. *** . . . . . .
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей фортуны он окажется не на своем месте.
Бедность ставит преграды нашим желаниям, но она же и ограничивает; богатство умножает наши потребности, но и дает возможности их удовлетворять.
Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.
Благо тому, кто тверд по натуре и гибок по здравому рассуждению.
Благоденствие дурного правителя — бедствие для народа.
Благоденствие освещает путь благоразумию.
Блюсти всюду выгоду — это жизненное правило здравого смысла.
Было бы чересчур смело судить обо всех людях по их слогу. По-видимому, точное соответствие между способностью мыслить и умением выразить мысль в словах встречается редко, а необходимая связь между идеями и терминами не всегда налицо.
Быть подлинно здравомыслящим уже означает много знать. *** В доброе отношение людей к некоторым домашним животным закрадывается порою оттенок лести самим себе.
В крайности — но только в крайности — можно принимать и рискованные решения.
Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.
Венценосец лишь тогда велик и достоин любви, когда ему присущи добродетели истинных государей и недостатки простых смертных.
Венценосец, который не любит свой народ, может быть великим человеком, но он никогда не станет великим государем.
Все люди родятся искренними и умирают лжецами.
Все люди рождаются правдивыми, а умирают обманщиками.
Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет. *** Главные обязанности людей основаны на их беззащитности друг перед другом.
Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать выводов, — а за этим всё и дело.
Говоря о характере, нередко путают свойства души со свойствами разума. *** Деликатность в основе своей — порождение души; это чувствительность, степень которой определяется также большей или меньшей свободой обычаев. ***
- Если афоризм нуждается в пояснениях, значит он неудачен.
- Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.
- Женщина может понравиться нескольким мужчинам чертами иной раз противоположными. А случается и так, что все любят в ней свойство, которого она лишена, скажем постоянство, хотя на деле эта женщина ветрена.
- Женщины не способны постичь, что существуют мужчины, к ним равнодушные.
- Запомните, в жизни всегда много такого, на что следует отважиться, и такого, что следует презирать, и взвесьте при этом свой ум и силы.
- Здравость суждения идет дальше, чем здравый смысл, но основы ее более шатки.
- Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиваться главенства в уже созданной.
- Иные живут счастливо, сами того не зная.
- Искусство нравиться — это искусство обманывать. *** Как мало вещей, о которых мы судим здраво.
Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды.
Когда нововведение слишком трудно установить, это служит доказательством, что в нем нет необходимости.
Короли признают великими только тех, кого сами и возвеличили.
Корысть редко приносит успех.
Красота каждой женщины отмечена чертами её характера, и мы предпочитаем ту, чей характер будит в нас самый живой отклик.
Кто жаждет совершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом и не страшась себя обнаружить; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу, но такое удается не часто.
Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, чтобы в них была глубокая основательность.
Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.
- Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что — любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит всё, что достойно уважения.
- Льстец — это тот, кто обманывает обыкновенно только глупцов.
- Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему.
- Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра. *** Мечты о великом обманчивы, зато они развлекают нас.
Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть.
Мы делаем вид, будто нам лень завоевывать славу, и при этом лезем из кожи ради ничтожнейшей корысти.
Мы любим внешние качества лишь за наслаждение, которое они нам доставляют, но главное для нас — качества внутренние, отраженные во внешних; итак, мы имеем право сказать, что всего сильнее нас привлекает душа.
Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.
Мы предвидим трудности, связанные с осуществлением нашей затеи, но редко думаем о тех, что коренятся в нас самих.
Мы так хотим заслужить уважение, что порою и впрямь становимся достойны его.
Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить. ***
- Наградить человека честолюбием, не наделив талантом, — вот самое большое зло, какое может причинить ему судьба.
- Надежда — самое полезное и самое губительное из всех жизненных благ.
- Немного здравого смысла — и от глубокомыслия ничего не останется.
- Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие.
- Нравы портятся легче, чем исправляются
- Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде — телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго длится.
- Опасайтесь робких.
- Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе.
- Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.
- Праздность более утомляет, чем труд.
- Предел хитроумия — умение управлять, не применяя силы.
- Представление отца о себе неотрывно от представления о сыне, разве что последний каким-нибудь своим свойством противоречит этому представлению.
- Предусмотрительность, плодовитый и быстрый в военных вопросах ум не сделают человека великим полководцем, если эти таланты не подкреплены хладнокровием в опасности, телесной крепостью и неутомимо деятельной натурой.
- Прежде чем ополчаться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие.
- Процветание придает особую проницательность здравому смыслу.
- Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им избегнуть худшей напасти — подчинения чужой воли.
- Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.
- Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.
- Реже всего нам помогают те, в ком мы особенно нуждаемся.
- Разуму не постичь надобностей сердца.
- Светские люди не беседуют о таких мелочах, как народ; но и народ не занимается таким вздором, каким занимаются светские люди.
- Скупость — низменная и плачевная мания, которая не требует ни знаний, ни здравого рассудка, ни молодости; именно поэтому, когда чувства начинают нам изменять, она одна занимает место всех прочих страстей.
- Скупость — это величайшее недоверие к обстоятельствам жизни, это старание уберечься от прихотей судьбы чрезмерной осмотрительностью.
- Соблюдение целомудрия вменяется в закон женщинам, меж тем в мужчинах они превыше всего ценят развращенность. Не забавно ли?
- Советы старых людей — как зимнее солнце: светят, да не греют.
- Солдаты, покидая место постоя, поджигают его, несмотря на запрет командира: им нравится сметать с лица земли великолепные здания. Что побуждает их везде и всюду оставлять за собой неизгладимые следы варварства? Просто ли удовольствие разрушать? Или же уверенность всех слабодушных, что разрушение — верный признак смелости и могущества?
- Стоит нам почувствовать, что человеку не за что нас уважать, — и мы начинаем почти что ненавидеть его.
- Так ли уж важно для честолюбца, навсегда упустившего свое счастье, умрет он чуть более бедным или чуть более богатым?
- Только про того можно сказать, что он добился успеха, кто сумел воспользоваться его плодами.
- Торг честью не обогащает.
- ТОРГОВЛЯ — это школа обмана.
- Торгуя честью, не разбогатеешь.
- Тот, кто чувствует лишь свое ничтожество и не чувствует силу, никогда особенно не воспламеняется страстью, потому что не смеет ни на что надеяться.
- ТЩЕСЛАВИЕ лишает людей естественности.
- Удержаться на высоте своего УСПЕХА или на уровне своего богатства — вот на что нужно больше всего ума.
- Успех одаряет очень многим, только не друзьями.
- УМ не спасает нас от глупостей, совершаемых под влиянием настроения.
- Хороший ВКУС есть способность верно судить о предметах, связанных с областью чувства.
- Хороший стол исцеляет раны, нанесенные картами и любовью.
- ЧЕЛОВЕК влюблен в созданный им самим образ; только ему, а не легкомысленной женщине, он предан всем сердцем.
- Человек словно рожден для того, чтобы дурачить других и самому оставаться в дураках.
- Человек счастлив, лишь когда он на своем месте.
- Человека называют бесхарактерным, если душа его слаба, легкомысленна, непостоянна, но даже эти недостатки все равно образуют характер.
- Чтобы избавиться от гнёта силы, люди принуждены были подчиняться закону. ШУТКА у философов столь умеренна, что её не отличишь от серьезного рассуждения.
- Я всегда дивился тому, что государям и в голову не приходит проверить — может быть, сочинители великих творений способны и на великие дела? Объясняется это, видимо, тем, что государям некогда читать.
- Я сравнил бы мир со стариком, который сохраняет все желания молодости, но стыдится их и прячет, потому ли, что обманулся в достоинстве многих вещей, или потому, что хочет казаться таким разочарованным.
- Ясность — вежливость философии.
- Ясность — лучшее украшение истинно глубокой мысли.
***
***
***
Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (фр. Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues, 6 августа 1715 года, Экс-ан-Прованс — 28 мая 1747 года) — французский философ, моралист и писатель.
***
Родился в знатной, но обедневшей семье. Годы детства провёл в замке Вовнарг (фр.). Слабое здоровье не позволило ему получить образование, кроме начального, он не изучал латынь и греческий язык. У него также было слабое зрение. В детстве дружил с Виктором Рикети, маркизом Мирабо, отцом видного деятеля Великой французской революции Оноре Габриэля Рикетти де Мирабо, и с Форисом де Сен-Венсен (фр.), впоследствии ставшим археологом, с которыми продолжал переписку после отъезда из дома.
Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 годов; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям. Ещё будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, Вовенарг поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой оказал глубокое влияние на Вольтера.
В 1746 году он издал небольшой томик, в состав которого вошли: «Introduction à la connaissance de l’esprit humain», «Réflexions sur divers sujets», «Conseils à un jeune homme», «Réflexions critiques sur divers poètes», «Fragments sur les orateurs et sur La Bruyère», «Méditation sur la foi» и «Paradoxes mêlés de Réflexions et de Maximes». А год спустя он умер, по словам Мармонтеля, «христианином-философом».
Эмиль Золя характеризовал мыслителя следующим образом: «Вовенарг написал мало, но всё, созданное им, отмечено печатью его личности; он противоборствовал не истине, а скорее — судьбе, его читаешь без душевной тревоги, испытывая сочувствие и нежную симпатию к этому человеку, прожившему благородную и печальную жизнь».
*** Слава Вовенарга основана главным образом на «Réflexions et Maximes» и отчасти на «Introduction à la connaissance de l’esprit humain». В этих сочинениях отразились его этические и политические взгляды, и ими он занял выдающееся место во французской литературе наряду с Монтенем, Лабрюйером и Паскалем. Вовенарг как мыслитель не примыкает к предыдущему веку, несмотря на своё преклонение перед Паскалем и Фенелоном и на то, что в литературном отношении он их ученик и последователь. С другой стороны, его вдумчивость, любовь к размышлению о вопросах душевной жизни и сильное чувство уважения к религии резко отделяют его от скептических мыслителей XVIII века. Прежде чем дать в «Réflexions et Maximes» сжатое изложение своих взглядов, Вовенарг в «Introduction etc.» разбирает главные философские вопросы, волновавшие его современников. В вопросе о свободе воли Вовенарг — сторонник того же принципа, на который опираются детерминисты. Наши поступки, по его теории, вполне обусловливаются влиянием рассудка или чувства, а иллюзия воли получается оттого, что мысль или чувство исчезают, как только получается их действие, то есть побуждение совершить тот или другой поступок. Переходя к вопросу о добре и зле, Вовенарг считает добром все то, что ведет к благу всего общества, а не отдельного лица; все то, что полезно отдельному человеку и может быть вредно обществу, есть зло. Добродетель, таким образом, имеет для него социальное значение. Те же взгляды Вовенарг высказывает в «Maximes», причем для него источником добродетели является чувство, сердце, а не разум. Вовенаргу принадлежит в этом отношении к сентиментальной, или инстинктивной, школе, которая не отрицает разума, но приписывает ему второстепенное значение в поступках людей. Вовенарг задается целью восстановить достоинство человеческой природы, униженной Паскалем и оклеветанной Ларошфуко. Он оправдывает благородные страсти и противопоставляет суровой морали Паскаля свою активную, гуманную и естественную мораль. Основное правило жизни, в глазах Вовенарга, — широкая деятельность всех душевных сил (employer toute l’activité de son âme dans une carrière sans bornes). В изречениях, направленных против Ларошфуко, Вовенарг отрицает, что все качества сводятся к самолюбию. Он превозносит храбрость и стойкость в отдельных людях и гуманность в отношениях людей между собой. Он не допускает существования ни безусловных добродетелей, ни безусловных пороков, и потому полагает, что люди прежде всего должны быть снисходительны: «все обязанности людей, — говорит он, — основаны на их взаимной слабости». Привлекательность книжки Вовенарга заключается главным образом в том, что в ней отражается опыт чистой и чуткой души, прошедшей через чистилище страдания. Вовенарг отстаивает против своего скептического века лучшие чувства человеческой души; он проникнут стремлением к высшей правде, которую скорее чувствует, чем постигает сознанием. Лучшее издание Вовенарга принадлежит Жильберу (1857).
|
|
|
|
|
- 1 Биография
- 2 Идеи
- 3 Публикации текстов
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
-
***
***
***
***
***
.
Великие мысли великих людей, мудрость тысячелетий, афоризмы .
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
*** ПОДЕЛИТЬСЯ
***
Из книги афоризмов
Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться. ***
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. ... Читать дальше »
|
«В походе, в день прекрасный сентября» - Сергей Анатольевич
Оригинал взят у в «В походе, в день прекрасный сентября» - Сергей Анатольевич
http://fotokto.ru/photo/view/2860838.html Туризм, поход на Тхач, Большой Тхач, в горах, на Кавказе, в Адыгее, на Природе, сентябрь 2012, ................................. , В походе, в лесах, на тропах..., Кавказ, природа, Кубань . ... Читать дальше »
|
Вариации на тему ретро-фото-коллаж
Оригинал взят у в Вариации на тему ретро-фото-коллаж
Фото, коллаж, фотоколлаж,ретро , .............................. , VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100 , ... , http://www.stihi.ru/avtor/svistunosergej&book=5#5 .......... , . . ... Читать дальше »
|
|
|
***
***
***
***
***
|