14:53 К стихам Есенина Сергея | |||||||||
*** Никогда я не был на Босфоре,
Песнь о собаке
Оригинал взят у Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил. Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
*** *** Мать Татьяна Федоровна вспоминала: «Напишет и просит: «Мама, послушай, как получилось». (На снимке - 1924 год.) Фото: РИА НовостиБольшинство людей, знающих Есенина поверхностно, воспринимают его в лирико-ботаническом контексте: "клен-березка-василек-белых яблонь дым". Еще у него есть собаки – причем речь не о потрясающей "Песни о собаке", не так уж широко известной, а о тех московских собаках, которые знают озорного гуляку (плюс, конечно, Джим, с которым можно полаять на луну). Дмитрий Быков сокрушался, что Есенина полюбила криминальная Россия, "которая увидела в нем выражение своей заветной сути" – и, надо сказать, песни в жанре шансон очень многим ему обязаны. Сегодня его стоит перечитывать, и внимательно вчитываться в него, чтобы обнаружить в нем подлинно великого поэта.
Есенин и бумажный василек Стихи Есенин начал писать в 13 лет. Когда ему было около 20, он сошелся с деревенским поэтом Николаем Клюевым, уже довольно известным в Москве и Петербурге. Клюев (ходивший в косоворотке, мазавший волосы растительным маслом и говоривший о себе "Я не поэт, я мужик") буквально в него влюбился - и начал раскручивать. Это было очень похоже на раскрутку современного эстрадного певца. Есенин появлялся всюду в типично русской одежде. "Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напомнил слащавенькие открытки" – писал Горький; голос у него был такой, "каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло" – вспоминал Маяковский. Кому-то запомнился бумажный василек в петлице. В дарственных надписях Есенин представлялся: "бояшник соломенных суемов славомолитвенный рязанец"... На самом деле у юноши было довольно приличное образование (его готовили к карьере сельского учителя). "Деревенский мальчик" еле держался на лошади, и однажды, выступая в поэтической программе в цирке, едва не убился, упав с коня (после этого он сказал своему другу Мариенгофу: «Толя, пусть лучше убьют на фронтах Гражданской войны, чем в манеже!») Все это было шоу – и прозорливый Маяковский, увидев Есенина, сразу не поверил его игре: знал, "с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак". Он с ним даже поспорил – сказал, что через год Есенин сменит театральный наряд на нормальную городскую одежду. Через год, увидев Есенина в пиджаке и галстуке, Маяковский потребовал отдавать долг – в итоге два поэта чуть не подрались. А еще через какое-то время Есенина невозможно было представить без цилиндра. Впрочем, Есенин всегда любил переодеваться, играть, менять имиджи, создавая все новые мифы о себе самом. Носил в петлице цветы, заботливо их оглаживая. Из письма: "Лакированные ботинки, трость, перчатки — это все у меня есть. Я купил уже. Я буду болтать тросточкой и говорить, закатывая глаза: «Какая прекрасная погода!» Я обязательно научусь этому перед зеркалом. Мне интересно, как это выглядит". Есенин и императрица В 1916 году Есенина призвали на военную службу. Он мог бы отправиться на фронт и погибнуть, но помогло вмешательство Григория Распутина. Тот (как рассказывает в своей статье Б. Стырикович) написал записку полковнику Ломану, близкому к царской семье: «Милой, дорогой, присылаю тебе двух парашков. Будь отцом родным, обогрей. Ребята славные, особливо этот белобрысый. Ей богу, он далеко пойдет». (Вторым "парашком" был Николай Клюев). Во многом благодаря записке Есенин оказался не пехотинцем, а санитаром в лазарет Великих княжон Марии и Анастасии. Есенин вскоре сблизился с царской семьей – встречался и с сестрой императрицы Елизаветой Федоровной, и с матерью императора Марией Федоровной. И с самой императрицей Александрой Федоровной тоже. В автобиографии Есенин вспоминал: "Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия". Многим "прогрессивным" интеллигентам, однако, не понравилось, что Есенин вдруг оказался близок к царю: одна дама кричала на приеме: "Отогрели змею!" и демонстративно рвала письма и рукописи Есенина. В 1916 году Есенин написал стихотворение "Царевнам", посвященное дочерям Николая II и солдатам, за которыми те ухаживали. Оно неожиданно заканчивалось пророческими словами: "Все ближе тянет их рукой неодолимой Туда, где скорбь кладет печать на лбу. О, помолись, святая Магдалина, За их судьбу". Потом Есенин еще рассказывал подруге историю, как целовался с великой княжной Анастасией Романовой (той самой Анастасией) на лестнице дворца. А она кормила его сметаной. Выдумка, конечно – но чего еще ждать от склонного к актерству выдумщика Есенина?... *** *** *** *** *** ЕСЕНИН. Хороша была Танюша Ругаться вовсе ни к чему... ***
*** *** *** ***
*** ***
*** *** Шишкин *** «Шедевры живописи Государственного Эрмитажа», *** ***
*** Эрика Векслер *** Эрих Йохансон *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** | |||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |