Главная » 2020»Июнь»14 » Однако... Прозерпина. Данте Габриэль Россетти
22:23
Однако... Прозерпина. Данте Габриэль Россетти
***
***
***
Этот образ прекрасной затворницы, заточенной в тисках между любовью и неизбежностью, стал для стареющего гения Россетти практически наваждением, как и та, которая его вдохновила ...
Прозерпина (дренеримский аналог Персефоны) - богиня пробуждения и весны, дочь богини земли и плодородия Цереры. Она была похищена богом Подземного мира Плутоном, который задумал взять красавицу в жены. Верховный бог (и по-совместительству отец красавицы) Юпитер узнал о коварном плане и повелел Плутону отпустить юную богиню домой, но коварный бог Подземного мира уговорил девушку съесть в его царстве несколько зерен граната.
Этот фрукт стал роковым т. к., согласно законам Подземного царства, тот, кто вкусил плоды этой земли, должен тут и остаться. Но, поскольку девушка не съела плод целиком, а только шесть его зерен, совет богов постановил, что она будет жить в Подземном мире лишь пол года (шесть месяцев - по числу съеденных зернышек) - зиму и осень, а на время лета и весны - станет возвращаться на землю к матери.
Этот миф был широко известен и очень популярен у прерафаэлитов. Суинберн посвятил Прозерпине один из своих самых известных поэтических гимнов. Похищение Прозерпины писали Уолтер Крейн и Валентин Принсеп, да и многие другие. Но едва ли в мировом художественном фонде найдется картина, посвященная юной богине, которая будет более широко известна, чем "Прозерпина" Данте Габриэля Россетти.
Похищение Прозерпины. Валентайн Кэмерон Принсеп.
Работа Россетти над "Прозерпиной" (или одержимость ею) началась в 1870 году. Этот образ преследовал художника долгие годы. Последнюю из "Прозерпин" он закончил писать за два месяца до своей смерти. Но история этой картины началась много раньше. Это случилось в 1857 году, когда юные "братья" прерафаэлиты задумали "утереть нос" Королевской Академии и взялись за роспись залов Оксфордского союза.
Работа оказалась много сложнее, чем рассчитывали амбициозные юноши и вместо напряженной работы молодые люди проводили время в свое удовольствие. В один из таких вольных вечеров Данте Габриэль Россетти, Уильям Моррис и еще пара вольных художников отправились в местный театр. Там-то художники и заприметили невероятной красоты девушку - высокую, статную, с огромной копной густо-черных волос. "Братья" не отличались скромностью и, не долго думая, они не только свели с красавицей знакомство, но и договорились о том, что девушка станет моделью для пары - тройки картин.
Красавицу звали Джейн Бердан. Ей было всего лишь 17 лет и она была дочкой местного конюха. Девушка с радостью согласилась позировать для художников. Как она впоследствии признавалась, главным образом потому, что ей приглянулся бойкий и словоохотливый Данте Габриэль.
Но как раз он был не свободен. Художника связывали длинные и сложные отношения с Элизабет Сиддал, на которой он, спустя пару лет, и женился. Джейн тоже вышла замуж за менее привлекательного и галантного, но куда более состоятельного чем Россетти, Уиляма Морриса.
Брак Данте и Лиззи не был удачным. В 1862 году Элизабет умерла, а Россетти впал в длительный алкогольно-мистический транс. Состояние художника было настолько пугающим, что друзья практически взяли его на поруки. И друзьями этими были не кто-нибудь, а чета Моррисов.
Годы и деньги изменили Джейн. Из хорошенькой простушки она превратилась в настоящую светскую даму - умело одевалась, говорила на нескольких языках, прекрасно играла на фортепиано, могла поддержать разговор на любую тему от погоды до политики. В ее доме бывали художники, писатели и дипломаты и все без исключения восторгались ее стилем, вкусом и красотой. Поговаривали даже, что Бернард Шоу писал свою Элизу Дулиттл (героиня пьесы "Пигмалион") именно с нее.
Эта-то женщина и "пробудила" Россетти - вернула его из мистического полузабытья в "мир живых". Между ними вспыхнул роман, результатом которого стали недоумение друзей, горе близких и пара десятков прекрасных картин, самая известная из которых - "Прозерпина".
На протяжении нескольких лет Россетти писал ее снова и снова. Прекрасную, печальную, без кандалов заточенную и, вместе с тем, наделенную мистической, необоримой властью над самим царем Аида. Едва ли сам художник знал, в которую из них - живую или воображаемую - он был влюблен.
Россетти писал свою "Прозерпину" едва ли не во всех техниках - в карандаше, пастели, масле и акварели, пытаясь подобрать для картины максимально эффектные цвета и размер. Но композиция работы всегда оставалась практически неизменной. Это всегда монопортрет. Героиня заперта в узком пространстве, ее роскошные волосы распущены, тяжелые одежды ниспадают драпированными складками.
Здесь, как и всегда у Россетти, все не случайно. Каждый предмет наполнен особым смыслом. Прозерпина держит в руках роковой гранат - он уже надкушен и она словно прозревает те последствия, которые будут иметь эти шесть съеденных зерен. Плющ на стене и, скользящий рядом с ним, луч света символизируют воспоминания Прозерпины о земле, ее надежду на возвращение. А курящийся подле нее фимиам - это знак ее власти над Подземным миром и его владыкой.
Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1882 г. Бирмингемский музей, (Великобритания).
Поздние версии картины Россетти дополнил сонетом собственного сочинения:
О светлый день, на краткий миг пролей
Свой бледный луч в забытый уголок
Моей темницы - в горестный чертог!
Цветущей Энны и родных полей
Не стоит плод, что у моих очей
Похитил свет небес. Полны тоски
Луга Аида. О, как далеки
Былые дни от будущих ночей!
Как далека я от себя самой —
Витаю в мыслях где-то, знака жду
И сердцем слышу, как, томясь в бреду,
Душа другая шепчет, скрыта тьмой:
«Как тяжек, Прозерпина, твой покой!
О, горе! Не избыть твою беду».
Джейн пережила их обоих - и мужа, и любовника. Шумный успех прерафаэлитов, постигший течение уже после того, как "братья" первой волны отошли в мир иной, достался именно ей. Она умерла в 1914 году, почтенной матроне было к тому времени 74 года, но благородство осанки и роковой взгляд она сохранила навсегда. Источник : https://zen.yandex.ru/media/the_last_romantics_brotherhood/obrechennaia-na-bessmertie-5ebea235ec0f7529ba5ebe49 Обреченная на бессмертие | Братство последних романтиков Обреченная на бессмертие | Братство последних романтиков
***
***
***
Лени Рифеншталь и Хорст Кеттнер
В 70 лет знаменитый режиссер познакомилась с оператором Хорстом Кеттнером, который был младше на.... 42 года. Он не знал о былой славе Лени и пришёл наниматься к ней в экспедицию в Африку в качестве автомеханика и ассистента оператора. В результате этого творческого союза появились два альбома о нубийцах, а между Лени и Хорстом завязался роман.
Они прожили вместе 30 лет. Лени Рифеншталь умерла в 101 год, а Хорст Кеттнер больше никогда не женился.
Эдит Пиаф и Теофанис Ламбукас
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Она влюбилась в 27-летнего Теофаниса Ламбукаса, когда ей самой было уже 47. Он был парикмахером, она – настоящей звездой. Он пришёл навестить её в госпиталь, где певица проводила в последние годы по несколько месяцев подряд. Он совершенно покорил её уже в тот миг, когда появился на пороге её палаты с куклой в руках и пообещал Пиаф: этот талисман непременно принесёт ей удачу. А после приходил к ней каждый день и вскоре сделал предложение.
Она не хотела принимать его предложение, ссылаясь на слишком большую разницу в возрасте. Но Теофанис убедил Пиаф. 9 октября 1962 года состоялась их свадьба, а 10 октября 1963 глаза Эдит Пиаф закрылись навсегда. После её ухода Тео лишился квартиры из-за миллионных долгов певицы. Спустя семь лет он погиб в автомобильной катастрофе.
Анна Керн и Александр Марков-Виноградский
Героиня стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Дама такая...яркая и неоднозначная :-) И она была совершенно несчастлива в первом браке, более того, супруга своего, Ермолая Керна, Анна не переносила на дух. После того как она ушла от мужа и после череды ярких романов стала отверженной в обществе.
Ей было 36, когда в неё влюбился 16-летний кадет Первого Петербургского кадетского корпуса, её собственный троюродный брат Александр Марков-Виноградский. После того, как скончался законный муж Анны Керн, она смогла выйти замуж за возлюбленного и, наконец, обрести своё счастье. Они прожили вместе 40 лет и покинули этот мир с разницей в четыре месяца, сначала Александр Марков-Виноградский, а затем и его супруга.
Троньё старше супруга на 24 года. Кроме того, когда-то она была учительницей английского языка в колледже La Providence, где будущий Президент Франции учился. Их отношения стали развиваться после совместной работы над школьной театральной постановкой, когда 15-летний Эмманюэль влюбился в педагога. Чуть позже Макрон дал слово женится на учительнице.
Родители из-за этого даже отправили его учиться в другой город. Но в год 18-летия Эмманюэля Брижит рассталась со своим мужем и стала жить с Макроном.Правда идти за него замуж не соглашалась 10 лет... она не соглашалась. Но в 2007 году Эмануэль Макрон официално назвал Брижит Троньё своей женой.
Агата Кристи и Макс Маллоуэн
Знаменитая автор детектива была старше своего второго мужа Макса Маллоуэна на 14 лет. Когда они познакомились на раскопках в Уре, ей было уже 40, а ему – 26 лет. Но он увлёк ее археологией. Они прожили вместе 46 лет и Кристи была счастлива, да и супруг её был вполне доволен жизнью.
Когда же писательница скончалась в 1976 году, Макс Маллоуэн, выдержав год траура, женился вновь, в этот раз на своей ровеснице и коллеге Барбаре Паркер. Правда, спустя два года он скоропостижно скончался.
***
***
***
***
Наталья Кончаловская и Сергей Михалков
Разница была в 10 лет. Жизнь двух писателей никогда не была простой, а характер у Сергея Михалкова был очень сложным. Но супругам удалось прожить вместе больше полувека и стать родителями Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.
Наталья Кончаловская скончалась в 1988 году, а спустя 9 лет после её ухода Сергей Михалков женился во второй раз. Его женой стала физик Юлия Субботина, и в этот раз жена оказалась младше на 48 лет. С ней Михалков прожил 12 лет, до самой своей смерти.
- А сейчас, господа, начальник Лаборатории Чистого Разума профессор Аутлуков покажет вам свои последние работы. - пухлый экскурсовод повлёк группу проверяющих к лабораторным столам. уставленным пробирками. - Алексан Константиныч, давай! Чё тут у тебя в тарелке?
- Это не тарелка. Это чашка Петри.
- Да, хоть кружка Эсмарха! - весело пошутил экскурсовод. - Есть у тебя чистая посуда?
- Вон, пробирки только что из стерилизатора.
Пухлый вынул из внутреннего кармана пиджака неимоверного цвета бутыль и разлил её содержимое по пробиркам.
- Пьёмте ж таки, господа. Лучший коньяк в Натуре!
Гости разобрали пробирки и не без удовольствия накатили. Аутлуков выпил тоже, потом посмотрел сквозь остатки на свет. Затем капнул в оставшуюся каплю какое-то вещество, отчего содержимое зашипело, заискрило, пробирка затряслась у него в руках, зазвенела и, наконец, лопнула.
- Ну, ты, это, Аутлуков, - дёрнул его за рукав экскурсовод. - Харе ерундой заниматься. Давай, покажи гостям свою сенсационную находку. Специально пришли на тебя посмотреть, не ударь в грязь лицом. А сейчас, - продолжил он, обернувшись к гостям. - Профессор покажет вам и нам своё знаменитое изобретение! Встречайте: говорящие блохи!
- Пришедшие зааплодировали.
- Какие блохи? - сердито перебил Аутлуков. - Блохи, это позавчерашний день! К тому ж, эка невидаль, говорящие! Говорить и диктор в телевизоре может и блогерша в стриме, а я вам покажу гораздо интереснее! Думающие! Причём, даже не блохи, а микробы! - Аутлуков жестом указал на чашку Петри, которую экскурсовод назвал кружкой Эсмарха. - Вот, товарищи, прошу: несколько месяцев назад мы вырастили в лабораторных условиях колонию думающих микробов. На питательную среду поместили обычных стафилококков, которых бомбардировали искусственно созданным вирусом, который должен был запустить в микроорганизмах определённые изменения.
- И изменения запустились?
- Изменения запустились. В течение нескольких поколений микробы с искусственно изменённой дизоксирибонуклеиновой кислотой создали культуру, науку, музыку и философию. На сегодняшний день они обладают развитым понятийным аппаратом и стройной системой представлений об окружающем мире. Справедливости ради, надо сказать, что их представления об окружающем мире зачаточны и представляют собой во многом мифическое, не объективное мировосприятие. Так, в частности, они считают, что живут не на плоской чашке Петри в идеальных условиях моего рабочего стола, а на шарообразной планете, которая имеет вокруг себя атмосферу и вращается вокруг звезды третьей величины. Себя они считают венцом природы, развившимся в результате эволюции, длившейся миллионы лет и смеются над теми, которые предполагают, что были созданы сравнительно недавно единомоментным актом творения. Ну, и, конечно, самые хитрые из них придумали себе многотысячелетнюю историю, наполненную событиями и персонажами, которых, само собой, никогда не было и быть не могло.
- Ах как интересно! - воскликнул один из проверяющих. - И каково же будет применение этих микробов в народном хозяйстве? Вы научите их преобразовывать вещества, бороться с болезнями?
- Вот ещё. - ответил Аутлуков. - Они так-то ни на что другое не способны, кроме как жрать, да думать. Чисто гуманитарная криворукая цивилизация, возможная исключительно в тепличных условиях, когда им три раза в день дают тёплый питательный раствор.
- Не понимаю. А зачем тогда Вы их создали?
- Чисто по приколу. Вот, мой одноклассник Несравненнов, как в отставку ушёл, так, увлёкся живописью по маковым зёрнам, а я, вот, его переплюнуть решил. Согласитесь, прикольно вышло?
- Прикольно, но, что вы дальше собираетесь делать с этой, как Вы утверждаете, бесполезной культурой?
- Как что? Покажу Несравненнову, наслажусь чувством морального превосходства над этим ремесленником и отправлю в мойку - чашки Петри у нас в Натуре в дефиците.
Рыбка умерла. Она безучастно дрейфовала кверху брюшком у самого дна. А ведь ничего не предвещало беды. Ещё утром миниатюрная самочка весело нарезала круги по периметру аквариума, каталась на пузырьковой струйке воздуха из компрессора, гонялась за сородичами. И вдруг такой неожиданный финал.
Возле погибшей рыбки отчаянно метался самец. Он пытался оживить подругу — подталкивал её безжизненное тело рыльцем, подкидывал кверху, теребил за плавники. Устав, он ненадолго затихал и неподвижно замирал рядом. А потом опять продолжал свои бесполезные реанимационные действия.
Другим рыбкам было всё равно. Они продолжали резвиться, перекапывали песок в поисках еды и не обращали никакого внимания на неподдельные страдания самца.
Дохлую рыбку хозяева аквариума попытались выловить сачком. Но самец воинственно топорщил плавники и отталкивал тельце суженой от ненавистного обруча с сеткой.
Ему дали время попрощаться. А он вдруг будто бы всё понял. В последний раз завис над неживым телом любимой. И уплыл под большую раковину.
До конца своей короткой рыбьей жизни он просидел в этом тесном укрытии, периодически выплывая из него, чтобы слегка подкрепить силы остатками пищи на дне аквариума.
И вы до сих пор думаете, что у рыб короткая память?
Как всякая начальническая система иерархическая система власти основана на том, что чем выше ее член поднимается по иерархической лестнице, тем меньше у него становится обязанностей и всё больше привилегий. Можно сказать, что идеалом чиновника является возможность меньше работать и больше с этого иметь. С этим согласны и сами представители государственной машины. Но они говорят, что хоть обязанностей становится меньше, но возрастает ответственность. Позвольте, однако, с этим не согласиться.
Данное утверждение ни на чём не основано и нет достаточного количества примеров из исторического прошлого. Здесь мы говорим именно о верхушке власти, не беря в расчет чиновников рангом ниже. Там ситуация немного иная, так как их частенько делают «козлами отпущения», чтобы отвести главный удар. Чаще всего верхушку власти привлекал к ответственности возмущенный их «деяниями» восставший народ, или это происходило под воздействием внутригосударственных интриг. Что касается ответственности по закону, то это никогда не происходит применительно к ним. И можно сказать, что их никогда не привлекут к ответу, ведь суды полностью связаны с государственным аппаратом, а, как известно, - «ворон ворону глаз не выклюет».
Сама же государственная машина построена так, что всякое уважение, основное чувство в справедливом и равноправном обществе, отсутствует совершенно, так как чувство было заменено на понятие, на понятие — авторитет. Да и как может быть иначе? Ведь для нижестоящего чиновника, старающегося подняться вверх по иерархической лестнице, каждый вышестоящий чиновник всегда оказывается препятствием, и ему всегда нужно ждать пока тот не поднимется выше, или, наоборот, скатится вниз, чтобы освободить ему свое место, что возможно и часто делается под воздействием внутри-аппаратных интриг. Тоже самое относится и к чиновникам, стоящим с ним на одном уровне. Он все время настороже, чтобы кто-то другой не воспользовался его промашками или бездействием в интригах, и не обошел бы его. Но, что самое худшее, так это то, что вся эта чиновничья система извращает всякого человека, даже наделенного недюжинным талантом или высоко ценимыми людьми достоинствами. Через совсем непродолжительное время ему приходится натянуть на себя футляр посредственности — должность чиновника, а оказавшись в нем он уже не имеет право проявлять человечность, отзывчивость, не прописанным в должностном регламенте, а должен следовать четким инструкциям, контролирующим каждый его шаг, все равно, хорошо или плохо он к ним относится. И, если, поняв, что он из человека превратился в деталь механизма, страшного и бесчувственного, он сразу же не вырвется из пределов безжалостных к нему и к любому другому шестеренок этой машины, он сам станет столь же безжалостным, а талант поможет подняться выше скорее остальных, и, берегись тогда каждый!, он постарается подмять под себя все, до чего сможет дотянуться, устроит законы так, что они будут, насколько возможно, полезны ему и его деятельности.
Подводя итог вышесказанному, хочу обратить ваше внимание на непреодолимые закономерности, свойственные всем известным способам авторитарного управления людьми: государственная власть, церковная иерархия, мафиозные структуры, нелегальная тюремная иерархия заключенных, воинская иерархия и т.д. Все они, самой своей сущностью, всегда подминают под себя человека, тормозят, насколько возможно, его личный почин; не признают и всячески борются с любыми посягательствами на их авторитет, и мгновенно становятся безжалостными тиранами, как только угнетенные массы проявляют признаки возмущения.
Сергей Аникин
15.02.12
P. S. Хотелось бы добавить, что основным способом борьбы с засильем иерархических структур в эпоху пассивности народных масс являются шаги по децентрализации, федерализации существующих систем.
Сегодня день рождения у моего друга, известного украинского художника Игоря Галана. Я поздравляю его с этим знаменательным днем и желаю новых творческих успехов, конечно же, здоровья, и много много удачи. так как она нужна нам всем и всегда! Ещё раз, с Праздником!
Ниже два небольших видео, которые я снял у Игоря в студии в прошлые годы.
Беспощадное время летит мимо нас,
Унося наши младость, надежды и славы,
Нас самих сокрушая в назначенный час,
Не щадя никого, ни людей, ни державы.
От кипенья страстей и от дерзких побед
Ничего не останется, смыто годами,
Только воспоминаний тускнеющий след
Словно парус мелькнёт, исчезая в тумане.
Лишь три качества красят стареющий лик -
Доброта бесконечная, мудрость и воля.
А без них он становится страшен и дик,
И никем не любим - незавидная доля.
Молодым - не познать, старым - сил уже нет,
Поздно что-то менять, находясь у заката …
Так сумей, пока в силах, расслышать совет
Старой мудрости, юною бывшей когда-то.