Главная » 2022 » Март » 5 » Виконт де Бражелон. Александр Дюма.060.10. ... К ВИКОНТУ ДЕ БРАЖЕЛОНУ. 11.  БРАЖЕЛОН ПРОДОЛЖАЕТ РАССПРАШИВАТЬ.12. ДВЕ РЕВНОСТИ.13.ОБЫСК.
19:30
Виконт де Бражелон. Александр Дюма.060.10. ... К ВИКОНТУ ДЕ БРАЖЕЛОНУ. 11.  БРАЖЕЛОН ПРОДОЛЖАЕТ РАССПРАШИВАТЬ.12. ДВЕ РЕВНОСТИ.13.ОБЫСК.

---

 Глава 10.
 
АВТОРУ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПОРА ВЕРНУТЬСЯ К ВИКОНТУ ДЕ БРАЖЕЛОНУ

 Наши читатели видели, что в этой повести параллельно развертывались приключения как молодого, так и старшего поколения.
 У одних – отблеск былой славы, горький жизненный опыт. У них же – покой, наполнивший сердце и усыпляющий кровь возле рубцов, которые прежде были жестокими ранами. У других – поединки гордости и любви, мучительные страдания и несказанные радости; бьющая ключом жизнь вместо воспоминаний.
 Если некоторая пестрота в эпизодах нашего повествования и поразила внимательный взор читателя, то причина ее в богатых оттенках нашей двойной палитры, которая дарит краски двум развертывающимся бок о бок картинам, смешивающим и сочетающим строгие тона с радостными и яркими. В волнениях одной мы обнаруживаем не нарушаемый ничем мир и покой другой.
 Порассуждав в обществе стариков, охотно предаешься безумствам в обществе юношей.
 Поэтому, если нити нашей повести недостаточно крепко связывают главу, которую мы сочиняем, с той, которую только что сочинили, пусть это столь же мало смущает нас, как смущало, скажем, Рюисдаля то обстоятельство, что он пишет осеннее небо, едва закончив весенний пейзаж. Мы предлагаем читателю поступить точно так же и вернуться к Раулю де Бражелону, найдя его на том самом месте, на котором мы с ним расстались в последний раз.
 Возбужденный, испуганный, впавший в отчаяние или, вернее, потерявший рассудок, без воли, без заранее обдуманного решения, он бежал после сцены, завершение которой видел у Лавальер. Король, Монтале, Луиза, эта комната, это странное стремление избавиться от него, печаль Луизы, испуг Монтале, гнев короля – все предрекало ему несчастье. Но какое?
 Он приехал из Лондона, потому что ему сообщили о грозящей опасности, и тотчас же увидел призрак этой опасности. Достаточно ли этого для влюбленного? Да, конечно. Но этого недостаточно для благородного сердца.
 Однако Рауль не стал искать объяснений там, где без дальних околичностей ищут их ревнивые или более решительные влюбленные. Он не пошел к госпоже своего сердца и не спросил ее: «Луиза, вы больше меня не любите?
 Луиза, вы полюбили другого?» Мужественный, способный к самой преданной дружбе, так же как он был способен к самой беззаветной любви, свято соблюдающий свое слово и верящий слову другого, Рауль сказал себе: «Де Гиш написал мне, чтобы предупредить: де Гиш что-то знает; пойду спрошу у де Гиша, что же он знает, и расскажу ему то, что видел собственными глазами».
 Путь, который пришлось проделать Раулю, был недолгим. Де Гиш, всего два дня назад перевезенный из Фонтенбло в Париж, поправлялся от раны и уже начал немного передвигаться по комнате.
 Увидев Рауля, он вскрикнул от радости – это было обычное для него проявление неистовства в дружбе. Рауль, в свою очередь, вскрикнул от огорчения, увидев де Гиша бледным, худым, опечаленным. Двух слов и жеста, которым раненый отодвинул руку Рауля, было достаточно, чтобы открыть ему истину.
 – Вот как, – сказал Рауль, садясь рядом со своим другом, – тут любят и умирают.
 – Нет, нет, не умирают, – ответил, улыбаясь, де Гиш, – раз я на ногах и могу обнять вас!
 – Ах, я понимаю!
 – И я понимаю вас также. Вы убеждены, что я глубоко несчастлив, Рауль?
 – Увы!
 – Нет! Я счастливейший из людей! Страдает лишь тело, но не сердце и не душа. Если б вы знали! О, я счастливейший из людей!
 – Тем лучше… тем лучше, лишь бы это продолжалось подольше!
 – Все решено; у меня хватит любви, Рауль, до конца моих дней.
 – У вас – я в этом не сомневаюсь, но у нее…
 – Послушайте, друг мой, я люблю ее… потому что… но вы не слушаете меня.
 – Простите!
 – Вы озабочены?
 – Да. И прежде всего вашим здоровьем…
 – Нет, не то!
 – Милый мой, кому-кому, а уж вам можно было бы меня не расспрашивать.
 И он подчеркнул слово «вам» с тем, чтобы открыть своему другу природу недуга и трудность его лечения.
 – Вы говорите это, Рауль, основываясь на письме, которое я написал.
 – Да, конечно… Давайте поговорим об этом попозже, после того как вы поделитесь со мною своими радостями и горестями.
 – Друг мой, я весь, весь в вашем распоряжении, весь ваш, и сейчас же…
 – Благодарю вас. Я тороплюсь… я горю… я приехал из Лондона вдвое быстрее, чем государственные курьеры. Чего же вы от меня хотели?
 – Но ничего другого, кроме того, чтобы вы приехали.
 – Я, как видите, перед вами.
 – Значит, все хорошо.
 – Мне кажется, у вас есть для меня еще что-то.
 – Но мне нечего вам сказать!
 – Де Гиш!
 – Клянусь честью!
 – Вы не для того без стеснения оторвали меня от моих иллюзий; не для того подвергли немилости короля, потому что это возвращение – нарушение его воли; но для того впустили мне в сердце ревность, эту безжалостную змею, чтобы сказать: «Все хорошо, спите спокойно».
 – Я не говорю вам: «Спите спокойно», Рауль; но, поймите меня хорошенько, я не хочу и не в состоянии сказать вам что-либо большее.
 – За кого же вы меня принимаете?
 – То есть как?
 – Если вы о чем-то осведомлены, почему вы таите от меня то, что знаете? Если ни о чем не осведомлены, то почему вы предупредили меня?
