё неизбежно идёт к своему закату. Все жили в ожидании конца света, а значит, мир может становиться только хуже в сравнение с золотыми временами прошлого, о которых никто ничего не знал, но со времен Платона думать так было принято. Редкие технологические новинки вводились так медленно, что люди не замечали их новизны и революционности. Понимания, что человечество способно сильно улучшать свою жизнь, попросту не было. Жизнь воспринималась статичной, законы – неизменными. Царь Соломон авторитетно возвестил, что «Нет ничего нового под солнцем». Конечно, наши предки пытались как-то устроиться на этой планете, и устроиться поудобнее, однако сделать это без веры в возможность серьезных перемен, было весьма затруднительно. Поэтому вполне логично, что обучались они смирению, терпению и готовились к худшему.
Но вот маховик прогресса закрутился, возможность перемен стала бесспорной, и прозвучали слова «человек есть мера всех вещей». Вдруг обраружилось, что старые представления никуда не годятся. Пришлось искать новые правила жизни, под новую ситуацию, которую блистательно определил Вольтер: «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Из этого тезиса и начали расти ноги позитивной психологии и позитивного мышления. Сейчас мы уже и не в состоянии понять, каково это - жить в статичном мире. Ведь мир наш грандиозно динамичен. Мы все живем на пути в будущее. Если от болезни умирают дети, то это лишь заставляет нас ещё энергичнее искать способы ее лечения. Мы не просто верим, а твердо знаем, что пройдет пятьдесят лет - и эта болезнь станет излечимой. Если что-то не так, то надо просто хорошо подумать, как это исправить. Мы абсолютно убеждены, что будем на звездах, что освоим неиссякаемые источники энергии, что впереди нас ждёт бесконечный праздник. Технический и этический прогресс позволил нам осознать свое грядущее всемогущество. Родилось требование эффективности. И само собой оказалось, что счастливый человек эффективнее человека, в тяжелой депрессии. Возник спрос на счастливых людей. Когда общество безостановочно строит паровозы и заводы, оно больше не склонно восхищаться святыми, аскетами и бледными монахинями, сохнущими в постном заточении. Куда больше обществу нравится румяная Дженни и позитивный Олег. Необходимость позитивного мышления возникает не только в среде протестантской этики, но и обществах, далеких от неё. СССР превозносит «оптимизм советских людей», и советские актрисы, играющие фабричных девушек, хохочут не менее заливисто, чем американские звезды.
Сомнения в эффективности позитивного мышления стали закрадываться на рубеже начала XXI века и к настоящему времени достигли устойчивого скепсиса. В 2011 году американский психолог Габриэль Оттинген провел изящнейший эксперимент. Две группы добровольцев выполняли различные задания в очень жарком помещении. Темой заданий для одной группы была «Холодная вода» - испытуемые должны были представлять, как они её пьют. Другая группа выполняла задания, с водой никак не связанные. Результат оказался неожиданным. Добровольцы из группы, не связанной с водой, выходя из кабинета, начинали тут же пить воду из стоявшего там кулера. Но ни один участник из группы «мечтающих о воде» так и не пожелал напиться, несмотря на то что, было действительно жарко.
Габриэль сочла это исследование достаточным аргументом для вывода, что «Позитивные фантазии помогают нам расслабиться до такой степени, что это отражается в физиологических тестах». В дальнейшем данное утверждение было подкреплено многими похожими исследованиями. Так, например, при изучении работы мозга игроманов было установлено, что эмоции от «почти выигрышной комбинации» у них практически идентичны удовольствию, которое они получают от реального выигрыша. То есть люди, мечтающие и фантазирующие о своих успехах, меньше мотивированы на то, чтобы добиваться этих успехов в реальности. Зачем, если все приятные эмоции можно получить без усилий?
Другим серьезным ударом по хрустальному дворцу позитивного мышления стало обсуждение в журнале Американской ассоциации психологов исследований Джули Норэм и Нэнси Кантор. Согласно этому исследованию, пессимисты как люди, склонные концентрироваться на рисках любого проекта, в целом оказываются более умелыми и успешными стратегами, чем оптимисты, склонные риски недооценивать. При этом пессимисты куда более требовательны, чем оптимисты, потому что снедающая их тревога побуждает их к доработкам, пересмотрам, дополнительному контролю и т.д. Грубо говоря, оптимисты с позитивным мышлением оказались ленивее, чем пессимисты с мышлением негативным. Что касается других брешей в концепции позитивного мышления, то их сейчас проделывают все, кому не лень. Концепцию обвиняют, например, в том, что она:
Способствует уходу от рационального мышления, подменяя реальность эзотерикой. Масштабы мистицизма могут быть самые разные - от веры в то, что у тебя в подсознании живет кусочек бога, до совсем уж полной бредятины, что Вселенная заинтересована в твоем успехе и подает тебе знаки.
Побуждает упрямо концентрироваться на достижении недостижимого в ущерб доступному.
Приводит к переоценке собственных возможностей и в результате к болезненным столкновениям с реальностью. Толстушка, пытающаяся участвовать в конкурсе «Мисс Стройняшка», могла бы избежать этого травмирующего опыта, если бы умела не позитивно, а трезво оценить свои шансы на этом поприще.
