***
***
...
68
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Новогодние приключения бременских музыкантов
Прелюбопытнейшая новогодняя история
Трубадур
Принцесса
Глупый король
Мудрый лекарь
Атаманша
Начальник охраны
Кот
Пес
Осел
Петух
Четыре охранника
Два разбойника
Начальник охраны
Охрана
Куранты
Придворные (балет)
Снежинки (балет)
От автора
Дорогие коллеги! Несмотря на то, что предлагаемый сценарий разработан для Ледового дворца спорта, он вполне может быть адаптирован для постановки в домах культуры, в которых имеются хороший танцевальный коллектив и проекционная аппаратура.
Хорошо знакомой музыки в нем столько, что данную работу вполне можно считать детским новогодним мюзиклом. Задача его постановки, конечно, не из легких, зато очень увлекательная. Удачи!
Закадровый зачин
Темнеет. Грустновато звучит песня из «Бременских музыкантов» («Ничего на свете лучше нет»). Плывут цветные дымы, мерцают
редкие звезды.
ГОЛОС. Давным-давно на белом свете жили глупые короли, прекрасные принцессы, страшные разбойники и веселые трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали веселые представления, которые народ очень любил. А вы любите веселые представления? Любите? Тогда приготовьте ладошки и похло69
пайте! (Аплодисменты). Спасибо. Итак… Однажды ночью в канун Нового года в королевском пригороде славного города Бремена происходили следующие удивительные и поучительные события.
Ночной переполох
Звучит музыка «Луч солнца золотого…». Свет гаснет. Следует короткий фрагмент лазерного (или экранного) шоу «Сон принцессы». Порхающий амурчик пускает из лука пару стрел. Простоволосая Принцесса, у которой внезапно начинает пульсировать сердце. Трубадур с дудочкой, у которого внезапно начинает пульсировать сердце. Принцесса и Трубадур, взявшись за руки, вдохновенно летят навстречу зрителю. Трубадур дарит слегка смущенной Принцессе цветок. Их лица сближаются настолько близко,
что лазер стыдливо рассыпается на тысячу сердечек и картинка гаснет.
Музыка смолкает. Внезапно в полной тишине и темноте раздается тихий девичий плач. На экране вспыхивает окно, являя зрителю встревоженную женскую тень в ночном пеньюаре. Женский голос: «Что такое?».
И сразу же поочередно то зажигаются, то гаснут то одни, то другие окна. Становится виден светящийся контур фасада дворца. А окна продолжают зажигаться, мечутся разные встревоженные тени (женские
и мужские). Они все что-то надевают: панталоны, халаты и прочее. Одновременно раздаются встревоженные голоса.
ГОЛОСА (встревоженно). Принцесса! Принцесса? Что Принцесса? Она опять плачет! Плачет? Уж в последнюю-то ночь-то перед Новым годом могла бы и не плакать. Господи, когда это кончится! Что сейчас будет, что сейчас будет!
Вспыхивает верхний сектор дворца, являя зрителю тень в короне.
ГЛУПЫЙ КОРОЛЬ (стоит в тени). Начальник охраны!
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Слушаю, Ваше Величество!
ГЛУПЫЙ КОРОЛЬ. Что там стряслось? Принцесса! Опять! Казню! Всех казню! Повешу! Четвертую! Настукаю больно ремнем!
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Слушаюсь, Ваше Величество! Караул!
Караул!
70
И, как вихрь, «врывается» первая часть симфонии № 40 Моцарта. Светлеет. Одновременно появляются встревоженные придворные. Около двадцати секунд они беспорядочно мечутся по сцене. Но на самом деле это организованное движение, итогом которого является построение коридора.
На экране – дворец со светящимися окнами. Один из придворных выходит в центр с объявлением: «Его Величайшее Величество Глупый король и господин Начальник охраны!». Придворные кланяются и приседают. Появляются Король и Начальник охраны. Придворный продолжает: «Ее Высочайшее Высочество прекрасная Принцесса!». Придворные кланяются и приседают.
Птичка в клетке
Следует вступление музыкального номера Принцессы из ремейка
Ю. Энтина и Г. Гладкова. Появляется Принцесса, исполняющая следующий музыкальный номер в сопровождении кордебалета придворных. Никто из присутствующих не замечает, как справа и слева, по третьему плану,
на сцену начинают тихонечко вкатываться две еловые рощицы – ширмы.
ПРИНЦЕССА. В клетке птичка томится,
Ей полет незнаком.
Вот и я, словно птица,
В замке я под замком.
Что же это такое,
Что случилось со мной?
В королевских покоях
Потеряла покой.
К этой песенке на экране возможен анимационный видеоряд: грустная птичка в клетке с огромным замком. Затем Принцесса в клетке, перебегающая от прутика к прутику. И вновь абрис светящегося окнами замка.
Симптомы
К окончанию песни Король и Начальник охраны оказываются рядом с Принцессой (справа и слева), у рощицы останавливаются. Придвор71
ные могут продолжать танцевать под ту же мелодию, совершая одни
и те же па на протяжении следующего динамичного и довольно бестолкового разговора.
КОРОЛЬ (грассируя и картавя). Дочка! Вот уже четвертый месяц почти каждую ночь ты устраиваешь нам подъем. Объясни, что происходит?
ПРИНЦЕССА (самозабвенно). Ах, папенька! Я, наконец, поняла, что со мной! Сегодня ночью он пришел ко мне!
КОРОЛЬ. Кто?
ПРИНЦЕССА. Музыкант с медной дудочкой.
КОРОЛЬ (Начальнику охраны). С медной дудочкой? В опочивальне Принцессы?! Казню! Четвертую!
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Но, Ваше Величество…
ПРИНЦЕССА (не обращая внимания на перебранку). Мы взялись
за руки и, выбежав из дворца, побежали с ним по цветущему лугу.
КОРОЛЬ. Вы топтали мой новый газон «Канада грин»?
ПРИНЦЕССА. Он пел мне песни! Он дарил мне цветы.
КОРОЛЬ. Он рвал мои орхидеи? Мои ромашки и настурции?
ПРИНЦЕССА. А потом он меня… поцеловал.
КОРОЛЬ. Зачем?
ПРИНЦЕССА. Вот за этим завитком, вот сюда – в щечку. А потом… (всхлипывая). А потом я проснулась. (Плачет).
Танец придворных заканчивается.
КОРОЛЬ (Начальнику охраны). Как вы могли это допустить?
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Ваше Величество! Но Вы же сами слышали, что это был сон!
КОРОЛЬ. Как Вы могли допустить сон на территорию дворца?
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Ваше Величество, но ведь сон, он…
ПРИНЦЕССА. В общем, папа, я поняла, мне нужен только он. Только он! И больше ничего, ничего мне не нужно!
КОРОЛЬ. Как это ничего? А питание? А воспитание?
ПРИНЦЕССА. Зачем мне это без него?
КОРОЛЬ. Чтобы быть упитанной и воспитанной.
ПРИНЦЕССА. Ах, папа, Вы ничего не понимаете!
72
Звучит предыдущая музыкальная тема.
Придворные начинают танцевать.
ПРИНЦЕССА. Птичка крыльями машет,
С
ердце бьется: тук-тук!
Отчего мой папаша
Т
ак отчаянно глуп?
Принцесса и придворные удаляются со сцены, танцуя.
Диагноз
КОРОЛЬ. Да, я глуп и горжусь этим! Потому что глупость –
величайшее качество, отличающее человека от прочих насекомых.
А мудрость я всегда могу купить. Лекарь! Лекарь!
Раздается звук сирены скорой помощи. К Королю приближается
Лекарь в белом халате с работающей синей мигалкой на голове.
КОРОЛЬ. Вот Вам три рубля. А теперь отвечайте, чем все-таки больна моя дочь?
ЛЕКАРЬ. Ваше Величество, я уже докладывал. Девочка выросла. Она больна любовью. Обычное в ее возрасте дело, нечто между прыщиком и ангиной. Но ее сегодняшний сон меня насторожил.
КОРОЛЬ. Почему?
ЛЕКАРЬ. Ваша дочь принадлежит к редкому типу Принцесс.
Им ничего не надо кроме трубадуров.
КОРОЛЬ. Трубадуров?
ЛЕКАРЬ. Да, бродячих музыкантов. И если в ближайшее время мы не найдем трубадура, дело может кончиться плохо. Ваша дочь зачахнет.
КОРОЛЬ. Зачахнет? Как это некстати. Завтра же Новый год. А скажите, от этих трубадуров нет никаких лекарств?
На экране появляется видеоряд, иллюстрирующий скитания непослушной Принцессы. Она трясется на ухабах в кибитке, рубит и носит
73
дрова, чистит рыбу и сковородки. Все это под проливным дождем и пронизывающим ветром. Рядом с ней Трубадур, играющий на дудочке. Одновременно следует соответствующий фоновый звукоряд.
ЛЕКАРЬ. Лучшие лекарства от трубадуров – сами трубадуры.
КОРОЛЬ. Вы хотите сказать, что их надо проглатывать, запивая водичкой? Но они же такие большие.
ЛЕКАРЬ. Нет, Ваше Величество. Влюбленные принцессы обычно сбегают с ними скитаться по свету. А это очень трудное занятие. Переезды, ночевки, где попало. Все надо делать самой: стирать, готовить, мыть посуду, рубить дрова. Голодно, холодно, сыро, грязно.
КОРОЛЬ. Фи, какая гадость! Зачем им это надо?
Принцесса на экране задумывается. У нее над головой возникает знак вопроса. А бьющееся красное сердечко начинает чернеть и, наконец, рассыпается. Принцесса убегает, оставляя ничего не замечающего Трубадура играть на дудочке. И вновь на экране абрис фасада замка, где горит только одно королевское окно.
ЛЕКАРЬ. Вот-вот! И у Принцесс возникает такой вопрос: а зачем нам это надо? У нас есть папы. У пап есть дворцы и слуги. Тепло, сухо, чисто, красиво. И как только такой вопрос возникает, болезнь под названием «любовь» проходит.
КОРОЛЬ. Так-так-так…
ЛЕКАРЬ. Принцессы возвращаются к папам и становятся вполне воспитанными и упитанными девушками, готовыми выйти замуж за любого принца.
КОРОЛЬ. Значит, нам нужен…?
ЛЕКАРЬ. Тру-ба-дур! И чем скорее, тем лучше. И не ждать, когда Принцесса с ним сбежит, а сразу отправить обоих в странствие.
КОРОЛЬ. Господин Лекарь, Вы знаете, это очень трудные мысли. Давайте их додумаем утром. А сейчас надо выспаться. Ведь завтра нас ожидает праздничная новогодняя ночь! Охрана!
Король, Лекарь и Начальник охраны вместе кричат: «Охрана!».
74
Особое задание
Музыка. Появляется охрана со своей знаменитой песенкой.
ОХРАНА. Почетна и завидна наша роль,
Эх,
наша роль,
Ох,
наша роль,
У
х, наша роль.
Н
е может без охранников король,
В
еличество нам надо уберечь
От вс
яческих ему ненужных встреч.
Ох,
рано встает охрана.
Король не выдерживает и пускается в пляс вместе с охраной.
Е
сли рядом воробей,
М
ы готовим пушку.
Е
сли муха, муху бей,
Хвать ее на мушку!
КОРОЛЬ. Молодцы!
ОХРАНА. Рады стараться!
КОРОЛЬ. Я хотел сказать: подлецы!
ОХРАНА. Рады стараться!
КОРОЛЬ. Возмутительный случай! Сегодня в опочивальню невесты проник ужасный сон. Почему вы его не арестовали? Не разрубили на куски?
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Ваше Величество, но ведь сон невидим.
КОРОЛЬ. Как это невидим? Вы что, ни разу не видели сны? Принцесса его видела прекрасно.
ОХРАННИК (бодро выслуживаясь). Осмелюсь доложить, мы в этот момент видели другие сны и отбивались от них как могли!
Начальник охраны незаметно для Короля дает охраннику пинка.
КОРОЛЬ (Начальнику охраны). Вы слышали? Они видели. Но, как всегда у Вас бывает, видели не то, что надо!
75
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Осмелюсь предположить, Ваше Величество, видимо, сны благородных особ недоступны зрению простых стражников.
КОРОЛЬ. А зачем им сабли? Пусть встанут вдоль забора и машут ими быстро-быстро: вжик-вжик, вжик-вжик! И тогда ни один сон, будь он хоть трижды невидим, не проникнет на территорию дворца. Ясно?
ОХРАНА. Так точно!
КОРОЛЬ. Равняйсь, смирно, шагом марш! (Охрана начинает маршировать). Я хотел сказать: приступить к выполнению задания!
ОХРАНА. Есть!
КОРОЛЬ. А все остальные спать! Спать!
Особое выполнение
Музыка. Король и Начальник охраны отправляются во дворец,
а охрана приступает к выполнению задания, то есть своеобразно поет, танцует, машет саблями и даже слегка фехтует между собой. Окно
в замке гаснет. Темнеет.
ОХРАНА. Король отдал приказ: «Руби-коли!»
Р
уби – коли!
Р
уби – коли!
К
оли – руби!
Н
е место в замке девичьей любви,
Да б
удь он хоть Шварцнеггер, хоть Брюс Ли,
Р
азрубим от макушки до земли.
Ох,
рано встает охрана!
Из-за еловых рощиц появляются страшноватенькие физиономии хихикающих бородатых и усатых разбойничков. А охрана самозабвенно продолжает свои вокально-гимнастические упражнения.
ОХРАНА. Замечательный приказ
В
ыполняем вместе.
Страшный с
он на этот раз
Н
е пройдет к Принцессе!
76
Музыка, сопровождавшая их славную песню, становится сонливой.
1-й ОХРАННИК (зевая). Мне кажется, я его вижу!
2-й ОХРАННИК (зевая). Кого?
1-й ОХРАННИК (зевая). Сон.
3-й ОХРАННИК (зевая). И я вижу.
4-й ОХРАННИК (зевая). И я!
2-й ОХРАННИК (зевая). Да-да! Теперь и я вижу! За Короля и Принцессу! Вперед! Ура!
ОХРАННИКИ. Ура-а-а!
И, сделав последний выпад, охранники, громко зевают, валятся на лед и засыпают. В их дружный храп вклинивается музыкальная тема разбойничков, которые и появляются, злорадно приплясывая.
Бяки-буки
АТАМАНША. Говорят, мы бяки-буки,
К
ак выносит нас земля.
Дайте что ли к
арты в руки
П
огадать на короля
Появляется ледовый кордебалет «Карты»: разных мастей и достоинств, который под руководством Атаманши выстраивает различные изумительные по красоте расклады.
РАЗБОЙНИКИ. О ля-ля! О ля-ля!
Погадай на короля!
О ля-ля! О ля-ля!
Оп-па!
АТАМАНША. Завтра дальняя дорога
В
ыпадает королю
У него деньж
онок много,
А я дене
жки люблю.
РАЗБОЙНИКИ. У лю-лю! У лю-лю!
А я дене
жки люблю
У лю-лю! У лю-лю!
Оп-па!
77
АТАМАНША. Короля, эх, карта бита,
Спит его лихой отряд.
Дело будет шито-крыто,
Карты правду говорят.
РАЗБОЙНИКИ. Вуаля! Вуаля!
Будем грабить короля!
Вуаля! Вуаля!
Оп-па!
Коварный заговор
АТАМАНША. Нет, вы видели? Нет, вы слышали? Воистину, если Король глупец, то и у подчиненных едет крыша. Один приказывает ловить сны, другие ловят. И, кажется, поймали. Ха-ха-ха!
РАЗБОЙНИКИ. Ха-ха-ха!
1-й РАЗБОЙНИК. Теперь нам ничто не мешает украсть во дворце сундук золота.
АТАМАНША. А у Короля, между прочим, сто сундуков. Неплохо было бы взять хотя бы половину.
2-й РАЗБОЙНИК. Но нам столько не унести.
АТАМАНША. Принесут сами. Слышали эту историю с приснившимся Трубадуром?
РАЗБОЙНИКИ. Ха-ха-ха!
АТАМАНША. Вы переоденетесь в стражников. Я переоденусь
в Трубадура. И разыграем сцену, будто вы меня поймали. Король отправит Принцессу со мной странствовать. Мы ее запрем в нашей избушечке и пошлем королю письмецо. Так, мол, и так, Ваша дочка в гостях у разбойничков. Хотите получить ее обратно, будьте добры, пришлите нам 50 сундучков золота. Не то мы ее – вжик!
3-й РАЗБОЙНИК. Гениально! (На стражников). А с этими что делать? Вжик или тюк?
АТАМАНША. Разденем и привяжем к елочкам, вон в той рощице. Сами замерзнут.
1-й РАЗБОЙНИК. Верно!
АТАМАНША. Господа разбойнички! Вуаля!
78
Разбойники хватают сонных, слегка сопротивляющихся охранников и быстренько переправляют в одну из рощиц. Процессом руководит атаманша, напевающая при этом «Песню разбойников». Все это может быть небольшим шуточным номером.
АТАМАНША. Детки, в школу собирайтесь,
Ч
истить зубки вам пора!
У
мывайтесь, одевайтесь,
С
ветит солнышко с утра.
РАЗБОЙНИКИ (за кадром). Та-ра-ра, та-ра-ра
Ч
истить зубки вам пора.
Т
а-ра-ра, та-ра-ра
Оп-па!
Атаманша скрывается в рощице. Полностью преображенная шайка
разбойников под ту же музыку выходит из-за рощицы на следующие слова.
АТАМАНША (за кадром). Рано-рано, ох, как рано,
До рас
света без пяти,
П
однимается охрана
Служб
у ратную нести.
РАЗБОЙНИКИ. Пур ле пти! Пур ле пти!
Служб
у ратную нести.
П
ур леп ти! Пур ле пти!
Оп-па!
Нью-трубадур
АТАМАНША (появляясь в костюме Трубадура с гитарой). Господа разбойнички, ну, как я вам в образе Трубадура?
РАЗБОЙНИКИ. Вуаля! А мы?
АТАМАНША. И вам форма к лицу. (Передразнивая Короля). Равняйсь! Смирно! Шагом марш! (Разбойники пародийно выполняют приказы).
Все громко смеются: «Ха-ха-ха!».
АТАМАНША. Значит так, я – Трубадур. Я пою, вы подпеваете.
79
Как только появляется Король, докладываете о моей поимке.
А дальше по обстоятельствам. Приготовились, начали!
Музыка.
ШАЙКА. Баю-баюшки-баю,
Н
е ложися на краю.
Баю-баюшки-баю
,
Н
е ложися на краю.
В окнах дворца поочередно вспыхивают огни,
возникают встревоженные фигуры.
АТАМАНША. Я всегда ложуся с краю
И быстрее засыпаю
.
ШАЙКА. Баю-баюшки-баю,
Н
е ложися на краю.
АТАМАНША. Не могу я спать у стенки,
У
пираются коленки.
Появляются придворные, начинают подтанцовывать.
АТАМАНША. Лягу я на край!
РАЗБОЙНИКИ. Не ложись!
АТАМАНША. Лучше не мешай!
РАЗБОЙНИКИ. Не ложись!
АТАМАНША. Лягу, так и знай.
Появляются Король, Лекарь и Начальник охраны.
ШАЙКА. Придет серенький волчок
И уку
сит за бочок!
Атаманша срывается в отчаянный вокализ.
1-й РАЗБОЙНИК. Прекрати! Прекрати немедленно!
2-й РАЗБОЙНИК. Не то как стукну больно!
3-й РАЗБОЙНИК. Не то как бахну крепко!
80
Лекарство для принцессы
КОРОЛЬ. Да что же это такое делается! Господа артисты! Новогодняя ночь завтра! Какого черта вы сегодня устраиваете концерт?
1-й РАЗБОЙНИК. Ваше Величество, мы же его поймали.
КОРОЛЬ. Кого?
2-й РАЗБОЙНИК. Сон Принцессы или как там его? В общем, Трубадура! Прикажете изрубить на куски?
КОРОЛЬ. Нет-нет! Разве можно изрубать лекарство для лечения моей дочери? Верно я говорю, господин Лекарь?
ЛЕКАРЬ. Истинно так, Ваше Величество!
КОРОЛЬ. Принцесса! Принцесса!
Появляется Принцесса.
ПРИНЦЕССА. Да, папа.
КОРОЛЬ. Поймали мы все-таки твоего музыканта.
ПРИНЦЕССА. Что? Где? Папа, но…
КОРОЛЬ. Итак, господин Трубадур, что вам угодно?
АТАМАНША. Ваше Величество! Я и Ваша дочь любим друг друга. Стыдно признаться, но я уже был у нее сегодня ночью. Мы взялись за руки, выбежали из дворца и начали топтать Ваш газон «Канада Грин». А потом я нарвал Ваших орхидей, ромашек и настурций. А потом я поцеловал ее в щечку вот за этим нежным завитком.
А потом мы признались друг другу в любви. В общем, Ваше Величество, я прошу руки Вашей дочери и умоляю отпустить со мной в странствия.
ПРИНЦЕССА. Папа! Папа! Это не он!
КОРОЛЬ. Как это не он, если он говорит те же слова, что совсем недавно говорила мне ты? Продолжайте, господин Трубадур.
АТАМАНША. Мы будем трястись по булыжным дорогам в старой развалившейся кибитке, ночевать под дождем в дырявых шалашах…
КОРОЛЬ. Замечательно! Замечательно!
АТАМАНША. Мы будем питаться пригорелой перловой кашей.
КОРОЛЬ. Великолепно!
АТАМАНША. Нас будут кусать блохи, комары и ядовитые змеи!
81
КОРОЛЬ. Прекрасно! Это именно то, что ей нужно! Благословляю! Отдаю! Забирайте ее немедленно! Может она успеет вылечиться до Нового года.
ПРИНЦЕССА. Папа! Да как Вы можете?
В добрый путь, дочка!
Музыка. Король начинает петь, а придворные танцевать.
КОРОЛЬ. Я же счастья хочу тебе, дурочка!
Т
ы сама мечтала стать трубадурочкой!
В
от и сбылся твой пленительный сон.
ПРИНЦЕССА. Папа! Это же не он!
КОРОЛЬ. Похлебаешь лаптем щей, помотаешься,
От мозолей да прыщей настрадаешьс
я
И вернешьс
я в свой родительский дом.
ПРИНЦЕССА. Папа! Это же не он!
Музыка продолжается фоном.
Продолжается антуражный танец придворных.
ПРИНЦЕССА (Атаманше). Да как Вы смеете! Кто Вы такой?
АТАМАНША. Я Трубадур! Я твой Трубадур! Иди ко мне, моя
возлюбленная!
Заключает Принцессу в объятия и целует ее.
Невеста без чувств откидывается Атаманше на руки.
КОРОЛЬ. Что там стряслось?
АТАМАНША. Ничего страшного. Легкий обморок от избытка счастья.
КОРОЛЬ. Мое родительское сердце разрывается на части. Чего только не приходится претерпеть во имя счастья дочери. Отправляйтесь! Отправляйтесь в дорогу. Стража! Проводите их до кибитки.
РАЗБОЙНИКИ. Слушаемся, Ваше Величество!
Разбойники уводят растерянную Принцессу.
Придворные удаляются, танцуя.
82
КОРОЛЬ. Мое сердце от тоски разрывается,
Ж
алко дочку, ей придется помаяться,
Л
ишь бы недуг был ее побежден.
ГОЛОС ПРИНЦЕССЫ. Папа! Это же не он!
КОРОЛЬ. До чего ж это трудное дело – быть отцом. Спать! (Окна гаснут). Я сказал – всем спать!
Темнеет. Король уходит, гаснет последнее окно.
Прибытие бременских музыкантов
Пятисекундная пауза прерывается бодрым петушиным «кукареку!», переходящим в тему главной песни «Бременских музыкантов». На это вступление и нижеследующие слова песни следует фрагмент лазерного
(а может быть экранного) шоу.
Появляются примерно следующие картинки: поющий Петух; вращающиеся колеса тележки; силуэты славных германских городков; Кот, играющий на дудочке; поющий и играющий на гитаре Пес; вращающиеся колеса тележки; играющий на барабанах Осел; силуэты славных германских городков; поющий и играющий на гитаре Трубадур; средний план сияющей от счастья Принцессы в пульсирующем ободочке символа сердца.
ГОЛОСА. Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Светлеет. На арене появляется тележка с бременскими музыкантами, в которую запряжен Осел. Тележка на следующие слова совершает нечто вроде круга почета.
БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ. Мы свое призвание не забудем,
Смех и радость мы приносим людям.
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою.
83
Философские дебаты
ТРУБАДУР. Стоп-стоп, Осел! Вот же он – дворец! Тот самый дворец, который я видел во сне. А вон те два окошка принадлежат ей, моей возлюбленной Принцессе. Она ждет! Она ждет меня!
ОСЕЛ. Как она может тебя ждать, если вы ни разу не виделись, не перезванивались и не переписывались?
ТРУБАДУР. Мы встречались с ней во сне! Я пел ей песни, дарил цветы. Взявшись за руки, мы бегали по траве этого прекрасного парка...
ПЕТУХ. И ко... ко…ко…
ТРУБАДУР. Что ко… ко?
ПЕТУХ. И ко… конечно целовались.
ТРУБАДУР. А вот это уже не Ваше дело, господин Петух. Но я твердо знаю, что этот сон мы видели вместе, одновременно. И она сейчас
с нетерпением ожидает меня.
ПЕС. Один сон на двоих – это что-то новенькое.
КОТ. А я во сне видел сметану. (Возвышенно). Уж я ее целовал-целовал! Целовал-целовал! И твердо уверен, что она ждет меня за стенами этого дворца. О моя возлюбленная сметана!
Друзья Трубадура смеются.
ТРУБАДУР. Да вы что, не верите мне? Сейчас убедитесь. (К зрителям). Дамы и господа, славные жители древнего города Бремена! Труппа бродячих музыкантов желает вам счастливого Нового года,
а взамен была бы не прочь услышать ваши аплодисменты! Спасибо. Скажите, пожалуйста, в этом замке живет прекрасная Принцесса? (Зрители отвечают: «Да!»). Скажите, а вы верите в то, что влюбленные могут видеть общие сны? (Предполагается, что зрители ответят: «Да!»). Замечательно! Ну, и последнее. Как вы считаете, если я сейчас спою серенаду, Принцесса выйдет на балкон? (Предполагается, что зрители ответят: «Нет!»). А я вас уверяю, выйдет! Хорошо, давайте поспорим на сто ящиков мороженого. Я бы с вами поспорил, но, увы, у ваших пап и мам не настолько толстые кошельки. Так что смотрите и убеждайтесь! Музыка!
84
Серенада
В исполнении Трубадура и его друзей звучит серенада
на «Луч солнца золотого».
ТРУБАДУР И ДРУЗЬЯ. Мы виделись с тобою
В одном прекрасном сне
.
С те
х пор живу любовью,
И с
ердце шепчет мне.
Н
очь пройдет, наступит утро ясное.
З
наю, счастье нас с тобой ждет!
Н
очь пройдет, пройдет пора ненастная,
С
олнце взойдет!
И снова в замке загораются огни и мелькают встревоженные тени,
а на площади появляются придворные, которым очень нравится песня Трубадура. Они подхватывают ее своим романтическим танцем.
Но поскольку исполнение песни направлено в сторону зрительного зала, Трубадур этого ничего не видит, а во время проигрыша (инструментального повтора припева) активно общается с публикой.
ТРУБАДУР. О высокочтимая публика! Скажите, Принцесса уже вышла на балкон? (Отвечают). Ничего-ничего, сейчас выйдет. Ей же надо одеться, причесаться, подкрасить глазки. Сейчас-сейчас. (Продолжает исполнение).
О дивная Принцесса!
Свой образ мне яви!
Как ждет и жаждет сердце
Признания в любви!
Ночь пройдет, наступит утро ясное.
Знаю, счастье нас с тобой ждет!
Ночь пройдет, пройдет пора ненастная ,
Солнце взойдет!
На балконе появляются Король, Лекарь и Начальник охраны.
Солнце взойдет!
85
ТРУБАДУР. Она вышла! Я это чувствую! Сейчас я развернусь, протяну к ней руки, и она порхнет в мои объятия, подобно райской птичке. (Разворачиваясь и протягивая руки). С добрым утром, любимая!
Круто ты попал, Трубадур!
Король метким движением швыряет в голову
Трубадура солидный мячик и попадает. Трубадур повержен.
КОРОЛЬ. Молодой человек, кто Вам разрешил трубадурить во дворе моего замка? Новогодняя ночь завтра! Завтра!
ТРУБАДУР. Ваше Величество, я восхищен! Вы случайно не играли в баскетбол за мюнхенскую Баварию?
КОРОЛЬ. Вы наглец!
ТРУБАДУР. Я не наглец! Я Трубадур! Со времени нашего свидания во сне мы с Вашей дочерью полюбили друг друга. И я прошу у Вас ее руки и сердца.
КОРОЛЬ. Вот как?
ТРУБАДУР. Да. И, согласно всем старинным сюжетам, Вы должны сначала отказать мне, а потом, когда я Вас спасу, согласиться и отдать мне Принцессу. После чего мы с ней удерем из дворца
и будем бродить по свету.
КОРОЛЬ. Опоздали Вы, господин Трубадур. Полчаса назад я отдал Принцессу другому Трубадуру и сам отправил странствовать по свету.
ТРУБАДУР. Этого не может быть!
КОРОЛЬ. Почему же не может? Хоть у кого спросите. Хоть вон
у публики. (Зрителям). Эй, жители славного города Бремена, это правда? (Предполагается, что зрители ответят: «Да!»). Слышали. Ну вот. А Вас, как самозванца, я велю казнить, четвертовать и настукать больно ремнем. (Начальнику охраны). Кстати, где охрана? Почему эти мерзкие трубадуры всю ночь атакуют наш дворец?!
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Ваше Величество, но Вы же сами изволили отправить их проводить Принцессу.
КОРОЛЬ. Однако им пора вернуться! Охрана!
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Охрана!!!
86
Дело ясное, что дело темное
Натужно звучит фрагмент мелодии песенки «Ох, рано встает охрана». Одна из еловых рощиц поворачивается на 180 градусов, являя зрителю привязанную к деревьям охрану. Охранники обнажены до пояса,
во ртах кляпы.
КОРОЛЬ. Славная картина: охрана на посту. Что скажете, господин Начальник охраны?
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Э-э-э… э-э-э…
КОРОЛЬ. Прекрасный ответ. А ну-ка, развяжите этих бездельников.
Пока охрану развязывают, Король, Лекарь и Начальник охраны
спускаются на арену.
КОРОЛЬ. Нуте-с, доблестные воины, поведайте нам, кто вам разрешил привязываться к палкам в полуобнаженном виде?
1-й ОХРАННИК. Ваше Величество, мы сражались, как львы! Но он оказался сильнее.
КОРОЛЬ. Кто?
2-й ОХРАННИК. Сон Принцессы, такой, право, драчун.
3-й ОХРАННИК. Такой, право, забияка.
4-й ОХРАННИК. Джеки Чан, одним словом! Настоящий Джеки Чан!
КОРОЛЬ. Я не понял. Я послал вас проводить Принцессу...
1-й ОХРАННИК. Вы не посылали.
2-й ОХРАННИК. Вы посылали…
КОРОЛЬ. Так посылал или не посылал?
3-й ОХРАННИК. Вы посылали нас с приказом не допустить сон Принцессы.
КОРОЛЬ. А где Трубадур?
4-й ОХРАННИК (на Трубадура). Я так полагаю вот он, этот самый, как Вы изволили выразиться, Трубадур.
КОРОЛЬ. Это не тот Трубадур! Это другой Трубадур. Тот Трубадур трубадурит сейчас с моей дочерью. А этот Трубадур только что явился. И вы сейчас должны его казнить!
ОХРАНА. Рады стараться.
КОРОЛЬ. А потом и вас казним.
87
ОХРАНА (упав на колени). Пощадите!
КОРОЛЬ. Для начала оденьтесь, бездельники!
Охранники бросаются к разбросанным накидкам и каскам, начинают одеваться.
ТРУБАДУР. Ваше Величество, а дельце-то темное. Похоже, Вас ждут неприятности, и мне придется Вас спасать. После чего Вы с радостью отдадите за меня Принцессу. Не лгут, стало быть, старинные книги.
КОРОЛЬ. Ну-ну, поговори. Я человек милосердный и перед казнью всегда разрешаю приговоренным высказаться.
Момент истины
Раздается телефонный звонок (например, мелодия «Черный Бумер»).
КОРОЛЬ. Чей мобильный? Я спрашиваю, чей мобильный? Ах да, это мой. (Роется в мантии). Где он у меня? Вот он. Если это звонит очередной Трубадур, я казню всех! Всех! И уйду в монастырь! Алле! Король на проводе!
Темнеет, но Король остается в луче прожектора. Звучит тема разбойников. Начинается фрагмент лазерного шоу на нижеследующие слова. А в этом лазерном (а может быть экранном) шоу появляются примерно следующие картинки.
ГОЛОС АТАМАНШИ. Привет, Король.
КОРОЛЬ. Трубадур? Я так и знал. Все, ухожу в монастырь.
ГОЛОС АТАМАНШИ. Давно пора.
Телефонный разговор. Силуэты темного леса. Злорадный образ разговаривающей по телефону Атаманши. Несчастная Принцесса в зарешеченном окне избушки. Оскалившиеся разбойники: один точит нож, другой – чистит дуло пистолета.
Несчастная Принцесса в зарешеченном окне избушки. Атаманша, играющая на гитаре. Пара разбойников у костра. Силуэты темного леса. Несчастная Принцесса в зарешеченном окне избушки. Костер. Жарящийся на вертеле барашек. Злорадный образ разговаривающей
по телефону Атаманши.
88
КОРОЛЬ. Ну, как вы там? Странствуете?
ГОЛОС АТАМАНШИ. Отдыхаем в Монте-Карло. Ха-ха-ха.
КОРОЛЬ. Это хорошо. А с дочкой поговорить можно?
ГОЛОС АТАМАНШИ. Нужно, Ваше Величество. Нужно.
ГОЛОС ПРИНЦЕССЫ. Папа! Папочка, это я! Я в плену у страшных лесных разбойников. Они держат меня в лесной чаще. Они хотят получить за меня выкуп.
КОРОЛЬ. Постой, а как же твой Трубадур? Он что не мог вступиться за тебя?
ГОЛОС ПРИНЦЕССЫ. Это был не Трубадур! Это была переодетая Атаманша, а стражники – ее переодетые разбойники. Я же тебе говорила! А ты не верил! Папа! Папочка! Спаси меня! Найди обязательно того Трубадура, который мне приснился во сне. Он поможет тебе… Обязательно поможет!
ТРУБАДУР. (Ворвавшись в луч света и выхватив у Короля трубку). Принцесса! Любимая! Это я, твой Трубадур! Я непременно спасу тебя! Я люблю тебя! Люблю!
ГОЛОС ПРИНЦЕССЫ. Я тоже тебя люблю! Очень-очень люблю!
Я буду ждать!
ГОЛОС АТАМАНШИ. А ну-ка, дай сюда трубку несчастная Принцесса!
ТРУБАДУР. Не смейте ее трогать!
ГОЛОС АТАМАНШИ. Помолчи, парень, и отдай трубку папаше.
Король вырывает трубку у Трубадура.
КОРОЛЬ. Послушайте!
ГОЛОС АТАМАНШИ. Нет, это ты послушай, старый глупый Король. Мы хотим за твою дочь пятьдесят сундуков чистого золота.
КОРОЛЬ. Сколько?!
ГОЛОС АТАМАНШИ. Пять-де-сят!
КОРОЛЬ. Но это очень большая сумма!
ГОЛОС АТАМАНШИ. Хорошо. Мы согласны на половину. Только и ты в этом случае получишь половину своей дочери. Тебе какую: правую или левую?
КОРОЛЬ. Но…
89
ТРУБАДУР. Соглашайтесь! Немедленно соглашайтесь на все условия!
К Королю подскакивают друзья Трубадура
и поочередно резко вскидывают копыта, когти и лапы.
ПЕТУХ. Заклюю!
КОТ. Зацарапаю!
ПЕС. Закусаю!
ОСЕЛ. Как дам копытом!
КОРОЛЬ. Я согласен! На все согласен.
ГОЛОС АТАМАНШИ. Вот и умница. Сроку тебе до Нового года,
то есть менее суток. Как будешь готов, позвони. Чао!
Короткие гудки. Светлеет.
КОРОЛЬ. Чаю?! Какого еще чаю? Ах!
Падает в обморок на вовремя подставленное лекарем кресло.
Жизнь или кошелек?
Начинается придворный танец-суматоха (на музыку «Такая-
сякая»). Все как бы пытаются оказать Королю какую-то помощь и в то же время сплетничают. А в проигрышах к суматохе добавляется сирена и бегающий Лекарь с мигалкой на голове. Друзья-музыканты о чем-то демонстративно совещаются.
ПРИДВОРНЫЕ. Что за шайки нынче, право,
Н
икакой на них управы.
Г
рабят, гадят повсеместно,
Добрались и до Принцес
сы.
КОРОЛЬ (приподнявшись). Раздавлен, ограблен,
Р
аспят, сожжен дотла!
До р
учки, до капли!
И жизнь мне не мила!
(Вновь падает в обморок).
ПРИДВОРНЫЕ. Эта шайка «Бяки-буки»,
Деды ей пугают внук
ов.
90
Эта шайк
а «Буки-бяки» –
В
се такие забияки.
КОРОЛЬ (приподнявшись). Раздавлен, ограблен,
Р
аспят, сожжен дотла!
До р
учки, до капли!
И жизнь мне не мила!
(Вновь падает в обморок).
Песня и танец заканчиваются.
ТРУБАДУР. Ну, положим, Ваше Величество, «до ручки» – это Вы загнули. Но сумма серьезная. И если Вы хотите ее спасти…
КОРОЛЬ (сразу же очнувшись от обморока). Хочу! Очень хочу!
Трубадурчик, миленький, душечка, пончик, ватрушечка, подскажи! Подскажи, как это сделать?
ОСЕЛ. А Принцессу?
КОРОЛЬ. И Принцессу хочу!
ПЕС. Так деньги или Принцессу?
КОРОЛЬ. Э-э-э… Ну конечно, Принцессу, мою любимую доченьку. Но… но… (Хлюпает носом). Но и денежки жалко! (Плачет).
КОТ (вытирая нос Королю). Эх, Ваше Величество, Ваше Величество! А как насчет ихней любви?
КОРОЛЬ. А это ради бога! Любовь – святое дело. Пусть женятся.
И раз им (как там у вас поется?) дворцов заманчивые своды не заменят спального мешка, пусть идут куда глаза глядят. Пусть кормят комаров от Эльбы до Атлантики, лишь бы доченька была жива-
здорова… Да и денежки целы.
ПЕТУХ. Ко… ко… ко…
КОРОЛЬ. Что, ко… ко…?
ПЕТУХ. Ко… ка... какова цена вопроса?
КОРОЛЬ. Пятьдесят сундуков золота! Можете себе представить?
ТРУБАДУР. Обойдутся пятью.
КОРОЛЬ. Ах! (Падает в обморок).
ТРУБАДУР. Пятью пустыми сундуками.
КОРОЛЬ (радостно поднимаясь). Да?! Но как, как это сделать?
ТРУБАДУР. У нас созрел план!
91
Вокруг Трубадура образуется несколько любопытствующих кругов друзей и придворных.
А в это время в лесной чаще
Одновременно приходят в движение еловые рощицы, они смыкаются по центру, закрывая Трубадура и его окружение, а когда размыкаются, перед глазами зрителей предстает избушка с запертой в ней Принцессой, и четверо разбойников, занимающихся немудреным бандитским бытом вокруг пылающего костерка.
Описав полукруги рощицы, ширмы смыкаются за избушкой. В начале этого процесса начинает звучать «за кадром» лихая «Песня разбойников» (хорошо, если куплеты построчно поют отдельные исполнители, а припев – все вместе).
Как известно, мы народ горячий
И не выносим нежности телячьей,
Любим мы зато телячьи души,
Любим бить людей!
Любим бить людей!
Любим бить людей!
И бить баклуши!
Мы раз-бо-бо-бо-бой-ники!
Разбойники, разбойники!
Пиф-паф, и вы покойники,
Покойники! Покойники!
Уже «в кадре».
Кто увидит нас, тот сразу ахнет.
И для кого-то жареным запахнет.
Кое-что за пазухой мы держим.
К нам не подходи!
К нам не подходи!
К нам не подходи!
А то зарежем!
92
Разбойники пускаются в пляс, пугая зрителя.
Мы раз-бо-бо-бо-бой-ники!
Разбойники! Разбойники!
Пиф-паф, и вы покойники,
Покойники! Покойники!
Танец заканчивается.
ПРИНЦЕССА (из окна избушки). Спасите! Помогите! Папа! Трубадур!
АТАМАНША. Деточка, немного шумно. Веди себя потише.
ПРИНЦЕССА. Ни за что! Ни-ко-гда! Спа-си-ите!
1-й РАЗБОЙНИК. По-моему она проголодалась. Пора ей отведать нашей бандитской кашки на болотной водичке.
2-й РАЗБОЙНИК. Это верно. Девочка, за которую дают пятьдесят сундуков золота, должна быть сытой.
ПРИНЦЕССА. От мертвого осла уши вы получите, а не пятьдесят сундуков. Мой Трубадур задаст вам такого перцу!
АТАМАНША. А я? А я разве не твой Трубадур? А ну-ка, насыпьте ей в кашку перцу.
РАЗБОЙНИКИ. Ха-ха-ха-ха! (Насыпают).
АТАМАНША. А теперь покормите.
3-й РАЗБОЙНИК (подходя к избушке с котелком). На-ка, отведай, деточка!
ПРИНЦЕССА. Ни за что! Ни-ког-да! А впрочем, разве что попробовать.
3-й РАЗБОЙНИК. Ну вот и умничка. (Отдает Принцессе котелок). Твой глупый папочка был бы доволен. С наступающим тебя Новым годом!
ПРИНЦЕССА. Мерси! (Одевая котелок на голову разбойника). На-ка, отведай, лапочка! Твоя синяя мамочка просто умерла бы от счастья, увидев тебя. С Новым годом! Ха-ха!
3-й РАЗБОЙНИК. (С котелком на голове). Атаманша, я требую поднять расценки! За эту фурию нужно просить не менее ста сундуков.
4-й РАЗБОЙНИК. Слушай, Ганс, а тебе идет.
1-й, 2-й, 3-й РАЗБОЙНИКИ. Ха-ха-ха-ха!
93
АТАМАНША. Хватит! Ржете так, будто уже разделили денежки. Что-то от короля подозрительно долго нет известий. И мне это не нравится.
Раздается телефонный звонок.
Многообещающие новости
АТАМАНША. Тихо! (Измененным кокетливым голосом). Аллеу!
ГОЛОС КОРОЛЯ. Алле, это шайка «Бяки-буки»?
АТАМАНША. Да-да!
ГОЛОС КОРОЛЯ. Очень приятно, Король. Передайте вашей Атаманше, что сундуки с золотом уже в пути. Пусть встречает.
АТАМАНША. Непременно.
ГОЛОС КОРОЛЯ. Только там произошла маленькая неприятность. Шестой сундук застрял в болоте и застопорил движение обоза. Меры принимаются. Но пока только пять сундуков, первый, так сказать, транш.
АТАМАНША. Ничего-ничего. Бывает. (Уже своим голосом).
Ну, гляди у меня, Король!
Короткие гудки, переходящие в лирическую мелодию.
АТАМАНША. Ну что братцы-разбойнички. Кажется, мы становимся богатыми.
РАЗБОЙНИКИ. Тьфу-тьфу-тьфу!
1-й РАЗБОЙНИК. Куплю себе велосипед!
2-й РАЗБОЙНИК. А я много-много мороженого!
3-й РАЗБОЙНИК. А я альбом для марок!
АТАМАНША. Удивительное дело. Владея огромным состоянием, мечтать о мороженом… Видимо, нам его не хватало в детстве. Впрочем, я и сама с удовольствием обзавелась бы куклой Барби. Только не пластиковой, а настоящей, такой же, как эта дурочка
в избушке. Уж я бы сделала из нее счастливую женщину, которая в мае раскладывает салфетки на дачных комодах, а в августе варит варенье. Увы. Но довольно сантиментов. Господа разбойники, ножи за пазухи. Встречаем новогодние подарочки Короля!
94
Новогодние подарочки Короля
Звучит мелодия темы «Баю-баюшки-баю!».
Начальник охраны и четверо стражников вкатывают сундуки.
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ (протягивая бумагу). Распишитесь в получении.
АТАМАНША. Только ножичком и только на Вашей щеке. Других следов мы не оставляем.
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ. Как знаете. Охрана, равняйсь! Охрана, смирно! Кругом! Шагом марш!
Охрана и Начальник охраны удаляются.
АТАМАНША (вслед). И поторопите Короля с остатком. (Далее обращаясь к разбойникам). Ну что, ребята, давайте богатеть. Всем по сундучку. Мне за вредность два. Встали каждый напротив своего (встают)… и поочередно начинаем вскрывать сундучки. Фриц!
1-й РАЗБОЙНИК. Что-то мне даже не верится. (Открывает сундук и орет благим матом). А-а-а!
АТАМАНША. Что там, Фриц?
1-й РАЗБОЙНИК. Осел! Мертвый Осел!
АТАМАНША. Ты хочешь сказать – от мертвого осла уши?
1-й РАЗБОЙНИК. Нет, настоящий Осел!
2-й ОХРАННИК (открыв свой сундук). А у меня Пес!
3-й ОХРАННИК (открыв свой сундук). А у меня мертвый Кот!
АТАМАНША. Ну, стало быть, у меня мертвый Петух и мертвый Трубадур. (Открыв свои сундуки). Так оно и есть. Вот оно – королевское милосердие. (Принцессе). Полюбуйся, деточка. И кто теперь, по-твоему, задаст нам перцу?
ПРИНЦЕССА. Этого не может быть! Не может быть!
АТАМАНША. Может – не может, а за пять фальшивых сундуков, мы вынуждены послать Королю пять твоих пальчиков. Разбойнички, за мной!
Тема «Баюшки» становится громче.
Разбойники сжимают полукольцо вокруг избушки.
ПРИНЦЕССА. Только троньте! Только троньте! Трубадур! Трубадур!
95
Привет! Бонжур! Хеллоу!
Гром и молния. Одновременно и синхронно из каждого сундука вырастает бременский музыкант.
ТРУБАДУР. Я здесь! Я здесь, любимая!
И в пространство арены, подобно ножу, «вонзается» песня «Привет! Бонжур! Хеллоу!». Ее исполняют бременские музыканты, которые одновременно ведут бой с шайкой «Бяки-буки».
Трубадуру и его друзьям от всей души помогают невесть откуда взявшиеся отважные охранники, Король, Лекарь и Начальник охраны. Они дружно кричат: «Шайбу! Шайбу! Молодцы!» и хлопают в ладоши. Мудрый Лекарь добавляет бою динамики, носясь по полю битвы с сиреной и мигалкой.
Весь мир у нас в руках!
Мы – звезды континентов!
Разбили в пух и прах
Проклятых конкурентов!
Мы к вам заехали на час:
Привет! Бонжур! Хэллоу!
А ну скорей любите нас,
Вам крупно повезло!
Ну-ка, все вместе
Уши развесьте!
Лучше по-хорошему
Хлопайте в ладоши вы!
ТРУБАДУР (зрителю). Хлопайте! Хлопайте, ребятки! Помогайте нам!
Едва откроем рот,
Как все от счастья плачут,
И знаем наперед –
Не может быть иначе!
Мы к вам заехали на час:
Привет! Бонжур! Хэллоу!
96
А ну скорей любите нас,
Вам крупно повезло!
Ну-ка, все вместе
Уши развесьте!
Лучше по-хорошему
Хлопайте в ладоши вы!
Бой заканчивается полной победой бременских музыкантов. Их соперники полностью разгромлены и упакованы в те самые сундуки, откуда только что чудесным образом появились главные герои великой сказки.
Более того, друзья закончили бой подчеркнутым стоп-кадром: каждый в эффектной позе стоит на своем сундуке.
Немного лирики
ТРУБАДУР. Любимая! Ты свободна!
ПРИНЦЕССА (выбегая из избушки и присоединяясь к Трубадуру). Браво! Браво, любимый!
ТРУБАДУР (зрителям). Почтенная публика, славные жители
города Бремена, вы только что имели честь посмотреть новый музыкальный клип «Бременские музыканты снова в бою». А теперь, извините. Мы не виделись с Принцессой с тех самых пор, как вчера приснились друг другу во сне.
Звучит вступление «Луч солнца золотой». Сверкают звезды, плывут цветные дымы. Трубадур и Принцесса исполняют парный лирический танец, к которому присоединяется пара воздушных гимнастов.
А на экранах порхают амурчики, тонкие девичьи руки обрывают лепестки ромашек и влюбленная пара шагает по зеленому лугу к горизонту, за которым горит огромный полукруг солнца.
ТРУБАДУР. Мы виделись с тобою
В одном прекрасном сне.
ПРИНЦЕССА. С тех пор живу любовью,
И с
ердце шепчет мне.
97
ОБА. Ночь пройдет, наступит утро ясное.
З
наю, счастье нас с тобой ждет!
Н
очь пройдет, пройдет пора ненастная,
С
олнце взойдет!
А вот здесь вместо второго куплета между ними следует диалог.
ПРИНЦЕССА. Любимый! Мне кажется, что мы с тобой не танцуем, а летаем, подобно двум прекрасным птицам.
ТРУБАДУР. А, может, мы и на самом деле летаем, правда?
ПРИНЦЕССА. Правда!
ОБА. Ночь пройдет, наступит утро ясное.
З
наю, счастье нас с тобой ждет!
Н
очь пройдет, пройдет пора ненастная,
С
олнце взойдет!
ТРУБАДУР. А давай?
ПРИНЦЕССА. Давай!
ТРУБАДУР. Поцелуемся?
ПРИНЦЕССА. Поцелуемся!
Сближаются для поцелуя.
Одновременно заканчивается воздушный номер.
Свадебные приготовления
КОРОЛЬ. Стоп-стоп-стоп! А до свадьбы целоваться нельзя!
ТРУБАДУР. А когда можно?
КОРОЛЬ. После свадьбы, в следующем году.
ТРУБАДУР. Это значит, через пять минут.
КОРОЛЬ. Не понял.
ТРУБАДУР. Следующий год начинается через пять минут.
КОРОЛЬ. А свадьба?
ТРУБАДУР. Прям сейчас.
ПРИНЦЕССА. Чтобы успеть до Нового года.
КОРОЛЬ. Какие вы, однако, нетерпеливые. Это же политическое дело. Что скажут жители славного города Бремена?
98
ТРУБАДУР. А вы у них спросите.
КОРОЛЬ (зрителям). О мои верноподданные! Как вы считаете, следует нам играть свадьбу до Нового года? (Отвечают). Не понял, стоит? (Отвечают). Хорошо. Тогда давайте все вместе дружно на чистом немецком языке скажем: «Айн-цвайн, ать-два, бите-дритте, свадьба!». Приготовились… И-и-и…
Чистосердечное раскаяние
Но, как только жители скажут половину фразы, раздастся страшный рев, крышки сундуков откинутся и потрясенным зрителям предстанут рыдающие разбойники.
Друзья Трубадура и охрана рванутся к сундукам восстановить
статус-кво, но остановятся, сраженные следующими откровениями.
РАЗБОЙНИКИ. А-а! Простите нас! Мы больше не будем! Мы
не хотим больше быть разбойниками!
КОРОЛЬ. Ни за что! Вы покушались на королевскую особу! Вы покушались на государственную казну! Казню! Четвертую! Настукаю больно ремнем!
ТРУБАДУР. Одну секунду, Ваше Величество. (Разбойникам).
Вы сказали, что не хотите больше быть разбойниками. А кем вы хотите быть?
АТАМАНША. Я… я хочу быть новогодней Снежинкой! (Рыдает). А-а-а!
РАЗБОЙНИКИ. И мы тогда Снежинками! (Рыдают). А-а-а!
АТАМАНША И РАЗБОЙНИКИ. Мы перевоспитались! (Рыдают). А-а-а!
ТРУБАДУР. Врете вы все, конечно, но… Ваше Величество, может, правда их простим. Новый год все-таки.
ПРИНЦЕССА. Опять же свадьба наша…
КОРОЛЬ. А что скажут жители славного города Бремена?
ТРУБАДУР. А Вы у них спросите.
КОРОЛЬ. О мои верноподданные! Что делать, простить? (Отвечают). Ну, раз народ так считает, прощаю! Амнистия!
99
Всеобщее ликование. Разбойники бросаются в ноги Королю.
КОРОЛЬ (назидательно). Ступайте! Купите себе букварь! Купите себе арифметику! Запишитесь в ботанический кружок! И начните новую жизнь!
Разбойники, постоянно кланяясь, отбывают.
ПРИНЦЕССА. Папа, до Нового года три минуты!
КОРОЛЬ. Ах да, свадьба! Эй, жители славного города Бремена. «Айн-цвайн, ать-два, бите-дритте, свадьба!». Помните? Тогда все вместе: «Три-четыре!».
Ах, эта свадьба…
И сразу же вступает музыка «Куда ты, тропинка, меня привела?». Становится светло и празднично. Рощицы разъезжаются в стороны,
являя зрителю великолепные ряды придворных. Придворные начинают красивый танец, но не все. Некоторые из них занимаются свадебными нарядами Принцессы и Трубадура. На Принцессу надевают фату, на Трубадура – серебряный цилиндр и такой же фрак. При этом придворные поют.
ПРИДВОРНЫЕ. У сказки прелестный
И добрый конец,
Певец и Принцесса
Идут под венец!
Ликует весь город,
Ликует народ,
И скоро, и скоро
Придет Новый год!
Принцесса прекрасна,
Красив Трубадур,
Огромного счастья
Им в Новом году!
А на экране порхающие и воркующие голубки.
КОРОЛЬ. Ах, милые детки,
С
вершилось добро!
100
Прошу вас
, ответьте
Отцу на вопрос:
С
огласны ли стать вы
С
упругами?
ТРУБАДУР И ПРИНЦЕССА. Да! Любить и считаться друг с другом? Всегда!
КОРОЛЬ. Пусть грянут салюты,
П
усть знает страна,
Что с этой минуты
В
ы муж и жена!
Все радостно кричат: «Ура!», а на экране гремят и полыхают салюты.
Куранты
Но внезапно салюты на экране перестают полыхать, уступая
место большим часам, где стрелки вот-вот сойдутся на двенадцати.
Мелодичный звон курантов, играет фрагмент «Свадебного марша» Мендельсона.
ПРИНЦЕССА. Что это?
ТРУБАДУР. Куранты. Старые мудрые бременские куранты играют в нашу честь свадебный марш и готовятся отстучать последние минуты старого года.
ПРИНЦЕССА. Значит, уже можно целоваться?
ТРУБАДУР. Наверное.
КОРОЛЬ. Нет-нет! Только после двенадцатого удара.
ТРУБАДУР. Тогда считаем. (В зал). Эй, маленькие бременцы, помогайте! И-и-и…
Все участники представления вместе с залом считают удары курантов.Но внезапно на одиннадцатом ударе куранты замолкают.
ВСЕ. Эй, куранты! В чем дело?
КУРАНТЫ (улыбаясь). Дело в том, что Его Величество не прав. Для полного счастья поцеловаться нужно точно с 12 ударом. Пусть приготовятся.
101
ТРУБАДУР И ПРИНЦЕССА. Мы готовы!
КУРАНТЫ. Внимание! Бью!
И раздается двенадцатый удар.
Летающие огоньки
Еловые рощицы вспыхивают разноцветными огоньками.
Трубадур и Принцесса целуются.
ВСЕ. Ура-а-а! С Новым годом! С новым счастьем!
Звучит классическая музыка «Jingle Bells». Темнеет. Начинается новогоднее лазерное шоу удивительной красоты, разработать содержание которого автор не в состоянии, но думает, что с этим легко справится режиссер.
На льду появляются и красиво двигаются десятки разноцветных огоньков. Зритель восхищен. Он и не догадывается, что все эти летающие огоньки – всего лишь светящаяся китайская бижутерия, которую, спрятавшись за еловыми рощицами, надели маленькие фигуристки.
Наконец, огоньки сбиваются в стайку. Рассветает, все видят этих прекрасных девочек и аплодируют им.
Плоды перевоспитания
ПРИНЦЕССА. Прекрасно! Прекрасное начало Нового года!
ТРУБАДУР. Да. Только немного жаль, что зима в этом году выдалась бесснежная.
ГОЛОС АТАМАНШИ. Почему это бесснежная? Очень даже снежная!
Слегка темнеет, включается светоэффект летящего снега. На экране возникают красиво падающие снежинки. Раздается вступление к «Песне разбойников». И на сцене появляются четыре очень забавных Снежинки. Это хорошо знакомые нам разбойники, одетые в красивые костюмы. Выглядят они несколько нелепо, зато танцуют и поют искренне.
СНЕЖИНКИ. Мы – веселые Снежинки,
Мы летаем над землей.
Речки, рощи и тропинки
Укрываем с головой.
102
Ой-ёй-ёй! Ой-ёй-ёй!
Укрываем с головой.
Ой-ёй-ёй! Ой-ёй-ёй!
Оп-па!
Если кто-то у нас спросит,
Где у речек голова?
Мы ответим: отойдите,
Не мешайте танцевать!
Трын-трава! Трын трава!
Не мешайте танцевать!
Трын-трава! Трын трава!
Оп-па!
Закружился над планетой
Белоснежный хоровод.
Это значит, значит это,
Это значит – Новый год!
Новый год, Новый год,
Это значит – Новый год!
Новый год, Новый год!
Оп-па!
ВСЕ. Браво! Браво!
Точки над «и»
КОРОЛЬ. Они… они перевоспитались?! Но как? Каким образом?
ТРУБАДУР. Ваше Величество, в этом и состоит великая сила
искусства!
АТАМАНША (в костюме Снежинки). Какое же это счастье – с Нового года начать новую жизнь!
ПРИНЦЕССА. Я с этим согласна! Мне не терпится отправиться
в странствия.
ТРУБАДУР. Да-да, любимая, непременно.
КОРОЛЬ. Дети, одумайтесь! Ну, зачем вам это? У меня прекрасный
103
дворец. У вас будут отличные условия. А вашим друзьям я выделю по три комнаты с кондиционерами и джакузи.
КОТ. Джакузи? А можно, чтобы мое джакузи было всегда наполнено сметаной?
ПЕС. А мое – Педигрином?
ПЕТУХ. А мое – золотистыми зернами?
ОСЕЛ. А мое… а мое…
КОРОЛЬ. А Вам, Ослик, я разрешаю кушать мой газон «Канада Грин», щипать мои орхидеи и настурции.
ОСЕЛ. Интересное предложение.
КОТ, ПЕС И ПЕТУХ. Что скажешь, Трубадур?
ТРУБАДУР. Понимаете, друзья, мы странствуем не просто так,
а затем, чтобы дарить радость людям. А люди рано или поздно нам будут так благодарны, что и у нас появится свой собственный прекрасный дворец, полный сметаны и Педигрина! А Вас, Ваше Величество, мы обязательно будем навещать. Более того, к следующему Новому году привезем подарочек.
КОРОЛЬ. Подарочек? Какой подарочек?
ТРУБАДУР. Маленького внука.
ПРИНЦЕССА (смущена). Ах, Трубадур!
КОРОЛЬ. Мне? Внука? Такого маленького пухленького трубадурчика?
ТРУБАДУР. Да-да, именно такого!
КОРОЛЬ. Это просто замечательно. Но… я даже не знаю, что сказать. Лекарь! Лекарь! Мудрый лекарь!
ЛЕКАРЬ. Слушаю Вас, Ваше Величество.
КОРОЛЬ. Что мне сказать?
ЛЕКАРЬ. Ничего говорить не надо... Посмотрите, как сияют глаза Принцессы. Она явно идет на поправку.
КОРОЛЬ. А дальше?
ЛЕКАРЬ. А дальше время покажет. Доверьтесь ему.
Бременское караоке
ТРУБАДУР. Золотые слова! Ну что, друзья, пора в путь дорогу.
(В зал). Эй, жители славного города Бремена! Знаете ли вы, что
104
такое «караоке»? Прекрасно! А вы умеете петь под караоке?
Великолепно! А вы поможете нам спеть прощальную песенку, главную песенку трубадуров всех времен и народов? Отлично! Тогда внимание на экран! Сейчас там будут появляться слова песни,
и мы будем вам очень благодарны, если вы споете ее вместе с нами.
Согласны? Начали!
И, действительно, все заявленное Трубадуром происходит. На экране появляются слова (режим караоке). Придворные и девочки – огоньки слегка танцуют. А все герои поют вместе с залом.
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги
Нам любые дороги дороги.
А вот здесь Принцесса, Трубадур и его друзья направляются к повозке. Осел впрягается в повозку, остальные усаживаются. Ну а поредевший ряд главных героев смыкается, при этом все они продолжают петь.
Мы свое призванье не забудем,
Смех и радость мы приносим людям.
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою.
А вот здесь повозка трогается с места и движется вдоль зрительских трибун. А на третьем плане взмывает вверх пара воздушных гимнастов.
Наш ковер – цветочная поляна,
Наши стены – сосны-великаны,
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою.
ТРУБАДУР (развернувшись к зрителю). До свидания, славный город Бремен!
ВСЕ (те, кто не на повозке, взявшись за руки). С Новым годом! (Кланяются).
...
Читать дальше ...
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
|