19:44 Принц 015 | |
*** *** === Она слабо помнила, как попрощалась с Отто и как ушла, не дожидаясь Бориса. Весь остальной день ушел на изучение собранных по делу материалов и на ожидание смерти, которая все не наступала и не наступала. А потом случился Кот. В чужой русской квартире с унылой немногословной мебелью, не очень чистыми окнами и странной картиной на стене. Возможно, ее оценил бы оберст Бекенбауэр, много лет собирающий коллекцию наивной живописи, но Мише осталась к ней совершенно равнодушной. Все ее внимание было сосредоточено на доске с графически изложенной историей крушения Айди-Ящерицы: полицейские во всем мире одинаковы и такие доски никакой не эксклюзив. Во франкфуртском кабинете Миши висит нечто похожее, разве что – без рисунков, выполненных в том же стиле, что и дурацкая картина на противоположной стене. Поначалу Миша разозлилась на эти неумелые рисунки: они переводили трагедию едва ли не в фарс и откровенно насмехались над смертью. Или это – сугубо русский подход? Достойный двухметрового варвара, что встречал ее в аэропорту с табличкой в руке – капитана Литовченко. Но от сдержанного и тактичного Бориса (именно ему принадлежала квартира) Миша такой забубенности не ожидала. Попенять было некому – хозяин доски (в той же тактичной и элегантной манере, к которой Миша уже успела привыкнуть) вышел из комнаты, плотно притворив за собой дверь. И она осталась одна – прямо против доски, где центральное место занимало имя, знакомое с детства, – Вернер Лоденбах. Ощетинившееся стрелками, оно до какого-то момента никак не проявляло себя – это было так похоже на Айди: выжидать недели и дни, прежде, чем нанести удар. Но ни недель, ни дней у него в запасе не было, очень скоро стрелки вокруг имени зашевелились и нацелились прямо на полицейского комиссара Нойманн. Вот тогда-то Миша и поняла окончательно, что человек, найденный в озере, за тысячи километров от всех, знакомых ему, географических точек (Франкфурт, Гонконг и бог весть что еще) – и есть Ящерица. И, что бы не совершил Айди, каким бы негодяем и, возможно, преступником не оказался – они все равно остаются связанными. Пленники змей и лестниц, сиамские близнецы-неразлучники, Айди больше нет, а теперь наступил и ее черед. Чтобы не упасть, Миша опустилась на стул; она больше не чувствовала ни рук, ни ног – оледенение, которое предрекал верный Томас, наступило. А скоро наступит и темнота. А потом приглашенный тактичным Борисом судмедэксперт Отто констатирует смерть заезжей немки от сердечного приступа. Или от чего-то еще, неважно. Их с Айди тела отправят на родину в одном самолете, и это будет их первый и единственный совместный полет. По-другому и быть не может; все, что связано с Ящерицей было первым и единственным. И вот тогда, когда Миша спокойно и бестрепетно прощалась с жизнью, и появился Кот. Странно, что она не заметила его раньше. Наверное, Кот сидел где-то поодаль, наблюдая за мучениями Миши и ничем не выдавая себя. До поры, до времени проявляя тактичность, так свойственную его хозяину. Но когда холод проник в Мишино сердце окончательно, – Кот появился прямо перед ней, как будто вырос из-под земли. Он не походил ни на одну из кошек, которых когда-либо видела Миша: слишком длиннолапый, с длинным туловищем, с огромными, как у летучей мыши, широко поставленными ушами. Шерсти на Коте было немного, а та, что была – издали напоминала войлок. Довершал образ такой же длинный войлочный хвост. Но самым выдающимся в Коте оказались глаза. Ярко-голубые и чуть раскосые, они придавали животному дурашливый и такой умилительный вид, что Кота тотчас же захотелось подхватить на руки и потискать. Желание было таким острым, что Миша пожалела о нынешнем своем состоянии, не позволяющем даже шевельнуться. Преодолевая разлитую по всему телу боль, она спросила непослушными губами: – Ты откуда взялся? Кот никак не отреагировал на ее слова, и тогда она подумала, что тот же вопрос нужно задать по-русски (ведь это же русский кот!). И снова повторила: – Ты откуда взялся, малыш? Теперь дела пошли веселее: Кот явно понял Мишу, он задрал морду вверх и повернул ее к окну, – и этот поворот головы имел множество интерпретаций. Кот мог спуститься с подоконника, а мог спуститься с крыши, а мог – прямиком с петербургского неба, где горела сейчас одинокая бледная звезда. Он мог спуститься и со звезды – и Миша ничуть бы не удивилась этому. Она еще успела подумать, что увидеть перед смертью кота – не самый плохой вариант, хуже было, если бы она ушла в полном одиночестве. Тогда ее смерть не слишком бы отличалась от ее жизни, и радость (или хотя бы облегчение) от смены ландшафта не наступили. Ледяная корка, сковавшая рот, не давала шансов на полноценное прощание, но, перед тем, как смежить веки, Мише удалось произнести невнятное: – Мне пора. Приятно было познакомиться, но мне пора. Ответа она не ждала, но он прилетел. Неведомо откуда, с крыши, со звезды, – но точно со стороны Кота. – Ну и дура! Это было слишком. Тем более слишком, что Кот произнес фразу на чистом немецком – «So ein dummes Luder!». Голос у Кота оказался низким, ворчливым и насмешливым; Кот ни в грош не ставил ни Мишину сиамскую зависимость от Айди, ни ее готовность умереть, ни ледниковый период в одном, отдельно взятом теле. Он явно считал это трусостью, слабоволием, скудоумием и всем прочим дерьмом, которым вменяемый, уважающий себя человек не может страдать по определению. Дерьмом. Кот так и сказал – шайзе, и это было его второй немецкой репликой после эпохального «Ну и дура!» Он выгнул спину, выбросил вперед длинные лапы в белых носках и потянулся. А затем, примерившись, прыгнул Мише на колени. На месте приземления Кота тотчас же образовалась озоновая дыра, откуда и пошло глобальное потепление, накрывшее Франкфурт и Гонконг, где Айди когда-то предал Мишу. И сама Миша потихоньку оттаивала – и от холода, и от предательства, к ней снова возвращалась жизнь. Переход к блаженному теплу погрузил ее в особую вневременную и внепространственную реальность, где возможно все – даже говорящие коты. При этом комната с доской и старой мебелью никуда не исчезла и не особенно трансформировалась, она просто была отделена от Миши и Кота неким подобием стеклянного пузыря или, точнее, – прозрачной стенкой аквариума. А Миша и Кот плавали в аквариуме, как две рыбки, и беззвучно перешептывались. – Так ты говоришь по-немецки? – спросила Миша Кота. – Поко-поко[15], – ответил Кот на чистом испанском и, как ни странно, полицейский комиссар Нойманн его поняла. – Но ты – русский… И ты – кот. А коты не говорят. – Иногда случается. – И, кстати, я совсем не дура, – запоздало обиделась Миша. – Хорошо бы тебе помнить об этом всегда. Чтобы не совершать глупостей. – Невозможно не совершать глупостей. – Но тогда это должны быть глупости, совместимые с жизнью. Кончай дурить и принимайся за работу. – Я бы хотела, но ничего не выходит. Если бы ты знал, что произошло… И я даже не могу никому рассказать об этом. – И мне не надо. Сама со всем справишься. В крайнем случае, кто-нибудь поможет. – Кто? === === Ответа не последовало. Да и аквариума больше не существовало, но Кот остался: пусть и необычный, но уж точно не говорящий. Он по-прежнему сидел на коленях у Миши, и желание потискать его вспыхнуло с новой силой. Но вместо этого Миша осторожно провела пальцами по змеиной голове Кота и задумалась. То, что произошло в последние несколько минут, было очень важным. И последствия этого важного еще предстоит оценить. Несомненно лишь одно – она избавилась от Айди-Ящерицы. Во всяком случае, к ней вернулась ясность мысли и легкость. Айди долго был ее детским другом и совсем недолго – взрослым любовником. И нужно признать, что на сегодняшний день – это лучшее, что случилось с ней. Прошлое нельзя изменить и отменить тоже нельзя, – остается принять его с благодарностью. И кончить, наконец, дурить. И приняться за работу. Миша снова посмотрела на Кота. Конечно же, никакого разговора между ними не было: в критический момент жизни сработал инстинкт самосохранения, и Миша сама принялась задавать себе вопросы и сама же отвечала на них. Этот феномен, могла бы объяснить старая приятельница оберста Бекенбаэура и психоаналитик по совместительству. Но Миша и не подумает идти к ней. Сама со всем справится. Справиться же со мгновенно возникшей привязанностью к чужому коту оказалось намного сложнее. Он все еще сидел на коленях у Миши, от него исходило тепло и, кажется, свет, и комиссар больше всего боялась, что сейчас в комнату войдет хозяин Кота (Господина Кота, как его окрестила Миша) – и все немедленно закончится. Так оно и произошло. На пороге появился Борис, а за его спиной – варвар Литовченко. Вернее, Миша заметила их, когда они уже стояли в дверях и пожирали глазами идиллию между полицейским комиссаром и Господином Котом. Физиономии у обоих были какие-то оторопевшие, прямо-таки – дурацкие, что не помешало Господину Коту оставить Мишу и переметнуться к истинному хозяину. Инопланетный зверь привычно и ловко вскарабкался по Борису, прилип к его шее и на этом успокоился. В жизни своей Миша не видела такого трогательного симбиоза человека и животного, но – может у русских это в порядке вещей. В конце-концов, она приехала сюда вовсе не ради кота, а … Установить истинные причины смерти Вернера Лоденбаха, вот для чего. Для ее новых коллег он пока еще был никем, набором букв на доске, набором костей и полуразложившихся тканей в прозекторской. Из всех присутствующих только Миша видела его в лицо. И, возможно, Кот. Кот Мандарин – именно так он был отрекомендован Борисом в самом начале брэйнсторминга. А когда Борис добавил, что Кот еще и «член команды» Миша нисколько этому не удивилась. Удивительным было другое: в какой-то момент Мандарин спрыгнул с рук хозяина и снова подошел к Мише. Точнее – к ее сумке, которая все это время висела на спинке стула. И принялся бить сумку лапой. Странно. В сумке нет ничего, что могло бы привлечь внимание Господина Кота, – если бы он действительно был просто котом, а не членом команды. Но в сумке лежала тетрадь, а в тетради – фотография, перепечатанная с файла 000_14.JPG; та самая, где Айди и сиквел Ханне-Лори обволакивают экс-чемпиона по стрельбе Гвидо Россетти со всех сторон. Мандарин теребил сумку, Мандарин настаивал. И Миша сделала то, что должна была сделать уже давно, с того самого момента, как поняла: Вернер Лоденбах, извлеченный из воды, и есть Айди. Она вынула фотографию и прикрепила ее к доске. Тут и произошло невероятное. Такое, что случается с полицейским нечасто – с Мишей, во всяком случае, до сих пор не случалось. Девушка со снимка, до сих пор носившая условное имя Ханне-Лори, обрела имя подлинное. И оно было русским – Катя Азимова. Кати. Это и было то невероятное, что случается с полицейским раз в жизни. Две совершенно не связанных между собой истории; два рассыпавшихся, не доведенных до конца и безнадежных дела, не соприкасающиеся ни во времени, ни в пространстве, вдруг стали частями одного целого. Миша думала об этом всю обратную дорогу, не особенно обращая внимания на варвара Литовченко. Впрочем, на поверку он оказался не таким уж варваром. Литовченко был почтителен и вежлив, и даже цитировал Мише какие-то стихи о величии города, в котором они сейчас находились. Он начал декламировать их в самом центре двора-колодца, широко раскинув руки и задрав подбородок к ночному небу. Миша тоже остановилась – из вежливости, а еще – из удивления, хотя проще было назвать это оторопью: впервые в жизни мужчина читал ей стихи. Глотка у Литовченко была луженая, и звуки вылетавшие из нее, вызвали у Миши вполне ожидаемые ассоциации со звуками иерихонской трубы. – Люблю тебя, Петра творенье, – завывал Литовченко. – Люблю твой строгий, стройный вид. Невы державное теченье, береговой ее гранит. На фразе «Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз», двор-колодец ожил, и на самых разных его этажах захлопали окна. – Ополоумели совсем? – донеслось из окон. – Охренели, лишенцы? – Два часа ночи, а людям завтра на работу! – Заткни фонтан! – Бродского давай! – Давай Пугачиху! «Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать»! Чтобы как-то унять Литовченко, который даже не думал затыкаться, Миша осторожно коснулась его локтя: – Мне кажется, жители не очень довольны, Виктор! – Жители всегда недовольны, – резонно заметил Литовченко. – Что же теперь, от литературных корней отказываться? – Не нужно отказываться. Просто для стихов сейчас не самое подходящее время. И не самое подходящее место. Может быть, в другой раз? Ее последняя фраза вызвала у капитана странное оживление и неприкрытый энтузиазм. – Ловлю вас на слове, Миша! Потом они немного поговорили о Господине Коте. И это снова вызвало в Литовченко приступ энтузиазма. – У Бориса чудесный кот. Он очень милый. – Кот – что надо. Мы с ним большие друзья. – Друзья? – удивилась Миша. – Разве можно дружить с котом? – Еще как! – Литовченко подмигнул комиссару. – Особенно, если кот умеет разговаривать. – Кот разговаривает? – В экстремальных случаях. И только с теми, кто ему нравится. Положительно, все русские – безумны, подумала Миша. Местное безумие выкристаллизовывается и выпадает в виде снега и ледяного дождя. Или прилетает с тополиным пухом (комиссар уже успела заметить в окрестностях множество тополей). Под воздействие этого безумия подпала и сама Миша, правда, оно было непродолжительным – ведь можно трактовать «So ein dummes Luder!» и так. А еще она подумала, что это – хорошее безумие. Не опасное для жизни, а благотворное и целебное. Оно делает людей лучше и открывает перед ними новые горизонты. Новые горизонты – именно в этом Миша нуждается сейчас больше всего. – С вами он еще не говорил? – снова подмигнул Литовченко. – Пытался. На немецком и немного – на испанском. Поко-поко. Правду говорить легко и приятно. Фройляйн Нойманн улыбнулась, а следом рассмеялся и Литовченко. А потом отогнул большой палец и выставил указательный – и направил его в Мишину грудь. Такие жесты обычно предваряли идиотские репризы секретных агентов из американских боевиков. И боевики, и секретные агенты, как правило, были не слишком высокого качества. – У вас хорошее чувство юмора, Миша. – Спасибо. До сих пор все говорили обратное. – Они ошибались. – А кот и правда замечательный. Литовченко засопел, надул щеки, а потом издал звук, похожий на «пф-ффф». – Это ведь я подарил Борьке Мандарина. – Вы? Как же вы расстались с таким котом? – Ну-у… Мы ведь не расстались. Я его часто навещаю. Радуемся друг другу, да. Вот уже несколько минут они стояли возле дома, в котором с сегодняшнего дня проживала комиссар полиции Нойманн. Она протянула руку Литовченко, и тот с готовностью ухватился за нее и крепко пожал. – Мне пора. Нужно выспаться. – Завтра я заеду за вами. В девять. Было приятно познакомиться. Очень приятно. – Мне тоже, – Миша сказала это совершенно искренне. …Выспаться не получилось. До самого утра она бродила по квартире, надолго останавливаясь у окна и глядя на неширокую улицу. Вчерашний длинный день принес с собой множество новых событий, к тому же Миша обогатилась сразу на двух человек и одного Кота. А еще один человек перестал влиять на нее. Совсем. Операция по отделению сиамских близнецов прошла успешно. Вернее, произошло сразу две операции: плановая и внеплановая. Миша отделила себя от Айди – так и должно было произойти, рано или поздно. А еще ей удалось отделить мистера Джекила от доктора Хайда, Айди – от Ящерицы, а нежного возлюбленного – от вероломного любовника. Теперь Вернер Лоденбах предстал перед ней не как человек, к которому Миша была так долго привязана, а как абстрактная жертва преступления. А еще – как преступник. Стоило принять это за рабочую гипотезу, как мысль Миши заработала с не так давно приобретенной ясностью. Что ей известно о Вернере Лоденбахе на сегодняшний день? а) он долго проработал в фармацевтике; б) он подозревался в промышленном шпионаже (очевидно, тоже связанном с испытаниями лекарственных препаратов); в) для достижения своих целей он часто использует женщин; г) он – карточный игрок Последний пункт базировался только и исключительно на признании самого Вернера, но Миша верила этому безусловно. Лоденбах не дурак и отлично понимает, что полотно лжи, ткущееся из года в год, расползется, если его хотя бы изредка не скреплять стежками правды. Тем более, если эта правда безопасна и ее легко можно проверить. Нет ничего криминального в том, что Вернер – игрок и посещает казино – этому занятию предаются ежедневно миллионы людей. По его наводке Миша заглядывала в то самое казино, где якобы существовала потайная комната. Она искала там следы NN, но, если бы ей пришло в голову порасспросить о Вернере, его наверняка вспомнили бы, как завсегдатая. Правда – то, что можно проверить. А там, где проверить нельзя, – возможны допуски, вплоть до откровенной лжи. Но, так уж устроена людская природа: если человек никогда не был пойман на вранье – любое его утверждение начинает трактоваться как правда. Могла ли существовать потайная комната? Вполне. Они и существуют едва ли не в каждом казино – для VIP-клиентов. Мог ли NN быть таким же игроком, как и Вернер Лоденбах? Мог. Он увлекался карточной игрой в молодости – эти знания Миша почерпнула из открытых источников. Там же… Там же мог почерпнуть их и Вернер! И уже потом придумал совместную с NN партию, где тот проиграл 100 тысяч евро. Для чего Лоденбах сделал это? Чтобы ввести в дело педофила Готфрида Шолля крупную фигуру. Настолько крупную, что на ее фоне меркнут другие фигуры – помельче. Те двое, что стали жертвами ДТП и сердечного приступа, и Гвидо Россетти. Их связь с Шоллем была куда более явной, чем связь Шолля и NN. Но Вернер Лоденбах выстроил дорогу-дубликат, снабдил ее для правдоподобия запоминающимися указателями (гольф-клуб «Парагон», «Донер Кебаб», потайная комната) – и направил по ней ту, которая поверила ему. Не могла не поверить. Ее, Мишу. Он блефовал! Как настоящий карточный игрок – он блефовал. Будучи не в состоянии изъять из реальности определенных людей и – по каким-то причинам – самого себя, он изменил саму реальность. Подменил ее. Выдал мнимое за подлинное, а никогда и нигде не происходившее – за уже произошедшее там-то и сям-то. Поэтому не нашлась потайная комната в казино, поэтому не работал «Донер Кебаб», где NN якобы передавал Шоллю жесткий диск. В реальности, сконструированной Вернером Лоденбахом, он был случайным знакомым Шолля и так же случайно оказался на одной вечеринке с Гвидо Россетти. А если все было с точностью наоборот? Если с Шоллем его связывало нечто большее, чем гольф-клуб «Парагон», три телефонных звонка и вялые переговоры относительно продажи пентхауса? Если он знал Гвидо Россетти не только, как экс-чемпиона по стендовой стрельбе? И вовсе не был одним из «двух или трех негодяев, которые портят кадр»? Он вообще не портил кадр. Он находился там на законных основаниях. Так же, как и его девушка, Кати. Катя Азимова, убитая здесь, в России, два года назад, за год до того, как в руки Миши попало дело Шолля. Для достижения своих целей Вернер Лоденбах часто использует женщин. …По ночной улице этого странного русского города с треском пролетел мотоцикл, – и снова наступила тишина. Наверное, надо таки отправиться в кровать и поспать хотя бы несколько часов. Глаза слипались, но Миша не могла позволить себе такую роскошь как сон. Рабской зависимости от Вернера Лоденбаха больше не существовало, и ей открылось новое знание. Вернее – отложенное на целый год знание. Миша потеряла целый год, но теперь не намерена терять ни секунды! Принимайся за работу! Да. Она попыталась вспомнить, при каких обстоятельствах всплыло это имя – Кати. Первый раз Вернер упомянул о русской девушке в баре – в тот самый день, когда они встретились после многолетней разлуки. Девушка была единственной, с кем Лоденбах прожил под одной крышей полгода. Имя стало известно позже, когда Миша позвонила в Гонконг и напрямую спросила о ней. Вернер явно не ожидал этого вопроса, он был застигнут врасплох. Он был немцем, и никакого русского имени ему в голову не пришло – кроме подлинного. Правда, он немедленно подстраховался, сказав, что, возможно, это псевдоним. Здесь-то и произошла ошибка. Небольшой сбой в сочиненной им реальности: если бы речь шла только об одной ночи, проведенной с Кати, – еще можно было бы говорить о псевдониме. Но за полгода выяснить настоящее имя человека, с которым живешь, не составит труда. Если, конечно, он не шпион и не участвует в программе по переселению свидетелей. Кати, опознанная следователем Борисом, как Катя Азимова, вряд ли в ней участвовала. Фотография с благотворительной вечеринки осталась в доме Господина Кота, но она была не нужна Мише. Комиссар столько раз разглядывала снимок, что помнила его в мельчайших подробностях. Почему из всего множества снимков, висевших на стене Россетти, похищен был именно этот? Причем, похищен с такой изобретательностью, что, если бы не бдительность фрау Дурстхофф, никто не заметил бы подмены. Миша попыталась представить логику эксцентричного вора. Он пришел в дом Россетти вовсе не из-за снимка. Иначе подготовил бы подложную фотографию заранее, а не воспользовался бы страницей, вырванной из «Кикера». Итак, вор появляется в квартире, чтобы забрать что-то важное. Год назад Миша думала, что это – ноутбук, впоследствии так никогда не найденный. Она думает так и сейчас. Возможно, было что-то еще, что интересовало вора. Папка с документами, диск – не имеет существенного значения. Нужные вещи найдены и изъяты, и тут вор замечает снимок, который, по его мнению, может изобличить – что-то или кого-то. Он сходу оценивает принцип компоновки стены (то, на что у Миши в спокойной обстановке ушло довольно много времени) и полностью повторяет ее при помощи манипуляций с журнальной страницей. Эта способность мгновенно просчитывать все возможные комбинации свойственна… Карточным игрокам. Вот я тебя и вычислила, Вернер Лоденбах. Вот я и поймала тебя, Айди. Миша рассмеялась, но это был горький смех. До чего-то подобного она могла бы додуматься год назад, если бы не была так увлечена Ящерицей. Если бы не проклятая любовь, сделавшая ее глухой и слепой к элементарным доводам рассудка. К элементарному сопоставлению фактов – временных и пространственных. Когда Миша сидела в пентхаусе, оглушенная их первой ночью, Вернер, по его заверениям отправился на работу в свою фармацевтическую компанию. Ту самую, название которой полицейский комиссар Нойманн даже не удосужилась узнать. Но был ли он там, на работе, или очередной раз сблефовал? Во всяком случае, в довольно точно установленный экспертами момент, когда произошло убийство Гвидо Россетти, Вернера рядом с Мишей не оказалось. Она не обвиняет его в убийстве. Только в краже фотографии из дома, в который он никогда не заглядывал прежде. Он там не был, никогда, иначе знал бы об этой чертовой фотографии, которая провисела на чертовой стене целых два года! В фотографии нет ничего настораживающего для непосвященного: просто девушка, просто экс-чемпион по стрельбе, просто бокалы с шампанским, просто Вернер с улыбкой заговорщика. Он не хотел, чтобы его связали с девушкой? Тогда это глупо – он сам рассказывал об этой девушке, он и пришел с ней – Вернер Лоденбах + 1. Он не хотел, чтобы его связали со стрелком? Тогда это глупо – всегда можно сослаться на случайность попадания в кадр. И он не отрицал, что был на том вечере и видел стрелка. В фотографии есть что-то, что превращает тщательно сконструированную реальность Вернера Лоденбаха в пыль. Но что? Все так же стоя у окна, Миша достала из кармана телефон и набрала номер. Это было не по правилам, не совсем по правилам: учитывая разницу в два часа, во Франкфурте – глубокая ночь, и лучше дождаться утра, чтобы совершить звонок. Именно так и поступила бы Миша, если бы находилась у себя в Германии. Но сейчас она была в России – самой неправильной (к сожалению или к счастью) в мире стране. И она не хотела ждать ни минуты. Миша успела досчитать до двадцати, прежде, чем на том конце сняли трубку. – Это я, Томас. – Рад слышать, комиссар, – голос у Томаса был вовсе не радостный – сонный и недовольный. – Как вы там? – Жду обледенения, но пока термометр показывает плюс двадцать один выше ноля. – Там есть термометры? – И даже «Харлей-Дэвидсоны». Мне нужно собрать сведения об одном человеке и как можно быстрее. Наконец-то он оживился! – Диктуйте имя. – Катя Азимова. Возможно – Кати Азимофф. Русская модель. Около двух-трех лет назад работала в Европе. Найди по ней все, что сможешь. – Постараюсь. – И еще. Найди все, что есть, по Вернеру Лоденбаху. – Лоденбах, ага. Тот самый мутный тип и промышленный шпион? – у Томаса оказалась хорошая память. – Да. – Мы снова в деле, шеф? – Мы снова в деле. Томас давно отключился, а она все думала об Айди. Не как о бывшем возлюбленном, который цинично использует женщин, а как о карточном игроке. Человек, мгновенно просчитывающий любые комбинации и умеющий блефовать, не мог так бездарно оказаться на прозекторском столе. В любой реальности. === === * * * Вернее, странности начались еще вечером, когда капитан Литовченко и полицейский комиссар Нойманн собрались в квартире Вересня, чтобы устроить очередной, второй по счету, «брэйнсторминг». Бенефициаром вечера был сам Вересень, принесший новые сведения о двух девушках – Кате Азимовой и артистке ТЮЗа Даниловой. После ухода из злополучной коммуналки на Воскова, он успел еще заскочить в Театр Юного Зрителя, чтобы получить дополнительную информацию о пропавшей месяц назад Марине. Театральный сезон еще не начался, и в театре было не так уж много народу. А из тех, кто мог предоставить интересующую Вересня информацию (актеры, режиссеры, завлит, на худой конец – директор) – и вовсе никого. Это была лишь досадная остановка, незначительная помеха; в конце концов, разжившись здесь нужными адресами и телефонами, Вересень достал бы всех нужных ему людей в течение суток. Но эта остановка немного портила так удачно складывающийся день. Скорее для проформы, он разговорился с вахтершей, охраняющей служебный вход в театр. Вахтерша представляла собой гремучую смесь из Перебейносихи, «Зой» и хорошо знакомого Вересню Цербера из бассейна Олимпийского резерва «Заря». Того самого, что вечно был недоволен «полосканием писек». Гремучая смесь откликалась на имя Серафима Никифоровна, и Вересень отнесся к ней с крайним уважением и даже почтением, как будто СерНик была не простой вахтершей, а, как минимум, Чрезвычайным и Полномочным послом при ООН. Как показывал его предыдущий опыт, только таким способом можно укротить всех, без исключения, Серафим Никифоровных. Они поговорили о погоде (которая была, несомненно, хуже погоды тридцатилетней давности), и о театре (который был, несомненно, хуже театра тридцатилетней давности), – и лишь потом Вересень свернул на нужную ему тему. – А что, Серафима Никифоровна, есть у вас в театре артистка Марина Данилова? – Есть такая. – И как? Хорошая? – А никакая, – СерНик отличалась завидной лаконичностью. – Вы ее видели на сцене? – И без сцены все ясно. – Да что вы говорите! – А вот смотри. Бывает она здесь редко. С прошлой весны я ее раза четыре видела. Что это означает? – Что? – Что ролюшек у нее негусто. Стало быть, в репертуаре активно не занимают. Она девка интересная, красивая даже, а все равно ролей нет. Как актриса не тянет. Понимаешь? – Может, палки в колеса вставляют таланту? Не дают развернуться? – Нет. Кому талантливому палки в колеса вставляли, давно ушли. Сейчас-то есть куда. Кино, телевизор, сериалы всякие. Ну и в другой театр можно. И в антрепризу. – Что же она не уходит, если ролей нет? – Откуда же мне знать? Может, ушла уже. Говорю же, давно не показывалась. – Может, знаете, с кем она здесь близко общалась? Дружила и… вообще? – Про «вообще» не скажу, – СерНик пожевала сухими губами. – Свечку не держала. А дружить она ни с кем здесь не дружила. В попойках не участвовала. Сама пришла – сама ушла. – А к ней никто не заглядывал? Какие-нибудь знакомые не из театра? – Нет. – И на выходе никогда не поджидали? – Поджидают тех, кто в главных ролях занят. И то – не всегда. Прошли те времена, когда в театр, как в храм, ходили, – СерНик была явно из тех, кто придерживался мнения, что раньше вода была мокрее и сахар слаще. – Что верно, то верно, – поддакнул Вересень. Он уже совсем собрался уходить, и даже направился к двери, когда вахтерша окликнула его. – Погоди. Чего вспомнила… – Чего? – в один прыжок Вересень снова оказался у расхлябанного турникета. – Крутился тут один парень этой весной. Артистку Данилову поджидал. Тоже, видать, актер. – Откуда вы знаете? – Ну, милый… Я в театре сорок пять лет служу. И актера по повадкам всегда узнaю. – Это как? Повадки особенные? Специальные? – Особенные. Актер слишком много шуму производит. На себя одеяло тянет, даже когда не на сцене. Речь поставленная. «Подает себя», как у нас говорят. – Тот парень тоже… «подавал»? – Все больше хамил. Потому я его и запомнила. Поначалу хотел в театр прорваться, к актрисе Даниловой. Я бы, может, его и пустила, но не люблю, когда неправильно разговаривают. Права начинают качать. Люблю людей вежливых и внимательных. Если бы ты мне просто корочки сунул – я бы с тобой и двумя словами не перемолвилась, будь ты хоть прокурор, хоть черт лысый, хоть кто. Вересень мысленно вынес себе благодарность за правильный подход к служительнице храма искусства – с занесением в личное дело. – И что тот парень? Ушел? – Не сразу. Звонить начал. Сначала, видать, Даниловой, но та трубку не взяла. – Почему вы так решили? – А он как раз по этому поводу и ругался, а уже потом внаглую прорываться начал. – А потом? – Позвонил еще одному типу и тоже ругался. Собирались-де они спектакль ставить, да тип их подвел, запил и не явился. И по фамилии типа обзывал – Лапоногов. Тут-то я и скумекала – не тот ли Лапоногов, который Колька? У нас в театре служил, но по статье уволили за пьянку года полтора назад. Пил он как лошадь, но актер – от Бога. Талантище, что и говорить. Жалко парня, пропал ни за грош… – Ну и память у вас, Серафима Никаноровна! Уникальная! – Вересень нисколько не льстил старой вахтерше. Воссоздать в подробностях случайный разговор, да еще произошедший более полугода назад – для этого надо было обладать выдающимися способностями. Экстраординарными. – Поживешь с мое – такую же отрастишь. – Такую не отращу. – А вообще, да, – старуха хихикнула. – Ты вон молодой, а все в блокнотик пялишься, глаз не отрываешь, записываешь. Если так дальше пойдет, то к старости без подсказки и сортира не нащупаешь. – Что поделать… Придется с подсказкой. – Как что? Тренировать надо память. Стихи учить. Пьесы, опять же. Чехов, Островский. Бертольд Брехт – тоже хорошо. – Ясно. Буду стараться. Прямо с Брехта и начну – сегодня же. И, раз уж у нас такой доверительный разговор пошел… Может, подскажете адресок… – тут Вересень снова сверился с блокнотом. – Николая Лапоногова? – В администрацию загляни. Там сегодня секретарь. Она подскажет. …Бешеной собаке – сто верст не крюк, – подумал о себе Вересень, паркуясь неподалеку от дома 107 по набережной реки Фонтанки. Согласно информации, полученной в ТЮЗе, именно этот адрес значился в личном деле актера Лапоногова. А до этого были другие адреса, числом пять – все в квадрате от Лиговки до Сенной и от Невского до Гороховой. Судя по всему, Николай Лапоногов снимал жилье в пешей доступности от места работы, чтобы не тратить деньги на общественный транспорт. Но из театра он вылетел полтора года назад, и за эти полтора года много чего могло произойти. Вплоть до гибели в пьяной драке (по свидетельству секретарши из администрации ТЮЗа артист высшей категории Лапоногов был буйным типом). И отсидки по статье 112 УК РФ – за ту же драку с медицинскими последствиями для избиваемых. А еще Лапоногов мог спиться в непосредственной близости от ТЮЗа или уехать на историческую родину в Боровичи и спиться уже там. Так что очередная смена местожительства явилась бы самым невинным развитием событий, а в вариант, что буйный тип отчалил в Голливуд и вот-вот будет номинирован на «Оскар», Вересень не верил по определению. Последнее, документально подтвержденное убежище Лапоногова оказалось обшарпанным флигелем в третьем дворе. Чтобы добраться до него, Вересень прошел первый двор (чистый и довольно ухоженный, с парой лип и кустом с и) и второй двор (чуть менее чистый и ухоженный и совсем без зелени). Посередине же отвратительного на вид третьего двора стояла помойка: один большой железный контейнер и два других – поменьше. На большом контейнере сидела ворона, а перед контейнером стоял человек в рваных джинсах и пиджаке на голое тело. Человек слегка покачивался и не сводил глаз с птицы. Обогнув медитирующего на ворону мужика, Вересень устремился к флигелю, где сбылись самые худшие его предчувствия. Квартира на первом этаже, в которой проживал Николай Лапоногов, оказалась запертой на висячий замок. А сам вид у двери был такой, как будто она пережила по меньшей мере атомный взрыв: косяк, разнесенный в щепы, огромная трещина прямо посередине и полустертая надпись мелом на уровне глаз: Hoerent in corde sagitoe[16] Подергав дверь, за которой предсказуемо никого не оказалось, Вересень вышел из подъезда и свернул за угол, – туда, где по его предположениям должны были находиться окна квартиры. Окна были на месте, но такие грязные, что рассмотреть за ними что-либо не представлялось возможным. Сплюнув с досады, Вересень направился обратно, мимо помойки, где по-прежнему сидела ворона и стоял мужик в пиджаке. Он уже прошел их, когда в спину ему ударило властное: – Дражайший! От неожиданности Вересень вздрогнул и обернулся: – Вы меня? – Вас, – произнес мужик все тем же властным, хорошо поставленным голосом, который никак не вязался с засаленным пиджаком и рваным джинсами. – Слушаю. – Скажите, что это за птица? – Ворона, – Вересень пожал плечами. – А, по-моему, это ворон. – Это ворона. Видите, у нее серое туловище, а голова, крылья и хвост – черные. А ворон – однотонный. Полностью черный. Разные виды, да. – Разные? Хотите сказать, ворон и ворона – не одно и то же? – Мне кажется нет. – Значит, разные виды, – мужик ненадолго задумался. – А как в таком случае зовут супруга вороны? Тоже ворона? Или, все-таки, ворон? Или – ворон, с ударением на последний слог? – Ворона. Только мужского рода, – Вересня уже стали утомлять эти бесплодные натуралистические изыскания. – А вы здесь живете? – Разве я живу? Жизнью это не назовешь. – Понятно. Вообще-то я другое имел в виду. Вы живете в этом доме? – А что? – насторожился орнитолог-любитель. – О Николае Лапоногове, актере, ничего не слышали? – А что? – Я его ищу. – Зачем это он вам понадобился? Роль хотите предложить? – Поговорить хочу. – О роли? – Почти. Не знаете, где его найти? – Нигде. Умер Николай Лапоногов. Кончился. Весь вышел. Что ж, все самые худшие опасения Вересня подтвердились и едва возникшая ниточка оказалась оборванной. А ниточка эта была важной, – подсказывала Боре интуиция. И что делать теперь? – Давно он умер? – Давненько. Положа руку на сердце, умер он не своей смертью. Убили его. – Бытовуха? – соскочил на профессиональный сленг Вересень. – Зарезали по пьяной лавочке? – О, если бы! – мужик повернулся к следователю и картинно воздел руки к небу. – Театральная жизнь, вот что его убило. Коллеги-завистники, бездарные режиссеры. И духота, духота! Унылая провинциальность мысли. А ведь он мог Гамлета играть! Макбета! И играл. И как играл! «Я смею все, что смеет человек! И только зверь на большее способен!» Произнеся последнюю реплику, мужик чудесным образом преобразился. Он расправил плечи и как будто стал выше ростом. И Вересню на секунду показалось, что на груди мужика блеснула тяжелая геральдическая цепь. Ворона, до сих пор спокойно сидевшая на контейнере, закаркала и захлопала крыльями. А потом сорвалась с места и, сделав круг почета на мужиком, улетела прочь. Это стало достойным завершением мизансцены. – Лихо, – только и смог выговорить Вересень. – «Золотая маска» 1999 года. *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** Источники : https://royallib.com/read/platova_viktoriya/zmei_i_lestnitsi.html https://libcat.ru/knigi/detektivy-i-trillery/policejskij-detektiv/114394-viktoriya-platova-zmei-i-lestnicy.html https://knigkindom.ru/books/detektivy/45670-viktoriya-platova-zmei-i-lestnicy.html https://www.litres.ru/book/viktoriya-platova/zmei-i-lestnicy-9527384/ https://topliba.com/books/586266 https://akniga.org/platova-viktoriya-zmei-i-lestnicy https://knigavuhe.org/book/zmei-i-lestnicy/ *** *** *** Слушать - https://audiokniga.one/13187-zmei-i-lestnicy.html === https://audiobukva.ru/platova-viktoriya-zmei-i-lestnicy === *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** --- --- --- --- *** --- 009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001 --- *** --- ---
АудиокнигиНовость 2Семашхо*** *** | |
|
Всего комментариев: 0 | |