 – Это правда, я виноват перед вами. О, я раскаиваюсь, видите, Рауль, я раскаиваюсь. Написать другу «приезжайте» – это ничто. Но видеть этого друга перед собой, чувствовать, как он дрожит, как задыхается в ожидании слова, которого не смеешь сказать ему…
 – Посмейте! У меня хватит мужества, если его мало у вас! – в отчаянии воскликнул Рауль.
 – Вот до чего вы несправедливы и вот до чего забывчивы! Вы забыли, что имеете дело с обессилевшим раненым… Ну, успокойтесь же! Я вам сказал: «Приезжайте!» Вы приехали. Не требуйте же ничего сверх этого у бедняги де Гиша.
 – Вы мне посоветовали приехать, надеясь, что я сам увижу и разберусь, не так ли?
 – Но…
 – Без колебаний! Я видел.
 – Ах!
 – Или, по крайней мере, мне показалось…
 – Вот видите, вы сомневаетесь. Но если вы сомневаетесь, бедный мой друг, что же остается на мою долю?
 – Я видел смущенную Лавальер… испуганную Монтале… короля.
 – Короля?
 – Да… Вы отворачиваетесь… здесь-то и таится опасность… Зло именно здесь, не так ли? Это король?..
 – Я молчу.
 – Своим молчанием вы говорите в тысячу и еще тысячу раз больше, чем могли бы сказать словами. Фактов – прошу, умоляю вас – фактов! Мой друг, мой единственный друг, говорите! У меня изранено и кровоточит сердце, я умру от отчаяния!
 – Если так, Рауль, вы облегчаете мое положение, и я позволю себе говорить, уверенный, что сообщу только то, что гораздо утешительнее по сравнению с тем отчаянием, в котором я вижу вас.
 – Я слушаю, слушаю…
 – Ну, – сказал граф де Гиш, – я могу сообщить вам лишь о том, что вы могли бы узнать от первого встречного.
 – От первого встречного! Значит, об этом уже болтают! – воскликнул Рауль.
 – Прежде чем говорить «об этом болтают», узнайте, о чем, собственно, могут болтать, дорогой мой. Клянусь вам, речь идет о вещах по существу совершенно невинных – может быть, о прогулке…
 – А! О прогулке с королем?
 – Ну да, с королем; мне кажется, что король достаточно часто совершает прогулки с дамами для того, чтобы…
 – Повторяю, вы не написали бы мне, если б эта прогулка была заурядна.
 – Я знаю, что во время грозы королю было бы, конечно, удобнее укрыться в каком-нибудь доме, чем стоять с непокрытой головою перед Лавальер. Но…
 – Но?..
 – Но король отличается отменною вежливостью.
 – О де Гиш, де Гиш, вы меня убиваете!
 – В таком случае я замолчу.
 – Нет, продолжайте. За этой прогулкой последовали другие?
 – Нет… то есть да; было еще приключение у дуба. Впрочем, я ровно ничего не знаю о нем.
 Рауль встал. Де Гиш, несмотря на свою слабость, тоже постарался подняться на ноги.
 – Послушайте меня, – заговорил он, – я не добавлю больше ни слова; я сказал слишком много или, может быть, слишком мало. Другие осведомят вас, если захотят или смогут. Я должен был предупредить вас о том, что вам необходимо вернуться; я это сделал. Теперь уж сами заботьтесь о ваших делах.
 – Что же мне делать? Расспрашивать? Увы, вы мне больше не друг, раз вы подобным образом разговариваете со мной, – произнес сокрушенно юноша.
 – Первый, кого я примусь расспрашивать, окажется или клеветником, или глупцом, – клеветник солжет, чтобы помучить меня, глупец натворит что-нибудь еще худшее. Ах, де Гиш, де Гиш, и двух часов не пройдет, как я обзову десятерых придворных лжецами и затею десять дуэлей! Спасите меня! Разве не самое лучшее – знать свой недуг?
 – Но я ничего не знаю, поверьте. Я был ранен, болел, лежал без памяти, у меня обо всем лишь туманное представление. Но, черт возьми! Мы ищем не там, где нужно, когда подходящий человек рядом с нами. Друг ли вам шевалье д'Артаньян?
 – О да! Конечно!
 – Подите к нему. Он вам откроет истинное положение дел и не станет умышленно терзать ваше сердце.
 В это время вошел лакей.
 – В чем дело? – спросил де Гиш.
 – Господина графа ожидают в фарфоровом кабинете.
 – Хорошо. Вы позволите, милый Рауль? С тех пор как я начал ходить, я преисполнен гордости.
 – Я предложил бы вам опереться на мою руку, если б не думал, что тут замешана женщина.
 – Кажется, да, – сказал, улыбаясь, де Гиш и оставил Рауля.
 Рауль застыл в неподвижности, оцепеневший, раздавленный, как рудокоп, на которого обрушился свод галереи: он ранен, он истекает кровью, мысли его спутаны, но он силится прийти в себя и спасти свою жизнь с помощью разума. Нескольких минут было Раулю достаточно, чтобы справиться с потрясением, вызванным этими двумя сообщениями де Гиша. Он успел уже связать нить своих мыслей, как вдруг за дверью в фарфоровом кабинете он услышал голос, который показался ему голосом Монтале.
 «Она! – воскликнул он про себя. – Ее голос, конечно. Вот женщина, которая могла бы открыть мне правду; но стоит ли расспрашивать ее здесь?
 Она таится от всех, даже от меня; она, наверное, пришла от принцессы…
 Я повидаюсь с ней в ее комнате. Она объяснит свой испуг, и свое бегство, и неловкость, с которой избавилась от меня; она расскажет мне обо всем… после того как господин д'Артаньян, который все знает, укрепит мое сердце. Принцесса… кокетка… Ну да, кокетка, но иногда и она способна любить; кокетка, у которой, как у жизни или у смерти, есть свои прихоти и причуды, но она дала де Гишу почувствовать себя счастливейшим из людей. Он-то, по крайней мере, на ложе из роз. Вперед!
 Он покинул графа и, упрекая себя всю дорогу за то, что говорил с де Гишем лишь о себе, пришел к д'Артаньяну.

 Глава 11.
 БРАЖЕЛОН ПРОДОЛЖАЕТ РАССПРАШИВАТЬ

 Капитан находился при исполнении служебных обязанностей: он дежурил.
 Сидя в глубоком кожаном кресле, воткнув шпоры в паркет, со шпагою между ног, он читал, покручивая усы, письма, лежавшие перед ним целою грудой.
 Заметив сына своего старинного друга, д'Артаньян пробурчал что-то радостное.
 – Рауль, милый мой, по какому случаю король вызвал тебя?
 Эти слова неприятно поразили слух юноши, и он ответил, усаживаясь на стул:
 – Право, ничего об этом не знаю. Знаю лишь то, что я возвратился.
 – Гм! – пробормотал д'Артаньян, складывая письма и окидывая пронизывающим взглядом своего собеседника. – Что ты там толкуешь, мой милый?
 Что король тебя вовсе не вызывал, а ты все же вернулся? Я тут чего-то не понимаю.
 Рауль был бледен и со стесненным видом вертел в руках шляпу.
 – Какого черта ты строишь такую кислую физиономию и что за могильный тон? – сказал капитан. – Это что же, в Англии приобретают такие повадки?
 Черт подери! И я побывал в Англии, но возвратился оттуда веселый, как зяблик. Будешь ли ты говорить?
 – Мне надо сказать слишком многое.
 – Ах, вот как! Как поживает отец?
 – Дорогой друг, извините меня. Я только что хотел спросить вас о том же.
 Взгляд д'Артаньяна, проникавший в любые тайны, стал еще более острым.
 Он спросил:
 – У тебя неприятности?
 – Полагаю, что вы об этом отлично осведомлены, господин д'Артаньян.
 – Я?
 – Несомненно. Не притворяйтесь же, что вы удивлены этим.
 – Я нисколько не притворяюсь, друг мой.
 – Дорогой капитан, я очень хорошо знаю, что ни в уловках, ни в силе я не могу состязаться с вами, и вы меня с легкостью одолеете. Видите ли, сейчас я непроходимо глуп, я жалкая, ничтожная тварь. Я лишился ума, и руки мои висят, как плети. Так не презирайте же меня, окажите мне помощь! Я несчастнейший среди смертных.
 – Это еще почему? – спросил д'Артаньян, расстегивая пояс и смягчая выражение лица.
 – Потому, что мадемуазель де Лавальер обманывает меня.
 Лицо д'Артаньяна не изменилось.
 – Обманывает! Обманывает! И слова-то какие важные! Кто тебе про это сказал?
 – Все.
 – А-а, если все говорят тебе про это, значит, тут есть доля истины.
 Что до меня, то я верю, что где-то есть пламя, раз я увидел дым. Это смешно, но тем не менее это так.
 – Значит, вы верите! – вскричал Бражелон.
 – Если ты со мной делишься…
 – Разумеется.
 – Я не вмешиваюсь в дела подобного рода, и ты это хорошо знаешь.
 – Как! Даже для друга? Для сына?
 – Вот именно. Если б ты был чужим, посторонним, я сказал бы тебе… я бы ничего тебе не сказал… Не знаешь ли, как поживает Портос?
 – Сударь! – воскликнул Рауль, сжимая руку д'Артаньяну. – Во имя дружбы, которую вы обещали моему отцу!
 – Ах, черт! Я вижу, что ты серьезно заболел… – любопытством.
 – Это не любопытство, это любовь.
 – Поди ты! Вот еще важное слово. Если б ты был влюблен по-настоящему, мой милый Рауль, это выглядело бы совсем по-иному.
 – Что вы имеете в виду?
 – Я хочу сказать, что, если бы ты был охвачен настоящей любовью, я мог бы предполагать, что обращаюсь к твоему сердцу и ни к кому больше…
 Но это немыслимо.
 – Поверьте же мне, я безумно люблю Луизу.
 Д'Артаньян заглянул в самую глубину души Рауля.
 – Немыслимо, повторяю тебе… Ты такой же, как все твои сверстники; ты не влюблен, ты безумствуешь.
 – Ну а если бы это было не так?
 – Разумный человек никогда еще не мог повлиять на безумца, у которого голова идет кругом. За свою жизнь я раз сто обжигался на этом. Ты бы слушал меня, но не слышал; ты бы слышал меня, но не понял; ты бы понял меня, но не последовал моему совету.
 – Но попробуйте все же, прошу вас, попробуйте!
 – Скажу больше: если бы я имел несчастье и впрямь что-то знать и был бы настолько нечуток, чтобы поделиться с тобой тем, что знаю… Ведь ты говоришь, что считаешь себя моим другом?
 – О, да!
 – Ну, так я бы с тобою рассорился. Ты бы никогда не простил мне, что я разрушил твою иллюзию, как говорится, в любовных делах.
 – Господин Д'Артаньян, вы знаете решительно все и оставляете меня в замешательстве, в полном отчаянии, в агонии! Это ужасно!
 – Та, та, та!
 – Вам известно, что я никогда ни на что не жалуюсь. Но так как бог и мой отец никогда не простили бы мне, если б я пустил себе пулю в лоб, то я сейчас же уйду от вас и заставлю первого встречного рассказать мне то, чего вы не желаете сообщить; я обвиню его в том, что он лжет…
 – И убьешь его? Вот это чудесно! Пожалуйста! Мне-то что за дело до этого? Убивай, мой милый, убивай, если это может доставить тебе удовольствие. Поступи как те, у кого болят зубы. Они говорят, обращаясь ко мне: «О, как я страдаю! Я готов был бы грызть от боли железо». На это я отвечаю им: «Ну и грызите, друзья, грызите! Вы и впрямь, пожалуй, избавитесь от гнилого зуба».
 – Нет, я не стану никого убивать, сударь, – сказал Рауль с мрачным видом.
