Родился Ахмед в 1925 году в селе Татарские Юнки Торбеевского района Республики Мордовии. Дед его был просвещенный мулла, знал арабский, фарси, турецкий и английский языки, выписывал литературу на этих языках. В 1930 году семья, происходящая из «вражеского» рода, была сослана в Сибирь.
Рисование сопровождало мальчика в горести и радости. В 10 лет Ахмед стал победителем всесоюзного конкурса юных художников. И он решается на смелый поступок: пишет письмо Сталину, в котором высказывает желание учиться рисовать и просит ему помочь.Через несколько недель после отправления письма в сибирское поселение, где они жили, явился военный, велел Ахмеду собираться и посадил его на поезд. Мальчик был встречен в Ленинграде и определен в интернат для одаренных юных художников, который затем успешно закончил. Сразу последовала учеба в Суриковском институте, после окончания которого Ахмед стал профессиональным художником. Теперь уже никто не узнает, как получилось, что жестокий режим, обрекший его родителей выбиваться из нужды вдали от родных мест, повернулся к мальчику лицом.
Несмотря на семейную трагедию, Ахмед Китаев никогда не был врагом советской власти и с уважением относился к коммунистической партии.
В людях он видел просто людей, с их сильными и слабыми сторонами. В канун перестройки он написал прекрасный портрет В.И. Ленина. Это особое видение Ленина не вождя, а человека.
Советской власти посвятил он некоторые свои работы, наиболее известная из них: «Первые декреты Советской власти».
Незаконченная картина А.И. Китаева «Бабушка и внук» - живописный памятник татарским бабушкам. Она с посвящением, написанным арабской графикой золотыми буквами.
Работы Ахмеда Китаева находятся в некоторых музеях и в частных коллекциях. Картина «Муса Джалиль в Моабитской тюрьме» - в Казани, но не выставлена для широкой публики.
В воспоминаниях друзей А.И. Китаева упоминаются портреты:
специалиста ракетной техники Вагиза Алиева,
профессора-хирурга Ремуса Васильева,
лидера Турции Кемаля Ататюрка (в Правительстве Турции),
американского миллиардера Арманда Хаммера,
жены дипломата Надии Бальцер,
генерал-лейтенанта Я.Д. Чанышева (в Министерстве обороны),
профессора МГУ академика АН Узбекистана Х.А.Рахматулина,
Надиры Мухаметжан,
нефтяников Тюмени (во Дворце геологов г.Тюмени),
ученых знаменитого Карповского института химии,
татарско-башкирской интеллигенции в Москве.
Поражает жизненная и творческая история Ахмеда Китаева, пронизанная трудностями и стойкостью, порядочностью и идейностью. Он обладал именно тем качеством, которого так не хватает современным людям - поликультурностью. Гордился своей национальностью, но с гордостью носил звание российского гражданина, невзирая на то, как непросто складывалась жизнь его семьи в этой стране.
Ахмед Ибадуллович Китаев - уроженец нашей мордовской земли, которая славится прочными межнациональными отношениями, построенными на взаимоуважении и сотрудничестве. При жизни Ахмед Китаев не забывал Родину своих предков. Он часто приезжал в родное село Татарские Юнки к своим друзьям, родственникам, общался с жителями села, делал эскизы, любил фотографировать. И по завещанию похоронен в родном селе - его малой Родине, давшей ему силы и желание жить, творить, любить...
Любимая поговорка Ахмеда: «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» нашла отражение в картинах, написанных им. Их хочется читать. Читать душу человека и любоваться красотой тела, вдыхать вдохновение и удивление, открывать тайну, следовать порыву. И так жаль, что эти прекрасные картины, являющиеся живыми светильниками времени, так мало известны. Так же, как их творец.
Ахмет Китаев не терял времени на суету, на пробивание званий и прочих атрибутов околотворческой жизни. Не был ни «заслуженным», ни лауреатом. Он был просто художником. Жаль, что его картины "развешаны" по гостиницам, частным домам, а может и пылятся где в кладовках...
Хочется выразить признательность за интересную информацию о А.И. Китаеве в газете Татарский мир.