Не знаю, будет ли концепция позитивного мышления когда-нибудь объявлена мифом и фикцией, но то, что она будет основательно пересмотрена на бытовом и производственном уровне это факт. Возможно вскоре на собеседованиях нам уже не придется улыбаться в сто пятьдесят зубов и клясться, что «Лучшего кандидата, чем я, вам не найти, потому что я коммуникабельный, инициативный и мотивированный». Возможно достаточно будет с апатией на лице сообщить, что только жизненные тяготы заставили такого лодыря, как я, переступить порог вашей вшивой богадельни.
Интересно, особенно тронули финальные фразы "Лучшего кандидата, чем я, вам не найти..." и о жизненных тяготах... т.е., безработице... Захотелось дополнить стихотворно... Вот близится час долгожданной встречи
Бритье, мытьё, ботинок блеск…
Жду очереди, яко бы беспечен,
Но не уместен здесь эмоций всплеск.
… И вот я рядом с ней, перед её улыбкой,
В компьютер смотрят милые глаза,
Её заботой, точно, без ошибки,
Вновь создан документ, а у меня слеза…
Бегу с бумагой, в ожидании удачи,
Вздыхают, впрочем, добрые друзья,
«Вакансий нет…но, вы не плачьте…»
Знать не пришла ещё пора моя…
Но, нет сомнений, есть счастье впереди!
Увижу я ЕЁ! Она назначила мне встречу!
Весь в предвкушении, эх, как уж не крути,
Явлюсь я к ней, и будет миг доверчив,
Когда заботливо, свежо, без всяких цен и сцен,
Вновь направленье выдаст ангел,
добрейший друг, инспектор ЦЗН.
2011 год http://www.stihi.ru/2012/06/09/8823
*** К счастью, я уже успел открыть дверь, иначе от нее остались бы одни щепки. Мы колесом прокатились по всему коридору, каким-то образом прихватив по дороге стул. Профессорская борода забила мне весь рот, мы стискивали друг друга в объятиях, тела наши тесно переплелись, а ножки этого проклятого стула так и крутились над нами. Бдительный Остин распахнул настежь входную дверь. Мы кувырком скатились вниз по ступенькам. Я видел, как братья Мэк исполняли нечто подобное в мюзик-холле, но, должн ... Читать дальше »
Когда мы подъехали к Зоологическому институту, я увидел, что сверх
моих ожиданий народу на лекцию собирается много. Электрические кареты одна
за другой подвозили к подъезду седовласых профессоров, а более скромная
публика потоком вливалась в сводчатые двери, свидетельствуя о том, что в
зале будут присутствовать не только ученые, но и представители широких
масс. И в самом деле, стоило нам занять места, как мы сразу убедились, что
галерея и задние ряды ведут себя более чем непринужденно. ... Читать дальше »
Я не стану утруждать тех, до кого дойдет этот рассказ, описанием
нашего переезда на комфортабельном океанском пароходе, не буду говорить о
неделе, проведенной в Паре (ограничусь только благодарностью компании
"Перейра-да-Пинта., оказавшей нам помощь при закупке снаряжения), и лишь
коротко упомяну о нашем путешествии вверх по широкой, мутной, ленивой
Амазонке - путешествии, проделанном на судне, почти не уступавшем
размерами тому, на которо ... Читать дальше »
Следующее утро застало нас уже в пути. Характер местности опять начал
меняться. Желтая стена бамбука четко, словно речное русло, виднелась
позади. Перед нами же расстилалась открытая равнина, поросшая кое-где
древовидными папоротниками и постепенно поднимавшаяся к длинному гребню,
который напоминал очертаниями спину кита. Мы перевалили через него около
полудня и увидели за ним долину, а дальше снова пологий откос, мягко
круглившийся на горизонте. Здесь, у первой гряды холмов, и произошло некое
событие, полное, быть может, серьезного значения, но так ли это - покажет
дальн ...Читать дальше »
Метис яростно погрозил нам кулаком и скрылся. Наступила тишина.
Если б Гомес утолил свою месть и тем ограничился, все сошло бы ему с
рук. Его погубила безрассудная страсть к драматическим эффектам,
свойственная всем людям латинской расы, а Рокстон, прослывший .бичом
божиим, в трех странах Южной Америки, не позволял с собой шутить. Метис
уже спускался по противоположному склону утеса, но ему так и не удалось
ступить на землю. Лорд Джон побежал по краю плато, чтобы не терять его из
виду. Грянул выстрел, мы услышали пронзительный вопль и через се ... Читать дальше »
Опасения лорда Джона Рокстона оправдались: укусы напавших на нас
чудовищ были ядовитыми. На следующее утро после нашего первого приключения
на плато у меня и у Саммерли начались сильные боли и озноб, а у
Челленджера так распухло колено, что он едва мог ступить на больную ногу.
Поэтому мы провели весь день в лагере, стараясь по мере сил помогать лорду
Джону, который занимался укреплением колючей изгороди - нашей единственной
защиты от врагов. Помню к ... Читать дальше »