 – Ну да, вот вы, нынешние, обожаете подобные позы. Вы дадите себя убить, не так ли? До чего ж это мило! Ты думаешь, я о тебе пожалею? О нет, я без конца буду повторять в течение целого дня: «Что за ничтожная дрянь этот сосунок Бражелон, что за глупец! Всю свою жизнь я потратил на то, чтоб научить его как следует держать шпагу, а этот дурень дал себя проткнуть, как цыпленка». Идите, Рауль, идите, дайте себя убить, друг мой. Не знаю, кто обучал вас логике, но прокляни меня бог, как говорят англичане, если этот субъект не зря получал от вашего отца деньги.
 Рауль молча закрыл руками лицо и прошептал:
 – Нет на свете друзей, нет, нет!
 – Вот как! – сказал Д'Артаньян.
 – Есть только насмешники и равнодушные.
 – Вздор! Я не насмешник, хоть и чистокровный гасконец. И не равнодушный. Да если б я был равнодушным, я послал бы вас к черту уже четверть часа тому назад, потому что человека, обезумевшего от радости, вы превратили бы в печального, а печального уморили бы насмерть. Неужели же, молодой человек, вы хотите, чтобы я внушил вам отвращение к вашей милой и научил вас проклинать женщин, тогда как они честь и счастье человеческой жизни?
 – Сударь, сообщите мне все, что вы знаете, и я буду благословлять вас до конца моих дней!
 – Ну, мой милый, неужто вы воображаете, что я набивал себе голову всеми этими историями о столяре, о художнике, о лестнице и портрете и еще сотней тысяч таких же басен. Да я ошалел бы от этого!
 – Столяр! При чем тут столяр?
 – Право, не знаю. Но мне рассказывали, что какой-то столяр продырявил какой-то паркет.
 – У Лавальер?
 – Вот уж не знаю где.
 – У короля?
 – Если б это было у короля, то я так и пошел бы докладывать вам об этом, верно?
 – Но все-таки у кого же?
 – Уже битый час я повторяю вам, что решительно ни о чем не осведомлен.
 – Но художник! И этот портрет?..
 – Говорят, что король заказал портрет одной из придворных дам.
 – Лавальер?
 – Э, да у тебя на устах это имя и ничего больше! Кто ж тебе говорит, что это был портрет Лавальер?
 – Но если речь идет не о ней, то почему вы предполагаете, что это может представлять для меня интерес?
 – Я и не хочу, чтобы это представляло для тебя интерес. Ты спрашиваешь – я отвечаю. Ты хочешь знать скандальную хронику, я тебе выкладываю ее. Извлеки из нее все, что сможешь.
 Рауль в отчаянии схватился за голову.
 – Можно от всего этого умереть!
 – Ты уже говорил об этом.
 – Да, вы правы.
 И он сделал шаг с намерением удалиться.
 – Куда ты? – спросил д'Артаньян.
 – К тому лицу, которое скажет мне правду.
 – Кто это?
 – Женщина.
 – Мадемуазель де Лавальер собственной персоной, не так ли? – усмехнулся д'Артаньян. – Чудесная мысль – ты жаждешь обрести утешенье, ты обретешь его тотчас же. О себе она дурного не скажет, иди!
 – Вы ошибаетесь, сударь, – ответил Рауль, – женщина, к которой я хочу обратиться, скажет о ней много дурного.
 – Держу пари, ты собираешься к Монтале!
 – Да, к Монтале.
 – Ах, приятельница? Женщина, которая по этой самой причине будет сильно преувеличивать в ту или другую сторону. Не говорите с Монтале, мой милый Рауль.
 – Не разум вас наставляет, когда вы стремитесь не допустить меня к Монтале.
 – Да, сознаюсь, это так… И, в сущности говоря, к чему мне играть с тобой, как кошка играет с бедною мышью? Ты, право, беспокоишь меня. И если я сейчас не хочу, чтобы ты говорил с Монтале, то лишь потому, что ты разгласишь свою тайну и этой тайной воспользуются. Подожди, если можешь.
 – Не могу.
 – Тем хуже! Видишь ли, Рауль, если б меня осенила какая-нибудь счастливая мысль… Но она не осеняет меня.
 – Позвольте мне, друг мой, лишь делиться с вами своими печалями и предоставьте мне самостоятельно выпутываться из этой истории.
 – Ах так! Дать тебе увязнуть в ней окончательно, вот ты чего захотел?
 Садись к столу и возьми в руку перо.
 – Зачем?
 – Чтобы написать Монтале и попросить у нее свидания.
 – Ах! – воскликнул Рауль, хватая перо.
 Вдруг отворилась дверь, и мушкетер, подойдя к д'Артаньяну, произнес:
 – Господин капитан, здесь мадемуазель де Монтале, которая желает переговорить с вами.
 – Со мной? – пробормотал д'Артаньян. – Пусть войдет, и я сразу увижу, со мной ли хотела она говорить.
 Хитрый капитан угадал. Монтале, войдя и увидев Рауля, вскрикнула:
 – Сударь, сударь, вы тут! Простите, господин д'Артаньян.
 – Охотно прощаю, сударыня, – сказал д'Артаньян, – я знаю, я в таком возрасте, что меня разыскивают только тогда, когда уж очень во мне нуждаются.
 – Я искала господина де Бражелона, – ответила Монтале.
 – Как это удачно совпало! Я вас также хотел повидать.
 – Рауль, не желаете ли выйти с мадемуазель Монтале?
 – Всем сердцем!
 – Идите!
 И он тихонько вывел Рауля из кабинета; затем, взяв Монтале за руку, прошептал:
 – Будьте доброй девушкой. Пощадите его, пощадите ее.
 – Ах, – ответила она так же тихо, – не я буду с ним разговаривать. За ним послала принцесса.
 – Вот как, принцесса! – вскричал д'Артаньян. – Не пройдет и часа, как бедняжка поправится.
 – Или умрет, – сказала Монтале с состраданием. – Прощайте, господин д'Артаньян!
 И она побежала вслед за Раулем, который ожидал ее, стоя поодаль от дверей, встревоженный и озадаченный этим диалогом, не предвещавшим ему ничего хорошего.

