Главная » 2025 » Январь » 23 » Великие мысли 004
08:35
Великие мысли 004

***

***

===


ДИОГЕН
Диоген Синопский (ок. 400—ок. 325 до н. э.) — философ-киник; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентричного юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»). По преданию, жил в бочке.

Ищу человека!
С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.
Торжество над самим собой есть венец философии.
Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов;
но у друзей все общее; следовательно,
все на свете принадлежит мудрецам.

Если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня.
Народу много, а людей немного.
Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга,
а должны предупредительно давать потребное друг другу,
причем первенство принадлежит отцу.

Стр.120

Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
Льстец — самый опасный из ручных животных.
Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

Стр.121

---

ДИОДОР
Диодор Сицилийский (ок. 90—21 до и. э.) — историк.

При ссоре с кем-либо нужно иметь в виду, чтобы эта ссора сменилась впоследствии дружбой.

---

---

ДИОН
Дион Хризостом (Златоуст) (ок. 40—120 н. э.) — оратор и философ, проповедовал

возврат к природе и простой жизни, вел жизнь бродяги.

 

 

Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое его богатство.
Если от грязных ног, идущих по глине и кучам мусора, вред
невелик, то от невежественного языка немалый урон бывает
слушателям.

 

Стр.122
Стр.123

 

ЕВРИПИД
Еврипид (ок. 480—406 до н. э.) — поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков.

Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?
От малой искры до пожара Людей язык доводит...
Невоздержанный язык — худшее из зол.

 

...Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая — побеждать!

 

От подношений и боги становятся сговорчивыми.

Когда двое говорят и один из них сердится — тот, кто уступает, — умнее.
От дара подлых рук добра не жди.

Не может быть добрым рожденный от злого отца.

---

У истинных друзей все общее.

Лишь ласковый имеет дар пленять.

О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличить настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца.

Прекрасно сказано, что в споре двух сторон Суд обе стороны обязан выслушать.
Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние.
Звание свободного человека дороже всего.

Стр.124
Стр.125

---

ИОН ХИОССКИЙ
Ион Хиосский (ок. 490—422 до н. э.) — поэт, считался самым значительным поэтом после трех великих трагиков. 


Юноша! Скромно пируй и шумную
Вакхову влагу
С трезвой струею воды, с мудрой беседой мешай.

---

ИСОКРАТ
Исократ (436—338 до н. э.) — афинский оратор, публицист, противник демократии.

Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.
Ученость — это сладкий плод горького корня.

---

Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться
и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и
их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.

Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью,
нежели порученное тебе имущество, так как честные люди
должны являться людьми, имеющими характер надежнее
самой клятвы.

Не скоро становись другом, а, сделавшись раз, старайся им
оставаться, потому что одинаково постыдно —
не иметь ни одного друга и менять многих друзей.
Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.
Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться
лишь по приглашению, а в несчастьях — без приглашения,
сами по себе.
Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.
---
Стр.126
Стр.127

КЛЕОБУЛ
Клеобул (Клеовул) (VI в. до н. э.) — один из семи мудрецов Древней Греции.

Добродетели свойственно, а пороку не свойственно избегать несправедливости.
---
В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенность.
Превратности судьбы умей выносить с благородством.
Больше слушай, чем говори.
Силой ничего не верши.
С враждой развязывайся.
Дочерей надо выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами.
С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое — знак глупости, второе — бешенства.
Над осмеиваемыми не тешься — наживешь в них врагов.

 Лучшее — мера.

===

КСЕНОКРАТ
Ксенократ (ок. 395—312 до и. э.) — философ.

Жалеть о сказанном мне приходилось, о несказанном — никогда.

---

---
КОЛУМЕЛЛА
Колумелла Луций Юний Модерат (1 в. н. э.) — писатель и агроном.

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.
Из песка веревки не свить.

---

---

ЛУКИАН
Лукиан (ок. 120—ок. 190) — писатель-сатирик.

Следует класть на язык свой печать, чтоб слова не молвить лишнего, — пуще богатства надо слова охранять.
Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.
Пока ты счастлив, у тебя есть друзья среди людей, есть друзья и среди богов; последние охотно выслушивают твои просьбы. Но случись с тобой несчастье, с тобой перестанут водить дружбу; с переменой счастья все разом становятся во враждебные отношения к тебе.
Красоте присуще столь многое, что и для тех, кто придет на смену нам, всегда найдется, о чем сказать во славу красоты.
Начало — половина всего.

Много дружеских связей расторгнуто, много домов обращено в развалины — доверием к клевете.

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.

---

Стр.128

Стр.129

5 Великие мысли великих людей

---

===

Менандр ___________
Стр.131

МЕНАНДР
Менандр (ок. 343 — ок. 291 до н. э.) поэт- комедиограф.

 

Как великолепен человек, если это человек настоящий!
Время залечивает все раны.

Живет лишь тот. кто не для одного себя живет.
Жить только для себя не значит жить.

Власть придает словам отпечаток правды.
Не во всем и не всем нужно верить.

В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина.
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.
Со временем всякая правда обнаружится. Не исследуй темного, если ты пренебрег ясным.
Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но, когда надо избегать промахов, мы не более как дети.

Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. Сильно страдая, он только себя истязает,
а покойнику нет от этого никакой пользы.
Тот, кто умен, со слезами провожает умершего на кладбище,
но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь.
Он вспоминает, что и сам смертен,
что и ему уготована та же участь.

Кто на многое отваживается,     тот неизбежно во многом и ошибается.
Способно мудрое слово печаль врачевать.

Да, слово — врач страданий человеческих,

Что в силах душу из недуга вызволить.

И в бурьяне бывает красивый цветок, и у простых людей — мудрое слово.
Тех избегай, кто откровенен в словах. Глубокий смысл в невысказанных словах.
Паче всего приучись сдерживать язык.
Молчание может быть самым тяжким обвинением.
Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.
Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.

---

Стр.132

Душе израненной доброе слово — лекарство.
Добро говорящему ничего враждебного слову его не предпринимай.
Дурной человек в речах познается. Нет ничего сильнее слова.
Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.
Множимое языками причиной бывает бед.
Никакого порока нет злей клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.
Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице.
Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем.
Блажен тот, кому повезет с верным другом.
Никакое добро не лучше друга. Выявит друга время, как злато — огонь.
---
Желая быть верным, имей и верных друзей.
Не избегай друга, в беде находящегося.
Благородство нужно, чтобы друзьям служить.
Многие — угощенью друзья, а не дружбе.
---

Стр.133

Даже во гневе тайны друга своего не открывай.
Если ты направился к другу в гости, то вид его детей,
еще до того как ты зашел в дом, скажет тебе,
почитаем ли ты своим другом. Если дети встретят тебя
радостно, можешь быть уверен, что друг любит тебя
и ты ему дорог. Но если его дети не вышли тебе навстречу,
значит, твой друг не желает тебя видеть. Тогда повернись и, не раздумывая, возвращайся домой.
И друзей, и недругов нужно судить равной мерой.
Друга своего хваля, себя хвалишь.
 Во вражде друг ничем не отличается от врага.
Не радуйся кончине врага, ибо.все люди смертны и ждет их дом вечности. Если есть у тебя враг,
не моли Бога о его кончине, ибо, умерев,
он ускользнет от всех земных зол. Молись, чтобы он обеднел,
остался жив и всю жизнь стонал от горя.

Гляди на женские нравы, но не подражай им. Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
Любовь растет от ожиданья долгого И быстро гаснет, быстро получив свое.

Гнев любящего недолог.

Ссоры любящих длятся недолго.

Взаимная любовь скрепляется детьми.   

