Главная » 2020 » Июль » 23 » О «канонической» версии нашей истории
21:53
О «канонической» версии нашей истории

***

***

  •  

Фото: www.yandex.ru

 

 

Писатель, драматург и публицист — о десоветизации Победы и ее литературном каноне, визионерстве исторических романистов и гедонистическом обществе.


— Сейчас много говорят о «переписчиках» истории, ее переосмыслении и даже хотят внести поправки о защите исторической правды в Конституцию. Нужен ли такой закон? Нет ли риска, что в случае его принятия история будет заидеологизирована?

— Сначала надо договориться о «канонической» версии нашей истории, зафиксировать ту трактовку событий, с которой будет согласно большинство. Пока одни считают Сталина «кровавым тираном», а другие — «величайшим лидером», пока одни называют советский период «тоталитарно-богоборческим режимом», а другие — «вершиной российской государственности», никакие «поправки» не помогут. Каждый будет понимать под «переписчиками истории» противную сторону. Напомню, что с 2009 по 2012 год у нас была при президенте тихая, как умная мышь, «Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Потом она как-то незаметно рассосалась. Почему? Потому что нет критериев, нет «канона».

— Понятно, что западная пресса преуменьшает роль СССР в исходе Второй мировой войны, но так ли много «переписчиков» у нас?

— Коллективный Запад уже не преуменьшает, а откровенно игнорирует роль СССР в разгроме фашистов. Трамп в дни юбилея просто не упомянул Советский Союз среди союзников. Снос памятника маршалу Коневу и установка памятника власовцам в Праге — еще один возмутительный пример десоветизации Победы. Откуда берутся эти «альтернативные версии»? Возьмите подшивки российских газет и посмотрите, что там писали в 1995-м, 2000-м, даже 2005-м о ВОВ. А что мололи про Победу в российском эфире «говорящие головы», многие из которых теперь, скрепя сердце, переквалифицировались в бюджетных патриотов? Я как-то оказался в передаче Владимира Познера «Времена» и, когда он со своей обычной безапелляционностью стал возмущаться Сталиным, допустившим чудовищные жертвы, напомнил ему, что военные потери Красной армии и вермахта вполне сопоставимы. К тому же, наших военнопленных целенаправленно уничтожали. А вот более 18 млн жертв — это мирные советские граждане. Для сравнения: у немцев даже с учетом жутких англо-американских бомбежек из мирного населения погиб лишь миллион. Познер глянул так, словно я грязно выругался в эфире, и больше никогда во «Времена» меня не приглашал.

— Точка зрения о том, что столкнулись два тоталитарных режима, довольно распространенная.

— Начнем с того, что политические режимы стран предвоенной Европы были по преимуществу авторитарными и с правами человека особо не церемонились. Когда Великобритания вступила в войну с Германией, в королевстве мгновенно были арестованы и посажены без процессуальных проволочек несколько десятков тысяч членов фашистской партии Мосли, которого взяли вместе с женой. Да, в СССР был жесткий режим, но после революционного хаоса и развала не бывает мягких правлений. Не хотите диктатуры — не доводите до революции. Думаете, если бы победил Колчак, режим в Российской республике был бы мягче? Не уверен.

— Можно ли было избежать таких огромных жертв?

— Да, если бы успели закончить подготовку к войне, если бы союзники раньше открыли второй фронт, если бы все командиры оказались на высоте... Генерала Павлова, не приведшего войска Западного округа в боевую готовность, расстреляли. Зато адмирал Кузнецов на Балтийском флоте успел подготовиться к нападению, а ведь оба получали директивы из одного Генштаба. Виноват Сталин в том, что война началась для нас катастрофически? Разумеется, виноват, как государственный лидер, отвечающий за страну. Но вряд ли он виноват больше, чем император Александр I, отдавший Москву Наполеону. Однако если бы не надрывные сталинские пятилетки, то война закончилась бы так же, как и началась. Думаю, мы должны раз и навсегда принять советскую эпоху со всеми ее противоречиями, со Сталиным в том числе. Она доказала свою историческую состоятельность Великой Победой. И согласитесь, непросто призывать наших западных оппонентов к пиетету перед СССР, победившим фашизм, если мы сами «стесняемся» в официальных речах произносить имя того, кто руководил тогда нашей страной и был Верховным главнокомандующим...

— На 9 Мая нам снова показали «Диверсанта», а потом был концерт, где Валерия и Билан пели песни военных лет. Похоже, руководители каналов считают, что ленты прошлого современному зрителю неинтересны. Какие литературные, кинематографические, музыкальные произведения неоправданно забыты?

— Новый подход к военной теме искать не надо, он давно найден нашей великой фронтовой прозой и поэзией, запечатлен в полотнах Пластова и Коржева, в героических симфониях Шостаковича, в песнях Фатьянова, в фильмах «Летят журавли», «...А зори здесь тихие», «На войне как на войне»... Теперь главное — сохранить этот великий канон и передать потомкам. Почти как в иконописи. Я был просто оскорблен, обнаружив, что в праздничные дни наше ТВ, ни один канал, не нашло места для стихов поэтов-фронтовиков. Никого: ни Гудзенко, ни Межирова, ни Твардовского, ни Наровчатова, ни Луконина, ни Слуцкого, ни Друниной... Странная забывчивость! А ведь великая фронтовая поэзия — это и есть художественная формула Победы. Вербальный код подвига. Зато крутили сериалы про боевых путан с корочками «Смерша», снятые людьми, явно не прочитавшими про войну ни одной книжки. Я думаю, давно пора создать при Минкульте «Центр исторической экспертизы», без отзыва которого сценарии о нашем прошлом в производство просто не запускались бы, особенно если они снимаются за казенный счет.

— Еще один спорный момент — современная литература о войне и ее визионерство.

— Мы живем в свободной стране. Запретить писателям визионерство и придумывание параллельной истории невозможно и не нужно, а регулировать графоманию — вообще бессмысленно. Само отсохнет и отвалится. Другое дело: не надо за счет премиальных фондов, наполняемых государством, раскручивать и навязывать читателям откровенно беспомощные тексты вроде «саги» о Зулейхе.

— Вот кому досталось по полной...

— И не зря. История, кстати, загадочная. Задумаемся: могла начинающая писательница Гузель Яхина, не владея литературным ремеслом, сочинить графоманский текст о «страданиях татарского народа под пятой тоталитаризма» в жанре «антисоветского фэнтези»? Отвечу: могла. Могло жюри присудить ей «Большую книгу»? Вполне. Эта премия просто обожает подобного рода «духоопускающие» тексты. Далее: мог Институт перевода за казенные деньги выпустить «Зулейху» в десятке стран и открыть мировому сообществу глаза на еще одно злодеяние российского монстра? Мог, хотя раньше этим занимался Сорос. Могли продюсеры потратить кучу опять же казенных денег на экранизацию? Могли. И не такое экранизировали. Но показать этот русофобский «микс» накануне юбилея Победы, вызвав в обществе волну негодования, не могли! Однако показали. Зачем? А вот это самый интересный вопрос...

— Может ли появиться новый литературный и кинематографический канон — «Зулейха» и «Диверсант» вместо Бондарева, Васильева, Калатозова? Такое возможно?

— Думаю, если эти беспомощные, как правило, тексты не будут целенаправленно, причем за казенный счет, навязываться читателям, а шедевры настоящей военной литературы не будут столь же целенаправленно замалчиваться, все встанет на свои места. Тому же Фонду кино, во многом виноватому в резком падении уровня отечественных лент, неплохо было бы составить и осуществить программу создания лент по неэкранизированной фронтовой классике — к 80-летию Победы. Историческая романистика всегда была популярна, а интерес к прошлому своего народа неизбывен. Впрочем, писателей, способных на вербальном уровне реконструировать минувшее, всегда было мало. Во-первых, надо изучить и понять избранную эпоху, а это — годы работы. Нынешний автор торопится: уже объявлен новый сезон «Большой книги»! Во-вторых, надо обладать художественным даром, а это вообще редкость. Конечно, любопытно наблюдать за тем, насколько с помощью пиар-технологий можно раскрутить автора, лишенного всяких способностей. Но куда потом девать этого «классика», не умеющего писать по-русски?

— Возможно ли сегодня объединить людей вокруг какой-то общей позитивной повестки или мы слишком атомизированы?

— Атомизация, как справедливо заметил Александр Панарин, — это один из признаков гедонистического общества. Но конца истории не видно, и после расслабления всегда наступает консолидация, вечных каникул не бывает. Атомизированные социумы, не сумевшие в ответ на вызов времени сплотиться в монолитные коллективы, попросту исчезают. Повестка? Она всегда одинаковая: настоящее становится прошлым само собой, повинуясь ходу времени. Для того, чтобы превратить настоящее в будущее, требуются колоссальные усилия и продуманные планы. У нас же с четко сформулированной футурологической целью просто беда. Не патриотизм, а именно образ будущего — сердцевина государственной идеологии, которой у нас с вами принципиально нет.

 

Материал опубликован в № 5 газеты «Культура» от 28 мая 2020 года в рамках темы номера «Назад в будущее: кто и почему переписывает историю?»

 

Фото на анонсах: www.yandex.ru и Антон Кардашов / АГН Москва. Источник :  Юрий Поляков: «Сердцевина государственной идеологии — не патриотизм, а образ будущего»   https://portal-kultura.ru/articles/books/327648-yuriy-polyakov-serdtsevina-gosudarstvennoy-ideologii-ne-patriotizm-a-obraz-budushchego/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr

Юрий Поляков: «Сердцевина государственной идеологии — не патриотизм, а образ будущего»

Дарья ЕФРЕМОВА

19.07.2020

***

Атомизация общества

Атомизация общества — это распад связей в обществе, социальное разобщение, социальная изоляция индивидов друг от друга в масштабах целого общества. Атомизация общества выражается в значительном снижении доверия между людьми...

Атомизация общества — Википедия

ru.wikipedia.org›Атомизация общества

***

***

ПоляковЮрий Михайлович — Википедия

Советский, русский писатель, поэт, драматург, киносценарист и общественный деятель, председатель Национальной ассоциации драматургов, председатель редакционного совета «Литературной газеты» до 2021 года, главный редактор «Литературной газеты». 

  • Родился: 12 ноября 1954 г. (68 лет), Москва

  • В браке с: Наталья Полякова

  • Родители: Михаил Тимофеевич Поляков, Полякова Лидия

  • Дети: Алина Юрьевна Полякова

  • Сайт :  yuripolyakov.ru  

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

***

---

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

Яндекс.Метрика

---

***

***

***

На турнире шахматном. Станица Днепровская. Пятое января 2023


















 

---

---




 

---

---

---

---

---

                                            ... Читать дальше »

***

***

***

Награждение В финале шахматного турнира Станица Днепровская 05 01 23

---

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 002

***
К счастью, я  уже  успел  открыть дверь, иначе от нее остались бы одни  щепки.  Мы  колесом  прокатились  по всему коридору, каким-то образом прихватив по дороге  стул.  Профессорская борода забила мне весь рот, мы стискивали друг друга в объятиях, тела наши тесно переплелись, а ножки этого проклятого  стула  так  и  крутились  над нами. Бдительный  Остин  распахнул  настежь  входную  дверь.  Мы  кувырком скатились вниз по ступенькам. Я видел,  как  братья  Мэк  исполняли  нечто подобное в мюзик-холле, но, должн ... Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 003

 Когда мы подъехали к Зоологическому институту, я  увидел,  что  сверх
моих ожиданий народу на лекцию собирается много. Электрические кареты одна
за другой подвозили к подъезду седовласых профессоров,  а  более  скромная
публика потоком вливалась в сводчатые двери, свидетельствуя о том,  что  в
зале будут присутствовать не только ученые,  но  и  представители  широких
масс. И в самом деле, стоило нам занять места, как мы сразу убедились, что
галерея и задние ряды ведут себя более чем непринужденно. ... 
Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 004

Глава VII. ЗАВТРА МЫ УХОДИМ В НЕВЕДОМОЕ


     Я не стану утруждать тех, до  кого  дойдет  этот  рассказ,  описанием
нашего переезда на комфортабельном океанском пароходе, не буду говорить  о
неделе, проведенной в  Паре  (ограничусь  только  благодарностью  компании
"Перейра-да-Пинта., оказавшей нам помощь при закупке снаряжения),  и  лишь
коротко упомяну о нашем путешествии  вверх  по  широкой,  мутной,  ленивой
Амазонке  -  путешествии,  проделанном  на  судне,  почти  не   уступавшем
размерами тому, на которо ... 
Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 005