 Глава 12.
 ДВЕ РЕВНОСТИ

 Влюбленные нежны со всеми, кто имеет отношение к их любимым. Так только Рауль остался наедине с Монтале, он с пылом поцеловал ее руку.
 – Так, так, – грустно начала девушка. – Вы плохо помещаете капитал своих поцелуев, дорогой господин Рауль, гарантирую, что они не принесут вам процентов.
 – Как?.. Что?.. Объясните мне, милая Ора…
 – Вам все объяснит принцесса. К ней-то я вас и веду.
 – Что это значит?
 – Тише… и не бросайте на меня таких испуганных взглядов. Тут окна имеют глаза, а стены – длинные уши. Будьте любезны больше не смотреть на меня; будьте любезны очень громко говорить со мной о дожде, о прекрасной погоде и о том, какие развлечения в Англии.
 – Наконец…
 – Ведь я предупреждала вас, что где-нибудь, я не знаю где, но где-нибудь у принцессы обязательно спрятано наблюдающее за нами око и подслушивающее нас ухо. Поймите, что мне вовсе не хочется быть выгнанной вон или попасть в тюрьму. Давайте говорить о погоде, повторяю еще раз, или лучше уж помолчим.
 Рауль сжал кулаки и пошел быстрее. Он придал себе вид безгранично храброго человека – это верно, но то был храбрец, идущий на казнь. Монтале, легкая и настороженная, шла впереди него.
 Рауля сразу же ввели в кабинет принцессы.
 «Пройдет целый день, и я ничего не узнаю, – подумал Рауль. – Де Гиш пожалел меня, он сговорился с принцессой, и оба они, составив дружеский заговор, отдаляют разрешение этого больного вопроса. Ах, почему я не сталкиваюсь тут с откровенным врагом, например, с этой змеею Бардом? Он, конечно, не преминул бы ужалить… но зато я бы не знал колебаний. Сомневаться… раздумывать… нет, уж лучше смерть!»
 Рауль предстал перед принцессой.
 Генриетта, которая была еще очаровательней, чем всегда, полулежала в кресле; она положила свои прелестные ножки на бархатную вышитую подушку и играла с длинношерстым пушистым котенком, который покусывал ее пальцы и цеплялся за кружево, ниспадавшее с ее шеи. Принцесса была погружена в размышления. Только голоса Монтале и Рауля вывели ее из задумчивости.
 – Ваше высочество посылали за мной? – повторил Рауль.
 Принцесса встряхнула головой, как если б она только проснулась.
 – Здравствуйте, господин де Бражелон, – сказала она, – да, я посылала за вами. Итак, вы вернулись из Англии?
 – К услугам вашего высочества.
 – Благодарю вас. Оставьте нас, Монтале.
 Монтале вышла.
 – Вы можете уделить мне несколько минут, не так ли, господин де Бражелон?
 – Вся моя жизнь принадлежит вашему высочеству, – почтительно ответил Рауль, который под всеми любезностями принцессы предугадывал нечто мрачное. Но мрачность эта скорее была ему по душе, так как он был убежден, что чувства принцессы имеют нечто общее с его чувствами. И в самом деле, все умные люди при королевском дворе знали про капризный характер и взбалмошный деспотизм, свойственные принцессе.
 Принцесса была свыше меры польщена вниманием короля; принцесса заставила говорить о себе и внушила королеве ту смертельную ревность, которая, как червь, разъедает всякое женское счастье, – словом, принцесса, желая исцелить оскорбленную гордость, воображала, что ее сердце сжимается от любви.
 Мы с вами хорошо знаем, как поступила принцесса, чтобы вернуть Рауля, удаленного королем. Рауль, однако, не знал о ее письме к Карлу Второму; лишь один д'Артаньян догадался о нем.
 Это необъяснимое сочетание любви и тщеславия, эту ни с чем не сравнимую нежность, это невиданное коварство – кто сможет их объяснить? Никто, даже демон, разжигающий в сердцах женщин кокетство. Помолчав еще некоторое время, принцесса наконец сказала:
 – Господин де Бражелон, вы вернулись довольный?
 Бражелон посмотрел на принцессу и увидел, что ее лицо покрывается бледностью; ее мучила тайна, которую она хранила в себе и которую страстно хотела открыть.
 – Довольный? – переспросил Рауль. – Чем же я могу быть доволен или недоволен, ваше высочество?
 – Но чем может быть доволен или недоволен человек вашего возраста и вашей наружности?
 «Как ей не терпится! – подумал, ужаснувшись, Рауль. – Что-то вложит она в мое сердце?»
 Затем, в страхе перед тем, что ему предстояло узнать, и желая отдалить столь вожделенный и вместе с тем столь ужасный момент, он ответил:
 – Ваше высочество, я оставил дорогого мне друга в добром здоровье, а вернувшись, увидел его больным.
 – Вы говорите о господине де Гише? – спросила принцесса с невозмутимым спокойствием. – Передают, что вы с ним очень дружны.
 – Да, ваше высочество.
 – Ну что ж, это верно, он был ранен, но теперь поправляется. О! Господина де Гиша жалеть не приходится – добавила она быстро. Потом, как бы спохватившись, продолжала:
