Александр Ульянов, старший брат В.И.Ленина, был гордостью родителей и любимцем всей семьи. Без сомнения, его родители вложили в воспитание сына весь свой богатейший педагогический опыт. Но успеха не достигли. «Не делай себе кумира...» — игнорирование этой ветхозаветной заповеди не только погубило семью успешного чиновника царской России, но и способствовало формированию личности великого революционера-созидателя В.Ленина.
Глава семьи Ульяновых, Илья Николаевич, был бесспорно выдающимся человеком, сделавшим блестящую карьеру на государственной службе в Российской Империи. Будучи сыном ничем не примечательного астраханского портного, он сумел окончить Астраханскую гимназию с серебряной медалью и физико-математический факультет Казанского университета со степенью кандидата математических наук (с отличием). После окончания учебы И.Н.Ульянов работал старшим учителем, затем получил назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, потом стал директором народных училищ Симбирской губернии. В 1877 году получил чин действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство.
Что касается Марии Александровны Ульяновой, матери братьев Ульяновых, то она была совершенно из другой социальной страты, нежели И.Н.Ульянов. Однако и её образование и личный педагогический опыт были весьма значительны. Родители М.А.Ульяновой были из семей весьма образованных инородцев. По национальности отец Марии Александровны (в девичестве Бланк) был немецем или, скорее всего, евреем из Малороссии, принявшим православие. Причем его крестным отцом был граф А.И.Апраксин. Отец М.А.Ульяновой окончил Медико-хирургическую академию, в которую поступил при активном участии министра народного просвещения и духовных дел князя А.Н.Голицына и стал врачом-физиотерапевтом, дослужившимся до чина надворного советника со старшинством (чин, дающий право на получение потомственного дворянства). Мать М.А.Ульяновой происходила из «очень благонадёжной семьи обрусевших немцев Гроссшопфов (Groschopf), представители которой служили в таможенном и почтовом ведомствах Российской империи». М.А.Ульянова получила домашнее образование в имении своего отца, деревне Кокушкино (Казанская губерния), под руководством своей тёти. М.А.Ульянова владела немецким, английским и французским языками, хорошо знала русскую и европейскую литературу, играла на фортепиано, была обучена рукоделию и ведению домашнего хозяйства. Высокое качество образования матери Ленина было подтверждено сдачей ей экзамена на право преподавания, что соответствовало прохождению курса женской гимназии.
Были ли в семье Ульяновых либеральные настроения судить трудно. Скорее нет. Семья Ульяновых жила безбедно и счастливо до 1886 года. В январе того года действительный статский советник И.Н.Ульянов умер, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни.
Александр Ульянов благодаря собственным стараниям и несомненному влиянию родителей получил прекрасное образование. Его научили читать уже в 4-летнем возрасте. В восемь, его домашнее обучение было закончено, и он поступил в гимназию. Начиная с младших классов Александр пользовался большой популярностью в школе. Несомненно это было не только следствием его успехов в учебе, но и того, что его отец был к этому времени уже статским генералом, директором народных училищ Симбирской губернии. Неспроста гимназический выпуск, который состоялся в 1883 году, получил название «класс Ульянова».
Учась в Симбирской классической гимназии, А.Ульянов проявил склонность к естественным наукам, особенно увлекся химией, даже с помощью родителей обзавёлся небольшой домашней лабораторией. Гимназию он окончил с золотой медалью и сразу же поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Учась на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, Александр Ульянов преуспевал — в 1886 году, на третьем курсе, он получил золотую медаль за работу по зоологии беспозвоночных. В 1886 году Александр вступил в студенческое Научно-литературное общество профессора русской литературы и был избран его главным секретарём. Также Ульянов был членом существовавшего при университете экономического кружка. Но А.Ульянов не ограничивал свою жизнь исключительно учебой. В то время студенчество увлекалось революционными идеями. Хотя разгром «Народной воли» несколько угасил этот пыл, находились новые энтузиасты покушения на Царя. Приобщившись к жизни столичного студенчества, исповедующего идеи революционной демократии, Александр стал участвовал в студенческих нелегальных собраниях, демонстрациях, вести пропаганду в рабочем кружке.
Помимо Александра в Санкт-Петербурге в это же время жила старшая из детей четы Ульяновых — Анна. Она успешно окончила Симбирскую Мариинскую женскую гимназию, получив серебряную медаль большого размера и свидетельство Министерства народного просвещения на звание домашней учительницы. В 1883 году Анна уехала учиться на Бестужевские высшие женске курсы в Санкт-Петербург. Так же как и Александр она в 1866 году приняла участие в политической демонстрации, организованной студентами в 25-летнюю годовщину смерти Н.А.Добролюбова. Без сомнения И.Н.Ульянову о «революционных наклонностях» старших детей доложили, наверняка в весьма нелицеприятной форме. Крупный чиновник, орденоносец и генерал несомненно просчитал все возможные последствия этой их активности. Возможно это и стало причиной его безвременной кончины.
Провинциал, привыкший быть во всем первым, А.Ульянов и в «революционной» деятельности стал одним из организаторов ни много ни мало, как «Террористической фракции» мифической партии «Народная воля». Члены студенческого революционного кружка планировали осуществить покушение на Александра III, но оно было предотвращено, а организаторы арестованы. По делу брата Александра Анна Ульянова была также арестована, как участница планировавшегося покушения. В это же время приём на слушательниц на Бестужевские курсы был прекращен и была создана комиссия, которая работала три года, изучая состав слушательниц и их политические настроения.
Мать Ульяновых, как вдова дворянина, действительного статского советника (соответствовал военному чину генерал-майора) и Кавалера Станислава 1-ой степени, использовав все свои связи в элите Империи, добилась аудиенции у Императора. Однако спасти сына ей не удалось. Александр — гордость и любимец всей семьи Ульяновых — был казнен через повешение в 1887 году, а Анна осуждена на 5 лет ссылки, которую отбывала в селе Кокушкино (имении своего деда), Казани и Самаре.
Отдельные обстоятельства этого дела вызывают недоумение. Приговор может показаться слишком суровым. Мотивы личной мести за отца наверняка сыграли тут свою роль в решении Императора. И всё же не совсем ясен его избирательный подход. Из 49 человек человек, задержанных по делу так называемого «Второго 1 марта», представлены к казни были 15, а утверждены Императором к казни лишь пять участников «покушения». Остальные, в том числе Бронислав Пилсудский (старший брат русофоба, будущего диктатора Польши Ю.Пилсудского), подготовивший Александру Ульянову взрывчатку для покушения на царя, были приговорены к различным срокам каторги и дальнейшей ссылке. Некоторые эксперты полагают, что попытка покушения «Террористической фракции» на императора была организована чиновниками Департамента государственной полиции с целью получения наград за верную службу Его Императорскому Величеству и пресечения участия молодежи из «благородных семей» в революционном движении.
После этих драматических событий отношение к Ульяновым в родном им Симбирске резко изменилось. Арест Александра и его казнь испугали провинциальную общественность, а не вызвали сочувствие семье покойного директора губернских народных училищ. Друзья и знакомые стали избегать Ульяновых, но появились новые влиятельные друзья из среды противников царизма. Окружение из верноподданнической режиму сделало семью Ульяновых непримиримым врагом государства.
Чрезмерная жестокость царского режима в отношении наивных подростков оказалась катастрофическим просчетом, приведшим в итоге царский режим к бесславному концу и ввергнувший Россию в кровавую Гражданскую войну.
На аудиенции, данной М.А.Ульяновой, Александр III якобы упрекнул её в плохом воспитании детей, в том, что она не знает своего сына. Император был прав. Семейное воспитание сделало А.Ульянова обычным провинциальным амбициозным «ботаником», стремившимся всегда быть первым. Попав в новую для него примитивную социальную среду, мастерски описанную Ф.Достоевским в «Бесах», он, стремясь быть лидером, напрочь теряет всё то, чему его учили в семье, становится личностью, враждебной той социальной среде, в которой воспитывался. Александр Ульянов не сумел разобраться в хитросплетениях новой для себя среды, выработать стратегию и тактику эффективного поведения. А вот его младший брат, Владимир Ульянов (Ленин), сумел в этом достичь грандиозного успеха, пойдя другим путем.