12:01 Оригенизм. Ориген Адамантий... | |
Ориген Александрийский также известный как Ориген Адамантий , был раннехристианским ученым, аскетом и теологом, который родился и провел первую половину своей карьеры в Александрии . Он был плодовитым писателем, который написал около 2000 трактатов в различных областях теологии , включая текстологическую критику , библейскую экзегезу и библейскую герменевтику , гомилетику и духовность. Он был одной из самых влиятельных фигур в раннехристианском богословии, апологетике и аскетизме .Он был описан как "величайший гений, которого когда-либо создавала ранняя церковь". Ориген искал мученичества вместе с отцом в юном возрасте, но мать не позволила ему сдаться властям. Который, по словам Евсевия, спрятал свою одежду, эффективно препятствуя подростку покинуть дом.Когда Оригену было восемнадцать лет, он стал катехизатором в Александрийской катехизаторской школе . Он посвятил себя своим исследованиям и принял аскетический образ жизни как вегетарианец и трезвенник . Он вступил в конфликт с Димитрием, епископом Александрии, в 231 году после того, как был рукоположен в пресвитеры своим другом, епископом Кесарийским, во время путешествия в Афины через Палестину. Димитрий осудил Оригена за неподчинение и обвинил его в том, что он кастрировал себя и учил, что даже Сатана в конечном итоге достигнет спасения, обвинение, которое сам Ориген яростно отрицал. Ориген основал христианскую школу в Кесарии , где он преподавал логику , космологию , естественную историю и теологию, и стал рассматриваться церквями Палестины и Аравии как высший авторитет во всех вопросах теологии. Он был замучен за свою веру во время Децианского преследования в 250-м и умер через три-четыре года от полученных травм. Ориген смог создать огромное количество произведений благодаря покровительству своего близкого друга Амвросия , который предоставил ему команду секретарей для копирования своих работ, что сделало его одним из самых плодовитых писателей во всей античности. Его трактат о первых принципах систематически излагал принципы христианского богословия и стал основой для более поздних богословских трудов. Он также является автором Contra Celsum, самой влиятельной работы раннехристианской апологетики , в которой он защищал христианство от языческого философа Цельса, одного из его главных ранних критиков. Ориген создал Гексаплу, первое критическое издание еврейской Библии, которая содержала оригинальный еврейский текст, а также пять различных греческих переводов его, все написанные в колонках, бок о бок. Он написал сотни проповедей, охватывающих почти всю Библию, интерпретируя многие отрывки как аллегорические . Ориген учил , что до сотворения материальной Вселенной Бог создал души всех разумных существ. Эти души, вначале полностью преданные Богу, отпали от него и получили физические тела. Ориген был первым, кто предложил теорию искупления выкупа в своей полностью развитой форме и, хотя он , вероятно, был Субординационистом, он также внес значительный вклад в развитие концепции Троицы . Ориген надеялся , что все люди в конечном счете смогут достичь спасения, но всегда был осторожен, утверждая, что это только предположение. Он защищал свободу воли и проповедовал христианский пацифизм . Ориген-это Отец Церкви и широко рассматривается как один из самых важных христианских теологов всех времен.Его учение было особенно влиятельно на Востоке, где Афанасий Александрийский и три Каппадокийских отца были одними из самых преданных его последователей.Спор о ортодоксальности учения Оригена породил первый Оригенистский кризис в конце IV века н. э. , когда он был атакован Епифанием Саламинским и Иеронимом, но защищен Тираннием Руфином и Иоанном Иерусалимским . В 543 году император Юстиниан I осудил его как еретика и приказал сжечь все его писания. Второй Константинопольский Собор в 553 году мог предать Оригена анафеме или только осудить некоторые еретические учения, претендовавшие на происхождение от Оригена. Его учение о предсуществовании душ было отвергнуто Церковью... Источник : http://en.wikipedia.nom.si/wiki/Origen ***Оригени́зм — совокупность направлений христианского богословия, восходящая к различным теориям представителя александрийской богословской школы Оригена (ок. 185 — ок. 254). Ориген оказал огромное влияние на последующее развитие христианского богословия, его учениками были святитель Григорий Чудотворец, выдающийся богослов III века Памфил Кесарийский и церковный историк Евсевий Кесарийский. Некоторые из идей Оригена, которые он сам излагал как гипотезы, были признаны еретическими уже при его жизни. Под «оригенизмом» в настоящее время понимают одно из трёх: учение Оригена, учение, приписываемое Оригену его противниками или учение оригенистов VI века. С оригенизмом в истории христианской церкви были связаны два крупных спора — в конце IV — начале V веков и в середине VI века. Вскоре после Пятого вселенского собора 553 года оригенизм исчез из сферы христианской полемики. Некоторыми исследователями высказывается мнение, что оригенизм стал основой для более поздних еретических течений, таких, как арианство, иконоборчество и учение катаров. Догматическая система ОригенаОриген — эллин, воспитанный на эллинской науке,— споткнулся об это варварское безрассудство, разменял на мелочи и себя, и свои способности к науке. Жил он по-христиански, нарушая законы. О мире материальном и о Боге думал как эллин, но эллинскую философию внес в басни, ей чуждые. Он жил всегда с Платоном, читал Нумения, Крония, Аполлофана, Лонгина, Модерата, Никомаха и писателей, известных в пифагорейских кругах. Пользовался книгами Херемона стоика и Корнута; узнав от них аллегорическое толкование эллинских мистерий, он применил его к иудейским писаниям. Во вступлении к своему главному труду «О началах» Ориген формулирует задачу своих богословских исследований. Поскольку апостолы сообщили только о том, что сочли необходимым и о многом умолчали, — «конечно, с той целью, чтобы могли иметь упражнение и показать таким образом плод своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа их преемников», то остались важные вопросы, требующие разрешения. К их числу Ориген относит проблему места Святого Духа в Троице, воскресение мёртвых, свободу воли, происхождение души и многие другие. Свои взгляды Ориген излагает не как догматы, предпочитая только ставить вопросы или обращать внимание читателя на какой-то пункт. Основным допущением философской системы Оригена является представление о падении и конечном восстановлении человеческого развития до состояния возврата к изначальному совершенству, утраченному вследствие греха. Предполагая единство божественного в Боге и в созданных им ду́хах, Ориген обосновывает свободу как главную особенность всякого существа. Анализируя догматические построения Оригена, современные исследователи отмечают отсутствие в них целостной системы, что проистекает из произвольности исходных положений или начал. Несмотря на то, что сам Ориген полагал Священное Писание лежащим в основе его учения, фактически оно вытекало из положенных в основу философских доктрин, преимущественно платонических. В системе Оригена философия дополняет богословие, концептуализируя духовный опыт. Философия ОригенаМетод толкования БиблииВ интерпретации Оригена, разговор Христа с символизирует встречу Логоса и человеческой души. Предлагаемая Христом «вода живая» в данном случае — это тайное духовное знание, а « », из которого пили — несовершенное человеческое знание
. Картина , ок. 1585 года Построение целостной системы, охватывающей все книги Ветхого и Нового Заветов, кроме Апокалипсиса, было главной задачей Оригена. Его основным дошедшим до нашего времени экзегетическим сочинением является IV книга трактата «О началах». Основным допущением Оригена является предположение, что вся Библия подлежит интерпретации, выходящей за рамки буквального смысла. Согласно Оригену, Священное Писание нельзя рассматривать как сборник разнородных текстов, написанных разными авторами в разное время, содержавших устаревшие и неприменимые нормы. Такое произведение было бы недостойным божественного авторства. Метод Оригена обычно называют «аллегореза», то есть нахождение по определённым критериям подходящих к любому данному тексту аллегорий. По мнению современного богослова Ф. Янг, экзегеза Оригена «основывается на тех же традициях филологической науки, что и экзегеза нашего времени, только в несколько ином приложении». Подготовительным этапом к толкованию Библии стало создание огромного по объёму сводного текста Ветхого Завета для шести различных чтений в «Гексаплах». Рассматривая Библию как продукт авторства непосредственно Бога, Ориген придавал значение каждой её букве и потому сопоставлением различных версий пытался определить оригинальную версию текстов. В представлении Оригена о мире, где всё целесообразно, Библия представляла собой образ человека, то есть познающего существа. Как человек состоит из тела, души и духа, так и в Библии можно выделить три смысла: телесный или буквально-исторический, душевный или нравственно-назидательный и духовный или таинственный. Ориген отмечает, что это разделение относится к воспринимающей способности читателя, которая увеличивается усердной молитвой. Буквальный смысл Библии был для Оригена важен как историческое свидетельство, придающее смысл пророчествам. В споре с Цельсом Ориген доказывал истинность рассказов о чудесах. Хотя общий принцип его состоял в том, что телесный смысл Библии недостаточен, в отдельных исключительных случаях Ориген настаивал на буквальном толковании, когда церковь придерживалась другой точки зрения. Так, по его мнению фраза «хвалите Его, солнце и луна»(Пс. 148:3) доказывали то, что эти небесные объекты наделены самосознанием. Выделение душевного смысла редко встречается в произведениях Оригена, и современные исследователи затрудняются с определением его значения. Духовный смысл отличается от прочих тем, что присутствует всюду в тексте Библии. С этой точки зрения всё Священное Писание — это притча или даже шарада. Исследователи выделяют три группы, существенно повлиявшие на экзегетическую мысль Оригена — александрийские иудеи и в первую очередь Филон, языческие философы и гностики (Ираклеон, Маркион). Из христианских богословов в числе его предшественников называют Климента Александрийского. В IV веке оригеновский метод комментирования Библии применяли Иларий Пиктавийский и Амвросий Медиоланский. Отступление от буквального текста, являющееся, по мнению некоторых современных исследователей, развитием метода аллегории апостола Павла, критиковали уже в V веке Епифаний Кипрский на Востоке и Викентий Леринский на Западе. Эсхатология Оригена и учение об апокатастасисеОриген развивал учение об апокатастасисе др.-греч. ἀποκατάστασις τῶν ἁπάντων(«восстановление всего»), встречающееся ещё у Отцов Церкви II века. Его эсхатология сводилась к учению о воссоздании всего существующего. Бога он мыслил как абсолютную благость, а потому и первоначально созданное им он мыслил как абсолютно благое, так как только таковое может быть проявлением абсолютно благой воли. Все создания были первоначально равно хороши и равно свободны. Мир был миром чистых свободных ду́хов (др.-греч. πνεύματα), неразличимых между собой ни существом, ни энергией, ни по своему единению с Богом Словом. Однако эти духи претерпевали изменения к худшему по мере того, как они пользовались своей свободой. В результате возникли разнообразные индивидуумы: херувимы, серафимы и остальные градации ангелов, Солнце, Луна, звёзды и другие разумы высшего порядка. Дальнейший распад привёл к тому, что в некоторых духовных существах огонь божественной любви охладел до такой степени, что они стали душами др.-греч. ψυχαίи им потребовались тела. Неизменным сохранился только один дух, и это Христос. В последние свои дни он истощил себя, принимая различные тела для различных существ, принимая вид херувима для херувимов, ангела для ангелов, человека для людей. После своего воскресения Христос имел эфирное и сфероидальное тело, и такие тела будут у всех после Страшного суда, когда все соединятся с Богом Словом. Таким образом, конечная цель бытия — восстановление того порядка, который существовал в начале. В IV веке один из Отцов Церкви Иероним Стридонский счёл это мнение еретическим, поскольку из него следовало, по его мнению, отрицание догмата о воскресении во плоти. Данное учение Оригена осуждено Пятым Вселенским собором 553 года. В середине VI века по этому вопросу произошёл раскол среди палестинских оригенистов. Об учении одной из фракций, исохристов, известно от Кирилла Скифопольского. Согласно ему, исохристы полагали, что как существовавшие в начале человеческие духи, так и те, которые в конце воссоединятся с Богом, были и будут равны Христу (др.-греч. ϊσος Χρίστω) . Эта доктрина была осуждена папой Львом I(440—461). Об учении их более умеренных оппонентов, «протоктистов» или «тетрадитов», известно меньше. По мнению немецкого богослова Ф. Дикампа, они считали, что дух Христа был создан как первый и высший среди сонма духов, только ему одному они приписывали единство с Логосом. Каждая из этих групп обвиняла другую (и обе они обвинялись не-оригенистами) в ереси. Исохристы обвиняли протоктистов в том, что они возвысили «созданный дух», то есть Христа до Троицы, и были обвиняемы, в свою очередь, в том, что унизили Христа до тварных душ. С точки зрения христологии, протоктисты были более близки к антиохийской школе, тогда как исохристы к александрийской. Учение о ТроицеВ системе Оригена учение о Боге составляет существенную часть учения о Троице. Согласно Оригену, Бог и Отец как первое лицо Троицы тождественны. В первой главе трактата «О началах» Ориген устанавливает, что «Он есть ум и в то же время источник, от которого получает начало всякая разумная природа или ум». Ориген отождествляет своё первоначало с абсолютным бытием и умом. Бог «поистине из ничего» и потому прост, поскольку если бы он был сложен, то мог бы делиться на части и тогда нельзя было бы сказать, что он есть начало. Только Творец, по Оригену, бестелесен и тем отличается от своих творений. Бестелесность бога — это не только отрицание его материальности, но и указание на то, что он может быть только духом, интеллектуальным существом, абсолютным умом. Ориген вводит понятие «единосущный», и духовные создания не являются единосущными Богу, иначе они бы не были созданиями. Бог Оригена един, непостижим и неизмерим, превыше ума и полностью самодостаточен, Он безвременен и находится «по ту сторону бытия». В отличие от более ранних построений христианских философов, Бог Отец у Оригена проявляет творческую активность, не передавая эту функцию Логосу. Он является источником жизни всех существ и судит их по мере соответствия своему замыслу о них. Ко времени Оригена уже вполне сложилось учение о тождественности второго лица Троицы Логосу. Учение о рождении Сына от Отца является важнейшим пунктом учения Оригена, которому уделено значительное внимание в трудах философа. Сын появляется посредством акта рождения, конкретная суть которого должна остаться тайной для человека. Относительно этого акта Ориген приводит несколько утверждений: он происходит вне времени, поскольку Сын совечен Отцу, который неизменяем; это акт, не совершившийся однократно, но вечно продолжающийся. По мнению русского историка церкви А. А. Спасского, этот пункт учения Оригена является лучшим в его догматической системе и значительной поправкой к предшествующему богословию. В дальнейшем в вину Оригену ставили утверждение о том, что он называл Сына созданием (др.-греч. κτίσμα) в толковании на Прит. 8:22. Как вторая ипостась Троицы, Сын Божий носит в себе все атрибуты Отца. Будучи бесплотным, Отец невидим и для Сына, но доступен для его интеллектуально, из чего по Оригену следует важный призыв к человечеству о возможности познания Бога чистым сердцем. Ориген первый представил разработанную теорию о воплощении Сына Божия и личности Иисуса Христа. Она состоит в том, что Бог, предвидя возможность грехопадения, заранее приготовил для своего единородного Сына создание, в котором он воплотится для спасения падших. В труде «О началах» об этом сказано следующим образом: «Та же душа, о которой Иисус сказал, что „никтоже возьмет [душу Мою] от Мене“, от самого начала творения и последующее время неотделимо и неразлучно пребывала в Нём, как в Премудрости и Слове Божием, как в истине и в вечном свете, и, всем существом воспринимая всего (Сына Божия), и входя в свет и сияние Его, сделалась по преимуществу одним духом с Ним». Как столетие спустя Афанасий Великий, Аполлинарий и Кирилл Александрийский, Ориген считал, что воплощение никаким образом не умаляет божественности Логоса. Особая природа души Христа «отсекала в неё всякую мысль о совращении и изменении» при сохранении свободной воли. Оригену также принадлежит первое систематическое учение о благодати, распространяемой через Святого Духа только на праведников, давая им интеллектуальное утешение. По Оригену, Святой Дух — это особое божественное бытие. Он знает Отца сам, а не по откровению Сына. Подобно Сыну, он является посредником между Богом и разумными созданиями, приводя в действие любую инициативу человека, направленную к Богу. Вопрос о православности учения Оригена о Троице дискутировался с начала IV века, поскольку не было понятно, признаёт ли Ориген единосущие этих лиц Троицы с Отцом. Согласно Памфилу Кесарийскому, некоторые из многочисленных обвинений в адрес Оригена были тринитарного характера — якобы Ориген учил, что Сын Божий не рождён, а произошёл через «испускание» (др.-греч. προβολή), как об этом учили гностики-валентиниане. Также Оригена обвиняли в том, что он полагал Христа простым человеком, а не Богом. Затем учение Оригена о Троице было осуждено в ходе оригенистских споров конца IV и середины VI веков. Этика ОригенаПроблему свободы воли иногда рассматривают как основание этической системы Оригена. Действительно, согласно Оригену Бог создал равные во всём свободные сущности, которые смогли воспользоваться своей свободой и отделиться от Бога. Для того, чтобы сущности могли искупить этот грех, Бог создал материальный мир, в котором они бы смогли обрести тела и, осуществляя свою свободную волю, очищаться от греха отпадения от Бога. Близкой к этой оказывается у Оригена проблема промысла Божия, который у александрийца понимается как воспитание, а мир, соответственно, как школа, где осуществляется нравственное образование свободных творений. В своём толковании на выражение из Быт. 1:14 «да будут светила … для знамений» Ориген формулирует идею о совместимости свободы воли и предвидения: «Ничто не происходит только потому, что об этом знает Бог; но, поскольку оно происходит, оно предварительно известно Богу». В духе философов-стоиков, которые полагали, что бог может предварительно знать только то, что в силу необходимости или по определённой причине станет звеном цепи причин, Ориген утверждал, что Бог знает заранее, как произойдут все события, поскольку он «обдумал все будущие вещи, так как они не происходят без какой-либо причины». В этой связи Ориген трактует рассказ книги Исход об ожесточении сердца фараона. С точки зрения гностиков, то, что Бог «ожесточил» сердце фараона, означает, что никакой свободы воли нет и что искупление человека не зависит от него. Поскольку природа фараона была такова, что он был предопределён к погибели, Бог ожесточил его сердце. Полемизируя с ними, Ориген указывает на то, что если в намерения Бога входило истребить фараона, ему не надо было бы ожесточать его природу. Бог так поступает не потому, что он желает этого, а по причине дурной внутренней расположенности человека. По причине порочности человека, являющейся следствием наличия у него свободной воли, благое действие Бога может ожесточить его, поскольку в человеке наличествует порочность. Оригенизм в III—IV веках«Ангел Божественного Присутствия укрывает Адама и Еву кожаными одеждами», рисунок . По мнению Оригена, Бог не мог выступать в качестве обыкновенного кожевенника Источниками оригенизма являются не только труды Оригена, но и восходящая к Филону иудео-христианская традиция Александрии. Эта традиция восприняла также некоторые идеи языческой философии, особенно платонизм. Своё первоначальное развитие оригенизм получил в Александрийской школе, различные течения мысли в которой как принимали, так и критиковали учение Оригена. Вероятно, критика Оригена началась ещё при его жизни. В 231 году он был лишён сана пресвитера епископом Димитрием Александрийским (189—231), хотя причины этого могли быть не богословского, а дисциплинарного характера. Однако Евсевий Кесарийский сообщает, что в ответ на выдвинутые против него обвинения Ориген был вынужден писать в Рим папе Фабиану (236—250) письма с доказательством своего православия. Возможно, осуждение Оригена было повторено при преемнике Димитрия, епископе Иракле (231—248)... ... *** ***
ЛитератураПервичные источники
Исследования
*** Источник : http://ru-wiki.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC Оригенизм — WiKiПортрет Оригена из « Les vrais pourtraits… » (1584) *** *** *** Ещё читать... Об Оригене *** *** ПОДЕЛИТЬСЯ
*** *** Черная дыра питает маленькие звезды на расстоянии в миллионы световых лет Черные дыры славятся свой мощью и возможностью разрывать объекты, в том числе и звезды. Но теперь астрономы обнаружили черную дыру, которая, возможно, спровоцировала рождение звезд на ошеломляющем расстоянии и сразу в нескольких галактиках. Если это утверждение подтвердится, это открытие, сделанное с помощью рентгеновской обсерватории Чандра НАСА и других телескопов, представит самый широкий охват, когда-либо виденный для черной дыры, выступающей в роли звездного пускового стартера. Чер ...Читать дальше »
*** *** *** *** *** *** *** *** | |
|
Всего комментариев: 0 | |