 – Разве его нужно жалеть? Разве он жалуется?
 Разве у него есть печали, которые не были б нам известны?
 – Я говорю о его ране, ваше высочество, и ни о чем больше.
 – Тогда ничего страшного, потому что во всем остальном господин де Гиш, как кажется, очень счастлив: он неизменно в радужном настроении.
 Знаете ли, господин де Бражелон, я уверена, что вы предпочли бы, чтобы вам нанесли телесную рану, как ему… Что такое телесная рана?
 Рауль вздрогнул; он подумал: «Она приступает к главному. Горе мне!»
 Он ничего не ответил.
 – Что вы сказали? – спросила она.
 – Ничего, ваше высочество.
 – Ничего не сказали? Значит, вы не одобряете моих слов или, быть может, вы удовлетворены создавшимся положением?
 Рауль подошел поближе к принцессе.
 – Вашему высочеству угодно мне кое о чем рассказать, но естественное великодушие заставляет ваше высочество взвешивать свои слова. Я прошу ваше высочество ничего не утаивать. Я ощущаю в себе достаточно сил, я слушаю.
 – На что вы, собственно, намекаете?
 – На то, о чем ваше высочество хочет поставить меня в известность.
 И, произнося эти слова, Рауль не смог удержаться от содрогания.
 – Да, – прошептала принцесса, – это жестоко, но если я начала…
 – Да, раз вы снизошли к тому, чтобы начать, ваше высочество, снизойдите и к тому, чтобы кончить.
 Генриетта поспешно встала и нервно прошлась по комнате.
 – Что вам сказал де Гиш? – внезапно спросила она.
 – Ничего.
 – Ничего? Он ничего не сказал? О, как я узнаю его в этом!
 – Он, несомненно, хотел пощадить меня.
 – И вот это называется дружбой! Но господин д'Артаньян, от которого вы только что вышли, что рассказал господин д'Артаньян?
 – Не более, чем де Гиш.
 Генриетта сделала нетерпеливое движение:
 – Вам-то, по крайней мере, известно, о чем говорит весь двор?
 – Мне ровно ничего не известно, ваше высочество.
 – Ни сцена во время грозы?
 – Ни сцена во время грозы…
 – Ни встреча наедине в лесу?
 – Ни встреча в лесу…
 – Ни бегство в Шайо?
 Рауль, клонившийся, как цветок, задетый серпом, сделал сверхчеловеческое усилие, чтоб улыбнуться, и ответил с трогательной простотой:
 – Я имел честь сообщить вам, ваше высочество, что я решительно ничего не знаю. Я бедный, забытый всеми изгнанник, только что прибывший из Англии; между теми, кто здесь, и мною простиралось бурное море, и молва обо всем, о чем вы упомянули, не могла достигнуть моего слуха.
 Генриетта была тронута бледностью, кротостью и мужеством юноши. Но преобладающим желанием ее сердца в это мгновение была жажда услышать от обманутого влюбленного, что он по-прежнему помнит о той, которая причинила ему столько страданий.
 – Господин де Бражелон, – произнесла она, – то, что ваши друзья не пожелали сделать для вас, из уважения и любви к вам, сделаю я. Это я буду вашим истинным другом. Вы высоко держите голову, как истинно порядочный человек, и я не хочу, чтобы вы опустили ее под градом насмешек, через неделю, я должна буду сказать это, – перед всеобщим презрением.
 – Ах! – прошептал смертельно побледневший Рауль. – Неужели дошло до этого?
 – Если вы не осведомлены об этом, – продолжала принцесса, – я вижу, что вы все же догадываетесь. Вы были женихом мадемуазель де Лавальер?
 – Да, ваше высочество.
 – Поскольку вы жених Лавальер, я обязана предуведомить вас: на днях я выгоню ее вон…
 – Выгоните ее! – вскричал Бражелон.
 – Без сомнения; неужели вы думаете, что я буду вечно считаться со слезами и просьбами короля? Нет, нет, мой дом недолго будет служить для вещей подобного рода. Но вы едва держитесь на ногах…
 – Нет, простите, ваше высочество, – начал Рауль, сделав над собою усилие, – мне показалось, что я умираю. Ваше высочество почтили меня сообщением, что король плакал, просил…
 – Да, но напрасно.
 И она рассказала Раулю о сцене в Шайо, об отчаянии короля по возвращении во дворец; она рассказала о своей снисходительности и об ужасной фразе, при помощи которой разгневанная принцесса, униженная кокетка, поборола гнев короля.
 Рауль опустил голову.
 – Что вы думаете об этом? – спросила она.
 – Король любит ее, – ответил Рауль.
 – Но вы как будто хотите сказать, что она не любит его.
 – Увы, я все еще думаю о том времени, когда она любила меня, ваше высочество!
 Генриетта на мгновение восхитилась этим возвышенным недоверием; затем, пожав плечами, она заговорила:
 – Вы мне не верите? О, как же вы ее любите! И вы сомневаетесь, что она отдала свою любовь королю?
 – Пока я не получу доказательств. Простите меня, она дала мне слово, а она – благородная девушка.
 – Доказательств?.. Ну что же, пойдемте.  

 Глава 13.
 ОБЫСК

 Принцесса повела Рауля через двор к тому крылу здания, где жила Лавальер, поднялась по лестнице, по которой этим утром он уже поднимался, и остановилась у двери, где молодой человек встретил столь странный прием со стороны Монтале.
 Момент был выбран удачно; ничто не мешало принцессе приступить к исполнению ее плана; замок был пуст; король, придворные кавалеры и дамы уехали в Сен-Жермен; не поехала вместе со всеми лишь одна Генриетта, узнавшая о возвращении Бражелона и придумавшая, как использовать его возвращение; сославшись на нездоровье, она осталась у себя.
 Итак, принцесса была уверена, что ни в комнате Лавальер, ни в апартаментах Сент-Эньяна она никого не застанет. Она вынула из кармана ключ и открыла дверь, ведущую в комнату ее фрейлины.
 Взгляд Бражелона обежал эту комнату, которую он сразу узнал, и вид ее заставил его сердце содрогнуться; но это было только началом мучений, которые его тут ожидали.
 Принцесса внимательно посмотрела ему в глаза, и ее опытный взгляд проник в сердце юноши: она поняла, что в нем происходит.
 – Вы просили у меня доказательств, – сказала она, – не удивляйтесь же, если я доставлю их вам. Впрочем, если вы не чувствуете в себе достаточно сил, еще не поздно, и мы можем удалиться.
 – Благодарю вас, ваше высочество, но я пришел сюда, чтобы все узнать.
 Вы обещали убедить меня, убеждайте.
 – Тогда войдите и заприте за собой дверь.
 Бражелон повиновался и, повернувшись к принцессе, вопросительно посмотрел на нее.
 – Известно ли вам, где вы находитесь? – спросила принцесса.
 – Судя по всему, ваше высочество, я нахожусь в комнате мадемуазель Лавальер.
 – Да.
 – Но я позволю себе заметить, что комната – вовсе не доказательство.
 – Погодите.
 Принцесса прошла к кровати, сдвинула ширму и, наклонившись над паркетом, попросила:
 – Нагнитесь и поднимите крышку этого люка.
 – Люка! – повторил пораженный Рауль. Ему смутно припомнились слова д'Артаньяна: ведь и д'Артаньян как будто произнес это слово.
 И Рауль стал искать глазами щель или прорезь, которые указали бы на отверстие, проделанное в полу, или кольцо, с помощью которого можно было бы поднять крышку над ним, но поиски его оказались тщетными.
 – Ах, и в самом деле, – засмеялась Генриетта, – я забыла о скрытом механизме: четвертый листок на рисунке паркета. Нужно нажать в том месте, где на доске сучок. Следуйте этому указанию. Нажмите, виконт, вот здесь, нажимайте же!
 Рауль, бледный как смерть, нажал пальцем на указанное ему принцессою место, в ту же секунду механизм пришел в движение, и кусок паркета поднялся.
 – Это очень хитро, – сказала принцесса, – и архитектор, очевидно, предвидел, что пользоваться этим устройством придется маленькой ручке: смотрите, насколько легко открывается люк.
 – Лестница! – воскликнул Рауль.
 – Да, и даже очень изящная, – заметила Генриетта. – Посмотрите, виконт, у этой лестницы есть и перила, дабы воздушные создания, отваживающиеся спускаться по ней, не могли случайно свалиться; вот и я решаюсь спуститься. Следуйте за мною, виконт, следуйте.
 – Но прежде чем пойти за вами, я хотел бы выяснить, куда ведет лестница.
 – А, правда, я забыла сказать вам про это.
 – Слушаю вас, ваше высочество, – едва дыша, произнес Рауль.
 – Вам, быть может, известно, что граф де Сент-Эньян до недавнего времени жил рядом с покоями короля.
 – Да, ваше высочество, мне это известно; до своего отъезда – и не раз – я имел честь посещать графа на его старой квартире.
 – Так вот, король разрешил ему сменить его очень удобную и красиво отделанную квартиру, в которой вы были, на две небольшие комнаты, куда и ведет эта лестница. Комнаты вдвое меньше его прежней квартиры и в десять раз дальше от апартаментов короля, соседством с которым обыкновенно отнюдь не пренебрегают господа придворные кавалеры.
 – Очень хорошо, ваше высочество, но продолжайте, прошу вас, так как я все еще ничего не понял.
 – Вот и оказалось, конечно, совершенно случайно, что новые комнаты графа де Сент-Эньяна расположены под комнатами моих фрейлин, и в частности под комнатой Лавальер.
 – Но к чему все-таки люк и лестница?
 – Право, не знаю. Не хотите ли пройти вместе со мной к Сент-Эньяну?
 Быть может, там мы отыщем разгадку.
 И принцесса, подавая пример, начала первая спускаться по лестнице.
 Рауль со вздохом пошел вслед за нею.
 Каждая ступень, поскрипывавшая под ногами виконта де Бражелона, приближала его к таинственному приюту, в котором продолжал еще раздаваться голос мадемуазель Лавальер и сохранился сладчайший запах, исходивший от ее платья. Судорожно вдыхая воздух, Рауль сразу понял, что эта юная девушка, несомненно, проходила по лестнице.
 Затем, после доказательств невидимых, пред ним оказались любимые ею цветы, книги, которые она отобрала. Если бы у Рауля оставалась хотя бы ничтожная доля сомнения, она бы исчезла при виде этой непостижимой гармонии ее вкусов и склонностей с находившимися здесь предметами повседневного обихода. Лавальер незримо присутствовала в убранстве, в тканях, даже в отблесках на шашках паркета.
 Немой и раздавленный, он понял и постиг все до конца и следовал за своей безжалостной провожатой, как обреченный на смерть следует за палачом. Принцесса, жестокая, как всякая утонченная и нервная женщина, не щадила его и не скрыла ни единой подробности. Впрочем, надо сказать, что, несмотря на апатию, которая охватила его, ни одна из этих подробностей не ускользнула бы от Рауля, даже если б он находился здесь наедине с самим собою. Счастье любимой женщины, когда это счастье подарено ей соперником, – пытка для того, кто ревнив. Но для такого ревнивца, каким был Рауль, для этого сердца, которое впервые впитывало в себя яд желчи, счастье Луизы означало бесславную смерть, смерть и души и тела.
 Пред его взором проносилось решительно все: сплетенные в объятиях руки, сближающиеся лица, губы, слитые в страстном порыве пред зеркалом, эта столь сладостная клятва влюбленных, жадно рассматривающих свое отражение, дабы крепче запечатлеть в памяти пленительную картину.
 В своих мыслях он видел лобзания, скрытые непроницаемым пологом, который, колеблясь, выдавал объятия упоенных любовников, и красноречие ложа, таящегося в создаваемой этим пологом полутьме, причиняло ему жгучие муки.
 Эта роскошь, эта изысканность, полная опьянения, это заботливое старание оградить возлюбленную от всякого неудовольствия или подарить ей прелестную неожиданность, это могущество всесильной любви, умноженное королевским могуществом, поразили Рауля смертельным ударом. О, если есть смягчение жгучих мук ревности, то его дает лишь сознание превосходства над человеком, которого вам предпочли. И напротив, если есть ад в аду, пытка, не имеющая названия на человеческом языке, то это – всемогущество бога, предоставленное сопернику вместе с юностью, красотой, обаянием. В такое мгновение кажется, что сам бог ополчился на покинутого любовника.
 Несчастного Рауля ожидал последний удар: принцесса Генриетта подняла шелковый занавес, и за ним он увидел портрет Лавальер. Это был не портрет, перед ним стояла сама Лавальер, юная, прекрасная, радостная, всеми порами впитывающая в себя жизнь, ибо для тех, кому восемнадцать лет, жизнь – это любовь.
 – Луиза! Луиза! – прошептал Бражелон. – Итак, это правда? О, ты никогда не любила меня, ведь на меня ты так никогда не смотрела!
 И ему показалось, что сердце сжалось в его груди.
 Принцесса Генриетта разглядывала его и, наблюдая его страдания, испытывала странную зависть к Лавальер, хотя знала, что завидовать ей, в сущности, нечему и что де Гиш любит ее столь же пылко, как Бражелон любит свою Луизу. Рауль перехватил на себе взгляд принцессы и произнес:
 – О, простите меня, простите! Я знаю, мне следовало бы лучше владеть собою в вашем присутствии. Но не дай боже, господин земли и неба, чтобы на вас когда-нибудь обрушился такой же удар, какой в этот день поразил меня; Ибо вы женщина и, конечно, не смогли бы снести этих мук. Простите меня, я бедный дворянин и ничего больше, тогда как вы, вы принадлежите к числу тех счастливых, тех всемогущих, тех избранных…
 – Господин де Бражелон, – ответила Генриетта, – сердце, подобное вашему, заслуживает забот и внимания самой королевы. Я ваш друг, виконт; поэтому я не хотела, чтобы вся ваша жизнь была отравлена вероломством и измарана беспощадной насмешкой. Я храбрее ваших друзей (я не говорю о графе де Гише); это я вызвала вас из Лондона; я доставила вам доказательства, бесспорно мучительные, но нужные, которые принесут вам исцеление, если вы умеете любить, как подобает мужчине, а ведь вы мужчина, а не вечно хнычущий Амадис. Не благодарите меня: лучше жалуйтесь на вашу судьбу и служите королю не хуже, чем прежде.
 Рауль горестно усмехнулся.
 – Да, это правда, я забыл, что король – мой господин.
 – Дело идет о вашей свободе! О вашей жизни!
 Ясный и прямой взгляд Рауля показал Генриетте, что она заблуждается и что последний из ее доводов – не из тех, которые способны воздействовать на виконта.
 – Будьте осторожны, господин Бражелон, – сказала она, – не взвешивая всех ваших поступков, вы навлечете на себя гнев государя, который не умеет подчинять себя в таких случаях велениям разума; вы повергнете в печаль ваших друзей и вашу семью. Покоритесь, смиритесь, исцелите себя.
 – Благодарю вас, ваше высочество, я ценю совет, который вы мне подаете, и постараюсь ему последовать. Но мне нужны еще несколько слов, прошу вас.
 – Говорите.
 – Будет ли нескромно спросить у вас, каким образом тайны этой лестницы, этого люка, наконец, тайна портрета стали известны вам?
 – О, нет ничего проще: чтобы наблюдать за поведением моих фрейлин, я держу у себя вторые ключи от их комнат. Мне показалось странным, что Лавальер так часто запирается у себя, мне показалось странным, что граф де Сент-Эньян переменил квартиру; мне показалось странным, что король ежедневный гость Сент-Эньяна, хотя он и прежде был с ним в тесной дружбе; наконец, мне показалось странным, что все эти вещи произошли после вашего отъезда отсюда и что многие привычки двора вдруг нарушились. Я не хочу быть игрушкой в руках короля, не хочу служить ширмой его любовным делам; ведь после Лавальер, которая не упустит случая поплакать, придет очередь Монтале, всегда готовой посмеяться, или Тонне-Шарант, которая вечно ноет. Мне не пристало играть подобную роль. Я пренебрегла щепетильностью дружбы и открыла секрет… Я нанесла вам рану, простите меня, еще раз прошу вас об этом, но я должна была исполнить свой долг. Теперь дело сделано, вы предупреждены обо всем. Гром не замедлит грянуть, остерегайтесь!
 – Все же вы чего-то недоговариваете, ваше высочество, – твердо сказал Бражелон. – Ведь не думаете же вы, что я безмолвно снесу позор и измену?
 – Поступайте так, как сочтете необходимым, господин Рауль. Но только не открывайте источника, из которого вы почерпнули правду; вот все, чего я хочу от вас, вот вознаграждение, которое я требую за оказанную услугу.
 – Вам нечего опасаться, ваше высочество, – произнес с горькой усмешкой Бражелон.
 – Я подкупила столяра, которого любовники использовали в своих интересах. Ведь вы могли сделать то же?
 – Да, принцесса. Итак, ваше высочество не даете мне никакого совета и не требуете от меня ничего, кроме обязательства не компрометировать ваше высочество?
 – Ничего, кроме этого.
 – В таком случае я буду просить ваше высочество разрешить мне задержаться здесь еще на минуту.
 – Без меня?
 – О нет, это не важно. То, что мне предстоит сделать, я могу сделать и в вашем присутствии. Я прошу вас об этой минуте, чтобы написать кое-кому несколько слов.
 – Это опасно, виконт. Берегитесь!
 – Никто не узнает, что ваше высочество оказали мне честь, проводив меня в это место. Впрочем, я подписываю свое письмо.
 Произнеся эти слова, Рауль вынул свою записную книжку и, вырвав листок, быстро написал следующее:
  «Граф! 
  Не удивляйтесь, найдя здесь эту подписанную мною записку, до того, как один из моих друзей, которого я вскоре пришлю, будет иметь честь объяснить вам причину моего визита. 
  Виконт Рауль де Бражелон» 
 Он свернул этот листок и сунул его в замочную скважину двери, ведущей в комнату обоих любовников. Убедившись, что письмо было хорошо видно и Сент-Эньян, возвращаясь домой, не сможет не заметить его, он пошел за принцессой, которая уже успела подняться по лестнице.
 На площадке они расстались. Рауль сделал вид, что бесконечно благодарен ее высочеству. Генриетта искренне или притворно еще раз посочувствовала несчастному, которого она только что обрекла на такие ужасные муки.
 – О, – прошептала она, видя, как он удаляется, бледный, с налитыми кровью глазами, – о, если б я знала, я скрыла бы истину от этого бедного юноши!

  Читать   дальше   ...

---

Читать - Виконт де Бражелон. Александр Дюма. 001 - с начала...

Слушать аудиокнигу  Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя :    https://akniga.xyz/22782-vikont-de-brazhelon-ili-desjat-let-spustja-djuma-aleksandr.html   

 

***

---

Источник : https://librebook.me/the_vicomte_of_bragelonne__ten_years_later  ===

---

---

---

---

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

Яндекс.Метрика

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

018 ГОРНЫЕ походы

019 На лодке, с вёслами

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

---

 

Жил-был Король,
На шахматной доске.

Жил-был Король

---

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Из НОВОСТЕЙ

Новости

Из свежих новостей - АРХИВ...

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Просмотров: 184 | Добавил: iwanserencky | Теги: люди, человек, 17 век, слово, проза, Виконт де Бражелон, из интернета, классика, Роман, Александр Дюма, Виконт де Бражелон. Александр Дюма, история, Европа, писатель Александр Дюма, франция, общество, текст, трилогия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: