Главная » 2018 » Октябрь » 23 » Супрематизм
23:23
Супрематизм
<

***

***

***

Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов Казимиром Малевичем.

 

 

Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линииквадратакруга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Казимир Малевич, Атлеты (1932)

На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню supremus, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы.

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 года, когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат», влияние супрематизма испытали такие художники, как Ольга РозановаЛюбовь ПоповаИван КлюнНадежда УдальцоваАлександра ЭкстерНиколай СуетинЛазарь ХидекельИван ПуниНина ГенкеАлександр ДревинАлександр Родченко и многие другие. В 1919 году Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства). Председателем Творкома (Творческого комитета) УНОВИСа был Лазарь Хидекель.

В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР, эти идеи нашли своё воплощение в архитектуредизайнесценографии.

 

Публикации

Книги

  • Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910—1930. — London: Thames and Hudson, 1982.
  • Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.Языки русской культуры, 2001. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7859-0117-X.
  • Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — М.: Архитектура-С, 2007. — 520 с. — ISBN 978-5-9647-0139-2.
  • Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8.
  • Искусство супрематизма / Ред.-сост. Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде. — 280 с. — 300 экз. — ISBN 978-86-6153-111-8.
  • Lazar Markovich Khidekel. Suprematism and Architecture. Leonard Hutton Galleries, New York, 1995ю Selim Khan-Magomedov: “The Suprematist Architecture of Lazar Khidekel”, Regina Khidekel: “Lazar Markovich Khidekel. A Remembrance; Development of art Education at UNOVIS; Chronology.
  • Malevich’s Circle. Confederates. Students. Followers in Russia 1920s-1950s. The State Russian Museum, Palace Edition, St. Petersburg, 2000
  • Alla Efimova. Surviving Suprematism: Lazar KhidekelJudah L. Magnes Museum, Berkeley CA, 2004. Catalog: Article - Alla Efimova, Conversation: Alla Efimova, Mark and Regina Khidekel
  • S. O. Khan-Magomedov. Lazar Khidekel (Creators of Russian Classical Avant-garde series)M., 2008 (Russian), 2010 (English)
  • Lazar Khidekel and Suprematism. Prestel Publishing inc, 2014. Regina Khidekel, Editor; Charlotte Douglas, Tatiana Goriatcheva, Magdalena Dabrowski, Irina Karasik, Constantin Boym, Alla Rosenfeld, Margarita Shtiglitz, Boris Kirikov
  • Masterpieces of Lazar Khidekel on Google Arts & Culture[2].

Статьи

  • Азизян И. А. Парадоксы 30-х гг.: идеи синтеза, бытие супрематизма // Вопросы искусствознания. — 1996. — № 1. — С. 142—170.
  • Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры / Под ред. И. А. Бондаренко. — М.УРСС, 2002. — Вып. 3: Желаемое и действительное. — ISBN 5-8360-0043-3.
  • Горячева Т. В. Супрематизм и социум // Супремус № 1. — 1992.
  • Горячева Т. В. Супрематизм и неопластицизм: две концепции высшей реальности // Сообщения ГТГ. — М., 1995.
  • Горячева Т. В. Супрематизм и конструктивизм. К истории полемики // Вопросы искусствознания. — 2003. — № 2.
  • Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — С. 66—138. — ISBN 978-5-9208-0363-4.
  • Дуглас Шарлотта. Мах, материя и Малевич: Супрематизм как искусство ощущений // Авангард и остальное: Сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса. — М.Три квадрата, 2013. — С. 603—622. — ISBN 978-5-94607-172-7.
  • Жадова Л. А. «Супрематический ордер» // Проблемы истории советской архитектуры. — М., 1983. — Вып. 6.
  • Иньшаков А. Н. Ларионов и Малевич: лучизм и супрематизм // Н. Гончарова, М. Ларионов: Исследования и публикации. Сборник статей / Комиссия по изучению искусства авангарда 1910—1920-х гг.. — М.Наука, 2001. — С. 3—21. — ISBN 5-02-022615-7.
  • Ковтун Евгений. Путь Малевича. / К. Малевич. Каталог выставки. М., 1988. С. 153—173.

 

q: Супрематизм в Викицитатнике
commons: Супрематизм на Викискладе

***

***

***

Просмотров: 339 | Добавил: iwanserencky | Теги: Супрематизм, Искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: