История нашей Древней Руси может показаться кому-то скучной и не интересной – что, дескать, там лапти да кокошники какие-то. Я и сама раньше так думала, но чем больше погружаешься в ту эпоху, тем больше находишь там подлинно библейский размах и настоящие античные страсти. Даже если рассматривать только официальную версию истории, то под религиозным и идеологическим глянцем просматриваются события эпического масштаба. Таким поистине судьбоносным событием явилось Крещение Руси в 988 году, причем вовсе не только с религиозной точки зрения, которую мы вообще постараемся не затрагивать. Это был, в первую очередь, исторический выбор пути развития, выбор политического курса и выбор цивилизационной модели. И результаты этого выбора актуальны по сей день.
Главное действующее лицо – князь Владимир I Святославич.
Если не вдаваться в подробности его биографии, с которой каждый может ознакомиться сам, а только описать ее главные моменты, то они, увы, будут больше отрицательными. На его счету кровавая свадьба с отвергнувшей его Рогнедой, которую он взял силой на глазах ее родителей, которых потом убил на глазах обесчещенной дочери. Братоубийство – Владимир мог воевать с братом честно, сойтись в открытом бою, но предпочел хитростью и подкупом приближенных выманить Ярополка из Киева, заманить его в ловушку под предлогом примирения и приказать зарезать брата, когда тот безоружный пришел к нему в шатер.
Предание описывает князя Владимира I, как «побежденного похотью». Было у него четыре жены: Рогнеда, гречанка, чехиня и болгарыня, от которых в сумме родилось двенадцать детей. И при этом, по словам Нестора, «наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Церковь толкует эти грехи, как совершенные в язычестве, но с принятием христианства Владимир все свои прежние грехи отринул, смыл их святым крещением и тем спасся. Более того - стал святым. Причем не только православным, но и католическим.
Но помимо пороков, Владимир, как личность выдающаяся и ярко окрашенная, был еще и умным человеком. Княжа в Киеве, он помаленьку собирал под своей рукой большое государство, состоящее из разных народов, которое надо было объединять чем-то, кроме дани и жесткой княжеской руки. Первое, на что решился Владимир, заполучив единоличное княжение, была религиозная реформа. Судите сами, в языческом мире в каждом племени свой бог – тут один главный, там другой. Владимир задумал объединить подчиненные ему племена религиозной скрепой – создать единый пантеон богов, главным в котором стал покровитель варяжской дружины Перун-громовержец, эволюционировавший из славянского бога-громовика в некое подобие бога войны из скандинавского эпоса.
Сказано – сделано. Поставил Владимир в Киеве шесть деревянных кумиров на холме: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И в знак главенства над остальными богами приказал посеребрить Перуну голову и позолотить усы. Выделяя Перуна, Владимир пытается не только угодить варяжской дружине, но и провести некие параллели между главным позолоченным богом-громовержцем на небе и собой - князем с мечом и щитом тут на земле.
Но народ таких сложных аллюзий не понял и в избранность князя не поверил, тем более, что не очень популярный у мирных земледельцев воинственный Перун был куда менее важен для них, чем бог плодородия Даждьбог. Перуну же, как новому богу войны, еще и человеческие жертвы подавай, чего остальные боги от восточных славян не требовали, в отличие от варяжской традиции, где человеческие жертвоприношения были нормой - пленных-то у варяжской дружины всегда хватало. Неудивительно, что эта первая религиозная реформа князя Владимира была отвергнута большинством населения древней Руси на ментальном уровне.
Князь Владимир понял, что в качестве объединяющей скрепы для государства его вариант язычества не подходит. Язычество, надо сказать, вообще не очень удобная религия для власти, потому что там нет самой главной установки - что власти надо подчиняться. Ну, нет в язычестве никакого чинопочитания. Более того, древнерусское общество было вечевым, и князь не был царем или императором, ибо над ним стояло вече, которому он был подотчетен, и которое могло как утвердить передачу княжеской власти по наследству, так и переизбрать себе князя. Язычество на Руси не предполагало ни каст, ни классов, так что кроме дружины и родни князю опереться было не на кого – волей-неволей будешь считаться с народом, с его самыми уважаемыми членами – главами родов, старейшинами. У Владимира, конечно, есть дружина с мечами, но куда, скажите на милость, деть волхвов, с которыми боги «разговаривают» напрямую? Волхвы тоже князю не подчиняются, и соответственно всегда представляют собой элемент угрозы и нестабильности для княжеской власти, ибо и с их интересами и мнением приходится считаться – поди-ведай, что им в следующий раз боги «нашепчут».
Надо сказать, что Владимиру сопутствовала военная удача. Он много куда ходил и много кого победил – поляков, вятичей (аж два раза), радимичей, болгар, ятвягов. Его предки своими военными походами последовательно создали у соседних народов и государств представление о Руси, как о силе, с которой приходится считаться. У России реально сильное войско, а такого соседа лучше иметь в союзниках. Соседями в тот момент можно считать Польшу, Венгрию, прибалтийские земли, Волжскую Булгарию, печенегов и, конечно, Византию.
Византия в конце первого тысячелетия – это самое богатое и самое просвещенное государство, собравшее в себе все блага и богатства средиземноморской культуры. Константинополь был столицей империи и величайшим городом мира, светочем христианства и центром утонченной интеллектуальной культуры. И именно из-за своих несметных богатств Византия имела и множество врагов, среди которых бывали и славяне, каждый князь которых считал делом чести попытаться взять Константинополь и уйти домой с данью или огромным откупом.
Следует отметить, что эпохальное для Руси событие – обращение в христианство в 988 году – вовсе не было чем-то экстраординарным для того времени. Конец Х века ознаменовался целым рядом крещений: в 942 году был крещен датский король, в 966 – польский князь, в 976 – норвежский король, в 988 – венгерский герцог. Крупные и могущественные европейские государства уже давно были христианскими. Немецкая династия Оттонов возложила на себя миссию по распространению христианства на всей территории Европы, куда входили и земли восточных славян. По всей этой территории передвигались разного рода миссионеры и проповедники. Захаживали они и в Киев. Таким образом, христианская вера не была чем-то неизвестным на территории Киевской Руси. О чем говорить, если бабка Владимира княгиня Ольга по собственному почину приняла крещение – да от кого?! – от самого василевса византийского Константина Багрянородного.
Собственно говоря, к концу Х века языческими-то остались, кроме Руси, еще часть Скандинавии, балтийские народы, ну и дальше к Востоку от Волги совсем малопонятные племена. Да и обстановка вокруг буквально подталкивала к выбору новой, более перспективной веры – в Европе складывался некий элитарный клуб христианских государей, братьев во Христе и по крови владыческой. Что ж - спрос рождает предложение! И к Владимиру потянулись «ловцы человеков» всех мастей. Как гласит предание, Владимир отнесся к вопросу выбора веры обстоятельно, педантично изучив все, что предлагалось на поле религий в тот момент.
Магометане
Первыми пришли к Владимиру «болгары магометанской веры, говоря: „Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?». Они же ответили: „Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами». Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: „Руси есть веселие пити: не можем без того быти».
Латинские христиане
«Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: „Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». И вправду, отец его Святослав уж точно не принял – епископ Магдебургский еле ноги из Киева унес.
Иудеи
Услышав об этом, пришли со своим предложением хазарские евреи и сказали: « Христиане веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?». Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?». И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Ну в принципе логично.
Греки из Византии
Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей. Ибо, подмывшись, вливают эту воду в рот, мажут ею по бороде и поминают Магомета. Так же и жены их творят ту же скверну, и еще даже бoльшую…». Услышав об этом, Владимир плюнул на землю и сказал: «Нечисто это дело». Сказал же философ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их немного от нашей отличается: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: «Сие есть тело мое, ломимое за вас…». Так же и чашу взял и сказал: «Сия есть кровь моя нового завета». Те же, которые не творят этого, неправильно веруют».
Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философ ответил: «Воистину веруем в того; их же пророки предсказывали, что родится Бог, что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдет на небеса. Они же пророков избивали. Когда же сбылись пророчества их, когда сошел он на землю, был он распят и, воскреснув, взошел на небеса, от них же ожидал Бог покаяния 46 лет, но не покаялись, и тогда послал на них римлян; и разбили их города, а самих рассеяли по иным землям, где и пребывают в рабстве».
Владимир спросил: «Зачем же сошел Бог на землю и принял такое страдание?». Ответил же философ: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю». Владимир же сказал: «Рад послушать». И философ пересказал Владимиру сначала Ветхий завет, потом Новый Завет. Думаю, в месяц уложился грек.
Понял Владимир, что каждый кулик свое болото хвалит, а чужое ругает. Да еще карами посмертными грозится, если не ту веру выберешь, а за свою благодать обещает. И решил он отправить гонцов в разные земли и лично убедиться что там и как. Я же говорю, умный был человек.
И вот вернулись послы от магометан и вот что про них сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». Что-то мне подсказывает, что магометание изначально были в пролёте ибо предлагали любвеобильному князю обрезание его фамильных драгоценностей, да еще в купе с отказом от вина.
Про немцев сказали просто: «И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой». Ну, это понятно – ни Кёльнского собора, ни Нотр-Дамм-де-Пари, ни Собора Святого Петра в Риме тогда еще даже в проекте не было, а до Венеции они, видать, не доехали.
А про Византию вот что сказали: « И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: „Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
Знаете, я их понимаю. Тот, кто был в Стамбуле и побывал в Айе-Софии, тот до сих пор помнит, как у него перехватывало дух от всего этого величия, от размеров огромного храма, от сводов и стен, сплошь покрытых золотом, от огромного купола, который непонятно как могли возвести в такой древности. Если на нас сейчас это так действует, то у тех бедных славян наверное вообще крышу снесло. А там ведь еще и службу им показали – со свечами и лампадами, с гимнами и хорами, кругом мерцают лики, сверху взирает Господь Вседержитель, на высоком месте сам Багрянородный император с семьей, а в центре жрецы в золоте и парче. Так, что у русских послов и слов-то не нашлось, чтобы это великолепие своему князю описать.
Но не думайте, что выбор греческой веры Владимир сделал, как дикарь, пораженный красочным зрелищем. Русские и до этого не раз бывали в Константинополе - и торговали и воевали и договора с василевсами подписывали. Нет, это был тонкий и точный политический расчет, дипломатия и выгода. Давайте просто прикинем, что нам сулил выбор любой другой веры? Ближайшими католическими государствами на тот момент были Польша и полудикая Венгрия, куда недавно только откочевали угры. Оба государства не представляли никакого особенного интереса для Руси в качестве локомотива. Рим далеко, папство тогда еще только набирало силу. Хазары на тот момент были разбиты и слабы. Волжская Булгария тоже. Что это за союзники, которых Русь уже покорила силою своих мечей и которые сами платят ей дань? Получается, что ничего выгодного подобные союзы на тот момент Руси не сулили. Византия же – самое влиятельное, мощное, просвещенное и большое государство региона - с профессиональной армией и роскошным двором, корнями уходящее в античность. Это давний торговый партнер Руси, через которую, в свою очередь, идет великий торговый путь «из варяг в греки».
Византия – это самая настоящая империя. Она ведет войны, а с теми, кого не может победить, стремится заключить союзы на основе религиозного единства. Вот и Владимиру как раз и был предложен такой союз – на основе православия. Кому там поклоняется Русь? Каким-то идолищам деревянным? А у нас православие, у нас Христос. Наш Господь говорит, что вся власть от Бога. Это ведь как раз то, что так искал и не находил в языческой вере Владимир. И все священники тогда будут не противостоять ему, как волхвы, а наоборо - будут охранять и благославлять его власть, если кому-то вдруг вздумается посягнуть на нее или оспорить, будут защищать право престолонаследия. Князь уже не будет первым среди равных, да еще выборным. Нет, князь – это отныне будет власть от бога, власть выше человеческой. Владимир, как тонкий политик, прекрасно понял, почему все европейские государи принимали христианство и были так задушевно близки с церковью – она защищала их интересы.
К тому же в византийской церкви уже есть детально продуманная система подчинения от патриарха до простого священника, ничего не надо выдумывать. А еще есть замечательный принцип «одна земля – одна вера», что архи важно для Владимира. В общем, вы уже догадались - это было предложение, от которого невозможно отказаться!
Но в то же время Владимир, как умный человек, понимал, что мало просто принять православие и стать всего лишь каким-то полудиким провинциальным партнером с севера, которого зовут, когда надо кому-то намять бока. Неееет! Необходимо стать частью этого прекрасного, пышного и величественного мира Византии. А это возможно лишь заключив династический брак с домом византийского Императора. И тут наступает замечательный момент – в Византии восстают легионы, и императору Василию II угрожает его бывший военачальник Варда Фока, который сам хочет стать императором. Василий обращается за помощью к Владимиру, а тот набирается наглости и просит руки сестры императора Анны Багрянородной. Василевс в шоке, Анна в ужасе, ей совсем не светит уезжать от шикарного византийского двора в какую-то скифскую глухомань, но ситуация с престолом у ее брата была настолько плоха, что василевсу пришлось пообещать ее руку Владимиру. Владимир выдвигается было на помощь будущему шурину, но по пути ему становится понятным, что Анну ему не отдадут, и император, похоже, обещание не сдержит. Тогда и Владимир дает понять хитрому «родственнику», что ему собственно все равно кто будет византийским императором и на чьей сестре или дочери жениться - ведь и Варда Фока может занять императорский престол в Константинополе, если Владимир его поддержит, и он в благодарность тоже даст ему кого-нибудь в жены.
Тут Василий сам собрал чемоданы сестрице и с попами отправил Порфирородную в Корсунь, где уже дожидался жених. Анна, смирившись, выдвинула единственное условие – выйдет замуж только за христианина. Ну, с этим-то проблем не было, ибо Владимир давно созрел, и его крестили прямо в Корсуни, там же и обвенчали молодых. Варду Фоку потом тоже разбили.
Вернувшись в Киев, крещенный Владимир сразу взял быка за рога. Было объявлено, что завтра все от мала до велика должны прийти к Днепру принимать крещение. Кто не придет, тот будет личным врагом князя. Ну, ясное дело, ничего не понимающий народ пришел, его загнали в реку и греческие попы, которые прибыли с Владимиром в Киев, скопом всех окрестили. Приняв водные процедуры, народ, конечно, вряд ли что понял про нового бога – видимо, подумал, что на их капищах появится еще один золоченый деревянный идол, делов-то.
Однако, деревянных кумиров наоборот стали валить, топить, рубить топорами. Не оправдавшего надежд киевского Перуна с золочеными усами привязали к хвосту коня, колотили палками, а потом и вовсе сбросили в Днепр. Можно представить, какими глазами на все это смотрел народ, но князь Владимир умел подсластить пилюлю – устраивал пиры, праздники, раздачу хлеба. При этом начались гонения на волхвов. Традиционные капища уничтожались. В общем, народ, которому в один день сменили древнюю исконную веру на новую – чужую, непонятную, то ли греческую, то ли иудейскую, конечно пребывал в стрессе.
Да еще приказал Владимир собирать у лучших людей их детей и отдавать их в обучение книжное, считай, церковное. Матери же детей этих плакали о них как о мертвых. Так ковался штат будущих священников уже из русских людей. И с этих пор книжное знание стало отвоевывать позиции у традиционного устного знания, передаваемого по линии рода и общины. Сейчас мы приемлем только книжное знание, при всех безусловных достоинствах которого есть и очевидный минус - легкость утраты, ошибки и фальсификации. Достаточно утратить оригинал, чтобы сфальсифицированная кем-то копия стала оригиналом. Но, безусловно, появление книг, пусть религиозных, но сопутствующее этому распространение письменности – это первый важный шаг к просвещению Руси.
Однако, тяжело крестилась Русь. Вовсе не так благостно, как нам рисуют на картинках. Практически сразу же в 991г. восстал Новгород – военно-карательную спецоперацию по насильственному крещению новгородцев «огнем и мечом» проводил небезызвестный Добрыня Малкович. В Суздале в 1024 вспыхнуло восстание из-за засухи и неурожая, народ во всем винил князей, оскорбивших старых богов. В вольном Новгороде много позже (в 1071г.) на фоне голода и неурожая поднимается восстание под предводительством волхвов, которые не желали отдавать греческим «волхвам» бразды духовного правления. Восстание это жёстко подавил князь Глеб Святославич, прилюдно зарубив топором главного волхва. В Ростове и в Белоозере в 1071 году было народное восстание также на почве неурожая.
Новгород, Ростов, Муром еще в XII веке сопротивлялись православию и не пускали к себе миссионеров. У нас мало что об этом сохранилось и еще меньше об этом говорят, но достаточно посмотреть, к примеру, многочисленные сохранившиеся у нас материалы о том, с каким яростным сопротивлением воспринимала христианство соседняя Литва, чтобы представить аналогичные процессы на Руси.
И, тем не менее, постепенно, в конце концов, Русь стала православной. С политической точки зрения это был громадный исторический вклад Владимира I в развитие Руси. Русь – теперь главный стратегический партнер Византии, контролирующий Северный поток "путь из варяг в греки". Русь начинает строить свои громадные каменные соборы и золотить купола, становится в буквальном смысле наследницей византийской цивилизационной модели, религии, традиций, образа жизни, образа мысли и образа действий византийского двора. Да собственно, эта пресловутая цивилизационная модель давно почившей в бозе средневековой Империи, до сих пор актуально – прекрасно живет и здравствует в современном российском истеблишменте и ярко проявляется в общественно-политическом устройстве страны.
Главное — постараться увидеть суть за глянцем и мишурой.
Насколько я поняла Древняя Русь была ранним и природным вариантом социализма, т.е. максимально справедливого общества, какое только возможно в человеческом обществе. Ну а Владимир — первый политтехнолог, провернувший в своих интересах сложную операцию по отмене бесклассового общества и вырулил в сторону монархии. Сколько еще будет этих политтехнологов в истории Руси-России.
Мысль интересная... о природном и раннем социализме на Руси. Как там было на самом деле, у нас возможны, нынче, только догадки. А о Владимире нам преподнесли нечто литературное. Читал, ещё в школе толстую книгу, которая называлась "Владимир", как раз о нашем герое князе... А до этого читал книгу "Святослав ", стало быть о его отце. Жаль, не упомню, автора, или авторов, и подробностей. Книги толстые были! Владимир там изображался явно симпатичным субъектом... Слово политтехнолог было нам в ту юную пору 60-х, 70-х годов, неведомо... И вот, когда много лет прошло( по человеческим меркам) вдруг оказывается, что есть обилие альтернативной истории! Оказываемся в замешательстве, однако, да в каком же мире мы живём... И как не крути, думается мне грешному, что всё ж мы звери и животные, хоть и люди. А законы, естественные, бытия, ну, звериные..., несколько извращенные, и даже более отвратительные, чем у братьев наших меньших. И это при всём при том, что живя в социуме, мы зависим друг от друга, от плодов деятельности людей, близких и дальних. И жить в Природе, естественным образом, не можем. Но устроено так, что мы враги друг другу, издеваемся и мучаем друг друга на всех уровнях, на всём земном шарике, как нам стало известно от наших учёных. Парадоксы... Вот и князья, управленцы, всё им позволено, они благодетели для тех, кого оставляют жить, расходного материала для их подвигов всегда было достаточно, женщины поставляли много и много, биология-с, извините-с...
Да, поэтичного и прекрасного в нашей жизни, увы, мало. Это поэты, философы и историки, анализируя прошлое, пытаются придать происходящему хоть какой-то возвышенный смысл, замысел, законы развития. А на самом деле движет человеком тотально махровый эгоизм. А вот этими князьями жизни вдобавок еще и наслаждение властью, ради которой они готовы на что угодно — вплоть до убийства собственных детей, братьев, отцов. Тьма примеров тому в истории. И как это все можно оправдать? Поэзией, религией, законами исторического развития...
Изучая историю, понимаешь одно — что этих ребят из их тронных залов можно вынести только вперед ногами. А когда понимаешь это, то становится как-то проще жить — это не мы, выходит, заслуживаем ту власть, что над нами. Это просто мир так устроен, и вся история тому свидетельствует.
Вздохнув печально, соглашаюсь... Но место вере оставляю, о том, что мир переустроен будет, и уж тогда, с умом потомки заживут, и главной будет мера, ну, и умеренность при ней... А там, глядишь, планетка наша рассыплется... А мы, а мы, а нам... Что до того?
Однако, есть такое государство - Силенд?.. Физически его территория возникла в ходе Второй мировой войны. В 1942 году ВМС Великобритании соорудили на подступах к побережью серию платформ. Одной из них был Рафс-Тауэр (англ. Roughs Tower). Во время войны на платформах размещались зенитные орудия и находился гарнизон из 200 человек. После окончания военных действий большинство башен было разрушено, но Рафс-Тауэр, будучи за пределами британских территориальных вод, остался нетронутым.
И вот...
В 1966 году отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс и его друг Ронан О’Рэйлли
СУЛЛАЕВА Н. А.
Очень краткая история моей семьи
ГОЛОВЫ.
2017, г. Георгиевск. Посвящается всем моим родным, которых я очень люблю и благословляю на счастье и здоровье.
В полной тишине и абсолютной ... Читать дальше »