---

---
Хорошую жену нелегко сыскать. Решив жениться, расспроси соседа, уже женатого.
Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков
язык той женщины, которую ты себе выбрал в жены.
Языкастая жена — это сущий ад.
Если хочешь прожить без печали, не женись.
Мгла солнцу наносит вред, а распутная жена — имуществу мужа своего.
Никогда не обвиняй ложно жены своей. Плохой муж — горше смерти.
Добрая жена в доме как муравей, а злая жена как дырявая бочка.
Злая жена — навсегда печаль. Женские ссоры выжигают весь дом.
Родителей всегда почитай наравне с Богом.
---
Когда ссорятся братья, не иди к ним и не пытайся их рассудить. Стой в стороне и не вмешивайся в их дела. Родные братья снова помирятся, а тебя возненавидят в сердце своем.

Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись Богу, чтобы он скорее был растерзан зверьми или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.

Стр.134
Стр.135

Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит.

Благодарность приятна вовремя. 

Когда ты наполнил свой живот вином, удались прочь. Неужели чревоугодие не позволит тебе оставить собрание друзей?

Побеждает всегда подстрекатель.

Никогда не помни прежних обид.
Нет ничего ужаснее гнева.
Умеющий гнев сдержать, позорных дел никогда не совершит.
Скитальца и нищего встретив, не обходи.
Для человека нет ничего хуже печали.
Много вина — мало ума.
Обилие выпитого вина ведет к болтливости.

Выше высокомерия нет гнуснее порока.

Не будь сварливым и неуживчивым, такие люди никогда

не выходят из нищенского состояния.

===

===

ПАНЭТИЙ
Панэтий (Панеций) Родосский (ок. 180—100 до н. э.) — философ-стоик.

Нестойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазнительным приманкам.

===

ПЕРИАНДР
Периандр (ок. 660—ок. 585 до н. э.) — тиран (правитель) Коринфа.

Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.

Наслаждение бренно — честь бессмертна.

В счастье будь умерен, в несчастье разумен.


Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.


Почему правитель боится оставить власть? — Потому что опасно и отречение, опасно и низложение.    

Стр.136
Стр.137

Сговора держись. Тайн не выдавай.
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
К друзьям и в несчастье будь неизменен.
В усердии — все.

===

ПЕРИКЛ
Перикл (ок. 490—429 до п. э) — афинский стратег
(главнокомандующий), вождь демократической
группировки.

Рождение — благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память.

===

===

ПИНДАР 
Пиндар (ок.. 518—442 или 438 до н. э.) — поэт-лирик.

Непоколебимое основание государства — справедливость.

Склонность к ссоре, поношению и зависти — спутник пустых людей.

---

Стр.138
Стр.139

---

ПИТТАК
Питтак (умер ок. 570 г. до н. э.) — один из семи мудрецов Древней Греции. Издал первые письменные законы.

Самое великое, заключающееся в самом малом, есть здравый ум в теле человека.


Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла,
дело храбрых — управляться с бедой, когда она пришла.

Победы должны быть бескровными.


Человека выказывает власть.


Задумав дело, не говори о нем: не удастся — засмеют.

Неудачей не кори — бойся себе того же.

Не злословь ни о друге, ни даже о враге.


Храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.


Знай всему пору.

Трудно быть хорошим.
---
С неизбежностью и боги не спорят.

===

===

Стр.141

ПИФАГОР
Пифагор Самосский (VIв. до н. э.) — философ, религиозный и политический деятель, математик. Основатель пифагореизма — религиозно-философского учения, исходившего из представления о числе как основе всего существующего.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть.
Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.
Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
Статую красит вид, а человека — деяния его.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
Делай великое, не обещая великого.
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

---
Все исследуй, давай разуму первое место. Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.
-— Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.
Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
Молчи или говори что-нибудь получше молчания.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Стр.140

---

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.
Прежде всего не теряй самоуважения!
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других,
ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение
к себе самому.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях — до совершенной потери ума.

Стр.142
Стр.143

ПЛАТОН
Платон (428 или 427—348 или 347 до н. э.) — философ,
ученик Сократа, основатель школы в Афинах. Учение
Платона — первая классическая форма объективного
идеализма.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не себя самих.
Бог в нас самих.        ,
Кто не совершает несправедливости — почтенен;
но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.
Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таким.
Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.
Хорошее начало — половина дела. Никто не становится хорошим человеком случайно.
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Основа всякой мудрости есть терпение.

---

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.
Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит
о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том,
про что его не спрашивают.
Ничто не является более тягостным для мудрого человека
и ничто не доставляет ему большего беспокойства,
чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи
больше времени, чем они того заслуживают.
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,
разве разум оратора не должен постичь истину того,
о чем он собирается говорить?

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях
остается в памяти слушающих, к чести и славе тех,
кто эти дела совершил.
Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.
Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.
В шутку, а не всерьез.

Стр.144
Стр.145

Речь истины проста. Книга — немой учитель.
Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях. Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.
Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при
житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги,
оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот,
наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это
полагают наши друзья и приятели.

Сколько рабов, столько врагов.

Любимое часто ослепляет любящего.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.


Не прибавляй огонь к огню.


Быть обманываемым самим собою — хуже всего,
потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует
при обманываемом.


Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

---

===

ПЛУТАРХ
Плутарх, (ок. 45—ок. 127) — писатель и историк.

Правда необорима, если ее высказывают умело. Правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо.
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
Непрестанно учась, к старости я прихожу.
Высшая мудрость — философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.
Два основных достояния человеческой природы — это ум и рассуждения.
Когда из мира уходит солнце, все омрачается, так же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.
Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов... Основу его речей должна составлять честная откровенность, истинное достоинство, патриотическая искренность, предусмотрительность, разумное внимание и забота... Правда, что политическое красноречие гораздо больше, чем судебное, допускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей.
Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.

Стр.146
Стр.147

Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь.
Или как можно короче, или как можно приятнее.
Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.
Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.
Мы часто задаем вопрос, не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу... Опережать с ответами других, стремясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, — все равно что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе.
Кто хочет соблюсти пристойность в насмешках, должен понимать различие между болезненным пристрастием и здравым увлечением... насмешки над первым оскорбляют, а над вторым воспринимаются благосклонно...

---

Есть различия и в замечаниях, касающихся телесных недостатков. Горбоносый или курносый только усмехнется, если подшутить над его носом... А вот намек на дурной запах
из носа или рта крайне тягостен. Лысые снисходительно
относятся к подшучиванию над их недостатком, а имеющие
глазное увечье — неприязненно... И вообще различно
отношение людей к своим внешним недостаткам:
одного тяготит одно, другого другое... Поэтому кто хочет, чтобы его поведение в обществе
было приятно окружающим, должен учитывать их характер и нравы в своих шутках...
Надо учитывать и состав присутствующих: то, что вызовет у вышучиваемого смех в обществе друзей и сверстников, будет ему неприятно услышать в присутствии жены, или отца, или учителя...    
Менее обидна насмешка и в том случае, если она в какой-то мере относится и к самому говорящему...
Очень важно также следить за тем, чтобы насмешка пришлась кстати в обстановке общего разговора, в ответ на чей-либо вопрос или шутку, а не вторгалась в застолье как нечто чуждое и заранее подготовленное.


Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.


Злоречивый язык выдает безрассудного.


Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, — они скрыты тонкими и лощеными оборотами.

Стр.148
Стр.149

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.
Болтун хочет заставить себя любить — и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей — служит своим врагам.

---
У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.


Победившие спят слаще побежденных.


Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.
Совершать дурные поступки — низко, делать добро, когда
это не сопряжено с опасностью,— вещь обычная. Хороший
человек — тот, кто делает большие и благородные дела,
даже если он при этом рискует всем.


Смелость — начало победы.


Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.


Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь,
меняет со мною взгляды, кивая головой,
ибо тень то же делает лучше.

---

Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.
Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять — одно и то же.
Порядочная женщина... даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.
Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.


Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с собой стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.


Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.


Любовь всегда многообразна как во многих отношениях, так и в том, что затрагивающие ее шутки одних тяготят и вызывают у них негодование, а другим приятны.
Тут надо сообразовываться с обстоятельствами момента.
Подобно тому как дуновение может погасить возникающий
огонь вследствие его слабости, а когда он разгорится, придает ему питание и силу, так и любовь, пока она еще тайно возрастает, возмущается и негодует против раскрытия,
а разгоревшаяся ярким пламенем находит в подшучиваниях
пищу и отвечает на них с улыбкой.

Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными.

Стр.151

Жениться следует не глазами и не пальцами,    
как это делают некоторые, подсчитывая,
сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить,
какова она будет в совместной жизни.
Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же — только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.


Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.  

Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной. 

Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.

---

Разговаривать жена должна только с мужем,
а с другими людьми — через мужа,
и пусть этим не огорчается.
Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.
Суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность — ее простоту.
Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.
Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно.
Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.
Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе... Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.
Жена невыносима такая, что хмурится, когда муж не прочь с ней поиграть и полюбезничать, а когда он занят серьезным делом, резвится и хохочет: первое означает, что муж ей противен, второе — что она к нему равнодушна.
Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.

Стр.152
Стр.153

Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.
Характер есть не что иное, как долговременный навык.

Предатели предают прежде всего себя самих.


Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.


Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.
Как вороны налетают, чтобы выклевать очи мертвых, так и льстецы, обсев, богатство неразумных растаскивают.


Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами.

Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.

===

...

 Читать дальше ...   

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Читать с начала - Великие мысли великих людей -  https://svistuno-sergej.narod.ru/news/velikie_mysli_001/2025-01-21-8685

***

Читать с начала - Великие мысли великих людей

***

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

---

 

Яндекс.Метрика

---

---

 Из мира в мир...

---

---

Фотоистория в папках № 1

005 ПРИРОДА

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

010 ТУРИЗМ

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

***

Из книги афоризмов

     Платон Head_Platon_Glyptothek_Munich_548.jpg  

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.       ***

Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.                                                                             ***

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит

о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том,

про что его не спрашивают.                                                                                                                                            ***(ПЛАТОН)

                                       Изображение 180. 1 Вовенарг..jpg      ---  Изображение 186. Вовенарг..jpg                       ... Читать дальше »

*** 

***

***

 Мёртвые души. Н. В. Гоголь.  

 Главы 1 - 4 

***

***

 Главы 5 - 8

***

***

 Главы 9 - 12

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Прикрепления: Картинка 1

Прикрепления: Картинка 2

Прикрепления: Картинка 3 

Прикрепления: Картинка 4  

Прикрепления: Картинка 5

Прикрепления: Картинка 6 

Прикрепления: Картинка 7 

Прикрепления: Картинка 8 

***

***

***

***

Прикрепления: Картинка 9 

Прикрепления: Картинка 10

Прикрепления: Картинка 11

Прикрепления: Картинка 12 

Прикрепления: Картинка 13

Прикрепления: Картинка 14

Прикрепления: Картинка 15

Прикрепления: Картинка 16

Прикрепления: Картинка 17

Прикрепления: Картинка 18 

Прикрепления: Картинка 19

Прикрепления: Картинка 20 

Прикрепления: Картинка 21

Прикрепления: Картинка 22 

Прикрепления: Картинка 23

Прикрепления: Картинка 24

Прикрепления: Картинка 25

Прикрепления: Картинка 26

Прикрепления: Картинка 27 

Прикрепления: Картинка 28

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

Ордер на убийство

Холодная кровь

Туманность

Солярис

Обитаемый остров

О книге -

На празднике

Солдатская песнь 

Планета Земля...

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 196 | Добавил: iwanserencky | Теги: книги, книга, Платон, афоризм, мудрость тысячелетий, слово, Из книги афоризмов, Великие мысли великих людей, афоризмы, Вовенарг | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: