Главная » 2016 » Апрель » 14 » С мечтой о космосе
02:48
С мечтой о космосе

"Буран", "Мрия", история, космическое освоение     28 января 2011г.книга

О крыльях космических

Советский многоразовый космический корабль Буран..jpg

Буран - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования...Buran 1.jpg

Буран - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования....jpg

Буран - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования... (2).jpg

Пилотируемый орбитальный корабль Буран..jpg
       Буран — орбитальный корабль-ракетоплан советской   многоразовой транспортной космической системы , созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из двух реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК, «Буран» был ответом на аналогичный американский проект «Спейс шаттл». Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем «Энергия», стартовавшим с площадки 110 космодрома Байконур. Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Данный факт вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Над акваторией Тихого океана «Буран» сопровождал корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский».На этапе посадки не обошлось без чрезвычайного происшествия, которое, однако, в результате только подчеркнуло успех создателей программы. На высоте порядка 11 км "Буран", получивший с наземной станции информацию о погодных условиях в месте посадки, неожиданно для всех совершил резкий манёвр. Корабль описал плавную петлю с разворотом на 180º (изначально заходя на посадочную полосу с северо-западного направления, корабль сел, зайдя со стороны ее южного конца). Как позже выяснилось, из-за штормового ветра на земле автоматика корабля приняла решение дополнительно погасить скорость и зайти по наиболее выгодной в новых условиях траектории посадки.В момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе началась паника, ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нем были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса). Однако, заместитель Главного конструктора НПО "Молния" по лётным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблём на участке снижения и посадки, принял решение подождать, и ситуация разрешилась благополучно.В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».При внешнем сходстве с американским «Шаттлом» орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и наземного Комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел». Изначально система автоматической посадки не предусматривала перехода на ручной режим управления. Однако  пилоты-испытатели и космонавты потребовали у конструкторов включить ручной режим в систему управления посадкой.

****                                                                                                                                                                                 ... Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта многоразового космического корабля«Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах. Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.
Буран - космический корабль.jpg

Самолет, АН-225, Мрия, Челнок Буран.jpg

Самолёт, Мрия, АН-225 .jpg

Мрия самый большой самолёт в мире..jpg

Грузовой самолёт Ан-225 на авиашоу Фарнборо-1990.jpg

Мрия самый большой самолёт в мире..jpg

 

АН-225 «Мрія» и «Буран»                  

Ан-225 «Мрия» (укр. Mрія: «Мечта») —советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Является самым большим самолётом в мире.

Самолёт был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе (руководитель проекта — В. И. Толмачёв) в19841988 годах. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года.

Орбитальный корабль Буран.jpg

Самолет, АН-225, Мрия, Челнок Буран, Старт..jpg

Буран - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования... (3).jpg

Буран - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования...bbur 141.jpg

...Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.

Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга достаточно уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы дало ему определённые качества универсального транспортного самолёта.

*****

...Ан-225 представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич» разработки ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко.

Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной на 2-й палубе — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз.

Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Самолёт способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.

Самолёт Ан-225 «Мрия» имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планёра, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолётом Ан-124-100 («Руслан»). 


Буран. Технические характеристики      

  • Длина — 36,4 м,
  • Размах крыла — около 24 м,
  • Высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м,
  • Стартовая масса — 105 т,
  • Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т при взлёте, до 20 т при посадке.  В носовой отсек Бурана вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей, для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры, для обеспечения полёта в составе ракетно-космического комплекса, автономного полёта на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше 70 м3.        Буран имеет треугольное крыло с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие после возвращения в плотные слои атмосферы и при посадке — руль направленияэлевоны и аэродинамический щиток.

Две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Выполняется манёвр возврата или выхода на одновитковую траекторию.

Впервые в практике двигателестроения была создана объединённая двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и т. д.

Бортовой комплекс управления состоит примерно из пятидесяти программных систем, на базе компьютера IBMSystem/370. Часть системных команд из IBM-набора S/370 не была реализована, в то же время было добавлено много оригинальных команд общего назначения, не имеющих аналогов в IBM-наборе. На борту корабля находилось два комплекта БЦВМ «Бисер-4» по четыре аппаратно-параллельных компьютера и аппаратного компаратора, допускающего автоматическое отключение подряд двух компьютеров в случае аварийных результатов (4 основных + 4 резерв)

         ...Применение компьютерных технологий, разработанных в СССР, позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объёмом около 100 Мб. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает его аварийное возвращение на землю в автоматическом режиме.

Первостепенное значение для успешного преодоления гравитационно обусловленных термических и пневматических нагрузок, возникающих при прохождении корабля в плотных слоях атмосферы, имеет его защитная обшивка. Ряд научно-исследовательских организаций страны получил задание по разработке огнеупорных материалов, соответствующих в характеристиках стойкости этим экстремальным техническим условиям. Институту химии силикатов (Санкт-Петербург), в числе других учреждений выполнявшему эти работы, была доверена роль их координации, а общее руководство осуществлял выдающийся физико-химик М. М. Шульц


Конструкция Бурана, компоновка . armin 05m.jpg

Аэродром «Юбилейный», космодром Байконур, 13 мая 1989 г. транспортировка «Мрiи» с «Бураном» после первого совместного испытательного полета. grach 125.jpg

Конструкция Бурана, компоновка. buran 1s.jpg

Конструкция Бурана, компоновка. main_3Db_1000 (1).jpg

Митинг, посвященный окончанию сборки первого самолета Ан-225 Мрiя. г.Киев, цех КМЗ, 30 ноября 1989 г. 30-11-1988.jpg

Посадка авиационного комплекса Мрия-Буран в Ле-Бурже..jpg

Разворот еще безымянного Ан-225 вечером 29 ноября 1988 г. mria18.jpg

Самолет Ан-225 Мрия. mria1s.jpg


Самолет Ан-225 Мрия. mria2s2.jpg

Транспортировка консоли крыла Ан-225 с завода-изготовителя (ТАПОиЧ) на сборку в Киев на специальной трехкилевой модификации Ан-22 Антей. an-22.jpg

Установка Бурана на Мрию на площадке перегрузки посадочного комплекса Байконура 11 мая 1989 г Фото из архива В.Выгодского, Киев. mria 14.jpg

Установка Бурана на Мрию в мае 1989 г. Хорошо видно, что даже после перемещения Бурана вперед Мрия почти упирается крылом в опоры ПУА-100.Фотография Сергея Грачева .jpg

15 ноября 1988 года в Советском Союзе проведены успешные испытания корабля Буран.jpg

205 минут полета корабля Буран стали оглушительной сенсацией. .....jpg

БелАЗ-6411 буксирует советский многоразовый орбитальный корабль Буран ..jpg

Мемуары Анатолия Вовнянко                       

 ...В 1985 году на Политбюро ЦК КПСС было принято решение о развертывании работ по постройке самолета Ан-225. ...Я с 1982 года работал ведущим конструктором в службе ведущих по самолету  Ан-70. ... велись поиски, кто бы мог создать и возглавить группу ведущих по самолету Ан-225. ...В августе 1985 года ПВ подписал приказ о  моем назначении...  ... был подписан  жесткий и нереальный срок. Но все восприняли это спокойно и все графики, которые мы создавали, предусматривали постройку самолета за два с половиной года - к лету 1988 года. Всего планировали построить два самолета: один летный экземпляр и второй для прочностных испытаний. ...В создании, постройке, летных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч ученых, конструкторов, инженеров, военных, летчиков, рабочих и других специалистов бывшего СССР, и невозможно в короткой статье, к сожалению, перечислить их всех. Всем им низкий поклон и огромное спасибо!

Анатолий Вовнянко, один из конструкторов самолёта Ан-225. vovnyanko 19.jpg

Служба ведущих конструкторов по самолету Ан-225. vovnyanko 02.jpg          *****

Американская многоразовая космическая система Space Shuttle в полете. sts135-s-155.jpg          

                

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

 

 ПОДЕЛИТЬСЯ

 

 

   ***            

 

Апрельский берег солнечно встречал,
Тропа у моря изгибалась…
Педаль крутилась, Весну глаз замечал,
И уходила прочь, зимы усталость.

И звук, и цвет, всё о Весне вещало.
Мы развели в лесочке свой костёр.
И ждали кони путь, его, опять, начало.
Огонь взыграл… благословение простёр…

И прошлое, и Небылое, в тот миг соединилось,
Когда Природы дух улыбкой одарил,
И небо новым ликом приоткрылось,
Со знаком мощных, белых крыл…

Путь нескончаем, мы в дороге,
Уходим, конь несёт, цветы нам у тропы.
Заминка небольшая на пороге…
И дальше, дальше! Где не был след стопы.

На апрельских берегах, на своих родных ногах...

Иван Серенький


***





***
***

***

Просмотров: 1765 | Добавил: iwanserencky | Теги: Буран, Мрия, в День космонавтики, фото из интернета, 12 апреля, О крыльях космических, космонавтика, авиационно-космическая техника | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: