***
ДРЕВНЕ-КИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ ЛАО-ЦЗЫ
ЛАО-ЦЗЫ
Лао-цзы (Л, Эр) (IV—III вв. до н э ) - автор древне-китайского трактата «Лао-цзы»(Древнее название «Дао дэ цзин»), канонического сочинения даосизма.
---
Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
Закон достойных — творить добро и не ссориться.
Великий человек держится существенного и оставляет
ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет
опираться на законы.
Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
Голос истины противен слуху.
Кто предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата,
тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело,
как начал, тот не потерпит неудачи.
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.
Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.
Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.
Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.
Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот — нравственный муж.
Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
Мудрец избегает всякой крайности.
Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не
придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать
бесплодного учения.
Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
---
Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.
Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.
Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
Превосходный воин никогда не разгневается. Не ссорящийся не осуждается.
Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
Нет греха тяжелее страстей. Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
Стр.46
Стр.47
Знающий меру доволен своим положением.
Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.
Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.
Довольствующийся самим собой — богач.
Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.
Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
Когда нет врагов, то не бывает войны.
Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
===
===
СЮНЬ-ЦЗЫ
Сюнь-цзы (ок. 313— ок. 238 до н. э.) — древнекитайский философ, последователь Конфуция.
Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.
В учении нельзя останавливаться.
Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.
Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба.
Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины
земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это — результат воспитания.
Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
Стр.49
Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет
неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам
окажешься в оковах.
Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.
Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.
Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей — пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь — старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, — другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.
Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не
следует слушать.
С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
---
---
Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.
Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.
Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.
Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия.
Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности
независимо от их положения; ленивых и неспособных людей
нужно немедленно отстранять от должности;
главных злодеев нужно казнить,
не дожидаясь их перевоспитания;
обычных, средних людей нужно воспитывать,
не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.
Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.
Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
Заниматься делом — это то, что ненавидят люди; заслуги и власть — это то, что они любят.
Физический труд — это то, что служит добродетели.
Стр.50
Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий — это недостойный путь управления страной.
То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба... Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, — он заблуждается.
Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем,
не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо?
Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше
ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо
в своих интересах?
Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.
Музыка — источник радости мудрых людей, она способна
вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в
его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.
Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными
свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого
учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья
хороших людей и дружить с ними.
===
===
БИБЛЕЙСКИЕ АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
И сотворил Бог человека по образу Своему. Бытие (гл. 1, ст. 27)
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул
в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Бытие (гл. 2, ст. 7)
Чте есть человек и что польза его? что благо его и что зло его? Сирах (гл. 18, ст. 7)
И сказал Бог: да будет свет. Бытие (гл. 1, ст. 3)
И увидел Бог, что это хорошо. Бытие (гл. 1, ст. 12)
Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,
и обладайте ею. Бытие (гл. 1, ст. 28)
И сказал змей жене: ...в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Бытие (гл. 3, ст. 4, 5)
Стр.52
Стр.53
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят... Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Притчи Соломона (гл. 4, ст. 23—26)
Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце,
а исполнившееся желание — как древо жизни.
Притчи Соломона (гл. 13, ст. 12)
Сердце знает горе души своей,
и в радость его не вмешается чужой.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 10)
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 13)
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Екклесиаст (гл. 1, ст. 2)
Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит... Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь...Что было, то и будет, и что делалось,
то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем...
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется
памяти у тех, которые будут после.
Екклесиаст(гл. I, ст. 4—11)
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Екклесиаст (гл. 3, ст. 1 —8)
Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Екклесиаст (гл. 3, ст. 19—21)
Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него? Екклесиаст (гл. 3, ст. 22)
Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается. Екклесиаст (гл. 6, ст. 7)
Кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? Екклесиаст (гл. 6, ст. 12)
Во дни благополучия пользуйся благом,
а во дни несчастья размышляй.
Екклесиаст (гл. 7, ст. 14)
Стр.54
Стр.55
Нет лучше для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его. Екклесиаст (гл. 8, ст. 15)
Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого. Екклесиаст (гл. 8, ст. 17)
---
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда,
так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
Екклесиаст (гл. 9, ст. 4)
Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб,
и не у разумных — богатство,
и не искусным — благорасположение,
но время и случай для всех их.
Екклесиаст (гл. 9, ст. 11)
Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в
пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны
человеческие уловляются в бедственное время,
когда оно неожиданно находит на них.
Екклесиаст (гл. 9, ст. 12)
Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих
убила, а пользы в ней нет.
Сирах (гл. 30, ст. 22—25)
---
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы,
отступая по большинству от правды.
Исход (гл. 23, ст. 2)
Непорочность прямодушных будет руководить их,
а лукавство коварных погубит их.
Притчи Соломона (гл. 11, ст. 3)
Правда прямодушных спасет их,
а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Притчи Соломона (гл. 11, ст. 6)
Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным. Притчи Соломона (гл. 17, ст. 5)
Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые,
люди укрываются. Притчи Соломона (гл. 28, ст. 12)
Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого
и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
Екклесиаст (гл. 8, ст. 11)
Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего
заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает
то, чего заслуживали бы дела праведников.
Екклесиаст (гл. 8, ст. 14)
Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды,
и она уклонится от тебя.
Сирах (гл. 7, ст. 1, 2)
Стр.56
Стр.57
В поте лица твоего будешь есть хлеб твой. Бытие (гл. 3, ст. 19)
Если будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя;
скудость же далеко убежит от тебя.
Притчи Соломона (гл. 6, ст. 11)
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета — сын разумный,
спящий же во время жатвы — сын беспутный.
Притчи Соломона (гл. 10, ст. 4, 5)
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом;
а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
Притчи Соломона (гл. 12, ст. 11)
От плода уст своих человек насыщается добром,
и воздаяние человеку — по делам рук его.
Притчи Соломона (гл. 12, ст. 14)
Рука прилежных будет господствовать,
а ленивая будет под данью. Притчи Соломона (гл. 12, ст. 24)
Душа ленивого желает, но тщетно. Притчи Соломона (гл. 13, ст. 4)
Богатство от суетности истощается,
а собирающий трудами умножает его.
Притчи Соломона (гл. 13, ст. 11)
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 23)
---
Много хлеба бывает и на ниве бедных,
но некоторые гибнут от беспорядка.
Притчи Соломона (гл. 13, ст. 24)
Нерадивый в работе своей — брат расточителю. Притчи Соломона (гл. 18, ст. 10)
Помышления прилежного стремятся к изобилию,
а всякий торопливый терпит лишение.
Притчи Соломона (гл. 21, ст. 5)
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом,
а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.
Притчи Соломона (гл. 28, ст. 19)
Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего;
не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
Екклесиаст (гл. 1, ст. 8)
Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную
между людьми зависть. И это — суета и томление духа!
Екклесиаст (гл. 4, ст. 4)
Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость
лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Притчи Соломона (гл. 8, ст. 10,11)
Мудрость разумного — знание пути своего,
глупость же безрассудных — заблуждение.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 8)
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Притчи Соломона (гл. 18, ст. 2)
Стр.58
Стр.59
Приложи сердце твое к учению и уши твои — к умным словам. Притчи Соломона (гл. 23, ст. 12)
Во многой мудрости много печали;
и кто умножает познания, умножает скорбь.
Екклесиаст (гл. 1,ст. 18)
Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому;
люби слушать всякую священную повесть,
и притчи разумные да не ускользают от тебя.
Сирах (гл. 6, ст. 35)
Глупцы только презирают мудрость и наставление. Притчи Соломона (гл. 1, ст. 7)
Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их. Притчи Соломона (гл. 1, ст. 32)
Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно
душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя,
разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого,
от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют
стези прямые, чтобы ходить путями тьмы.
Притчи Соломона (гл. 2, ст. 10—13)
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек,
который приобрел разум, — потому что приобретение ее
лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше,
нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое
зло не может противиться ей; она хорошо известна всем,
приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые
сохраняют ее! Притчи Соломона (гл. 3, ст. 13 — 18)
Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением
твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя.
Притчи Соломона (гл. 4, ст. 7 — 8)
У глупого тотчас же выкажется гнев его,
а благоразумный скрывает оскорбление.
Притчи Соломона (гл. 12, ст. 16)
Человек рассудительный скрывает знание,
а сердце глупых высказывает глупость.
Притчи Соломона (гл. 12, ст. 23)
От высокомерия происходит раздор,
а у советующихся — мудрость.
Притчи Соломона (гл. 13, ст. 10)
Всякий благоразумный действует с знанием,
а глупый выставляет напоказ глупость.
Притчи Соломона (гл. 13, ст. 17)
Общающийся с мудрыми будет мудр,
а кто дружит с глупыми, развратится.
Притчи Соломона (гл. 13, ст. 21)
Глупый верит всякому слову,
благоразумный же внимателен к путям своим.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 15)
---
Мудрый боится и удаляется от зла,
а глупый раздражителен и самонадеян.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 16)
На разумного сильнее действует выговор,
чем на глупого сто ударов. Притчи Соломона (гл. 17, ст. 10)
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Притчи Соломона (гл. 17, ст. 12)
К чему сокровище в руках глупца?
Для приобретения мудрости у него нет разума.
Притчи Соломона (гл. 17, ст. 16)
Помыслы в сердце человека — глубокие воды,
но человек разумный вычерпывает их.
Притчи Соломона (гл. 20, ст. 5)
Благоразумный видит беду, и укрывается;
а неопытные идут вперед, и наказываются.
Притчи Соломона (гл. 22, ст. 3)
Золотая серьга и украшение из чистого золота —
мудрый обличитель для внимательного уха.
Притчи Соломона (гл. 25, ст. 12)
Подрезывает себе ноги, терпит неприятности тот,
кто дает словесное поручение глупцу.
Притчи Соломона (гл. 26, ст. 6)
Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Притчи Соломона (гл. 27, ст. 3)
---
---
Видал ли ты человека, мудрого в глазах его?
На глупого больше надежды, нежели на него.
Притчи Соломона (гл. 26, ст. 12)
Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. Притчи Соломона (гл. 27, ст. 22)
Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Екклесиаст (гл. 1,ст. 13)
И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. Екклесиаст (гл. 2, ст. 13, 14)
Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни
все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
Екклесиаст (гл. 2, ст. 16)
Лучше слушать обличения от мудрого,
нежели слушать песни глупых.
Екклесиаст (гл. 7, ст. 5)
Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Екклесиаст (гл. 8, ст. 1)
Сердце мудрого знает и время и устав... для всякой вещи
есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что
он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?
Екклесиаст (гл. 8, ст. 5—7)
Стр.62
Стр.63
Мудрость лучше воинских орудий. Екклесиаст (гл. 9, ст. 18)
Сердце разумного обдумает притчу,
и внимательное ухо есть желание мудрого.
Сирах (гл. 3, ст. 29)
Премудрость возвышает сынов своих
и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь,
и ищущие ее с раннего утра исполняется радости.
Сирах (гл. 4, ст. 12, 13)
Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле. Сирах (гл. 8, ст. 20)
Скрытая мудрость и утаенное сокровище — какая польза
от обоих? Лучше человек, скрывающий свою глупость,
нежели человек, скрывающий свою мудрость.
Сирах (гл. 20, ст. 30, 31)
Поучающий глупого — то же, что склеивающий черепки. Сирах (гл. 22, ст. 7)
Легче понести песок и соль и глыбу железа,
нежели человека бессмысленного.
Сирах (гл. 22, ст. 16)
Вино и музыка веселят сердце,
но лучше того и другого — любовь к мудрости.
Сирах (гл. 40, ст. 20)
При многословии не миновать греха,
а сдерживающий уста свои — разумен.
Притчи Соломона (гл. 10, ст. 19)
---
---
Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй. Второзаконие (гл. 23, ст. 23)
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему;
но разумный человек молчит. Притчи Соломона (гл. 11, ст. 12)
Верный человек таит дело. Притчи Соломона (гл. 11, ст. 13)
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. Притчи Соломона (гл. 12, ст. 25)
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою;
а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Притчи Соломона (гл. 13, ст. 3)
Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа. Притчи Соломона (гл. 15, ст. 4)
Коварное сердце не найдет добра,
и лукавый язык попадет в беду.
Притчи Соломона (гл. 17, ст. 20)
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым,
и затворяющий уста свои — благоразумным.
Притчи Соломона (гл. 17, ст. 28)
Слова уст человеческих — глубокие воды;
источник мудрости — струящийся поток.
Притчи Соломона (гл. 18, ст. 4)
Стр.64
Стр.65
Смерть и жизнь — во власти языка,
и любящие его вкусят от плодов его.
Притчи Соломона (гл. 18, ст. 23)
Сеть для человека — поспешно давать обет,
и после обета обдумывать. Притчи Соломона (гл. 20, ст. 25)
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Притчи Соломона (гл. 21, ст. 23)
В уши глупого не говори,
потому что он презрит разумные слова твои.
Притчи Соломона (гл. 23, ст. 9)
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах —
слово, сказанное прилично. Притчи Соломона (гл. 25, ст. 11)
Не отвечай глупому по глупости его,
чтобы и тебе не сделаться подобным ему.
Притчи Соломона (гл. 26, ст. 4)
Не отвечай глупому по глупости его,
чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
Притчи Соломона (гл. 26, ст. 5)
Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди. Екклесиаст (гл. 12, ст. 11)
Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Притчи Соломона (гл. 26, ст. 22)
---
---
Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд,
то пламенные уста и сердце злобное.
Притчи Соломона (гл. 26, ст. 23)
Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих?
На глупого больше надежды, нежели на него.
Притчи Соломона (гл. 29, ст. 20)
Не торопись языком твоим и сердце твое да не спешит
произнести слово... Слова твои да будут немноги.
Екклесиаст (гл. 5, ст. 1)
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
Не дозволяй устам твоим вводить в грех...
Во множестве слов — много суеты.
Екклесиаст (гл. 5, ст. 4, 5)
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание... ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. Екклесиаст (гл. 7, ст. 20—22)
Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются
лучше, нежели крик властелина между глупыми.
Екклесиаст (гл. 9, ст. 17)
Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово.
Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ.
Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет,
то рука твоя да будет на устах твоих. В речах — слава
и бесчестие, и язык человека бывает падением ему.
Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим:
ибо на воре — стыд, и на двоязычном — злое порицание.
Не будь неразумным ни в большом ни в малом.
Сирах (гл. 5, ст. 12—18)
Пред собранием старших не многословь, и не повторяй слова в прошении твоем. . Сирах (гл. 7, ст. 14)
Обуздывающий язык будет жить мирно,
и ненавидящий болтливость уменьшит зло.
Сирах (гл. 19, ст. 6)
Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою:
не бойся, не расторгнет оно тебя.
Сирах (гл. 19, ст. 10)
Иной погрешит словом, но не от души;
и кто не погрешал языком своим?
Сирах (гл. 19, ст. 17)
Мудрый человек будет молчать до времени;
а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени.
Сирах (гл. 20, ст. 7)
Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. услышал его легкомысленный, и оно не понравилось ему, и он бросил его за себя. Сирах (гл. 21, ст. 18)
---
Не всякому слову верь. Сирах (гл. 19, ст. 16)
---
В устах глупых — сердце их,
уста же мудрых — в сердце их.
Сирах(гл. 2|.ст. 29)
Не вовремя рассказ — то же, что музыка во время печали; наказание же н учение мудрости прилично всякому времени. Сирах (гл. 22, ст. 6)
Человек, привыкающий к бранным словам
во все дни свои не научится.
Сирах (гл 23. ст. 19)
Открывающий тайны потерял доверие
н не найдет друга по душе своей.
Сирах (гл. 27, ст. 16)
Давай взаймы ближнему во время нужды его
и сам в свое время возвращай ближнему
Твердо держи слово н будь верен ему —
и ты во всякое время найдешь нужное для тебя.
Сирах (гл. 29, ст. 2, 3)
Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу,
нежели жертва. Притчи Соломона (гл. 21, ст. 3)
Соблюдение правосудия — радость для праведника
и страх для делающих зло. Притчи Соломона (гл. 21. ст. 15)
Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. Притчи Соломона (гл 28, ст. 2)
Каков правитель народа, таковы и служащие при нем. Сирах (гл. 10, ст. 2)
Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем
и во время падения найдет опору.
Сирах(гл. З.ст 31)
Коварство — в сердце злоумышленников.
радость — у миротворцев. Притчи Соломона (гл. 12. ст. 20)
Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои. Притчи Соломона (гл. 22. ст. 28)
Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Премудрость Соломона (гл. 17, ст. 11)
Как деревянная связь в доме, крепко устроенная.
не дает ему распадаться при сотрясении,
так сердце, утвержденное на обдуманном совете,
не поколеблется во время страха.
Сирах(гл. 22. ст. 17)
Кровь оскверняет землю,
и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови,
как кровью пролившего ее.
Числа(гл.35.ст.33)
Не замышляй против ближнего твоего зла.
ПРИТЧИ СОЛОМОНА (ГЛ. 3. СТ. 29)
Не ссорься с человеком без причины. Притчи Соломона (гл. 3, ст. 30)
---
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. Притчи Соломона (гл. 10, ст. 12)
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. Притчи Соломона (гл. 10, ст. 18)
Прикрывающий проступок ищет любви;
а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
Притчи Соломона (гл. 17, ст. 9)
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Притчи Соломона (гл. 17, ст. 13)
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. Притчи Соломона (гл. 18, ст. 25)
Не дружись с гневливым
и не сообщайся с человеком вспыльчивым.
Притчи Соломона,(гл. 22, ст. 24)
Не учащай входить в дом друга твоего,
чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
Притчи Соломона (гл. 25, ст. 17)
Железо железо острит,
и человек изощряет взгляд друга своего.
Притчи Соломона (гл. 27, ст. 17)
Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку. Притчи Соломона (гл. 27, ст. 19)
Стр.7О
Стр.71
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется. Екклесиаст (гл. 4, ст. 9—12)
Не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор. Сирах (гл. 6, ст. 1)
Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь. Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Сирах (гл. 6, ст. 5—7)
Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями
твоими. Верный друг — крепкая защита: кто нашел его,
нашел сокровище. Верному другу нет цены
и нет меры доброте его.
Сирах (гл. 6, ст. 13—15)
Не оставляй старого друга, ибо новый не может
сравниться с ним; друг новый — то же, что вино новое:
когда оно сделается старым, с удовольствием
будешь пить его. Сирах (гл. 9, ст. 12, 13)
Приобретай доверенность ближнего в нищете его,
чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его.
Сирах (гл. 22, ст. 26)
---
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному. Бытие (гл. 2, ст. 18)
Что золотое кольцо в носу у свиньи,
то женщина красивая и — безрассудная.
Притчи Соломона (гл. 11, ст. 22)
Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
Притчи Соломона (гл. 27, ст. 4)
---
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:
пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля
среди моря и пути мужчины к сердцу женщины.
Притчи Соломона (гл. 30, ст. 18, 19)
Горче смерти женщина, потому что она — сеть,
и сердце ее — силки, руки ее — оковы.
Екклесиаст (гл. 7, ст. 26)
Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные. Песнь песней (гл.8 , ст. 6)
Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют
ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь,
то он был бы отвергнут с презреньем.
Песнь песней (гл. 8, ст. 7)
Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную,
и всякую злость, только не злость женскую.
Сирах (гл. 25, ст. 15)
Стр.73
Оставит человек отца своего и мать свою
и прилепится к жене своей;
и будут одна плоть.
Бытие (гл. 2, ст. 24)
В болезни будешь рождать детей;
и к мужу твоему влечение твое,
и он будет господствовать над тобою.
Бытие (гл. 3, ст. 16)
Мудрая жена устроит дом свой,
а глупая разрушит его своими руками.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 1)
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир,
нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
Притчи Соломона (гл. 17, ст. 1)
Глупый сын — сокрушение для отца своего,
и сварливая жена — сточная труба.
Притчи Соломона (гл. 19, ст. 13)
Кто злословит отца своего и свою мать,
того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Притчи Соломона (гл. 20, ст. 20)
Лучше жить в углу на кровле,
нежели со сварливою женою в пространном доме.
Притчи Соломона (гл. 21, ст. 9)
Лучше жить в земле пустынной,
нежели с женою сварливою и сердитою.
Притчи Соломона (гл. 21, ст. 19)
---
---
———————————————
Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей,
когда она и состарится. Притчи Соломона (гл. 23, ст. 22)
Непрестанная капель в дождливый день
и сварливая жена — равны. Притчи Соломона (гл. 27, ст. 15)
И благословил Бог седьмой день и освятил его,
ибо в оный почил от всех дел Своих.
Бытие (гл. 2, ст. 3)
У терпеливого человека много разума,
а раздражительный выказывает глупость.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 29)
Вспыльчивый человек возбуждает раздор,
а терпеливый утишает распрю.
Притчи Соломона (гл. 15, ст. 18)
Долготерпеливый лучше храброго,
и владеющий собою лучше завоевателя города.
Притчи Соломона (гл. 16, ст. 32)
Веселое сердце благотворно, как врачевство,
а унылый дух сушит кости. Притчи Соломона (гл. 17, ст. 22)
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. Притчи Соломона (гл. 17, ст. 27)
Стр.74
Стр.75
Не будь ревнив к жене сердца твоего, и не подавай ей дурного урока против тебя самого.
Не отдавай жене души твоей,
чтобы она не восстала против власти твоей.
Сирах (гл. 9, ст. 1,2)
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Притчи Соломона (гл. 18, ст. 13)
Что город разрушенный без стен,
то человек, не владеющий духом своим.
Притчи Соломона (гл. 25, ст. 28)
Человек гневливый заводит ссору,
и вспыльчивый много грешит. Притчи Соломона (гл. 29, ст. 22)
Конец дела лучше начала его;
терпеливый лучше высокомерного.
Екклесиаст (гл. 7, ст. 8)
Да не будет у тебя других богов. Исход (гл. 20, ст. 3)
Не делай себе кумира. Исход (гл. 20, ст. 4)
Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
Исход (гл. 20, ст. 7)
Помни день субботний. Исход (гл. 20, ст. 8)
---
---
Почитай отца твоего и матерь твою. Исход (гл. 20, ст. 12)
Не убий. Исход (гл. 20, ст. 13)
Не прелюбодействуй. Исход (гл. 20, ст. 14)
Не укради. Исход (гл. 20, ст. 15)
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Исход (гл. 20, ст. 16)
Не обращай алчных взоров на достояние ближнего твоего. Исход (гл. 20, ст. 17)
Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! Второзаконие (гл. 27, ст. 19)
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся,
когда рука твоя в силе сделать это.
Притчи Соломона (гл. 3, ст. 27)
Кто презирает ближнего своего, тот грешит;
а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 21 )
Начало ссоры — как прорыв воды;
оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
Притчи Соломона (гл. 17, ст. 14)
Стр.76
Стр.77
Предприятия получают твердость чрез совещание. Притчи Соломона (гл. 20, ст. 18)
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного,
тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
Притчи Соломона (гл. 21, ст. 13)
Не вкушай пищи у человека завистливого
и не прельщайся лакомыми яствами его.
Притчи Соломона (гл. 23, ст. 6)
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо,
вмешивается в чужую ссору. Притчи Соломона (гл. 26, ст. 17)
Глупый весь гнев свой изливает,
а мудрый сдерживает его. Притчи Соломона (гл. 29, ст. 11)
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. Екклесиаст (гл. 7, ст. 7)
Не будь духом твоим поспешен на гнев,
потому что гнев гнездится в сердце глупых.
Екклесиаст (гл. 7, ст. 9)
Хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей
жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Премудрость Соломона (гл. 1,ст. 11, 12)
. ===
Наблюдай время и храни себя от зла — и не постыдишься
за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд —
слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей
и не стыдись ко вреду твоему. Не удерживай слова, когда оно
может помочь: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка — знание. Не противоречь истине и стыдись твоего невежества. Не стыдись исповедывать грехи твои и не удерживай течения реки. Не подчиняйся человеку глупому
и не смотри на сильного.
Подвизайся за истину до смерти.
Сирах (гл. 4, ст. 23—32)
Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих...
Да не будет рука твоя распростертою к принятию
и сжатою при отдании.
Сирах (гл. 4, ст. 33; 35)
Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его. Сирах (гл. 7, ст. 11) .
Не открывай всякому человеку твоего сердца,
чтобы он дурно не отблагодарил тебя.
Сирах (гл. 8, ст. 22)
Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Сирах (гл. 11, ст. 2)
С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи. Сирах (гл. 22, ст. 12)
Стр.78
Стр.79
Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову,
и коварный удар разделит раны. Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть,
сам будет уловлен ею.
Кто делает зло, на того обратится оно,
и он не узнает, откуда оно пришло к нему.
Сирах (гл. 27, ст. 28—30)
Держись совета сердца твоего,
ибо нет никого для тебя вернее его.
Сирах (гл. 37, ст. 17)
Начало всякого дела — размышление,
а прежде всякого действия — совет.
Сирах (гл. 37, ст. 20)
Проклят, кто берет подкуп,
чтоб убить душу и пролить кровь невинную!
Второзаконие (гл. 27, ст. 25)
Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. Притчи Соломона (гл. 10, ст. 26)
В устах глупого — бич гордости;
уста же мудрых охраняют их. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 3)
Вспыльчивый может сделать глупость;
но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Притчи Соломона (гл. 14, ст. 17)
---
Гнев губит и разумных. Притчи Соломона (гл. 15, ст. 1)
---
...
Читать дальше ...
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
---
ПОДЕЛИТЬСЯ
---
---
---
---
---
Фотоистория в папках № 1
005 ПРИРОДА
007 ТЕКСТЫ. КНИГИ
010 ТУРИЗМ
Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001
---
***
***
***
***
Мёртвые души. Н. В. Гоголь.
Главы 1 - 4
***
***
Главы 5 - 8
***
***
Главы 9 - 12
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Прикрепления: Картинка 1
Прикрепления: Картинка 2
Прикрепления: Картинка 3
Прикрепления: Картинка 4
Прикрепления: Картинка 5
Прикрепления: Картинка 6
Прикрепления: Картинка 7
Прикрепления: Картинка 8
***
***
***
***
Прикрепления: Картинка 9
Прикрепления: Картинка 10
Прикрепления: Картинка 11
Прикрепления: Картинка 12
Прикрепления: Картинка 13
Прикрепления: Картинка 14
Прикрепления: Картинка 15
Прикрепления: Картинка 16
Прикрепления: Картинка 17
Прикрепления: Картинка 18
Прикрепления: Картинка 19
Прикрепления: Картинка 20
Прикрепления: Картинка 21
Прикрепления: Картинка 22
Прикрепления: Картинка 23
Прикрепления: Картинка 24
Прикрепления: Картинка 25
Прикрепления: Картинка 26
Прикрепления: Картинка 27
Прикрепления: Картинка 28
***
***
***
***
***
***
***
---
Ордер на убийство
Холодная кровь
Туманность
Солярис
Обитаемый остров
О книге -
На празднике
Солдатская песнь
Планета Земля...
***
***
|