   Следующее утро застало нас уже в пути. Характер местности опять начал
меняться. Желтая стена  бамбука  четко,  словно  речное  русло,  виднелась
позади. Перед нами же  расстилалась  открытая  равнина,  поросшая  кое-где
древовидными папоротниками и постепенно поднимавшаяся к  длинному  гребню,
который напоминал очертаниями спину кита. Мы перевалили через  него  около
полудня и увидели за ним долину,  а  дальше  снова  пологий  откос,  мягко
круглившийся на горизонте. Здесь, у первой гряды холмов, и произошло некое
событие, полное, быть может, серьезного значения, но так ли это -  покажет
дальн ...
 Читать дальше »

***

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 006

   Метис яростно погрозил нам кулаком и скрылся. Наступила тишина.
     Если б Гомес утолил свою месть и тем ограничился, все сошло бы ему  с
рук.  Его  погубила  безрассудная  страсть   к   драматическим   эффектам,
свойственная всем людям  латинской  расы,  а  Рокстон,  прослывший  .бичом
божиим, в трех странах Южной Америки, не позволял с  собой  шутить.  Метис
уже спускался по противоположному склону утеса, но ему так  и  не  удалось
ступить на землю. Лорд Джон побежал по краю плато, чтобы не терять его  из
виду. Грянул выстрел, мы услышали пронзительный вопль и  через  се ... 
Читать дальше »

***

 

Затерянный мир. Артур Конан Дойл. 007


Глава XI. Я СТАНОВЛЮСЬ ГЕРОЕМ ДНЯ


     Опасения лорда Джона Рокстона  оправдались:  укусы  напавших  на  нас
чудовищ были ядовитыми. На следующее утро после нашего первого приключения
на плато у  меня  и  у  Саммерли  начались  сильные  боли  и  озноб,  а  у
Челленджера так распухло колено, что он едва мог ступить на больную  ногу.
Поэтому мы провели весь день в лагере, стараясь по мере сил помогать лорду
Джону, который занимался укреплением колючей изгороди - нашей единственной
защиты от врагов. Помню к ... 
Читать дальше »

 

***

***

О романе А. Конан Дойла "Затерянный мир"

Затерянный мир (роман) — Википедия

«Затерянный мир» (англ. The Lost World) —  ... Читать дальше »

***

***

***

***

***

***

 

 

Крутые скалы справа, слева
Дух древности витает здесь
   
Шли люди, находили дело
 
Груз тёмный сбрасывали весь.
---


Дорога в ад - гласит легенда
 
Коснулась нас легонько жуть.
 
...Тень радости взлетит мгновенно!
 
Откроет призрачную суть.

 Дух камня новые даст силы
 
Когда к нему прильнёшь рукой
 
И ты поймёшь - они красивы
   
Из скал, кивают головой
 
На склоны, в лес, влечет тропинка
 
Уходим, путь продолжен в даль
 
Вот показалась Солнца спинка
 
Мы не грустим, но всё же жаль...

  Осталось Дантово ущелье
В укромных тайниках души
Загадкою мелькнут виденья,
В звенящем шепоте тиши... 

 В гостях...у камня 

И.Туристический 

***

***

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

***

***

***

  •  

 

Давай мы на этом задержимся свете, 
Поздней побываем на том. 
Ещё не успели рассветы мы встретить, 
Украсить улыбками дом. 
 
Ещё не успели мечты, что из детства, 
Достать из чулана души. 
Вдыхать каждый миг – от уныния средство, 
Из радости счастье пошить… 
 
Примерить его на себя, на соседей, 
На близких, любимых, родных. 
Заметить, что осень и в злате, и в меди, 
Прекрасна, и даже без них! 
 
Ещё не успели заметить, как время 
Слегка побелило виски... 
И надо бы, да, помириться со всеми, 
Кто дороги нам и близки. 
 
Давай поживём, если выросли дети, 
И внукам уже не до нас. 
Заметь же, что солнце, как в юности светит... 
Рассвет – это жизни аванс... 
 
Он выписан Богом, мы, значит, в ответе, 
За всё, что в душе сбережём. 
Давай мы на этом задержимся свете, 
И встретимся позже – на том... 

 
© Ирина Самарина-Лабиринт, 2021

***

---

04:12

---

А нам сегодня 50, ещё не вечер...

---

#МирПоэзииИДуши  #ГалинаМуравченко  #ЛитСалон

Источник : https://ok.ru/group53968690020472/topic/155200654442616

Литературный салон "Страницы книг" — Виктор и Галина Муравченко---

--- 

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Новости

Из свежих новостей

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 292 | Добавил: iwanserencky | Теги: О «канонической» версии, трактовка событий, Атомизация, о нашей истории, история, канон | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: