Главная » 2019 » Апрель » 3 » Ограничители развития личности...
12:14
Ограничители развития личности...

***

***

***

Рис.1. Николай Михайлович Амосов

Рис.1. Николай Михайлович Амосов

«Самоорганизация разума не означает хаотичности и полной непредсказуемости разума человека-индивида.

Действуют «ограничители» самоорганизации:

1. «Приземленностъ» от инстинктов-потребностей (пить-есть, любить, защищаться, общаться, и лишь немного - любопытствовать и изобретать).

2. Характеристики нейронов ограничивают память и способности к созданию отвлечённых понятий.

3. 
Действуют стереотипы подражания, навязываемые обществом.

Рис.2.

Рис.2.

Поэтому чаще всего самоорганизация способствует приспособлению человека к среде, а не выходу за пределы её образцов. Разумеется, встречаются творческие личности, далеко выходящие за все ограничения.

Цивилизация избирательно тренирует врождённые потребности, в том числе и в информации, дополняет их идеологиями и насыщает память моделями-знаниями.

Однако биология человека успешно «сопротивляется» чрезмерной и однобокой тренировке мозга, поэтому процент гениев существенно не   возрастает.

Но число психопатов растёт».                            Амосов Н.М., Моё мировоззрение, М., «Аст»; Донецк «Сталкер», 2003 г., с. 30.                   ***                                                                           ***

 

***

***

                Амосов Николай. Мое мировоззрение. 01

1. Основные идеи

Мир материален и познаваем. "Чудеса" возможны, но практического значения не имеют. Эволюция мира объясняется самоорганизацией стуктур. Ее первый этап - неорганическая природа. Второй - биологические системы - от клетки до стаи, с Целевыми Функциями (ЦФ): обмен веществ, рост, размножение, защита индивидуальности, борьба и кооперация, интеграция в сообщества. ЦФ выражаются в потребностях и мотивах и реализуются через разум. Разум - это аппарат управления использующий модели и сигналы. Высшим его проявлением является творчество - создание новых моделей. Человек - стадное животное с ЦФ и творческим разумом. Он превратил стаю в общество, породил научно-технический прогресс (НТП), новые ЦФ - идеологии, - и дал начало третьему этапу эволюции, - социальному. Она выразилась в разнообразии государств, росте экономики, и постепенном движении в сторону созревания цивилизации к созданию единой системы - человечества. Следующим этапом развития будет эволюция техническая, на базе искусственного интеллекта. Он способен изменить не только мир природы, но и человека.

2. Предисловие.

Моя жизнь была отдана хирургии. Но не только: был инженерный диплом, кибернетика, исследования и модели организма, интеллекта, психики, общества. Были ученики, их диссертации, написаны статьи и книги.

Всегда хотелось понять:

Откуда взялась сложность мира?

"Что есть истина?"

Как работает разум - любой: животного, человека, общества?

Наконец, какова судьба человечества?

Существует ли "стрела прогресса" в эволюции мира?

Наконец, понять самого себя, что бы управлять психикой и достойно встретить конец.

Мне 88, плюс плохое сердце (стимулятор, протез клапана, шунты на коронарах). Правда, я провожу эксперимент по преодолению старости: два часа гимнастики, час ходьбы, диета, но перспективы сомнительны. Размышляю о науках из интереса, пишу и печатаю из потребности самовыражения, без притязаний на приоритеты и признание. Поэтому не будет ссылок и полемики. Не преувеличиваю "научность" своей философии, наверное, она отдаёт дилетантизмом. Хочу создать (для себя!) целостное представление о мире, хотя бы в самом обобщенном виде. Попутно пытаюсь выяснить - какое счастье возможно для человека и общества, что нужно для этого делать и какова вероятность успеха.Мое мировоззрения претендует на научность и материализм. Разум человека творит религиозные варианты мироздания. Психологически они могут быть более комфортны, но для них я слишком реалист.

3. Мир материален и структурирован.

Это означает - системы (элементы, связи, энергия). Их можно измерить и воссоздать в материальных моделях на компьютерах.

В связи с этим о "чудесах", что не поддаются объяснениям физики. Сам ни разу не видел, но так много пишут, что опасаюсь сказать: "Не может быть никогда". Мой покойный друг, физик, академик Вадим Евгеньевич Лашкарев говорил: "Существует другая физика. Иногда она замыкается на нашу, обычную, и тогда происходят чудеса". Не берусь комментировать, но уверен, что их значение в нашей материальной жизни ничтожно. Однако вспомним, электромагнитые волны существовали всегда, но пока о них не знали, они не влияли на людей. Теперь без радио и телевидения нельзя представить общество, а атомные бомбы угрожают человечеству. Поэтому, не следует закрывать вопрос об экстрасенсорных явлениях. Подождём (скажу лишь, что в своих рассуждениях я обхожусь обычной физикой. Но возможные поправки держу в уме).

В свое время я выработал свой подход к познанию биологических систем - клетки, организма, разума, личности, общества. Суть его состоит в сочетании "эвристической" модели и исследования объекта.

Алгоритм работы: 1.Выбор гипотезы. 2.Создание структурной схемы. 3.Подбор формул и коэффициентов.4.Монтаж модели в компьютере. Подгонка цифр. 5.Исследование модели в статике и динамике. 6.Проведение экспериментов и сравнение опытных и модельных результатов. 7.Внесение коррективов в гипотезу и модель.

По каждому объекту была проделана большая работа. Отдел биокибернетики в Институте кибернетики имени В.М.Глушкова насчитывал до 50 сотрудников, за 30 лет защищены 8 докторских и 26 кандидатских диссертаций, плюс монографии и статьи.

Тем не менее, я не буду выдавать желаемое за действительное: наши модели отражали живые системы с таким большим обобщением, что годились лишь для понимания принципов функционирования , но не для использования в практике управления. Для этого нужны более глубокие исследования и более сложные модели. Но и они останутся лишь вероятностными, поскольку невозможно точно смоделировать самоорганизацию "живых" систем. Однако, без подобных моделей управление вообще слепо.                                                                                                                                4. Откуда взялась сложность мира?

 

Ответ не требует привлечения Бога. Правда, происхождение первичной материи остаётся непонятным, но развитие сложности объяснимо явлениями самоорганизации. Идея её разработана И.Р.Пригожиным. Простой пример, морозные узоры на окнах - вода, холод и стекло. Подышите на них и растает. Через полчаса - новая картина, и уже другой узор.

Не берусь изложить идеи самоорганизации в подробностях, но суть состоит в следующем. Материя неуравновешенна. Частицы её нестабильны, они способны к соединениям, с образованием сложных структур. Этому способствуют колебания внутренней энергии, случайные внешние воздействия, положительные обратные связи, внутренние и внешние. Процесс усложнения идет через бифуркации - то есть через выбор одной из альтернатив, предопределяющий дальнейшую последовательность этапов синтеза и новых бифуркаций. При этом в выборе участвует память о ближайших альтернативных "предшественниках" данного этапа усложнения, отражая своеобразную тенденцию, направленность изменений. (В этом - "единство противоположностей" Гегеля). В сочетании с различиями в нестабильности, определяющей разные темпы самоорганизации, в родственных объектах, это явление объясняет "прорывы" в эволюции , когда в некоторых направлениях происходят очень быстрые изменения (так развивался мозг человека, или проявлялись "взрывы пассионарности" Л.Н.Гумилева в истории народов). В деталях самоорганизация непредсказуема: возможны лишь вероятностные прогнозы по тенденциям. При этом на каждом её этапе возможно обратное направление - в сторону распада сложности вплоть до элементов (до хаоса). Но новый "порядок из хаоса" (выражение Пригожина) будет уже другим.

Есть два пункта по которым самоорганизация как единственный источник эволюции вызывает сомнение в сравнении с Богом:

1.Неизвестен источник: откуда взялась " первичная материя" бывшая до первого взрыва?

2.Способность материальных частиц к соединениям превышает тенденцию получаемых сложных структур к распаду. Именно поэтому "вектор эволюции" направлен в сторону усложнения систем. Правда, пределы возможного усложнения ограничиваются какими-то условиями. Поэтому на известных науке космических объектах эволюция не пошла дальше неорганических молекул, а из биологических видов на земле только человек продвинулся так далеко.

Любая эволюция представляет процесс самоорганизации. Она началась от момента первого взрыва, до которого материя и энергия были спрессованы в минимуме объёма. Отсюда пошла цепочка нарождения и усложнения структур: атомы - неорганические молекулы (минералы) - органические вещества. Дальше следовала биологическая эволюция "живых" систем:

клетки --> организмы --> сообщества --> биоценозы.

Каждый новый этап эволюции характерен новым "слоем самоорганизации", представленным новым "кодом" структур. Его результаты закрепляются в наращивании организации, в появлении нового более высокого класса систем:

... Читать дальше »

Амосов Н.М., Моё мировоззрение, М., «Аст»; Донецк «Сталкер», 2003 г.          ***

Цели, навязываемые внешними обстоятельствами

***

Источник

Рис.1. - By Published by the Embassy of the Union of Soviet Socialist Republics to the United States of America - photographer uncredited - losslessly cropped from File:Soviet Life, 1984-10, № 337.pdf, Public Domain,

Рис.2. - pixabay.com,            Источник :  https://zen.yandex.ru/media/id/5a6ca126a815f16872978a85/ogranichiteli-razvitiia-lichnosti-po-nm-amosovu-5c461e46679f3300ad9e565f

Ограничители развития личности по Н.М. Амосову

... Категории: Барьеры перед творчеством                     ***                      ***                                                                                            

               Стереотипы подражания, навязываемые обществом.                                                               ***    415 до н.э. Письменность вредит памяти – заключение Сократа                                                          400 до н.э.    Мимезис как подражание природе по Демокриту                                                       360 до н.э. Приём подражания по Платону                                                                                                   150 до н.э. «Литерат», «Литератор», «Граммат» и «Ученый» в Древнем Риме                                            54 до н.э. Дарование оратора и образцы для подражания по Цицерону                                                  60 Требование Нового Завета: подражать хорошему                                                                        96 О подражании лучшим по Марку Фабию Квинтилиану                                                                          190 Отношение к литературному подражанию в Древнем Риме                                                               200 Демоны как имитаторы и исказители истины по оценке, идущей со времён Тертуллиана 300 Подражатели и подражание совершенномудрым по Го Сяну                                                                          1350 Сознательное избегание подражания образцовым авторам Франческо Петраркой 1510 Эпигоны Леонардо да Винчи изгоняют дух противоречия из произведений…                                             1510 Приёмы живописи Рафаэля                                                                                                    1642 Ничтожные и убогие авторы по Бену Джонсону                                                                                 1650 Осознание в России необходимости заимствований технологий Европы…                                                      1724 Заимствование технологий / решений у иностранцев по И.Т. Посошкову                           1765 История отношений России и Европы по Луи де Жокуру [продолжение]                                          1776 Заимствования европейцами оригинальных идей древних авторов по Луи Дютену 1791 Использование всем обществом открытий и изобретений одиночек по Иоганну Готфриду Гердеру                                                                                                                                                                 1799 О даровании, великих умах и подражании Творцу по И.Д. Ертову 

Источник: https://vikent.ru/enc-list/category/349/

***

***Амосов Николай. Мое мировоззрение. 01

***   Амосов Николай. Мое мировоззрение. 02

***        Амосов Николай. Мое мировоззрение. 03

***          Амосов Николай. Мое мировоззрение. 04  

*** Амосов, Николай Михайлович

***        Ограничители развития личности...

***

***

***

***

***       

***

***

*** ПОДЕЛИТЬСЯ

 

***

***   

***

 

***

Окопная правда

 

Вячеслав Кондратьев и его «ржевская» проза

Отпуск по ранению. Театр. 1983 год. Воспоминания театральные 013

 

На склоне дней больной, одинокий Джонатан Свифт писал с печалью: «Потеря друзей – это тот налог, которым облагаются долгожители».

 

...  Ещё читать ... »

                    

***

***

***

***

***

***

Послушайте меня! ... Спектакль о Диогене

***

***

***

Просмотров: 569 | Добавил: iwanserencky | Теги: человек, люди, взгляд на мир, точка зрения, общество, мировоззрение, Ограничители развития личности, Бытие, Амосов Николай, Мое мировоззрение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: